Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство.
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Подьячев А. Б., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж», первая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины...........................................................1
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины................................4
3. Условия реализации программы дисциплины....................................................17
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.....................................20
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине «Слуховой анализ» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Слуховой анализ» реализуется в базовой части ФГОС СПО по специальности 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство», и входит в состав МДК
Профессионального модуля 01.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
формирование у студентов профессиональных навыков слухового
(субъективного) анализа музыкальных аудиозаписей (фонограмм),
дифференциации и оценки основных характеристик фонограмм, выполнения
квалифицированных экспертных оценок исполняемого и зафиксированного
на фонограмме музыкального материала по критериям технологии записи и
художественного результата, включая квалификацию исполнителей,
индивидуальность художественной интерпретации музыкального
произведения, особенности национальных школ и исполнительских стилей,
жанров, стилей, эпох, знание устройства и природу музыкального
инструмента, ансамблей и оркестров различных составов.
Задачами курса являются:
Овладение студентом навыками профессиональной оценки качества
фонограмм;
овладение студентом профессиональной терминологией;
формирование у студентов эталонов качества звучания;
расширения музыкального кругозора;
получение навыков прослушивания фонограмм в различных акустических
условиях и с применением аппаратуры различного класса.
развитие слуха звукорежиссера (технического) и музыкального слуха;
1
развитие эстетического вкуса и способности к художественному обобщению;
формирование быстрого определения на слух недостатков звучания и
овладение методами их устранения;
умение свободно определять звуковысотные, громкостные и тембровые
критерии музыкального звука с точки зрения технических параметров;
изучение на примере анализируемых фонограмм различных технологий
проведения звукозаписи, в том числе способов, схем (систем) расстановки и
характеристик направленности микрофонов;
формирование у студента мотивации к постоянному поиску творческих
решений при осуществлении звукозаписи;
формирование у студента профессиональных навыков взаимосвязи
технологического решения и художественного результата при создании
музыкальной фонограммы;
овладение студентом большим слуховым багажом, включающим записи
произведения различных эпох, жанров, стилей и исполнительских составов;
развитие аналитического мышления, механизмов музыкальной памяти,
творческого воображения, активизация слухо-мыслительных процессов;
развитие потребности в постоянной самостоятельной работе по
прослушиванию и слуховому анализу фонограмм, а также постоянному
посещению концертов и репетиций (активное и пассивное участие в
исполнительской практике) с проведением слухового анализа исполнения
музыкальных произведений в акустических условиях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический
опыт:
экспертной оценки фонограмм;
распознавания существующих музыкальных стилей и направлений;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
производить экспертную оценку фонограмм, оценивать соответствие звучания
фонограммы стилю музыкального произведения;
ориентироваться в распознании звучания музыкальных инструментов и групп
ансамблей и оркестров различных составов;
определять достоинства, выявлять недостатки фонограмм и владеть методами их
исправления;
применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и
использования информации в выпускаемой специальной учебно-методической
литературе и в специализированных периодических изданиях по вопросам,
связанным с методами и приемами слухового анализа и звукозаписи фонограмм;
2
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные параметры и характеристики фонограммы (параметры оценочного
протокола);
особенности звучания фонограмм различных периодов развития и становления
звукозаписи как искусства;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть
следующими общими и профессиональными компетенциями:
ПК 1.8. Применять на практике основы знаний звукотехники и звукорежиссуры.
ПК 1.9. Владение культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
ПК 2.1. Анализировать музыкальное произведение в единстве и
взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и жанровых
предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
ПК 2.3. Работать в непосредственном контакте с исполнителем над интерпретацией
музыкального произведения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 429 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 286 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 143 часа.
3
2.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
429
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
286
в том числе:
278
аудиторные занятия
8
контрольные уроки (зачеты)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
143
в том числе:
самостоятельное прослушивание фонограмм
121
посещение концертов и других мероприятий
22
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины,
и распределение часов по темам и видам (направлениям) учебной
работы
Количество часов, отведенное на каждую тему, выдаётся рассредоточено в течение
учебного года и может варьироваться, в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Содержание учебно-тематического материала, самостоятельная работа,
контрольные мероприятия
Объём часов
Введение.
