Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

МДК 02.04 Основы игры на ф-но МЗМ 1-2 к 2023

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы игры на фортепиано,
аккомпанемент» (ПМ.02) разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
(далее СПО) 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство»
Организация-разработчик: _ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Глухих О.Е преподаватель ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

35

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

46

3

Основы игры на фортепиано, аккомпанемент
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.08
«Музыкальное звукооператорское мастерство».
1.2.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы
Междисциплинарный курс «Основы игры на фортепиано, аккомпанемент»
(МДК 02.04) реализуется в базовой части ФГОС СПО по специальности 070210
Музыкальное звукооператорское мастерство, входит в состав дисциплин
Профессиональных модулей Профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
овладение навыками игры на фортепиано, использование приобретенных
навыков для более глубокого и профессионального постижения основ музыкальной
теории, сольфеджио, гармонии, аранжировки, инструментовки.
Задачами курса являются:
приобретение основных навыков игры на фортепиано;
развитие игрового аппарата;
изучение технических и выразительных возможностей фортепиано;
изучение инструктивной литературы;
формирование и развитие навыков аккомпанемента;
развитие навыков игры в ансамбле;
развитие навыков чтения нот с листа;
воспитание слухового контроля;
изучение технических и выразительных возможностей фортепиано;
последовательное освоение учебного фортепианного репертуара;
развитие механизмов музыкальной памяти; активизация слуховых процессов
развитие мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- выполнение анализа исполняемых произведений.
-

В результате освоения курса обучающийся должен иметь практический опыт:
- читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;
- исполнения музыкальных произведений различных жанров и форм из области
классической и джазовой музыки;
- использование джазовых стандартов, гармонических оборотов, аккордовых
последовательностей, гармонизации баса;

- аккомпанирования мелодии (вокалисту, инструменту) по цифровым
обозначениям гармонии;
- использования фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой,
теоретического анализа музыкальных произведений;
уметь:
- играть на инструменте, имея в репертуаре произведения классической,
современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы;
- исполнять стандартные гармонические обороты, последовательности
аккордов, характерные для эстрадно-джазовой музыки, гармонизацию баса;
- аккомпанировать мелодии по цифровым обозначениям гармоний;
- использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной эстрадно-джазовой
литературой, теоретического анализа музыкального произведения;
- использование фортепиано в профессиональной деятельности;
знать:
- исполнительский репертуар средней сложности;
- инструктивно-тренировочный материал, а также джазовые и академические
произведения, специально написанные или переложенные для фортепиано;
- джазовые « стандарты», исполнительские штрихи, основы джазовой
импровизации на фортепиано;
- специфику
фортепианного
исполнительства
эстрадно-джазовой
и
академической музыки (соло, малые ансамбли);
- методическую литературу в области истории академического и джазового
фортепианного исполнительства;
- место фортепиано в джазовом ансамбле.
- фортепианную академическую и джазовую терминологию.
В результате освоения дисциплины «Основы игры на фортепиано,
аккомпанемент» у обучающихся должны сформироваться общие и
профессиональные компетенции (ОК – общая компетенция; ПК –
профессиональная компетенция):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
3

постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять различные
фортепианные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой
литературы, самостоятельно осваивать сольный и ансамблевый репертуар.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную
работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых
коллективах.
ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестрово-исполнительский
репертуар в соответствии с программными требованиями
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального
произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска
интерпретаторских решений.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Обязательная учебная нагрузка обучающегося – 375,5 часа, самостоятельная
нагрузка –
188, максимальная нагрузка 563,5 часов, время изучения: 1- 8 семестры. Форма
изучения – индивидуальные занятия.

4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

563,5

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

375,5

в том числе:
аудиторные занятия

367,5

контрольные мероприятия

15

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

188

Итоговая аттестация в форме экзамена

Количество часов, отведенное на каждую тему, выдаётся рассредоточено в течение
учебного года и может варьироваться в зависимости от способностей и
возможностей обучающегося.
Количество часов, отведенное на самостоятельную работу по закреплению навыков
и приёмов, пройденных на уроке, распределяется преподавателем согласно
индивидуальному плану обучающегося на следующие темы: работа над полифонией,
работа над крупной формой, работа над пьесами, работа над этюдами, работа над
гаммами, работа над аккомпанементом к вокальным произведениям, чтением с листа
и транспонированием.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование тем

Содержание учебно-тематического материала,
самостоятельная работа, контрольные
мероприятия

Объём
часов

Уровень
освоения

6

1,2

I курс
1 семестр
Работа над гаммовым

2 диезные гаммы (мажор и минор) до трех знаков в ключе,
прямое и расходящееся движение в мажоре, минор – в

5

комплексом

прямом движении, интервалы: терция, децима в прямом
движении, четырех-звучные аккорды, короткие и длинные
арпеджио с обращениями, хроматическая гамма в прямом
движении

Работа над этюдами

1 этюд

6

1,2

Чтение с листа и
транспонирование
вокальных произведений

2-3 аккомпанемента к вокальным произведениям, 1
произведение для фортепиано (для ознакомления)

6

1,2

Исполнение
аккомпанемента к
вокальным произведениям,
коллоквиум

1 вокальный аккомпанемент к вокальным произведениям

6

1,2

Работа над полифонией

1 полифоническое произведение

8

2

Работа
формой

1 произведение крупной формы (на усмотрение педагога,
исходя из возможностей учащегося)

7

1,2

Работа над пьесами

1 пьеса

7

1,2

Контрольные мероприятия

Дифференцированный зачет:

1

3

(полу семестровая
аттестация)

полифоническое произведение
пьеса
этюд
Технический зачет: 2 диезные гаммы (мажор и минор) до
3-х знаков при ключе
1

3

над

крупной

1.
2.
3.

Коллоквиум

3

Итого:
Самостоятельная работа

48
Проработка и закрепление во время домашних занятий
навыков и приемов, пройденных на уроке

24

2

1 курс
2 семестр
Работа над полифонией

1 полифоническое произведение

9

1.2

Работа над крупной
формой

1 произведение крупной формы

9

1,2

Работа над пьесами

1-2 пьесы

9

1,2

Работа над этюдами

1 этюд

7

1,2

Работа над гаммами

2 бемольные гаммы ( мажор и минор) до трех знаков при
ключе, прямое и расходящееся движение в мажоре, минор –
в прямом движении, четырехзвучные аккорды, короткие и
длинные арпеджио, хроматическая гамма в прямом
движении

8

1,2

Чтение с листа и
транспонирование

2-3 вокальных аккомпанемента, 1 произведение для

8

1,2

6

вокальных произведений

фортепиано (для ознакомления)

Исполнение
аккомпанемента к
вокальным произведениям

1 аккомпанемент к вокальному произведению

8

3

Контрольные мероприятия

Экзамен:

1

3

1

3

(семестровая аттестация)

полифония или крупная форма
пьеса
этюд
4.
Технический зачет:
2 бемольные гаммы ( мажор и минор) до трех знаков при
ключ ключе.
Чтение с листа вокальных произведений (отдельное
исполнение аккомпанемента или вокальной партии) или
пьес.
Транспонирование.
1 аккомпанемент к вокальному произведению
Коллоквиум (задаются вопросы по музыкальной
терминологии)
5.

