Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Сольфеджио

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сольфеджио» разработана
на основе:
• Федерального
государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 53.02.06
Хоровое дирижирование;
• Основной
образовательной
программы
начального
общего
образования ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»;
• Учебного плана ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой
колледж»;
• Плана внеурочной деятельности ГБПОУ СО «Свердловский мужской
хоровой колледж».
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО, обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Раздел I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• применять теоретические знания, связывая их со слуховыми
впечатлениями;
• писать правильно ноты, длительности;
• сольфеджировать одноголосные двухголосные примеры;
• интонационно чисто петь гаммы, примеры и упражнения;
• слышать другие голоса в хоровом звучании;
• удерживать свою мелодию;
• записывать звучащую мелодию;
• петь любую из выученных песен с текстом или нотами;
• хлопать ритмический рисунок. Прочитать ритм. Записать его;
• анализировать музыкальный материал на слух;
• слышать и анализировать интервалы и аккорды, а так же их
последовательности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• теоретические сведения: звукоряд, гамма, ступени, тоника, мажорминор,
интервалы,
ключевые
знаки, консонанс-диссонанас
метроритм, транспонирование, канон;
• музыкальные термины;
• динамические оттенки
Выпускник научится:
• сольфеджировать
одноголосные,
двухголосные
музыкальные
примеры;
• записывать музыкальные построения элементарной трудности с
использованием навыков слухового анализа;
• слышать и анализировать интервалы и аккорды, аккордовые и
интервальные цепочки;
• применять первичные теоретические знания;
• использовать профессиональную музыкальную терминологию;
• осуществлять анализ элементов музыкального языка;
• использовать навыки чтения и интонирования нотного текста,
включая ориентацию в тональностях до четырех знаков;

•

применять навыки вокального исполнения музыкального текста путем
индивидуального и ансамблевого сольфеджирования, чтения с листа;
• запоминать и воспроизводить усвоенные вокально-интонационные
модели и мелодии музыкальных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
• применять первичные навыки и умения по сочинению музыкального
текста;
• использовать приобретенные вокально-интонационные навыки в
процессе работы над хоровой музыкой разных жанров и стилевых
направлений.
Основная задача курса – развитие музыкального слуха как способности музыкального
мышления – включает в себя множество конкретных специальных задач: развитие
различных сторон музыкального слуха, творческой фантазии, памяти и вкуса; воспитание
навыков сольфеджирования, слухового анализа, а также приобретение учащимися
музыкально-теоретических знаний,использование различных видов деятельности в
творческих заданиях, все занятия проходят в творческой и игровой форме.

Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Форма проведения занятий - групповые занятия.
Для реализации задач курса используются следующие методы:
• словесный (объяснение);
• игровой (сюжетный, игры – соревнования)
• наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация);
• практический (работа на инструменте, интонационные упражнения );
• аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Указанные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач курса и основаны на сложившихся традициях практики
преподавания музыкально –теоретических дисциплин.
Основные виды деятельности
• изучение теоретического материала;
• интонационные упражнения;
• сольфеджирование и чтение с листа;
• ритмические упражнения;
• слуховой анализ;
• музыкальный диктант;
• творческие задания.
• музыкальные игры
Содержание курса
Теоретические сведения
Названия регистров и октав. Тон, полутон. Понятие лада: мажор и минор.
Звукоряд, гамма, ступени. Натуральный и гармонический мажор, три вида минора.
Понятие тональности. Параллельные и одноименные тональности. Квинтовый круг
тональностей. Обозначение ступеней. Понятие устойчивых и неустойчивых ступеней,
разрешение неустойчивых ступеней в тональности. Понятия интервала и аккорда.
Трезвучие: мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное. Обращения трезвучия.
Главные ступени лада. Трезвучия главных ступеней. Тритоны натурального мажора и
минора.

