Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

стандарт СПО Хоровое дирижирование 6.10

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального…

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций
хормейстер, преподаватель" (с изменениями и дополнениями)
С изменениями и дополнениями от:
29 июля 2021 г.

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3
июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33,
ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил
разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в
них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38,
ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с
присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 января 2011 г. N 34 "Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 073502 Хоровое дирижирование" (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 10 мая 2011 г., регистрационный N 20696).
Министр

Д.В. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2015 г.
Регистрационный N 36825
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по специальности
53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер, преподаватель"
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34)
С изменениями и дополнениями от:
29 июля 2021 г.
ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований при
реализации образовательных программ среднего профессионального образования в области
искусств, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего
общего образования, по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование для профессиональной
образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые

08.12.20211

Система ГАРАНТ

1/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального…

имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки
специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации
(далее - образовательная организация).
1.2. Образовательные программы среднего профессионального образования в области
искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего
общего образования, по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование реализуются в целях
создания условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих
выдающимися творческими способностями в области музыкального искусства, в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования, обеспечивающим получение основного общего образования, среднего общего
образования и среднего профессионального образования.
Информация об изменениях:

Пункт 1.3 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
1.3. Право на реализацию образовательной программы среднего профессионального
образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного
общего и среднего общего образования, по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование имеет
образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление
образовательной деятельности.
Возможна
сетевая
форма
реализации
образовательной
программы
среднего
профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными
программами основного общего и среднего общего образования с использованием ресурсов
нескольких образовательных организаций. В реализации образовательной программы среднего
профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными
программами основного общего и среднего общего образования, с использованием сетевой формы
наряду с образовательными организациями также могут участвовать организации культуры,
медицинские организации, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами,
необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и
осуществления иных видов образовательной деятельности, предусмотренных образовательной
программой среднего профессионального образования, интегрированной с образовательными
программами основного общего и среднего общего образования.
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее
компонентов организуется в форме практической подготовки.
Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 1.4 с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29
июля 2021 г. N 503
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы
осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с
учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей
программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы*(1).
Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 1.5 с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29
июля 2021 г. N 503
1.5. При разработке образовательной программы среднего профессионального образования в
области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и
среднего общего образования по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением
квалификаций хормейстер, преподаватель, образовательная организация формирует требования к
результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных

08.12.20211

Система ГАРАНТ

2/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального…

стандартов, перечень которых представлен в приложении к настоящему федеральному
государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ИОП в ОИ - образовательная программа среднего профессионального образования в области
искусств, интегрированная с образовательными программами основного общего и среднего общего
образования;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
УД - учебная дисциплина;
ОД - общеобразовательная дисциплина;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ИОП в ОИ допускается только в образовательной организации.
Информация об изменениях:

Пункт 3.2 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
3.2. Срок получения СПО по ИОП в ОИ по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование
углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемые квалификации приводятся в
Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ИОП в ОИ
начальное общее образование

Наименование квалификации
углубленной подготовки
Хормейстер, преподаватель

Срок получения СПО по ИОП
в ОИ углубленной подготовки
в очной форме обучения*(2)
6 лет 10 месяцев

Информация об изменениях:

Пункт 3.3 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
3.3. Прием на обучение по ИОП в ОИ по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование
проводится на основании результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения
соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального
образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области
музыкального искусства и физическими данными. Порядок отбора лиц для приема на обучение по
ИОП в ОИ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

08.12.20211

Система ГАРАНТ

3/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального…

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования*(3).
Информация об изменениях:

Пункт 3.4 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
3.4. При приеме на обучение по ИОП в ОИ, требующим у поступающих наличия
определенных творческих способностей, проводятся вступительные испытания в порядке,
установленном в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"*(4).
Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает вступительные
испытания, позволяющие определить музыкально-слуховые и голосовые данные абитуриента,
музыкальную память, координационно-ритмические способности, а также уровень
подготовленности в области исполнительства на фортепиано и музыкально-теоретических знаний.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Информация об изменениях:

