1
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования _53.02.06 Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Степаненкова О.В. преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория.
2
Структура рабочей программы учебной дисциплины
МДК 01.04 Хоровой класс
1. Паспорт программы
2. Структура и содержание программы
3. Условия реализации программы
4.Контроль и оценка результатов освоения программы
3
1.Паспорт программы
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа МДК 01.04 «Хоровой класс» является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 53.02.06 «Хоровое дирижирование» в части
освоения
основных
видов
дирижёрско-хоровая
профессиональной
деятельность
деятельности
(репетиционная
и
(ВПД):
концертная
деятельность в качестве руководителя хора, хормейстера, артиста хора,
ансамбля
в
концертно-театральных
организациях);
педагогическая
деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в
детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых
школах,
других
учреждениях
дополнительного
образования,
образовательных учреждениях, учреждениях СПО).
Цели и задачи рабочей программы МДК 01.04 «Хоровой класс»
Цель курса – формирование
воспитания
квалифицированных
продемонстрировать знания
дальнейшей
практических навыков с целью
специалистов,
способных
и навыки в объеме, необходимом для
практической деятельности в качестве дирижера и артиста
хорового коллектива.
Задачи курса:
Знакомство и творческое освоение лучших образцов музыки
зарубежных, русских отечественных композиторов, песенно-хорового
творчества народов стран мира;
формирование
у
студентов
вокально-хорового
исполнительского мастерства в неразрывной связи художественного и
технического аспектов;
4
расширение и углубление музыкального кругозора учащихся;
развитие навыков самостоятельной работы над партитурой;
освоение знаний теоретических основ хорового искусства;
освоение и закрепление практических навыков управления
хоровым коллективом;
обучение студентов построению хоровой репетиции культуре
концертного выступления;
воспитание будущего руководителя хорового коллектива.
В результате освоения курса обучающийся по данной программе
должен должен:
иметь практический опыт:
работы хормейстера с исполнительскими коллективами разных
исполнении партий в составе ансамбля и хорового коллектива.
составов;
уметь:
читать с листа свою партию в хоровом произведении;
исполнять
свою
партию
в
хоровом
произведении
с
соблюдением основ хорового исполнительства;
пользоваться специальной литературой;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить
совместные художественные решения;
работать в составе хоровой партии в различных хоровых
коллективах.
знать:
репертуар средней сложности хоровых коллективов различных
составов, включающий произведения крупных вокально-хоровых жанров
оратории, кантаты, мессы, хоровые концерты, поэмы, сюиты);
вокально-хоровые особенности хоровых партитур;
художественно-
исполнительские
возможности
хорового
коллектива;
5
методику работы с хором;
особенности работы в качестве артиста хорового коллектива;
профессиональную терминологию.
1.2
Перечень формируемых компетенций
ОК.1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии.
ОК.2
Организовывать собственную деятельность, определять
методы и способы выполнения профессиональных задач.
ОК.3 Решать проблемы, оценивать риски, и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять
поиск,
анализ
и
оценку
информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные
технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно
музыкальные
и
произведения,
грамотно
воспринимать
самостоятельно
овладевать
и
исполнять
хоровым
и
ансамблевым репертуаром.
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую
деятельность
и
репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и
ансамблевых коллективах.
6
ПК 1.3. Осваивать
сольный,
ансамблевый,
хоровой
исполнительский репертуар.
ПК 1.4. Использовать
комплекс
музыкально-исполнительских
средств для достижения художественной выразительности в соответствии
со стилем музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические
средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях
студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Исполнять
обязанности
музыкального
руководителя
творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и
концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую
деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах,
детских
хоровых
школах
и
других
учреждениях
дополнительного
образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики,
специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской
деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по
организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и
проведения урока в хоровом классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять
классические
и
современные
методы
преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых школ
7
хорового пения.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в
хоровом классе с учетом возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать
развитие
профессиональных
умений
обучающихся.