Параллельное, косвенное движение голосов. «Золотой ход валторн». Секвенция.
Знак репризы.
Темп. Размер. Затакт. Пауза. Фермата. Длительности: восьмая, четверть,
половинная, целая, шестнадцатая. Сильная и слабая доли. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4 3/8.
Понятие фразы. Ритмическое и мелодическое варьирование фраз.
Музыкальная терминология: legato, staccatо, non legato, forte, piano, mezzo forte,
mezzo piano, аllegro, andante, allegretto, moderato, con moto, adagio, tempo di Marcia, allegro
moderato, vivo, espressivo, allegro non troppo, poco allegro, allegro molto, largo, sostenuto,
rubato, risoluto, energico, cantabile, lento, scherzando, maestoso.
Интонационные упражнения
Интонирование от звука:
• всех диатонических интервалов,
• широких интервалов с последующим заполнением их до аккорда.
• интонирование в тональности (до четырех знаков в ключе):
• гамм
(натуральный
мажор,
натуральный,
гармонический,
мелодический минор);
• отдельных ступеней, неустойчивых ступеней с разрешением в
устойчивые, мелодических оборотов, секвенций;
• диатонических интервалов, тритонов с разрешением, интервальных
последовательностей с включением в них тритонов и характерных
интервалов;
• аккордов: мажорного и минорного трезвучия с обращениями;
трезвучий главных ступеней с обращениями, аккордовых
последовательностей в пройденных тональностях.
Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с
предварительной настройкой. В начале обучения интонационные упражнения
выполняются в среднем темпе и в свободном ритме, в дальнейшем добавляется
определенная ритмическая организация.
Сольфеджирование и чтение с листа
Одноголосие: исполнение примеров для сольфеджирования и чтения с листа с
дирижированием, в том числе наизусть и с транспонированием. Исполнение песен с
подбором аккомпанемента.
Двухголосие: пение двухголосных примеров подголосочного склада с
использованием всех видов голосоведения. Исполнение двухголосных примеров с
одновременной игрой второго голоса. Исполнение канонов.
Ритмические упражнения
Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Дирижирование в указанных размерах. Паузы (половинная,
четвертная, восьмая, целая).
Ритмические рисунки:

,

пунктирный ритм , синкопы .
Воспроизведение ритмического рисунка знакомой песни, мелодии по памяти,
нотной записи; повторение по памяти ритмического рисунка, исполненного
преподавателем; исполнение ритмического аккомпанемента к мелодии (в том числе
остинато); устный ритмический диктант.
Слуховой анализ
Общий слуховой анализ примеров из музыкальной литературы: определение лада,
метра, строения мелодии, ладогармонической структуры и т.д.
Определение на слух: отдельных ступеней, интервалов и аккордов в мелодическом
и гармоническом звучании от звука и в тональности, в том числе с разрешением;

последовательностей из интервалов и аккордов, гармонических оборотов из числа
пройденных аккордов (T53, S53, D53 с обращениями).
Определение на слух структуры сыгранной мелодии (фразы, предложения,
каденции, повторения, варьирование), ее лада, размера (2/4, 3/4, 4/4), затакта (при
наличии).
Музыкальный диктант
Одноголосный диктант (8 тактов) в мажорных и минорных (натуральных,
гармонических и мелодических) тональностях до четырех знаков при ключе. Запись
диктанта в басовом ключе.
Формы диктанта:
• устный диктант (запоминание и пропевание небольшой мелодии на нейтральный
слог или с названием нот);
• ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись
ритмического рисунка мелодии);
• диктант с предварительным анализом, направленным на определение лада,
тонального плана, метроритмических трудностей и структуры мелодии (в
двухголосии – движение голосов и т.д.);
• проверочный диктант (без предварительного разбора);
• письменное транспонирование диктанта в другие тональности.
Творческие задания
Ритмическая импровизация. Допевание, досочинение мелодии, сочинение мелодии
на заданный текст (в том числе на стихотворный текст с заданной структурой строфы:
ААВВ; АВАА, АВА1В и т. д.), сочинение второго голоса, подбор к мелодиям баса (Т, S,
D), аккомпанемента.
Раздел III. Тематическое планирование
1 класс
№ темы и название

1. Музыкальный звук
2. Нотный стан.
Название нот.
3. Ритм.
4. Метроритм
5. Лад.
6. Тональности.
7. Устойчивые и
неустойчивые
ступени лада.
8. Интервалы
9.Знаки альтерации
10. интервалы
11. двудольный и
трехдольный метр
12. Пауза.

Содержание учебно-тематического материала,
самостоятельная работа, контрольные
мероприятия
Клавиатура. Музыкальный звук. Высокие и низкие
звуки. Регистры
Нотный стан. Название нот. Скрипичный ключ.

Объем
часов
2 ч.
2 ч.

Ритм. Короткие и длинные звуки. Название
длительностей, их написание.
Доля. Метр. Размер. Сильная, слабая доля. Такт.
Тактовая черта.
Лад. Звукоряд. Гамма. Главная ступень (1)
Гамма До мажор. Тоника
Устойчивые и неустойчивые ступени лада.
Тяготение. Вводные звуки. Опевание.

4 ч.

