Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство.
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Подьячев А. Б. преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
первая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной практики.................................................................1
2. Структура и примерное содержание учебной практики......................................5
3. Условия реализации программы учебной практики............................................9
4. Контроль и оценка результатов прохождения учебной практики.....................11
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа по учебной практике является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство».
1.2. Место учебной практики в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная практика реализуется в базовой части ФГОС СПО по специальности
53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство», и состоит из двух компонентов, являющихся частью соответствующих междисциплинарных курсов:
УП.01. Звукооператорское мастерство, создание звукового образа
УП.02. Инструментоведение, инструментовка и аранжировка музыкальных произведений, компьютерная аранжировка
1.3. Цели и задачи учебной практики – требования к результатам
освоения курса:
Целью учебной практики является:
подготовка специалиста, обладающего современными техническими и
музыкально-теоретическими знаниями, необходимыми для ведения
профессиональной деятельности в качестве специалиста звукооператорского
мастерства;
подготовка специалиста способного к осознанной, самостоятельной и
творческой деятельности в области записи-, воспроизведения звука,
озвучивания музыкальных программ, концертной работе;
овладение практическими навыками инструментовки и аранжировки;
формирование навыков аранжировки музыкальных произведений с помощью
компьютера.
Задачами курса являются:
получение навыков работы с микшерным пультом, аналоговыми и
цифровыми рекордерами, эффект-процессорами, микрофонами и другой
аппаратурой;
освоение записи и монтажа фонограмм;
редактирование фонограмм на компьютере;
приобретение первоначальных навыков инструментовки и аранжировки;
1
приобретение навыков записи аранжировки как аккомпанемент для ансамбля,
оркестра, вокалиста или инструменталистов;
изучение основных технических и музыкально-выразительных средств
музыкальных инструментов, входящих в состав ансамблей, оркестров;
ознакомление с общими принципами записи, обработки и редактирования
цифрового звука на компьютере;
ознакомление с основными программами обработки звука на компьютере и
их возможностями.
В результате прохождения курса учебной практики обучающийся должен
иметь практический опыт:
подготовки, хранения и воспроизведения фонограмм;
озвучивания музыкальных программ и концертных номеров;
размещения, монтажа, наладки и настройки звукотехнического оборудования;
работы с микшерным пультом, микрофонами и другим звукотехническим
оборудованием;
В результате прохождения курса учебной практики обучающийся должен
уметь:
озвучивать закрытые помещения и открытые площадки;
выполнять основные виды работ на звуковом оборудовании;
записывать, реставрировать и воспроизводить несложные звуковые
программы;
создавать и обрабатывать музыкальные фонограммы;
самостоятельно делать записи, используя моно-, стерео- и
многомикрофонные системы, двухканальные и многоканальные аналоговые
системы;
организовывать звуковые планы, звуковую панораму;
использовать современную компьютерную технику и оборудование для
обработки звука и создания звукового образа;
В результате прохождения курса учебной практики обучающийся должен
владеть следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
2
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Использовать в практической деятельности основы знаний в области
электротехники, электронной техники, акустики, свойств слуха и звука.
ПК 1.2. Демонстрировать навыки записи, сведения и монтажа фонограмм.
ПК 1.3. Эксплуатировать звукозаписывающую, звуковоспроизводящую, усилительную аппаратуру и другое звукотехническое оборудование.
ПК 1.4. Обеспечивать звуковое сопровождение музыкального и зрелищного мероприятия.
ПК 1.5. Осуществлять контроль и анализ функционирования звукотехнического
оборудования.
ПК 1.6. Выбирать и размещать необходимое звукотехническое оборудование для
конкретного концертного зала, театра, студии звукозаписи, студии радиовещания и др.
ПК 1.7. Проводить установку, наладку и испытание звукотехники.
ПК 1.8. Применять на практике основы знаний звукотехники и звукорежиссуры.
ПК 1.9. Владение культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
ПК 2.1. Анализировать музыкальное произведение в единстве и взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и жанровых
предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
ПК 2.2. Воспроизводить художественный образ в записи на основе знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические, формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального языка).
ПК 2.3. Работать в непосредственном контакте с исполнителем над интерпретацией музыкального произведения.
ПК 2.4. Аранжировать музыкальные произведения с помощью компьютера, использовать компьютерную аранжировку при звукозаписи.
ПК 2.5. Исполнять на фортепиано различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы.
3
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение курса учебной
практики:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 415 часов, в том числе:
обязательной учебной нагрузки обучающегося – 278,5 часов, в том числе:
УП.01. Звукооператорское мастерство, создание звукового образа – 136,5 часов
УП.02. Инструментоведение, инструментовка и аранжировка музыкальных
произведений, компьютерная аранжировка – 142 часа
самостоятельной учебной нагрузки обучающегося – 136,5 часов, в том числе:
УП.01. Звукооператорское мастерство, создание звукового образа – 65,5 часов
УП.02. Инструментоведение, инструментовка и аранжировка музыкальных
произведений, компьютерная аранжировка – 71 час
4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ
2.1. Объем курсов учебной практики и виды учебной работы
УП.01. Звукооператорское мастерство, создание звукового образа
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Объем часов
202
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
136,5
в том числе:
аудиторные занятия
136,5
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа по закреплению материала, пройденного на уроке
65,5
УП.02. Инструментоведение, инструментовка и аранжировка музыкальных
произведений, компьютерная аранжировка
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Объем часов
213,0
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
142
в том числе:
аудиторные занятия
142
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа по закреплению материала, пройденного на уроке
5
71
2.2. Примерный тематический план и содержание курсов учебной
практики
Количество часов, отведенное на каждую тему, выдаётся рассредоточено в течение
учебного года и может варьироваться, в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей обучающегося.
