Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ВЧ Слуховой анализ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство.
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Подьячев А. Б., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж», первая квалификационная категория.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы учебной дисциплины...........................................................1
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины................................4
3. Условия реализации программы дисциплины....................................................17
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.....................................20

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине «Слуховой анализ» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Слуховой анализ» реализуется в базовой части ФГОС СПО по специальности 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство», и входит в состав МДК
Профессионального модуля 01.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
 формирование у студентов профессиональных навыков слухового
(субъективного) анализа музыкальных аудиозаписей (фонограмм),
дифференциации и оценки основных характеристик фонограмм, выполнения
квалифицированных экспертных оценок исполняемого и зафиксированного
на фонограмме музыкального материала по критериям технологии записи и
художественного результата, включая квалификацию исполнителей,
индивидуальность художественной интерпретации музыкального
произведения, особенности национальных школ и исполнительских стилей,
жанров, стилей, эпох, знание устройства и природу музыкального
инструмента, ансамблей и оркестров различных составов.
Задачами курса являются:
 Овладение студентом навыками профессиональной оценки качества
фонограмм;
 овладение студентом профессиональной терминологией;
 формирование у студентов эталонов качества звучания;
 расширения музыкального кругозора;
 получение навыков прослушивания фонограмм в различных акустических
условиях и с применением аппаратуры различного класса.
 развитие слуха звукорежиссера (технического) и музыкального слуха;
1

 развитие эстетического вкуса и способности к художественному обобщению;
 формирование быстрого определения на слух недостатков звучания и
овладение методами их устранения;
 умение свободно определять звуковысотные, громкостные и тембровые
критерии музыкального звука с точки зрения технических параметров;
 изучение на примере анализируемых фонограмм различных технологий
проведения звукозаписи, в том числе способов, схем (систем) расстановки и
характеристик направленности микрофонов;
 формирование у студента мотивации к постоянному поиску творческих
решений при осуществлении звукозаписи;
 формирование у студента профессиональных навыков взаимосвязи
технологического решения и художественного результата при создании
музыкальной фонограммы;
 овладение студентом большим слуховым багажом, включающим записи
произведения различных эпох, жанров, стилей и исполнительских составов;
 развитие аналитического мышления, механизмов музыкальной памяти,
творческого воображения, активизация слухо-мыслительных процессов;
 развитие потребности в постоянной самостоятельной работе по
прослушиванию и слуховому анализу фонограмм, а также постоянному
посещению концертов и репетиций (активное и пассивное участие в
исполнительской практике) с проведением слухового анализа исполнения
музыкальных произведений в акустических условиях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический
опыт:
 экспертной оценки фонограмм;
 распознавания существующих музыкальных стилей и направлений;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 производить экспертную оценку фонограмм, оценивать соответствие звучания
фонограммы стилю музыкального произведения;
 ориентироваться в распознании звучания музыкальных инструментов и групп
ансамблей и оркестров различных составов;
 определять достоинства, выявлять недостатки фонограмм и владеть методами их
исправления;
 применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и
использования информации в выпускаемой специальной учебно-методической
литературе и в специализированных периодических изданиях по вопросам,
связанным с методами и приемами слухового анализа и звукозаписи фонограмм;
2

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 основные параметры и характеристики фонограммы (параметры оценочного
протокола);
 особенности звучания фонограмм различных периодов развития и становления
звукозаписи как искусства;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть
следующими общими и профессиональными компетенциями:
 ПК 1.8. Применять на практике основы знаний звукотехники и звукорежиссуры.
 ПК 1.9. Владение культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
 ПК 2.1. Анализировать музыкальное произведение в единстве и
взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и жанровых
предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.

 ПК 2.3. Работать в непосредственном контакте с исполнителем над интерпретацией
музыкального произведения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 429 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 286 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 143 часа.

3

2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

429

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

286

в том числе:
278

аудиторные занятия

8

контрольные уроки (зачеты)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

143

в том числе:
самостоятельное прослушивание фонограмм

121

посещение концертов и других мероприятий

22

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины,
и распределение часов по темам и видам (направлениям) учебной
работы
Количество часов, отведенное на каждую тему, выдаётся рассредоточено в течение
учебного года и может варьироваться, в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Содержание учебно-тематического материала, самостоятельная работа,
контрольные мероприятия

Объём часов

Введение.