Итого:
Самостоятельная работа

60
Проработка и закрепление во время домашних занятий
навыков и приемов, пройденных на уроке

30

2

2 курс
3 семестр
Работа над полифонией

1 полифоническое произведение

7

2

Работа над крупной
формой

1 произведение крупной формы

7

2

Работа над пьесами

1 пьеса

7

2

Работа над этюдами

1 этюд

4

2

Работа над гаммами

2 диезные гаммы (мажор и минор) до четырех знаков в
ключе. Из видов техники добавляются расходящиеся гаммы в
миноре, интервалы: терция, децима. Д7-длинные арпеджио в
мажоре и ум.VII7-длинные арпеджио в миноре

5

2

Чтение с листа и
транспонирование
вокальных произведений

2-3 аккомпанемента к вокальным произведениям, 1
произведение для фортепиано (для ознакомления)

4

1,2

Исполнение
аккомпанемента к
вокальным
произведениям,
коллоквиум

1 аккомпанемент к вокальному произведению,

4

3

7

Контрольные мероприятия
(полу
семестровая
аттестация)
6.
7.

Дифференцированный зачет:

1

3

1

3

24

2

полифоническое произведение или крупная форма
пьеса
этюд
Технический зачет:
2 диезные гаммы (мажор и минор) с четырьмя знаками при
ключе.
Коллоквиум

Итого:

40

Самостоятельная работа

Проработка и закрепление во время домашних занятий
навыков и приемов, пройденных на уроке

2 курс
4 семестр
Работа над полифонией

1 полифоническое произведение

8

2

Работа над крупной
формой

1 произведение крупной формы

8

2

Работа над пьесами

1 пьеса

7

2

Работа над этюдами

1 этюд

6

2

Работа над гаммами

2 бемольные гаммы (мажор и минор) с четырьмя знаками
при ключе, из видов техники добавляются расходящиеся
гаммы в миноре, гамма в интервалы: терция, децима. Д7длинные арпеджио в мажоре и ум.VII7-длинные арпеджио в
миноре

6

2

Чтение с листа и
транспонирование
вокальных произведений

2 аккомпанемента к вокальным произведениям, 1
произведение для фортепиано (для ознакомления)

7

1,2

Исполнение
аккомпанемента к
вокальным произведениям,

1 аккомпанемент к вокальному произведению

6

3

Контрольные мероприятия

Экзамен:

1

3

1

3

(семестровая аттестация)
8.
9.
10.
11.
12.

1 ансамбль для фортепиано (по желанию)

полифоническое произведение
пьеса
этюд

Технический зачет: 2 бемольные гаммы (мажор и минор) с
четырьмя знаками при ключе
Чтение с листа вокальных произведений (отдельное
исполнение аккомпанемента или вокальной партии) или
пьес
Транспонирование

8

1 аккомпанемент к вокальному произведению
Коллоквиум (задаются вопросы по музыкальной
терминологии)

Итого:

50

Самостоятельная работа

Проработка и закрепление во время домашних занятий
навыков и приемов, пройденных на уроке

30

1.2

3 курс
5 семестр
Работа над полифонией

1 полифоническое произведение

7

1.2

Работа над крупной
формой

1 произведение крупной формы

7

1,2

Работа над пьесами

1 пьеса

7

2

Работа над этюдами

1 этюд

4

2

Работа над гаммами

2 диезные гаммы (мажор и минор) до четырех - пяти знаков в
ключе. Из видов техники добавляются расходящиеся гаммы в
миноре, гамма в интервалы: терция, децима, секста. Д7длинные арпеджио в мажоре и ум.VII7-длинные арпеджио в
миноре

5

1,

Чтение с листа и
транспонирование
вокальных произведений

2-3 аккомпанемента к вокальным произведениям, 1
произведение для фортепиано (для ознакомления)

4

1,2

Исполнение
аккомпанемента к
вокальным произведениям

1 аккомпанемент к вокальному произведению

4

3

1

3

Контрольные мероприятия
(полу
аттестация)

семестровая

Дифференцированный зачет:
полифония или крупная форма
пьеса
этюд

3

Технический зачет: 2 диезные гаммы (мажор и минор) с
четырьмя знаками при ключе.

1

Коллоквиум

Итого:
Самостоятельная работа

3

3

40
Проработка и закрепление во время домашних занятий
навыков и приемов, пройденных на уроке

19

2

Самостоятельное чтение с листа аккомпанемента или партии
ансамбля

9

3 курс
6 семестр
Работа над полифонией

1-2 полифонических произведения

8

2

Работа над крупной
формой

1 произведение крупной формы

8

2

Работа над пьесами

1 пьеса

7

2

Работа над этюдами

1 этюд

6

2

Работа над гаммами

2 бемольные гаммы (мажор и минор) с четырьмя – пятью
знаками при ключе, Из видов техники добавляются
расходящиеся гаммы в миноре, гамма в интервалы: терция,
децима, секста. Д7-длинные арпеджио в мажоре и ум.VII7длинные арпеджио в миноре

6

2

Чтение с листа и
транспонирование
вокальных произведений

2 аккомпанемента к вокальным произведениям, 1
произведение для фортепиано (для ознакомления)

7

1,2

Исполнение
аккомпанемента к
вокальным произведениям,

1 аккомпанемент к вокальному произведению

6

3

Контрольные мероприятия

Экзамен:

1

3

1

3

22

2

полифоническое произведение или крупная форма
пьеса
этюд
13.
Технический зачет: 2 бемольные гаммы (мажор и минор) с
четырьмя – пятью знаками в ключе
Чтение с листа вокальных произведений (отдельное
исполнение аккомпанемента или вокальной партии) или
пьес.
Транспонирование.
1 аккомпанемент к вокальному произведению
Коллоквиум (задаются вопросы по музыкальной
терминологии)

Итого:
Самостоятельная работа

50
Проработка и закрепление во время домашних занятий
навыков и приемов, пройденных на уроке

4 курс
7 семестр
Работа над полифонией

1 полифоническое произведение

7

2

Работа над крупной
формой

1 произведение крупной формы

7

2

10

Работа над пьесами

1 пьеса

7

2

Работа над этюдами

1 этюд

4

2

Работа над гаммами

2 диезные гаммы (мажор и минор) с пятью – шестью знаками
при ключе, расходящиеся гаммы в миноре, гамма в
интервалы: терция, децима, секста. Д7-длинные арпеджио в
мажоре и ум.VII7-длинные арпеджио в миноре

4

Чтение с листа и
транспонирование
вокальных произведений

2 аккомпанемента к вокальным произведениям, 1
произведение для фортепиано (для ознакомления)

5

1,2

Исполнение
аккомпанемента к
вокальным произведениям

1-2 аккомпанемента к вокальным произведениям

4

3

Контрольные мероприятия

Академический концерт

1

3

полифоническое произведение или крупная форма
пьеса
этюд
1

Технический зачет:
2 диезные гаммы (мажор и минор) с пятью – шестью знаками
при ключе
Чтение с листа вокальных произведений (отдельное
исполнение аккомпанемента или вокальной партии) или пьес
Транспонирование
1 аккомпанемент к вокальному произведению
Коллоквиум

Итого:
Самостоятельная работа

40
Проработка и закрепление во время домашних занятий
навыков и приемов, пройденных на уроке

2
18

Самостоятельное изучение аккомпанемента к вокальному
произведению

3

4 курс
8 семестр
Работа над полифонией

1 полифоническое произведение

8

2

Работа над крупной
формой

1 произведение крупной формы

9

2

Работа над пьесами

1 пьеса

8

2

Работа над этюдами

1-2 этюда

6

2

11

Чтение с листа и
транспонирование
вокальных произведений

2 аккомпанемента к вокальным произведениям, 1
произведение для фортепиано (для ознакомления)

7

Исполнение
аккомпанемента к
вокальным произведениям

2-3 аккомпанемента к вокальному произведению

8,5

Контрольные мероприятия

Экзамен:

1,2

3
1

3

21

2

полифония
крупная форма
пьеса
(Допускается возможность повторения одного произведения
из предыдущей программы)