2
Параметры субъективной оценки качества звукозаписи
2
Факторы, влияющие на субъективную оценку качества звукозаписи
2
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и трио различных
составов)
10
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи (материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов)
10
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа носителя,
способа звукозаписи и типа кодирования звукового сигнала; метода производства звукозаписи. (материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и
трио различных составов)
10
4
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: звукозаписи соло на разных
инструментах, дуэты и трио различных составов)
10
Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим параметрам (материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов)
10
Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов)
10
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: звукозаписи ансамблей и камерных оркестров различных составов)
16
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи (материал: звукозаписи ансамблей и камерных оркестров различных составов)
16
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа носителя,
способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала (материал: звукозаписи ансамблей и камерных оркестров различных составов)
16
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: звукозаписи ансамблей и камерных оркестров различных составов)
16
Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим параметрам (материал: звукозаписи ансамблей и камерных оркестров различных составов)
16
Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: звукозаписи ансамблей и
камерных оркестров различных составов)
16
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: звукозаписи ансамблей, камерных оркестров и больших оркестров
различных составов)
16
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи (материал: звукозаписи ансамблей, камерных оркестров и больших оркестров различных составов)
12
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа носителя,
способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала (материал: звукозаписи ансамблей, камерных оркестров и больших оркестров различных составов)
12
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: звукозаписи ансамблей, камерных оркестров и больших оркестров различных составов)
6
Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим параметрам (материал: звукозаписи ансамблей, камерных оркестров и больших оркестров различных составов)
16
Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: звукозаписи ансамблей,
камерных оркестров и больших оркестров различных составов)
12
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов, музыкальнотеатральных представлений, реставрированный музыкальный материал)
10
5
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи (материал: звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный музыкальный материал)
8
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа носителя,
способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала (материал: звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный музыкальный материал)
8
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: музыкальные звукозаписи
ансамблей и оркестров различных составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный музыкальный материал)
8
Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим параметрам (материал: музыкальные звукозаписи ансамблей и оркестров различных
составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный музыкальный материал)
8
Контрольные мероприятия
8
Итого
286
6
2.3 Содержание курса
Параметры субъективной оценки качества звукозаписи
Рассмотрение основных параметров и их составляющих, по которым происходит
оценка музыкальных звукозаписей. Работа со «Схемой субъективной оценки музыкальных звукозаписей» (составитель В.А. Бояршинов, редакция Л.В. Вакарь).
Факторы, влияющие на субъективную оценку качества звукозаписи
Взаимозависимость условий прослушивания и оценки качества звучания; рассмотрение таких факторов, как акустика помещения, параметры звуковоспроизводящего
тракта, уровень громкости воспроизводимого сигнала; нормирование условий слухового контроля при проведении звуковых работ по созданию различного вида
аудиовизуальных программ; индивидуальные психофизические качества слушателя (слуховые способности, слуховой багаж, эмоциональное состояние, эстетический
вкус, профессиональный опыт).
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов)
Рассмотрение особенностей и проблем передачи во вторичном звуковом поле ощущений естественного слушания: пространственного впечатления, прозрачности и
раздельного звучания, естественности тембров музыкальных инструментов, голосов
и шумов, динамического баланса и баланса элементов сложного звукового образа,
необходимой динамики звучания на примере фонограмм с записями сольных выступлений, а также ансамблей несложных составов. Сопоставление записей, признанных эталонными и фирменными, с записями рабочими, неудачными, нетипичными и т. п.
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи
(материал: соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов)
Рассмотрение особенностей воздействия упомянутых факторов на оценку звукового
материала, представляющего собой звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты
и трио различных составов (в том числе сочетания инструментов с человеческим голосом).
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа
носителя, способа звукозаписи и типа кодирования звукового сигнала; метода
производства звукозаписи (материал: соло на разных инструментах, дуэты и
трио различных составов)
Анализ специфических признаков различных звуковых носителей (таких, как пластинка, магнитная пленка различных типов, MD, DAT), различных способов звукоза7
писи (таких, как аналоговая и цифровая), типов кодирования (система MD, MP3), а также метода производства звукозаписи (по трансляции во время концерта, в студии) на
материале, представляющем собой звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и
трио различных составов, включая сочетания инструментов с голосом.