2

Параметры субъективной оценки качества звукозаписи

2

Факторы, влияющие на субъективную оценку качества звукозаписи

2

Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и трио различных
составов)

10

Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи (материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов)

10

Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа носителя,
способа звукозаписи и типа кодирования звукового сигнала; метода производства звукозаписи. (материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и
трио различных составов)

10

4

Слуховое восприятие искажений и помех (материал: звукозаписи соло на разных
инструментах, дуэты и трио различных составов)

10

Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим параметрам (материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов)

10

Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов)

10

Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: звукозаписи ансамблей и камерных оркестров различных составов)

16

Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи (материал: звукозаписи ансамблей и камерных оркестров различных составов)

16

Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа носителя,
способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала (материал: звукозаписи ансамблей и камерных оркестров различных составов)

16

Слуховое восприятие искажений и помех (материал: звукозаписи ансамблей и камерных оркестров различных составов)

16

Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим параметрам (материал: звукозаписи ансамблей и камерных оркестров различных составов)

16

Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: звукозаписи ансамблей и
камерных оркестров различных составов)

16

Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: звукозаписи ансамблей, камерных оркестров и больших оркестров
различных составов)

16

Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи (материал: звукозаписи ансамблей, камерных оркестров и больших оркестров различных составов)

12

Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа носителя,
способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала (материал: звукозаписи ансамблей, камерных оркестров и больших оркестров различных составов)

12

Слуховое восприятие искажений и помех (материал: звукозаписи ансамблей, камерных оркестров и больших оркестров различных составов)

6

Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим параметрам (материал: звукозаписи ансамблей, камерных оркестров и больших оркестров различных составов)

16

Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: звукозаписи ансамблей,
камерных оркестров и больших оркестров различных составов)

12

Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов, музыкальнотеатральных представлений, реставрированный музыкальный материал)

10

5

Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи (материал: звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный музыкальный материал)

8

Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа носителя,
способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала (материал: звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный музыкальный материал)

8

Слуховое восприятие искажений и помех (материал: музыкальные звукозаписи
ансамблей и оркестров различных составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный музыкальный материал)

8

Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим параметрам (материал: музыкальные звукозаписи ансамблей и оркестров различных
составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный музыкальный материал)

8

Контрольные мероприятия

8

Итого

286

6

2.3 Содержание курса
Параметры субъективной оценки качества звукозаписи
Рассмотрение основных параметров и их составляющих, по которым происходит
оценка музыкальных звукозаписей. Работа со «Схемой субъективной оценки музыкальных звукозаписей» (составитель В.А. Бояршинов, редакция Л.В. Вакарь).
Факторы, влияющие на субъективную оценку качества звукозаписи
Взаимозависимость условий прослушивания и оценки качества звучания; рассмотрение таких факторов, как акустика помещения, параметры звуковоспроизводящего
тракта, уровень громкости воспроизводимого сигнала; нормирование условий слухового контроля при проведении звуковых работ по созданию различного вида
аудиовизуальных программ; индивидуальные психофизические качества слушателя (слуховые способности, слуховой багаж, эмоциональное состояние, эстетический
вкус, профессиональный опыт).
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов)
Рассмотрение особенностей и проблем передачи во вторичном звуковом поле ощущений естественного слушания: пространственного впечатления, прозрачности и
раздельного звучания, естественности тембров музыкальных инструментов, голосов
и шумов, динамического баланса и баланса элементов сложного звукового образа,
необходимой динамики звучания на примере фонограмм с записями сольных выступлений, а также ансамблей несложных составов. Сопоставление записей, признанных эталонными и фирменными, с записями рабочими, неудачными, нетипичными и т. п.
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи
(материал: соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов)
Рассмотрение особенностей воздействия упомянутых факторов на оценку звукового
материала, представляющего собой звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты
и трио различных составов (в том числе сочетания инструментов с человеческим голосом).
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа
носителя, способа звукозаписи и типа кодирования звукового сигнала; метода
производства звукозаписи (материал: соло на разных инструментах, дуэты и
трио различных составов)
Анализ специфических признаков различных звуковых носителей (таких, как пластинка, магнитная пленка различных типов, MD, DAT), различных способов звукоза7