УП.01. Звукооператорское мастерство, создание звукового образа
Наименование тем
Содержание учебно-тематического материала, самостоятельная работа, контрольные мероприятия
Объём часов
I курс
Тема 1. Коммутирование
цепей звукового тракта
Техника безопасности при работе со звуковым
оборудованием. Коммутирование различных звеньев
концертных комплексов. Коммутирование различных
звеньев студийного оборудования
10
Тема 2. Основы
звукомонтажа
Выполнение основных монтажных операций в программе
Wavelab. Копирование, размещение, простые «склейки» и
замена монтажных кусков. Маскировка стыков.
5
Тема 3. Основы
реставрации фонограмм
Удаление щелчков и иных дискретных помех.
Шумопонижение и шумоподавление. Возможности
широкоспектральной и избирательной динамической
обработки архивного звукового материала. Расширение
кажущейся ширины звуковой картины и квазистереофония.
Выравнивание динамического диапазона
5
II курс
Тема 4. Работа над
фонографической
композицией
Панарамирование и расстановка инструментов в глубине.
Коррекция спектра звукового сигнала. Работа с фильтрами
и эквалайзерами. Эффекты CHORUS, PHASER, FLANGER.
Программы обработки звука, использующие звуковысотные
транспозиции и модуляции. Компрессирование,
ограничение, повышение средней громкости.
Широкополосная и много-диапазонная динамическая
обработка.
16
Тема 5. Цифровая звуковая
рабочая станция Cubase.
Основы работы
Установка, настройка программы и подготовка к работе.
Настройка звуковой карты и портов подключения.
Освоение интерфейса программы и приемов работы в ней.
Запись и сведение простых композиций средствами
программы Cubase
20
III курс
Тема 6. Цифровая звуковая
рабочая станция Cubase.
Продвинутые средства
редактирования
Запись и сведение фонограмм и композиций средней
сложности средствами программы Cubase
Продвинутые средства редактирования музыкального
материала
16
Тема 7. Премастеринг в
программе Wavelab
Пакет компьютерных программ для мастеринга WaveLab.
Установка, настройка и подготовка к работе.
Коммутирование виртуальных шин. Знакомство с
интерфейсом программы. Работа с мастеринговыми
ревербераторами. Работа с динамическим диапазоном.
Лимитеры и максимайзеры. Использование измерителей
уровня в работе. Применение спектроанализаторов в
процессе частотной коррекции фонограмм. Корреляторы и
стереоанализаторы. Дитеринг. Параметры и настройки.
20
6
Наименование тем
Содержание учебно-тематического материала, самостоятельная работа, контрольные мероприятия
Объём часов
IV курс
Тема 8. Запись различных
музыкальных
инструментов
Запись рояля в концертном зале. Запись деревянных
духовых инструментов (флейта, кларнет, саксофон). Запись
медных духовых инструментов. Запись скрипки,
виолончели или контрабаса. Запись струнного квартета в
концертном зале. Запись ударной установки и перкуссии.
16
Тема 9. Запись вокальных
коллективов и сольных
исполнителей
Запись академического вокала в сопровождении
фортепиано. Запись вокального ансамбля. Запись камерного
хора. Запись концертного хора.
28,5
ИТОГО
278,5
7
УП.02. Инструментоведение, инструментовка и аранжировка музыкальных
произведений, компьютерная аранжировка
Наименование тем
Содержание учебно-тематического материала, самостоятельная работа, контрольные мероприятия
Объём часов
III курс
Тема 1. Основы
аранжировки
Работа с синтезаторами. Работа с аппаратными
секвенсорами. Работа с драм-машинами.
8
Тема 2. Звуковой синтез
Создание звуковых волн, простых и сложных
гармонических колебаний различными методами синтеза.
8
Тема 3. Нотный набор в
Cubase
Создание партитур и инструментальных партий различной
сложности. Транспонирование и перекладка музыкального
материала для альтернативного состава.
20
IV курс
Тема 4. Аранжировка в
секвенсоре Cubase
Применение стандартных и продвинутых средств в
программе Cubase при работе над музыкальной
аранжировкой.
8
Тема 5. Работа над
созданием развернутой
компьютерной
аранжировки
Программирование ритмического рисунка ударных партий
в Drum Editor. Программирование басовой партии.
Программирование партий духовых инструментов.
Программирование партий струнных смычковых
инструментов. Программирование гитарных партий.
8
Тема 6. Сведение
музыкальных партий
Работа над корректировкой тембров. Выравнивание
баланса. Динамическая обработка. Временная обработка.
