Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

МДК 01.02 Ансамблевое исполнительство

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
профессионального

образовательного
образования

стандарта

_53.02.03

по

специальности

Инструментальное

среднего

исполнительство

(Фортепиано)
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»

Разработчик:
Назипова М.А., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория.
Орлова А.В., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

18

ОСВОЕНИЯ

26

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Ансамблевое исполнительство
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 53.02.03 «Инструментальное исполнительство»,
«Фортепиано»
в части освоения основного вида профессиональной
деятельности (ВПД):
исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в
качестве артиста оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста на различных
концертных площадках);
педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение
учебного процесса в ДШИ, ДМШ, других учреждениях дополнительного
образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО)
Включает в себя соответствующие общие компетенции (ОК) :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.

А также соответствующие профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять
музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный,
оркестровый и ансамблевый репертуар.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и
репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых
и ансамблевых коллективах.
ПК
1.3.
Осваивать
сольные,
ансамблевые,
оркестровоисполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические
средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях
студии.
ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и
настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских
задач.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя
творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и
концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом
специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: находится в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД):
исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в
качестве артиста оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста на различных
концертных площадках);
педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного
процесса в ДШИ, ДМШ, других учреждениях дополнительного образования,
общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является: воспитание квалифицированных исполнителей,
способных:

в ансамблевой игре демонстрировать единство исполнительского
замысла, последовательность проведения общего плана и полную
согласованность в деталях;
понимать характер каждой партии, разбираться в тематическом
материале исполняемого произведения;
определять музыкально-исполнительские задачи ансамбля,
обусловленные художественным содержанием и особенностями формы,
жанра и стиля произведения.
Задачами курса являются:
воспитание навыков совместной игры;
развитие навыков ансамблевого чтения с листа и быстрой ориентации в
музыкальном тексте;
расширение музыкального кругозора путем исполнительского
ознакомления с ансамблевыми произведениями разных стилей, жанров,
форм;
умение пользоваться логичной аппликатурой;
воспитание чувства устойчивого ритма, единства темпа, единого
характера звукоизвлечения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: иметь
практический опыт:
репетиционно-концертной работы в качестве артиста в составе ансамбля,
оркестра;
исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах;
уметь:
читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;
психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и
концертной работы;
использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
применять теоретические знания в исполнительской практике;
слышать все партии в ансамблях различных составов;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные
художественные решения при работе в ансамбле;
знать:
ансамблевый репертуар для различных составов;
художественно-исполнительские возможности инструмента в составе
ансамбля;
профессиональную терминологию;
особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику
репетиционной работы по группам и общих репетиций.
Владеть следующими общими и профессиональными компетенциями:

Код
ПК 1.1

ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Наименование результата обучения
Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый
и ансамблевый репертуар.
Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную
работу в условиях концертной организации, в оркестровых и
ансамблевых коллективах.
Осваивать сольные, ансамблевые, оркестрово-исполнительский
репертуар в соответствии с программными требованиями
Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические
знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 665 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 391 часов;
самостоятельной работы обучающегося 274 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме государственного экзамена.

Объем часов
665
391
274

Количество часов, отведенное на каждую тему, выдаётся рассредоточено в
течение учебного года и может варьироваться, в зависимости от
способностей и возможностей обучающегося.
Количество часов, отведенное на самостоятельную работу по закреплению
навыков и приёмов, пройденных на уроке, распределяется преподавателем
согласно индивидуальному плану обучающегося, опираясь на тематический
план.

Кол-во
часов

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ансамблевое исполнительство.
Коды
Наименование темы
Рассматриваемые вопросы, основные
уровень
компете
понятия и термины
освоения
нций
учебного
материала

1.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

2.

ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

3.
4.

Введение
Специфика
нотного
текста
в
классе
камерного ансамбля
Классификация
фортепианной фактуры
Чтение с листа

5 класс (1 полугодие)
1
Специфика предмета. Особенности звучания
различных оркестровых инструментов,
штриховая специфика.
1
Специфика работы над трехстрочной
партитурой
1
3

5.

