Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ПОД 02.01.05 второй иностранный - немецкий

Пояснительная записка
Рабочая программа по немецкому языку как второму
иностранному языку предназначена для изучения немецкого
языка как второго после английского, ориентирована на
европейские уровни языковых компетенций «Горизонты»
разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта общего
образования по иностранным языкам.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа по иностранному языку(немецкий) составлена на
основе федерального государственного образовательного
стандарта(далее - ФГОС) основного общего образования,
ФГОС среднего профессионального образования по
специальностям”хоровое дирижирование”,
“инструментальное исполнительство(фортепиано)”.
Согласно базисному (образовательному) плану
образовательных учреждений РФ всего на изуче-ние второго
иностранного языка в средней школе выделяется 2 часа в
неделю, 34 учебные недели в каждом классе. Обучение
начинается с 5 и продолжается до 11 класса. УМК
«Горизонты 5 кл» рассчитан на 70 уч. часов.
Согласно учебному плану ГБПОУ СО «СМХК всего на
изучение второго иностранного языка в средней школе
выделяется 1 час в неделю, 36 учебных недель в 5-7 классах.
Обучение по УМК «Горизонты 5 кл» и рассчитано на два
года ( соответственно в 5 классе 36 часов, в 6 классе 36 часов)
обучение в 7 классе ведётся по по УМК «Горизонты 6 кл» и
рассчитано на один год . Всего на изучение второго
иностранного языка отводится 108 учебных часов.
Цели и задачи обучения немецкому как второму
иностранному языку
В последнее время концепция многоязычия стала
определяющей в подходе Совета Европык проблеме
изучения иностранных языков. Согласно монографии
«Общеевропейские компетенции владения иностранным
языком: изучение, обучение, оценка», многоязычие — это не
многообразие языков, которое можно понимать как знание
нескольких языков или сосуществование нескольких языков в
данном обществе. Многоязычие возникает по мере
расширения в культурном аспекте языкового опыта человека
от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого
в обществе, до овладения языками других народов, причём

коммуникативная компетенция формируется на основе всех
знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и
взаимодействуют.
С этой точки зрения цель языкового образования изменяется.
Теперь совершенное (на уровне носителей языка) овладение
одним или более языками отдельно друг от друга не является
целью. Целью становится развитие такого лингвистического
репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям.
При изучении второго иностранного языка речь идёт о
дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании
коммуникативной, языковой и речевой компетенций и,
конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с
учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых
языков.
Применительно к курсу для 5-7 классов следует говорить о
развивающих, воспитательных и практических задачах:
способствовать интеллектуальному и эмоциональному
развитию личности ребёнка; развивать его память и
воображение; создавать условия для творческого развития
ребёнка;
прививать навыки рефлексии и саморефлексии;
развивать национальное самосознание наряду с
межкультурной толерантностью; создавать ситуации для
самореализации личности ребёнка; воспитывать в ребёнке
самоуважение;
воспитывать сознательное отношение к обучению, умение
преодолевать трудности самостоятельно;
способствовать формированию чувства «успешности»;
учить ставить перед собой цели в изучении учебного
предмета и достигать их;
развивать интерес и уважение к культуре, истории,
особенностям жизни стран изучаемого языка;
раскрывать общеобразовательную и практическую ценность
владения несколькими иностранными языками.
Практические цели должны отвечать тем требованиям,
которые заложены в федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования и
определены европейскими уровнями языковых компетенций.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта общего
образования к результатам иноязычного образования
выделяются три группы результатов: личностные,
метапредметные и предметные.
Личностные результаты должны отражать:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов; формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на

результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию
своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ – компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами изучения иностранного, в том
числе немецкого, языка на начальном этапе являются:
А. В коммуникативной сфере (т. е. во владении
иностранным языком как средством общения): Речевая
компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге
типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос —
ответ) и диалог — побуждение к действию;
уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье,
домашнем животном, о третьем лице, хобби, любимом
школьном предмете, школьных принадлежностях, покупке;
описывать предмет, картинку; кратко характеризовать
персонаж;
вербально сигнализировать понимание или непонимание,
переспросить, попросить повторить сказанное, говорить
громче, сказать слово по буквам;
уметь дать оценочное суждение или выразить своё мнение и
кратко аргументировать его; выразить сожаление или
радость, поблагодарить и ответить на благодарность;
аудирование:
понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное
содержание небольших доступных текстов с общим и
выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на
изученном языковом материале;
чтение:

читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном
языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную
интонацию;
читать про себя тексты, включающие как изученный
языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать
их основное содержание; находить в тексте нужную
информацию, пользоваться словарём;
письменная речь:
владеть техникой орфографически правильного письма;
писать с опорой на образец короткое личное, в том числе
электронное, письмо; заполнять формуляры; делать записи
для устного высказывания;
использовать письменную речь для творческого
самовыражения (в общем постере).
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
адекватное произношение и различение на слух всех звуков
иностранного языка; соблюдение правильного ударения в
словах и фразах;
соблюдение особенностей интонации основных типов
предложений; применение основных правил чтения и
орфографии;
распознавание и употребление в речи изученных лексических
единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых
клише) и грамматических явлений.
Социокультурная осведомлённость (межкультурная
компетенция):
знание названий стран и некоторых городов изучаемого
языка;
знание некоторых литературных персонажей известных
детских произведений, сюжетов некоторых популярных
сказок, написанных на изучаемом языке, небольших
произведений детского фольклора (стихов, песен);
знание элементарных норм речевого и неречевого поведения,
принятых в стране изучаемого языка;
представление о некоторых особенностях образа жизни,
быта, культуры стран изучаемого языка;

представление о сходстве и различиях в традициях своей
страны и стран изучаемого языка; понимание роли владения
иностранными языками в современном мире на доступном
учащимся уровне.
Б. В познавательной сфере:
овладение начальными представлениями о нормах
иностранного языка (фонетических, лексических,
грамматических);
владение общеучебными и специальными учебными
умениями на доступном школьникам уровне;
умение сравнивать языковые явления родного, первого
иностранного и второго иностранного языков на уровне
отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых
предложений;
умение действовать по образцу при выполнении упражнений
и составлении собственных высказываний в пределах курса;
совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на
умения, приобретённые на уроках родного языка и первого
иностранного (прогнозировать содержание текста по
заголовку, иллюстрациям и т. д.);
умение пользоваться справочным материалом,
представленным в доступном данному возрасту виде
(правила, таблицы);
умение пользоваться словарём;
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в
доступных пределах.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
представление об изучаемом иностранном языке — немецком
— как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям немецкоговорящих
народов через произведения детского фольклора, через
непосредственное участие в проводимых праздниках,
экскурсиях и туристических поездках.
Г. В эстетической сфере:

владение элементарными средствами выражения чувств и
эмоций на немецком языке;
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с
образцами доступной иноязычной детской художественной
литературы, в процессе описания картинок, животных.
Д. В трудовой сфере:
умение следовать намеченному плану в своём учебном труде;
участие в подготовке реквизита для инсценирования сценок,
сказок.
УМК для 5 и 6 классов позволяют выйти на уровень А1
европейских языковых компетенций.
Содержание курса
Основные содержательные линии
В курсе немецкого языка как второго иностранного можно
выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими
средствами языка;
социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Предметное содержание речи
1.
Межличностные взаимоотношения в семье, со
сверстниками. Внешность и черты характера человека.
2.
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды
отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.
3.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха,
спорт, питание.
4.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые
предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными
сверстниками. Каникулы в различное время года.

5.
Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
6.

Природа. Проблемы Климат, погода.

7.
Страна/страны второго иностранного языка и
родная страна, их географическое положение, столицы и
крупные города, достопримечательности, культурные
особенности (национальные праздники, знаменательные
даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в
науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалограсспрос, диалог — побуждение к действию, диалог —
обмен мнениями. Объём диалога 3 реплики (5—7 классы)
Монологическая речь
Умение строить связные высказывания о фактах и
событиях с опорой и без опоры на прочитанный или
услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или
зрительную наглядность.
Объём монологического высказывания 7—10 фраз (5—7
классы)
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные
аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в
их содержание (с пониманием основного содержания, с
выбороч-ным пониманием и полным пониманием
содержания текста)в зависимости от коммуникативной
задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным
особенностям и интересам учащихся и иметь
образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на

