Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ПОД 02.01.03 литература

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе учебного плана ГБПОУ СО «СМХК» по специальности 53.02.06
«Хоровое дирижирование» и согласно Требованиям к результатам основного общего образования, представленным в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной
программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской
программой Т. Ф. Курдюмовой. УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных
учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для
общего образования, с особенностями ОПОП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашего колледжа,
преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Основными целями обучения в организации учебного процесса будут:
1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и
культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся;
формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по
теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной
литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими
сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе,
от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также
произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими
важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность,
многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию
разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям
культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально
развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с
подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными,
нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к
духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении,
вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного
искусства народа нашей страны расширяет представление обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры,
духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается
нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно
сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником
жизни».

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план ГБПОУ СО «СМХК» предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в
5-9 классам
по специальности “хоровое дирижирование”
Срок обучения 10 лет 10 месяцев
Максимальная учебная нагрузка
В том числе
Аудиторные часы
Самостоятельная работа

Количество
часов
398
265,5
133

Срок обучения 6 лент 10
месяцев
Максимальная учебная нагрузка 319,5
В том числе
Аудиторные часы
302
Самостоятельная работа
53

Специальность “инструментальное исполнительство(фортепиано)”
Срок обучения 10 лет 10 месяцев
Максимальная учебная нагрузка
В том числе
Аудиторные часы
Самостоятельная работа

Количество
часов
403
269/268,5
134

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству,
уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я»
с художественным миром авторов и судьбами их героев.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Результаты освоения учебного предмета «Литература» в соответствии со стандартом включают:
Личностные УУД:
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- формировать уважение к личности и её достоинству;
- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;
- формировать уважение к истории;
- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- способствовать развитию культурной и этнической толерантности;
- осуществлять рефлексию.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- обучение целеполаганию;
- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

- анализировать условия достижения цели;
- устанавливать целевые приоритеты;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- принимать решения в проблемной ситуации;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;
- создавать тексты определённого жанра;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Познавательные УУД:
- давать определения понятиям;
- обобщать понятия;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться изучающим видом чтения;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- строить рассуждения;
- осуществлять сравнение;
- излагать содержание прочитанного текста выборочно;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять анализ;
- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять классификацию.
Предметные знания:
- знать биографические сведения о писателе;
- знать содержание прочитанных литературных произведений;
- понятие о приключенческой литературе и литературном герое;

- знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе;
- знать: что такое литературный портрет;
- знать отличительные признаки стихотворной речи;
- знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе;
- знать изученные теоретико-литературные понятия.
Предметные умения:
- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;
- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
- уметь характеризовать героев;
- определять роль портретной характеристики героя;
- видеть в тексте средства создания характера героя;
- узнавать приключенческую литературу по её признакам;
- уметь делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы;
- уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- уметь писать сочинения разных жанров;
- уметь анализировать литературное произведение;
- уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения;
- уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка;
- создавать устное монологическое высказывание;
- уметь отличать литературный портрет от обычной биографии;
- уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- уметь сопоставлять героев;
- уметь понимать ключевые проблемы произведения;
- уметь сопоставлять произведения;
- уметь сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении;
- читать выразительно наизусть стихотворения;
- уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам;
- уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы;
- уметь узнавать детектив по его жанровым признакам;
- уметь различать повесть и рассказ по их признакам;
- уметь различать в произведении автора и рассказчика;
- определять стихотворный размер;
- понимать русское слово в его эстетической функции.

6. Содержание учебного курса
Тематическое планирование
Тема
5 кл
1.
Происхождение и развитие литературы
2.
Мифы народов мра
3.
Русская литература XIX века
4.
Повествование, описание, рассуждение
5.
Стихи и проза
6.
Поэтический образ Родины
7.
Героическое прошлое России
8.
Литература XX века
Литературные сказки
9.
Поэзия XX века
10.
Образ Родины
11.
Мир братьев наших меньших
12.
Путешествие и приключение
13.
Новая жизнь знакомых героев
Тема
6 кл

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Герой худ.произведения
Литература XIX века. И.А.Крылов
Незабываемый мир детства и отрочества
Лермонтов М.Ю
Тургенев И.С.
Некрасов Н.А.
Толстой Л.Н.
Достоевский Ф.М.
Гарин-Михайловский Н.Г.
Чехов А.П.