Выбор программы

1

6.

Работа над программой

12

7.

Работа над программой

13

8.

Итого
Самостоятельная
работа

32
16

1

1,2

Знакомство с различными видами
аккомпанемента
Чтение с листа инструментальных пьес с
простейшим сопровождением
2-3 разнохарактерных инструментальных
пьесы
Разбор и освоение программы, решение
технических задач, формирование слуховых
представлений в ансамблевом звучании.
Решение художественных и
исполнительских задач, выстраивание
нужного звукового баланса, работа над
сценической выдержкой.

1,2

Закрепление пройденного на уроке
материала.

1,2

1,2
1,2
2

3

9.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

10.

ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

11.
12.

14.

16.

Работа над программой

Чтение с листа
Работа над программой

Семестровая аттестация
Итого
Самостоятельная
работа

13.

15.

Выбор программы

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2

Исполнительская
специфика
струнносмычковых
инструментов
Чтение с листа

5 класс (2 полугодие)
1
Формирование репертуара на семестр: 2-3
разножанровые и разностилевые пьесы с
несложным аккомпанементом.
16
Изучение своей партии, партии солиста,
двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
5
Пьесы с простейшим аккомпанементом
17 Решение технических и художественных
задач, формирование слуховых
представлений в ансамблевом звучании,
выстраивание нужного звукового баланса.
1
Академический концерт: 1 произведение
40
20
Закрепление пройденного на уроке
материала.

1

1,2

2
2

3
1,2

6 класс (1 полугодие)
1
Особенности штрихов, способы
звукоизвлечения, особенности звукового
баланса

1,2

Чтение с листа инструментальных пьес с
простейшим сопровождением

1,2

4

Выбор программы

1

Работа над программой

13

19.

Работа над программой

12

20.

Контрольное
мероприятие
Итого
Самостоятельная работа

1

17.
18.

ОК 5
ОК 6
ОК 8

21.
14.
15.

16.
17.

18.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Выбор программы
Знакомство с жанрами
камерноинструментально
музыки
Чтение с листа

2-3 разнохарактерных инструментальных
пьесы
Разбор и освоение программы, решение
технических задач, формирование слуховых
представлений в ансамблевом звучании.
Решение художественных и исполнительских
задач, выстраивание нужного звукового
баланса, работа над сценической выдержкой.
Академический концерт: 1-2 произведения

32
16
Закрепление пройденного на уроке материала.
6 класс (2 полугодие)
1
Формирование репертуара на семестр: 3-4
произведения
1
Соната, концерт, вариации, концертино

4

Работа над программой

16

Работа над программой

17

Чтение с листа инструментальных пьес с
простейшим сопровождением
Изучение своей партии, партии солиста,
двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
Решение технических и художественных
задач, формирование слуховых представлений
в ансамблевом звучании, выстраивание
нужного звукового баланса.

1,2
1,2

2

3

1,2
1
1,2

1,2
3

1,2

Контрольное
мероприятие

1

Академический концерт: 1-2 произведения

3

Итого
Самостоятельная работа

40
20

Закрепление пройденного на уроке материала.

1,2

Выбор программы

7 класс (1 полугодие)
1
Формирование репертуара на семестр: 2-3
крупных формы (сонатина, соната,
вариации),пьесы

Знакомство с ключами

1

Альтовый ключ, теноровый ключ,
особенности транспозиции

1,2

Чтение с листа

3

Чтение с листа инструментальных пьес с
простейшим сопровождением

1,2

24.

Работа над программой

13

1,2

25.

Работа над программой

13

Изучение своей партии, партии солиста,
двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
Решение технических и художественных
задач, формирование слуховых представлений
в ансамблевом звучании, выстраивание
нужного звукового баланса.

26.

Контрольное
мероприятие

1

Академический концерт: 1-2 произведения

2

Итого

32

19.

20.

21.

