Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
по
специальности
(специальностям)
среднего
профессионального
образования (далее СПО) 53.02.08. Звукооператорское мастерство
Организация-разработчик: ГБПОУ СО Свердловский мужской хоровой
колледж
Разработчики:
Корякина Ирина Викторовна, преподаватель ГБПОУ СО Свердловский
мужской хоровой колледж
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
3
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
10
ОСВОЕНИЯ
13
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Элементарная теория музыки
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности (специальностям) СПО
Звукооператорское мастерство.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Профессиональные модули. Музыкально – творческая деятельность.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
обогащение и систематизация теоретических знаний учащихся о важнейших
элементах музыкального языка, формирование у них музыкального
мышления и аналитических способностей, совершенствование практических
навыков анализа нотного текста.
Задачи курса:
• систематизированное изучение элементов музыкального языка;
• формирование музыкального мышления и аналитических способностей;
• развитие музыкально-практических навыков (письменное построение и
игра на инструменте изучаемых элементов музыкальной речи, развитие
первичных навыков сочинения, совершенствование навыков анализа
музыкального текста).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
делать элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств;
анализировать музыкальную ткань: особенности звукоряда, ладовую и
гармоническую систему, фактуру изложения музыкального материала;
выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте его содержания;
рассматривать музыкальное произведение в единстве содержания и
формы;
рассматривать музыкальные произведения во взаимосвязи его жанра,
стиля, эпохи создания и авторским стилем композитора;
применять навыки владения элементами музыкального языка на
клавиатуре и в письменном виде;
выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;
делать компьютерный набор нотного текста в современных программах;
4
играть на фортепиано произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники хроматики,
отклонения и модуляции, тональной и модальной системы;
типы фактур, и типы изложения музыкального материала;
функциональную систему мажора-минора и особых диатонических
ладов;
выразительные и формообразующие возможности гармонии;
особенности джазовой ладовости, ритма, гармонии, формообразования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть
следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Анализировать музыкальное произведение в единстве и
взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и
жанровых предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
ПК 2.2. Воспроизводить художественный образ в записи на основе
знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические,
формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального
языка).
ПК 2.3. Работать в непосредственном контакте с исполнителем над
интерпретацией музыкального произведения.
5
ПК 2.4. Аранжировать музыкальные произведения с помощью
компьютера, использовать компьютерную аранжировку при звукозаписи.
ПК 2.5. Исполнять на фортепиано различные произведения
классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
6
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Контрольные уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашняя работа
Объем часов
108
72
3
10
36
36
Итоговая аттестация в форме экзамена
7
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
№ темы и
название
Содержание учебного материала,
самостоятельная работа, контрольные
мероприятия
Объ
ём
часо
в
Уровень
усвоения
1.
Музыкальный
звук.
2.
Мелодия.
3.
Интервал.
4.
Обращение
интервала.
5.
Составные
интервалы.
Звук. Физическая основа звука. Свойства
музыкального звука. Натуральный
звукоряд.
Мелодия. Виды мелодического движения.
Элементы строения музыкальной речи.
Интервал. Простые и диатонические
интервалы.
Обращение интервала. Правила обращения
интервалов.
4 ч.
1
6.
Консонансы и
диссонансы.
7.
Квинтовый
круг.
8.
Три вида
минора и
мажора.
9.
Увеличенные и
уменьшенные
интервалы.
10.
Ритм. Темп.
11.
Аккорд.
12.
Главные
2 ч.
1
3 ч.
2
2 ч.
2
Составные интервалы.
Названия.Построение.
1 ч.
2
Консонансы и диссонансы.
1 ч.
1
Квинтовый круг. Знаки во всех
тональностях. Параллельные,
одноименные, однотерцовые тональности.
Энгармонически равные тональности.
Три вида минора и мажора. Транспозиция.
5 ч.
2
3 ч.
2
Увеличенные и уменьшенные интервалы.
Тритоны. Характерные интервалы.
4 ч.