полностью знакомом учащимся языковом материале или
содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания
текста — до 1 минуты с изученными и некоторое
количество незнакомых языковых явлений. Время
звучания текстов — до 1,5 минуты.
Аудирование с выборочным пониманием предполагает
умение выделить необходимую информацию в одном или
нескольких аутентичных коротких текстах
прагматического характера, опуская избыточную
информацию. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты разных
жанров и стилей с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от
коммуникативной задачи): с пониманием основного
содержания (ознакомительное чтение); с полным
пониманием содержания (изучающее чтение); с
выборочным пониманием необходимой информации
(просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические,
художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным
особенностям и интересам учащихся, иметь
образовательную и воспитательную ценность,
воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с выборочным пониманием предполагает умение
просмотреть аутентичный текст или несколько коротких
текстов и выбрать необходимую информацию. Объём
текста для чтения — около 350 слов.
Письменная речь
умение:
— делать выписки из текста для их дальнейшего использования в
собственных высказываниях;
— писать короткие поздравления с днём рождения и другими
праздниками, выражать пожелания (объёмом 30—40 слов, включая
адрес);
— заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах
изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
Языковые знания и навыки

Орфография
Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа
обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексикограмматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков
изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и
интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки
произношения различных типов предложений.
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы,
проблемы и ситуации общения в пределах тематики 5-7 кл , в объёме
около 500 единиц. Лексические единицы включают устойчивые
словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.
Основные способы словообразования:
1) аффиксация:
существительных с суффиксами -ung (die Lцsung, die Ver-einigung); keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um
(das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathe-matik); -e (die Liebe), -er
(der Wissenschaftler); -ie (die Biologie); прилагательных с суффиксами ig (wichtig); -lich (glьcklich);
-ich (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);
существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglьck,
unglьcklich);
существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vor-ort,
vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);
глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими
словами в функции приставок типа erzдhlen, wegwer-fen.
2) словосложение:
существительное + существительное (das Arbeitszimmer);
прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
прилагательное + существительное (die Fremdsprache); глагол +
существительное (die Schwimmhalle);
3) конверсия (переход одной части речи в другую):
образование существительных от прилагательных (das
Blau, der Junge);
образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).
Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о
синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Нераспространённые и распространённые предложения:
безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);
предложения с глаголами legen, stellen, hдngen, требую-щими после
себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на
вопрос Wohin? (Ich hдnge das Bild an die Wand);
побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;
предложения с неопределённо-личным местоимением man (Man
schmьckt die Stadt vor Weihnachten);
предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um
deutsche Bьcher zu lesen);

сложносочинённые предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm
gefдllt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft
verbringen),
сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом
damit);
распознавание структуры предложения по формальным признакам: по
наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um ...
zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);
слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в
Perfekt;сильные
глаголы со
вспомогательным
глаголом
sein вPerfekt (kommen, fahren, gehen)
глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками
в Presens, Perfekt,
распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого
и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных;
склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное
управление, предлогов, требующих
Dativ, предлогов,
требующих Akkusativ;
местоимения: личные, притяжательные, неопределённые
(jemand, niemand);
количественные числительные и порядковые числительные.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение,
используя знания о национально-культурных особен-ностях своей
страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках
второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов
(знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранных языков
в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на
изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии;
употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого
языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных
национальных праздников), распрострнёнными образцами фольклора
представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и
стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их
образа жизни, быта, культуры (всемирно известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на
изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в
ситуациях формального и неформального общения основные нормы
речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (репликиклише, наиболее распространённую оценочную лексику);
умениями представлять родную страну и культуру на иностранном
языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в
ситуациях повседневного обще

Компенсаторные умения
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых
слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных
высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и
т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка,
предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по
используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците
языковых средств
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются умения:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной
информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной
информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации,
извлечение полной и точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе
и дома.
Специальные учебные умения
Формируются умения:
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с
текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять
словообразовательный анализ слов; выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями.

Тематическое планирование
5кл 36 часов
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Знакомство
Мой класс
Животные
Маленькая перемена
Мой день в школе
Хобби
Моя семья
Сколько это стоит?
Большая перемена

количество часов
9
9
9
3
8
9
9
7
2

6 класс 36 часов
№
Тема
1
2
3
4
5
6

количество
часов
6
9
1
7
7
6

Мой день в школе
Хобби
Рождество в Германии
Моя семья
Сколько это стоит?
Большая перемена(повторение)

7 класс 36 часов
№
1
2
3
4.
4
5
6
7

Тема
Мой дом
Это вкусно
Моё свободное время
Маленькая перемена.
Рождество
Смотрится отлично
Вечеринки
Мой город
Каникулы

количество часов
5
5
5
1
6
5
5
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».