Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОП 04 Электрорадиоизмерения

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство.
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»

Разработчики:
Денисов Д. В. преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
вторая квалификационная категория.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы учебной дисциплины...........................................................1
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины................................4
3. Условия реализации программы дисциплины......................................................6
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.......................................9

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине «Электрорадиоизмерения» является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности СПО 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Электрорадиоизмерения» (ОП.04) реализуется в базовой части ФГОС
СПО по специальности 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство», и
входит в число общепрофессиональных дисциплин Профессионального цикла П.00.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
 подготовка специалиста, обладающего современными теоретическими
знаниями, необходимыми для ведения профессиональной деятельности в
качестве специалиста звукооператорского мастерства;
Задачами курса являются:
 освоение системы базовых знаний, отражающих роль электронной техники в
обществе и технических системах;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и
использования средств электронной техники;
 приобретение опыта использования электронной техники, звукоусилительной
аппаратуры и ее составляющих в коллективной и индивидуальной
деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:





рассчитывать параметры электрических цепей и электронных приборов;
измерять параметры электрических цепей и электронных приборов;
пользоваться справочной литературой;
пользоваться профессиональной терминологией;

1

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 аналоговые электромеханические и электроизмерительные приборы;
 измерение основных электрических величин; методику измерения
параметров и режима работы аудио- и видеоаппаратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть следующими
общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1.
ОК 2.

ОК 3.
ОК 4.

ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.

ОК 8.

ОК 9.
ПК 1.1.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 1.5.
ПК 1.6.

ПК 1.7
ПК 3.5

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Использовать в практической деятельности основы знаний в области
электротехники, электронной техники, акустики, свойств слуха и звука.
Эксплуатировать звукозаписывающую, звуковоспроизводящую, усилительную аппаратуру и другое звукотехническое оборудование.
Обеспечивать звуковое сопровождение музыкального и зрелищного мероприятия.
Осуществлять контроль и анализ функционирования звукотехнического
оборудования.
Выбирать и размещать необходимое звукотехническое оборудование для
конкретного концертного зала, театра, студии звукозаписи, студии радиовещания и др.
Проводить установку, наладку и испытание звукотехники.
Осуществлять управление процессом эксплуатации звукотехнического
оборудования.
2

ПК 3.6 Разрабатывать комплекс мероприятий по организации и управлению рабочим процессом звукозаписи в условиях открытых и закрытых помещений.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 35 часов.

3

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:
аудиторные занятия

66

контрольные уроки (зачеты)

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:
самостоятельная работа по закреплению материала, пройденного на уроке

35

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование тем

Содержание учебно-тематического материала,
самостоятельная работа, контрольные мероприятия

Объём
часов

Уровень
освоения

IV курс

7 семестр
Введение

Практическая роль и задачи дисциплины в
формировании знаний по данной специальности

1

1

Тема 1.Физические
величины и их единицы
измерения. Средства
измерений и их
классификация

Основные термины и определения. Единицы
физических величин. Основные, производные и
логарифмические единицы, применяемые в
электросвязи. Погрешности измерения
(систематические и случайные). Основные виды
средств измерения. Классификация измерительных
приборов по принципу действия.

10

2

Тема 2. Измерение тока,
напряжения
и мощности

Устройство и принцип действия
электроизмерительных механизмов. Основные
параметры, характеризующие переменное
напряжение.
Вольтметры средневыпрямленного значения.
Вольтметры амплитудные (максимальных
значений). Основные принципы работы цифровых
измерительных приборов (ЦИП). Классификация
цифровых вольтметров, особенности их
применения. Аналого-цифровые преобразователи
в ЦИП. Цифровой вольтметр времяимпульсного
преобразования. Цифровой вольтметр с
микропроцессором.

10

2

Тема 3. Исследование
формы электрических
сигналов

Назначение и классификация осциллографов.
Функциональная схема осциллографа назначение
узлов схемы. Структурная схема цифрового
осциллографа, назначение узлов и особенности
работы.

9

2

Контрольные мероприятия

Зачет

2

4

8 семестр
Тема 4. Измерительные
генераторы

Назначение, классификация и основные
характеристики измерительных генераторов.
Возникновение генерации, условие баланса фаз и
амплитуд. Различные типы генераторов: RC, LC,
на биениях, генераторы СВЧ.

10

2

Тема 5. Измерение
параметров электрических
сигналов. Измерение
характеристик
электрорадиотехнических
цепей

Назначение и характеристики частотомеров.
Упрощенная структурная схема электронносчетного частотомера, назначение элементов и
органов управления. Методы анализа частотного
спектра. Осциллографический метод определения
фазового сдвига. Амплитудно-частотные
характеристики активных и пассивных
четырехполюсников. Параметры
электрорадиотехнических цепей.

16

2

Тема 6. Измерение
параметров электрических
цепей. Измерение
параметров трактов с
распределенными
постоянными.

Параметры электрорадиотехнических цепей.
Характеристика параметров четырехполюсников.
Первичные и вторичные параметры цепей,
режимы работы линий передачи. Первичные и
вторичные параметры цепей, режимы работы
линий передачи. Нормирование параметров.
Обработка результатов измерений.