22.
23.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

1

1,2

Самостоятельная работа

16

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

Выбор программы

7 класс (2 полугодие)
1
Формирование репертуара на семестр: 2-3
произведения, включая пьесу виртуозного
характер

ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Чтение с листа

3

Сонатины и сонаты с несложным
сопровождением

1,2

Работа над программой

17

1,2

29.

Работа над программой

18

30.

Контрольное
мероприятие

1

Изучение своей партии, партии солиста,
двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
Решение технических и художественных
задач, формирование слуховых представлений
в ансамблевом звучании, выстраивание
нужного звукового баланса.
Академический концерт: 2 разнохарактерных
произведения

Итого

40

Самостоятельная работа

20

Закрепление пройденного на уроке материала.

1,2

27.

28.

27.
28.

31.

Закрепление пройденного на уроке материала.

1,2

1

1,2

3

8 класс 1 полугодие
Исполнительская
специфика медных
духовых инструментов
Чтение с листа

1

Выбор программы

1

Работа над программой

6

Работа над программой

6

Контрольное
мероприятие
Итого

1
16

38.

Самостоятельная работа

19

39.

Исполнительская
специфика деревянных
духовых инструментов
Выбор программы

1

32.

33.
34.
35.

36.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

37.

40.

ПК 1.1
ПК 1.2

1

1

Особенности штрихов, способы
звукоизвлечения, особенности звукового
баланса, обзорное знакомство с репертуаром
Чтение с листа инструментальных пьес

1,2

2-3 разнохарактерных инструментальных
концертных пьесы
Изучение своей партии, партии солиста,
двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
Решение технических и художественных
задач, формирование слуховых
представлений в ансамблевом звучании,
выстраивание нужного звукового баланса.
Зачет: 1-2 произведения

1,2

Закрепление пройденного на уроке
материала. Изучение нотных и
исполнительских редакций.
8 класс 2 полугодие
Особенности штрихов, способы
звукоизвлечения, особенности звукового
баланса, обзорное знакомство с репертуаром
Формирование репертуара на семестр: 3-4
произведения

1,2

1,2

2

3

1,2

2

1

Эпоха барокко

1

Чтение с листа

1

Работа над программой

8

12

Работа над программой

8

13

Контрольное
мероприятие
Итого

20

Самостоятельная работа

22

Выбор программы

1

Эпоха барокко

1

9
10
11

ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

14

15
16
17

18
19

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Венская классическая
школа

Жанры и композиторы, особенности стиля
Баха, Генделя, Вивальди и других
Чтение с листа инструментальных пьес с
различным сопровождением
Изучение своей партии, партии солиста,
двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
Решение технических и художественных
задач, формирование слуховых
представлений в ансамблевом звучании,
выстраивание нужного звукового баланса.
Экзамен: 2 произведения композиторов эпохи
барокко

Закрепление пройденного на уроке
материала. Изучение нотных и
исполнительских редакций.
9 класс 1 полугодие

1

Чтение с листа

1

Работа над программой

5

Формирование репертуара на семестр: 2-3
крупных формы (сонатина, соната, вариации)
Жанры и композиторы, особенности стиля
Баха, Генделя, Вивальди и других
Знакомство со стилем венских классиков,
особенности формы сонатного аллегро,
Гайдн, Моцарт, ранние сочинения Бетховена
Чтение с листа сонат с несложным
сопровождением
Изучение своей партии, партии солиста,

1,2
1,2
3

1,2

3

1,2

1
1,2
1,2

1,2
1,2

20

Работа над программой

6

21

Контрольное
мероприятие
Итого

1
16

Самостоятельная работа

19

Выбор программы

1

22

23

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

24

ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Венская классическая
школа

Закрепление пройденного на уроке
материала. Изучение нотных и
исполнительских редакций.
9 класс 2 полугодие

1

Ранний романтизм

1

Чтение с листа

1

27

Работа над программой

7

28

Работа над программой

7

25
26

двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
Решение технических и художественных
задач, формирование слуховых
представлений в ансамблевом звучании,
выстраивание нужного звукового баланса.
Контрольный урок

