1
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС
Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, ФГОС по специальности СПО 53.02.06 Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский мужской хоровой
колледж»
Разработчик:
Позднякова Ю. В., преподаватель истории мировой культуры
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии: Общественных дисциплин физической культуры и ОБЖ дисциплин
Свердловского мужского хорового колледжа
Протокол № 1 от 28 августа 2019 года.
Председатель предметно-цикловой комиссии
Н.Л. Канбекова
2
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История мировой культуры
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ) в соответствии с
ФГОС по специальности (специальностям) СПО (углубленной подготовки), входящим в состав укрупненной группы специальностей 53.00.00
Музыкальное искусство: 53.02.06 Хоровое дирижирование
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования
на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию и право на реализацию основной профессиональной
образовательной программы по данной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав
профильных дисциплин: ОД.03.02.02 «История мировой культуры»
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения профильной учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;
• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего
культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и
современного искусства; самостоятельного художественного творчества;
знать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства
3
Формируемые компетенции
Общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
296
Обязательная аудиторная нагрузка
196
Контрольные работы
7
Практические работы
3
4
Самостоятельная работа обучающегося
Конспектирование текста
Составление таблиц для систематизации материала
Творческие проекты (сообщения, рефераты, эссе)
Просмотре документальных фильмов
Наименование
разделов и тем
1
Введение в
предмет. Что
такое культура?
Раздел 1.
Культура
Древнего мира
99
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История мировой культуры
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем часов
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
3
Содержание учебного материала Понятие «художественная культура». Основные виды
1
духовной деятельности людей. Искусство как один из способов познания окружающего мира.
Пространственные и временные виды искусства. Художественный образ – основное средство
отражения чувственного познания мира.
Содержание учебного материала.
15
Периодизация истории развития человечества. Источники изучения первобытной культуры.
Единство мира человека и мира природы. Миф – основа ранних представлений о мире.
Древние
образы и символы. Значение и достижения художественной культуры Междуречья.
Возникновение письменности: от пиктографии к клинописи. Особенности художественной
культуры Междуречья. Монументализм и красочность культовых сооружений. Зиккураты в
Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и скульптурный рельеф – основные средства
внешнего и внутреннего декора дворцов и общественных сооружений. Тронный зал Южного
дворца царя Навуходоносора в Вавилоне, Религиозно-мифологические представления древних
египтян. Идея Вечной жизни – основа художественной культуры Египта. Открытие
древнеегипетской культуры учеными XIX века. Загадка иероглифов. Воплощение идеи
Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. Пирамиды – памятники
бессмертию фараонов и выдающиеся произведения мирового зодчества. Назначение, внешний
облик и внутреннее строение пирамид. Саркофаг – «жилище вечности» фараона. Определение
понятия «античность». Хронологические рамки культуры и этапы ее развития: критомикенская, архаика, классика, эллинизм, античный Рим. Понятие о гармонии в античном
5
Уровень
освоения
4
1-2
1-2-3
Раздел 2.
Культура
Востока и
Запада в
Средние века
мире. Всемирно-историческое значение художественной культуры античности. Истоки
древнегреческой художественной культуры. Мировоззрение и мировосприятие человека в
античный период развития культуры. Философы Древней Греции. Боги Олимпа и герои в
древнегреческом искусстве. Эгейское искусство – «прекрасная прелюдия» греческой
художественной культуры. Крито- микенская архитектура и живописный декор как отражение
мифа и окружающего мира. Кносский лабиринт царя Миноса на Крите. Особенность римского
пантеона богов. Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в
древнеримской культуре. Архитектура как зеркало величия государства. Римская ячейка –
модуль римской архитектуры. Изобразительное искусство Древнего Рима. Скульптура
«Капитолийская волчица» - символ вечного города. История создания скульптурного портрета
и его эволюция. Скульптурные портреты – история Древнего Рима в лицах (реализм в
изображении конкретного человека). Искусство мозаики и фрески.
Контрольная работа о теме «Культура Древнего мира»
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить сообщения: «Открытие живописи первобытной эпохи», «Мегалиты острова
Пасхи», «Загадки Стоунхенджа».