ПК 2.8. Владеть
культурой
устной
и
письменной
профессиональной терминологией.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК 01.04 ХОРОВОЙ КЛАСС
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
1380
460 920
Групповые
всего
Самостоятельная
Контрольные
уроки
зачеты
Экзамен
Хоровой
класс
МДК
01.04.01
Учебные занятия
Максимальная учебная
нагрузка
Распределение по
классам и семестрам
Наименование
дисциплин
Индекс
920
5,6,7,8,9,1
0,11
Распределение учебных часов по классам (курсам) и полугодиям (семестрам)
5
8
6
7
8
9
10
11
16
19
16
20
16
20
16
20
16
19
16
20
16
4
4
4
4
4
4
2
2
4
4
4
4
4
18
4
речи,
2.2. Тематический план «Хоровой класс»
5 класс
№
Наименование темы
1
Певческая
установка.
Всего
Дыхание.
Самостоятельная
учебная нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка
28
14
42
Звукообразование
2
Дикция, артикуляция
28
14
42
3
Ансамбль
28
14
42
28
14
42
Звуковедение
28
14
42
Всего часов
140
70
210
№
Наименование темы
Всего
1
Певческая
4
5
Строй
6 класс
установка.
Дыхание.
Самостоятельная
учебная нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка
28
14
42
Звукообразование
2
Дикция, артикуляция
28
14
42
3
Ансамбль
28
14
42
28
14
42
Звуковедение
32
14
46
Всего часов
144
70
214
4
5
Строй
7 класс
№
Наименование темы
1
Певческая
установка.
Всего
Дыхание.
Самостоятельная
учебная нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка
28
14
42
28
14
42
Звукообразование
2
9
Дикция, артикуляция
Ансамбль
3
4
28
14
42
28
14
42
Звуковедение
32
14
46
Всего часов
144
70
214
Строй
5
8 класс
№
Наименование темы
1
Певческая
установка.
Всего
Дыхание.
Самостоятельная
учебная нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка
14
7
21
Звукообразование
2
Дикция, артикуляция
14
7
21
3
Ансамбль
14
7
21
14
7
21
Звуковедение
16
8
24
Всего часов
72
36
№
Наименование темы
Всего
1
Певческая
4
Строй
5
108
9 класс
установка.
Дыхание.
Самостоятельная
учебная нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка
28
14
42
Звукообразование
2
Дикция, артикуляция
28
14
42
3
Ансамбль
28
14
42
28
14
42
Звуковедение
28
14
42
Всего часов
140
70
210
4
5
Строй
10 класс
№
Наименование темы
1
Певческая
установка.
Всего
Дыхание.
Самостоятельная
учебная нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка
28
14
42
28
14
42
Звукообразование
Дикция, артикуляция
2
10
Ансамбль
3
4
5
28
14
42
28
14
42
Звуковедение
32
14
46
Всего часов
144
70
214
Строй
11 класс
№
Наименование темы
1
Певческая
установка.
Всего
Дыхание.
Самостоятельная
учебная нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка
27
15
40
Звукообразование
2
Дикция, артикуляция
27
15
40
3
Ансамбль
27
15
40
28
15
44
Звуковедение
27
14
40
Всего часов
136
74
210
4
5
Строй
2.3. Содержание МДК 01.04 Хоровой класс
1.Певческая установка.
Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция
при пении. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание.
Певческое
дыхание.
Дыхание
перед
началом
пения.
Одновременный вдох и начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в
зависимости от темпа сочинения: медленно, быстро. Смена дыхания
в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в
быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в
медленных). Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
Звукообразование,
2.Дикция.
11
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные.
Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри
слова согласных к последующему слогу.
3.Ансамбль.
Выработка совместного одновременного вдоха и выдоха.
Работа над ритмическим ансамблем в умеренных темпах при
соотношении
простейших
половинная).
Выработка
длительностей
динамического
(четверть,
ансамбля.