Формирование репертуара на семестр: 2-3
сонаты (классическое сонатное аллегро,
ранний романтизм)
Знакомство со стилем венских классиков,
особенности формы сонатного аллегро,
Гайдн, Моцарт, ранние сочинения Бетховена
Камерно-инструментальное творчество
Бетховена, Шуберта и др.
Сонатины и сонаты с несложным
сопровождением
Изучение своей партии, партии солиста,
двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
Решение технических и художественных

1,2

3

1,2

1

1,2

1,2
1,2
1,2

1,2

Контрольное
мероприятие
Итого

29

Самостоятельная работа

30

Закрепление пройденного на уроке
материала. Изучение нотных и
исполнительских редакций.
10 класс (1 курс) 1 полугодие
22

1

Романтизм

2

Чтение с листа

2

Работа над программой

8

35

Работа над программой

10

36

Контрольное
мероприятие
Итого

1

32

33
34

ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

3

19

Выбор программы

31

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

1

задач, формирование слуховых
представлений в ансамблевом звучании,
выстраивание нужного звукового баланса.
Зачет: часть сонаты классического или
романтического периода

24

Формирование репертуара на семестр: 2-3
произведения
Обзорное знакомство с камерноинструментальным творчеством
композиторов 19 века
Сонатины и сонаты различного уровня
сложности
Изучение своей партии, партии солиста,
двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
Решение технических и художественных
задач, формирование слуховых
представлений в ансамблевом звучании,
выстраивание нужного звукового баланса.
Зачёт в форме академического концерта

1,2

1
1,2

1,2
1,2

1,2

3

Самостоятельная работа

37

20

Закрепление пройденного на уроке
материала. Изучение нотных и
исполнительских редакций.

1,2

10 класс (1 курс) 2 полугодие
38

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

39

ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Формирование репертуара на семестр:
гаммы, этюды, полифония, крупная форма,
пьесы
Обзорное знакомство со стилями и
направлениями в 20 веке

1,2

2

Сонатины и сонаты различной сложности

1,2

Работа над программой

12

1,2

42

Работа над программой

13

43

Контрольное
мероприятие

Изучение своей партии, партии солиста,
двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
Решение технических и художественных
задач, формирование слуховых
представлений в ансамблевом звучании,
выстраивание нужного звукового баланса.
Экзамен: 1 произведение крупной формы
романтического периода или композиторов
20 века
Закрепление пройденного на уроке
материала. Изучение нотных и
исполнительских редакций.

1,2

40
41

44

Выбор программы

1

Современная камерноинструментальная
музыка
Чтение с листа

2

Итого

30

Самостоятельная работа

23

1,2

1,2

3

11 класс (2 курс) 1 полугодие
45
46

47

48

49

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Выбор программы

1

Работа над программой

7

Работа над программой

7

Контрольное
мероприятие
Итого

1
16

Самостоятельная работа

18

Выбор государственной программы: 1-2
сонаты на выбор преподавателя
Изучение своей партии, партии солиста,
двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
Решение технических и художественных
задач, формирование слуховых
представлений в ансамблевом звучании,
выстраивание нужного звукового баланса.
Контрольный урок

Закрепление пройденного на уроке
материала. Изучение нотных и
исполнительских редакций.

1
1,2

1,2

3

1,2

11 класс (2 курс) 2 полугодие
50

Работа над программой

17

51

Работа над программой

17

Изучение своей партии, партии солиста,
двигательное освоение музыкального
материала, работа над художественным
содержанием.
Решение технических и художественных
задач, формирование слуховых
представлений в ансамблевом звучании,
выстраивание нужного звукового баланса.

1,2

1,2

52

53

Контрольное
мероприятие
Итого

34

Самостоятельная работа

23

Государственный экзамен

3

Закрепление пройденного на уроке
материала. Изучение нотных и
исполнительских редакций.

