Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ПОД 02.02.01 Всеобщая история

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история» разработана в соответствии с:
Рабочая программа на уровне основного общего образования составлена на основе:

 федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
 требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования;
 Фундаментального ядра содержания общего образования;
 примерной программы основного общего образования по истории;
 программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного. личностного и познавательного развития
учащихся и коммуникативных качеств личности

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных
организаций / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая - М.:Просвещение, 2016
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных
организаций / Е.В.Агибалова, Г.М.Донской – М.:Просвещение
Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800гг. 7 класс: учебник для
общеобразовательных организаций / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина –
М.:Просвещение
Всеобщая история. История Нового времени.1800-1900гг. 8 класс: учебник для
общеобразовательных организаций / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина –
М.:Просвещение
Всеобщая история. История нового времени. Новейшая история. 9 класс: учебник для
общеобразовательных организаций / О.С.Сорока-Цюпа, А.О. Сорока- Цюпа
Целью изучения учебного предмета «История» является: формирование у обучающегося
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их
значимость для понимания современного места и роли России в мире.
Задачами учебного предмета являются:
1) формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
2) овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом
процессе;
3) воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
4) развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в
соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
5) формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной
деятельности,
в
современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном обществе.
На уровне основного общего образования учебный предмет «Всеобщая история» является
обязательным для изучения и является одной из составляющих предметной области «История».
Рабочая программа учебного предмета «История» рассчитана на 5 лет. Общее количество
часов за уровень основного общего образования в соответствии с учебным планом СМХК.
Класс
Количество часов
5
70
6
35
7
33
8
33

2

9

27

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
1. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального
российского
общества.
Осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях.
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к
участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены
и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское
участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований,
освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
3

рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том
числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
4

логическую последовательность шагов);
 выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
5

образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
6

 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
7

 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся
сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
12.
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
8

подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего
образования предполагают, что у учащегося сформированы:
 целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и
государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте
и роли России в мировой истории;
 базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития
человеческого общества с древности до наших дней;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
и современности;
 способность применять исторические знания для осмысления общественных
событий и явлений прошлого и современности;
 умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и
аргументировать свое отношение к ней;
 умение работать с письменными, изобразительными и вещественными
историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию;
 уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре
своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении
человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних
цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
9

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных
памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в
древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного
устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис»,
«республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения
основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и
подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства
памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта,
произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного
наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков (6 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, соотносить
хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях
крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных
исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений,
политического
строя
государств
Средневековья;
б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних
веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних
веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства
государств Средневековья.
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы
описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем
заключаются их художественные достоинства и значение.
10

История Нового времени. (7–8 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового
времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории
Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое
время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о
местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов,
завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по всеобщей истории Нового
времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в
Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия»,
«самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных
ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать
исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и
политическое развитие государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение принадлежности и достоверности
источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем
заключались общие черты и особенности;
История новейшего времени (9 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего
времени как исторической эпохи, основные этапы всеобщей истории Новейшего времени;
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах
государств в XX веке, об основных процессах социально-экономического развития, о
местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов,
завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по всеобщей истории
Новейшего времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в
Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
11

значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего
времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по всеобщей истории Новейшего времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития в Новейшее время; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия», «республика» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Новейшего времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей
истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать
исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории
Новейшего времени.
Содержание учебного предмета, курса
5 класс (70 часов)
Введение. Первые знания о предках человека. (2 часа)
Исторические источники о прошлом человека. Роль археологических раскопок в
изучении истории Древнего мира. Хронология – наука об изменении времени. Счёт лет в
истории. Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет,
которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия»
времени как схема ориентировки в историческом времени.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. (6 часов)
Древнейшие люди. Представление о понятии «первобытные люди». Прародина
человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота —
способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его
особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение
промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека.
Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека.
Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности
совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой
общине
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись.
Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных
верованиях первобытных охотников и собирателей.
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении
производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев.
Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни
людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное
дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений.
Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные
религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в
общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга.
От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине
земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
12

Раздел 2. Древний Египет (8 часов)
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства.
Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения
земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого
государства в Египте. Управление страной.
Земледельцы и ремесленники Древнего Египта. Жители Египта: от фараона до
простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина.
Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В
усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и
его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев.
Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов.
Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города
Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество
жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и
Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»:
мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона.
«Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных
пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний
вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах
древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити.
Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния
человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского
искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка.
Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение
материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток
папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова
научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени:
солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Раздел 3. Западная Азия в древности. (7 часов)
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт
Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии
возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных
кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой
материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги
шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые
школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках.
Мифы IIсказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным
в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах
Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип
талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о
новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии.
Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие,
изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон,
Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский
алфавит, легенды о финикийцах.
13