писи (таких, как аналоговая и цифровая), типов кодирования (система MD, MP3), а также метода производства звукозаписи (по трансляции во время концерта, в студии) на
материале, представляющем собой звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и
трио различных составов, включая сочетания инструментов с голосом.
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: соло на разных
инструментах, дуэты и трио различных составов)
Восприятие нелинейных и частотных искажений и различных типов шумов. «Полезные шумы» и помехи (материал: звукозаписи соло на разных инструментах, дуэты и
трио различных составов, включая сочетания с голосом).
Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим
параметрам (материал: соло на разных инструментах, дуэты и трио различных
составов
Анализ музыкальных звукозаписей (соло на разных инструментах, дуэты и трио различных составов, включая сочетания инструментов и голоса) по следующим параметрам:
 пространственное впечатление: звуковая перспектива, звуковые планы,
полипространственность; соответствие технического решения стилю
записываемой музыки; модели построения пространственного впечатления;
 тембральная окраска, влияние различных факторов на тембр звучания; •
прозрачность звучания и ее зависимость от акустической ситуации при записи;
различимость линий партитуры; разборчивость речи; • музыкальный баланс;
проблема сохранения естественного баланса при записи музыки; • взаимосвязь и
взаимовлияние компонентов звуковой картины. Эффект маскировки звуковых
сигналов; эффект обратной перспективы; • динамика в звукозаписи.
Особенности и проблемы передачи естественного динамического диапазона при
разных типах записи; • стереовпечатление; псевдостерео; стереофонический
баланс.
Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: соло на разных
инструментах, дуэты и трио различных составов
Оценка фонографического замысла; определение творческих и технологических задач
при проведении звукозаписи, оценка обусловленности применения тех или иных технологических приемов, их влияние на конечный результат с точки зрения художественного восприятия фонограммы. Оценка уровня мастерства и качества исполнения,
в том числе голосов вокалистов; выявление особенностей интерпретации музыкального произведения.

8

II курс
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: ансамбли, хоровые коллективы и камерные оркестры различных
составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи
(материал: ансамбли и камерные оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа
носителя, способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала
(материал: ансамбли и камерные оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: ансамбли и камерные
оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).

9

Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим
параметрам (материал: ансамбли и камерные оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).
Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: ансамбли и камерные
оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный и литургический) и камерных оркестров различных составов (в том числе академические, народные, духовые).

III курс
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: ансамбли, камерные оркестры и большие оркестры различных
составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3–4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров различных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи
(материал: ансамбли, камерные оркестры и большие оркестры различных
составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3-4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров раз10

личных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа
носителя, способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала
(материал: ансамбли, камерные и большие оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3-4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров различных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: ансамбли, камерные и
большие оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3-4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров различных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).
Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим
параметрам (материал: ансамбли, камерные и большие оркестры различных
составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3-4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, который охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров различных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).
Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: ансамбли, камерные и
большие оркестры различных составов)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре и на II-м
курсе в 3-4-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу, кото11

рый охватывает звукозаписи ансамблей различных составов (включая вокально-инструментальные, сочетающие акустические и электронные инструменты), хоровых
коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический,
народный, литургический и джазовый), а также камерных и больших оркестров различных составов, работающих в разных жанрово-стилистических направлениях (в числе которых академические, народные, духовые, эстрадные, джазовые).

IV курс
Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
(материал: музыкальные звукозаписи ансамблей и оркестров различных
составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный
музыкальный материал)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические, акустические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный, литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и звуковой материал, подвергнутый реставрации.
Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи
(материал: музыкальные звукозаписи ансамблей и оркестров различных
составов, музыкально-театральных представлений, реставрированный
музыкальный материал)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические, акустические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный, литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и звуковой материал, подвергнутый реставрации.
Слуховое восприятие особенностей звукозаписи в зависимости от типа
носителя, способа звукозаписи, типа кодирования звукового сигнала
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному зву12

ковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические, акустические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный, литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и звуковой материал, подвергнутый реставрации.
Слуховое восприятие искажений и помех (материал: музыкальные
звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов, музыкальнотеатральных представлений, реставрированный музыкальный материал)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические, акустические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный, литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и звуковой материал, подвергнутый реставрации.
Субъективная оценка качества звукозаписи по художественно-техническим
параметрам (материал: музыкальные звукозаписи ансамблей и оркестров
различных составов, музыкально-театральных представлений,
реставрированный музыкальный материал)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному
звуковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и
оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические,
акустические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов
разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный,
литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и
звуковой материал, подвергнутый реставрации.
Эстетическая оценка качества звукозаписи (материал: музыкальные
звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов, музыкальнотеатральных представлений, реставрированный музыкальный материал)
Развитие навыков, полученных по данной теме на I-м курсе во 2-м семестре, на II-м
курсе в 3-4-м и на III-м курсе в 5-6-м семестрах применительно к более сложному звуковому материалу. Для слухового анализа используются звукозаписи ансамблей и оркестров различных составов (включая вокально-инструментальные, акустические, аку13