Пункт 4.1 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
4.1. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие ИОП в
ОИ, могут осуществлять профессиональную деятельность: 01 Образование и наука; 04 Культура,
искусство*(5).
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
музыкальные произведения различных эпох и стилей;
музыкальные инструменты;
творческие коллективы;
детские школы искусств по видам искусств, другие образовательные организации
дополнительного
образования,
общеобразовательные
организации,
профессиональные
образовательные организации;
образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств по видам искусств,
других образовательных организациях дополнительного образования, общеобразовательных
организациях, профессиональных образовательных организациях;
слушатели и зрители театров и концертных залов;
театральные и концертные организации;
организации культуры, образования.
4.3. Хормейстер, преподаватель готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Дирижерско-хоровая деятельность (репетиционная и концертная деятельность в
качестве руководителя хора, хормейстера, артиста хора, ансамбля в концертно-театральных
организациях).
4.3.2. Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в
детских школах искусств по видам искусств, других образовательных организациях
дополнительного
образования,
общеобразовательных
организациях,
профессиональных
образовательных организациях).
V. Требования к результатам освоения образовательной программы среднего
профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными
программами основного общего и среднего общего образования

08.12.20211

Система ГАРАНТ

4/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального…

Информация об изменениях:

Пункт 5.1 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
5.1. Хормейстер, преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в
себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Использовать личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
основной образовательной программы основного общего образования в профессиональной
деятельности.
ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные
обучающимися в ходе освоения учебных предметов, в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
ОК 12. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты
антикоррупционного поведения.
ОК
13.
Использовать
знания
по
финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
5.2. Хормейстер, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Дирижерско-хоровая деятельность.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях
концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически работать над подбором и совершенствованием исполнительского
репертуара.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для достижения
художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального произведения.
ПК 1.5. Использовать возможности технических средств звукозаписи в исполнительской
деятельности, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения,
применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар в соответствии с
программными требованиями.

08.12.20211

Система ГАРАНТ

5/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального…

ПК 1.8. Сохранять и развивать исторические традиции русской хоровой музыки, культуры
хорового пения.
Информация об изменениях:

Подпункт 5.2.2 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г.
N 503
См. предыдущую редакцию
5.2.2. Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских
школах искусств по видам искусств, других образовательных организациях дополнительного
образования,
общеобразовательных
организациях,
профессиональных
образовательных
организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и
музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания,
методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе
полученные результаты для коррекции собственной деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания хорового пения и
дирижирования.
ПК 2.6. Использовать методы и приемы работы с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. Создавать
педагогические условия для формирования и развития у обучающихся самоконтроля и самооценки
процесса и результатов освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
ПК 2.9. Осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями)
обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении
задач обучения и воспитания.
VI. Требования к структуре образовательной программы среднего профессионального
образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами
основного общего и среднего общего образования
6.1. ИОП в ОИ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общеобразовательного;
общего гуманитарного и социально-экономического;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
Учебный цикл среднего общего образования состоит из учебных дисциплин и профильных
учебных дисциплин.
6.2. Обязательная часть профессионального учебного цикла ИОП в ОИ должна составлять
около 90 процентов от общего объема времени, отведенного на его освоение. Вариативная часть
(около 10 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и
компетенций, определяемых содержанием обязательных дисциплин (модулей), позволяющих
08.12.20211

Система ГАРАНТ

6/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального…

обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной
деятельности и (или) продолжения профессионального образования.
Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части
определяются образовательной организацией.
Общеобразовательный учебный цикл состоит из предметных областей, учебных дисциплин
и профильных учебных дисциплин.
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл состоит из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального
модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися
профессиональных модулей проводятся учебная и производственная (по профилю специальности)
практики.
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла
ИОП в ОИ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных
дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык",
"Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ИОП в ОИ углубленной подготовки
должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов
на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 академических часов, из них на
освоение основ военной службы - 48 академических часов.
Информация об изменениях:

Пункт 6.4 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ИОП в ОИ и трудоемкости
ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица
соответствует 36 академическим часам.

08.12.20211

Система ГАРАНТ

7/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

Таблица 2
Структура образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированной с
образовательными программами основного общего и среднего общего образования углубленной подготовки
Индекс

ОД.01

ОД.02

08.12.20211

Наименование программ, предметных
областей, учебных циклов, разделов, модулей,
требования к знаниям, умениям,
практическому опыту

Всего
максимально
й учебной
нагрузки
обучающегос
я
Общеобразовательный
учебный
цикл,
5558
реализующий федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего
образования
Общеобразовательный
учебный
цикл,
1176
реализующий федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего
образования.
Предметные результаты освоения основной
образовательной программы устанавливаются
для учебных предметов на базовом и
углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной
образовательной программы для учебных
предметов на базовом уровне ориентированы
на
обеспечение
преимущественно
общеобразовательной
и
общекультурной
подготовки.
Предметные результаты освоения основной