Часы
53 час
1
2
9
1
10
4
5
7
3
2
3
6
3
Часы
53 специальность “хоровое дирижирование”
54специальность“инструментальное
исполнительство”
2
3
12
4
6
3
5
4
4
4

11
12

Мир приключений
Ирония и пародия

4
2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема
7 кл
Введение
Фольклор
Зарубежная литература
Русская поэзия второй половины XIX века
Повести Белкина
“Дубровский”
М,Ю.Лермонтов
Н.В.Гоголь
И.С.Тургенев
Н.А.Некрасов
Литературная сказка
Литературная сатира
Портрет героя
Русская литература XX века
Литературная пародия
Научно-фантастическая литература

Часы
54
1
3
3
4
2
4
6
5
1
1
2
4
2
14
1
1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема
8 кл
Введение
Русская литература 18 в.
Литература 19 в.
А.С.Пушкаин “Капитанская дочка”
М.Ю. Лермонтов
Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”
А.К.Толстой
Л.Н. Толстой
Литература 20 века
Великая Отечественная война в поэзии

Часы
54
1
5
4
7
2
6
5
3
5
2

11
12
13
14

Л.М.Леонов
Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века
Внеклассное чтение
Резервные часы(повторение)

3
3
3
5

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема
9 кл
Литература как искусство слова.
Литература 18 века. Классицизм
Ломоносов М.В.
Фонвизин Д.И.
Радищев А.Н.
Карамзин Н.М.
Литература 1-й половниы 19в. Грибоедов А.С.
Жуковский В.А.
Пушкин А.С.
Лермонтов М.Ю.
Гоголь Н.В.
Русская литература 2-й половины 19 в. Лирика
Толстой Л.Н.
Чехов А.П.
Русская литература 20 в.
Итоговые сочинения
Итоговые тесты
Итоговая контрольная работа

Часы
53
1
1
1
3
1
1
4
1
11
7
6
1
2
2
5
3
2
1

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
5 класс (8 ч.)
1. Сообщение на тему: «Мифы народов мира» (2 ч.)

2. Презентация одной из прочитанных самостоятельно сказок народов мира (2 ч.)
3. Сообщение на тему: «Произведения XIX века, которые мне интересно читать сейчас» (2 ч.)
4. Презентация на тему: «Героическое прошлое России» (2 ч.)
6 класс (10 ч.)
1. Презентация любого прочитанного художественного произведения летом (3 ч.)
2. Самостоятельное чтение повести Гарина-Михайловско «Детство Тёмы» (подготовка к анализу) (4 ч.)
3. Робинзонада. Презентация любимого произведения (3 ч.)
7 класс (11 ч.)
1. Сообщение об эпохе Возрождения (1 ч.)
2. Сообщение об истории басни (1 ч.)
3. Презентация на тему: «Мой Пушкин» (2 ч.)
4. Рецензия на театральную постановку (киноверсию) ревизора (2 ч.)
5. Прослушивание поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1 ч.)
6. Презентация одного из юмористических рассказов А.П.Чехова (2 ч.)
7. Презентация на тему: «Богатство и многообразие палитры серебряного века» (2 ч.)
8 класс (10 ч.)
1. Сообщение на тему: «Древнерусская литература. Сегодняшнее прочтение» (2 ч.)
2. Презентация на тему: «Проблема человека и времени в произведениях XIX века» (2 ч.)
3. Сообщение на тему: «Тарас Бульба. Героическая личность. Проблема патриотизма» (2 ч.)
4. Сообщение на тему: «Неугасаемая вера в победу разума (по произведениям Максима Горького)» (2 ч.)
5. Презентация на тему6 «Стихи военных лет. Восприятие современной молодежи» (2 ч.)
9 класс (10 ч.)
1. Сообщение о М. Ломоносове «Поэт. Лингвист. Оратор. Лингвист» (2 ч.)
2. Презентация. «История государство Российского» Н.М. Карамзина (2 ч.)
3. Презентация на тему: «Пушкин в моей душе» (2 ч.)
4. Презентация на тему: «Герой нашего XIX века» (2 ч.)
5. «Умом Россию не понять». Индивидуальные сообщения по произведениям Н.В. Гоголя (2 ч)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».