10

2

Контрольные мероприятия

Зачет

2

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для полноценного проведения уроков и обеспечения качественного и продуктивного учебного процесса необходимы следующие средства обучения:
1. Оборудованный класс для аудиторных занятий
2. Компьютер на базе операционной системы Windows 7

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1. Р. Я. Лабковская. Метрология и электрорадиоизмерения.
2. Кушнир. Электрорадиоизмерения Учебное пособие.
3. В.Ю.Шишмарев, В.И.Шанин. ЭЛЕКТРОРАДИОИЗМЕРЕНИЯ. Учебник. М.:
"Академия", 2011

3.3. Методические рекомендации преподавателям.
В курсе Электрорадиоизмерения обобщаются сведения и углубляются знания об
оборудовании звуковой обработки сигналов, полученные на ранних курсах, в том
числе при изучении физики и математики. В ходе курса студенты получают знания
об основных физических величинах и их единицах измерения, а также о средствах
измерения и их классификации. Получают знания и практический навык о способах
измерения тока, напряжения и мощности. Исследуют и изучают формы электрических сигналов. Изучают принципы построения и расчета измерительных генераторов. Производят измерение параметров электрических сигналов, характеристик
электрорадиотехнических цепей и измерение параметров трактов с распределенными параметрами.
В процессе обучения студентов используются различные виды учебных занятий
(аудиторных и внеаудиторных): лекции, семинарские занятия, консультации и т.д.
На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее
практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.
При подготовке к лекционным занятиям по курсу Электрорадиоизмерения необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия, определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и по6

рядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения семинарского занятия по теме лекции.
В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы,
ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме
занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в
учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая
лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения
учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их
протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных
подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.
Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категорийный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время
консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами по актуальным вопросам обсуждаемой темы.
При подготовке к семинарскому занятию по теме прочитанной лекции преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара и составить список обязанностей и дополнительной литературы по вопросам плана занятия. Можно завести рабочую тетрадь, в которой
учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке
докладов и рефератов.
В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую
значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время
на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным
причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющиевопросы с целью выяснения их позиций по существу
обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений
и постановки вопросов выступающим и преподавателю. Для наглядности и закрепления изучаемого материала преподаватель может использовать таблицы, схемы, документы стандартизации по изучаемой теме.
В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать
объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Рас7

крыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия.
Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.
После каждого лекционного и семинарского занятия сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях. Проводить групповые и индивидуальные консультации студентов по вопросам, возникающим у студентов в
ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине,
рекомендовать в помощь учебные и другие материалы, а также справочную литературу.

3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы учащихся.
При организации самостоятельных занятий студентов преподаватель должен,
учитывая большую загруженность, научить учащегося рационально использовать
время. На начальном этапе полезно совместно с учащимся составить расписание
систематических самостоятельных занятий и, по возможности, проконтролировать
его выполнение.

Основные формы самостоятельной работы
1. подготовка сообщений и рефератов по изучаемым разделам курса
2. самостоятельное изучение некоторых тем курса

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также на экзаменах
и зачетах. Экзамены и зачеты проводятся в сроки, соответствующие действующему
учебному плану.
По окончании каждого учебного семестра на основании всех оценок текущей
успеваемости (независимо от того, выносится предмет на экзамен или нет),
выставляется итоговая оценка за семестр. Она должна характеризовать знания и
владения профессиональными навыками, быть предельно объективной и учитывать
индивидуальность обучающегося.
При выведении годовых итоговых оценок следует учитывать:
 результаты работы обучающегося в течение года по всем разделам
программных требований;
 работоспособность обучающегося;
 личностный рост;
 приобретение профессиональных навыков, овладение профессиональной
терминологией
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Умения:

Зачеты, контрольные уроки.

рассчитывать параметры электрических
цепей и электронных приборов;
измерять параметры электрических
цепей и электронных приборов;
пользоваться справочной литературой;
пользоваться профессиональной
терминологией;
Знания:

Система аудиторных занятий.

аналоговые электромеханические и
электроизмерительные приборы;

Система самостоятельных занятий.
Система семестровых и
полусеместровых аттестаций

измерение основных электрических
величин; методику измерения
параметров и режима работы аудио- и
видеоаппаратуры

Выставление текущих оценок по всем

Владение ОК:
9

ОК 1. Понимать сущность и социальную задаваемым на дом формам работы.
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать
риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой для
постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе,
эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать
деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их
работу с принятием на себя
ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
Владение ПК:

Аудиторные занятия.

ПК 1.1. Использовать в практической
деятельности основы знаний в области
электротехники, электронной техники,

Зачеты, контрольные уроки.

10

Итоговый зачет.

акустики, свойств слуха и звука.
ПК 1.3. Эксплуатировать звукозаписывающую, звуковоспроизводящую,
усилительную аппаратуру и другое
звукотехническое оборудование.
ПК 1.4. Обеспечивать звуковое сопровождение музыкального и зрелищного
мероприятия.
ПК 1.5. Осуществлять контроль и анализ
функционирования звукотехнического
оборудования.

ПК 1.6. Выбирать и размещать
необходимое звукотехническое
оборудование для концертного зала,
театра, студии звукозаписи, студии
радиовещания и др.
ПК 1.7 Проводить установку, наладку и
испытание звукотехники.
ПК 3.5 Осуществлять управление процессом эксплуатации звукотехнического
оборудования.
ПК 3.6 Разрабатывать комплекс мероприятий по организации и управлению
рабочим процессом звукозаписи в
условиях открытых и закрытых
помещений.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».