Система ГАРАНТ

В том числе
часов
обязательных
учебных
занятий

Индекс и
наименование
предметных
областей, учебных
предметов,
дисциплин

Код формируемой
компетенции

4180

ОК 2-4, 6, 8, 10, 12
ПК 1.3, 1.4, 2.8

784

ОК 11-13,
ПК 1.1-1.6, 2.8

8/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

образовательной программы для учебных
предметов
на
углубленном
уровне
ориентированы
преимущественно
на
подготовку
к
последующему
профессиональному образованию, развитие
индивидуальных способностей обучающихся
путем
более
глубокого,
чем
это
предусматривается базовым курсом, освоения
основ наук, систематических знаний и
способов действий, присущих данному
учебному предмету.
Предметные
результаты
освоения
интегрированных
учебных
предметов
ориентированы на формирование целостных
представлений о мире и общей культуры
обучающихся путем освоения систематических
научных знаний и способов действий на
метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной
образовательной
программы
должны
обеспечивать
возможность
дальнейшего
успешного профессионального обучения или
профессиональной деятельности.
Учебный план профиля обучения и (или)
индивидуальный учебный план должны
содержать 11 (12) учебных предметов и
предусматривать изучение не менее одного
учебного предмета из каждой предметной
области, определенной Стандартом, в том
числе общими для включения во все учебные
планы являются учебные предметы "Русский
язык", "Литература", "Иностранный язык",

08.12.20211

Система ГАРАНТ

9/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

ОГСЭ 00.

08.12.20211

"Математика", "История" (или "Россия в
мире"), "Физическая культура", "Основы
безопасности
жизнедеятельности",
"Астрономия".
Обязательная часть учебных циклов ИОП в ОИ
Общий
гуманитарный
и
социально-экономический учебный цикл
В результате изучения обязательной части
учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться
в
наиболее
общих
философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основе
формирования
культуры
гражданина
и
будущего специалиста; выстраивать общение
на основе общечеловеческих ценностей;
демонстрировать гражданско-патриотическую
позицию;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной
картин мира;
об условиях формирования личности, свободе
и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий;
уметь:

5064
510

Система ГАРАНТ

3422
340
ОГСЭ 01.
Основы философии

ОК 1, 3-8, 12

ОГСЭ 02. История

ОК 1, 3, 4, 6, 8, 12,

10/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

ориентироваться
в
современной
экономической, политической и культурной
ситуации в России и мире;
выявлять
взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых
социально-экономических, политических и
культурных проблем;
аргументированно
обосновывать
свою
позицию по правовым вопросам, возникающим
в процессе противодействия коррупции;
демонстрировать гражданско-патриотическую
позицию;
знать:
основные направления развития ключевых
регионов мира на рубеже веков (XX и XXI);
сущность
и
причины
локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные
процессы
(интеграционные,
поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития
ведущих государств и регионов мира;
назначение
Организации
Объединенных
Наций, Организации Североатлантического
договора, Европейского Союза и других
организаций и основные направления их
деятельности;
о роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых
и законодательных актов мирового и

08.12.20211

Система ГАРАНТ

13

11/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

регионального значения;
уметь:
применять техники и приемы эффективного
общения в профессиональной деятельности;
использовать
приемы
саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного
общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания,
ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов;
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном
языке на профессиональные и повседневные
темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты
профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и
письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200-1400 лексических единиц) и
грамматический минимум, необходимый для
чтения и перевода (со словарем) иностранных
текстов профессиональной направленности;
уметь:

08.12.20211

Система ГАРАНТ

ОГСЭ 03.
Психология
общения

ОК 1-9, 12
ПК 2.1.- 2.9.

ОГСЭ 04.
Иностранный язык

ОК 4-6, 8, 9
ПК 2.8.

ОГСЭ.05.

ОК 2-4, 6, 8

12/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

П.00
ОП.00

08.12.20211

использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных
целей;
знать:
о
роли
физической
культуры
в
общекультурном,
профессиональном
и
социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
Профессиональный учебный цикл
Общепрофессиональные дисциплины
В результате изучения обязательной части
учебного
цикла
обучающийся
по
общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
сольфеджировать
одноголосные-четырехголосные музыкальные
примеры;
сочинять подголоски или дополнительные
голоса
в
зависимости
от
жанровых
особенностей музыкального примера;
записывать
музыкальные
построения
в
соответствии с программными требованиями,
используя навыки слухового анализа;
гармонизировать мелодии в различных стилях
и жанрах, включая полифонические жанры;
слышать и анализировать гармонические и
интервальные цепочки;
доводить предложенный мелодический или
гармонический фрагмент до законченного
построения;
применять навыки владения элементами

Физическая
культура

4554

Система ГАРАНТ

3082
ОП.01.
Сольфеджио

ОК 1-5, 8, 9, 10, 11
ПК 1.1, 1.3, 1.5,
2.2, 2.7, 2.9.

