Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хоровой класс» разработана
на основе:
Федерального
государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 073202 Хоровое
дирижирование;
Основной образовательной программы начального общего образования
ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»;
Учебного плана ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»;
Плана внеурочной деятельности ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой
колледж».
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО, обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Раздел I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется
целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое
переживание и освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание
и самопознание.
Личностные результаты:
развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде
искусства;
реализация
творческого
потенциала
в
процессе
коллективного
музицирования;
позитивная оценка своих музыкально-творческих способностей.
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и
искусству родного края, нации, этнической общности.
Метапредметные результаты:
овладение способами решения поискового и творческого характера;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая
компетентности;
приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.
В результате обучения пению обучающийся должен:
знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке
ля первой октавы правильно показать самое красивое
индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы
фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу освоения программы курса внеурочной деятельности обучающиеся
должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию,
2
выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно
переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более
широким диапазоном.
Необходимо постепенно
подвести ребят к хоровому многоголосию, к
ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать
наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить
таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его
вокальному опыту, принимать участие в концертах для ветеранов войны и труда, в
различных конкурсах и фестивалях песни.
Репертуарн должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств:
голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в
художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях.
Выпускник научится:
понимать основные принципы вокального (сольного, ансамблевого и
хорового) исполнительства, выразительные возможности произведений вокальнохорового жанра и художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;
грамотно и выразительно исполнять простые вокальные (сольные,
ансамблевые и хоровые) сочинения, в т.ч. в жанре песни, с сопровождением
(фортепиано и (или) оркестра) и без сопровождения (a cappella) в соответствии с их
образным строем и содержанием;
исполнять различные вокальные партии в одноголосных и многоголосных
(до 4-х голосов) произведениях вокально-хорового жанра с сопровождением и без
сопровождения;
соблюдать при пении певческую установку (определенное положение
корпуса, обеспечивающее правильную работу голосового аппарата) и использовать в
процессе пения навыки правильного певческого дыхания;
использовать средства осознанной певческой интонации, фразировки,
артикуляции для достижения выразительности исполнения;
передавать авторский замысел музыкального произведения при помощи
органического сочетания слова и музыки;
понимать особенности коллективного творчества, отражающие, в том
числе, взаимоотношения участников хорового коллектива в аспекте музыкального
ансамблирования (отдельных голосов внутри одной партии, хоровых партий между
собой, хора и солиста, хора и инструментального сопровождения);
знать и понимать приемы дирижерской техники, чутко реагировать на
проявление динамических, темповых и образно-эмоциональных изменений в
соответствии с мануальной системой управления хором;
использовать профессиональную музыкальную терминологию, читать и
исполнять нотный текст вокальных партий с указаниями различных музыкальновыразительных средств (темп, динамика, штрихи и др.), в том числе на итальянском
языке;
использовать элементарные правила гигиены голоса и певческого режима;
применять навыки публичных выступлений в рамках самостоятельной
музыкально-творческой деятельности, культурного досуга, в том числе на основе
домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями,
родителями.
Выпускник получит возможность научиться:
передавать авторский замысел музыкального произведения при помощи
органического сочетания слова и музыки с высокой степенью художественной
убедительности;
3
многогранно
применять
сформированные
практические
навыки
исполнения вокальных (сольных, ансамблевых и хоровых) произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
использовать на высоком художественном уровне различные способы и
приемы выразительного музыкального интонирования.
Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Форма организации внеурочной деятельности – групповые занятия.
Виды деятельности:
работа по партиям;
индивидуальная работа с руководителем (работа с солистами);
работа в хоре (a cappella и с концертмейстером).
При проведении занятий используются следующие методы:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядно-слуховой (показ, демонстрация отдельных частей и всего
произведения, прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, репетиционные
занятия: деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки
и последующая организация целого);
комплексный (участие в репетициях и концертах (записях) в
сотрудничестве c творческими исполнительскими коллективами, дирижерами,
солистами; посещение концертов для повышения общего уровня развития
обучающихся);
применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Указанные методы работы с хоровым коллективом являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач курса и основаны на
апробированных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.