1,2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебных кабинетов для
мелкогрупповых или индивидуальных занятий.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, пульты для нот, стулья;
Технические средства обучения: аппаратура, воспроизводящая аудио- и
видеозаписи, нотная литература (включая партии для каждого инструмента)
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Нотная литература:
Струнные:
Бах И. С. Сонаты для скрипки и клавира
Бетховен Л. Вариации на тему из оп. «Волшебная флейта» для виолончели и
фортепиано
Бетховен Л. Вариации на тему из оратории Генделя «Иуда Маккавей» для
виолончели и фортепиано
Бетховен Л. Сонаты для виолончели и фортепиано
Бетховен Л. Сонаты для скрипки и фортепиано
Гендель Г.Ф. Сонаты для скрипки и баса континуо
Григ Э. Соната для виолончели и фортепиано ля минор
Григ Э. 3 сонаты для скрипки и фортепиано
Корелли А. Шесть сонат для скрипки и фортепиано (без выходных данных)
Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано. Педагогический
репертуар музыкальных училищ I–II курсы. Вып.3, М., «Советский
композитор» 1976
Пьесы и произведения крупной формы для скрипки и фортепиано. Детская
музыкальная школа средние и старшие классы М., «Музыка» 1983
Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано средние и старшие
классы вып.3 М., «Советский композитор» 1983
Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано. Педагогический
репертуар музыкальных училищ III–IV вып.3, М., «Советский композитор»
1975
Хрестоматия для скрипки. Концерты вып.2 М, «Музыка» 1989
Хрестоматия для скрипки 1-2 классы ДМШ Пьесы часть 1 М., «Москва» 2004

Хрестоматия для скрипки 1-2 классы ДМШ. Пьесы, произведения крупной
формы. Часть 2. М., «Музыка» 2004
Хрестоматия для скрипки пьесы и произведения крупной формы ДМШ 1-2
классы М., «Москва» 1988
Хрестоматия Скрипка. 1-4 классы М. ,«Кифара» 2004
Хрестоматия для скрипки 2-3 классы ДМШ часть 2. Пьесы , произведения
крупной формы. М., «Музыка» 2004
Хрестоматия для скрипки 3-4 классы ДМШ часть 1 Пьесы. М., «Москва»
2002
Хрестоматия для скрипки 3-4 классы ДМШ, Пьесы и произведения крупной
формы
Хрестоматия для скрипки 4-5 классы ДМШ часть 1, Пьесы М., «Москва»
2002
Хрестоматия для скрипки 4-5 классы . Пьесы , произведения крупной формы.
М., «Музыка» 1990
Хрестоматия Скрипка 5-7 классы ДМШ. М., «Кифара» 2005
Хрестоматия для скрипки 5-6 часть 2. Пьесы, произведения крупной формы
Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы 3-4кл. М.,
«Музыка» 1991
Хрестоматия для скрипки Концерты Средние и старшие классы ДМШ вып. 1
М., «Москва» 1988
Хрестоматия для скрипки Концерты Выпуск 2,часть 1 М., «Москва» 2005
Хрестоматия для скрипки Концерты Выпуск 2,часть 2 М., «Москва» 2005
Хрестоматия для скрипки Концерты Выпуск 3, часть 2 М., «Москва» 2003
Хрестоматия для скрипки и фортепиано 1-2 классы ДМШ в 2-х тетрадях под
общей редакцией Шальмана СПб., «Композитор» 1997
Хрестоматия для скрипки и фортепиано 3-7 классы ДМШ под общей
редакцией Шальмана СПб., «Композитор» 1999
Хрестоматия для скрипки 6-7 классы ДМШ Музыкальное училище. Пьесы
М., «Москва»1998
Шальман С. Школа скрипача. 16 бесед с юным музыкантом . для скрипки и
фортепиано книга 2
Шнитке А. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано

Духовые:
Альбом Юного гобоиста вып.3 СПб. «Композитор» 1989
Альбом юного гобоиста выпуск 4 , М., «Советский Композитор»
Пьесы для начинающих «Золотой репертуар флейтиста» СПб., 1998