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: соло на разных
инструментах, дуэты и трио различных составов)
Восприятие нелинейных и частотных искажений и различных типов шумов. «Полезные шумы» и помехи (материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и
трио различных составов, включая сочетания с голосом).
Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим
параметрам (материал: соло на разных инструментах, дуэты и трио различных
составов
Анализ музыкальных звукозаписей (соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов, включая сочетания инструментов и голоса) по следующим параметрам:
пространственное впечатление: звуковая перспектива, звуковые планы,
полипространственность; соответствие технического решения стилю
записываемой музыки; модели построения пространственного впечатления;
тембральная окраска, влияние различных факторов на тембр звучания; •
прозрачность звучания и ее зависимость от акустической ситуации при записи;
различимость линий партитуры; разборчивость речи; • музыкальный баланс;
проблема сохранения естественного баланса при записи музыки; • взаимосвязь и
взаимовлияние компонентов звуковой картины. Эффект маскировки звуковых
сигналов; эффект обратной перспективы; • динамика в звукозаписи.
Особенности и проблемы передачи естественного динамического диапазона при
разных типах записи; • стереовпечатление; псевдостерео; стереофонический
баланс.
Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: соло на разных
инструментах, дуэты и трио различных составов
Оценка фонографического замысла; определение творческих и технологических задач
при проведении звукозаписи, оценка обусловленности применения тех или иных технологических приемов, их влияние на конечный результат с точки зрения художественного восприятия фонограммы. Оценка уровня мастерства и качества исполнения,
в том числе голосов вокалистов; выявление особенностей интерпретации музыкального произведения.
8
II курс
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: ансамбли, хоровые коллективы и камерные оркестры различных
составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи
(материал: ансамбли и камерные оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа
носителя, способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала
(материал: ансамбли и камерные оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: ансамбли и камерные
оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).
9
Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим
параметрам (материал: ансамбли и камерные оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).
Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: ансамбли и камерные
оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).
III курс
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: ансамбли, камерные оркестры и большие оркестры различных
составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3–4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров различных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи
(материал: ансамбли, камерные оркестры и большие оркестры различных
составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3-4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров раз10
личных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа
носителя, способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала
(материал: ансамбли, камерные и большие оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3-4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров различных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: ансамбли, камерные и
большие оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3-4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров различных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).
Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим
параметрам (материал: ансамбли, камерные и большие оркестры различных
составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3-4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров различных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).
Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: ансамбли, камерные и
большие оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3-4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, кото11
рый охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров различных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).
IV курс
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: музыкальные звукозаписи ансамблей и оркестров различных
составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный
музыкальный материал)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические, акустические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный, литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и звуковой материал, подвергнутый реставрации.
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи
(материал: музыкальные звукозаписи ансамблей и оркестров различных
составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный
музыкальный материал)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические, акустические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный, литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и звуковой материал, подвергнутый реставрации.
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа
носителя, способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному зву12
ковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические, акустические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный, литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и звуковой материал, подвергнутый реставрации.
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: музыкальные
звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов, музыкальнотеатральных представлений, реставрированный музыкальный материал)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические, акустические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный, литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и звуковой материал, подвергнутый реставрации.
Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим
параметрам (материал: музыкальные звукозаписи ансамблей и оркестров
различных составов, музыкально-театральных представлений,
реставрированный музыкальный материал)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному
звуковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и
оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические,
акустические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов
разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный,
литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и
звуковой материал, подвергнутый реставрации.
Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: музыкальные
звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов, музыкальнотеатральных представлений, реставрированный музыкальный материал)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические, аку13
стические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный, литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и звуковой материал, подвергнутый реставрации.