восьмая,
Выработка
ритмической устойчивости в быстрых и медленных темпах с более
сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм)
в совместном музицировании.
4. Строй.
Работа по выстраиванию унисона. Работа над двухголосием.
Выработка
активного
интонирование
унисона
диатонических
(чистое
ступеней
и
выразительное
лада).
Постепенное
расширение задач: интонирование произведений в различных видах
мажора и минора. Точное интонирование одноголосного пения при
сложном
аккомпанементе.
Навыки
пения
двухголосия
с
аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без
сопровождения.
5.Звуковедение.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения.
Преимущественное применение мягкой атаки.
Владение
грудным
и фальцетным
звукообразованием.
Сознательный переход с одного регистра в другой. Округление
гласных и способы их формирования в разных регистрах. Пение нон
легато и легато. Нюансы f,p,mf,mp.
Работа
навыков.
12
над
формированием
исполнительских
Анализ поэтического текста и его содержания. Воспитание
навыков понимания дирижерского жеста («внимание», «дыхание»,
«начало» и «окончание» пения).
Грамотное чтение нотного текста по партиям. Пение в
строго размеренном темпе. Различные виды динамики.
Понимание дирижерского жеста- динамика и её изменение.
Многообразие
агогических
возможностей
исполнения
произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух
темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в
середине произведения, различные виды фермат.
Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная,
рондо и пр.). Различные виды динамики. Многообразие агогических
возможностей
исполнения
произведений.
Пение
в
строго
размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и
быстрый);
замедление
в
конце
произведения;
замедление
и
ускорение в середине произведения; различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста сознательное отношение ко всем указаниям дирижера. Развитие
музыкального мышления.
2.4 Примерный репертуарный план
Примерный
репертуарный
мальчиков и юношей, хора юношей
1.
Н.Кедров «Отче наш»
2.
П.Чесноков «Тебе поем»
3.
А.Нименский «Гадание»
4. П.Чайковский «Легенда»
13
5.
К.Дженкинс «Месса мира»
6.
С.Рахманинов «Шестопсалмие»
7.
А.Алябьев «Соловей»
план
концертного
хора
8.
«Христос воскресе»
9.
П.Чесноков «Да исправится молитва моя»
10. П.Чайковский «Неаполитанская песенка»
11. А. Архангельский «Помилуй нас, Господи»
12. «Zottel marcsh»
13. Г.Свиридов «Поет зима» из «Поэмы памяти С.Есенина».
14. П.Чайковский Соловушко»
15. Л.Бетховен «Фантазия»
3.Условия реализации программы
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению.
1. Кабинет для групповых занятий.
2. Хоровые станки.
3. Стулья.
4. Дирижерский пульт.
5. Фортепиано (в хоровой класс)
6. Концертный рояль (в конц. зал)
7. Технические средства для воспроизведения видео и аудиоматериала.
8. Ученическая доска с нанесенным на нее нотоносцем.
9. Книжные полки.
10. Шкаф.
11. Копировальная техника;
12. Библиотечный
фонд,
укомплектованный
специальными
хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и
оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП;
13. Kонцертный зал.
14. Звукотехническое оборудование.
15. Раздаточный материал (хоровые партитуры, партии).
3.2. Информационное обеспечение
Методическая литература:
14
1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000
2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском
хоре. М., 1987
3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. –
Ярославль, «Академия развития», 1997
4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с
детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981
6. Теория и методика музыкального образования детей: Научнометодическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и
др. – М., 1998
7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального
воспитания. – Санкт-Петербург, 2000
8. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика
музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990
9. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
10. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в
детском хоре. -М.,1988
12. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961
Нотная литература:
Список рекомендуемых нотных сборников
1. Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения»,
Вып. 1,2. М.,1966
2. «Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001
3. «Песни для детского хора», Вып. 5. Хоровые произведения
русских и зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963
4. «Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975
5. «Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М.,
1989
15
6. «Поющее детство». Произведения для детского хора (сост.