Составление таблицы для систематизации материала «Основные памятники культуры
Древней Греции и Древнего Рима»
Подготовка реферата по теме:
• Римские триумфальные арки I в. до н. э. – IV в. н. э. (история развития, основные
памятники)
• Особенности храмового декора в Древней Греции: фронтоны, фризы (архаика,
классика, эллинизм).
• Римские и греческие театры: сравнительная характеристика.
• Форумы республиканского и императорского Рима
• Дорические храмы Греции: основные этапы развития.
Содержание учебного материала
Объединяющая роль христианской церкви в становлении европейской художественной
культуры. Язычество и христианство «варваров». Дороманское искусство. Художественные
представления в ранний период европейской культуры. Искусство меровингов (зодчество,
книжная миниатюра, пластика). Монастыри как центры образования и культуры. Эпоха
6
1
8
15
1-2-3
Раздел 3.
Эпоха
Возрождения
рыцарства. Идеалы рыцаря. Особенности культуры раннего средневековья. Типы
раннехристианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Мавзолей Констанции в
Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
Христианская символика. Мир византийской культуры. Значение искусства Византийской
империи. Византийский стиль в архитектуре: сочетание элементов античного и восточного
зодчества. Понятие о крестово-купольном храме. Центрально-купольная базилика Св. Софии
в Константинополе – модель Космоса. Архитектурные черты и особенности построек
романского стиля. Возрождение античных архитектурных традиций, создание романского и
готического стилей зодчества, формирование художественного канона в храмовом искусстве,
связь с римской базиликой. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы,
феодальные замки, городские укрепления, жилые дома. Эстетика готики: образ мира и
готический храм. Основные периоды развития готической архитектуры. Готические соборы –
центр духовной и общественной жизни города. Идея каркасного перекрытия зданий.
Готическая архитектура – устремленность ввысь. Характерные особенности оформления
фасадов, богатство и разнообразие их декоративного убранства.
Усиление реалистических элементов в искусстве. Региональные варианты готического стиля
(Германия, Италия, Франция, Испания).
Самостоятельная работа обучающихся
Написание конспекта по теме «Каролингское Возрождение» (учебник Емохонова Л. Г.
«Мировая художественная культура»
Написание эссе на тему «Влияние христианства на средневековую культуру»
Просмотр документального фильма «Тайны средневековых соборов»
Создание словаря по теме «Средневековое изобразительное искусство»
Содержание учебного материала.
Открытие личности культурной эпохой Возрождения – «человек есть мера всех вещей».
Гуманизм – основа культуры Возрождения. Расцвет светского мировоззрения, наук.
Периодизация искусства эпохи Возрождения (Италия и Западная Европа – несовпадение
хронологических рамок). Театр, музыка и литература Возрождения. Флоренция – колыбель
итальянского Возрождения. Новое пространственно-временное восприятие мира. Воплощение
ренессансной идеи «идеального» города в архитектуре Филиппо Брунеллески. Собор Санта Мария дель Фьоре – флорентийское чудо Брунеллески. Оригинальность и новизна
конструктивного решения. Выдающиеся мастера Проторенессанса: Джотто – «Лучший в мире
7
1-2-3
8
15
живописец». Творчество Чимабуэ – замечательный пролог к итальянской живописи. Сиенская
школа живописи. Беноццо Гоццоли. Фресковый цикл «Шествие волхвов». Ренессансный
реализм в живописи и скульптуре раннего Возрождения. Скульптурные шедевры Донателло.
Творения Мазаччо: «Изгнание Адама и Евы из рая», «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи
во Флоренции. Художественные принципы Высокого Возрождения. Архитектурные творения
Браманте. Соединение традиций античной архитектуры и достижений Брунеллески,
выработка собственного стиля. Церковь Санта-Мария дела Грация в Милане. Реконструкция
архитектурного комплекса Ватикана. Работа над проектом и возведением главного
христианского собора Святого Петра в Риме. Идеалы гуманизма, непоколебимая вера в
творческие возможности гармонично развитого человека. Титаны Возрождения. Постижение
универсальных законов бытия, обобщение явлений реальной жизни, повышенный интерес к
личности Человека. Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы творчества. Качественные
изменения в живописи. Новая красота и магия пространства. Шедевры живописи: Судьба
Рафаэля и основные этапы творчества. Идеал красоты в живописи Рафаэля. Рафаэль – певец
женской красоты. От «Мадонны Конестабиле» к «Сикстинской Мадонне». Бунтующий гений
Микеланджело. Судьба Микеланджело и основные этапы творчества. От гармонической
ясности к трагическому смятению. Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт.
