Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОД 02.03 Народная музыкальная культура МЗМ

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
по

специальности

(специальностям)

среднего

профессионального

образования (далее СПО) 53.02.08. Звукооператорское мастерство
Организация-разработчик: ГБПОУ СО Свердловский мужской хоровой
колледж
Разработчик:
Корякина Ирина Викторовна, преподаватель ГБПОУ СО Свердловский
мужской хоровой колледж

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

13

ОСВОЕНИЯ

16

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Народная музыкальная культура
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности (специальностям) СПО 53.02.08. Звукооператорское мастерство
1.2. Место дисциплины в структуре
образовательной программы:
Профильные учебные дисциплины.

основной

профессиональной

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
• знакомство студентов с русским народным музыкальным творчеством;
• воспитание бережного отношения к фольклору;
• формирование у учащихся интереса к изучению, собиранию, пропаганде
народного творчества.
Задачами курса являются • изучение основных жанров музыкального фольклора с выявлением их
особенностей;
• осмысление музыкального фольклора как особого типа художественной
культуры;
• приобретение основных сведений о специфике средств выразительности в
музыкальном фольклоре;
• развитие начальных навыков целостного анализа фольклорных образцов;
• знакомство с основными направлениями современной фольклористики;
знакомство с правилами нотной записи музыки устной традиции;
• раскрытие взаимосвязей народного музыкального и профессионального
композиторского творчества;
• освоение жанровой системы традиционного русского музыкального
искусства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать образцы музыкального фольклора;
применять навыки записи музыкального фольклора, освоенные в курсе
предмета;
применять теоретические знания в исполнительской практике;

4

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные жанры отечественного народного музыкального творчества,
обряды и народные праздники;
особенности исполнения народных песен, танцев, наигрышей;
специфику средств выразительности музыкального фольклора;
музыкальную терминологию;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть
следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый
репертуар (в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую
деятельность
и
репетиционную работу в хоровых и ансамблевых коллективах в условиях
концертной организации и театральной сцены.
ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические
средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях
студии.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
5

ПК 1.5. Осваивать сольный, ансамблевый, хоровой исполнительский
репертуар в соответствии с программными требованиями.
ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого
голоса для решения музыкально-исполнительских задач.
ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом
специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики,
специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской
деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.8. Владеть
культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной терминологией.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

6

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашняя работа

Объем часов
108
72
5
36
36

Итоговая аттестация в форме зачета

7

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной
дисциплины
№ темы и
наименование

1.
Наука
фольклористика.
2.
Система жанров
народного
музыкального
творчества.
3.
Трудовой
музыкальный
фольклор.
4.
Древнейшие песни
годового
земледельческого
круга.

Объем
часов

Уровень
освоения

Введение в предмет. Наука
фольклористика. Специфика
фольклора.
Система жанров народного
музыкального творчества.

1

1

2

1

Трудовой музыкальный фольклор.

3

2

Древнейшие песни годового
земледельческого круга.

3

2

3

1

3

1

3

1

4

2

4

2

2

1

Содержание учебно-тематического
материала, самостоятельная
работа, контрольные
мероприятия
Курс 1

5.
Семейно - бытовые песни.
Семейно - бытовые Колыбельные песни. Плачи и
песни.
причитания.
6.
Традиционные лирические песни.
Традиционные
лирические песни.
7.
Хороводные и плясовые песни.
Хороводные и
плясовые песни.
8.
Свадебные песни.
Свадебные песни.
9.
Эпические песни и сказы. Былины.
Эпические песни и
сказы. Былины.
10.
Духовные стихи.

Духовные стихи.

8

11.
Исторические
песни.
12.
Городской
фольклор.
13.
Музыкально выразительные
средства и
стилистические
особенности
старинных песен.
14.
Русские народные
музыкальные
инструменты.

№ темы и
наименование

Исторические песни.

2

1

Городской фольклор.

2

1

Музыкально - выразительные
средства и стилистические
особенности старинных песен.

1

1

Русские народные музыкальные
инструменты. Контрольный урок.