Итого:

47.5

Самостоятельная работа

Итого всего:

Проработка и закрепление во время домашних занятий
навыков и приемов, пройденных на уроке

563,5

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3 -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,
решение проблемных задач).
2.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельное изучение произведений по темам учебного плана за 4,5,6 классы с
целью закрепления полученных навыков;
Самостоятельный разбор нотного текста;
Систематическая подготовка домашних заданий;
Решение технических проблем и поиск интерпретаторских решений;
Систематическая работа над технической оснащенностью (гаммы, упражнения);
Поиск и отбор информации об исполняемых произведениях и аудиозаписей;
Посещение концертов.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
При организации самостоятельных занятий студентов преподаватель
должен, учитывая большую загруженность, научить студента рационально
использовать время. На первом курсе полезно совместно со студентом составить
расписание самостоятельных занятий и, по возможности, проконтролировать его
выполнение.
12

При самостоятельной работе с музыкальным произведением студенту в первую
очередь нужно обратить внимание на грамотность разбора: правильное исполнение
нот и ритмического рисунка, точное выполнение авторских штрихов и фразировки.
Студент должен учесть ремарки композитора и разобраться в терминологии, что
поможет ему верно понять художественный замысел автора.
Не меньшее значение имеет подбор удобной аппликатуры, при этом можно
ориентироваться на предложенную редактором или самим композитором
аппликатуру.
Анализ формы произведения и его содержания, гармонический анализ, а также
анализ полифонических элементов фактуры позволяют более точно понять и
воспроизвести замысел композитора.

2.3 Содержание дисциплины
Примерный перечень рекомендуемых музыкальных произведений
для обучающихся I-IVкурсов
.
I курс
Этюды
К. Черни, ор.299, Этюды №№ 34, 36, 38, 39, 40 К. Черни, ор. 740, этюды:
I тетрадь №№ 1, 2,3,5,7
II тетрадь № 11
III тетрадь№ 17
IV тетрадь №№ 25, 29, 37
А.Бертини,ор. 29, ор. 32 Этюды по выбору
Ф. Мендельсон, ор. 104, Этюд ля минор
М.Мошковский, ор 72 Этюды№№ 1, 2, 4, 5, 6, 9
М.Клементи - Таузиг, «Gradus ad Parnasum» №№1, 2, 7, 9
Э.Григ, ор. 73 Этюд памяти Ф. Шопена фа минор.
А.Лешгорн, ор.136, Школа беглости (по выбору).
Л.Шитте, ор. 68 Этюды по выбору
Полифонические произведения
И.С. Бах Маленькие прелюдии
И.С.Бах, Английские сюиты:
Сюита № 2 ля минор: Куранта, Сарабанда;
Сюита № 3 соль минор: Аллеманда, Куранта, Гавот.
И.С.Бах Партита № 2 до минор
Симфония
Аллеманда
Рондо
И.С.Бах, Партита №3 ля минор
13

Скерцо
И.С.Бах, Партита №4 Ре мажор
Сарабанда
Хрестоматия
педагогического
репертуара.
Полифонические пьесы 7 класс. Ред
Копчевский, Издательство «Музыка», Москва, 1990 г.:
Р. Щедрин Двухголосная инвенция
Г. Гендель, Фугетта Ре мажор, чакона Фа мажор,
сюита Соль мажор
А. Лядов, ор. 34 №2 Канон до минор ор.41 № 2 Фуга
ре минор
С. Франк. Избранные детские пьесы. Ред. И. Браудо: - Пьеса № 4 Ре мажор Пьеса № 9 фа минор

Произведения крупной формы
И. Гайдн, сонаты, (ред. Мартинсена): 1том:
-Соната №2 ми минор, I часть
II том
- Соната № 15 Ре мажор, I часть
- Соната №17 Соль мажор, I часть
- Соната № 20 Ре мажор, I часть
III том
Соната № 25 до минор, I часть.
IV том
Соната № 38 Ре мажор, I часть
Л.Бетховена, 6 вариаций на тему из оперы Паизиелло «Мельничиха» Соль мажор
Л.Бетховена, Соната фа минор № 1
И. Беркович, Вариации на тему Паганини
М. Клементи, Соната Си-бемоль мажор, I часть
М. Глинка, Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя»
Ф. Э.Бах, Рондо из сонаты си минор
Д. Скарлатти, Сонаты, том 2, Соната №20, №39 соль минор
Ф.Э.Бах, Престо из сонаты ля минор
И.С.Бах, Концерт соль минор, I часть
В. Моцарт, Соната № 12 К.332, Фа мажор.
И. Гайдн, Концерт Ре мажор
М.Глинка, Вариации на тему Моцарта
Пьесы
П. Чайковский, «Романс», ор.40 «Русская пляска».
П. Чайковский, Времена года.
«У камелька».
«Жатва».
А.Лядов, ор.10, Прелюдия Ре-бемоль мажор
ор.10, Прелюдия си минор ор.10, Прелюдия фа минор
ор. 30, Багатели ор. 37, Вальс фа-диез минор
14

Д.Шостакович, ор. 1, «Фантастические танцы» №№ 1,2, ор.34,
Прелюдии №№10,14,16,17,19,24.
А. Бородин, «В монастыре»
А. Скрябин ор 11, Прелюдии:
Ре мажор, ми минор, си минор, до-диез минор
С. Прокофьев, ор. 75, «Ромео и Джульетта», «Танец девушек с лилиями»
ор. 22, «Мимолетности» (по выбору)
ор. 31, «Сказки строй бабушки»
М.Глинка - Балакирев, «Жаворонок»
О. Евлахов, 10 прелюдий для фортепиано (по выбору).
Ф. Мендельсон, ор.19 №2, «Песня без слов»
Ф. Лист, «Утешение»№3 Ре-бемоль мажор
Ф. Шопен, «Контрданс»
ор. 72 № 3, Три экосеза
ор. 9 № 2, ноктюрн Ми-бемоль мажор
Ноктюрн № 19 ми минор.
Э.Григ, Поэтические картинки ор. З №№ 2, 3
ор. 65 «Свадебный день в Трольдхаугене»
ор. 65 «Баллада» до минор
Ф. Шуберт, «Скерцо» Си-бемоль мажор
Джазовые пьесы
Фортепианные джазовые пьесы для детей и юношества. Выпуск 4-6. Сост. Екимова, Истрашкин,
Садыхбеков. Издательство «Союз художников», Санкт-Петербург, 1999
А. Заморокко «Печальный клоун» (с элементами импровизации)
Дж. Керн «Дым» из мюзикла «Роберта»
Дж. Гершвин «Хлопай в такт»
М. Дворжак «Розовое облачко»
А. Р. Грилли «Тихоокеанские пираты»
II курс
Этюды
К. Черни, Этюды ор. 740 №№ 4, 8, 11, 12, 13, 14, 20, 23, 24, 31, 41
А. Кобылянский, Этюды:
Фа минор, Ре мажор, До мажор, Ля-бемоль мажор, си минор, соль мажор, до минор
А. Аренский, «У фонтана» (концертный этюд)
Ф. Лист, Юношеские этюды №№1, 4, 5.
М. Клементи - Таузиг «Gradus ad Parnasum» №№6, 9,11, 12, 13, 21
О. Петерсон «18 джазовых упражнений» для фортепиано
Полифонические произведения
И.С.Бах, ХТК, Прелюдии и фуги: 1том
- № 2 до минор
- № 5 Ре мажор
- № 9 Ми мажор
15