2
Метр. Ритм. Темп. Группировка
длительностей. Синкопа. Пунктирный
ритм. Полиритмия. Полиметрия. Простые и
сложные размеры.
Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий.
Обращение трезвучий.
Главные трезвучия в мажоре и миноре.
Соединение главных трезвучий.
7 ч.
2
6 ч.
2
4 ч.
2
8
трезвучия
13.
Побочные
трезвучия.
14.
Септаккорд.
15.
Септаккорд.
16.
Вводные
септаккорды.
Гармонические обороты.
Побочные трезвучия мажора и минора.
2 ч.
2
5 ч.
2
3 ч.
2
3 ч.
2
1 ч.
1
5 ч.
2
3 ч.
2
Хроматизм. Альтерация. Хроматическая
3 ч.
гамма.
Музыкальный синтаксис (период, каденция, 1 ч.
форма).
2
Контрольно-зачетные мероприятия.
3
Септаккорд. Строение септаккорда. Виды
септаккордов. Обращение септаккордов.
Нонаккорды.
Септаккорд. Доминантовый септаккорд и
его обращения. Разрешение Доминантового
септаккорда и его разрешений.
Вводные септаккорды. Септаккорд II
ступени.
17.
Выразительное значение аккордов в
Выразительное музыке.
значение
аккордов в
музыке.
18.
Лады.
19.
Отклонения и
модуляция
20.
Хроматизм.
21.
Музыкальный
синтаксис.
22.
Контрольнозачетные
мероприятия.
Диатонические семиступенные лады.
Пентатоника. Переменные лады.
Симметричные лады.
Отклонения и модуляция. Родство
тональностей.
4 ч.
2
Контрольные мероприятия
1 семестр
Зачет
2 семестр
экзамен
Обязательная аудиторная учебная 72
нагрузка (всего):
Самостоятельная учебная нагрузка 36
(всего):
Всего по курсу: 108
9
№
Тема
Ко
лво
час
ов
Д.З,
Учебник Вахромеев
«ЭТМ»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Звук. Энгармонизм звуков.
Физическая основа звука.
Свойства музыкального звука.
Натуральный звукоряд.
Мелодия. Виды мелодического движения.
Элементы строения музыкальной речи.
Интервал.
Простые интервалы.
Контрольная работа №1 «Построение
интервалов»
Обращение интервала.
Правило обращения интервалов.
Составные интервалы.
Квинтовый круг.
Знаки во всех тональностях.
Параллельные тональности
Зачет.
Одноименные и однотерцовые тональности.
Энгармонически равные тональности.
Три вида минора.
Три вида мажора.
Транспозиция.
Увеличенные интервалы.
Уменьшенные интервалы.
Тритоны.
Характерные интервалы.
Метр.
Ритм.
Группировка длительностей.
Синкопа. Пунктирный ритм.
Полиритмия. Полиметрия.
Простые и сложные размеры.
Темп. Зачет.
Аккорд. Трезвучие.
Мажорное трезвучие.
Минорное трезвучие.
Уменьшенное трезвучие.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
10
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Увеличенное трезвучие.
Обращение трезвучий.
Главные трезвучия
Контрольная работа №2 «Трезвучия»
Соединение главных трезвучий.
Гармонические обороты.
Побочные трезвучия мажора
Побочные трезвучия минора.
Септаккорд.
Строение септаккорда.
Виды септаккордов.
Обращение септаккордов.
Нонаккорды.
Доминантовый септаккорд.
Обращения Д7.
Разрешение Д7 и его обращений.
Вводные септаккорды.
Септаккорд II ступени.
Разрешение II7.
Выразительное значение аккордов в музыке.
Диатонические семиступенные лады.
Построение семиступенных ладов.
Пентатоника.
Переменные лады.
Симметричные лады.
Отклонение.
Модуляция.
Родство тональностей.
Хроматизм. Альтерация.
Хроматическая гамма.
Музыкальный синтаксис.
Контрольная работа №3 «Хроматическая
гамма»
Мотив.