13/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

музыкального языка на клавиатуре и в
письменном виде;
выполнять теоретический анализ музыкального
произведения;
знать:
особенности
ладовых
систем;
основы
функциональной гармонии; закономерности
формообразования;
формы развития музыкального слуха: диктант,
слуховой анализ, интонационные упражнения,
сольфеджирование.
уметь:
выполнять
гармонический
анализ
музыкального произведения, характеризовать
гармонические
средства
в
контексте
содержания музыкального произведения;
применять изучаемые средства в упражнениях
на
фортепиано,
играть
гармонические
последовательности в различных стилях и
жанрах;
применять изучаемые средства в письменных
заданиях на гармонизацию;
знать:
выразительные
и
формообразующие
возможности гармонии через последовательное
изучение гармонических средств.
уметь:
выполнять
гармонический
анализ
музыкального произведения, характеризовать
гармонические
средства
в
контексте
содержания музыкального произведения;
применять изучаемые средства в упражнениях

08.12.20211

Система ГАРАНТ

ОП 02.
Элементарная
теория музыки

ОК 1-9
ПК 1.1, 1.4, 2.2,
2.7., 2.9.

ОП.03.
Гармония

ОК 1-9
ПК 1.1, 1.4, 2.2,
2.7.

14/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

на
фортепиано,
играть
гармонические
последовательности в различных стилях и
жанрах;
применять изучаемые средства в письменных
заданиях на гармонизацию;
знать:
выразительные
и
формообразующие
возможности гармонии через последовательное
изучение
гармонических
средств
в
соответствии с программными требованиями;
уметь:
выполнять анализ музыкальной формы;
рассматривать музыкальное произведение в
единстве содержания и формы;
рассматривать музыкальные произведения в
связи с жанром, стилем эпохи и авторским
стилем композитора;
знать:
простые и сложные формы, вариационную и
сонатную форму, рондо и рондо-сонату;
понятие о циклических и смешанных формах;
функции частей музыкальной формы;
специфику формообразования в вокальных
произведениях.
уметь:
делать компьютерный набор нотного текста в
современных программах;
использовать программы цифровой обработки
звука;
ориентироваться в частой смене компьютерных
программ;
знать:

08.12.20211

Система ГАРАНТ

ОП.04.
Анализ
музыкальных
произведений

ОК 1-9
ПК 1.1, 1.4, 2.2,
2.4, 2.7.

ОП.05.
Музыкальная
информатика

ОК 1-9
ПК 1.3, 1.8, 2.5

15/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

способы использования компьютерной техники
в сфере профессиональной деятельности;
наиболее
употребимые
компьютерные
программы для записи нотного текста;
основы MIDI-технологий.
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по
защите работающих и населения от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для
снижения уровня опасностей различного вида
и их последствий в профессиональной
деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия массового
поражения; применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных
специальностей и самостоятельно определять
среди
них
родственные
полученной
специальности;
применять профессиональные знания в ходе
исполнения обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии с
полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения
и саморегуляции в повседневной деятельности
и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую (доврачебную) медицинскую
помощь;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов

08.12.20211

Система ГАРАНТ

68

ОП.06.
Безопасность
жизнедеятельности

ОК 1-9
ПК 1.1-2.9.

16/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

ПМ.00

08.12.20211

экономики, прогнозирования развития событий
и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных
ситуациях
и
стихийных
явлениях, в
том числе в
условиях
противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и
их
последствия
в
профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
основы
военной
службы
и
обороны
государства;
задачи и основные мероприятия гражданской
обороны; способы защиты населения от
оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения, состоящих на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений,
в
которых
имеются
военно-учетные специальности, родственные
специальностям СПО;
область применения
получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок
и
правила
оказания
первой
(доврачебной) медицинской помощи.
Профессиональные модули

Система ГАРАНТ

17/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

ПМ.01.

08.12.20211

Дирижерско-хоровая деятельность
В результате изучения профессионального
модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
работы хормейстера с хоровыми коллективами
различных составов;
чтения с листа хоровых партитур в
соответствии с программными требованиями;
аккомпанемента на фортепиано ансамблевому
и хоровому коллективу;
составления плана, разучивания и исполнения
хорового произведения;
исполнения партий в составе вокального
ансамбля и хорового коллектива;
уметь:
читать с листа свою партию в хоровом
произведении средней сложности;
исполнять
свою
партию
в
хоровом
произведении с соблюдением основ хорового
исполнительства;
исполнять на фортепиано хоровые партитуры
для различных типов хоров "a'capella" и с
сопровождением, транспонировать;
исполнять любую партию в хоровом
сочинении;
дирижировать
хоровые
произведения
различных
типов:
"a
capella"
и
с
сопровождением,
исполняемых
концертмейстером
на
фортепиано,
с
одновременным пением хоровых партий;
анализировать
эмоционально-образное
содержание хорового произведения;