2.3.1 Примерный список фонограмм для прослушивания
1. Chabrier: Espana – Rhapsody for Orchestra
2. Puccini: La Fanciulla del West / Act 3 – E anche tu lo vorrai
3. Puccini: La Fanciulla del West / Act 3 – Le tue parole sono di Dio
4. Symphony No.3 in A minor, Op.56 – “Scottish” – 4. Allegro vivacissimo – Allegro
maestoso assai
5. Ibert: Divertissement – 2. Cortege
6. Dvorak: Symphony No. 9 in E minor, Op.95, B. 178, “From the New World” – 3.
Scherzo. Molto vivace
7. Haydn: Mass in D minor – Missa in angustiis (“Nelson Mass”), Hob. XXII:11 –
Credo: Et resurrexit
8. Falla: La vida breve – Interlude – Spanish Dance No. 1
9. Piano Concerto No.3, BB 127, Sz. 119 – 1. Allegretto
10. Holst: The Planets, Op. 32 – 5. Saturn, the Bringer of Old Age
11. Ravel: Daphnis et Chloe, M. 57 / Premiere partiie – Scene – Danse lente et
mysterieuse
12. Britten: War Requiem, Op. 66 / Libera me – 6c. Let Us Sleep Now…In Paradisum
13. Rachmaninoff: Piano Concerto No. 3 In D Minor, Op. 30 – 3. Finale (Alla breve)
14. Tchaikovsky: Serenade for Strings in C, Op. 48 – 2. Walzer: Moderato (Tempo di
valse)
15. J.S. Bach: Magnificat in D Major, BWV 243 – Chorus “Magnificat”
16. Glinka: Ruslan and Lyudmila – Overture
17. Violin Concerto No.1 in G minor, Op. 26 – 2. Adagio
18. Octet in E flat, Op.20 – 4. Presto
19. Piano Sonata No.8 in C Minor, Op.13 – “Pathetique” – 2. Adagio cantabile
20. Brucknel: Symphony No. 4 in E-Flat Major ‘Romantic”, WAB 104 – III. Scherzo.
Bewegt – Trio. Nicht zu schnell. Keinesfalls schleppend (1878/80 Version)