стические со звукоусилением и электронные инструменты), хоровых коллективов разных стилистических направлений и жанров (включая академический, народный, литургический и джазовый), а также звукозаписи музыкально-театральных представлений (представляющих оперный, кантатно-ораториальный и мюзикловый жанры) и звуковой материал, подвергнутый реставрации.
2.3.1 Примерный список фонограмм для прослушивания
1. Chabrier: Espana – Rhapsody for Orchestra
2. Puccini: La Fanciulla del West / Act 3 – E anche tu lo vorrai
3. Puccini: La Fanciulla del West / Act 3 – Le tue parole sono di Dio
4. Symphony No.3 in A minor, Op.56 – “Scottish” – 4. Allegro vivacissimo – Allegro
maestoso assai
5. Ibert: Divertissement – 2. Cortege
6. Dvorak: Symphony No. 9 in E minor, Op.95, B. 178, “From the New World” – 3.
Scherzo. Molto vivace
7. Haydn: Mass in D minor – Missa in angustiis (“Nelson Mass”), Hob. XXII:11 –
Credo: Et resurrexit
8. Falla: La vida breve – Interlude – Spanish Dance No. 1
9. Piano Concerto No.3, BB 127, Sz. 119 – 1. Allegretto
10. Holst: The Planets, Op. 32 – 5. Saturn, the Bringer of Old Age
11. Ravel: Daphnis et Chloe, M. 57 / Premiere partiie – Scene – Danse lente et
mysterieuse
12. Britten: War Requiem, Op. 66 / Libera me – 6c. Let Us Sleep Now…In Paradisum
13. Rachmaninoff: Piano Concerto No. 3 In D Minor, Op. 30 – 3. Finale (Alla breve)
14. Tchaikovsky: Serenade for Strings in C, Op. 48 – 2. Walzer: Moderato (Tempo di
valse)
15. J.S. Bach: Magnificat in D Major, BWV 243 – Chorus “Magnificat”
16. Glinka: Ruslan and Lyudmila – Overture
17. Violin Concerto No.1 in G minor, Op. 26 – 2. Adagio
18. Octet in E flat, Op.20 – 4. Presto
19. Piano Sonata No.8 in C Minor, Op.13 – “Pathetique” – 2. Adagio cantabile
20. Brucknel: Symphony No. 4 in E-Flat Major ‘Romantic”, WAB 104 – III. Scherzo.
Bewegt – Trio. Nicht zu schnell. Keinesfalls schleppend (1878/80 Version)
21. Varese: Ionisation
22. Wagner: Gotterdammerung, WWV 86D / Act 3 – Fliegt heim, ihr Raben!
23. W.-A Mozart: Piano Concerto No.27 in B flat, K.595 – 3. Allegro
24. R. Strauss: Eine Alpensinfonie, Op. 64, TrV 233 – 21. Ausklang
25. R. Strauss: Eine Alpensinfonie, Op. 64, TrV 233 – 22. Nacht
14