- № 16 соль минор
- №21 Си-бемоль мажор
II том
- № 6 ре минор
И.С.Бах, Фантазия до минор
И.С.Бах, Трехголосная инвенция ля минор
Д.Шостакович, прелюдия и фуга До мажор
И.С.Бах, Партита № 3 ля минор, Фантазия
Г. Гендель, Сюиты:
- Сюита № 9 соль минор
- Сюита № 12 Соль мажор
- А.Лядов, ор. 3 Фуга соль минор
- И.С.Бах, Итальянский концерт
Д. Кабалевский, Прелюдии и фуги по выбору.
Произведения крупной формы
И. Гайдн, Сонаты, (ред. Мартинсена):
- Соната № 3 Ми-бемоль мажор, I часть
- Соната № 7 Ре мажор, I часть
- Соната № 9 Ре мажор, I часть
- Соната № 13 Ми-бемоль мажор, I часть
- Соната № 21 Фа мажор, I часть
- Соната № 22 Ля мажор, I часть
Л. Бетховен 9 вариаций Ля мажор.
В.Моцарт, Соната №17 Ремажор( (К.309)
Соната № 7До мажор
Соната №11 Ля мажор
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 7 класс.
Выпуск 1. Произведения крупной формы. Ред. Копчевский. Издательство «Музыка», Москва, 1981
г (по выбору)
В. Моцарт, Фантазия ре минор (К.397)
И. Гайдн, Венгерское рондо из фортепианного трио. Соль мажор.
Л. Бетховен, ор. 51 № 1, Рондо До мажор.
Л. Бетховен, 32 Сонаты, ред. Гольденвейзера, I том
- Соната ор. 2 № 1,
-Соната ор. 79,
-Соната Соль мажор
Д. Скарлатти, Сонаты по выбору .И.С, Бах, Концерт до минор.
П. Чайковский, ор. 37, Времена года: «Февраль», «Июль», «Ноябрь»
П. Чайковский, ор. 10, Ноктюрн Фа мажор.
С. Рахманинов Прелюдии Соль мажор, соль-диез минор
Маргаритки ор. 3,
Элегия
Музыкальный момент ми минор ор. 3
Мелодия, Этюд-картина соль минор ор.З
С. Прокофьев ор.97, 10 пьес из балета «Золушка»:
«Фея весны», «Фея лета», «Фея осени», «Фея зимы»
16

С. Прокофьев, ор. 75, Сюита «Ромео и Джульетта»: «Джульетта-девочка»,
«Монтекки и Капулетти»
С. Прокофьев, Мимолетность №№ 1,10
К. Дебюсси, «Арабеска» Ми мажор, Соль мажор,«Холмы Анакапри» ,
«Лунный свет»,
«Девушка с волосами цвета льна»
Ф.Пуленк, Импровизация До мажор
Ф. Шопен, Ноктюрн Си-бемоль минор ор.32 Си мажор, ор. 37 соль минор
Н.Метнер,ор.26 Сказка фа минор
А. Аренский, Романс Фа мажор
Ф. Шуберт, экспромт Ля-бемоль мажор М.Глинка.
Тарантелла.
А. Скрябин, ор. 2, Этюд до-диез минор
ор. 9 № 1, прелюдия для левой руки
ор. № 15 Прелюдия по выбору
Джазовые пьесы
Фортепианные джазовые пьесы для детей и юношества. Выпуск 4-6. Сост. Екимова, Истрашкин,
Садыхбеков. Издательство «Союз художников», Санкт-Петербург, 1999 г.
(по выбору)
Е. Бойко, сборник «Джазовые акварели»
П. Веджвуд, сборник «Up-grade!» (несложные пьесы для фортепиано)
М. Дворжак «Джазовые этюды для фортепиано»
III курс
Этюды
А. Аренский. Этюды: соль–бемоль мажор, соч. 25 № 3; ми–бемоль мажор, соч. 41 № 1
К. Вебер Рондо до мажор «Вечное движение», соч. 24
Н. Кесслер Этюд фа минор, соч. 20 (сборник конкурсных этюдов / Сост. Е.Ховен – М., 1971)
Клементи М. Этюды (ред. К.Таузига)
Крамер Н. Этюды, тетр. 3, 4 (ред. Г.Бюлова)
Кобылянский А. Октавные этюды
Куллак Г. Октавные этюды, соч. 48
Лядов А. Этюд фа мажор, соч. 37
Майкапар С. Октавное интермеццо ля минор, соч. 13 № 1
Мендельсон Ф. Этюды, соч. 104: № 1 си–бемоль минор, № 2 фа мажор, № 3 ля минор; Вечное
движение, соч. 119
Метнер Н. Этюд фа минор, соч. 25
Мошелес Н. Этюды, соч. 70
Мошковский М. Этюды, соч. 72; Этюды «Беглость», «Осенью», соч. 75
Николаев Л. Этюд «Осень»
Пахульский В. Октавный этюд соль–бемоль мажор
Раков Н. Этюд ля минор
Черни К. Этюды, соч. 740, Токката
Шлёцер П. Этюд ля–бемоль мажор, соч. 1 № 2
Большая школа двойных нот. / Сост. М. Николаевский
Октавная техника на фортепиано. / Ред. А. Юровского
17

Полифонические произведения
Бах И.С. Хорошо темперированный клавир: прелюдии и фуги
т. I: ми мажор, фа мажор, фа–диез минор, ля–бемоль мажор, соль–диез минор, ля мажор, си мажор
т. 2: до минор, соль мажор, ля минор, си минор
Фуги: ми минор (BWV 956), ля минор (BWV 958)
Французские сюиты
Английские сюиты: ля минор, соль минор
Партиты: си-бемоль мажор, до минор
Фантазия до минор (BWV 919). Дуэты. Шесть хоральных прелюдий (транскр. А.Гедике)
Гендель Г. Сюиты: № 5 ми мажор, № 7 соль минор
Глинка М. Фуга ре мажор
Лядов А. Фуга фа-диез минор, соч. 41 № 1
Мясковский Н. Полифонические наброски, соч. 78: № 6 Фуга фа-диез минор
Шостакович Д. Прелюдии и фуги, соч. 87: до мажор, соль мажор
Щедрин Р. Полифоническая тетрадь: Прелюдия и фуга № 1
Крупная форма
Прокофьев С. Пасторальная сонатина, соч. 59
Бах Ф.Э. Соната ля мажор
Бетховен Л. Сонаты: соч. 10 № 2 фа мажор; соч. 13 до минор; соч. 14 № 2 соль мажор; соч. 22 си–
бемоль мажор
Гайдн Й. Сонаты (по выбору)
Клементи М. Соната фа–диез минор
Моцарт В. Сонаты (по выбору)
Скарлатти Д. Сонаты (по выбору)
Бетховен Л. Шесть вариаций ре мажор, соч. 76
Гайдн Й. Ариетта с вариациями ми–бемоль мажор
Глинка М. Вариации на шотландскую тему; Вариации на романс Алябьева «Соловей»
Куперен Ф. Вариации на тему «Все вперёд»
Моцарт В. Шесть вариаций ля мажор (К. 137); Шесть вариаций соль мажор на тему Сальери (К.
180); Шесть вариаций фа мажор на тему Паизиелло (К. 398)
Бах И.С. Концерты: ми мажор, ре минор, соль минор. Итальянский концерт
Галынин Г. Концерт № 1 до мажор, ч. 1
Мендельсон Ф. Блестящее каприччио
Моцарт В. Концерты: № 9 ми–бемоль мажор, (К. 271); № 12 ля мажор (К. 414); № 13 до мажор (К.
415); № 15 си–бемоль мажор (К. 450); № 17 соль мажор, (К. 453); № 20 ре минор, (К. 466); № 21 до
мажор, (К. 467);
Сен-Санс К. Концерт № 2 соль минор
Шостакович Д. Концерт № 2
Пьесы
Аренский А. Прелюдии, соч. 63
Балакирев М. Думка ми–бемоль минор
Метнер Н. Сказка си–бемоль минор соч. 20, № 1
Канцона–серенада соч. 38, № 6;
18