Работа с шириной стереобазы.
19
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для полноценного проведения уроков и обеспечения качественного и продуктивного учебного процесса необходимы следующие средства обучения:
1. Оборудованный класс для аудиторных занятий
2. Компьютер на базе операционной системы Windows с установленной
звуковой картой, поддерживающей ASIO-интерфейс
3. Микшерный пульт на 6 каналов
4. Микрофоны студийные — динамические и конденсаторные
5. Акустические системы и необходимая коммутация
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
В качестве дополнительных информационных материалов могут использоваться
профессиональные форумы практикующих концертных и студийных звукорежиссеров.
Основные источники:
1. Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры, 2004 г.
2. Алдошина И., Приттс Р., Музыкальная акустика, Композитор — СанктПетербург, 2009 г.
3. Севашко А., Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное
руководство
4. Петелин Р., Петелин Ю., Сочинение и аранжировка музыки на PC, БХВПетербург, 2013 г.
5. Петелин Р., Петелин Ю., Звукозапись на компьютере, БХВ-Петербург, 2010 г.
3.3. Методические рекомендации преподавателям
На первых уроках во время знакомства учащихся с структурой звукового тракта
важно добиться от студентов последовательных и осознанных действий по настройке оборудования и программного обеспечения.
При составлении практических заданий для учащихся желательно пользоваться музыкальным материалом, схожим с тем, что использовался для объяснения темы на
теоретических занятиях междисциплинарного курса.
9
Полезными также будут совместные прослушивания результатов работы с их обсуждением, выявлением недостатков и сильных сторон. Принцип состязательности в
выполнении одинаковых или схожих заданий может стать хорошим стимулом для
учащихся.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы учащихся.
При организации самостоятельных занятий студентов преподаватель должен, учитывая большую загруженность, научить учащегося рационально использовать время. На начальном этапе полезно совместно с учащимся составить расписание систематических самостоятельных занятий и, по возможности, проконтролировать его
выполнение.
Формы самостоятельной работы
1. Самостоятельная работа по закреплению усвоенных навыков
2. Самостоятельное изучение некоторых тем курса
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также на основе представленных студентами индивидуальных практических работ.
По окончании каждого учебного года на основании всех оценок текущей успеваемости, выставляется итоговая оценка за год. Она должна характеризовать знания и владения профессиональными навыками, быть предельно объективной и учитывать индивидуальность обучающегося.
При выведении годовых итоговых оценок следует учитывать:
результаты работы обучающегося в течение года по всем разделам
программных требований;
работоспособность обучающегося;
личностный рост;
приобретение профессиональных навыков, овладение профессиональной
терминологией
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
Система аудиторных занятий
озвучивать закрытые помещения и
открытые площадки;
Система самостоятельных занятий.
Система семестровых и полусеместровых аттестаций
выполнять основные виды работ на
звуковом оборудовании;
Зачеты, контрольные уроки, экзамены
записывать, реставрировать и воспроизводить несложные звуковые программы;
Участие в концертах и мероприятиях
колледжа
создавать и обрабатывать музыкальные
фонограммы;
самостоятельно делать записи, используя
моно-, стерео- и многомикрофонные системы, двухканальные и многоканальные
аналоговые системы;
организовывать звуковые планы, звуковую панораму;
использовать современную компьютерную технику и оборудование для обработки звука и создания звукового образа;
Выставление текущих оценок по всем
Владение ОК:
11
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно
общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с принятием
на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
12
задаваемым на дом формам работы.
Владение ПК:
Аудиторные занятия,
ПК 1.1. Использовать в практической деятельности основы знаний в области
электротехники, электронной техники,
акустики, свойств слуха и звука.
зачеты, контрольные уроки
ПК 1.2. Демонстрировать навыки записи,
сведения и монтажа фонограмм.
ПК 1.3. Эксплуатировать звукозаписывающую, звуковоспроизводящую, усилительную аппаратуру и другое звукотехническое оборудование.
ПК 1.4. Обеспечивать звуковое сопровождение музыкального и зрелищного мероприятия.
ПК 1.5. Осуществлять контроль и анализ
функционирования звукотехнического
оборудования.
ПК 1.6. Выбирать и размещать необходимое звукотехническое оборудование для
конкретного концертного зала, театра,
студии звукозаписи, студии радиовещания и др.
ПК 1.7. Проводить установку, наладку и
испытание звукотехники.
ПК 1.8. Применять на практике основы
знаний звукотехники и звукорежиссуры.
ПК 1.9. Владение культурой устной и
письменной речи, профессиональной
терминологией.
ПК 2.1. Анализировать музыкальное
произведение в единстве и взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и жанровых
предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
ПК 2.2. Воспроизводить художественный
образ в записи на основе знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические, формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального языка).
13
ПК 2.3. Работать в непосредственном
контакте с исполнителем над интерпретацией музыкального произведения.
ПК 2.4. Аранжировать музыкальные
произведения с помощью компьютера,
использовать компьютерную аранжировку при звукозаписи.
ПК 2.5. Исполнять на фортепиано различные произведения классической,
современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы.
14