Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования _53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство»
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой
Степаненкова О.В.,
колледж», высшая квалификационная категория,
СТРУКТУРА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«Чтение симфонических партитур»
1. Паспорт программы
2. Структура и содержание программы
3. Условия реализации программы
4.Контроль и оценка результатов освоения программы
1.Паспорт программы
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая
программа курса
«Чтение симфонических партитур»
является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности СПО
53.02.08 «Музыкальное
звукооператорское мастерство» и входит в вариативную часть ОПОП.
Разносторонняя профессиональная деятельность звукорежиссеров
предполагает
исполнителями,
работу
среди
с
различными
которых
творческими
немалое
место
коллективами
занимает
работа
и
с
симфоническим оркестром. В связи с этим, возникает необходимость
будущим
звукорежиссерам,
для
плодотворной
профессиональной
деятельности, целенаправленно познакомиться с особенностями этого
творческого коллектива, с принципами его работы.
1.2 Цели и задачи курса «Чтение симфонических партитур»
Цель: познакомить студентов с историей и особенностями оркестрового
исполнительства, с основами техники дирижирования и чтения партитур.
Задачи:
привить навыки чтения оркестровых партитур, умения работать с
партитурой;
развитие способности применять теоретические знания в связи с
исполняемыми произведениями;
научить ориентироваться в основных дирижерских схемах,
развитие навыков внутреннего слышания партитуры;
воспитать у студентов интерес и любовь к
наследию
западноевропейской и русской классики, современной музыке;
дать знания, умения и закрепить навыки по технике дирижирования;
научить использовать в процессе профессиональной деятельности
(звукорежиссура) знания и навыки, полученные при изучении данного
курса.
Успешность
работы
по
формированию
квалифицированных
специалистов возможна при выполнении этих задач в их взаимосвязи, а
также
при
правильном
подборе
учебного
репертуара
с
учётом
индивидуальности каждого обучаемого.
1.3.Перечень формируемых компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать
их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК
4.
необходимой
Осуществлять
для
постановки
поиск,
и
анализ
решения
и
оценку
информации,
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК.1.9.
Владеть
культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной терминологией. Музыкально-творческая деятельность.
ПК 2.1. Анализировать музыкальное произведение в единстве и
взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и
жанровых предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
ПК 2.2. Воспроизводить художественный образ в записи на основе
знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические,
формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального
языка).
ПК 2.3. Работать в непосредственном контакте с исполнителем над
интерпретацией музыкального произведения.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЧТЕНИЕ СИМФОНИЧЕСКИХ ПАРТИТУР
Входит в
вариат.
часть
Чтение
симфонич
еских
партитур
3(VI) 3 (V)
60,5
24,5
Индив.
Учебные
занятия
всего
Самостоятельная
Зачеты
Экзамен
Контрольные
уроки
Распределение по
курсам и семестрам
Наименование
дисциплин
Индекс
Максимальная учебная
нагрузка
2.1 Объем курса и виды учебной работы
36
36
Распределение учебных часов по курсам и семестрам
курсы
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
16
20
16
20
16 недель
20 недель
16
19
-
-
-
-
1
1
-
-
2.2.Примерный тематический план учебной дисциплины.
Тема.
1.
Всего
Симфонический
оркестр.
История
Самосто
Макс.
ят.
учеб.
нагрузка
нагрузка
1
1
2
1
1
2
1
1
2
возникновения и развития.
2.
Состав, группы симфонического оркестра
3.
Знакомство
с
особенностями
записи
и
исполнения оркестровой партитуры.
4.
Знакомство с ключами «До».
1
1
2
5.
.Группа
1
1
2
1
1
2
1
1
2
деревянно-духовых
инструментов. Ее состав и особенности
расположения
в
оркестре
и
в
партитурной записи.
6.
Особенности строя деревянно-духовых
инструментов.
7.
Группа медно-духовых инструментов.
Ее состав и особенности расположения в
оркестре и в партитурной записи.
8.
Особенности строя группы медно – духовых
1
1
2
ирнструментов.
9.
Струнные
инструменты.
расположение
в
оркестровой
Состав,
яме
и
1
1
2
1
1
2
в
партитурной записи.
10.
Особенности
чтения
инструментов в партитуре.
струнных
11. Ударные инструменты. Состав группы.
1
1
2
12.
Виды ударных инструментов.
1
0,5
1,5
13.
Дирижерская техника. Ее значение и задачи
1
0,5
1,5
1
0,5
1,5
0,5
1,5
для управления симфоническим оркестром.