3

2

54
Итого за 1 курс
36
Обязательная аудиторная учебная
нагрузка (всего):
18
Самостоятельная учебная
нагрузка (всего):
Содержание учебно-тематического Объем
часов
материала, самостоятельная
работа, контрольные
мероприятия
Курс 2

Лады народной музыки. История
происхождения. Особенности. Лады
Лады народной
народной музыки мажорного
музыки
наклонения. Лады народной музыки
минорного наклонения.
2.
Семиступенные диатонические лады
Семиступенные
мажорного наклонения. Ионийский
диатонические лады лад. Миксолидийский лад.
мажорного
Лидийский лад. Практическое
наклонения
освоение ладов.
3.
Семиступенные диатонические лады
Семиступенные
минорного наклонения.
диатонические лады Эолийский лад. Дорийский лад.
минорного
Фригийский лад. Локрийский лад.
наклонения
Практическое освоение ладов.
4.
Трихордовые лады. Практическое
1.

Уровень
освоения

4

1

6

1

8

1

2

1
9

Трихордовые лады
5.
Ладовая
переменность.
6.
Мелодика
народных песен.
7.
Народный
инструментарий.

освоение.
Ладовая переменность.
Практическое освоение.

Мелодика народных песен.
Подголосочная народная
полифония. Подголосок.
Народный инструментарий.
Духовые народные инструменты.
Ударные народные музыкальные
инструменты. Древнейшие
щипковые. Смычковые народные
музыкальные инструменты. Гитара.
Гармоника. Музыкальные
инструменты в былинах и сказаниях.
8.
Фольклорный театр. История.
Фольклорный театр Значение народного театра. Зачет.
Итого за 2 курс
Обязательная аудиторная учебная
нагрузка (всего):
Самостоятельная учебная
нагрузка (всего):

№

1 курс
Тема

2

1

3

1

8

1,2

3

1,2

54
36
18

Колво
часо
в

Дом.
задание
Калмыков,
Фридкин.
Одноголосие

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Введение в предмет.
Система жанров народного музыкального
творчества.
Основные жанры народного музыкального
творчества.
Трудовой музыкальный фольклор. История.
Жанры трудового музыкального фольклора.
Трудовые песни.
Древнейшие песни годового земледельческого
круга.
Слушание песен трудового земледельческого
круга.
Пение песен трудового земледельческого круга.
Семейно - бытовые песни. Систематизация.

1 ч.
1 ч.

№411
№419

1 ч.

№427

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

№426
№384
№205
№415

1 ч.

№168

1 ч.
1 ч.

№442
№153
10

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Колыбельные песни.
Плачи и причитания.
Традиционные лирические песни.
Слушание лирических песен.
Контрольный урок №1 по теме: «Жанры семейно –
бытовых песен»
Хороводные песни.
Плясовые песни.
Слушание и пение хороводных и плясовых песен.
Свадебные песни. Систематизация.
Особенности жанра свадебной песни.
Слушание свадебных песен.
Свадебные песни в произведениях русских
классиков.
Эпические песни и сказы.
Эпические песни в произведениях русских
классиков.
Контрольный урок №2 по теме: «Народные песни в
произведениях русских классиков»
Былины.
Слушание и исполнение духовных стихов.
Исторические песни.
Слушание и исполнение исторических песен.
Городской фольклор. Основные жанры.
Городские песни.
Русские народные музыкальные инструменты.
Струнные.
Русские народные музыкальные инструменты.
Духовые.
Русские народные музыкальные инструменты.
Ударные.
Оркестр русских народных инструментов.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

№484
№421
№161
№223
№166

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

№156
№167
№383
№529
№184
№259
№213

1 ч.
1 ч.

№232
№213

1 ч.

№317

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

№319
№246
№225
№337
№346
№440
№353

1 ч.

№348

1 ч.

№350

1 ч.

№352

Контрольный урок №3 «Русские народные
музыкальные инструменты»

1 ч.

№354

2 курс
№

Тема

Кол
-во
час
ов

Дом.задание

11

По учебнику
Е. Золина. Сольфеджио
6-8 класс. 2
тетрадьДиатоника. Лад.

1.
2.
3.
4.

Лады народной музыки.
Лады народной музыки. История происхождения.
Входящая контрольная работа №1
Лады народной музыки мажорного наклонения.
Лады народной музыки минорного наклонения.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

С. 32.
С.32. з.20№1
С.32. з.20№2
С.32. з.20№3

5.
6.
7.
8.
9.
10.