«Пьета», «Давид», «Моисей» - скульптурные шедевры Микеланджело. Росписи Сикстинской
капеллы. Завершение строительства собора святого Петра в Риме. Сонеты Микеланджело.
Ощущение заката культуры Возрождения в работах художника. Северное Возрождение.
Специфика Северного Возрождения. Смеховой характер Возрождения в Нидерландах. Питер
Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»:
«Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер –
«художник, достойный бессмертия». «Автопортреты» - свидетели творческих исканий.
Гравюры из серии «Апокалипсис»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре
апостола». Светский характер французского Ренессанса. Архитектура и интерьеры замка
Франциска I и Генриха II в Фонтенбло как отражение новой эстетики. Театр Уильяма
Шекспира – энциклопедия человеческих страстей
Самостоятельная работа
Составление таблицы для систематизации материала «Периодизация и основные
характеристики искусства эпохи Возрождения»
Подготовка сообщения по теме:
8
8
Архитектура Раннего Возрождения: Филиппо Брунеллески (сочетание античных и
средневековых традиций)
• Живопись Итальянского Возрождения: Сандро Боттиччели (библейская и античная
тематика в живописи)
• Живопись Итальянского Возрождения: Рафаэль Санти– создание идеального образа
человека Возрождения
• Итальянское Возрождение: Леонардо да Винчи – художник и ученый, воплощение
идеала Возрождения – «универсального» человека.
• Итальянское Возрождение: Микеланджело Буонаротти - скульптор, живописец,
мыслитель.
• Живопись Северного Возрождения: Альбрехт Дюрер (направления и тематика
творчества)
• Живопись Северного Возрождения: Иероним Босх (альтернативы христианскому
мировоззрению)
• Живопись Северного Возрождения: Рембрандт – портреты как повести о человеческой
жизни
Просмотр документального фильма «Флоренция. Звезда Возрождения»
Контрольная работа по теме «Эпоха Возрождения»
•
Содержание учебного материала.
Стили и направления в искусстве Нового времени. Архитектура барокко. Характерные черты
барочной архитектуры. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини.
Архитектурные ансамбли Рима. Изобразительное искусство барокко. Взаимодействие
тенденций барокко и реализма в живописи. Мифологические и библейские сюжеты и образы.
Раздел 4.
Мастерство портрета. «Большой стиль» Питера Пауля Рубенса. Микеланджело Караваджо.
Культура XVII в «Обращение апостола Павла». Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые
мастера. Реалистическая живопись Голландии. Творчество Рембрандта Харменса Ван Рейна –
вершина реализма. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики
произведений. «Пир Валтасара». Диего Веласкес. «Христос в доме Марфы». Художественная
культура классицизма и рококо. Классицизм в архитектуре Западной Европы. Характерные
черты архитектуры классицизма. Возрождение и классицизм. Идея величия и могущества
9
1
15
Раздел 5. XVIII
в.: Эпоха
Просвещения
империи, воплощенная в архитектурных сооружениях классицизма. Создание нового
типа грандиозного дворцового ансамбля. Сказочный сон Версаля. «Большой королевский
стиль» Людовика XIV – сплав классицизма в архитектуре дворца и регулярного парка Версаля
с барокко в оформлении интерьеров (мебель, гобелены, плафоны). Классицизм и рококо в
изобразительном искусстве Франции. Пуссен – основоположник классицизма. Характерные
черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его
произведений. Классицистический пейзаж Клода Лоррена. Мастера «галантного празднеств»
Антуан Ватто, мифологические сюжеты картин Франсуа Буше; реалистический художник
Жан-Батист Шарден, живописец быта.