Система ГАРАНТ

МДК.01.01.
Дирижирование.
Чтение хоровых
партитур
МДК.01.02.
Фортепиано.
Аккомпанемент и
чтение с листа
МДК.01.03.
Постановка голоса.
Вокал. Вокальный
ансамбль
МДК.01.04.
Хоровой класс

ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.8, 2.1
-2.9

18/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

определять жанр, форму, стиль хорового
письма,
вокально-хоровые
особенности
партитуры,
музыкальные
художественно-выразительные средства;
выявлять трудности исполнения хоровых
сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские);
применять навыки игры на фортепиано в
работе над хоровыми произведениями;
организовывать работу детского хорового
коллектива
с
учетом
возраста
и
подготовленности певцов;
создавать
хоровые
переложения
(аранжировки); пользоваться специальной
литературой;
согласовывать
свои
исполнительские намерения и находить
совместные художественные решения;
работать в составе хоровой партии в различных
хоровых коллективах;
знать:
репертуар
средней
сложности
хоровых
коллективов различного типа, включающий
произведения важнейших жанров (оратории,
кантаты, мессы, концерты, поэмы, сюиты);
вокально-хоровые
особенности
хоровых
партитур;
художественно-исполнительские возможности
хорового коллектива;
основные этапы истории и развития теории
хорового исполнительства;
методику работы с хором;
основные исторические этапы развития
музыкального образования в России и за

08.12.20211

Система ГАРАНТ

19/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

ПМ.02

08.12.20211

рубежом;
творческие и педагогические школы;
специфику работы с детским хоровым
коллективом;
наиболее известные методические системы
хорового образования (отечественные и
зарубежные);
профессиональную
терминологию;
особенности работы в качестве артиста
хорового коллектива;
основные принципы хоровой аранжировки.
Педагогическая деятельность
В результате изучения профессионального
модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации обучения обучающихся с учетом
базовых основ педагогики;
организации обучения обучающихся игре на
инструменте с учетом их возраста и уровня
подготовки;
организации
индивидуальной
художественно-творческой работы с детьми с
учётом
возрастных
и
личностных
особенностей;
уметь:
делать педагогический анализ ситуации в
исполнительском классе;
использовать теоретические сведения о
личности и межличностных отношениях в
педагогической деятельности;
пользоваться специальной литературой;
делать
подбор
репертуара
с
учетом

Система ГАРАНТ

МДК 02.01.
Педагогические
основы
преподавания
творческих
дисциплин
МДК 02.02.
Учебно-методическ
ое обеспечение
учебного процесса

ОК 1-9
ПК 2.1-2.9

20/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

индивидуальных особенностей ученика;
знать:
основы теории воспитания и образования;
психолого-педагогические особенности работы
с детьми дошкольного и школьного возраста;
требования к личности педагога;
основные исторические этапы развития
музыкального образования в России и за
рубежом;
творческие и педагогические исполнительские
школы;
современные методики обучения игре на
инструменте;
педагогический репертуар детских школ
искусств по видам искусств;
профессиональную терминологию;
порядок ведения учебной документации в
образовательных
организациях
дополнительного
образования
детей,
общеобразовательных организациях;
технику и приемы общения (слушания,
убеждения)
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных особенностей собеседников;
особенности организации педагогического
наблюдения, других методов педагогической
диагностики,
принципы
и
приемы
интерпретации полученных результатов;
требования охраны труда при проведении
учебных
занятий
в
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность, и вне организации (на выездных
мероприятиях).

08.12.20211

Система ГАРАНТ

21/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

УП.00

ПП.00
ПП.01
ПП.02
ПДП 00
ПА 00
ГИА 00
ГИА 01
ГИА 02
ГИА 03

08.12.20211

Вариативная часть учебных циклов ИОП в ОИ
(определяется образовательной организацией
самостоятельно)
Учебная практика

Всего часов обучения по учебным циклам ИОП
в ОИ
Производственная практика (по профилю
специальности)
Исполнительская практика
Педагогическая практика
Производственная практика (преддипломная)
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Подготовка выпускной квалификационной
работы
Защита выпускной квалификационной работы
"Дирижирование и работа с хором"
Государственный экзамен "Постановка голоса.
Вокал. Вокальный ансамбль" "Педагогическая

450

300

1144

810

13392

9496

15 нед.
13 нед.
2 нед.
2 нед.

