Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОП 03 Музыкальная информатика

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство.
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Подьячев А. Б. преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж», первая квалификационная категория.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы учебной дисциплины...........................................................1
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины................................3
3. Условия реализации программы дисциплины......................................................7
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.......................................8

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине «Музыкальная информатика» является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС

по специальности 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Музыкальная информатика» (ОП.03) реализуется в базовой части ФГОС
СПО по специальности 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство», и
входит в состав общепрофессиональных дисциплин Профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
 формирование у студентов начальных знаний об основных современных
компьютерных технологиях, применяемых в музыкальном творчестве
Задачами курса являются:
 овладение знаниями в современных музыкально-компьютерных технологий;
 освоение и практическое применение полученных знаний в музыкальном
творчестве и работе по специальности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 производить набор нотного текста в современных музыкальных редакторах;
 использовать программы цифровой обработки звука;
 ориентироваться в частой смене компьютерных программ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной
деятельности;
 наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста;
 основы MIDI-технологий.

1

В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть
следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1.
ОК 2.

ОК 3.
ОК 4.

ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

ОК 8.

ОК 9.
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.8.
ПК 1.9.
ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 2.4.
ПК 3.2.

ПК 3.4.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Использовать в практической деятельности основы знаний в области
электротехники, электронной техники, акустики, свойств слуха и звука.
Демонстрировать навыки записи, сведения и монтажа фонограмм.
Применять на практике основы знаний звукотехники и звукорежиссуры.
Владение культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
Анализировать музыкальное произведение в единстве и взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и жанровых
предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
Воспроизводить художественный образ в записи на основе знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические, формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального языка).
Аранжировать музыкальные произведения с помощью компьютера, использовать компьютерную аранжировку при звукозаписи.
Исполнять обязанности руководителя творческого коллектива, включая
организацию его работы, планирование деятельности и анализ ее результатов.
Использовать различные приемы сбора и распространения информации с
целью популяризации и рекламы деятельности учреждений образования
и культуры.

2

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:
аудиторные занятия

68

контрольные уроки (зачеты)

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:
самостоятельная работа по закреплению материала, пройденного на уроке
Итоговая аттестация в форме зачета

3

36

2.2. Общий тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

3 семестр

24
16 ауд. /8 сам.

Введение

1

Содержание курса

Тема 1. Базовые понятия о
природе звука

2

Звуковые волны. Физические свойства звука.

3

Тема 2. Цифровая звукозапись

Тема 3. Звуковой редактор
WaveLab

1

1

Восприятие звука человеком

1

2

4

Распространение звуковых волн

1

2

1

Эволюция звукозаписи. Звуковой тракт.

1

2

2

ИКМ и характеристики цифрового звука.

1

2

3

Форматы цифрового звука

1

2

4

Форматы сжатия звука с потерями и без потерь

1

2

5

Современные компьютерные программы

1

2

6

Основы синтеза звука

1

2

7

MIDI. Электронные музыкальные инструменты

1

2

1

Знакомство с редактором WaveLab

1

2

2

WaveLab: Основы работы

1

2

3

WaveLab: инструменты

1

2

4

WaveLab: офф-лайн процессы

1

2

Контрольный урок

1

Контрольные мероприятия

4 семестр

Тема 4. Программы для
создания музыки

Тема 5. Основы нотного набора
в Cubase

30
20 ауд. /10 сам.

1

Цифровые рабочие станции

1

1

2

Плагины и подключаемые модули

1

2

3

Программы для нотного набора

1

2

1

Виды партитур. Установка параметров партитуры.

1

2

2

Организация пошагового ввода. Настройка MDI-контроллеров и MIDI-клавиатуры

1

2

3

Ключи и тональности. Энгармоническая замена.

1

2

4

Паузы. Настройка нотного стана.

1

2

5

Опция «Display Quantize».

1

2

6

Полифония. Голоса.

2

2

7

Слои

2

2

8

Группировка нот. Лиги — фразировочные, штриховые, технические.

1

2

9

Динамические штрихи. Аппликатура.

1

2

10

Создание индивидуальных партий

2

2

11

Гитарные табулатуры

1

2

12

Ввод музыкального текста. Верстка.

1

2

13

Вывод текста на печать и экспорт.

1

2

Зачет

1

Контрольные мероприятия

5 семестр

Тема 6. Секвенсоры

1

Секвенсоры и их возможности

1

2

2

Основные понятия о MIDI

1

2

3

Знакомство с секвенсором Cubase

2

2

4

Настройка программы. Подключение устройств.

2

2

5

Виды треков.

