Содержание
стр.
1. Содержание учебного предмета
информатика», раздел «Информатика»
«Математика
и
3-5
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Математика и информатика», раздел «Информатика»
5 - 10
3. Тематическое
планирование
учебного
предмета
«Математика и информатика», раздел «Информатика»
10 -13
2
1. Содержание учебного предмета «Математика и информатика»,
раздел: «Информатика»
8 класс
Тема 1. Информация и информационные процессы (5 часов)
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и
обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные
языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный
код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы
к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.Примеры информационных процессов в системах
различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические,
флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей
информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение
информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не
изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (5 часов)
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода
информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы
программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными
объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование
и разархивирование.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера
3
Тема 3. Обработка графической информации (5 часов)
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление
цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Тема 4. Обработка текстовой информации (6 часов)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ).
Технологии создания текстовых документов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Стилевое форматирование. Включение в текстовый
документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст.
Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение
изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы,величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры
кодирования букв национальных алфавитов.Представление о стандарте Юникод
Тема 5. Мультимедиа (6 часов)
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления
мультимедийных данных
Тема 6. Математические основы информатики (9 часов)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами
счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое
сложение), выражения, таблицы истинности
9 класс
Тема 7. Основы алгоритмизации (3 часа)
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных.
Свойства алгоритмов.
Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке.
Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
4
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные,
строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению
вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов.
Рекурсия.
Этапы решения задачи на компьютере
Тема 8. Начала программирования (13 часов)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных;
правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в
среде программирования Паскаль
Тема 9. Моделирование и формализация (7 часов)
Понятия натурной и информационной моделей.
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их
назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка
адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования Компьютерное моделирование. Примеры использования
компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и
редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных
Тема 10. Обработка числовой информации (8 часов)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение
графиков и диаграмм.
Понятие о сортировке (упорядочивании) данных
Тема 11. Коммуникационные технологии (4 часа)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача
информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт.
Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет
5
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика и информатика
2.
раздел «Информатика»
Освоение учебного предмета «Информатика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ
в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и
ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «информация», «объект» и т. д.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
6
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры
для описания объектов; умения «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для
сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для
данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению
в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения
информатики в основной школе отражают:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии
с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты изучения информатики
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
7
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения
информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ,НЕ;
определять значение логического выражения;
строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе
использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема,график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых
средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям
моделирования.
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной
науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
научиться переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему
счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических
изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных
свойств логических операций;
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для
исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на
предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию,
соответствующую той или иной ситуации;
переходить от записи алгоритмической конструкции на
8
алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать
ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
исполнять записанный на естественном языке алгоритм,обрабатывающий цепочки символов;
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для
формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех
элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными
свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива
идр.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами;
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
9
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса
и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения
задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных
ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных
источников и в разные моменты времени и т. п.);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуникационных технологийф
формировать понимание принципов действия различных средств информатизации,их возможностей, технических и экономических
ограничений
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК) ОБУЧАЮЩИХСЯ
Специальность 53.02.06 «Хоровое дирижирование»
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 10. Использовать личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 12. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) ОБУЧАЮЩИХСЯ
Специальность 53.02.06 «Хоровое дирижирование»
ПК 1.3. Систематически работать над подбором и совершенствованием исполнительского репертуара.
10
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для достижения художественной выразительности в соответствии со
стилем музыкального произведения.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
3. Тематическое планирование учебного предмета «Математика и информатика», раздел: «Информатика»
Название раздела (темы)
§ 1 Информация и
информационные процессы
Колю
часов
5 ч.
§
2.
Компьютер
– 5 ч.
универсальное устройство
обработки данных
Основное содержание
8 класс
Информация – одно из основных понятий
современной науки. Информация как сведения,
предназначенные для восприятия человеком, и
информация как данные, которые могут быть
обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность описания
непрерывных объектов и процессов с помощью
дискретных
данных.
Информационные
процессы – процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных
Компьютер – универсальное вычислительное
устройство, работающее по программе. Типы
компьютеров: персональные компьютеры,
встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Мобильные устройства. Основные компоненты
компьютера и их назначение. Процессор.
Оперативная и долговременная память.
Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод,
датчики мобильных устройств, средства
биометрической аутентификации. История
развития компьютеров и программного
обеспечения.
Поколения
компьютеров.
