Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство.
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Подьячев А. Б.,
преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины...........................................................1
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины................................3
3. Условия реализации программы дисциплины......................................................4
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.......................................5
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине «Звуковой дизайн» является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Звуковой дизайн» (МДК.01.01) реализуется в базовой части ФГОС
СПО по специальности 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство», и
входит в состав МДК Профессионального модуля 01.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
формирование у студентов профессиональных навыков создания звуковых
эффектов для мультимедийных проектов различных жанров (презентации,
программные интерфейсы, мобильные приложения и игры, документальные,
игровые и анимационные фильмы)
Задачами курса являются:
овладение студентом навыками разработки звукового пейзажа;
овладение студентом профессиональной терминологией;
расширения профессионального кругозора;
получение навыков подбора звуковой палитры для видеоряда;
развитие слуха звукорежиссера (технического) и музыкального слуха;
развитие эстетического вкуса;
формирование у студента мотивации к постоянному поиску творческих
решений в работе;
развитие аналитического мышления, механизмов звуковой памяти,
творческого воображения, активизация слухо-мыслительных процессов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический
опыт:
создания звуковых эффектов различной сложности;
распознавания применяемых техник при прослушивании звукового
материала мультимедийных проектов различной направленности;
1
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять целесообразность применения различных звуковых эффектов:
разрабатывать и программировать звуковые эффекты;
применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации в выпускаемой специальной учебно-методической литературе и в специализированных периодических изданиях по вопросам, связанным с методами создания звуковых эффектов для мультимедийных проектов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные методы программирования звука;
возможности существующих инструментов саунд-дизайна
технические требования к звуковым эффектам в различных мультимедийных
жанрах;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 107,3 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 71,5 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 35,8 часа.
2
2.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
107,3
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
71,5
аудиторные занятия
67,5
контрольные уроки (зачеты)
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35,8
работа над курсовыми проектами
25
просмотр и рецензирование работ студентов
10,8
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины, и
распределение часов по темам и видам (направлениям) учебной работы
Количество часов, отведенное на каждую тему, выдаётся рассредоточено в течение
учебного курса и может варьироваться, в зависимости от способностей и возможностей обучающихся.
Содержание учебно-тематического материала, самостоятельная работа,
контрольные мероприятия
Объём часов
Введение. Цели и задачи дисциплины
1
Развитие саунд-дизайна как отдельной области звукорежиссуры
1
Современные инструменты программирования звука и создания звуковых спецэффектов
2
Технические требования к звуковым спецэффектам в различных мультимедиа-жанрах
2
Работа с синтезаторами
Аддитивный синтез
2
Субтрактивный синтез
2
FM-синтез
2
Таблично-волновой синтез
2
Гранулярный синтез
2
Direct Draw
2
Физическое моделирование
2
Работа с семплерами
Секвенсоры, семплеры и ромплеры — разбор интерфейса, возможностей, области применения
8
Создание звуковых спецэффектов с применением различных техник звукового синтеза
13
Создание звуковых эффектов с применением записанных семплов
13
Работа со звуковыми библиотеками
6
Просмотр мастер-классов, фильмов и других мультимедиа-проектов
Контрольные мероприятия
8.5
3
Итого
71.5
3
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для полноценного проведения уроков и обеспечения качественного и продуктивного учебного процесса необходимы следующие средства обучения:
1. Звуковая карта, обеспечивающая работу с большими частотами дискретизации;
2. Акустические мониторы;
3. Персональный компьютер с доступом в Интернет и DAW Cubase 10 / Nuendo 12.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Энди Фарнелл, Designing Sound, 2016
2. Рик Вирс, The Sound Effects Bible: How to Create and Record Hollywood Style
Sound
3. Динов, В.Г. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре: Учебное пособие.
[Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, Планета музыки,
2017. — 488 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/91853.
4. Уильям Уитингтон, Sound design and science fiction
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
Формы работы
В курсе «Звуковой дизайн» наиболее целесообразно использовать следующие формы работы:
семинары по ряду теоретических тем курса
коллективный просмотр мультимедийных проектов различных жанров (анимация, кино, игровые проекты и пр.) с последующим обсуждением примененных техник саунд-дизайна
разбор инструментов звукового дизайна на примере создания различных спецэффектов и отработка навыков работы с ними в качестве самостоятельной
работы студентов
4
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Для промежуточной аттестации применяется защита студентами выполненных в
ходе семестра практических работ. Итоговая оценка за курс выставляется на основе
оценок, полученных студентами на контрольных мероприятиях в течение всего курса.
4.1 Критерии оценки студенческих работ
Практические работы студентов оцениваются по 5-ти балльной системе:
5 - «отлично»;
4 - «хорошо»;
3 - «удовлетворительно»;
2, 1- «неудовлетворительно».
5 баллов — студент продемонстрировал уверенное владение техниками звукового моделирования и саунд-дизайна и грамотно применил звуковые эффекты в соответствии с техническими требованиями и эстетическими качествами проекта.
4 баллов — студент продемонстрировал хорошее владение техниками звукового моделирования и грамотно применил звуковые эффекты с незначительными отклонениями от
технических требований либо не в полном соответствии с техническими требованиями и
эстетическими качествами проекта.
3 балла — студент продемонстрировал слабое владение техниками звукового моделирования и применил звуковые эффекты со значительными отклонениями от технических
требований без четкого понимания эстетической роли звуковых эффектов в представленном мультимедиа-проекте.
2 - 1 балла — студент абсолютно не понимает поставленные задачи, работа не соответствует ни эстетическим, ни техническим требованиям, выдвигаемым к звукоряду.
5