Семиступенные диатонические лады мажорного
наклонения.
Ионийский лад. Характеристика.
Ионийский лад в нотном тексте.
Миксолидийский лад. Характеристика.
Миксолидийский лад в нотном тексте.
Лидийский лад. Характеристика.
Лидийский лад в нотном тексте.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

С.32. з.20№4
С.32. з.20№5
С.32. з.20№6
С.34 №64
С.34 №65
С.34 №66

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Семиступенные диатонические лады минорного
наклонения.
Эолийский лад. Характеристика.
Дорийский лад. Характеристика.
Фригийский лад. Характеристика.
Локрийский лад. Характеристика.
Контрольная работа №2 «Семиступенные лады»
Эолийский лад в нотном тексте.
Дорийский лад в нотном тексте.
Фригийский лад в нотном тексте.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

С.34 №67
С.34 №68
С.34 №69
С.35 №70
С.35 №71
С.35 №72
С.35 №73
С.35 №74

19.
20.

Трихордовые лады.
Трихордовые лады. Характеристика.
Трихордовые лады в нотном тексте.

1 ч.
1 ч.

С.35 №75
С.36№76

Ладовая переменность.
21.
22.

Ладовая переменность. Характеристика.
Ладовая переменность в нотном тексте.

1 ч.
1 ч.

С.36№77
С.36№78

23.
24.
25.

Мелодика народных песен
Мелодика народных песен.
Подголосочная народная полифония.
Подголосок.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

С.36№76
С.36№77
С.36№78

12

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Народный инструментарий
Народный инструментарий.
Духовые народные инструменты.
Ударные народные музыкальные инструменты.
Древнейшие щипковые.
Смычковые народные музыкальные инструменты.
Гитара.
Гармоника.
Музыкальные инструменты в былинах и сказаниях.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Сообщение об
инструменте

34.
35.
36.

Фольклорный театр
Фольклорный театр. История.
Значение народного театра.
Зачет.

1 ч.
1 ч.
1ч.

Сообщение о
фолькл.театре
Сообщение о
фолькл.театре

С.36№79
С.36№80
С.37№81
С.37№82
С.37№82
С.37№83
С.37№84

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
теоретических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: доска, парты, стулья, стол преподавателя
Технические средства обучения: фортепиано, компьютер, монитор, колонки.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1. Камаев, А. Ф. Народное музыкальное творчество: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. – М.: Академия,
2005. – 304 с.
2. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О. А.
Пашина.– СПб.: Композитор, 2005. – 568 с., нотн. прим., ил.
3. Народное музыкальное творчество: Хрестоматия / Отв. ред. О. А.
Пашина. – СПб.: Композитор, 2007. – 336 с. Нотн. прим., звуковое прил.
(CD).
4. Ефименкова, Б. Б. Ритмика русских народных песен. М., 1993.
5. Земцовский, И. И. Русская протяжная песня. Л., 1967.
6. Зецовский, И. И. Мелодика календарных песен. Л., 1975.
7. Некрылова, А. Русские народные городские праздники, увеселения и
зрелища. - Л., 1988.
8. Рубцов, Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. М.-Л., 1973.
9. Русская мысль о музыкальном фольклоре / Сост. Л. А. Вульфиуса. М., 1979.
10. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия: учеб.
пособие / Сост. Е. М. Фраенова. – М., 2000. – 251 с.
11. Рыбаков, Б. Язычество Древней Руси. М., 1987.
12. Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учеб.
пособие для муз. вузов и училищ. В 2-х ч. Ч. 1: История, бытование,
музыкально-поэтические особенности. – М.: Музыка, 2007. – 400 с., нот.
13. Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учебное
пособие для муз. вузов и училищ. В 2-х ч. Ч. 2: Народные песни и
инструментальная музыка в образцах. – М.: Музыка, 2007. – 656 с., нот.
14. Бромлей К.М., Темерина Н.С. Русские народные песни. Сборник
для чтения с листа в курсе сольфеджио.
15. Островский А. Л., Соловьев С.Н., Шокин В. П. Сольфеджио. М.,
2006.
16. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., Музыка,
1999.
14