21. Varese: Ionisation
22. Wagner: Gotterdammerung, WWV 86D / Act 3 – Fliegt heim, ihr Raben!
23. W.-A Mozart: Piano Concerto No.27 in B flat, K.595 – 3. Allegro
24. R. Strauss: Eine Alpensinfonie, Op. 64, TrV 233 – 21. Ausklang
25. R. Strauss: Eine Alpensinfonie, Op. 64, TrV 233 – 22. Nacht
14
26. Sibelius: Symphony No. 1 in E Minor, Op.39 – 3. Scherzo. Allegro
27. Schoenberg: Erwartung, Op. 17 – Liebster, Liebster, der Morgen kommt
28. J. Strauss II: Wein, Weib und Gesang, Op.333 (Live)
29. Respighi: Pines of Rome – The Pines of the Appian Way (I pini della Via Appia)
30. Granados: Goyescas (Suite) – 4. Quejas o la maja y el ruisenor
31. Symphony No.5 in D minor, Op.47 – 2. Allegretto
32. Piano Concerto No.2 in G minor, Op.22 – 2. Allegro scherzando
33. Mahler: Symphony No. 8 in E-Flat Major “Symphony of a Thousand”, Pt. 1 – VII.
Veni, creator… Da gaudiorum praemia
34. Mahler: Symphony No. 8 in E-Flat Major “Symphony of a Thousand”, Pt. 1 – VIII.
Gloria sit Patri Domino
35. Ravel: Ma mere I’oye, M.60 – Les entretiens de la Belle et de la Bete
36. Puccini: Turandot / Act 1 – “Signore, ascolta”
37. Puccini: Turandot / Act 1 – “Non piangere Liu”
38. Puccini: Turandot / Act 3 – “Che e mai di me?”
39. Puccini: Turandot / Act 3 – “Del primo pianto…Piu grande vittoria non voler”
40. Puccini: Turandot / Act 3 – “So il tuo nome!”
41. Puccini: Turandot / Act 3 – “Diecimile anni al nostro Imperatore…Padre augusto”
42. Sinfonietta – 3. Moderato – Con moto – Prestissimo – Tempo I – Moderato
43. Beethoven: In questa Tomba oscura, WoO 133
44. Mozart: Ridente ia calma, K. 152 (After J. Myslivecek)
45. Schubert: Willkommen und Adschied D767
46. Susato: Dansereye (1551) – Pavane ‘La Battaille’
47. Hollaender: Eine Kleine Sehnsucht
48. Brahms: Piano Concerto No. 1 in D minor, Op. 15 – 3. Rondo (Allegro non troppo)
49. Verdi: Ernoni / Part 4 – “Solingo, errante misero” (Live in New York / 1981)
50. Stravinsky: Le Sacre du Printemps / Pt 2: Le Sacrifice – 6. Sacrificial Dance
51. Parry: I Was Glad
52. Concerto for Violin & Orchestra, Op.14 – 2. Andante
53. Di Carua, Mazzucchi: ‘O solo mio
54. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Var. 26 a 2 Clav.
55. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Var. 27 Canone alle Nona
56. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Var. 28 a 2 Clav.
57. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Var. 29 a 1 ovvero 2 Clav.
58. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Var. 30 Quodlibet a 1 Clav.
59. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Aria da Capo
15
60. R. Strauss: Daphne, Op. 82, TrV 272 – “Ich komme, ich komme”
61. Pergolesi: Stabat Mater – 9. Sancta Mater
62. String Quartet No.11 in F minor, Op.95 – “Serioso” – 4. Larghetto espressivo –
Allegretto agitato
63. Purcell: Dido and Aeneas / Act 3 – “Thy Hand Belinda – When I Am Laid In Earth”
64. Purcell: Dido and Aeneas / Act 3 – “With drooping wings”
65. Violin Concerto, Op.15 – 1. Moderato con moto
66. Messiaen: Turangalila Symphonie – 5. Joie de sang des etoiles
16
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для полноценного проведения уроков и обеспечения качественного и продуктивного
учебного процесса необходимы следующие средства обучения:
1. Собрание фонограмм на различных носителях;
2. Проигрыватель CD;
3. Стереосистема для прослушивания фонограмм «открытым звуком» в аудитории;
4. Персональный компьютер с доступом в Интернет.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Алдошина И. Музыкальная акустика / И.Алдошина, Р.Приттс. – СПб.: Композитор, 2011. – 720с. – режим доступа: http://e.lanbook.com
2. Андерсен, А.В. Современные музыкально-компьютерные технологии. [Электронный ресурс] / А.В. Андерсен, Г.П. Овсянкина, Р.Г. Шитикова. — Электрон.
дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2013. — 224 с. — Режим доступа: http://
e.lanbook.com/book/13091 — Загл. с экрана.
3. Динов, В.Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре: Учебное пособие.
[Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2017.
— 488 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/91853.
4. Кисеев Ю.В. Эксперимент при записи неакадемической музыки. / Ю.В.Кисеев.
– Эксперимент в сфере музыкального искусства: образование, наука, творчество. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Ростов-на-Дону : РГК им. С.В.
Рахманинова, 2013. — 243 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/66261
— Загл. с экрана.
5. Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры: Учебное пособие для вузов.–. М.: Аспект Пресс, 2004. – 205 с., ил. – ISBN 5-7567-0357-8.
6. Рыжов В.П. Слуховой анализ звукозаписи: программа для музыкальных вузов
по специальность 051500 «Музыкальная звукорежиссура». / В.П.Рыжов; Ростовская гос. консерватория (академия) им. С.В.Рахманинова. – Ростов-на-Дону:
РГК, 2009.– 16 с.
17
7. Севашко А.В. Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство.- М.: Альтекс-А, 2004.-432 с.:ил. – ISBN: 5-94271-019-8
18
Дополнительная литература:
1. Борисов А.В. Энциклопедия обработки звука на персональном компьютере. /
А.В.Борисов. Москва: ЗАО Новый издательский дом, 2004. – 688 с. – ISBN 59643-0011-1.