Самостоятельная работа
Написание конспекта по теме «Классицизм в архитектуре Западной Европы. Характерные
черты архитектуры классицизма» (учебник Емохонова Л. Г. «Мировая художественная
культура»
Написание эссе на тему «Идея величия и могущества империи, воплощенная в
архитектурных сооружениях классицизма»
Таблица по теме «Основные этапы развития европейской культуры XVII в. и их основная
характеристика»
Содержание учебного материала.
Художественная культура эпохи Просвещения. Исторические особенности эпохи
Просвещения. Просветительство как идеологическое движение. Особенности французского
искусства XVIII века. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей. «Стиль
Людовика XV» (рококо) в архитектуре. Неоклассицизм и ампир в архитектурных ансамблях
Парижа. Французский классицизм или «стиль Людовика XVI». Переход от пышности и
декоративности к строгости и торжественности.
Контрольная работа «Эпоха Просвещения»
Самостоятельная работа
Написание конспекта по теме «Французский классицизм или «стиль Людовика XVI».
(учебник Емохонова Л. Г. «Мировая художественная культура»
Подготовить сообщения о жизни и творчестве выдающихся мастеров:
1. «Портретное искусство Питера Рубенса»,
2. «Творчество Антониса Ван Эйка»,
3. «Живописные шедевры Якоба Йорданса»,
10
6
15
1
8
4. «Натюрморты Франса Снейдерса»,
5. «Место и роль реалистической детали в произведениях Рембрандта»,
«Мифологические и библейские сюжеты как отражение переживаний человека в
произведениях Рембрандта»,
6. «О чем размышляют старики перед лицом вечности на полотнах Рембрандта»,
«Автопортреты Рембрандта – история жизни художника»,
7. «Тьма и свет как поэтические метафоры в творчестве Рембрандта»,
8. «Офорты Рембрандта и Дюрера: особенности творческой манеры мастеров»,
9. «Зеркало Природы (пейзажная живопись голландских художников)»,
10. «Вермер Делфтский – величайший маг и волшебник живописи»,
11. «Версаль и Петергоф – опыт сравнительной характеристики»,
12. «Наполеоновский ампир в архитектуре Франции», «Мастера «галантного жанра»
(живопись рококо)»,
13. «Художник граций» Ф. Буше»,
14. «Декоративно–прикладное искусство рококо»,
15. «А.Ватто – живописец радости и печали», «Мастерство колорита в произведениях
А.Ватто».
Раздел 6.
Культура XIX –
XX века.
Романтизм и
модернизм
Содержание учебного материала.
Исторические особенности эпохи. Романтизм как художественный стиль конца XVIII начала XIX века. Эстетические принципы романтизма («Путь к свободе через красоту»).
Человек и мир – главная тема творчества романтиков, стремившихся понять сложный
внутренний мир человека. Романтическая литература (В.Гюго, Байрон). Изобразительное
искусство романтизма. Сложность и противоречивость искусства романтизма. Герой
романтической эпохи в творчестве Ф.Гойи, Э.Делакруа. Пейзажная живопись. История
глазами романтиков. Анализ духовной сущности человека в картинах Ф.Гойи. Реализм
парадного портрета; тема народа в произведениях Гойи. Революционная тематика картин
Э.Делакруа. Изобразительное искусство реализма. Достижения французских художниковреалистов. Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни.
Критическая направленность реализма. Политическая сатира О.Домье, Г.Курбе. Гюстав
Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Мастера
реалистического пейзажа: оригинальность живописной манеры К.Коро. Многообразие
11
15
художественных течений в зарубежном изобразительном искусстве. Живописцы счастья» эстетические взгляды импрессионистов. Художественные искания импрессионистов. Работа
на плэнере - одно из важнейших требований импрессионизма. Передача мимолетных
впечатлений от восприятия окружающего мира. Основные черты импрессионизма в
живописи. Представители импрессионизма в живописи – К.Моне, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.
Основные проявления импрессионизма – одухотворенная пейзажность, детализация, тонкость
в передаче нюансов, музыкальность живописи, новая техника. Культ абсолютной красоты в
искусстве модерна. Знаковое выражение стиля. Единство художественного образа – кредо
стиля модерн. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в произведениях
зодчества. Интернациональный характер функциональной архитектуры. У истоков кубизма.