Фраза.
Предложение.
Период. Виды периода.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч. Стр.230
1 ч. Стр.240
1 ч.
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
теоретических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: доска, парты, стулья, стол преподавателя
Технические средства обучения: фортепиано, компьютер, монитор, колонки.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио в ключах «До». М.,1969.
Агажанов А., Блюм Д. Сольфеджио. Примеры из полифонической
литературы. М.,1972.
Афонина Н. Упражнения по теории музыки.- С-Пб,2002.
Бах И. Инвенции, «ХТК».
Леонова Е. Полифоническое сольфеджио. Л.,1990.
Масленкова Л. Сокровища родных мелодий.- С-Пб,1999.
Песни и романсы композиторов-классиков.
Середа В. Каноны. М.,1997.
Способин И. Элементарная теория музыки, М.,1986.
Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М.,2001.
3.3.
Методические рекомендации преподавателям.
Музыкальный звук. Музыка как один из видов искусства. Специфика
музыки - временная организация звуковысотных соотношений. Важнейшие
элементы музыкального языка, их взаимосвязь. Важность изучения
закономерностей музыкальной речи в постижении смысла и характера
музыки, в развитии музыкально-теоретического мышления учащихся.
Звук как физическое явление. Музыкальный звук и его свойства.
Музыкальная система. Звукоряд. Ступени звукоряда и их названия.
Слоговые и буквенные названия звуков. Октава. Обозначения октав.
Диапазон. Регистр.
Темперированный строй. Тон. Полутон.
Производные ступени. Знаки альтерации. Хроматические и
диатонические полутоны и тоны. Энгармонизм звуков.
Метр. Ритм. Темп. Определение метра. Акценты. Сильные, слабые и
относительно сильные доли такта, периодичность их чередования.
Размер. Его определение и обозначение. Простые двух- и трехдольные
размеры. Сложные однородные и смешанные размеры.
12
Ритм. Различные виды ритма: равномерный, пунктирный, триольный,
синкопированный и т.д. Взаимосвязь метра и ритма. Синкопа внутритактовая и междутактовая.
Группировка длительностей. Переменные размеры - периодические и
непериодические.
Понятие о полиритмии и полиметрии.
Темп и его обозначение по шкале метронома. Значение темпа в создании
характера музыки.
Лад. Тональность. Значение лада в музыке. Мажорный и минорный
лад, устойчивые и неустойчивые звуки. Названия ступеней лада. Три вида
мажорного лада: натуральный, гармонический, мелодический. Тетрахорды.
Тональность. Квинтовый круг мажорных тональностей. Минорный лад. Три
вида минора. Параллельные и одноименные тональности. Энгармонизм
тональностей.
Интервалы. Интервалы мелодические и гармонические, восходящие и
нисходящие. Названия интервалов. Ступеневая и тоновая величина
интервалов. Обращение интервалов. Увеличенные и уменьшенные
интервалы Консонансы и диссонансы. Составные интервалы. Характерные
интервалы. Интервалы в ладу. Разрешение диссонирующих интервалов.
Аккорды. Общее понятие об аккордах Виды аккордов. Обращения
трезвучий и септаккордов. Аккорды в ладу. Трезвучия на ступенях мажора и
минора. Главные и побочные трезвучия. 7 видов септаккордов, их обращения
и разрешения. Понятие о нонаккордах. Гармонические обороты.
Хроматизм и внутриладовая альтерация. Определение понятия
хроматизма. Хроматическая гамма. Правописание хроматических мажорных
и минорных гамм. Внутриладовая альтерация. Альтерация как обострение
тяготения неустойчивых ступеней лада. Отличие хроматизма от альтерации.
Модальные лады. Диатонические лады. Пентатоника. Семиступенные
лады ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский,
эолийский, локрийский. Переменные лады. Симметричные лады:
целотонный и уменьшенный. Дважды гармонические лады. Целотонная
гамма. Гамма Римского-Корсакова «тон-полутон».
