Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ПОД 02.02.01 История России

Пояснительная записка
Рабочая программа на уровне основного общего образования составлена на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
 требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования;
 Фундаментального ядра содержания общего образования;
 примерной программы основного общего образования по истории;
 программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования,
целостность общекультурного. личностного и познавательного развития учащихся и
коммуникативных качеств личности
Целью изучения учебного предмета «История» является: формирование у
обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь
всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире.
Задачами учебного предмета являются:
1) формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
2) овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;
3) воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
4) развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
5) формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
На уровне основного общего образования учебный предмет «Всеобщая история»
является обязательным для изучения и является одной из составляющих предметной области
«История».
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
1. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
2

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях. Сформированность ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения,
готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к
конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур,
готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм,
правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие
в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами
учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного
партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации
деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества,
способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное
видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению
мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в
понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями,
сформированность
активного
отношения
к
традициям
3

художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
4

результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
и
обосновывать
применение
соответствующего
 анализировать
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся
сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений
утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
5

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения
задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому
6

применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
8.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научнопопулярный, информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9.
Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах
по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
7

 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся
сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
8

написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного
общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
 целостные представления об историческом пути человечества, разных
народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания
современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности
исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
 базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях
развития человеческого общества с древности до наших дней;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности;
 способность применять исторические знания для осмысления общественных
событий и явлений прошлого и современности;
оценивать
 умение искать, анализировать, систематизировать и
историческую информацию различных исторических и современных источников,
раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность
определять и аргументировать свое отношение к ней;
 умение работать с письменными, изобразительными и вещественными
историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре
своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного предмета, курса
6 класс (37 часов)
Введение. Наша Родина – Россия.
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в
древности (3 часа). Древние люди и их стоянки на территории современной России.
Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи.
Раздел 2. Русь в IX – первой половине XII в. (10 часов) Первые известия о
Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира.
Принятие христианства и его значение. Русское государство при Ярославе Мудром.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого, Владимир Мономах. Общественный строй
и церковная организация на Руси. Русь в социально-политическом контексте Евразии.
Внешняя политика и международные связи: отношения. Культура Руси.
Формирование единого культурного пространства.
Раздел 3. Русь в середине XII–начале XIII в. (3 часа) Политическая
раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля.
Раздел 4. Русские земли в середине XIII–XIV века (9 часов). Монгольская
империя и изменение политической карты мира. Походы Батыя на Восточную
Европу. Возникновение Золотой орды. Система зависимости русских земель от
ордынских ханов. Возникновение Литовского государства и включение в его состав
части русских земель. Усиление Московского княжества. Объединение русских
земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во
второй половине XIII–XIV вв.
9

Раздел 5. Формирование единого Русского государства (6 часов). Борьба
за русские земли между Литовским и Московским государствами. Московское
княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды. Образование новых
государств. Взаимоотношение Московского государства с соседями во второй
половине XV в. Русская православная церковь в XV–начале XVI в. Формирование
культурного пространства единого Российского государства.
7 класс (39 часов)
Раздел 1. Россия в XVI в. (13 часов) Мир после Великих географических
открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование
централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого
Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная
система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Судебник 1550 г. «Стоглав».
Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры
Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого
государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения
крестьянства. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и
Астраханского ханств, Западной Сибири. Многообразие системы управления
многонациональным государством. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с
Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения
Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория
«Москва — Третий Рим». Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в
центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных
сословий.
Раздел 2. Россия в XVII в. (16 часов) Смутное время, дискуссия о его
причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса
Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных
государств. Народные ополчения. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии
сословно-представительской системы. Окончание смутного времени. Россия при
первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.
Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие
приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Новые явления в экономической жизни
в XVII в. в Европе и в России. Социальная структура российского общества.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты.
Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Итоги
социальных движений второй половины XVII в. Вестфальская система
международных отношений. Войны с Османской империей, Крымским ханством и
Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока.
Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв.
Межэтнические отношения. Русские путешественники и первопроходцы.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в.
Реформа патриарха Никона.
Раздел 3. Культурное пространство России в XVII в. (5 часов). Культура
народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой».
Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение
светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия.
Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские
географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского
человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
8 класс (39 часов)
Раздел 1. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 часов). Введение. У
истоков российской модернизации. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки
Петровских реформ. Начало правления Петра I. Северная война 1700 – 1721 гг.
10

Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество
в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре и
быте России в годы Петровских реформ
Раздел 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов
(5 часов) Эпоха дворцовых переворотов. Внутренняя политика и экономика России в
1725 – 1762 гг. Внешняя политика России в 1724 – 1762 гг. Национальная и
религиозная политика.
Раздел 3. Российская империя при Екатерине II и Павле I (10 часов).
Россия в системе международных отношений в период правления Екатерины II.
Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Экономическое и
социальное развитие России при Екатерине II. Народные движения. Восстание Е. И.
Пугачева. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II.
Внешняя политика Екатерины II. Георгиевский трактат. Русско-турецкие войны.
Разделы Речи Посполитой. Война со Швецией. Внутренняя политика Павла I.
Преобразования в армии. Изменение порядка престолонаследия. Крестьянский
вопрос. Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарские походы. Союз с
Наполеоном. Заговор 11 марта 1801 г.
Раздел 4.Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (7
часов) Общественная мысль, публицистика и литература в XVIII в. Образование в
России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура в XVIII
в. Живопись и скульптура в XVIII в. Музыкальное и театральное искусство в XVIII в.
9 класс (43 часа)
Раздел 1. Россия в первой четверти XIX в. (9 часов) Введение. У истоков
модернизации. Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв. Начало правления Александра
I. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг.
Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1815 – 1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во
внутренней политике Александра I в 1815 – 1825 гг. Социально-экономическое
развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I.
Выступление декабристов.
Раздел 2. Россия во второй четверти XIX в. (9 часов) Реформистские и
консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социальноэкономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение
при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный
облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг.
Крымская война 1853 – 1856 гг. Культурное пространство империи в первой четверти
XIX в.: наука и образование. Художественная культура народов России в первой
половине XIX в.
Раздел 3. Россия в эпоху Великих реформ. (8 часов) Европейская
индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления.
Крестьянская реформа 1861 г. Реформы 1860 – 1870-х гг.: социальная и правовая
модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная
и религиозная политика Александра II. Внешняя политика Александра II. Русскотурецкая война 1877 – 1878 гг.
Раздел 4. Россия в 1880 – 1890-е гг. (8 часов)Александр III: особенности
внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное
движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг. Национальная и религиозная
политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Российская наука и
образование во второй половине XIX в. Художественная культура и литература во
второй половине XIX в.
Раздел 5. Россия в начале XX в. (6 часов) Россия и мир на рубеже XIX – XX
вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны
11

на рубеже XIX – XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны
в 1894 – 1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.
Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг. Социальноэкономические реформы П. А. Столыпина Политическое развитие страны в 1907 –
1914 гг.
Тематическое планирование
6 класс
п/п

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

7 класс
п/п

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название раздела
Введение. Наша Родина Россия.
Народы и государства на
территории нашей страны в древности
Русь в IX – первой половине XII
в.
Русь в середине XII–начале XIII
в.
Русские земли в середине XIII–
XIV века
Формирование
единого
Русского государства
Обобщающий урок
Контрольная работа по курсу
Повторение
Итого:
Название раздела
Россия в XVI в.
Россия в XVII в
Культурное
пространство
России в XVII в
Обобщающий урок
Контрольная работа по курсу
Повторение
Итого

часов

Количество
1
3
11
3
9
6
1
1
2

Количество часов
13
16
5
1
1
3
39 часов

8 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название раздела
Россия в эпоху
преобразований Петра I
Россия
при
наследниках Петра I: эпоха
дворцовых переворотов
Российская
империя при Екатерине II и
Павле I
Культурное
пространство Российской
империи в XVIII в
Обобщающий
урок
Контрольная
работа по курсу
Повторение

12

Количество часов
13
5
10
7
1
1
2

8.

Итого:

39

9 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Название раздела
Россия в первой
четверти XIX в.
Россия во второй
четверти XIX в
Россия в эпоху
Великих реформ.
Россия в 1880 –
1890-е гг.
Россия в начале
XX в.
Обобщающий
урок
Контрольная
работа по курсу
Повторение
Итого

13

Количество часов
9
9
8
8
6
1
1
1
43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».