Мир как совокупность геометрических форм и линий. Деформация форм в кубизме Пабло
Пикассо. «Голубой» и «розовый» периоды творчества. Футуристические идеи в искусстве.
Идеи абстрактного искусства. Иррационализм в искусстве. Сюрреализм Сальвадора Дали
уход в иррациональный, подсознательный мир сновидений.
Самостоятельная работа
Подготовить сообщения о жизни и творчестве выдающихся мастеров:
1. «Поэты-романтики»,
2. «Природа и Человек в произведениях романтизма»,
3. «Неоготический стиль архитектуры»,
4. «Экзотика Востока в произведениях романтизма»,
5. «Герой романтической эпохи в портретной
6. живописи»,
7. «Художественные особенности портретного искусства Гойи»,
8. «Образы детства в творчестве Гойи»,
9. «Эстетическая программа и творческий метод прерафаэлитов»,
10. «Россетти –бунтарь, влюбленный в Данте»,
11. «Мистический идеал красоты и его трагическое несоответствие жизни в творчестве
прерафаэлитов»
Создание таблицы по теме «Основные представители импрессионизма в живописи»
Просмотр документального фильма «Прерафаэлиты»
Составить синхронистическую таблицу для систематизации материала «Живопись
модернизма», тематический тест, терминологический словарь по теме.
12
8
Раздел 7.
Культура Руси в
X – XVII вв.
Содержание учебного материала
Истоки древнерусской культуры. Особенности средневековой русской культуры
(замкнутость, локальность, имперсональность и т.п.). Восточные славяне, их нравы, обычаи,
традиции и обряды. Художественная культура языческой Руси. Русь и Византия. Значение
принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона
Древней Руси. Распространение письменности и формирование центров письменной
культуры. Летописи. Архитектура Древней Руси. Основные черты древнерусского зодчества.
Высокий уровень архитектурной техники, оригинальность решения архитектурных задач,
простота и благородство форм, богатство внутренней отделки. Своеобразие русского
деревянного и каменного зодчества (Софийский собор, Золотые ворота в Киеве). Крестовокупольный тип храма. Структура православного храма и его украшение. Сюжеты росписи
храма. Особенности архитектуры школ Русского государства: Архитектура Великого
Новгорода. Характерные особенности новгородского зодчества: суровая простота,
монументальность, массивность и строгость внешнего облика, асимметрия форм. Храм Софии
Новгородской: сложность планировки, пятиглавие, неровные поверхности стен, отсутствие
декоративного убранства. · Архитектура Владимиро – Суздальского княжества. Характерные
особенности храмового
зодчества: простота и благородство пропорций, динамичность и асимметрия внешнего облика,
изящество и красота декоративного убранства, декоративная резьба по белому камню.
Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова не Нерли –
«чудо русского искусств». Ренессансные тенденции в архитектуре Архангельского собора
Московского Кремля. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных
архитектурных элементов. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Особенности
оформления
внутреннего пространства. Искусство древнерусской иконописи. Византийский стиль в
иконописи. Характерные черты иконописных школ. Образ Спаса и святых в творчестве
Феофана Грека. Московская школа иконописи. Андрей Рублев. Икона «Троица» – символ
национального единения. Высокий русский иконостас – символ становления Церкви
воинствующей и связи Ветхого и Нового Заветов. Знаменный распев. Орнаментальность
русского искусства в деревянной резьбе, мебели, шитье, изделиях прикладного искусства –
синтез византийских и национальных традиций.
13
16
2-3
Самостоятельная работа
Заполнить синхронистические таблицы для систематизации материала «Древнерусские
архитектурные школы», «Древнерусские иконописные школы»;
Подготовить сообщения: «Архитектурный ансамбль в Кижах», «Софийский собор в Вологде»,
1. «Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря»,
2. «Великие изографы Руси»;
3. «Фрески Ферапонтова монастыря»,
4. «Московская школа живописи»,
5. «Музыкальное искусство
6. Древней Руси»;
7. описание сооружений Московского Кремля, Красной площади,
8. «Храмы Вологодчины»;
просмотр к/ф А.Тарковского «Андрей Рублев»
Составление словаря по теме «Изобразительное искусство Древней Руси»
8
Практическая работа «Культура Руси в X – XVII» в.