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён.
Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в
преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль
заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские
мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт
законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине.
Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях:
Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм
Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия
использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле.
Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником.
Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских
царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица
ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг
Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об
ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город
Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов.
Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь
Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско
персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Раздел 4. Индия и Китай в древности (5 часов)
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд
и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение
земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди
природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в
переселение душ.
Индийские
касты. Миф
о
происхождении
четырёх
каст.
Обряд
жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных:
варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская
мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение
Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География,
природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая
добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных
книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане.
Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая
Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа.
Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные
воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Раздел 5. Древняя Греция (21 час)
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское
царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура,
скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской
письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр,
Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура
великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки
14

и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря.
Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера
воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и
«Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и
сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея.
Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами.
Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их
покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о
Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины
с Посейдоном.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт
Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики:
садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском
полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта.
Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства
демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати.
Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении
Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих
законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты.
Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние
власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения
спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ
голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая
колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор
места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного
моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов.
Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге
нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия —
город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм.
Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских
игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город.
Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза
порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в
Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне.
Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о
создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов.
Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла
накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и
афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной
армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень
Поликрата».
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз.
Установление в полисах власти демоса — демократий.
15

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея.
Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса.
Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини
Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и
черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из
жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры
храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование
афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие
учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения
учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство.
Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении
трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана
«Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в VB. ДО Н.
э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного
собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата
работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот,
Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе
Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры.
Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская
фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ
и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее:
горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь
Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход
македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском
Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и
сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель
Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение
великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти.
Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра
Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская —
крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья.
Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории
древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх
Самосский, Эратосфен, Евклид.
Раздел 6. Древний Рим. (18 часов)
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул —
первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание
Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций.
Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно
выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право
вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа.
Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима.
Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в
16

Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян.
Гадания в Риме.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы.
Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при
Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с
Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над
Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост
Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму.
Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение
Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена.
Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник
рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском
хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое
зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение
земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник
бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия.
Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата.
Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая
победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших.
Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе.
Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке.
Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения
восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба
полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе,
Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем
власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его
политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
сторонников
республики.
Бегство
Установление
империи. Поражение
заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в
судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую
провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и
провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства
в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма
Вергилия «Энеида».
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров
расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских
легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования
германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ
жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание
культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение
нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека.
Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света»
из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение
христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о
17

Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед
Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими
властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда.
Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров».
Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к
обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на
века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица
империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет.
Особнякина городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами.
Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и
зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и
варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за
императорскую
власть.
Солдатские
императоры.
Правление
Константина.
Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление
колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление
влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы
на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников
Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных
государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию.
Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном.
Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение
Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами.
Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула
Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская
империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
6 класс (35 часов)
Раздел 1. Раннее Средневековье (13 часов)
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских
королевств. Христианская церковь в раннее Средневековье. Возникновение и распад
империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX–XI веках.
Англия в раннее Средневековье. Византия при Юстиниане. Внешняя политика Византии:
отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Образование
славянских государств. Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и
распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад.
Арабская культура.
Раздел 2. Зрелое Средневековье (13 часов)
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное
землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ
жизни. Формирование средневековых городов. Развитие торговли в Средние века. Образ
жизни городских жителей. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Крестовые походы: цели, участники, результаты. Образование централизованного
государства во Франции. Нормандское завоевание. Англия в XI–XIV вв. Столетняя война.
Усиление королевской власти во Франции и в Англии. Реконкиста и образование
централизованных государств на Пиренейской полуострове. Германские государства в
XII—XV вв. Итальянские республики в XII—XV вв. Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турокосманов и падение Византии.
Раздел 3. Культура средневековой Европы (4 часа)
18

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека
и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры.
Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и
человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Раздел 4. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 часа)
Китай, Индия и Япония в Средние века. Государства и народы Африки и
доколумбовой Америки.
Историческое и культурное наследие Средневековья
7 класс (33 часа)
Введение. От Средневековья к Новому времени (1 час)
Раздел 1. Мир в начале Нового времени (15 часов)
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты.
Политические, экономические и культурные последствия географических открытий.
Старый и Новый Свет.
Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII в.
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь Великие гуманисты
Европы Высокое Возрождение: художники и их произведения Стили художественной
культуры в период Возрождения. Становление театра Рождение новой европейской науки
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в
Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за
господство на морях. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во
Франции
Раздел 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения. (7
часов)
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных
провинций Английская революция XVII в.: причина, участники, этапы Провозглашение
республики. О. Кромвель. Итоги и значение революции Международные отношения в
XVI – XVII вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVII в.
Изменения в социальной структуре общества
Раздел 3. Традиционные общества Востока. Начало Европейской колонизации
(5 часов)
Государства Востока: традиционное общество в раннее Новое время. Империя
Великих Моголов в Индии. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
8 класс (33 часа)
Раздел 1. Становление индустриального общества (7 часов)
Введение. Процесс модернизации. Индустриализация. Изменения в социальной
структуре общества в политических системах. Завершение промышленного переворота.
Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Положение основных
социальных групп. Рабочее движение и профсоюзы. Научные открытия. Распространение
образования. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм,
импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Оформление консервативных,
либеральных, радикальных политических течений и партий. Возникновение марксизма
Раздел 2. Строительство новой Европы (10 часов)
Консульство и образование наполеоновской империи. Внешняя политика империи
Наполеона. Падение империи. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к
величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к
политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Объединение
германских государств, провозглашение Германской империи. Образование единого
19