Основные виды деятельности обучающихся
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Оценивать информацию с позиции её свойств
(актуальность, достоверность, полнота и др.).
Изучать возможность описания непрерывных
объектов и процессов с помощью дискретных
данных.
Выделять
информационную
составляющую процессов в биологических,
технических
и
социальных
системах.
Оценивать
числовые
параметры
информационных процессов (объём памяти,
необходимой для хранения информации;
скорость передачи
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать устройства компьютера с точки
зрения организации процедур ввода, хранения,
обработки, вывода и передачи информации.
Анализировать информацию (сигналы о
готовности и неполадке) при включении
компьютера.
Изучать
информацию
о
характеристиках компьютера. Исследовать
историю
развития
компьютеров
и
программного обеспечения, современные
тенденции
развития
компьютеров
и
суперкомпьютеров.
Обсуждать
правила
11
§3. Текстовые документы
6 ч.
Современные
тенденции
развития
компьютеров.
Суперкомпьютеры.
Персональный компьютер. Процессор и его
характеристики
(тактовая
частота,
разрядность).
Оперативная
память.
Долговременная память. Устройства ввода и
вывода. Объём хранимых данных (оперативная
память компьютера, жёсткий и твердотельный
диск, постоянная память смартфона) и скорость
доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на
компьютере
Текстовые документы и их структурные
элементы (страница, абзац, строка, слово,
символ). Текстовый процессор – инструмент
создания, редактирования и форматирования
текстов.
Правила
набора
текста.
Редактирование текста. Свойства символов.
Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками,
моноширинные). Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев: границы,
абзацный отступ, интервал, выравнивание.
Параметры
страницы.
Стилевое
форматирование.
Структурирование
информации с помощью списков и таблиц.
Многоуровневые списки. Добавление таблиц в
текстовые документы. Вставка изображений в
текстовые документы. Обтекание изображений
текстом. Включение в текстовый документ
диаграмм, формул, нумерации страниц,
колонтитулов, ссылок и других элементов.
Проверка
правописания.
Расстановка
переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое
распознавание текста. Компьютерный перевод.
Использование сервисов Интернете для
обработки текста
техники безопасности и правил работы на
компьютере.
Практические работы : 1. Включение
компьютера и получение информации о его
характеристиках
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский интерфейс
применяемого программного средства в работе
с текстовыми документами. Определять
условия
и
возможности
применения
программного средства для решения типовых
задач в работе с текстовыми документами.
Выявлять общее и различия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач в работе с
текстовыми документами. Создавать и
редактировать
текстовые
документы
посредством
квалифицированного
клавиатурного письма с использованием
базовых средств текстовых редакторов.
Форматировать
текстовые
документы
(устанавливать
параметры
страницы
документа; форматировать символы и абзацы;
вставлять колонтитулы и номера страниц).
Вставлять в документ формулы, таблицы,
изображения, оформлять списки. Использовать
ссылки и цитирование источников при
создании на их основе собственных
информационных объектов. Использовать
12
§ 4.
Компьютерная графика
5 ч.
Знакомство с графическими редакторами.
Растровые
рисунки.
Использование
графических
примитивов.
Операции
редактирования графических объектов, в том
числе цифровых фотографий: изменение
размера, обрезка, поворот, отражение, работа с
областями (выделение, копирование, заливка
цветом), коррекция цвета, яркости и
контрастности. Векторная графика. Создание
векторных рисунков встроенными средствами
текстового процессора или других программ
(приложений).
Добавление
векторных
рисунков в документы
интеллектуальные возможности современных
систем обработки текстов
Практические работы: 1. Создание небольших
текстовых
документов
посредством
квалифицированного клавиатурного письма с
использованием базовых средств текстовых
редакторов. 2. Форматирование текстовых
документов (установка параметров страницы
документа; форматирование символов и
абзацев; вставка колонтитулов и номеров
страниц). 3. Вставка в документ формул,
таблиц, изображений, оформление списков. 4.
Создание небольших текстовых документов с
цитатами и ссылками на цитируемые
источники
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский интерфейс
применяемого программного средства в работе
с компьютерной графикой. Определять
условия
и
возможности
применения
программного средства для решения типовых
задач в работе с компьютерной графикой.
Выявлять общее и различия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач в работе с
компьютерной
графикой.
Создавать
и
редактировать изображения с помощью
инструментов
растрового
графического
редактора.