Соч. 39: Канцона–матината, «Примавера» (Весна)
Рахманинов С. Музыкальные моменты, соч. 16 (по выбору)
Скрябин А. Этюд до–диез минор, соч. 2;
Ноктюрны, соч. 5,
Прелюдии соч. 13; соч. 15, соч. 16,
Две поэмы соч. 32
Мясковский Н. «Пожелтевшие страницы»
Шостакович Д. Прелюдии, соч. 34 (по выбору)
Бетховен Л. Багатели, соч. 33
Брамс И. Баллады, соч. 10
Вагнер Р. – Лист Ф. «Вечерняя звезда» (речитатив и романс из оперы «Тангейзер»)
Вебер К. Блестящее рондо ми–бемоль мажор. «Приглашение к танцу», соч. 65
Дебюсси К. Бергамасская сюита; Детский уголок (отдельные пьесы)
Лист Ф. Годы странствий: «Валлендштадское озеро», «Женевские колокола», «Обручение»,
Сонеты Петрарки; Экспромт фа–диез мажор; Рапсодии: №№ 5, 11, 13
Шопен Ф. Полонезы: ре минор, соч. 71 № 1;
ми–бемоль минор, соч.26 № 2;
соч. 40: № 1 ля мажор, № 2 до минор,
соч. 71 № 2 си–бемоль мажор;
Ноктюрны (по выбору);
Вальсы (по выбору);
Мазурки (по выбору)
Шуберт Ф. Экспромты, соч. 90
Шуман Р.– Лист Ф. «Посвящение»
Шуман Р. Романсы соч. 28 № 1, 3;
Фортепианные пьесы соч. 32: романс, скерцо, жига;
Пестрые листки соч. 99;
Джазовые пьесы
М. Дворжак," Сборник элегантных джазовых этюдов,
С. Джоплин, "The Best of Joplin" (сборник регтаймов для фортепиано)
Н. Лагодюк, Сборник джазовых пьес, для фортепиано.
Г. Лукиных, сборник "Фортепианные миниатюры академического и эстрадно-джазового
направлений" для фортепиано
IV курс
Этюды
Аренский А. Этюды, соч. 36, 41, 53, 74
Блуменфельд Ф. Этюды, соч. 3: ре–бемоль мажор, ми минор; Этюд ми–бемоль мажор, соч. 14;
Этюд ре минор, соч. 29 № 1
Глазунов А. Этюд «Ночь», соч. 31
Лешетицкий Т. Октавное интермеццо соль–бемоль мажор, соч. 44 № 40
Лист Ф. Этюды, соч. 1; Концертный этюд ре–бемоль мажор
Лядов А. Этюд до–диез минор, соч. 40 № 1
Майкапар С. Октавное интермеццо ре–бемоль мажор, соч. 18 № 2
Метнер Н. Этюд соль–диез минор, соч. 4 № 1
19

Мошковский М. Этюд до мажор, соч. 34 № 2
Рахманинов С. Этюды–картины, соч. 33: до мажор, до–диез минор, ми–бемоль мажор; соч. 39: си
минор, ре мажор
Тальберг З. Этюды, соч. 26: фа–диез минор, си минор
Шопен Ф. Этюды, соч. 10 №№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 12; соч. 25 №№ 1, 2, 9; 3 посмертных этюда
Полифонические произведения
Бах И.С. Хорошо темперированный клавир: прелюдии и фуги, т. 1: ре мажор, соль мажор, си
мажор, до мажор, до–диез мажор, ми–бемоль мажор; т. 2: до мажор, до–диез мажор, фа мажор, ля
мажор.
Фуга ля минор (BWV 947); Две фуги на темы Альбинони: си минор, ля мажор
Английские сюиты: ля мажор, фа мажор;
Партиты: ля минор, соль мажор;
Соната ре мажор (BWV 963);
Токката и фуга ре минор (транскр. Л.Брассена);
Органная прелюдия и фуга ми минор (транскр. Ф.Бузони);
Хоральные прелюдии: фа минор, соль минор, ми–бемоль мажор, соль мажор (транскр.
Ф.Бузони);
Органная фуга до минор (транскр. А.Гедике); Органная прелюдия и фуга до минор (транскр.
Д.Кабалевского);
Ария из «Magnificat» (транскр. А.Иохелеса)
Букстехуде Д. Органная прелюдия и фуга ре минор (транскр. С.Прокофьева)
Гендель Г. Сюита № 3 ре минор
Гольденвейзер А. Контрапунктические эскизы, ч. II
Pимский–Корсаков Н. Фуги: до–диез минор, соч. 15; ми минор, соч. 17
Форе Г. Фуга ля минор, соч. 84 № 3
Франк Ц. Прелюдия, фуга и вариация (транскр. Г.Бауэра)
Хиндемит П. Интерлюдии и фуги: in f; in Es
Шостакович Д. Прелюдии и фуги, соч. 87: ля минор, ре мажор, ля мажор, ми мажор, си–бемоль
мажор, ми–бемоль минор, соль минор, ре минор
Щедрин Р. Полифоническая тетрадь: Прелюдия и фуга № 2
Крупная форма
Пирумов А. Сонатина
Бетховен Л. Сонаты: соч. 2 № 3 до мажор; соч. 10 № 3 ре мажор; соч. 22 си–бемоль мажор; соч. 26
ля–бемоль мажор, ч. 1; соч. 28 ре мажор; соч. 31 № 1 соль мажор
Вебер К. Соната ля–бемоль мажор
Гайдн Й. Сонаты (по выбору)
Галынин Г. Соната си минор
Григ Э. Соната ми минор
Моцарт В. Сонаты (по выбору)
Мясковский Н. Соната си мажор, соч. 64
Скарлатти Д. Сонаты
Шуберт Ф. Сонаты: ля мажор, соч. 120; ми–бемоль мажор, соч. 122; ля минор, соч. 164
Бетховен Л. Двенадцать вариаций на русскую тему ля мажор; Десять вариаций на тему из оперы
Сальери «Фальстаф» си–бемоль мажор
Гендель Г. Вариации из сюиты ре минор
20