2. Загумённов А.П. Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты. / А.П.-
Загумённов. – Москва: NT Press, 2005. – 181 с. – (серия «Просто о сложном») –
ISBN 5-477-00023-6/
3. Сидоров И.Н. Отечественные и зарубежные микрофоны и телефоны: справоч-
ное пособие. / И.Н.Сидоров. – Москва: Горячая линия – Телеком, 2004. – 283 с.:
ил.– (Массовая радио библиотека; вып. 1273). – ISBN 5-93-51-7-180-5
4. Нельсон М. Запись и обработка звука на компьютере. Руководство пользовате-
ля. / М.Нельсон; [Пер. с англ. Ред. Ю.Н.Скороход ]. – Москва: Эксмо, 2007. –
384 с.: ил. – (серия «Мастер-класс»). ISBN 978-5-699-20939-2.
5. Хоек, Вагнер. Основы стереофонии 1975. Связь, СПб: Композитор, 2006 г.
3.3. Методические рекомендации преподавателям
Формы работы
В курсе «Слуховой анализ музыкальных фонограмм» наиболее целесообразно использовать форму группового практического занятия, в ходе которого происходит коллективное прослушивание фонограммы, затем ее коллективный анализ с последовательными высказываниями мнений и наблюдений студентов по поводу параметров и критериев оценки с их соотнесением с мнением преподавателя. В итоге коллектив студентов формулирует итоговую оценку звучания фонограммы, соотнося технологию ее создания с художественным результатом с учетом времени (эпохи) создания фонограммы. В ходе обсуждения выявляется различие восприятий студентов с различным слуховым опытом и аналитическим потенциалом и навыками, формируются оптимальные
эталонные представления о критериях оценки фонограмм.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы учащихся.
В курсе «Слуховой анализ музыкальных фонограмм» преподаватель обсуждает со студентами и рекомендует возможные источники получения «живых» концертных впечатлений и фонограмм для самостоятельного прослушивания и анализа, содействует
их получению, проводит «семинары» – выступления и обсуждения студентами впечатлений от услышанного.
19
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Для промежуточной аттестации возможно применение двух форм:
1) «письменная групповая работа по слуховому анализу фонограмм» (для прослушивания группе студентов предлагается минимум две записи) с последующим (после выставления преподавателем оценок) устным обсуждением и соотнесением мнений и наблюдений, зафиксированных студентами в письменном виде;
2) «устный ответ с анализом фонограмм». Для анализа предлагается 2 фонограммы с
участием в ответе двух студентов. При оценке фонограммы в паре студентов устанавливаются функции «основной ответчик» и «дополняющий ответчик» («оппонент»). Во
время ответа по второй фонограмме студенты меняются своими функциями.
Итоговая оценка за курс выставляется на основе оценок, полученных студентом на
контрольных мероприятиях в течение прохождения всего курса.
4.1 Критерии оценки ответа студента
Ответы оцениваются по 10-ти балльной системе: 10, 9, 8 — «отлично»; 7, 6, 5 —
«хорошо»; 4, 3 — «удовлетворительно»; 2, 1 — «неудовлетворительно».
10 баллов — студент безошибочно дал ответы по техническим и художественным параметрам оценки звучания фонограммы, письменный ответ показан в полном объеме с использованием профессиональной, технической терминологии.
9 баллов — Студент безошибочно дал ответы по техническим и художественным параметрам оценки звучания фонограммы, но прослеживалась легкая неуверенность в письменном ответе, с использованием профессиональной терминологии.
8 баллов — по некоторым критериям студент допустил незначительные ошибки, но
письменный ответ показан в полном объеме с использованием профессиональной, технической терминологии.
7 баллов — ошибки были допущены по некоторым критериям, владение терминологией
неполоноценно.
6 баллов — ошибки были допущены по ряду критериев, средний объем ответа, владение
профессиональным языком на среднем уровне.
5 баллов — значительные ошибки были допущены по ряду критериев, профессиональные термины и определения практически не используются в ответе.
4 балла — студент допустил ошибки в большинстве критериев оценки фонограммы, терминология используется скупо.
20
3 балла — слуховое восприятие и решение поставленных задач не достаточно отображено в ответе, но некоторые выводы даны.
2 - 1 балла – студент абсолютно не понимает поставленные задачи, и не ориентируется в
формулировках вопросов.
21