Отклонения и модуляция как средство усложнения музыкального
языка, создания музыкального контраста. Сопоставление тональностей как
один из приемов смены тональностей или лада без плавного перехода.
Тональности первой степени родства.
Мелодия. Виды мелодического движения. Элементы строения
13
музыкальной речи. Мелодия - важнейшее средство выразительности
музыки. Основные формы мелодического движения: волнообразное, плавное
и скачкообразное движение. Приемы мелодического развития: буквальное
повторение, варьирование, секвенция: повторение мелодии или
музыкального построения на другой высоте. Мотив секвенции; звенья
секвенции; восходящие и нисходящие секвенции; тональные и
хроматические секвенции; строгие и свободные секвенции. Кульминация;
способы достижения кульминации. Строение музыкальной речи. Цезура.
Период. Определение; строение периода: предложения, фразы,
мотивы.
Каденции.
Музыкальная
фактура;
гомофонный
и
полифонический склад.
Транспозиция. Понятие о транспозиции, область применения и
значение транспозиции в музицировании. Три способа транспозиции: на
определенный интервал, на хроматический полутон, с заменой ключа.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
В домашних заданиях необходимо строго следовать теоретическим
основам, полученным на лекциях. Для усвоения материала рекомендуется
знать правила теории музыки, которые преподаватель объясняет на
лекционных занятиях, находить элементы музыкальной речи в
произведениях, изучаемых по фортепиано или специальности.
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
делать элементарный анализ
нотного текста с объяснением роли
выразительных средств;
анализировать музыкальную
ткань: особенности звукоряда,
ладовую и гармоническую систему,
фактуру изложения музыкального
материала;
выполнять гармонический
анализ музыкального произведения,
характеризовать гармонические
средства в контексте его
содержания;
рассматривать музыкальное
произведение в единстве
содержания и формы;
рассматривать музыкальные
произведения во взаимосвязи его
жанра, стиля, эпохи создания и
авторским стилем композитора;
применять навыки владения элементами музыкального языка на
клавиатуре и в письменном виде;
выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;
делать компьютерный набор нотного текста в современных
программах;
играть на фортепиано произведения классической, современной и
эстрадно-джазовой музыкальной
литературы;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Тестирование,
анализ
музыкальных
произведений,
построение
изучаемых
элементов
музыкального
языка
самостоятельно.
15
Тестирование,
Знания:
произведений.
понятия звукоряда и лада,
интервалов и аккордов, диатоники
хроматики, отклонения и
модуляции, тональной и модальной
системы;
типы фактур, и типы изложения
музыкального материала;
функциональную систему
мажора-минора и особых
диатонических ладов;
выразительные и
формообразующие возможности
гармонии;
особенности джазовой
ладовости, ритма, гармонии,
формообразования;
анализ
музыкальных
Владеть следующими общими и Тестирование,
произведений.
профессиональными
компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и
социальную
значимость
своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и способы
выполнения
профессиональных
задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы,
оценивать риски и принимать
решения
в
нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять
поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и
решения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-
анализ
музыкальных
16
коммуникационные технологии для
совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе,
эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с
принятием на себя ответственности
за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться
в
условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Анализировать
музыкальное
произведение
в
единстве и взаимообусловленности
формы и содержания, историкостилистических
и
жанровых
предпосылок, метроритма, тембра,
гармонии.
ПК
2.2.
Воспроизводить
художественный образ в записи на
основе
знаний
специфики
музыкального
языка
(ладовые,
метроритмические,
формообразующие, гармонические,
фактурные свойства музыкального
языка).
ПК 2.3. Работать
в
непосредственном
контакте
с
исполнителем над интерпретацией
музыкального произведения.
ПК 2.4. Аранжировать
музыкальные
произведения
с
помощью
компьютера,
использовать
компьютерную
17
аранжировку при звукозаписи.
ПК
2.5.
Исполнять
на
фортепиано
различные
произведения
классической,
современной и эстрадно-джазовой
музыкальной литературы.
18