17. Белоусова Т. Н. Народное музыкальное творчество. Учебно –
методический комплекс по дисциплине. Чита, 2013.
18. Калмыков Б, Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 1. Одноголосие., М.,
Музыка, 2005.
19. Калмыков Б, Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 2. Двухголосие., М.,
Музыка, 2006.
20. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. 6-8 классы. Т. 2.
Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция

15

3.3. Методические рекомендации преподавателям.
1.
В процессе изучения данного курса учащиеся должны
овладеть следующими основными знаниями, умениями и навыками:
1. Умение активно слушать музыку.
2. Знание основных музыкальных выразительных средств, умение их
анализировать в нотном тексте и на слух.
3. Знать характерные особенности основных жанров музыкального
фольклора, умение анализировать жанровую основу фольклорных
образцов.
4. Умение опознавать жанры при помощи анализа характерных для
каждого жанра выразительных средств (на слух и в нотном тексте).
5. Знание музыкальной терминологии.
6. Знание основных направлений современной фольклористики.
7. Знание правил нотной записи музыки устной традиции.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
В домашних заданиях необходимо строго следовать теоретическим
основам, полученным на лекциях. Для усвоения материала рекомендуется
выделять основные данные, зафиксированные в выводах, и, исходя из них,
переходить к конкретным примерам изучаемого вопроса. Во время
прослушивания образцов необходимо определять жанровые черты
музыкального материала, выявляя основные средства выразительности.
1. Прослушивание музыкальных произведений, изучаемых по программе и
написание отзыва:
Отзыв о прослушанных произведениях сдается в конце четверти.
1 четверть – 4 часа;
2 четверть – 4 часа;
3 четверть – 6 часов;
4 четверть – 4 часа;
2 курс
1 четверть – 4 часа;
2 четверть – 4 часа;
3 четверть – 6 часов;
4 четверть – 4 часа;

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Умения:
работать с нотным материалом;
в письменной или устной форме
излагать свои мысли о музыкальных
образцах русского фольклора;
выявлять характерные средства
выразительности для
анализируемого образца;
определять черты того или
иного изученного жанра
фольклора;
применять основные
музыкальные термины и
определения из смежных
музыкальных дисциплин при
анализе (разборе) нотных образцов;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Тестирование, анализ музыкальных образцов
русского фольклора, музыкальная викторина

В результате освоения дисциплины Тестирование, опрос.
обучающийся должен знать:
характерные особенности
основных жанров музыкального
фольклора;
специальную терминологию,
применяемую в курсе предмета;
основные
направления
в
современной фольклористике.
анализ
музыкальных
Владение следующими общими и Тестирование,
образцов,
музыкальная
викторина
профессиональными
компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и
социальную
значимость
своей
будущей профессии, проявлять к
17

ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы,
оценивать риски и принимать
решения
в
нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять
поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и
решения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе,
эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с
принятием на себя ответственности
за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться
в
условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно
воспринимать
и
исполнять
музыкальные
произведения,
самостоятельно осваивать сольный,
18

хоровой и ансамблевый репертуар
(в соответствии с программными
требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую деятельность и
репетиционную работу в хоровых и
ансамблевых
коллективах
в
условиях концертной организации и
театральной сцены.
ПК
1.3.
Применять
в
исполнительской
деятельности
технические средства звукозаписи,
вести репетиционную работу и
запись в условиях студии.
ПК 1.4. Выполнять
теоретический и исполнительский
анализ музыкального произведения,
применять базовые теоретические
знания
в
процессе
поиска
интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Осваивать сольный,
ансамблевый,
хоровой
исполнительский
репертуар
в
соответствии
с
программными
требованиями.
ПК 1.6. Применять
базовые
знания по физиологии, гигиене
певческого голоса для решения
музыкально-исполнительских задач.
ПК 1.8. Создавать концертнотематические программы с учетом
специфики восприятия различными
возрастными группами слушателей.
ПК 2.2. Использовать знания
в области психологии и педагогики,
специальных
и
музыкальнотеоретических
дисциплин
в
преподавательской деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной
учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.8. Владеть
культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной терминологией.

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».