УП.01. Хоровая
исполнительская и
концертная
практика
УП.02. Практика
работы с хором.
Аранжировка для
ансамбля и хора
УП.03. Учебная
практика по
педагогической
работе

ОК 1-9
ПК 1.1 -1.8, 2.1 2.9

ОК 1-9
ПК 1.1 - 1.8,
2.1-2.9
ОК 1-9
ПК 1.1 - 1.8;
2.1-2.9

14 нед.
4 нед.
1 нед.
1 нед.
1 нед.

Система ГАРАНТ

22/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего…

ГИА 04

08.12.20211

деятельность"
Государственный
экзамен
по
профессиональному модулю "Педагогическая
деятельность"

1 нед.

Система ГАРАНТ

23/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении…

Таблица 3
Срок получения СПО по ИОП в ОИ углубленной подготовки в очной форме обучения
составляет 356 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам ИОП в ОИ, включая основное общее и
среднее общее образование
Учебная практика
Производственная практика (преддипломная)
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Каникулы
Итого

248 нед.
15 нед.
2 нед.
14 нед.
4 нед.
73 нед.
356 нед.

VII. Требования к условиям реализации образовательной программы среднего
профессионального образования в области искусств, интегрированной с образовательными
программами основного общего и среднего общего образования
7.1 Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ИОП в ОИ в
соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ИОП в ОИ.
Перед началом разработки ИОП в ОИ образовательная организация должна определить ее
специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и
работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и
знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны
соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной
программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными
работодателями.
При формировании ИОП в ОИ образовательная организация:
имеет право с учетом специфики работы с одаренными детьми и их ранней
профессионализацией использовать для формирования профессиональных компетенций и развития
творческих способностей обучающихся программы учебных предметов, входящих в предметные
области "Искусство" и "Технология", и курсов внеурочной деятельности;
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть
профессионального учебного цикла ИОП в ОИ, увеличивая при этом объем времени, отведенный
на учебные предметы, дисциплины и междисциплинарные курсы обязательной части, либо вводя
новые дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули в соответствии с
потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ИОП в ОИ с учетом запросов работодателей, особенностей
развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках,
установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех учебных предметов, дисциплин и
профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения:
компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана использовать средства психолого-педагогической поддержки и консультационной
помощи обучающихся;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с
совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании

08.12.20211

Система ГАРАНТ

24/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении…

индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для
всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся,
способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая
развитие школьного и студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе
общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в
образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных
симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных
тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и
развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Информация об изменениях:

Пункт 7.2 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
7.2. При реализации ИОП в ОИ обучающиеся имеют академические права и обязанности в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"*(6).
Информация об изменениях:

Пункт 7.3 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
7.3. В случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной
образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего
образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную
образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого
обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по
образовательным программам основного общего образования*(7).
7.4. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических
часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет
от 36 до 40 академических часов в неделю, включается в расписание учебных занятий и в учебную
нагрузку преподавателя.
7.6. Утратил силу с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N
503
Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию
7.7. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных
аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных
занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть
учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на
изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Консультации для обучающихся предусматриваются образовательной организацией из
расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый семестр учебного года, в том числе в период
реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Формы
проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются
образовательной организацией.
Информация об изменениях:

Пункт 7.10 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N
503
08.12.20211

Система ГАРАНТ

25/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении…

См. предыдущую редакцию
7.10. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(8).
7.11. При разработке ИОП в ОИ образовательная организация имеет право ежегодно
определять объем времени по учебным предметам, дисциплинам и профессиональным модулям
ИОП в ОИ в зависимости от содержания наиболее востребованных видов профессиональной
деятельности, определяемых потребностями работодателей. Объем времени, отведенный на
изучение дисциплины, не может быть менее 32 часов.
7.12. Образовательная организация должна обеспечивать подготовку специалистов на базе
учебного хора. При необходимости, учебные коллективы могут доукомплектовываться
приглашенными артистами, но не более чем на 20 процентов.
7.13. Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального
учебного цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых, ансамблевых и индивидуальных
занятий.
Организация приема по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование осуществляется
при условии формирования групп следующим образом:
групповые занятия - не более 25 человек из обучающихся данного класса (курса);
по дисциплинам "Музыкальная литература", "Народная музыкальная культура" - не более 15
человек;
мелкогрупповые занятия - от 2 до 8 человек;
индивидуальные занятия - 1 человек.
7.14. При реализации ИОП в ОИ необходимо планировать работу концертмейстеров из
расчета 100 процентов количества времени (по дисциплине "Дирижирование" - 200 процентов),
предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по междисциплинарным курсам
профессиональных модулей, требующим сопровождения концертмейстера:
Дирижирование. Чтение хоровых партитур;
Хоровой класс;
Постановка голоса. Вокал. Вокальный ансамбль,
а также по дисциплинам и междисциплинарным курсам вариативной части
профессионального модуля "Дирижерско-хоровая деятельность".
На дисциплины учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера (практика
работы с хором, учебная практика по педагогической работе, исполнительская и концертная
хоровая практики), необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившейся
традиции и методической целесообразности, но не более 50 процентов от объема времени,
отведенного на аудиторные занятия по данному виду практики.
Информация об изменениях:

