Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОД 03.02.04 физическая культура

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ГОС Образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования, ФГОС по специальности СПО 53.02.03 Инструментальное
исполнительство (фортепиано); 53.02.04 Вокальное искусство; 53.02.06 Хоровое
дирижирование; 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство.
Организация-разработчик: Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Свердловский мужской хоровой колледж»

Разработчик:
Канбекова Н.Л. преподаватель Физической культуры, Высшей квалификационной
категории

Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии: Общественных дисциплин
физической культуры и ОБЖ дисциплин Свердловского мужского хорового колледжа
Протокол № 1 от 27 августа 2019 года.
Председатель предметно-цикловой комиссии
Н.Л. Канбекова

Пояснительная записка
Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных
учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания
школьников. Он включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной
деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Логика изложения и содержание рабочей программы основана также на
положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации:
1. Закона РФ «Об образовании» от 31.12.14 № 273-ФЗ;
2. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской
обл. №01/98 от 01.07.2005 г. «О компетенции органов и учреждений образования в
реализации Базисного учебного плана Свердловской обл.».
3. Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 04.12.07 №329-ФЗ
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Распоряжение правительства РФ от 30.08.2002г. № 1507-р
5. О введении третьего дополнительного часа физической культуры в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от
26.03.2002г. № 30 – 51 – 197/20
6. Областной закон «Об образования в Свердловской области» от 13.07.14. №65-ОЗ
7. Приказ Минобразования РФ №302 от 17.12.2006 года «Об утверждении
федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования на 2006-07г»
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об
утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
10.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г.
№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
образовательного стандарта общего образования».
11.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3
марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
Данная программа и учебно-методический комплекс обусловлен полнотой,
доступностью предложенного материала и условиями материальной базы,
климатическими условиями.

1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в состав дисциплин общеобразовательной подготовки среднего (полного)
общего образования в качестве базовой дисциплины.
2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель дисциплины: всестороннее физическое воспитание, укрепление здоровья для
достижения жизненных и профессиональных целей.
Задачи: сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному
формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой
работоспособности на протяжении всего периода обучения; профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;
воспитание у студентов постоянного интереса и привычки к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, совершенствование спортивного мастерства студентов.
3.Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
 влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение
продолжительности жизни;
 способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической
подготовленности;
 правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими
упражнениями различной направленности.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
 использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в
физической культуре.
В результате изучения дисциплины студент должен владеть: системой практических
умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое
благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и
свойств личности, самоопределение в физической культуре;
Компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями;
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




















Знания о физической культуре.
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки,
лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы
передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями:
организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых
соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с
природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь
физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое
развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с
развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических
качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших
закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;
проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка,
физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и
физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения
физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр
(на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий
по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне;
выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты;
стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например, 1) мост из положения лёжа на спине,
опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с
опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор
присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки,
прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.




















Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами
перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное
движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера.
Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы
препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по
наклонной гимнастической скамейке. Лёгкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с
изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный
бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в
длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: малого и большого мяча на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и
спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием
строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на
координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча;
подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в
корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры
на материале волейбола. Народные подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие упражнения.
На материале гимнастики с основами акробатики:
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага,
глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в
стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с
гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой
и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы
упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в
стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий;
передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе;
ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся
темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной
игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног,
туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); жонглирование малыми предметами;
преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки,
перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с
асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие
типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на
переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на
расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в
разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.












Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой;
виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на
контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль
осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы
упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на
руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и
дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г,
гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением
в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с
дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной
гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и
перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и
лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые
упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочерёдно на правой и
левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверхвперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска
партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики:
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре;
пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через
скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной
скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с
горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в
стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных
положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности,
чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или
изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное
преодоление препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в
максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных
мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и
различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение
беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных
ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием
ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и
приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Программа рассчитана на 210 часов. В том числе общее количество: в 10 классе — 70
часов, в 11 классе – 68 часов; самостоятельная работа в 10 классе — 35 часов, в 11 классе
– 35 часов.
10 класс
Знания о физической культуре – 7 часов
Физическое совершенствование – 63 часа
Гимнастика с основами акробатики – 13 часов
Лёгкая атлетика – 21 час
Спортивные игры – 29 часов
11 класс
Знания о физической культуре – 6 часов
Физическое совершенствование – 62часа
Гимнастика с основами акробатики – 15 часов
Лёгкая атлетика – 21 час
Спортивные игры – 28 часов
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия: спортивного зала; спортивная
площадка для занятий легкой атлетикой.
Оборудование: гимнастические снаряды: гимнастические маты, гимнастические
скамейки, гимнастические скакалки, гимнастический конь, гимнастический козел, брусья,
перекладина; мячи: волейбольные, баскетбольные, футбольные; кольца баскетбольные;
ворота футбольные; сетка волейбольная; оборудование для легкой атлетики: теннисные
мячи, гранаты, мячи с отягощением, стартовые колодки, эстафетные палочки.
6.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основная
1. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2008.
2. Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2008.
3. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособия для студентов
СПО. — М., 2008.
Дополнительная
1. Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2003.
2. Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2006.
3. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для
студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и
валеологической направленностью. — Кострома, 2003.
4. Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2002.
5. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2002.
Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2006.

6. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной
школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2002.
7. Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры.
— М., 2005.
8. Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб. пособие
для вузов. — М., 2006.

7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
- иметь представление о роли физической
культуры
в
общекультурном,
профессиональном и социальном развитии
человека;
-знать
психофизические,
социальнобиологические основы здорового образа
жизни; понимать значение ценностей
физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии
человека;
- уметь использовать творческий опыт
деятельности в сфере физической культуры
и спорта для достижения жизненных и
профессиональных целей; владеть системой
практических
умений
и
навыков,
обеспечивающих сохранение и укрепление
здоровья, развитие и совершенствование
необходимых способностей, качеств и
свойств личности, самоопределение в
физической культуре.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Фронтальный опрос, решение тестовых
заданий, самостоятельная индивидуальная
работа студента.
Фронтальный опрос, решение тестовых
заданий, самостоятельная индивидуальная
работа студента.

Демонстрация и выполнение упражнений
студентом; измерение результативности
занятий;
Физическими упражнениями на основании
установленных нормативных требований.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».