Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОГСЭ 00.01 основы философии

1

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС
Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, ФГОС по специальности СПО 53.02.06 Хоровое дирижирование;
Организация-разработчик: Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский мужской хоровой
колледж»

Разработчик:
Позднякова Ю. В., преподаватель общественных дисциплин
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии: Общественных дисциплин физической культуры и ОБЖ дисциплин
Свердловского мужского хорового колледжа
Протокол № 1 от 28 августа 2019 года.
Председатель предметно-цикловой комиссии
Н.Л. Канбекова

2

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История мировой культуры
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ) в
соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО (углубленной подготовки), входящим в состав укрупненной группы
специальностей 53.00.00 Музыкальное искусство: 53.02.03 Инструментальное исполнительство (фортепиано), 53.02.06 Хоровое
дирижирование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального
образования на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию и право на реализацию основной
профессиональной образовательной программы по данной специальности.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Обязательная часть учебных
циклов ППССЗ, ОГСЭ. Общий гуманитарный и социально-экономический цикл, ОГСЭ.01. Основы философии.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе
формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Формируемые компетенции
Общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.

3

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
95
Обязательная аудиторная нагрузка
68
Контрольные работы
4
Практические работы
4
Самостоятельная работа обучающегося
27
Конспектирование текста
Составление таблиц для систематизации материала
Творческие проекты (сообщения, рефераты, эссе)
Просмотре документальных фильмов
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

4

Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Определение
философии.
Становление
философии

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
11 класс (4 курс)
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Содержание учебного материала
1. Определение философии. Основные понятия
2. Предпосылки философии в Древней Индии

Объем часов
3
10

Уровень
освоения
4

3. Предпосылки философии в Древнем Китае
4. Миф и осевое время. Сократ и его идеи
5. Милетская философская школа
6. Пифагор. Демокрит. Элейская школа. Гераклит
7. Философия софистов и Сократа
8. Учение Платона
9. Основоположник формальной логики Аристотель
10. Философия Древнего Рима
Контрольная работа по теме «Становление философии»
Самостоятельная работа
Эссе на тему «Влияние на дальнейшее развитие нашей цивилизации материализма и
идеализма античной философии».
Сообщение на тему:
1. Милетская школа в Древнегреческой философии.
2. Древнегреческий философ – Пифагор.
3. Сходство и различие взглядов Платона и Аристотеля.
4. Конфуций - древнекитайский философ.
5. Аристотель о материи, душе и космосе.

5

2-3

1
4

Раздел 2.
Философия в
Средние века и
Новое время

Раздел 3.
Философия XIX
в.

Содержание учебного материала

10

1. Особенности средневековой философии. Августин. Фома Аквинский
2. Реалисты и номиналисты. Скептицизм
3. Мусульманская философия
4. Р. Декарт. Метод радикального сомнения.
5. Б. Спиноза
6. Монадология Г. Лейбница
7. Ф. Бэкон. Основоположник эмпиризма
8. Д. Локк. Государство. Теория познания
9. Шотландский просветитель Д. Юм.
10. Критика чистого разума. И. Кант
Практическое занятие «Работа с текстами Д. Локка, Ф. Бэкона, И. Канта»
Самостоятельная работа
Сообщение на тему:
1. Учение Фомы Аквинского в эпоху Средневековья.
2. Учение Августина Блаженного в эпоху Средневековья.
3. Человек, природа и свобода в философии Канта.
4. Эмпиризм Ф. Бэкона
5. Биография философа на выбор
Просмотр фильма «Дж. Локк. Великие философы»
Конспект на тему «Философское учение И. Канта», «Средневековая философия»
Содержание учебного материала
1. Субъективный идеализм Фихте.
2. Диалектика природы Ф. В. Шеллинга
3. Философская система Г. В. Ф. Гегеля
4. Материализм. К. Маркс, Л. Фейербах
5. Позитивизм. О. Конт.

