Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС
Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, ФГОС по специальности СПО 53.00.00 Музыкальное искусство:
53.02.06. Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский мужской хоровой
колледж»
Разработчик:
Позднякова Ю. В., преподаватель истории
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии: Общественных дисциплин физической культуры и ОБЖ дисциплин
Свердловского мужского хорового колледжа
Протокол № 1 от 28 августа 2019 года.
Председатель предметно-цикловой комиссии
Н.Л. Канбекова
2
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ) в
соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО (углубленной подготовки), входящим в состав укрупненной группы
специальностей 53.00.00 Музыкальное искусство: 53.02.06. Хоровое дирижирование
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального
образования на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию и право на реализацию основной
профессиональной образовательной программы по данной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Место дисциплины в
структуре основной профессиональной образовательной программы: Обязательная часть учебных циклов ППССЗ, ОГСЭ.00 Общий
гуманитарный и социально-экономический цикл, ОГСЭ.00.01 История.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX – начале XXI);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI веков;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих
государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Формируемые компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
3
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать умения и знания дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования в профессиональной деятельности.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
72
Обязательная аудиторная нагрузка
48
Контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося
24
Конспектирование текста
Составление таблиц и схем для систематизации материала
Выполнение экспериментальных заданий
Творческие проекты (сообщения, рефераты, эссе)
Работа со справочным материалом
2.2. Тематическое планирование
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
1
2
Раздел 1. На пути к Содержание учебного материала
новейшему
1. Основы исторического знания
времени
2. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и
ее последствия
3. Цивилизации древнего мира. Древний Египет. Государство шумеров. Индия и
Китай.
4. Древняя Греция
5. Древний Рим
6. Эпоха Средневековья в истории России и мира
7. Основные события нового времени
Самостоятельная работа
Раздел 2.
Содержание учебного материала
5
Объем часов
3
6
5
Уровень
освоения
4
1-2-3
Введение. Россия и
мир в первую
половину XX в.
Раздел 3.
Вторая мировая
война.
1. Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории. Источники.
Характеристика основных этапов.
2. Мир накануне Первой мировой войны
3. Первая мировая война
4. Россия и мир в межвоенный период
5. СССР в первой половине XX в.
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1. Международные отношения накануне войны.
1-2-3
6
1-2-3
2. СССР и Германия накануне Вирой мировой войны.
3. СССР в первый период Великой Отечественной войны (1941 – н. 1942 гг)
4. Советский Союз в переломный период Второй Мировой войны (1942 -1943гг.)
5. СССР и антифашистская коалиция в решающих битвах Второй мировой войны.
Складывание антигитлеровской коалиции.
6. СССР и итоги Второй мировой войны.
Контрольная работа на тему «Вторая мировая война»
Самостоятельная работа.
1
4
1. Составление конспекта «Создание "социалистического лагеря".
2. Подготовка сообщений: «Военные операции Второй мировой войны»
3. Составление презентации: Герои ВОВ
4. Заполнение таблицы «Великая Отечественная война»
Раздел 4. СССР и
мировое развитие в
Содержание учебного материала
1. «Холодная война» и раскол Европы.
6
1-2-3
6
период «холодной
войны»
СССР и мировое
развитие в период
«холодной войны»
2. Создание системы союзов и новые военные конфликты.
3. Советский Союз и крушение колониальной системы
4. Евроатлантические страны и Япония после ВМВ. Конец 1940 – н. 1960 гг.
5. Кризис моделей развития: конец 1960-х – 1970 – е гг.
6. Период партнерства и соперничества между СССР и США,
Самостоятельная работа.
1. Составить конспект по теме: Советский союз в первые послевоенные годы.
1. Подготовка докладов по теме: «Экономическая ситуация в странах Европы и
Америки в 70-80х гг.»
2. Написание рефератов: «Проблемы стран Латинской Америки и революционное
движение», « Реформы и диктатура в странах Латинской Америки.
3. Сравнительная таблица: Лига наций и ООН.
4. Создание презентации: XX съезд партии и его значение.