Мякишев И.), М., 2002
7. Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979
8. Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М.,
1969
9. Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2-е издание.
«Современная музыка», 2009
10. «Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых
коллективов. Сост. Соколов В. Вып. 1, 2. М., 1965
11. Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений»,
Тетр.4, М., 1995
Интернет-ресурсы
http://www.notes.tarakanov.net
http://www.classic-online.ru
http://www.rutracker.org
http://www.ale 07.narod.ru.notes
http://www.ru.scorser.com
http://www.classon.ru
http://www.mirknig.com
http://www.ruknigi.net
http://www.classic-music.ru
http://www.mp3baza.org
http://igraj-poj.narod.ru/
http://www.nlib.org.ua
http://dirigent.ru
http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part14-118.php
16
3.3. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Задача руководителя хорового класса – пробудить у обучающихся
любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и
выработать потребность в систематическом коллективном музицировании,
учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной
деятельности.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной
грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и
хоровым партитурам помогает обучающимся воспринимать музыкальные
произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания.
Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно
пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.
На
протяжении
всех
лет
обучения
педагог
следит
за
формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков
обучающихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией),
постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей
детей. Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и
поэтической
почувствовать
фразой,
и
формой
выделить
всего
произведения,
кульминационные
над
моменты
умением
как
всего
произведения, так и отдельных его частей.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости
расширения музыкально-художественного кругозора, о том, что хоровое
пение – мощное средство патриотического, художественно-эстетического,
нравственного
воспитания
обучающихся.
Произведения
русской
и
зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных
композиторов и народными песнями разных жанров.
Постепенно,
с
накоплением
опыта
хорового
исполнения,
овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду
17
с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами
хоровой
музыки.
произведениям
Краткие
пояснительные
используются
беседы
руководителем
к
отдельным
хорового
класса
для
выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального
языка
различных
музыкального
эпох.
Такие
кругозора
беседы
учащихся,
способствуют
помогают
обогащению
формировать
их
художественную культуру.
Для обучающихся по специальности 52.02.06 хоровой класс
является
одним
формированию
используя
из
обязательных
навыков
предметов,
коллективного
возможности
групповых
способствующих
музицирования.
занятий,
Всемерно
предусмотренных
действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор – это
коллектив. Лишь, исходя из этого, можно профессионально строить работу
над всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации учебного
процесса целесообразно руководствоваться интересами и возможностями
коллективных
форм
занятий,
координируя
их
с
групповыми,
мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный
принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как
исполнительского коллектива.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы
Объем самостоятельной работы обучающихся определяется с
учетом
минимальных
затрат
(параллельно
с
освоением
образования),
с
опорой
на
детьми
на
подготовку
программы
сложившиеся
в
домашнего
задания
основного
общего
учебном
заведении
педагогические традиции и методическую целесообразность, а также
индивидуальные способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы обучающегося в
классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она
18
должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в
произведениях, изучаемых в хоровом классе. Обучающиеся регулярно
готовятся дома к контрольной сдаче партий произведений, чтобы в
результате домашней подготовки при сдаче партий суметь выразительно
исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без
сопровождения.
Выполнение
контролироваться
нотными
обучающимся
преподавателем
изданиями,
и
хрестоматиями,
домашнего
задания
должно
обеспечиваться
партитурами
и
клавирами,
соответствии
с
в
программными требованиями по данному предмету.
3.4. Общие требования к организации образовательного процесса.
Тесная взаимосвязь занятий в хоровом классе с другими
специальными дисциплинами (дирижирование, чтение хоровых партитур,
хороведение, методика, вокальный ансамбль) - обязательное условие для
решения задачи воспитания хорового дирижёра.
В СМХК имеется несколько хоровых коллективов, комплектуемых
по возрастным группам:
•
Концертный смешанный хор - с 4- 11 классы.
•
Хор юношей - 8-11 классы
Каждый коллектив имеет свои задачи, направление и концертный
репертуар, который формируется руководителем хора..