14.
Дирижерский аппарат и его составляющие.
15.
Упражнения
на
освобождение 1
дирижерского аппарата.
16.
Контрольный урок
1
1
2
17.
Структура дирижерского жеста
1
0,5
1,5
18.
Виды дирижерского жеста
1
0,5
1,5
19.
Функции рук.
1
0,5
1,5
20.
Взаимодействие рук в дирижировании.
1
0,5
1,5
1
0,5
1,5
1
0,5
1,5
23. Приемы показа вступления и снятия
1
0,5
1,5
24. Знакомство
1
0,5
1,5
21. Тактирование.
22.
Ауфтакт.
с
схемами
25. 2Знакомство
основными
(3/4,
дирижерскими
3/8)
с
основными
дирижерскими
1
0,5
1,5
с
основными
дирижерскими
1
0,5
1,5
схемами (4/4)
26. Знакомство
схемами (2/4,)
27.
Различные виды звуковедения (legato).
1
0,5
1,5
28.
Различные виды звуковедения (non legato).
1
0,5
1,5
29.
Различные виды звуковедения (staccato).
1
0,5
1,5
30.
Знакомство с оркестровыми штрихами и
1
0,5
1,5
1
0,5
1,5
1
0,5
1,5
Схемы
1
0,5
1,5
Дирижерская палочка. Функции и способы
1
0,5
1,5
1
0,5
1,5
1
1
2
24,5
60, 5
специфическими
обозначениями
в
партитуре.
31.
Показ динамических оттенков
32.
Переменные
размеры.
Схемы
дирижирования переменных размеров.
33.
Несимметричные
размеры.
дирижирования.
34.
управления дирижерской палочкой.
35.
Формирование
умений
анализировать
нотный текст.
36.
Зачет
Итого:
36
2.3 Содержание курса «Чтение симфонических партитур»
1.Симфонический оркестр. История возникновения и развития.
Общие сведения о симфоническом оркестре. Возникновение и
главнейшие периоды развития симфонического оркестра.
2. Состав, группы. Инструментальные группы в симфоническом
оркестре. Расположение симфонического оркестра на концертной эстраде.
3. Знакомство с особенностями записи и исполнения оркестровой
партитуры. Симфоническая партитура, порядок расположения в ней
инструментальных групп и отдельных инструментов внутри группы.
4. Знакомство с ключами «До». Теноровый, альтовый ключи.
5. Группа
деревянно-духовых
инструментов.
Ее
состав
и
особенности расположения в оркестре и в партитурной записи. Семейство
флейт: большая флейта, малая флейта, альтовая флейта. Семейство гобоев:
гобой и английский рожок. Семейство кларнетов: кларнеты (inB, inA, малый
кларнет), бас кларнет. Фагот и контрфагот. Саксофоны.
6. Особенности строя деревянно-духовых инструментов. Краткие
сведения об устройстве инструментов. Внешний вид и главнейшие составные
части инструментов, их назначение. Способы звукоизвлечения, тесситура,
звуковой объем, регистры, характеристика звучностей в различных регистрах.
Нотация в партитуре, использование деревянных духовых в оркестре.
Роль деревянных духовых инструментов как в своей группе, так и в
оркестре в целом.
7. Группа медно-духовых инструментов. Ее состав и особенности
расположения в оркестре и в партитурной записи. Семейство валторн, труб,
тромбонов, туб, корнетов и саксофонов. Индивидуальная характеристика
инструментов. Внешний вид и основные составные части инструментов, их
назначение.
8. Особенности строя группы медно – духовых ирнструментов.
Способы
звукоизвлечения,
возможности.
тесситура,
Динамические
звуковой
возможности.
объем,
Нотация
технические
медных
духовых
инструментов в партитуре. Использование медных духовых инструментов в
оркестре.
9. Струнные инструменты. Состав, расположение в оркестровой
яме и в партитурной записи. Звуковой объем, состав и общая характеристика
группы.
Arco
как
основной
способ
звукоизвлечения
на
смычковых
инструментах. Индивидуальные характеристики инструментов: скрипки,
альта,
виолончели,
контрабаса.
Внешний
вид
и
главнейшие
части
инструментов, их назначение. Строй, звуковой объем, тесситура, регистры.
Техническая подвижность.
10. Особенности чтения струнных инструментов в партитуре.