1
Содержание учебного материала
Рубеж XVII-XVIII вв. в России – переходная эпоха от Средневековья к Новому времени.
Новый взгляд на мир и искусство. Петровские реформы и их значение для становления
«русской европейскости» в художественной культуре. Развитие новых светских жанров во
всех видах искусства. Освоение классицизма, его трактовка в русском искусстве. Шедевры
русского архитектурного барокко. Архитектурные творения Б.Растрелли, Д.Кваренги,
Раздел 8.
И.Старова. Загородные дворцы-усадьбы вельмож. Архитектура и декор интерьеров
Культура XVIII в. Екатерининского дворца в Царском Селе. Садово-парковое искусство. «Дивное узорочье»
московского барокко. Шедевры русского классицизма. Екатерининский классицизм (2-я
половина XVIII). Петербург как памятник новой русской культуры. Карл Иванович Росси.
Площадь Искусств в Петербурге. Интерьеры классицизма и ампира. Белый зал
Михайловского дворца в Петербурге». Архитектурный театр» Москвы (В.Баженов,
М.Казаков): Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно. Классический облик Москвы в
творчестве М.Казакова.
14
16
2-3
Раздел 9.
Культура России
в XIX в.
Самостоятельная работа
Составить терминологический диктант по теме, составить таблицу для систематизации
материала «Архитектура русского барокко и классицизма», «Особенности изобразительного
искусства».
Подготовить сообщения о жизни и творчестве выдающихся мастеров:
1. «Творческий облик Ф.Волкова. Явление крепостного театра»,
2. «История одного шедевра (на примере архитектурных памятников Москвы,
Петербурга и др.)», «Дворцовые ансамбли Ф.Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его
окрестностях»,
3. «Ожерелье дворцов и парков» в пригородах Петербурга (Царское Село, Павловск,
Ораниенбаум, Петергоф)»,
4. «В мире русской усадьбы (Архангельское, Останкино и др.)»,
5. «Традиции классицизма в архитектурном облике Вологды»,
6. «Жанр костюмированного портрета в творчестве Д.Г.Левицкого»,
7. «В.Л. Боровиковский и русский сентиментализм»,
8. «Художественная роль пейзажа в произведениях В.Л. Боровиковского»,
9. «Детский портрет в творчестве русских художников XVIII века».
Работа с репродукционным материалом. Сделать письменный анализ живописных
произведений; составить альбом-каталог любимых произведений русской живописи.
Контрольная работа по теме «Культура России с X – XVIII вв.»
8
Содержание учебного материала
Романтический портрет О.Кипренского. Особенности психологического, композиционного и
колористического решений. Романтический идеал прекрасной и одухотворенной природы.
Человек перед лицом разбушевавшейся природы вкартинах И. Айвазовского. Достижения
русской реалистической живописи. Творчество А.Иванова и П.Федотова. Библейские мотивы
и философские аллегории в творчестве А.Иванова. П. Федотов –основоположник бытовой
сатирической картины. Русские художники – передвижники. Сложные социальнопсихологические конфликты в их творчестве и жизни. Сущность движения. Критический
реализм в творчестве В.Г.Перова,И.Крамского, Н.Ярошенко. Историческая живопись
В.Сурикова, И.Репина, Н.Ге, В.Васнецова. Батальные сюжеты в творчестве В.Верещагина.
Пейзажи И.Шишкина, А.Саврасова, И.Левитана. Слияние жанрового и пейзажного начала в
16
15
1
2-3
творчестве А.И.Куинджи.
Раздел 10
Культура России
XX – XXI вв.
Практическое занятие «Европейские черты в культуре России XIX в.»
1
Самостоятельная работа
Работа с репродукционным материалом. Сделать письменный анализ живописных
произведений; составить альбом-каталог любимых произведений русской живописи.