Концертный смешанный хор - это основной хоровой коллектив
колледжа. Хор имеет большой концертный репертуар, часто выступает за
рубежом, участвует в различных конкурсах и фестивалях хоровой музыки.
Коллектив способен исполнять крупные хоровые сочинения. На этом
хоровом коллективе выпускники колледжа готовят концертную программу
Государственного экзамена.
Хор юношей - самостоятельный хоровой коллектив, в котором
поют учащиеся 8- 11 классов, у которых период мутации находится в
завершающей стадии. По мере укрепления голосового аппарата учащиеся
19
справляются с более сложными исполнительскими задачами, осваивая
репертуар мужского хора. Репертуар хора - народная песня, духовная
музыка, хоровые произведения мировой классики. Хор также участвует в
подготовке концертной программы Государственного экзамена.
За учебный год должно быть пройдено в среднем 15 хоровых
сочинений.
В течение учебного года планируется ряд творческих отчётов:
концерты, конкурсы, участие в хоровых фестивалях.
4.Контроль и оценка результатов освоения
4.1. Фонд оценочных средств.
Фонд оценочных средств качества освоения курса «Хоровой
класс»
следующие виды контроля, позволяющие оценить освоенные
компетенции:
Текущий
–
осуществляется
в
различных
формах:
индивидуальное исполнение, исполнение партией либо всем
хором. Приём партий хоровых сочинений проводится 1-2 раза в
месяц ансамблями (Д1, Д2, А1, А2; Д, А, Т, Б) или индивидуально.
Промежуточный – контрольные уроки. При оценке учащегося,
помимо проверки знаний хоровых партий, также учитывается его
качественная репетиционная работа в составе коллектива, участие в
выступлениях хорового коллектива в аттестуемый период.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на
основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой
проверки знаний хоровых партий.
При оценке обучающегося учитывается также его участие в
выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого
ученика,
педагог,
опираясь
на
ранее
выявленный
им
уровень
подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику
20
усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми
средствами стимулируя его интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается
следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на зачете (академическом концерте);
другие выступления ученика в течение учебного года.
4.2. Критерии оценки
По
итогам
исполнения
программы
на
зачете,
академическом
прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка
5 («отлично»)
Критерии оценивания выступления
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков
без уважительных причин, знание своей партии во
всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе,
активная эмоциональная работа на занятиях, участие
во всех хоровых концертах коллектива
4 («хорошо»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков
без уважительных причин, активная работа в классе,
сдача
партии
недостаточной
фрагментов
всей
хоровой
проработке
программы
при
трудных
технических
(вокально-интонационная
неточность),
участие в концертах хора
3
(«удовлетворительно»)
нерегулярное
посещение
хора,
пропуски
без
уважительных причин, пассивная работа в классе,
незнание наизусть некоторых партитур в программе
при сдаче партий, участие в обязательном отчетном
концерте хора в случае пересдачи партий
2
(«неудовлетворительно»)
пропуски хоровых занятий без уважительных
причин,
неудовлетворительная
сдача
партий
в
большинстве партитур всей программы, недопуск к
выступлению на отчетный концерт
21
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности
учащихся
выпускного
класса
к
возможному
продолжению
профессионального образования в области музыкального хорового искусства.
4.3. Оценка освоенных компетенций
Результаты
Основные показатели оценки
(освоенные
результата
Формы
и
методы
контроля и оценки
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
Грамотность,
Выставление текущих
социальную значимость своей
своевременность
будущей профессии, проявлять
объем выполнения домашних
задаваемым
к ней устойчивый интерес.
заданий.
формам работы.
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и способы
выполнения профессиональных
задач,
оценивать
их
эффективность и качество.
и
Умение
полный
максимально
продуктивно
организовать
самостоятельную работу.
Способность
оценить
на
дом
оценок
по
всем,
на
дом
формам работы.