6

2-3
1
4

9
1-2-3

6. Эволюционизм. Эволюционная концепция Г. Спенсера.
7. «Воля к власти» Ф. Ницше. Философия бессознательного Э. Гартмана
8. Философия бессознательного Э. Гартмана
Контрольная работа «Философия Нового времени»
Самостоятельная работа
Презентация на тему: Биография философа на выбор
Конспект на тему «Философия XIX в.»
Просмотр фильма «Гегель». Фильм из цикла «Философы»

Раздел 4.
Философия XX в.

Раздел 5. Русская
философия

Содержание учебного материала
1. Экзистенциализм. М. Хайдегер.
2. Философская концепция Ж. П. Сартра
3. Доктрина «массового общества» Х. Ортега-и-Гассет
4. Осевое время К. Ясперса
5. Психоанализ. З. Фрейд, К. Бнг, Э. Фромм
6. Неопозитивизм. Л. Витгенштейн, Б. Рассел, К. Поппер
7. Прагматизм. Скептицизм.
Практическая работа «Обсуждение отрывков из работ Ж. П. Сартра «Экзистенциализм – это
гуманизм», М. Хайдеггер «Время и бытие».
Самостоятельная работа
Чтение работ «Поппер К. Логика научного исследования»., З. Фрейд «Психология
бессознательного»
Эссе по прочитанной книге
Конспект «Философия XX века»
Содержание учебного материала
1. Особенности русской философии
2. Религиозная философия И. В. Киреевского

7

1
4

8

2-3
1
3

6
2-3

3. У истоков русского «духовного возрождения». В. С. Соловьев
4. Русский экзистенциализм и персонализм. Н. А. Бердяев
5. Советская философия
6. Современная философия в России
Практическое занятие «Работа с текстами Н. А. Бердяева»
Раздел 6.
Основные
разделы
философии

Раздел 7.
Отличие
философии от
искусства,
религии,
идеологии
Раздел 8.
Значение
философии

Контрольная работа «Философия XX века. Русская философия»
Содержание учебного материала
1. Этапы и закономерности развития философии
2. Методы и внутреннее строение философии
3. Происхождение и устройство мира
4. Человек и смысл его существования
5. Социальная философия
6. Философия и глобальные проблемы современности
Самостоятельная работа
Эссе на тему «Альтернативы будущего развития философии»
Чтение работ П. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество», О. Шпенглер «Закат Европы»
Краткий конспект любой из перечисленных книг
Содержание учебного материала
1. Философия и искусство
2. Философия и религия
3. Философия и идеология
4. Философия как синтез науки, искусства и религии
Самостоятельная работа
Конспект на тему «Отличие философии от науки, искусства, религии, идеологии»
Содержание учебного материала
1. Философия и истина
2. Философия и философия

8

1
1
6

2-3

4

4
1

3
5
1-2

3. Философия и жизнь
4. Философия как учение о целостной личности
5. Будущее философии
Практическое занятие: «Значение философии»
Самостоятельная работа
Создание словаря «Основные термины философии»
Презентация на тему «Важность философии в современном мире»
Итоговая контрольная работа
Повторение
Итого

1
3

1
4
95

3.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Результаты обучения (освоенные
Формы и методы контроля и
умения, усвоенные знания)
оценки результатов
обучения
Уметь:
ориентироваться в наиболее общих
Собеседование
философских проблемах бытия,
Устный опрос
познания,
Эссе
ценностей, свободы и смысла жизни
Дифференцированный зачет
как
основе формирования культуры
гражданина
и будущего специалиста;
Знать:
- основные категории и понятия
Устный опрос
философии;
Эссе
- роль философии в жизни человека и
Доклад

9

общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и
религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за
сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и
использованием
достижений
науки,
техники
и
технологий.
владеть общими компетенциями:
- знать сущность и социальную
значимость
своей будущей профессии, проявлять к
ней
устойчивый интерес.
- решать проблемы, оценивать риски и
принимать решения в нестандартных
ситуациях.
- осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для
постановки и
решения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
- использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной

Собеседование
Подготовка электронных
презентаций
Тестирование
д/Зачет

10

деятельности.
- работать в коллективе, эффективно
общаться с коллегами, руководством.
- ставить цели, мотивировать
деятельность
подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием
на
себя ответственности за результат
выполнения заданий.
- самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного
развития,
заниматься самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».