Пункт 7.15 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N
503
См. предыдущую редакцию
7.15. Практика является обязательным разделом ИОП в ОИ. Она представляет собой вид
учебной деятельности, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку обучающихся.
При реализации ИОП в ОИ предусматриваются следующие виды практик: учебная и
производственная, которые реализуются в форме практической подготовки.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и
преддипломной практики.
Производственная (по профилю специальности) и учебная практики проводятся
образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в
рамках профессиональных модулей и могут реализовываться рассредоточено, чередуясь с
теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной
организацией по каждому виду практики.
08.12.20211

Система ГАРАНТ

26/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении…

Учебная практика (исполнительская) проводится рассредоточенно по всему периоду
обучения в форме учебно-практических аудиторных занятий, дополняющих междисциплинарные
курсы профессионального модуля "Дирижерско-хоровая деятельность"*(9).
Учебная практика по педагогической работе проводится под руководством преподавателя с
детьми со 2 по 4 классы, обучающимися в образовательных организациях, реализующих
дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств, а
также с обучающимися самой образовательной организации.
Производственная практика (по профилю специальности) включает исполнительскую и
педагогическую практики:
исполнительская практика проводится рассредоточение в течение всего периода обучения и
представляет собой самостоятельную работу обучающихся и подготовку концертных выступлений
обучающихся под руководством педагога;
педагогическая практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в виде
ознакомления с методикой обучения работе с хоровым коллективом, в форме наблюдательной
практики.
Производственная практика (по профилю специальности) должна проводиться в
организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки
обучающихся.
Базами педагогической практики должны быть детские школы искусств по видам искусств,
другие образовательные организации дополнительного образования, общеобразовательные
организации, профессиональные образовательные организации.
Производственная практика (преддипломная) проводится рассредоточенно в течение двух
последних семестров в форме практических занятий под руководством преподавателя с целью
подготовки выпускной квалификационной работы. Производственная практика (преддипломная)
включает практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной
итоговой аттестации.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании)
результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций или самой
образовательной организации.
7.16. Реализация ИОП в ОИ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими
высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным
для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла.
Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 90
процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной
образовательной программе.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может
быть заменено преподавателями, имеющими СПО и государственные почетные звания в
соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими СПО и стаж
практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.
7.17. Психолого-педагогические условия реализации ИОП в ОИ должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся,
педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической
культуры, дифференциация и индивидуализация обучения);

08.12.20211

Система ГАРАНТ

27/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении…

вариативность
форм
психолого-педагогического
сопровождения
участников
образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, поддержка одаренных
детей, просвещение).
Информация об изменениях:

Пункт 7.18 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N
503
См. предыдущую редакцию
7.18. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован
печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по
каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по
каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, а также издания
музыкальных произведений, сборники и хрестоматии, партитуры, клавиры оперных, хоровых и
оркестровых произведений, предусмотренные примерной ИОП в ОИ.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена
печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25
процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть
обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными при
необходимости для обучения указанных обучающихся.
Информация об изменениях:

Пункт 7.19 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N
503
См. предыдущую редакцию
7.19. Прием на обучение по ИОП в ОИ за счет бюджетных ассигнований федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является
общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(10). Финансирование
реализации ИОП в ОИ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных
нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.20. Образовательная организация, реализующая ИОП в ОИ, должна располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и
практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной
практики,
предусмотренных
учебным
планом
образовательной
организации.
Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
русского языка и литературы;
математики и информатики;
иностранных языков;
истории, географии и обществознания;
физики;
химии и биологии;
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
мировой художественной культуры;