ч1 ч8, ч4,ч5 совершенные консонансы
Диез. Бемоль
Тон, полутон, диссонанс,б2, м2
2/4,3/4

6 ч.
2ч.
4 ч.
2 ч.

Пауза, её выразительное значение. Разновидности

4 ч.

4ч.
2 ч.
2ч.
4ч.

13.Тональности
14.Интервалы.
15. Трезвучия
Аккорд.
16. размер
17. Интервалы
18.Тональности
19.Главные ступени
лада
20.Творческие
задания
21 Ритм
22.

пауз. Четвертная, восьмая, половинная паузы.
Соль мажор.
б3, м3 несовершенные консонансы
Аккорд. Тоническое трезвучие. Мажорное и
минорное трезвучие
4/4.Целая длительность
Обращение интервалов.
Гамма Фа мажор
Главные ступени T,S,D
Подбор баса к мелодии сочинение второго
голоса, диктанты
Ритмический рисунок с шестнадцатыми
длительностями
повторение пройденного материала
Всего за год:

2 ч.
4 ч.
3 ч.
2 ч.
6 ч.
1 ч.
4 ч.
3 ч.
2ч.
1ч.
66 ч.

2 класс
№ темы и название

1. Ритм.
2. Размер
3.Клавиатура
фортепиано.
4.
Ступени
тональности
5.Тон, полутон.
6. Лад.
7.Знаки альтерации
8
Мажорные
тональности.
9. Интервалы.
10. Обращение.
11.Минорные
тональности до двух
знаков
13. Виды минора
14.Транспонирование.

Содержание учебно-тематического материала,
самостоятельная работа, контрольные
мероприятия
Повторение Ритм. Длительности нот и их
соотношение.
Определение размера. Тактирование на 3/4 и 4/4.
Звук и его характеристика. Клавиатура фортепиано,
ее регистры Октавы.
Ступени
тональности.
Устойчивые
и
неустойчивые ступени. Вводные ступени.
Разрешение ступеней.
Тон, полутон. Интервалы
Лад. Ладовые тяготения. Мажор. Минор.
Тональность. Тоника. Ключевые знаки.
Мажорное трезвучие. Минорное трезвучие.
Порядок написания знаков при ключе. Знаки
альтерации. Диез. Бемоль. Бекар.
Мажорные тональности до двух знаков.
Тональности: До мажор, Фа мажор, Соль мажор, Си
- бемоль мажор, Ре мажор.
Интервалы. Чистые интервалы. Диссонанс и
консонанс.
Обращение. Обращение интервалов.
Минорные тональности до двух знаков.
Тональности: ля минор, ре минор, ми минор, си
минор, соль минор Параллельные тональности
мажорных тональностей до двух знаков.
Виды минора. Три вида минора. Натуральный,
гармонический, мелодический минор
Транспонирование в изученные мажорные и
минорные тональности.

Объем
часов
4 ч.
4ч.
2 ч.
4ч.
4 ч.
8 ч.
4 ч.
5 ч.
8 ч.
5 ч.
6 ч.

6 ч.
3 ч.

15. Повторение
16.

Чтение с листа, диктанты
повторение пройденного материала
Всего за год:

4 ч.
1 ч.
68 ч.

3 класс
№ темы и название
1.Тональность.

2.Параллельные
тональности

Содержание учебно-тематического материала,
контрольные мероприятия
Тональность. Тоника. Ключевые знаки.
Тональности до 3х знаков. Буквенные обозначения
тональностей (мажор минор) Ступени тональности
устойчивые, неустойчивые, вводные
Параллельные тональности. Определение
параллельных минорных тональностей

3.Три вида минора.

Три вида минора. Натуральный, гармонический,
мелодический минор
4.Интервалы
Большие, малые, консонансы, диссонансы
Построение интервалов от нот
5.Обращение.
Обращение интервала. Правила обращений
интервалов.
6.Главные трезвучия Мажорное и минорное трезвучие. Главные
лада
трезвучия лада. Обращение трезвучия.
Секстаккорд. Квартсекстаккорд. Обращение
главных трезвучий лада.
7.Строение трезвучий Строение трезвучий. Четыре вида трезвучия.
Мажорное, минорное, уменьшенное и увеличенное
трезвучие
8. Ритм
Пунктир, синкопа, триоль группировка
длительностей вокальной и инструментальной
музыки
9. Квинтовый круг Квинтовый круг тональностей. Тональности до
тональностей.
трех знаков в ключе.
10.Одноименные
Одноименные тональности. Определение
тональности.
одноименных тональностей
11. Повторение
Чтение с листа, диктанты
.
творческие задания.
Всего за год:

Объем
часов
8 ч.