Моцарт В. Девять вариаций до мажор (К. 264); Десять вариаций на тему Глюка соль мажор (К.
455); Девять вариаций на менуэт Дюпора ре мажор (К. 573)
Мясковский Н. Простые вариации, соч. 43 № 3
Рамо Ж. Гавот с вариациями ля минор
Шуберт Ф. Экспромт с вариациями си–бемоль мажор, соч. 142; Вариации на тему Хюттенбреннера
Аренский А. Концерт фа минор
Бетховен Л. Концерт № 3
Вебер К. Концертштюк фа минор
Галынин Г. Концерт № 1 до мажор
Моцарт В. Концерты: № 9 ми–бемоль мажор (К. 271); № 18 си–бемоль мажор, (К. 456); № 20 ре
минор (К. 466); № 21 до мажор (К. 467); № 22 ми–бемоль мажор (К. 482); Рахманинов С. Концерт
№ 1 фа–диез минор (1–я редакция)
Шуман Р. Концерт ля минор соч. 54
Пьесы
Скрябин А. Два экспромта в виде мазурки соч. 7; Экспромты соч. 10, соч. 12; Прелюдии, соч. 22,
27, 33
Бабаджанян А. 6 картин для фортепиано
Муравлев А. Русское скерцо
Прокофьев С. Мимолетности, соч. 22 (по выбору); 10 пьес из балета «Ромео и Джульетта», соч. 75
(по выбору)
Шостакович Д. Прелюдии, соч. 34
Щедрин Р. «Тройка»
Бетховен Л. Рондо соль мажор, соч. 51
Давид Ф. – Лист Ф. Каприччио си минор
Дебюсси К. Детский уголок; Прелюдии (по выбору)
Лист Ф. Годы странствий (год третий): «Фонтаны виллы д’Эсте»; Вальс–экспромт ля–бемоль
мажор; Забытые вальсы: № 1 фа–диез мажор; № 2 ля–бемоль мажор; Рапсодия № 8
Мендельсон Ф. – Лист Ф. «На крыльях песни»
Шопен Ф. Экспромты, Полонезы (по выбору), Ноктюрны (по выбору)
Шуберт Ф. Экспромты, соч. 90; Музыкальные моменты, соч. 94
Шуман Р. Арабеска до мажор, соч. 18; Цветы, соч. 19 (Блюменштюк); Новелетты, соч. 21: № 1 фа
мажор, № 3 си минор, № 4 ре мажор; «Венский карнавал», соч. 26; Три фантастические пьесы, соч.
111
Джазовые пьесы
Ю. Маркин, сборник "Русская популярная классика в джазовой обработке
Ф. Сэй, Джазовая фантазия на тему Моцарта, для фортепиано
А. Тейтум, "Блюз в тоне Си-бемоль", для фортепиано
Т. Тилиманс, "Blusette" для фортепиано,
Г. Уоррен, "Чатануга Чу-Чу", джазовая композиция для фортепиано,
В. Фоменко, "Неторопливый вальс", джазовое сочинение для фортепиано
В. Фоменко, "На поезд не опаздывают", джазовое сочинение для фортепиано,
В. Фоменко, "Красивая походка", джазовое сочинение для фортепиано
В. Фоменко, "Звон капели", джазовое сочинение для фортепиано
Д. Брубек, Сборник джазовых пьес для фортепиано
21

Аккомпанементы
А. Алябьев «Воспоминание», « Я Вас любил», « Коль правда то, что быть вдвоем»
Л. Бетховен « Сурок»
М. Блантер «Колыбельная», «Катюша», « В лесу прифронтовом»
И. Брамс « В зеленых ивах дом стоит», « О вечной любви», «Путь к любимой»
П. Булахов «Колокольчики мои», «Гори, гори, моя звезда», «Не пробуждай воспоминанья»
А. Варламов «Красный сарафан», « На заре ты ее не буди», «Горные вершины», «Что это за
сердце?», «Звездочка»
Ж. Векерлен «Ах, зачем я не лужайка»
М. Глинка «В крови горит», «Не пой, красавица, при мне», «Сомнение», «Ах, ты душечка», «Я
люблю, ты мне твердила»
Э. Григ «Сердце поэта», « К родине», «Светла любовь души моей», «Осенью»
Ш. Гуно Романс Зибеля из оперы «Фауст» ( «Когда беспечно»)
А. Гурилев «Улетела пташечка», «Отгадай, моя родная», «Однозвучно гремит колокольчик»,
«Сарафанчик»
А. Даргомыжский «Мне грустно», «Ты скоро меня позабудешь», «Юноша и дева», «Не скажу
никому», «Чаруй меня», « Я все еще его люблю»
Дж. Джордани «Caro mio ben»
Ц. Кюи «Царскосельская статуя», «Сожженное письмо», «Ты и Вы»
Ф. Мендельсон «Зюлейка»

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие учебных
кабинетов: кабинеты для индивидуальных занятий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: наличие инструмента
(рояль, пианино), рабочий стол преподавателя, стулья, шкаф для хранения
музыкальной литературы, аудио воспроизводящее оборудование, метроном, пюпитр.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.

Алексеев А.Д. Работа над музыкальным произведением с учениками школы
и училища. - М: Учпедгиз, 1978.
Виноградов К. О работе концертмейстера. - М.: Музгиз, 1974.
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. — М.: Просвещение, 1971.
22

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Коган Г. Вопросы пианизма. - М.: Композитор, 1968.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - Л., 1961.
Курс фортепиано в системе музыкального образования /Под ред. Н.
Толстых. -М., 1997.
Лебедев И. Воспитание творческого мышления - одна из целевых
установок курса фортепиано. - М., 1987.
Левитан Е. О претворении принципов школы Г.Г. Нейгауза в советской
музыкальной педагогике (С. Нейгауз, Б. Маранц) - Свердловск, 1985.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. - М., 1985.
Маранц Б.С. О самостоятельной работе студента пианиста //Фортепиано. 2005. - №3 - 4. С. 36-47.
Меерсон Ф. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 1981.
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1986.
Николаев А. Работа над этюдами и упражнениями. - М., 1965.
Ныркова В. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей.
История и методические принципы. - М., 1982.
Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано /Под ред. Л.Н.
Раабена - Л.: Музгиз, 1963.
Рекомендации секции курса фортепиано научно-методического совета при
главном управлении учебных заведений и научных учреждений
Министерства культуры РСФСР - М., 1982.
Ройзман Л. О работе над полифоническими произведениями И.С. Баха и
Г.Ф. Генделя //Очерки по методике обучения игре на фортепиано. - М.,
1965.
Толстых Н. Фортепианное обучение как средство развития студентов
разных специальностей - М., 1987.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - Л., 1985.
Яворский Б.П. Вступительная статья к «Методической хрестоматии по
курсу общего фортепиано» - М., 1935.
Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным
произведением.
Люблинский Л.А. Теория и практика аккомпанемента. Методологические
основы. - Л., 1972.
Щапов Фортепианный урок в музыкальной школе и училище
Классика XXI Москва 2009г
Брянская Ф. Формирование и развитие навыков игры с листа в первые годы
обучения пианиста. Классика XXI Москва 2007г
Как научить играть на рояле. Первые шаги.
Классика XXI Москва 2008г
Сайт piano.ru
Сайт http://notes.tarakanov.net
23

Дополнительная литература
1. Музыкальная педагогика и исполнительство. Вып. 1/ сб. статей/ – М., 1963.
– 195с.
2. Мазель Л. Строение музыкальных форм. –М., 1971. – 536с.
3. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993. -262с.
4. Мильштейн Я.И. К.Н. Игумнов. – М., 1975. – 471с.
5. Мильштейн Я.И. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. – М.,
Классика –XXI , 2002. – 352с.
6. Молокова Н., Круптяева Т. Словарь иностранных музыкальных терминов.
– М.,- СПб., 1996. -184с.
7. Назайкинский Е.В. Логика музыкальных композиций. – М., 1982. – 390с.
8. Терентьева Н.А. Карл Черни и его этюды. – СПб., 1999. – 68с.
9. Рабинович Д.А. Портреты пианистов. – М.,1970 -279с.
10.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., 1989. – 144с.
11. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М., 1960. – 176с.
12. Юрова Т. Об особенностях работы над современным советским
репертуаром с
учащимися фортепианных классов ДМШ: Учебно-методическое
пособиеГМПИ
им.Гнесиных. М., 1976
13. Юрова Т. Новые фортепианные произведения советских композиторов
для детей: Учебно-методическое пособие. ГМПИ им.Гнесиных. М.,
1974
Нотная литература
1. Григ Э. Избранные произведения для фортепиано т.1 Л., «Музыка»,
1971
2. Григ Э. Избранные произведения для фортепиано т.2 Л., «Музыка»,
1971
3. Кабалевский Д. Альбом для фортепиано Прага, 1975
4. Кабалевский Д. 24 прелюдии М., «Музыка», 1976
5. Лист Ф. Сочинения для фортепиано т.7 М., «Музыка», 1972
6. Лист Ф. Сочинения для фортепиано т.8 М., «Музыка», 1973
7. Лист Ф. Утешения СПб., «Композитор», 1998
8. Лядов А. Пьесы для фортепиано М., «Музыка», 1975
9. Мендельсон-Бартольди Ф. Избранные песни без слов М., «Музыка»,
1996
10.Мендельсон-Бартольди Ф. Избранные сочинения для фортепиано Киев,
«Музычна Украина», 1984
11.Милич Б. Этюды 7кл. Киев, «Музычна Украина» - 1978
12. Моцарт В. Избранные сонаты для фортепиано Киев «Музычна
Украина», 1973
24