Основные штриховые обозначения (оркестровые): tire, pousse,
detache, legato, staccato,spiccato, martebe, tremolo; их значение. Обозначения,
связанные с получением звуков особого тембра: pizzicato, col legno, con
sordino. Динамические возможности (piano, forte, crescendo, diminuendo и др.)
смычковых инструментов. Использование смычковых
инструментов в
оркестре. Ансамблевые свойства смычковых инструментов внутри группы.
Унисонные и октавные соединения смычковых инструментов в мелодических
линиях. Смычковая группа в качестве самостоятельного струнного оркестра.
Партитура струнного оркестра
11. Ударные инструменты. Состав группы. Сведения об устройстве,
способах звукоизвлечения, нотации, темброво-динамических и технических
средствах, их роль в оркестре.
12. Виды ударных инструментов. инструменты с определенной
высотой звука: литавры (timpani), ксилофон, колокольчики, колокола,
вибрафон;
инструменты без определенной высоты звука: треугольник, бубен,
малый барабан, большой барабан, тарелки, там-там, кастаньеты.
13. Дирижерская техника. Ее значение и задачи для управления
симфоническим оркестром.
14. Дирижерский
аппарат
и
его
составляющие.
корпуса, плеча, предплечья, кистей рук, мимике.
Положение
Назначени и функция
каждой из частей дирижерского аппарата в мануальной технике дирижера.
Выработка ощущения опоры на дирижерской плоскости при полной свободе
руки, правильной формы кисти.
15. Упражнения на освобождение дирижерского аппарата.
Освоение
упражнений,
способствующих
освоюождению
дирижерского аппарата.
16. Контрольный урок
17. Структура дирижерского жеста. Плоскость дирижирования.
Замах, задержка, понятие «точки».
18. Виды дирижерского жеста. Ауфтакт. Тактирование.
19. Функции рук. Начальное разграничение функций рук — показ
выдержанных долей, вступлений партиям.
20. Взаимодействие рук в дирижировании. Выразительная функция
левой руки. Показ метрической пульсации правой рукой.
21. Тактирование.
Значение
тактирования.
Разные
схемы
тактирования на плоскости.
22. Ауфтакт. Виды ауфтакта: полный, неполный, междольный.
Функции ауфтакта.
23. Приемы показа вступления и снятия.
Изучение полного
ауфтакта к вступлению и снятию на разные доли такта.
24. Знакомство с основными дирижерскими схемами (3/4, 3/8).
Изучение трехдольной схемы.
25. Знакомство с основными дирижерскими схемами (4/4). Изучение
4-хдольной схемы.
26. Знакомство
с
основными
дирижерскими
схемами
(2/4,)
Изучение 2хдольной схемы.
27. Различные виды звуковедения (legato). Технические приемы
показа штриха legato.
28. Различные виды звуковедения (non legato). Технические приемы
показа штриха non legato.
29. Различные виды звуковедения (staccato). Технические приемы
показа штриха staccato.
30. Знакомство с оркестровыми штрихами и специфическими
обозначениями в партитуре.
31. Показ динамических оттенков. (forte, piano.mf.mp.ff.pp.sf.sp) –
приемы
показа
изменения
дикамики.
Амплитуда
жеста
при
показе
динамических изменений.
32. Переменные
размеры.
Схемы
дирижирования
переменных
размеров.
33. Несимметричные
размеры.
Схемы
дирижирования
несимметричных размеров.
34. Дирижерская
палочка.
Функции
и
способы
управления
дирижерской палочкой.
35. Формирование умений анализировать нотный текст.
Анализ и оркестровка отрывков из оперных и симфонических
партитур.
36. Зачет
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Учебно-методическое обеспечение
Методические рекомендации педагогическим работникам
Теоретический
материал
должен
излагаться
преподавателем
последовательно, логично, с использованием ярких примеров партитур
музыкальных произведений, иллюстрацией на фортепиано. На всех этапах
освоения учебной дисциплины знакомство с партитурой начинается с
подробного ее анализа: сведений о произведении и его композиторе,
определения стиля, образного содержания, музыкальной формы, типа
фактурного изложения, уровня оркестровой динамики, функций оркестровой
фактуры, направления движения голосов, дублирующих голосов и т. д.;
изучения состава оркестра, расположение инструментов по тесситуре,
акколаде и т. д.; определение ладогармонической основы, метроритмической
структуры,
темповых,
условных
обозначений,
других
музыкальных
терминов.
