Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ПОД 02.08.02 ОБЖ

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Закона «Об образовании Российской
Федерации» (ФЗ №273 от 21.12.2012 года); Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования; Примерной программы
основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»;
авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова по предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности»; федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию в образовательном учреждении;
Рабочая программа для 5-го класса ориентирована на использование УМК:
Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразоват.
органиций/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 63 с.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности для 5 класса, А.Т. Смирнов,
Б.О. Хренников.- М.: Просвещение, 2015г.
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5
классе составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане
школы: 35 часов в год (по 1 часу в неделю).
Цели и задачи:
Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.
Содержание образования в 5 классе устанавливает следующие задачи:
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера.
Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении
двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и
профилактики вредных привычек.
Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции,
ответственности
за антиобщественное поведение и участие в
антитеррористической деятельности.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и
внутренних угроз; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание
ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления
алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умения оказывать первую медицинскую помощь;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать
модели личного безопасного поведения.
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для

3

классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
Содержание курса
Раздел I « Основы комплексной безопасности» (18 часов)
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных
городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения
современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые
могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом.
Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные
и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города.
Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
человека в городе с учетом окружающей среды.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (городстолица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны
безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе:
со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения
безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города,
предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование
дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики.
Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры
безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира
при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при
поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым
транспортом.

4

Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения. Велосипед –
транспортное средство. Велосипедист – водитель транспортного средства. Требования к
водителю велосипеда.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные
правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в
повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное
обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии.
Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед,
снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время
опасных природных явлений.
Водоемы в черте села. Состояние водоемов в различное время года. Меры
безопасного поведения на водоемах в различное время года.
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения,
ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных
ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в
условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных
объектах; аварии на пожаровзрывоопасных объектах; аварии на химических объектах.
Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации (7 часов)
Криминогенные ситуации, причины их возникновения. Меры личной безопасности
при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной
ситуации.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики
криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте.
Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание города и его особенностей. Умение предвидеть
события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по
городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД
и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное
устройство на улице.
Чрезвычайно опасное социальное явление для каждого человека и общества в
целом – экстремизм и терроризм. Экстремизм и его преступная сущность. Современный
терроризм – угроза жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Основные факторы, способствующие распространению терроризма.
Характеристика основных видов экстремистской деятельности. Характеристика
основных видов террористической деятельности. Основные направления поведения
учащихся для формирования негативного отношения к противоправному поведению.
Наиболее опасные и распространенные виды террористических актов, их признаки
и последствия. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения для
снижения вероятности совершения террористического акта и минимизации его
последствий.

5

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Уголовная ответственность за преступление против общественного порядка. Уголовная
ответственность за преступления против общественной безопасности.
Раздел 3.Основы здорового образа жизни (7 часов)
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека,
обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные
составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять
свое время как основное составляющее здорового образа жизни.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования
физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической
культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и
укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки,
витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их
реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Вредные привычки,
их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.
Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм
курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от
постоянного курения. Как уберечь себя от курения. Алкоголь - наркотический яд. Влияние
алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя.
Алкоголь и преступность. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к
употреблению спиртных напитков.
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской
помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую
помощь, правила ее вызова. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно
иметь дома.
Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:
при ушибах;
при ссадинах.
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие
правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой
медицинской помощи при отравлении.
Тематическое планирование
Раздел 1. Основы комплексной безопасности – 18 часов
Раздел 2.Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации – 7 часов
Раздел 3.Основы здорового образа жизни – 7 часов
Повторение 2 часа
Итоговая контрольная работа – 1 час
Итого: 35 часов

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».