Создавать
и
редактировать
изображения с помощью инструментов
векторного графического редактора. Добавлять
векторные рисунки в документы Практические
работы: 1. Создание и/или редактирование
изображения, в том числе цифровых
фотографий, с помощью инструментов
растрового графического редактора. 2.
Создание и редактирование изображения с
13
помощью
инструментов
векторного
графического редактора
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский интерфейс
применяемого программного средства в работе
с
мультимедийными
презентациями.
Определять
условия
и
возможности
применения программного средства для
решения типовых задач в работе с
мультимедийными презентациями. Выявлять
общее и различия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения
одного
класса
задач
в
работе
с
мультимедийными презентациями. Создавать
презентации, используя готовые шаблоны.
Практические
работы:
1.
Создание
презентации с гиперссылками на основе
готовых шаблонов
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Выявлять различие в позиционных и
непозиционных системах счисления. Выявлять
общее и различия в разных позиционных
системах счисления. Записывать небольшие
(от 0 до 1024) целые числа в различных
позиционных системах счисления (двоичной,
восьмеричной,
шестнадцатеричной).
Сравнивать целые числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления. Выполнять операции
сложения и умножения над небольшими
двоичными числами
§5.
Мультимедийные 6 ч
презентации
Подготовка мультимедийных презентаций.
Слайд. Добавление на слайд текста и
изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд
аудиовизуальных
данных. Анимация. Гиперссылки
§6 Системы счисления.
4 ч.
§7 Элементы
математической логики
5 ч.
Непозиционные и позиционные системы
счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая
форма записи числа. Перевод в десятичную
систему чисел, записанных в других системах
счисления. Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых
чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную
систему счисления. Восьмеричная система
счисления. Перевод чисел из восьмеричной
системы в двоичную и десятичную системы и
обратно.
Шестнадцатеричная
система
счисления.
Перевод
чисел
из
шестнадцатеричной системы в двоичную,
восьмеричную и десятичную системы и
обратно.
Арифметические
операции
в
двоичной системе счисления
Логические
высказывания.
Логические Раскрывать смысл изучаемых понятий.
значения высказываний. Элементарные и Анализировать
логическую
структуру
составные
высказывания.
Логические высказываний.
Использовать
логические
14
операции: «и» (конъюнкция, логическое
умножение), «или» (дизъюнкция, логическое
сложение), «не» (логическое отрицание).
Приоритет логических операций. Определение
истинности составного высказывания, если
известны значения истинности входящих в него
элементарных высказываний. Логические
выражения. Правила записи логических
выражений. Построение таблиц истинности
логических выражений Логические элементы.
Знакомство
с
логическими
основами
компьютера
Всего
§
8.
Исполнители
алгоритмы.
Алгоритмические
конструкции
операции. Строить таблицы истинности для
логических
выражений.
Вычислять
истинностное
значение
логического
выражения. Знакомиться с логическими
основами компьютера
36 ч
и 3 ч.
9 класс
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов.
Алгоритм как план управления исполнителем.
Свойства
алгоритма.
Способы
записи
алгоритма (словесный, в виде блок-схемы,
программа). Алгоритмические конструкции.
Конструкция
«следование».
Линейный
алгоритм.
Ограниченность
линейных
алгоритмов: невозможность предусмотреть
зависимость последовательности выполняемых
действий от исходных данных. Конструкция
«ветвление»: полная и неполная формы.
Выполнение
и
невыполнение
условия
(истинность и ложность высказывания).
Простые и составные условия. Конструкция
«повторения»: циклы с заданным числом
повторений, с условием выполнения, с
переменной
цикла.
Разработка
для
формального
исполнителя
алгоритма,
приводящего к требуемому результату при
конкретных исходных данных. Разработка
несложных алгоритмов с использованием
циклов
и ветвлений
для
управления
формальными исполнителями
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать
предлагаемые
последовательности команд на предмет
наличия у них таких свойств алгоритма, как
дискретность,
детерминированность,
понятность, результативность, массовость.
Определять по блок-схеме, для решения какой
задачи предназначен данный алгоритм.
Анализировать изменение значений величин
при пошаговом выполнении алгоритма.
Определять по выбранному методу решения
задачи, какие алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм. Сравнивать различные
алгоритмы решения одной задачи. Создавать,
выполнять вручную и на компьютере
несложные алгоритмы с использованием
циклов и ветвлений для управления
исполнителями, такими как Робот, Черепашка,
Чертёжник. Исполнять готовые алгоритмы при
конкретных исходных данных. Строить для
исполнителя
арифметических
действий
цепочки команд, дающих требуемый результат
при конкретных исходных данных
15
§9. Язык программирования
13 ч.