26. Sibelius: Symphony No. 1 in E Minor, Op.39 – 3. Scherzo. Allegro
27. Schoenberg: Erwartung, Op. 17 – Liebster, Liebster, der Morgen kommt
28. J. Strauss II: Wein, Weib und Gesang, Op.333 (Live)
29. Respighi: Pines of Rome – The Pines of the Appian Way (I pini della Via Appia)
30. Granados: Goyescas (Suite) – 4. Quejas o la maja y el ruisenor
31. Symphony No.5 in D minor, Op.47 – 2. Allegretto
32. Piano Concerto No.2 in G minor, Op.22 – 2. Allegro scherzando
33. Mahler: Symphony No. 8 in E-Flat Major “Symphony of a Thousand”, Pt. 1 – VII.
Veni, creator… Da gaudiorum praemia
34. Mahler: Symphony No. 8 in E-Flat Major “Symphony of a Thousand”, Pt. 1 – VIII.
Gloria sit Patri Domino
35. Ravel: Ma mere I’oye, M.60 – Les entretiens de la Belle et de la Bete
36. Puccini: Turandot / Act 1 – “Signore, ascolta”
37. Puccini: Turandot / Act 1 – “Non piangere Liu”
38. Puccini: Turandot / Act 3 – “Che e mai di me?”
39. Puccini: Turandot / Act 3 – “Del primo pianto…Piu grande vittoria non voler”
40. Puccini: Turandot / Act 3 – “So il tuo nome!”
41. Puccini: Turandot / Act 3 – “Diecimile anni al nostro Imperatore…Padre augusto”
42. Sinfonietta – 3. Moderato – Con moto – Prestissimo – Tempo I – Moderato
43. Beethoven: In questa Tomba oscura, WoO 133
44. Mozart: Ridente ia calma, K. 152 (After J. Myslivecek)
45. Schubert: Willkommen und Adschied D767
46. Susato: Dansereye (1551) – Pavane ‘La Battaille’
47. Hollaender: Eine Kleine Sehnsucht
48. Brahms: Piano Concerto No. 1 in D minor, Op. 15 – 3. Rondo (Allegro non troppo)
49. Verdi: Ernoni / Part 4 – “Solingo, errante misero” (Live in New York / 1981)
50. Stravinsky: Le Sacre du Printemps / Pt 2: Le Sacrifice – 6. Sacrificial Dance
51. Parry: I Was Glad
52. Concerto for Violin & Orchestra, Op.14 – 2. Andante
53. Di Carua, Mazzucchi: ‘O solo mio
54. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Var. 26 a 2 Clav.
55. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Var. 27 Canone alle Nona
56. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Var. 28 a 2 Clav.
57. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Var. 29 a 1 ovvero 2 Clav.
58. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Var. 30 Quodlibet a 1 Clav.
59. J.S. Bach: Goldberg Variation, BWV 988 – Aria da Capo
15

60. R. Strauss: Daphne, Op. 82, TrV 272 – “Ich komme, ich komme”
61. Pergolesi: Stabat Mater – 9. Sancta Mater
62. String Quartet No.11 in F minor, Op.95 – “Serioso” – 4. Larghetto espressivo –
Allegretto agitato
63. Purcell: Dido and Aeneas / Act 3 – “Thy Hand Belinda – When I Am Laid In Earth”
64. Purcell: Dido and Aeneas / Act 3 – “With drooping wings”
65. Violin Concerto, Op.15 – 1. Moderato con moto
66. Messiaen: Turangalila Symphonie – 5. Joie de sang des etoiles

16

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для полноценного проведения уроков и обеспечения качественного и продуктивного
учебного процесса необходимы следующие средства обучения:
1. Собрание фонограмм на различных носителях;
2. Проигрыватель CD;
3. Стереосистема для прослушивания фонограмм «открытым звуком» в аудитории;
4. Персональный компьютер с доступом в Интернет.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Алдошина И. Музыкальная акустика / И.Алдошина, Р.Приттс. – СПб.: Композитор, 2011. – 720с. – режим доступа: http://e.lanbook.com
2. Андерсен, А.В. Современные музыкально-компьютерные технологии. [Электронный ресурс] / А.В. Андерсен, Г.П. Овсянкина, Р.Г. Шитикова. — Электрон.
дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2013. — 224 с. — Режим доступа: http://
e.lanbook.com/book/13091 — Загл. с экрана.
3. Динов, В.Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре: Учебное пособие.
[Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2017.
— 488 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/91853.
4. Кисеев Ю.В. Эксперимент при записи неакадемической музыки. / Ю.В.Кисеев.
– Эксперимент в сфере музыкального искусства: образование, наука, творчество. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Ростов-на-Дону : РГК им. С.В.
Рахманинова, 2013. — 243 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/66261
— Загл. с экрана.
5. Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры: Учебное пособие для вузов.–. М.: Аспект Пресс, 2004. – 205 с., ил. – ISBN 5-7567-0357-8.
6. Рыжов В.П. Слуховой анализ звукозаписи: программа для музыкальных вузов
по специальность 051500 «Музыкальная звукорежиссура». / В.П.Рыжов; Ростовская гос. консерватория (академия) им. С.В.Рахманинова. – Ростов-на-Дону:
РГК, 2009.– 16 с.