Просмотр фильма «Васнецов. Передвижники»
Подготовить сообщения о жизни и творчестве выдающихся мастеров:
1. «Мир детства в творчестве О.Кипренского»,
2. «История создания портрета А.С.Пушкина Работы О.Кипренского»,
3. «Мечтательная прелесть» героинь женских портретов О.Кипренского»,
4. «Айвазовский – «моря пламенный поэт»»
Таблица на тему «Достижения русской реалистической живописи»
Новые стили в искусстве. Наука и общественная мысль периода. Декаданс. Многообразие
направлений в философии, эстетике, искусстве. Роль литературы в духовной жизни общества.
Роль Мамонтовского кружка в художественной жизни конца XIX – начала ХХ в. Русский
балет начала века. Творчество М.Петипа. Лучшие постановки М.Фокина. «Русские сезоны»
С.Дягилева в Париже и их триумфальное шествие по странам западной Европы. Пути
развития театрального искусства: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И.
Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Эпический театр Бертольта
Брехта. «Добрый человек из Сезуана». Условный театр Вс. Э. Мейерхольда. Рождение
фотографии. Влияние Октябрьской революции и гражданской войны на развитие культуры;
начало культурной революции; коренные изменения в сознании людей. Значение русской
художественной культуры этого периода для мировой культуры. Творческие искания русских
художников в изобразительном искусстве. Историко-бытовой жанр в творчестве
А.П.Рябушкина. Ретроспективный пейзаж М.Нестерова. Духовность его полотен. Русский
импрессионист К.Коровин. Поэтический реализм картин В.Серова. Мифотворчество –
характерная черта русского модерна в живописи. Живописные символисты – М.Врубель и
В.Борисов-Мусатов. Мастера русского авангарда. Художественные объединения начала ХХ
века:
- «Мир искусства» (Бакст, Бенуа, Сомов, Н.Рерих, Б.Кустодиев),
8
16
16
2-3
- «Союз русских художников» (И.Грабарь),
- «Голубая роза» (М.Сарьян),
-«Бубновый валет» (эстетика постимпрессионизма, фовизма и кубизма – И.Машков,
П.Кончаловский;
футуризм
в
работах
А.Лентупова).Примитивизм
М.Шагала.
Абстракционизм
В.Кандинского, супрематизм К.Малевича. Советское искусство в борьбе фашизмом.
Основные тенденции развития мирового искусства после Второй мировой войны. Общие
закономерности и национальные особенности культурного развития регионов.
Демократизация культуры. «Массовая культура» как феномен технократического общества.
«Русское зарубежье» и диссидентство.
Раздел 11
Художественная
Контрольная работа «Культура России XIX – начала XXI вв.»
1
Самостоятельная работа
Темы сообщений:
1. «Реализм и романтизм: их связь и отличие»,
2. «Реализм и натурализм»,
3. «Реализм и художественная фотография»,
4. «Художественное мастерство Репина- портретиста»,
5. «Почему в картине И.Репина «Запорожцы пишут письмо…» современники увидели
групповой портрет смеха»,
6. «Тема бурлачества в творчестве И.Репина и Н.Некрасова»,
7. «Заочное путешествие в музей-усадьбу И.Е.Репина в Пенатах»,
8. «Художественное мастерство рисунков И.Репина»,
9. «Непреходящее значение исторических шедевров И.Е.Репина»,
10. «Заочное путешествие в музей- усадьбу В.И.Сурикова в Красноярске»,
11. «Русский человек на переломе истории (по произведениям В.Сурикова)»
Составление конспекта на тему «Художественные объединения начала ХХ века»
Просмотр фильма «Социалистический реализм»
Самобытность и неповторимость художественной культуры «страны чудес». Шедевры
индийского зодчества. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного
присутствия. Ступа как один из древнейших типов культовых сооружений буддизма. Ступа в
8
17
16
2-3
культура Азии
Санчи. Синтез архитектуры и пластики, нашедший воплощение в общей композиции
ансамбля.
Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Особенности
индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в
Кхаджурахо. Изобразительное искусство Индии. Основные сюжеты рельефов и круглой
пластики. Особенности буддийского рельефа. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Характерные особенности китайской архитектуры, органическая связь с природной
средой.Архитектура как модель вселенной. Основные типы архитектурных сооружений.