государства в Италии. Франко-прусская война. Парижская коммуна. Страны Европы в
первой половине XIX в.
Раздел 3. Страны Западной Европы и Америки во второй половине XIX в. (10
часов)
Германская империя во второй половине XIX в. Великобритания в Викторианскую
эпоху: мастерская мира, расширение колониальной империи. Франция: от Второй
империи к Третьей республике. Италия: время реформ и колониальных захватов.
От Австрийской империи к Австро-Венгрии. США в XIX в.: модернизация, отмена
рабства, сохранение республики
Война за независимость в Латинской Америке. Освободительная борьба: задачи,
участники, формы выступлений. Вторая половина XIX в. в истории стран Европы, США и
Латинской Америки.
Раздел 4. Страны Востока в XIX веке. Международные отношения в XIX в. (4
часа)
Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи
Мэйдзи. Китай: империя Цин, движение тайпинов, «опиумные войны» . Индия: распад
державы Великих Моголов, установление британского колониального господства,
освободительные восстания. Международные отношения в XIX в. Внешнеполитические
интересы великих держав и политика союзов в Европе.
9 класс (27 часов)
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны (6 часов)
Мир накануне Первой мировой войны. «Новый империализм». Происхождение
Первой мировой войны. Первая мировая война. Последствия войны: революции и распад
империи. Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.
Раздел 2. Межвоенный период (1918 – 1939) (7 часов)
1920-е годы: США. Великобритания. Франция. Германия. Мировой экономический
кризис 1929 – 1933 г. Великая депрессия. США: «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Великобритания: национальное правительство. Установление нацистской диктатуры в
Германии. Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская
война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму. Международные
отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора.
Раздел 3. Вторая мировая война (3 часа)
Предпосылки, причины и основные этапы Второй мировой войны. Ход военных
действий 1939 – 1941 гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Итоги Второй
мировой войны.
Раздел 3. Соревнование политических систем (8 часов)
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине
1950-х гг. Международные отношения в 1950 – 1980-е гг. От «разрядки» к возвращению
политики «холодной войны». Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е
гг. Становление постиндустриального информационного общества. Преобразование и
революции в странах Центральной и Восточной Европы. Страны Азии и Африки.
Деколонизация и выбор путей развития. Индия, Китай, Япония в XX в. Глобализация и
новые вызовы XXI в. Международные отношения в конце XX – начале XXI в.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п
1
2

людей

Название раздела
Введение
Жизнь первобытных

20

Количество часов
2
6

3
4

Древний Египет
Западная
Азия
древности.
Индия и Китай
древности
Древняя Греция
Древний Рим

5
6
7
8.

курсу

9
Повторение
Итого:

курсу

в

8
7

в

5
21
18

Обобщающий урок по

1

Контрольная работа по

1

1 час
70 часов

6 класс
п/п

№

Название раздела

Всеобщая история (34 часа)
1
Раннее Средневековье
2
Зрелое Средневековье
3
Культура средневековой Европы
4
Народы Азии, Америки и Африки в
Средние века
5
Обобщающий урок по курсу
6
Контрольная работа по курсу
Итого

7 класс
п/п

№

Название раздела

№
1.
2.
3.
4.
5.

13
12
6
2
1
1
35 часов

Количество часов

Введение. От Средневековья к Новому
времени
Мир в начале Нового времени
1.
Первые революции Нового времени.
2.
Международные отношения.
Традиционные
общества
Востока.
3.
Начало Европейской колонизации
Повторение по курсу
4.
Контрольная работа по курсу
5.
Повторение по темам
6.
Итого:
7.

8 класс
п/п

Количество часов

Название раздела

1
15
7
5
1
1
3
33 часа
Количество часов

Становление индустриального общества
Строительство новой Европы
Страны Западной Европы и Америки во
второй половине XIX в.
Страны
Востока
в
XIX
веке.
Международные отношения в XIX в.
Повторение по курсу

21

7
10
10
4
1

6

Контрольная работа по курсу
Итого:

1
33

Название раздела

Количество часов

9 класс
п/п

№

Введение. Новейшая
историческая эпоха
1.
войны
2.
3.
4.
5.
6.

история

как

1

Мир накануне и в годы Первой мировой

6

Межвоенный период (1918 – 1939)
Вторая мировая война
Соревнование политических систем
Повторение по курсу
Контрольная работа по курсу
Итого:

7
3
8
1
1
27 часов

Учебно-методическое обеспечение:
Основная литература:
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А.
Вигасина – О. С. Сороко-Цюпы. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций. М.: Просвещение, 2014.– 144 с.
Вигасин А. А. История древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2014. – 303
с.
Агибалова Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. М.: Просвещение, 2014. –
288 с.
Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500–1800. 7 класс:
учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина.
М.: Просвещение, 2014. – 319 с.
Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800–1900. 8 класс:
учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина.
М.: Просвещение, 2014.– 304 с.
Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история: Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. – М.:
Просвещение, 2017. – 304с.
Игнатов А. В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические
рекомендации. 6 класс (к учебники Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского): пособие для
учителей общеобразоват. организаций / А. В. Игнатов. – М.: Просвещение, 2014.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».