17

7. Севашко А.В. Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство.- М.: Альтекс-А, 2004.-432 с.:ил. – ISBN: 5-94271-019-8

18

Дополнительная литература:
1. Борисов А.В. Энциклопедия обработки звука на персональном компьютере. /

А.В.Борисов. Москва: ЗАО Новый издательский дом, 2004. – 688 с. – ISBN 59643-0011-1.
2. Загумённов А.П. Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты. / А.П.-

Загумённов. – Москва: NT Press, 2005. – 181 с. – (серия «Просто о сложном») –
ISBN 5-477-00023-6/
3. Сидоров И.Н. Отечественные и зарубежные микрофоны и телефоны: справоч-

ное пособие. / И.Н.Сидоров. – Москва: Горячая линия – Телеком, 2004. – 283 с.:
ил.– (Массовая радио библиотека; вып. 1273). – ISBN 5-93-51-7-180-5
4. Нельсон М. Запись и обработка звука на компьютере. Руководство пользовате-

ля. / М.Нельсон; [Пер. с англ. Ред. Ю.Н.Скороход ]. – Москва: Эксмо, 2007. –
384 с.: ил. – (серия «Мастер-класс»). ISBN 978-5-699-20939-2.
5. Хоек, Вагнер. Основы стереофонии 1975. Связь, СПб: Композитор, 2006 г.

3.3. Методические рекомендации преподавателям
Формы работы
В курсе «Слуховой анализ музыкальных фонограмм» наиболее целесообразно использовать форму группового практического занятия, в ходе которого происходит коллективное прослушивание фонограммы, затем ее коллективный анализ с последовательными высказываниями мнений и наблюдений студентов по поводу параметров и критериев оценки с их соотнесением с мнением преподавателя. В итоге коллектив студентов формулирует итоговую оценку звучания фонограммы, соотнося технологию ее создания с художественным результатом с учетом времени (эпохи) создания фонограммы. В ходе обсуждения выявляется различие восприятий студентов с различным слуховым опытом и аналитическим потенциалом и навыками, формируются оптимальные
эталонные представления о критериях оценки фонограмм.

3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы учащихся.
В курсе «Слуховой анализ музыкальных фонограмм» преподаватель обсуждает со студентами и рекомендует возможные источники получения «живых» концертных впечатлений и фонограмм для самостоятельного прослушивания и анализа, содействует
их получению, проводит «семинары» – выступления и обсуждения студентами впечатлений от услышанного.

19

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

Для промежуточной аттестации возможно применение двух форм:
1) «письменная групповая работа по слуховому анализу фонограмм» (для прослушивания группе студентов предлагается минимум две записи) с последующим (после выставления преподавателем оценок) устным обсуждением и соотнесением мнений и наблюдений, зафиксированных студентами в письменном виде;
2) «устный ответ с анализом фонограмм». Для анализа предлагается 2 фонограммы с
участием в ответе двух студентов. При оценке фонограммы в паре студентов устанавливаются функции «основной ответчик» и «дополняющий ответчик» («оппонент»). Во
время ответа по второй фонограмме студенты меняются своими функциями.
Итоговая оценка за курс выставляется на основе оценок, полученных студентом на
контрольных мероприятиях в течение прохождения всего курса.

4.1 Критерии оценки ответа студента
Ответы оцениваются по 10-ти балльной системе: 10, 9, 8 — «отлично»; 7, 6, 5 —
«хорошо»; 4, 3 — «удовлетворительно»; 2, 1 — «неудовлетворительно».
10 баллов — студент безошибочно дал ответы по техническим и художественным параметрам оценки звучания фонограммы, письменный ответ показан в полном объеме с использованием профессиональной, технической терминологии.
9 баллов — Студент безошибочно дал ответы по техническим и художественным параметрам оценки звучания фонограммы, но прослеживалась легкая неуверенность в письменном ответе, с использованием профессиональной терминологии.
8 баллов — по некоторым критериям студент допустил незначительные ошибки, но
письменный ответ показан в полном объеме с использованием профессиональной, технической терминологии.
7 баллов — ошибки были допущены по некоторым критериям, владение терминологией
неполоноценно.
6 баллов — ошибки были допущены по ряду критериев, средний объем ответа, владение
профессиональным языком на среднем уровне.
5 баллов — значительные ошибки были допущены по ряду критериев, профессиональные термины и определения практически не используются в ответе.
4 балла — студент допустил ошибки в большинстве критериев оценки фонограммы, терминология используется скупо.
20

3 балла — слуховое восприятие и решение поставленных задач не достаточно отображено в ответе, но некоторые выводы даны.
2 - 1 балла – студент абсолютно не понимает поставленные задачи, и не ориентируется в
формулировках вопросов.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».