Основная цель изучения партитур на фортепиано — закрепление
теоретических знаний и формирование навыков чтения партитур. Изучение
оркестровых
партитур
на
фортепиано
сопряжено
с
определенными
трудностями, преодоление которых возможно посредством практических
занятий, систематической домашней работы. Прослушивание произведения в
аудиозаписи или в оригинальном звучании с одновременным ознакомлением
с ним по партитуре способствует целостному ее восприятию, формированию
представления о тембровом и динамическом развитии оркестровых партий,
функциональном соотношении оркестровых групп, других элементов
оркестровой фактуры. Чтение партитур на фортепиано предполагает
использование ряда распространенных приемов фортепианного переложения
оркестровых сочинений, позволяющих упрощение фактуры: сокращение
удвоений, перенос мелодии, линии баса вверх или вниз, сокращение
выдержанной гармонии при наличии гармонических фигураций и др. При
чтении следует придерживаться правил неизменности главных элементов
фактуры (мелодии, баса), функции гармонии, оркестровых контрапунктов
при их тематической значимости. Допускается возможность пропуска,
перенесения
в
другой
регистр,
изменения
ритмического
рисунка
второстепенных, фоновых голосов. В процессе обучения следует уделить
внимание некоторым особенностям распределения нотного текста между
левой и правой руками.
Работая с партитурой
музыкального
произведения, проводя
глубокий и всесторонний ее анализ, учащийся приобретает навык
зрительного и слухового восприятия оркестровой партитуры, что возможно
на основе развития внутреннего музыкального слуха, памяти.
На протяжении изучения данного курса студент должен пройти 1416 произведений в качестве знакомства с чтением партитур и 7-8
произведений для ознакомления с дирижерскими схемами и приемами
дирижирования.
I.
Примерный план анализа партитур.
Общая характеристика партитуры –
жанр
произведения
(симфония, симфоническая поэма, сольный концерт и т.п.), количество частей.
Состав оркестра (камерный, большой – двойной, тройной; духовой –
большой, малый и т.п.) и общее количество инструментов. Количество
инструментов по группам. Изменение состава оркестра (если таковое имеется)
в разных частях произведения.
Использование групп оркестра в оркестровой ткани (по частям и на
протяжении
всего
произведения).
Выделить
солирующие
группы,
аккомпанирующие (бас и середина оркестровой ткани).
Применение
отдельных
инструментов
на
протяжении
всего
произведения и отдельных частей. Выделить солирующие, дублирующие,
аккомпанирующие инструменты и группы.
II. Более подробно разобрать отдельный, наиболее яркий фрагмент
партитуры, например кульминацию всего произведения. Охарактеризовать
фактуру выделенного фрагмента, группы, количество участвующих во
фрагменте инструментов. Роль групп и инструментов в этом фрагменте –
солирующие, дублирующие, аккомпанирующие инструменты.
В полифонической фактуре выделить солирующие и имитирующие
голоса, исполняемые различными инструментами.
В аккордовой фактуре фрагмента рассмотреть распределение звуков
аккордов по группам и инструментам, удвоения звуков различными или
одинаковыми по тембру и силе звука инструментов.
В произведениях с инструментами соло (концерты, концертино и
т.п.)
рассмотреть
наиболее
интересный
фрагмент
взаимодействия
солирующего инструмента с другими инструментами, группами и всего
оркестра.
Охарактеризовать динамику выделенного фрагмента и её влияние на
фактуру партитуры (прозрачная, насыщенная и т.п.) с точки зрения
использованных инструментов и их количества, например – минимум на p,
pp и максимум на f, ff (tutti).
Количество и роль ударных инструментов в выделенном фрагменте –
ритмический аккомпанемент или ритмическая основа всего фрагмента,
имитация одного или нескольких инструментов, солирующая роль одного или
нескольких инструментов. Ритмические акценты инструментов и группы,
играющие важную эмоционально-эстетическую роль во фрагменте.
В программных произведениях, особенно с ярким, иллюстративным
названием, привязать роль фактуры, ритма, количество и метод использования
инструментов с заявленным сюжетом. Как и какими инструментами переданы
характеристики героев, персонажей, картин природы и.т.п.
III. Окончательные выводы из проделанного анализа партитуры:
образная сфера произведения, проявление стиля композитора в данном
произведении и стилистического направления произведения в целом
(пуантилизм, додекафония и т.п.), в том числе в соответствии с эпохой
присущей данному стилю и направлению (барокко, классицизм, романтизм,
импрессионизм и т.п.).