8 ч.
4 ч.
8 ч.
6 ч.
13 ч.

6 ч.
3ч
9 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
68ч.

4 класс
№ темы и название

1. Тональности до 4-х
знаков в ключе.
2.Квинтовый круг
тональностей
3. Ступени
4.Три вида минора

Содержание учебно-тематического материала,
самостоятельная работа, контрольные
мероприятия
Тональности до 4-х знаков в ключе. Мажор и
минор.
Параллельные тональности. Понятие и определение
тональности.
Устойчивые, неустойчивые ступени, вводные
звуки. Главные ступени лада.
Три вида минора. Натуральный, гармонический,

Объем
часов
8 ч.
5 ч.
2 ч.
3 ч.

5. Интервалы.
6.Обращение
интервалов
Интервальные
последовательности.
6. Тритоны.

мелодический минор.
Интервалы. Тон, полутон. Обращение интервала.
Интервальные последовательности. Золотой
ход валторн.

Тритоны. Увеличенная кварта и уменьшенная
квинта в натуральном мажоре и натуральном
миноре.
7. Аккорд.
Аккорд. Четыре вида трезвучия: мажорное,
минорное, уменьшенное, увеличенное. Обращение
трезвучий. Построение трезвучий от звука.
8. Главные трезвучия Главные трезвучия лада. Обращение главных
лада.
трезвучий лада. Аккордовые последовательности.
9. Септаккорд.
Септаккорд. Малый мажорный септаккорд.
Малый минорный Большой мажорный
Большой минорный Доминантовый
септаккорд с разрешением в мажоре и
гармоническом миноре. Обращения D7.
10. Размер.
Размер. Простые и сложные размеры: 2/4, ¾,
3/8, 4/4, 6/8.
11. Ритм.
Ритм. Особенности ритмического рисунка:
пунктирный ритм, обратный пунктир, восьмая
– две шестнадцатых, триоль, синкопа.
12.
Музыкальная Музыкальная
форма.
Мотив,
фраза,
форма.
предложение, период.
закрепление пройденного материала
Всего за год:

5 ч.
2 ч.

8 ч.
6 ч.
4 ч.
9 ч.

4 ч.
7 ч.
4 ч.
1 ч.
68ч.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретических
дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: доска, парты, стулья, стол преподавателя
Технические средства обучения: фортепиано, компьютер, монитор, колонки.
Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы

•

Барабошкина А. Сольфеджио 1-4 класс. Пение с листа. Издательство
«Композитор» С-Пб, 1999 г.

•

Бромлей К.М., Темерина Н.С. Русские народные песни. Сборник для чтения с
листа в курсе сольфеджио. М.: Музыка, 1972 г.

•

Драгомиров П.Н. Учебник сольфеджио. М.: Музыка, 2006 г.

•

Зебряк Т. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ 1-7 класс.
М.: Кифара, 2003 г.

•

Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты, для учащихся младших и
старших классов ДМШ и ДШИ. М.: 2001 г.

•

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 1. Одноголосие., М., Музыка, 2005.

•

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 2. Двухголосие., М., Музыка, 2006.

•

Калугина М.Е., Халабузарь П.В. Воспитание творческих навыков на уроках
сольфеджио. Методическое пособие для ДМШ. М.: Сов. композитор, 1989 г.

•

Картавцева М. Сольфеджио XXI века. М.: Кифара, 1999 г.

•

Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. Л.: Музыка,
1982 г.

•

Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты для 3-8 классов ДМШ.
Издательство «Композитор» С-Пб, 1999 г.

•

Огороднова-Духанина Т.В. Двухголосные диктанты для ДМШ, хоровых студий,
колледжей, музыкальных училищ. Издательство «Композитор – СанктПетербург», 2004 г.

•

Островский А. Л., Соловьев С.Н., Шокин В. П. Сольфеджио. М., 2006.

•

Пьянков В. Музыкальные диктанты. Для музыкальных училищ, колледжей и
вузов. М.: Владос, 2002 г.

•

Сладков П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио. Часть 1.
Диатоника. Часть 2. Альтерационные лады, особые диатонические и модуляции.
М.: 1994 г.

•

Фридкин Г. Сборник одноголосных диктантов. М.: Музгиз, 1959 г.

•

Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.: Музыка, 1999 г.

•

Шехтман Л.С. Слуховой анализ на уроках сольфеджио 4-8 классы ДМШ.
Хрестоматия. Издательство «Композитор» С-Пб, 1996 г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».