08.12.20211

Система ГАРАНТ

28/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении…

музыкально-теоретических дисциплин;
музыкальной литературы.
Учебные классы:
для групповых и индивидуальных занятий;
для занятий хорового класса со специализированным оборудованием;
для занятий по дисциплине "Дирижирование", оснащенные зеркалами и двумя роялями,
для проведения ансамблевых занятий.
Спортивный комплекс: спортивный зал;
абзац утратил силу с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г.
N 503
Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию
Залы:
концертный зал от 100 посадочных мест с концертными роялями, пультами и
звукотехническим оборудованием;
малый концертный зал от 30 посадочных мест с концертными роялями, пультами и
звукотехническим оборудованием;
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека,
фильмотека, просмотровый видеозал), соответствующие профилю подготовки.
Реализация ИОП в ОИ в области искусств должна обеспечивать:
выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент
практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной
соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в
зависимости от специфики вида деятельности.
Для проведения занятий по дисциплине "Музыкальная информатика" образовательная
организация должна располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными
компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить
каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом
изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом
лицензионного программного обеспечения.
Образовательной организацией должны быть обеспечены условия для содержания,
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
7.21. Реализация ИОП в ОИ осуществляется образовательной организацией на
государственном языке Российской Федерации.
Реализация ИОП в ОИ образовательной организацией, расположенной на территории
республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики
Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.
Реализация ИОП в ОИ образовательной организацией на государственном языке республики
Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской
Федерации.
VIII. Оценка качества освоения образовательной программы среднего профессионального
образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами
основного общего и среднего общего образования

08.12.20211

Система ГАРАНТ

29/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении…

8.1. Оценка качества освоения ИОП в ОИ должна включать текущий контроль
успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по учебным предметам, каждой дисциплине и профессиональному модулю
разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения
обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям соответствующей ИОП в ОИ (текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания,
практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и
междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по
профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения
работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным
курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве
внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов).
Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по
профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности
образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться
работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух
основных направлениях:
оценка уровня освоения учебных предметов, дисциплин, междисциплинарных курсов,
практик;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
Информация об изменениях:

Пункт 8.5 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной
итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам*(11).
Информация об изменениях:

Пункт 8.6 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы и государственные экзамены. Обязательное требование - соответствие
тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей.
При реализации ИОП в ОИ государственная итоговая аттестация включает:
выпускную квалификационную работу - "Дирижирование и работа с хором";
государственный экзамен по междисциплинарному курсу "Постановка голоса. Вокал.
Вокальный ансамбль";
государственный экзамен по профессиональному модулю "Педагогическая деятельность".
Информация об изменениях:

08.12.20211

Система ГАРАНТ

30/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении…

Пункт 8.7 изменен с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
8.7. Обучающиеся, освоившие ИОП в ОИ, проходят в установленном в соответствии с
частью 14 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в
Российской Федерации"*(12) порядке государственную итоговую аттестацию, завершающую
освоение образовательной программы основного общего образования, и государственную
итоговую аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы
среднего профессионального образования.
______________________________
Информация об изменениях:

Сноски изменены с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29 июля 2021 г. N 503
См. предыдущую редакцию
*(1) Часть 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).".
*(2) Независимо от применяемых образовательных технологий.
*(3) Часть 13 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165;
2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263;
2015, N 1, ст. 42, ст. 53).
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,
ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19,
ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53.
*(5) Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов
профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779), с изменением, внесенным приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г.,
регистрационный N 46168).
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,
ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19,
ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53.
*(7) Часть 15 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165;
2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263;
2015, N 1, ст. 42, ст. 53).
*(8) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13,
ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30,
ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1,
ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687;
N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27,
ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006,
N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123;
N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45,

08.12.20211

Система ГАРАНТ

31/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении…

ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235;
2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51,
ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011,
N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50,
ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23,
ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 26 , ст. 3365;
N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923, ст. 6924).
*(9) Дисциплины учебной практики представлены в разделе VI. Требования к структуре
образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств,
интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего
образования, таблица 2.
*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,
ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19,
ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53.
*(11) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165;
2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263;
2015, N 1, ст. 42, ст. 53).
*(12) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,
ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19,
ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53.
Информация об изменениях:

Приложение дополнено приложением с 1 ноября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 29
июля 2021 г. N 503
Приложение
к федеральному государственному
образовательному стандарту по специальности
53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением
квалификаций хормейстер, преподаватель,
утвержденному приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 30 января 2015 г. N 34
Перечень
профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности
выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по
специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование с присвоением квалификаций хормейстер,
преподаватель
Код
профессионального
стандарта
01.003

08.12.20211

Наименование профессионального стандарта
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28
августа 2018 г., регистрационный N 52016)

Система ГАРАНТ

32/33

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 января 2015 г. N 34 "Об утверждении…

08.12.20211

Система ГАРАНТ

33/33


Наверх

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

 

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».