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы
Самостоятельная работа студента включает в себя все виды
изучения
оркестровых
партитур,
изучение
теоретических
вопросов
дисциплины и практические занятия. Большую роль в приобретении навыков
исполнения партитуры играет самостоятельные репетиции, освоение нового
материала,
знакомство
с
методической
литературой,
прослушивание
звукозаписей, работа над сочинениями для эскизного освоения, чтение
музыки с листа и транспонирование.
3.2 Информационное обеспечение
Литература:
1. Барсова И. Книга об оркестре. — М.: Музыка, 1969.
1. Галь Руководство к чтению партитур
2. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. — М.:
Музыка, 1967.
3. Мусин И. Техника дирижирования
4. Мусин И. Язык дирижерского жеста
5. Завадинский . Курс чтения сифонических партитур, 1983
6. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1972
Нотная литература:
1. Бетховен Л. Сонаты (№№1-10)
2. Бетховен Л. Части из симфоний №№ 1, 2, 5, 7, 8.
3. Бетховен Л. Увертюры «Кориолан», «Прометей»
4. Вебер К. Приглашение к танцу.
5. Вебер К. Увертюра к опере «Вольный стрелок»
6. Верди Д. Марш из оперы «Аида».
7. Вивальди А. «Времена года».
8. Гайдн И. Части из симфоний №№ 94, 95, 100, 104
9. Глинка М. «Славься» из оп. «Жизнь за царя».
10. Глинка М. Вальс-фантазия.
11. Григ Э. «Пер Гюнт».
12. Гуно Ш. Марш и хор из оперы «Фауст»
13. Дунаевский И. Увертюра к оперетте «Вольный ветер»
14. Дунаевский И.Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта»
15. Моцарт В. Симфония C – dur («Юпитер»). Менуэт.
16. Моцарт В. Симфонии №№ 39, 40.
17. Моцарт В.Маленькая ночная серенада.
18. Моцарт В. Увертюры к операм: «Похищение из сераля»,
«Директор театра», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан»
19. Мусоргский М. Вступления к операм: «Хованщина»,
«Сорочинская ярмарка»
20. Прокофьев С. «Классическая симфония» (Гавот)
21. Прокофьев С. Фрагменты пз балетов: «Ромео и Джульетта»,
«Каменный цветок».
22. Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
23. Рахманинов С. Итальянская полька
24. Ребиков Вальс из сказки «Елка».
25. Римский-Корсаков Н. Шествие царя Берендея, Пляска
скоморохов из оперы Снегурочка».
26. Хачатурян А. Фрагменты из балета «Спартак».
27. Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова
«Маскарад»
28. Хачатурян А. «Танец девушек» из балета «Гаянэ».
29. Чайковский П. «Детский альбом». («Зимнее утро», «Марш
деревянных солдатиков», «Камаринская»)
30. Чайковский П. «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь»)
31. Чайковский П.И. Фрагменты из балетов «Лебединое озеро»,
«Спящая красавица», «Щелкунчик».
32. Чайковский П.М. Симфонии Симфонии №№ 1 (часть 2), 2 (часть
2), 3 (части 2,3), 4 (часть 2).
33. Щедрин Р. Фрагменты из балета «Конек-Горбунок».
34. Щедрин Р. Юмореска
Интернет-ресурсы
http://www.forumklassika.ru/
http://zvukinadezdy.ucoz.ru/
http://www.notes.tarakanov.net
http://www.classic-online.ru
http://www.ru.scorser.com
http://www.classon.ru
http://www.mirknig.com
http://www.classic-music.ru
http://www.mp3baza.org
http://www.nlib.org.ua
http://dirigent.ru
http://intoclassics.net/
3.3 Материально-техническое обеспечение
1. Учебный класс.
2. Фортепиано.
3. Дирижерский пульт.
4. Метроном.
5. Аудиоаппаратура.
6. Видеоаппаратура.
7. Аудиозаписи и видеозаписи с исполнениями симфонических
произведений.
8. Методическая литература.
9. Нотный материал.
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ОСВОЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОГРАММЫ
4.1 Фонд оценочных средств
В программе курса предусмотрены следующие контрольно-зачетные
мероприятия в соответствии с учебным планом по специальности
«Звукооператорское мастерство»:
Контрольный урок
зачет
В конце 1 семестра
проводится контрольный урок по данной
дисциплине, на котором обучающиеся должны показать знания и умения,
полученные в течение прошедшего периода обучения. В конце второго
семестра проводится контрольный урок за весь курс дирижирования и чтения
симфонических партитур. Экзамен включает в себя теоретические и
практические задания.
Примерный перечень вопросов и заданий к контрольному уроку
1. Состав оркестра. Группы инструментов и их расположение в оркестре и в
партитурной записи.