13. Полифонические пьесы 7 кл. М., «Музыка», 1985
14.Пьесы современных композиторов в.10 М., «Музыка», 1987
15.Рахманинов С.В. Избранные пьесы Л., «Музыка», 1972
16.Рахманинов С.В. Прелюдии т.1 СПб., «Композитор» , 1993
17.Рахманинов С.В. Этюды-картины ор.33 СПб., «Композитор», 2004
18.Рахманинов С.В. Этюды-картины ор.39 СПб., «Композитор», 2004
19.Рахманинов С.В. Пьесы ор3, 10 М., «Музыка», 1982

3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Краткие методические указания
Индивидуальный учебный план для каждого обучающегося составляется
в начале каждого семестра и воплощает планирование работы педагога с
обучающимся. Обязательно его утверждение заведующим предметноцикловой
комиссии.
Учебный
репертуар
избирается
согласно
последовательно нарастающей сложностью программ и специфике
индивидуального технического развития учащегося, с учетом возможностей,
имеющихся навыков, а также наибольшей полезности для данного
обучающегося.
В конце каждого семестра педагог делает отчет о выполнении плана и
характеристику работы учащегося с указанием его выступлений в течение
семестра и оценок, полученных обучающимся.
Занятия в классе Основы игры на фортепиано, аккомпанемент
осуществляются в нескольких основных направлениях:
- формирование технических навыков;
- овладение навыками чтения нот с листа;
- умение использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной
литературой;
- умение анализировать музыкальное произведение;
- организация самостоятельной работы;
- развитие творческих навыков;
Показателем степени развития учащегося является концертное
выступление.
В работе над репертуаром возможно достижение разной степени
завершенности в тех или иных музыкальных пьесах, так как помимо
подготовки программ для публичного выступления, часть произведений
предназначается для показа в классе, часть изучается в порядке
ознакомления. Это отражено в индивидуальном плане учащегося.
Формирование технических навыков играет важнейшую роль для
развития игрового аппарата учащегося. Работа над гаммами, арпеджио,
аккордами, двойными нотами и т.д. основывается на принципе правильной
постановки рук и формирует навыки свободного аппарата, игры на опоре в
25

пальцах. От правильно закрепленных первоначальных навыков зависит
освоение штрихов, одновременность звучания в интервалах, аккордах. При
работе над гаммами развивается слуховой контроль и стремление достичь
ровности звучания гаммообразных пассажей. Кроме того формируется
навыки усвоения и уточнения аппликатуры, выделение сложных фигураций,
а также работы в медленном темпе с постепенным его наращиванием.
Помимо гаммового комплекса для развития технических навыков в
педагогической практике значительное место занимает работа над этюдами.
Работа над этюдами - навык освоения технологической задачи,
обусловленной свободой аппарата, распределением веса рук, пальцевой
артикуляции, стройности звучания интервалов, аккордов. Ставятся вопросы
распределения динамики, освоение педализации и охвата музыкальной
формы. Решение технологической задачи в этюдах обуславливается методом
разделения труда. Анализируя сложное, выявляется более легкое,
преодолимое.
Особое внимание необходимо уделять развитию навыков чтения нот с
листа, транспонирования, занимаясь этим в течение всего периода
обучения, продвигаясь от несложных фортепианных аккомпанементов, к
более сложному материалу. Изучение навыка чтения нот с листа и
транспонирования предполагает верный репертуарный подбор,
формирующий развитие музыкального кругозора и интереса к предмету.
Например, несложные романсы Алябьева А., Даргомыжского А., Глинки М.
Овладение этими навыками - залог профессионализма, включающий в себя:
• охват музыкальной формы;
• выявлению закономерностей фортепианной фактуры;
• баланса звучания;
• координированность.
Виды самостоятельной работы:
• разбор фактуры произведения;
• определение гармонических функций.
Исполнение аккомпанементов вокальных, оперно-симфонических,
камерно - инструментальных произведений формирует у учащихся
навыки, которые подчинены раскрытию музыкального образа, содержания
произведений.
Основные требования:
• выбор темпа произведения часто заключается в характере первых сольных
фраз (например, вокальная строчка);
• осмысленное исполнение фортепианной фактуры, т.е. выявление
тембральной, оркестровой выразительности - колорита;
• точное следование певческой интонации вокальной партии-синхронности
исполнения;
• владение активным звуковедением в произношении мелодии артикуляцией;
26

• выявление агогических отклонений в интонации (скачках), дыхании,
цезурах;
• музыкальный баланс, умение определить уровень динамики
аккомпанемента и вокальной партии в соответствии с уровнем певческого
голоса;
Изучение полифонии - это сложный музыкальный и технологический
процесс, который включает в себя формирование ряда навыков:
• определение музыкальной формы произведения, ее жанровой основы,
тонального плана;
• определение характера темы, структуры ее построения, тембральной
окраски, исполнительского штриха;
• направленность на качественное исполнение штриха легато;
• выявление самостоятельности голосов в различной, не всегда совпадающей
фразировке, кульминациях, динамическом развитии;
• соблюдение точного ритма, точного исполнения мелизмов;
• построение «террасообразной» динамики.
Непременным условием при самостоятельном изучении полифонических
произведений является навык работы в медленном темпе, что обеспечивает
возможность включить слуховой контроль, без которого учащийся не сумеет
слышать себя и критически относиться к своему исполнению. Наряду с этим,
тщательная работа над каждым голосом должна быть ежедневной.
Изучение крупной формы - предполагает освоение различных жанров сонатной формы, рондо, вариаций. Они могут стать незаменимым
материалом для развития музыкального мышления и ключом для понимания
других музыкальных стилей, т.к. их яркое, выразительное исполнение
невозможно без активного участия интеллекта. Изучение крупной формы
формирует навыки:
• четкого представления о структуре построения произведения, тонального
плана;
• проявлению контрастности тем, образов и их взаимодействию, сквозного
развития тем;
• тонкой нюансировки, точного исполнения штрихов;
• устойчивого ритма;
• ощущения музыкальной формы в исполнительском охвате произведения в
целом.
Изучение разнохарактерных пьес предполагает знакомство с различными
стилями, наряду с классическим репертуаром, освоение эстрадной, джазовой
музыкальной литературы. Это позволяет расширить музыкальный кругозор
учащихся и формирует навыки:
• определения жанровой основы и музыкальной формы произведения;
• решения технологических задач;
27

• осмысленной фразировки;
• соблюдения баланса звучания;
• владения педализацией;
• яркого, выразительного исполнения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
При организации самостоятельных занятий студентов преподаватель
должен, учитывая большую загруженность, научить студента рационально
использовать время. На первом курсе полезно совместно со студентом
составить расписание самостоятельных занятий и, по возможности,
проконтролировать его выполнение.
При самостоятельной работе с музыкальным произведением студенту
в первую очередь нужно обратить внимание на грамотность разбора:
правильное исполнение нот и ритмического рисунка, точное выполнение
авторских штрихов и фразировки. Студент должен учесть ремарки
композитора и разобраться в терминологии, что поможет ему верно понять
художественный замысел автора.
Не меньшее значение имеет подбор удобной аппликатуры, при этом
можно ориентироваться на предложенную редактором или самим
композитором аппликатуру.
Анализ формы произведения и его содержания, гармонический
анализ, а также анализ полифонических элементов фактуры позволяют более
точно понять и воспроизвести замысел композитора.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
учащихся
зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный
план, своевременное его выполнение существенным образом влияют на
успеваемость студента, так же как рационально подобранный и
соответствующий индивидуальным особенностям учащегося учебный
материал, который должен соответствовать уровню его художественного и
технического развития, возникающим на каждой ступени роста учащегося
новым педагогическим задачам.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
обучение по дисциплине: высшее специальное музыкальное образование по
специальности «Фортепиано».