Язык программирования (Паскаль). Система
программирования: редактор текста программ,
транслятор, отладчик. Переменная: тип, имя,
значение. Целые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор
присваивания.
Арифметические выраженияи порядок их
вычисления. Операции с целыми числами:
целочисленное деление, остаток от деления.
Ветвления. Составные условия (запись
логических выражений на изучаемом языке
программирования). Нахождение минимума и
максимума из двух, трёх и четырёх чисел.
Решение квадратного уравнения, имеющего
вещественные корни. Диалоговая отладка
программ: пошаговое выполнение, просмотр
значений величин, отладочный вывод, выбор
точки останова. Цикл с условием. Алгоритм
Евклида для нахождения наибольшего общего
делителя двух натуральных чисел. Разбиение
записи натурального числа в позиционной
системе с основанием, меньшим или равным
10, на отдельные цифры. Цикл с переменной.
Алгоритмы проверки делимости одного целого
числа на другое, проверки натурального числа
на простоту
§10 Электронные таблицы
8 ч.
Понятие об электронных таблицах. Типы
данных в ячейках электронной таблицы.
Редактирование и форматирование таблиц.
Встроенные функции для поиска максимума,
минимума,
суммы
и
среднего
арифметического. Сортировка данных в
выделенном диапазоне. Построение диаграмм
(гистограмма, круговая диаграмма, точечная
диаграмма).
Выбор
типа
диаграммы.
Преобразование формул при копировании.
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Определять по программе, для решения какой
задачи
она
предназначена.
Строить
арифметические,
строковые,
логические
выражения и вычислять их значения.
Программировать
линейные
алгоритмы,
предполагающие вычисление арифметических,
строковых
и
логических
выражений.
Разрабатывать
программы,
содержащие
оператор (операторы) ветвления, в том числе с
использованием
логических
операций.
Разрабатывать
программы,
содержащие
оператор (операторы) цикла. Выполнять
диалоговую отладку программ. Практические
работы: 1. Программирование линейных
алгоритмов, предполагающих вычисление
арифметических и логических выражений на
изучаемом языке программирования (одном из
перечня: Python, C++, Паскаль, Java, C#,
Школьный Алгоритмический Язык). 2.
Разработка программ, содержащих оператор
(операторы) ветвления, на изучаемом языке
программирования из приведённого выше
перечня. 3. Разработка программ, содержащих
оператор (операторы) цикла, на изучаемом
языке программирования из приведённого
выше перечня
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский интерфейс
применяемого программного средства в работе
с электронными таблицами. Определять
условия
и
возможности
применения
программного средства для решения типовых
задач в работе с электронными таблицами.
Выявлять общее и различия в разных
программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса (разных классов) задач
16
Относительная, абсолютная и смешанная
адресация.
Условные
вычисления
в
электронных таблицах. Суммирование и
подсчёт значений, отвечающих заданному
условию. Обработка больших наборов данных.
Численное моделирование в электронных
таблицах
§11 Моделирование как
метод познания
7 ч.
Модель. Задачи, решаемые с помощью
моделирования. Классификации моделей.
Материальные (натурные) и информационные
модели. Непрерывные и дискретные модели.
Имитационные модели. Игровые модели.
Оценка адекватности модели моделируемому
объекту и целям моделирования. Табличные
модели.
Таблица
как
представление
отношения. Базы данных. Отбор в таблице
строк, удовлетворяющих заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные
и неориентированные графы. Длина (вес)
ребра. Весовая матрица графа. Длина пути
между вершинами графа. Поиск оптимального
пути в графе. Начальная вершина (источник) и
конечная вершина (сток) в ориентированном
графе. Вычисление количества путей в
направленном ациклическом графе. Дерево.
Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга)
дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры
использования деревьев. Перебор вариантов с
помощью дерева. Понятие математической
модели. Задачи, решаемые с помощью
в работе с электронными таблицами.
Редактировать и форматировать электронные
таблицы. Анализировать и визуализировать
данные в электронных таблицах. Выполнять в
электронных таблицах расчёты по вводимым
пользователем формулам с использованием
встроенных функций. Осуществлять численное
моделирование в простых задачах из
различных
предметных
областей.
Практические работы: 1. Ввод данных и
формул, оформление таблицы. 2. Сортировка и
фильтрация данных в электронных таблицах. 3.
Построение диаграмм
и
графиков
в
электронных таблицах.