2. Группа медно-духовых инструментов. Ее состав, особенности записи в
партитуре.
3. Группа деревянно-духовых инструментов. Состав и особенности записи в
партитуре.
На дифференцированном зачете студент должен показать навыки
дирижирования, продемонстрировав умение давать ауфтакт, дирижировать
простые
дирижерские
схемы.
Особое
внимание
уделяется
свободе
дирижерского аппарата, а также выразительности исполнения.
В зачет включается и исполнение на фортепиано фрагмента из
оркестровой партитуры (2-3 голосный фрагмент), в котором одна из партий
записана в альтовом ключе и дирижирование одного симфонического
произведения.
Примерный перечень вопросов к итоговому контрольному
уроку:
1.Состав оркестра. Группы инструментов и их расположение.
2.Группа медно-духовых инструментов. Ее состав, особенности
записи в партитуре.
3.Группа деревянно-духовых инструментов. Состав и особенности
записи в партитуре.
4.Струнные инструменты. Состав, особенности записи в партитуре.
5. Группа ударных инструментов. Состав, особенности записи в
партитуре.
6. Знание специфических оркестровых терминов, встречающихся в
партитуре.
7. Знание оркестровых штрихов.
На зачете студент показывает умения и навыки в дирижировании,
полученные в течение изучения курса «Чтение симфонических партитур и
дирижирование». Студент должен продемонстрировать дирижирование
одной оркестровой партитуры (небольшой по объему) и исполнить фрагмент
партитуры на рояле (партитура должна включать наличие партий в альтовом
ключе или партий транспонирующих инструментов).
4.2. Оценка освоенных компетенций
Результаты
Основные показатели
(освоенные компетенции)
ОК 1. Понимать сущность
Формы и методы
оценки результата
контроля и оценки
Грамотность,
Выставление
и социальную значимость своей своевременность и полный текущих оценок по всем,
будущей профессии, проявлять объем
к ней устойчивый интерес.
ОК
2.
собственную
выполнения задаваемым на дом форм
домашних заданий.
Организовывать
Умение
деятельность, продуктивно
максимально
работы.
Выставление
организовать текущих оценок по всем,
определять методы и способы самостоятельную работу.
задаваемым на дом форм
выполнения профессиональных
работы
задач,
оценивать
эффективность и качество.
их
Способность
адекватно оценить уровень
усвоения материала.
ОК
поиск,
4.
Осуществлять
анализ
и
Способность
оценку самостоятельно
и
и
решения структурировать
профессиональных
опрос,
находить, зачет, контрольный урок
информации, необходимой для анализировать
постановки
Устный
учебный
задач, материал, использование его
профессионального
и на практике
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-
Владение
Устный
компьютером, Интернетом и контрольный урок, зачет
коммуникационные технологии нотным
для
опрос,
редактором;
совершенствования способность применить на
профессиональной
практике,
деятельности.
сведения.
ПК.1.9.
Владеть
полученные
Владение
культурой устной и письменной практическими
речи,
основами в
профессиональной профессии.
терминологией.
Текущий контроль
процессе
занятий
Уверенное (устный опрос)
Музыкально- использование
творческая деятельность.
теоретического
и
технического арсенала на
практике.
ПК
2.1.
музыкальное
Анализировать
произведение
единстве
Выполнять
в анализ
устный
симфонического в форме:
и произведения. Содержание
взаимообусловленности формы анализа должно отражать
и
содержания,
стилистических
предпосылок,
Текущий контроль
историко- содержание
и
пройденных
жанровых тем.
метроритма,
-выполнение
развернутого
Итоговый
контроль
виде
выполнения
анализа
тембра, гармонии.
анализа
в
музыкального
произведения
контрольном
на
уроке
и
зачете.
ПК 2.2. Воспроизводить
Учитывать
основные
Текущий контроль
художественный образ в записи стилистические
принципы, в форме контрольного
на основе знаний специфики свойственные
урока.
музыкального языка (ладовые, произведениям
метроритмические,
различных
жанров.
в виде одной из форм
формообразующие,
гармонические,
Итоговый контроль
работы на зачете.
фактурные
свойства музыкального языка).
ПК
2.3.
Работать
в
Умение
непосредственном контакте с точно
исполнителем
интерпретацией
произведения.
грамотно
выражать
над Уверенное
и
музыкального использование
профессиональной
терминологии.
и
Письменный
мысли. устный
точное оркестрового
произведения
и
анализ
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)