усвоения
Способность самостоятельно
анализ и оценку информации,
находить,
необходимой для постановки и
структурировать
решения
материал, использование его
профессиональных
профессионального
всем,
материала.
ОК 4. Осуществлять поиск,
задач,
по
Выставление текущих
задаваемым
адекватно
уровень
оценок
и
анализировать
и
Текущий
контроль
(знание партий)
учебный
на практике
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-
Интернетом
коммуникационные технологии
редактором;
для
применить
совершенствования
профессиональной
деятельности.
22
Владение
компьютером,
и
нотным
способность
на
практике,
полученные сведения.
Текущий
контроль
(набор нотного текста
хоровых
партий
нотных редакторах)
в
ОК 6. Работать в коллективе,
эффективно
общаться
с
коллегами, руководством.
Конструктивность
взаимодействия
с
обучающимися,
обучения
и
в
ходе
при
решении
профессиональных
задач;
четкое
выполнение
обязанностей при работе в
коллективе; соблюдение норм
профессиональной этики при
работе в команде; построение
профессионального общения с
учетом
социально-
профессионального
ситуации
статуса,
общения,
особенностей
группы
и
индивидуальных
особенностей
участников
коммуникации.
ОК 7. Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с
принятием
на
себя
ответственности за результат
выполнения заданий.
Рациональность организации
деятельности
и
проявление
инициативы
в
условиях
командной
работы;
рациональность
работы
Текущий контроль.
организации
подчиненных,
своевременность контроля и
коррекции
(при
необходимости) процесса и
результатов выполнения ими
заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься самообразованием,
осознанно
планировать
23
Позитивная
достижений
динамика
в
освоения
результативность
процессе
ВПД;
Текущий контроль.
повышение квалификации.
самостоятельной работы.
ОК 9. Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной
деятельности.
ПК 1.1.Целостно и грамотно
воспринимать
и
исполнять
музыкальные
произведения,
самостоятельно
сольный,
осваивать
оркестровый
и
ансамблевый репертуар.
Объективность
и
обоснованность
оценки
возможностей
Текущий контроль.
новых
технологий.
В
основе
занятий
по
дирижированию
Текущий контроль в
форме зачета.
предполагается
детальное
изучение
хоровых
произведений.
В
результате
самостоятельной
подготовки
студенту
необходимо:
П.К.1.2.
Осуществлять
Владение
Текущий,
исполнитель скую деятельность
практическими
и
профессии.
репетиционную
работу
условиях
в
концертной
организации,
в
хоровых
и
ансамблевых коллективах.
основами
Уверенное
использование
промежуточный
итоговый контроль на
всех
теоретического
и
и
видах
хоровой
практики.
технического арсенала на
практике.
П.К. 1.3. Осваивать сольный,
ансамблевый,
хоровой
исполнительский репертуар.
Способность
овладевать,
Все
изучать
усваивать
и
учебные
виды
текущего,
промежуточного
итогового контроля.
программы
соответствующего
уровня
сложности.
П.К.
1.4.
Использовать
комплекс
музыкально-
технические
навыки и приемы, средства
исполнительских средств для
исполнительской
достижения
выразительности
художественной
выразительности
соответствии
24
Использовать
в
со
стилем
грамотной
для
интерпретации
Текущий контроль
и
музыкального произведения
ПК
нотного текста.
1.6.
Выполнять
теоретический
и
исполнительский
музыкального
анализ
произведения,
применять
базовые
теоретические
знания
процессе
в
Выполнять
устный
исполнительский
произведения
достижения
с
более
интерпретации
Текущий
контроль,
анализ
промежуточный
целью
контроль
точной
авторского
замысла
поиска
интерпретаторских решений.
ПК 1.8. Сохранять и развивать
Учитывать
исторические традиции русской
стилистические
хоровой
свойственные
музыки,
хорового пения.
культуры
русской
хоровой
основные
принципы,
традиции
музыки,
культуры хорового пения
25
промежуточный
контроль
в
форме
контрольного урока.