Содержание курса
Формирование элементарных певческих навыков. Певческая установка
(положение корпуса, головы, мимика лица); певческое дыхание (организация вдохавыдоха в певческом процессе, акцент на продолжительной фазе выдоха); атака звука
(мягкая и твёрдая атака); координация звуковысотных слуховых и певческих
(фонационных) ощущений. Нахождение примарных тонов и последующее расширение
диапазона голоса. Знакомство с дирижёрскими жестами «дыхание», «вступление»,
«снятие» звука. Мелодия и её структурные элементы: интонация, мотив, фраза,
предложение. 2-х, 3-х и 4-хдольные метры.
Формирование ансамблевых навыков пения. Понятие об унисоне и его
формирование в совместном пении – слитность унисона, единообразное формирование
гласных, ритмическая слаженность, умение пользоваться «цепным дыханием»,
интонационная точность пения мелодии. Развитие навыков ансамблевого пения –
единообразие формирования звука; слитность голосов в партии по тембру, динамике,
темпо-ритму; соотношение между солистом и хором.
Разучивание и исполнение хоровых произведений с разнообразным ритмическим
рисунком. Постепенное усложнение метроритмических структур: знакомство с
простыми ритмическими фигурами с использованием кратного деления длительностей
(четвертных, восьмых и половинных длительностей), введение шестнадцатых
длительностей, пунктира и синкопы.
4
ЭмоциональноФормирование навыков хорового исполнительства.
выразительное исполнение хоровых произведений, накопление хорового репертуара,
совершенствование музыкально-исполнительской культуры.
Пение многоголосной музыки различных типов фактуры, овладение сквозными
формами развития, введение полифонических форм. Исполнение хоровых произведений
разных жанров с сопровождением (фортепиано и (или) оркестра) и без сопровождения (a
cappella).
Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденной хоровой
музыки различных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических
мероприятиях.
Укрепление голосового аппарата. Дальнейшее развитие и закрепление
сформированных певческих навыков. Расширение диапазона голоса, ощущение
регистро-тембровых связей голоса и их обогащение. Овладение инструктивным
материалом вокальных упражнений (интонирование мажорной и минорной гаммы вверх
и вниз, пение устойчивых мелодических оборотов лада) с постепенным усложнением
(интонирование натуральной и гармонической мажорной и минорной гаммы вверх и
вниз, пение различных интервалов в пределах октавы вверх и вниз, секвенцирование
инструктивного материала). Дыхательные упражнения для вокализации.
Достижение единообразного формирования гласных в пении. Выработка и
закрепление различных типов звуковедения (legato, non legato, staccato). Выявление
индивидуальных тембровых красок голоса, развитие гибкости и подвижности
голосового аппарата, работа над сглаживанием регистров. Работа над выразительностью
дикции и интонации в пении.
Совершенствование ансамбля и строя. Продолжение работы над чистотой
интонирования в отдельной хоровой партии и в хоре в целом. Совершенствование
навыков координации слуха и голоса, ансамблевого пения. Совершенствование навыков
«цепного дыхания» на длинных фразах. Зонная природа строя пения a cappella.
Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в
создании песенных образов. Развитое многоголосие. Отработка навыков интервального,
аккордового, ладового мышления при интонировании нотного текста в многоголосной
фактуре.
Совершенствование навыков хорового исполнительства. Развитие основных
исполнительских навыков на более высоком уровне, определяющими критериями
которого становятся чистое и осмысленное интонирование, высокое техническое
качество исполнения, высокая степень контакта с дирижером, позволяющая достигнуть
эмоционально-выразительного исполнения хоровых произведений путем создания
самоценной художественной интерпретации исполняемого нотного текста.
Анализ интонационных и ритмических трудностей произведения. Свободное
чтение нотного текста по партиям и партитурам. Работа над фразировкой. Работа в
концертном коллективе под управлением дирижера, невербальный контакт с
дирижером, чуткое реагирование на дирижерский жест. Соучастие в создании
художественной интерпретации исполняемого произведения.
Исполнение произведений отечественной и зарубежной хоровой литературы
разных жанров, стилей, исторических эпох, народной музыки. Музыка православной
традиции. Знакомство с вокально-хоровыми произведениями крупной формы: кантатноораториальные жанры, опера, симфония, мюзикл. Раскрытие содержания музыкальных
произведений.
Применение знаний о способах и приемах выразительного пения. Подготовка
концертных программ, отражающих полноту тематики освоенного курса. Исполнение
пройденных хоровых произведений в публичных мероприятиях, в том числе,
посвященных праздникам, торжественным событиям и т.п.