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Определять вид информационной модели в
зависимости
от
стоящей
задачи.
Анализировать
информационные модели
(таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.).
Осуществлять системный анализ объекта,
выделять среди его свойств те свойства,
которые существенны с точки зрения целей
моделирования.
Оценивать
адекватность
модели моделируемому объекту и целям
моделирования. Строить и интерпретировать
различные информационные модели (таблицы,
диаграммы, графы, дерево, схемы, блок-схемы
алгоритмов).
Исследовать
с
помощью
информационных
моделей
объекты
в
соответствии с поставленной задачей. Изучать
этапы
компьютерного
моделирования.
Работать
с
готовыми
компьютерными
моделями
из
различных
предметов.
Практические
работы:
1.
Создание
однотабличной базы данных. Поиск данных в
готовой базе. 2. Работа с готовыми
17
§12 Компьютерные сети
1ч
§ 13 Глобальная сеть
3 ч.
Интернет и стратегии
безопасного поведения в ней
математического
(компьютерного)
моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного
(литературного) описания объекта. Этапы
компьютерного моделирования: постановка
задачи, построение математической модели,
программная
реализация,
тестирование,
проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели
Объединение компьютеров в сеть. Сеть
Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура
адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые
системы. Поиск информации по ключевым
словам и по изображению. Достоверность
информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернеткоммуникаций.
Сетевой
этикет,
базовые
нормы
информационной этики и права при работе в
Интернете. Стратегии безопасного поведения в
Интернете
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов.
Сетевое
хранение
данных.
Методы
индивидуального и коллективного размещения
новой информации в Интернете. Большие
данные (интернет-данные, в частности данные
социальных
сетей).
Понятие
об
информационной
безопасности.
Угрозы
информационной безопасности при работе в
глобальной сети и методы противодействия им.
Правила безопасной аутентификации. Защита
личной информации в Интернете. Безопасные
стратегии
поведения
в
Интернете.
Предупреждение вовлечения в деструктивные
компьютерными моделями
предметных областей.
из
различных
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Осуществлять
поиск
информации
по
ключевым словам и по изображению.
Проверять
достоверность
информации,
найденной в сети Интернет. Восстанавливать
адрес веб- ресурса из имеющихся фрагментов.
Осуществлять взаимодействие посредством
электронной почты, видео-конференц-связи.
Изучать сетевой этикет. Исследовать стратегии
безопасного
поведения
в
Интернете
Практические работы: 1. Поиск информации по
ключевым словам и по изображению. 2.
Использование
сервисов
интернеткоммуникаций
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать доменные имена компьютеров
и адреса документов в Интернете. Определять
минимальное
время,
необходимое
для
передачи известного объёма данных по каналу
связи с известными характеристиками.
Распознавать потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с информационными и
коммуникационными
технологиями,
оценивать предлагаемые пути их устранения.
Практические
работы:
1.
Создание
комплексных информационных объектов в
виде вебстраниц, включающих графические
объекты, с использованием конструкторов
18
и криминальные формы сетевой активности (шаблонов). 2. Знакомство с механизмами
(кибербуллинг, фишинг и другие формы)
обеспечения приватности и безопасной работы
с ресурсами сети Интернет, методами
аутентификации, в том числе применяемыми в
сервисах госуслуг
Всего
35 ч.
Тематическое планирование 8 класс
Название темы
Информация
и
информационные процессы
Количество академических
часов
5
Электронные или цифровые учебно-методические материалы
Компьютер как
универсальное устройство
обработки информации
5
Обработка графической
информации
Обработка текстовой
информации
Мультимедиа
5
Презентации:
1. «Информация»,
2. «Информационные процессы»,
3. «Преобразование информации»,
4. «Формы представления информации»
Презентации:
1. Компоненты и функции компьютера»
2. Устройство ПК»
3. ПО компьютера»
4. Файловая система»
Презентация «Кодирование графической информации»
6
Презентация «Кодирование текстовой информации»
6
Математические основы
информатики
9
Презентации:
1.
«Компьютерные презентации»,
2.
«Технология мультимедия»
Презентации
1.
«Алгебра логики»,
2.
Логические операции»
3.
Построение таблиц истинности»
4.
«Системы счисления»
5.
Двоичная система счисления»
19
6.
«8 и 16 системы счисления»
Поурочное планирование 8 класс
№
п/п
Тема урока
16
Информация и информационные процессы
Информация. Виды информации. Свойства информации. Техника
безопасности и санитарные нормы работы на ПК
Информационные процессы.
