Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС
Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, ФГОС по специальности СПО 53.00.00 Музыкальное искусство:
53.02.06. Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский мужской
хоровой колледж»
Разработчик:
Позднякова Ю. В., преподаватель ОБЖ
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии: Общественных дисциплин физической культуры и ОБЖ дисциплин
Свердловского мужского хорового колледжа
Протокол № 1 от 28 августа 2019 года.
Председатель предметно-цикловой комиссии
Н.Л. Канбекова
2
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ) в
соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО (углубленной подготовки), входящим в состав укрупненной группы
специальностей 53.00.00 Музыкальное искусство: 53.02.06. Хоровое дирижирование
53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального
образования на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию и право на реализацию основной
профессиональной образовательной программы по данной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовые учебные дисциплины
ОД.03.01.09. Основы безопасности жизнедеятельности
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения профильной учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- действовать в чрезвычайных ситуациях;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
знать:
- о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- о здоровье и здоровом образе жизни;
- о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- предназначение, структуру, задачи гражданской обороны.
Формируемые компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
3
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать умения и знания дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования в профессиональной деятельности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
101
Обязательная аудиторная нагрузка
67
Контрольные работы
4
Практические работы
5
Самостоятельная работа обучающегося
33,5
Конспектирование текста
Составление таблиц и схем для систематизации материала
Выполнение экспериментальных заданий
Творческие проекты (сообщения, рефераты, эссе)
Работа со справочным материалом
4
2.2. Тематическое планирование
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
разделов и тем
1
2
Раздел 1. Основы Содержание учебного материала
безопасности
1. Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
личности,
2. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности
общества,
3. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
государства
4. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания
5. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
6. Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности
жизнедеятельности
7. Защита национальной безопасности государства от военных угроз
8. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера
9. Противодействие экстремизму
10. Противодействие терроризму, наркотизма в Российской Федерации
11. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)
12. Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях
13. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера
14. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
15. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте.
Страхование
Контрольная работа по теме « Основы безопасности личности, общества, государства»
Самостоятельная работа
Конспекты по темам: «Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению
безопасности жизнедеятельности», «Противодействие терроризму, наркотизма в Российской
Федерации», «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
5
Объем часов
3
15
Уровень
освоения
4
1-2
1
8
Раздел 2. Военная
безопасность
государства
Раздел 3. Основы
медицинских
знаний
и
здорового образа
жизни
характера», «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера»
Содержание учебного материала
1. Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и
современных обычных средств поражения
2. Защита населения и территорий от радиационной опасности
3. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения
4. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности
5. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи
6. Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы
7. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации
8. Воинская обязанность и военная служба
9. Права и обязанности военнослужащих
10. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
11. Основные задачи Вооруженных Сил
12. Правовые основы воинской обязанности
13. Правовые основы военной службы
14. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная
15. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего
16. Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы
Практическое занятие «Работа с воинскими уставами вооруженных сил РФ»
Практическое занятие «Отработка норматива по надеванию противогаза»
Практическое занятие «Отработка норматива по сборке и разборке автомата»
Контрольная работа по теме: «Военная безопасность государства»
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1. Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья
2. Здоровый образ жизни и его составляющие
3. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики
4. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики
6
16
1-2-3
1
1
1
1
9
10
1-2-3
5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
6. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок
7. Правила оказания первой помощи при травмах
8. Первая помощь при кровотечениях, ранениях
9. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация
10. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах
Практическое занятие «Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, ранениях»
Практическое занятие «Оказание первой медицинской помощи сердечно-легочная
реанимация»
Самостоятельная работа
Раздел 4. Основы Содержание учебного материала
комплексной
1. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в
безопасности
современной среде обитания
личности,
2. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий
общества,
3. Общенаучные методологические подходы к изучению глобальных проблем
государства
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
4. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде
жизнедеятельности
5. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания
6. Обеспечение национальной безопасности России
7. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности
8. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму
9. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная
служба МЧС России
10. Экстремальные ситуации криминогенного характера
11. Экстремизм, терроризм и безопасность человека
12. Наркотизм и безопасность человека
13. Дорожно-транспортная безопасность
14. Вынужденное автономное существование в природных условиях
Контрольная работа «Основы комплексной безопасности личности, общества, государства»
Самостоятельная работа
7
1
1
8
14
1-2-3
1
9
Итоговая контрольная работа
Повторение
Итого
1
3
101
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные
Формы и методы контроля и
умения, усвоенные знания)
оценки результатов
обучения
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
- оценивать ситуации, опасные для
жизни и здоровья;
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях;
использовать
средства
индивидуальной
и
коллективной
защиты;
- оказывать первую медицинскую
помощь пострадавшим;
- владеть способами защиты населения
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
Знать
- о безопасном поведении человека в
опасных и чрезвычайных ситуациях
Презентация индивидуальных
и
групповых
домашних
заданий.
- Контрольная работа.
- Оценивание выступлений.
- Доклад - сообщение по теме.
-Презентация
учебных
проектов.
- Фронтальный опрос.
- Тестирование по теме.
8
природного,
техногенного
и
социального характера;
- о здоровье и здоровом образе жизни;
- о государственной системе защиты
населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций;
- предназначение, структуру, задачи
гражданской обороны.
- Итоговое тестирование.
- Индивидуальный опрос.
- Сообщение по теме
- Контрольная работа
9