28

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УД
4.1. фонд оценочных средств
Оценка качества освоения дисциплины «Основы игры на фортепиано,
аккомпанемент» включает следующие виды контроля:
 Текущий контроль успеваемости;
 Промежуточную аттестацию;
 Итоговая аттестация.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям программы создаются фонды оценочных средств,
позволяющие оценить освоенные компетенции.
Фонд оценочных средств включает:
Текущий – оценка выполненной самостоятельной работы учащегося, концертное
выступление (в тои числе на зачетах, экзаменах), коллоквиум;
Промежуточный – включает полу семестровую аттестацию (технический
зачет) и семестровую аттестацию в форме дифференцированного зачета
(академического концерта), экзамена или концерта.
Требования к техническому зачету
На I курсе проводятся 2 технических зачета: в октябре и развернутый зачет в
феврале. На первом зачете исполняются 2 гаммы (мажор и минор) до трех
знакам в ключе, диезные тональности. Обязательные виды техники:
мажорные гаммы на 4 октавы, расходящиеся, минорные в прямом движении,
хроматическая в прямом движении, интервалы - терция и децима - только в
прямом движении, 4-хзвучные аккорды, короткие арпеджио и длинные
арпеджио с обращениями.
Зачет в феврале проходит по трем направлениям: 1) исполнение 2-х
бемольных гамм до трех знаков (по требованиям) первого зачета; 2) чтение с
листа вокальных произведений (отдельное исполнение аккомпанемента и
вокальной партии), транспонирование; 3) коллоквиум (музыкальные
термины).
На II курсе также проводится 2 зачета (октябрь, февраль). В октябре
исполняются диезные гаммы, в феврале - бемольные. На зачет выносятся
гаммы с четырьмя знаками. Из видов техники добавляются расходящиеся
гаммы в миноре, интервалы - терция, секста, децима. Д 7 - длинные арпеджио
в мажоре и ум 7 - длинные арпеджио в миноре. На зачете в октябре
проверяется только чтение с листа (аккомпанемент). На февральском зачете
добавляются транспонирование на тон вверх или вниз вокальной партии.

29

На III курсе проводятся 2 зачета: в октябре и феврале. На зачет в октябре
выносятся гаммы с 5-ю знаками, добавляются длинные арпеджио с
обращениями, проверяется чтение с листа и транспонирование. На
февральском зачете к гаммам добавляется игра аккомпанемента и
коллоквиум.
На IV курсе проводится один зачет в первом полугодии, включающем в себя:
1) исполнение гаммы с 5 знаками (мажор и минор) по выбору (диезные или
бемольные тональности); 2) чтение с листа и транспонирование вокального
произведения на тон вверх и мелодии и аккомпанемента; 3) коллоквиум
(музыкальная терминология, вопросы по программе, биографии композитора
и т.д.); 4) исполнение фортепианного или камерного ансамбля (по желанию).
Итоговый – итоговая государственная аттестация, которая включает в себя
сольное исполнение программы: полифония или крупная форма пьеса или
этюд.
4.2. критерии оценки
Успеваемость учащихся определяется следующими оценками:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «Отлично» выставляется за исполнение, образное содержание
которого раскрыто с достаточной полнотой и убедительностью, учащийся
демонстрирует понимание авторского замысла и стилевых особенностей
исполняемых произведений, владеет средствами выразительности, нужными
исполнительскими приемами, имеет хорошую исполнительскую выдержку;
исполнение целостное и законченное, не содержит существенных текстовых
и технических потерь.
Оценка «Хорошо» выставляется при наличии в исполнении
несущественных текстовых и технических потерь, а образное содержание
произведения недостаточно раскрыто. Учащийся понимает авторский
замысел, стилевые и жанровые особенности исполняемого произведения,
владеет необходимыми для воплощения образа техническими приемами,
средствами выразительности.
Оценка
«Удовлетворительно»
характеризуется
следующими
параметрами: эмоционально-образная сторона произведения раскрыта слабо,
интерпретация неубедительная; в исполнении есть существенные
погрешности (текстовые, темповые, динамические, ритмические); учащийся
плохо
владеет
средствами
художественной
выразительности,
исполнительскими приемами.
Оценка «Неудовлетворительно» в случае, когда эмоциональнообразная сторона не раскрыта, интерпретация неубедительная, учащихся
технически не справляется с поставленной задачей, не владеет средствами
художественной выразительности.
Оценка за зачет и экзамен является решающей при выставлении оценки
за год.
30

4.3. оценка освоенных компетенций
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 1.1 Целостно и
грамотно
воспринимать
и
исполнять
музыкальные
произведения,
самостоятельно
осваивать
сольный,
оркестровый
и
ансамблевый
репертуар.
ПК 1.2 Осуществлять
исполнительскую
деятельность
и
репетиционную
работу в условиях
концертной
организации,
в
оркестровых
и
ансамблевых
коллективах.
ПК 1.3 Осваивать
сольные,
ансамблевые,
оркестровый
исполнительский
репертуар
в
соответствии
с
программными
требованиями
ПК 1.4 Выполнять
теоретический
и
исполнительский
анализ музыкального
произведения,
применять
базовые
теоретические знания
в процессе поиска

Основные показатели
оценки результата
Грамотное и выразительное
исполнение на инструменте,
владение
методикой
самостоятельного освоения
репертуара.

Формы и методы
контроля и
оценки
Текущий контроль
в форме зачета,
экзамена,
итоговой контроль
в форме итоговой
государственной
аттестации

Владение методикой
Концерт
репетиционной работы,
основами ансамблевой игры,
умение воплощать на сцене
поставленные
художественные задачи

Грамотное и выразительное
исполнение на инструменте,
владение методикой
самостоятельного освоения
репертуара.

Текущий контроль
в форме зачета,
экзамена,
итоговой контроль
в форме итоговой
государственной
аттестации

Владение методологией
анализа произведений
различных жанров. Верное
определение жанра, формы,
стиля.
Аргументированное
обоснование выбора
выразительных средств в

Устный
опрос
(коллоквиум)

31

интерпретаторских
решений.
ОК
1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и
способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность
и
качество.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
для
совершенствования
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в
коллективе,
эффективно общаться
с
коллегами,
руководством.
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.

интерпретации
произведений.
Наличие мотивации к
профессиональному
обучению.
Своевременность и полный
объем выполнения
домашних заданий.

Выставление
текущих оценок
по
всем
задаваемым
на
дом
формам
работы.

Организация продуктивной
самостоятельной работы.

Выставление
текущих оценок
по
всем
задаваемым
на
дом
формам
работы.

Владение компьютером,
интернетом.

Текущий контроль
по заданной теме

Умение эффективно
выстраивать отношения с
коллегами и руководством,
успешно находить решение в
проблемной ситуации.
Мотивация
к
самосовершенствованию,
устойчивый
интерес
к
современным методикам.

Отсутствие
нареканий
со
стороны
администрации и
коллег
Текущий контроль
по заданной теме

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».