Формы представления информации. Язык как способ представления
информации. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Двоичное кодирование
Измерение количества информации.
Компьютер как универсальное устройство для работы с
информацией
Основные компоненты компьютера и их функции.
Персональный компьютер.
ПО компьютера. Системное и прикладное ПО.
Файлы и файловые структуры
Контрольная работа по теме « Устройство ПК»
Обработка текстовой информации
Тексты в компьютерной памяти. Кодировочные таблицы.
Текстовый редактор. Создание документа.
Работа с текстовым редактором. Фрагменты документа.
Работа с текстовым редактором. Форматирование документа.
Работа с текстовым редактором.
Таблицы в документе.
Работа с текстовым редактором. Графические объекты.
17.
18.
19.
20.
21.
Обработка графической информации
Кодирование изображения. Компьютерное представление цвета.
Компьютерная графика. Растровая и векторная графика
Создание графических изображений. Интерфейс редактора.
Работа с векторным графическим редактором
Работа с графическим редактором растрового типа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Количество
часов
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
20
22.
23.
24
25
26
27
28.
29.
30.
31
32
33
34
35
36
Технология мультимедиа
Что такое мультимедиа. Компьютерные презентации.
Правила создания презентаций. Структура презентации. Макет слайда
Создание презентации с использованием текста и изображений.
Создание презентации с использованием шаблона. Дизайн презентаций.
Создание презентации с использованием гиперссылок и анимации.
Создание презентации по индивидуальным заданиям.
Математические основы информатики
Системы счисления.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
Компьютерные системы счисления.
Контрольная работа по теме « Системы счисления».
Элементы алгебры логики. Высказывания.
Логические операции.
Построение таблиц истинности.
Самостоятельная работа «Построение таблиц истинности»
Решение логических задач.
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 9 класс
Название темы
Количество
Электронные или цифровые учебно-методические
академических
материалы
часов
Основы
3
Презентация «Алгоритм»
алгоритмизации
Начала
13
Презентации:
программирования
1. «Структура программы на паскале»
2. «Запись арифметических выражений»
3. «Линейный алгоритм»
4. «Линейный алгоритм оператор ввода»
5. «Алгоритм ветвления»
6. «Алгоритм ветвления составные условия»
7. «Алгоритм ветвления составной оператор»
8. «Цикл»
9. «Решение задач с циклами и ветвлениями»
Обработка
8
Презентации:
числовой
1. «Электронная таблица»
информации
2. «Функция ЕСЛИ»
21
Моделирование и
формализация
7
Коммуникационные
технологии
4
Презентации:
1. «Моделирование»
2. «Графические модели»
3. «Математическое моделирование»
4. «Табличные информационные модели»
Презентации:
1. «Компьютерные сети»
2. «Севисы Интернета»
Поурочное планирование 9 класс
№ п/п
Количество
часов
Тема урока
4.
5.
6
7
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16
Основы алгоритмизации.
Алгоритм. Исполнитель алгоритмов. Свойства алгоритмов.
Способы записи алгоритмов.
Объекты алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции.
Начала программирования
Общие сведения о языке программирования Паскаль.
Организация ввода и вывода данных. Типы данных.
Программирование линейных алгоритмов.
Программирование разветвляющихся алгоритмов.
Составной оператор.
Составные условия.
Программирование разветвляющихся алгоритмов.
Программирование циклических алгоритмов.
Программирование циклических алгоритмов.
Программирование циклических и разветвляющихся алгоритмов.
Программирование циклических и разветвляющихся алгоритмов.
Контрольная работа
Программирование алгоритмов с вложенными циклами
3
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17.
18.
Обработка числовой информации
Интерфейс и элементы управления электронных таблиц.
Основные режимы работы ЭТ
8
1
1
1.
2.
3.
22
19.
20.
21.
22.
23.
24
25
26
27
28.
29.
30.
31
32
33
34
35
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
Встроенные функции.
Использование логических функций в ЭТ.
Условное форматирование таблиц.
Построение диаграмм
Решение задач с надстройкой «Поиск решения»
Контрольная работа.
Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Виды моделей
Графические информационные модели.
Математические информационные модели.
Табличные информационные модели.
Использование ЭТ как базы данных. Создание базы данных.
Систематизация информации в базе данных Excel. Фильтрация данных
Итоговая практическая работа.
Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Всемирная компьютерная сеть Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы Интернета.
Итоговая практическая работа.
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
23