5
Активное участие в творческих мероприятиях образовательной организации
городского, регионального, всероссийского и международного уровня, рассчитанных на
массовую аудиторию (музыкально-исполнительские фестивали, конкурсы, концерты и
иные творческие проекты, включая работу в студиях звукозаписи). Концертное
исполнение сольных партий в произведениях для хора и солиста.
Освоение репертуара. В качестве основных принципов подбора репертуара
выступают художественная ценность произведения, необходимость расширения
музыкально-художественного кругозора обучающихся, решение учебных задач, план
концертно-исполнительской деятельности образовательной организации.
Примерный репертуар (по классам)
1 класс. Одноголосные песни и упражнения с небольшим диапазоном
(первоначально – квинта-секста, позже – октава), с преобладающим плавным
голосоведением, простых по форме (преимущественно куплетная форма) и небольших
по объёму, с ярким образно-эмоциональным содержанием. Песни контрастного
характера в разных ладах, с плавным мелодическим движением, повторяющимися
интонациями: попевки, простые народные песни (в том числе, зарубежные) и их
обработки, песни из мультфильмов, детских кинофильмов, песни к праздникам.
2 класс. Одно- и двухголосные песни кантиленного, маршевого и танцевального
характера в простых формах (двухчастная и трехчастная формы, вариации), небольшие
по объёму; диапазон в пределах октавы (ноны); в голосоведении – движение по звукам
трезвучий и их обращений, плавное голосоведение и скачки с мелодическим
заполнением. Овладение простыми видами многоголосия. Гимны Российской
Федерации, образовательной организации.
3 класс. Песни и произведения классической и современной музыки различных
жанров с элементами многоголосия с инструментальным сопровождением и a cappella.
Разучивание и пение хоровых партий по нотам.
4 класс. Песни и произведения разных жанров и стилевых направлений
(классическая, народная, современная отечественная и зарубежная музыка, популярные
детские песни), различных типов многоголосной фактуры со сложными ритмическими
рисунками с инструментальным сопровождением и a cappella. Разучивание и пение
хоровых партий по нотам.
Примерная программа младшего хора
1. П.И.Чайковский «Хор мальчиков из оперы «Пиковая дама»
2. Б.Мокроусов, сл. Р.Рождественского «Песня неуловимых мстителей»
3. А.Пахмутова, сл.Н.Добронраврва «Орлята учатся летать»
4. С.Плешак, сл.Б.Заходер «Кот лета» солист-Надточиев А.
5. М.Сидельников, сл.К.Ибьярева «Переменка»
6. Г.Струве, сл.Ф.Лаубе «Кулакова»
7. О.Хромушин, сл.А.Крупицкой «Что такое лужа?»
8. В.Шаинский, сл.Ю.Энтина «Если б не было школ» солист9. В.Шаинский « По секрету всему свету»
Раздел III. Тематическое планирование
Программа рассчитана на 777 ч. В том числе: в 1 классе – 165 часов, во 2 классе –
204 часа, в 3 классе – 204 часа, в 4 классе – 204 часа.
№
1
2
Тема занятий
Распевание
«Хор мальчиков» из
оперы Пиковая дама»
П.Чайковского
1 класс
13
13
2 класс
16
16
3 класс
16
16
4 класс
16
16
Итого
61
61
6
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
«По секрету всему свету»
муз.В.Шаинского
«Кулакова» муз.Г.Струве
«Колыбельная»
муз.О.Хромушина
«Вместе весело шагать»
муз.В.Шаинского
«Снеговик»
муз. М.Баска
«Песенка про жабу» муз.
С.Сиротина
«Орлята учатся летать»
муз. А.Пахмутовой
«Если б не было школ»
муз.В.Шаинского
«Что такое лужа»
муз.О.Хромушина
«Christmas isa time»
муз.Реттино
Трус не играет в хоккей»
муз.А.Пахмутовой
Всего часов
13
16
16
16
61
13
13
16
16
16
16
16
16
61
61
13
16
16
16
61
13
16
16
16
61
13
16
16
16
61
13
16
16
16
61
13
16
16
16
61
13
16
16
16
61
13
16
16
16
61
9
12
12
12
45
165
204
204
204
777
7
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)