Великая Китайская стена – шедевр мирового зодчества. Мемориальная башня – пагода,
простота иоригинальность ее внешнего облика. Древняя столица чан-лань – образец
дворцовой застройки. Ансамбль императорского дворца в Пекине. Воплощение
мифологических и религиозно- нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине.
Садово-парковое искусство. Комплекс
Бейхай в «Запретном городе» Пекина.
Изобразительное
искусство
Китая.
Личное
войско
императора.
Особенности
скульптуры:реализм и экспрессия, разнообразие поз и движений. Скульптурные изображения
Будды и святых. Жанры китайской живописи. Техника выполнения живописных
произведений. Характернее особенности пейзажной живописи. Своеобразие искусства
Страны восходящего солнца. Культ природы – кредо японской архитектуры. Святилище
Аматэрасу в Исе. Японский дом – «прибежище пустоты». Японские сады – сплав мифологии
синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Типы японских садов. Сад камней
Рёандзи в Киото – символическое воплощение философской идеи строения мира,
своеобразная модель Вселенной. Мастера японской гравюры. Сиюминутность мгновения,
едва заметная смена чувств и эмоций в жизни природы и человека. Разнообразие тем и
сюжетов.
Практическое занятие «Европа и Азия: взаимодействие культур»
Самостоятельная работа
составить кроссворд «Искусство Востока»;
подготовить сообщения:
1. «Искусство индийского танца»,
2. «Сокровища индийской литературы»,
3. «Своеобразие индийской музыкальной культуры»;
18
1
8
Раздел 12
Художественная
культура
Америки
4. «Путешествие по Запретному городу»,
5. «Искусство пекинской музыкальной драмы»,
6. «Искусство китайского фарфора»,
7. «Скульптура нэцкэ»,
8. «Путь цветка.Искусство икебаны»,
9. «Жемчужины японской лирики»,
10. «Театральное искусство Японии»,
11. «Японская гравюра укиё-э», «
12. Кацусико Хокусай
13. «36 видов Фудзи»»;
Разработать маршрут заочного путешествия по архитектурным достопримечательностям
Китая;
выучить (на выбор) стихи Ли Бо, Ду Фу;
просмотр к/ф «Расемон», «Семь самураев», «Тень воина», реж.А. Куросава
Основные черты художественной культуры Америки. Мезоамерика — крупнейший центр
художественной культуры. Художественная культура ацтеков. столица
ацтеков Теночтитлан. статуя Коатликуэ — богини земли и весеннего плодородия — матери
верховного божества войны. Художественная культура майя. Дворцовый комплекс в городе
Паленке на полуострове Юкатан. Художественная культура Латинской Америки.. Культура
США.
Самостоятельная работа
Конспект «Основные черты художественной культуры Америки»
Эссе на тему «Взаимодействие культур Америки»
Просмотр фильма «Культура CША в XX веке»
15
2-3
8
Итоговая контрольная работа по курсу
2
Повторение
4
296
Всего
19
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Уметь: узнавать изученные произведения и
соотносить их с определенной
эпохой, стилем, направлением;
Тестирование разных видов,
викторина, заданияпровокации, фронтальный
опрос в форме беседы;
устанавливать стилевые и сюжетные
связи между произведениями разных
видов искусств;
Задания творческого
характера, собеседование;
разноаспектный анализ
произведений искусства
устный и письменный опрос;
пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре;
Рецензирование литературы,
создание сообщений,
рефератов, конспектирование
выполнять учебные и творческие
задания (доклады, сообщения);
Защита рефератов,
сообщений, проектов,
презентаций
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного
анализ музыкальных
произведений, посещение
концертных мероприятий,
участие в концертной жизни и
внеклассной работе по
20
досуга; выражения собственного
суждения о произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества;
Знать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили
мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной
культуры;
особенности языка различных видов
искусства
предмету, аннотации
музыкальных произведений
тестирование;
контрольная работа;
терминологические диктанты,
анализ произведений искусства,
задания на соотнесение
собеседование;
устный и письменный опрос;
фронтальный опрос в форме
беседы;
тестирование; оценка
активности
на занятиях;
контрольная работа;
взаимопроверка и взаимооценка;
самопроверка и самооценка;
оценка рефератов, презентаций
21