Раздел 4.
Содержание учебного материала
Модернизационные
1. Перестройка и новое политическое мышление. Демократические революции в
процессы в мире
Восточной Европе и распад СССР.
конца XX века. От
СССР к
2. Модернизационные процессы 1980 – 1990 –х гг. в США и странах Европы.
Российской
Федерации.
3. Страны Азии и Африки:: проблемы модернизации.
4. Латинская Америка: между диктатурой и демократией.
5. Российская Федерация на новом этапе развития.
6. Россия и международные отношения начала XXI века.
7
4
6
1-2-3
Раздел 5.
Интеграционные
проекты
экономического и
политического
развития Европы.
Европейский союз
и его развитие
Контрольная работа по теме «СССР и мир во второй половине XX в.»
Самостоятельная работа.
1. Подготовка сообщений: «Изменения в Восточной Европе в 80 – 90х гг. XX в.»,
«Экономическое и политическое развитие Германии в 80 – 90х гг. XX в.».
2. Подготовка мультимедийной презентации «Советский Союз периода
Ю.В.Андропова, К.У. Черненко
Содержание учебного материала
1. Панъевропейское движение, формирование системы Европейских Сообществ.
1
4
8
1-2-3
2. Углубление и расширение европейской интеграции.
3. Изменения в Восточной Европе в 80-90хгг XX в. и их влияние на Европейское
Сообщество
4. Экономика и политического развития Германии в 80-90гг XX века
5. Маастрихтский договор: рождение Европейского Союза.
6. Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического валютного союза.
Амсдердамскийдоговор: первая реформа Европейского Союза.
7. Ницкий договор: интеграция по всем направлениям
8. Конституционный договор Европейского Союза.
Самостоятельная работа.
1. Работа с дополнительной литературой: подготовка сообщений по темам:
Панъевропейское движение, План Геншера – Коломбо, Маастрихский договор,
Амстердамский договор, Ницкий договор, Конституционный договор Европейского
союза.
Раздел 6
Содержание учебного материала
Развитие
1. Процесс становления нового конституционного строя в России.
суверенной России.
8
4
7
1-2-3
Россия в 20002010гг.
2. Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования.
Приватизация государственной собственности.
3. Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой
конституции, ее историческое значение.
4. Второе президентство Б.Н.Ельцина.
5. Президент
В.В.Путин.
гражданского согласия
Укрепление
государственности.
Обеспечение
6. Особенности общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов,
форм, результатов борьбы с терроризмом
7. Президент Д.А.Медведев - продолжение политики, направленной на
укрепление и стабилизацию государства и общества
Самостоятельная работа
Написание докладов по темам: «Причины, содержание реформ образования,
здравоохранения, развитие политической системы России», «Основные направлений
во внешней политике России в конце XX - начале XXI века», «Приватизация в
Российской Федерации».
2. Составление биографический справок - презентаций: Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров, Е.Т.
Гайдар, Д.А. Медведев, В.В. Путин, Зюганов Г.А, Жириновский В.В, Явлинский Г.А.
Итоговая контрольная работа по курсу
Итого:
4
1
72
9
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные
Формы и методы контроля и
умения, усвоенные знания)
оценки результатов
обучения
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире;
выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых социальноэкономических, политических и
культурных проблем;
Презентация индивидуальных
Знать
основные направления развития
ключевых регионов мира на
рубеже веков (XX – начале XXI);
сущность и причины локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале
XXI веков;
- Фронтальный опрос.
и групповых домашних
заданий.
- Контрольная работа.
- Оценивание выступлений.
- Доклад - сообщение по теме.
-Презентация
учебных
проектов.
- Тестирование по теме.
- Итоговое тестирование.
- Индивидуальный опрос.
- Сообщение по теме
- Контрольная работа
10
основные процессы
(интеграционные,
поликультурные, миграционные
и иные) политического и
экономического развития
ведущих государств и регионов
мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и
других организаций и основные
направления их деятельности;
о роли науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций;
содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов мирового
и регионального значения.
11