2

1

6

MIDI и Instrunment-треки

2

2

7

Запись MIDI-сообщений

1

2

8

Редактирование MIDI-команд

2

2

9

Работа с VST-инструментами

2

2

Контрольный урок

1

Контрольные мероприятия

6 семестр

Тема 7. Звуковой синтез

24
16 ауд. /8 сам.

1

Виды синтеза

30
20 ауд. /10 сам.

1

2

Тема 8. Видеоредакторы

Контрольные мероприятия

2

Аддитивный и субтрактивный синтез

2

2

3

FM-синтез

2

2

4

Таблично-волновой синтез

2

2

5

Гранулярный синтез

2

2

6

Программные синтезаторы и их возможности

2

1

1

Видеоредакторы и их возможности

2

2

2

Знакомство с редактором ShotCut

2

2

3

Инструменты редактирования звука в ShotCut

2

2

4

Синхронизация изображения

2

2

Зачет

1

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для полноценного проведения уроков и обеспечения качественного и продуктивного учебного процесса необходимы следующие
средства обучения:
1. Оборудованный класс для аудиторных занятий
2. Компьютер на базе операционной системы Windows 10 с установленной звуковой картой, поддерживающей ASIOинтерфейс
3. MIDI-клавиатура
4. Акустические системы и необходимая коммутация

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Петелин Ю., Петелин Р., Сочинение и аранжировка музыки на компьютере, БХВ-Петербург, 2013
2. Жан Маес, Марк Веркаммен, Цифровая звукозапись. Руководство по CD, Mini Disc, SACD DVD(A), MP3, DAT
3. Радзишевский А., Основы аналогового и цифрового звука, Вильямс, 2006

3.3. Методические рекомендации преподавателям.
При прохождении всех тем курса желательно максимальное количество времени уделять практическому освоению программных
и аппаратных средств работы с аудио контентом. Практические задания должны быть построены на основе музыкального материала, которые учащиеся осваивают на других курсах. Например, для нотного набора желательно использовать произведения, которые ученики проходят на занятиях по хоровому дирижированию, специальному или общему фортепиано, а при освоении секвен соров и звуковых редакторов в качестве рабочих файлов желательно использовать записи, сделанные на концертах колледжа.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических заня тий, а также на экзаменах и зачетах. Экзамены и зачеты проводятся в сроки, соответствующие действующему учебному плану.
По окончании каждого учебного семестра на основании всех оценок текущей успеваемости (независимо от того, выносится предмет на экзамен или нет), выставляется итоговая оценка за семестр. Она должна характеризовать знания и владения профессио нальными навыками, быть предельно объективной и учитывать индивидуальность обучающегося.
При выведении годовых итоговых оценок следует учитывать:





результаты работы обучающегося в течение года по всем разделам программных требований;
работоспособность обучающегося;
личностный рост;
приобретение профессиональных навыков, овладение профессиональной терминологией

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Умения:

Зачеты, контрольные уроки, экзамены.

производить набор нотного текста в современных музыкальных редакторах;

Участие в концертах и мероприятиях
колледжа.

использовать программы цифровой обработки звука;
ориентироваться в частой смене компьютерных программ;
Знания:

Система аудиторных занятий.

способы использования компьютерной
техники в сфере профессиональной дея-

Система самостоятельных занятий.
Система семестровых и полусеместро-

тельности;

вых аттестаций

наиболее употребимые компьютерные
программы для записи нотного текста;
основы MIDI-технологий.
Владение ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Выставление текущих оценок по всем
задаваемым на дом формам работы.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с принятием
на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Владение ПК:

Аудиторные занятия.

ПК 1.1. Использовать в практической де- Экзамены, зачеты, контрольные уроки.
ятельности основы знаний в области
Итоговый экзамен.
электротехники, электронной техники,
акустики, свойств слуха и звука.
ПК 1.2. Демонстрировать навыки записи,
сведения и монтажа фонограмм.
ПК 1.8. Применять на практике основы
знаний звукотехники и звукорежиссуры.
ПК 1.9. Владение культурой устной и
письменной речи, профессиональной
терминологией.
ПК 2.1. Анализировать музыкальное
произведение в единстве и взаимообу-

словленности формы и содержания, историко-стилистических и жанровых
предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
ПК 2.2. Воспроизводить художественный образ в записи на основе знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические, формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального языка).
ПК 2.4. Аранжировать музыкальные произведения с помощью компьютера, использовать компьютерную аранжировку
при звукозаписи.
ПК 3.2. Исполнять обязанности руководителя творческого коллектива, включая
организацию его работы, планирование
деятельности и анализ ее результатов.
ПК 3.4. Использовать различные приемы
сбора и распространения информации с
целью популяризации и рекламы деятельности учреждений образования и
культуры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».