Лёгкие пьесы зарубежных композиторов переложение для флейты и
фортепиано СПб. , 1993
Басси Л. Концертная фантазия на темы из оп. «Риголетто»
Басок М. Сонатина для флейты и фортепиано «Екатеринбург»2008
Бах И.С. Соната ми-бемоль мажор для флейты и чембало (фортепиано) BWV
1031 СПб., «Композитор» 1998
Бах К.Ф.Э. Концерт ре-минор Будапешт «Музыка»
Боллинг К. Сюита для флейты и фортепиано
Борне Ф. Бриллиантовая фантазия на темы Бизе «Кармен», «G.Schirmer» 1980
Брамс Й. Две сонаты для кларнета и фортепиано
Вивальди А. Концерт ре минор для гобоя и фортепиано «Рикорди»1994
Вивальди А. Концерт ре-мажор Будапешт «Музыка»
Гайдн Й. Концерт для гобоя с оркестром клавир «Гулисы» 1998
Гендель Г. Ф. Соната для гобоя и фортепиано «Гулисы» 1998
Гречанинов А. Соната для кларнета и фортепиано
Григ Э. четыре пьесы обработка для флейты и фортепиано М., «Музыка»
2008
Дювернуа А. Концертино для флейты и фортепиано
Дютийе А. Сонатина для флейты и фортепиано М., «Музыка» 2005
Кароник В. Размышления Для детей и юношества (Пьесы для
инструментальных ансамблей) СПб «Композитор» 2002
Корнаков Ю. Полонез-фантазия для квартета флейт и фортепиано с
ударными СПб «Композитор» 2002
Кофронь Я. Соната для валторны и фортепиано
Мартину Б. Сонатина для кларнета и фортепиано
Пуленк Ф. Соната для гобоя и фортепиано «Гулисы» 1998
Пуленк Ф. Соната для кларнета и фортепиано
Пуленк Ф. Соната для флейты и фортепиано
Пушечников Школа игры на гобое М., «Музыка» 2001
Раков Н. Две сонаты для кларнета и фортепиано
Резетдинов Л. Французская сюита И. С. Баха для флейты и арфы
(фортепиано) СПб., «Композитор»
Саммартини Концерт №1 для гобоя и ф-но Copyright 1969 by G. Schirmer,
International Copyright Secured
Сен-Санс К. Соната для гобоя и фортепиано «Гулисы» 1998
Сен-Санс соната для кларнета и фортепиано ми-бемоль мажор
Телеман Г.Ф. Соната для гобоя и фортепиано «Гулисы» 1998
Флейта Концертные пьесы для флейты и фортепиано «Классика-XXI»
Форе Г. Фантазия для флейты и фортепиано

Хрестоматия для флейты 1-3 класс часть 1 Пьесы М., «Музыка» 2001
Хрестоматия для гобоя 3 класс ДМШ СПб «Композитор»2002
Хрестоматия для гобоя 4 класс ДМШ СПб «Композитор»2002
Хиндемит П. Соната для флейты и клавира «B. ShottSohne»Mainz1965
Штраус Р. Концерт для гобоя с оркестром клавир «Гулисы» 1998
Эбен П. Соната для гобоя и фортепиано «Гулисы» 1998
Энеску Дж. Кантабиле и престо для флейты и фортепиано «Гулисы» 1998

Методическая литература:
 Асафьев Б. «О симфонической и камерной музыке», Музыка.
Ленинградское отделение, 1981 г.
 Гайдамович Т. «Инструментальные ансамбли», М. 1960 г.
 Готлиб А. «Основы ансамблевой техники», М., 2008 г.
 Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения»,
Музгиз, 1961 г.
 Раабен Л. «Камерная инструментальная музыка первой половины
ХХв.», Сов. Композитор 1986 г.
 Раабен Л. «Советская камерно-инструментальная музыка»,
Государственное музыкальное издательство, 1963 г.
 Алексеев А. «Русская фортепианная музыка к.XIX-н.ХХв.» М.,
1963г.
 Кремштейн Б. «Воспитание самостоятельности учащегося в классе
специального фортепиано», Классика, 2009 г.
 Раабен Л. «Вопросы квартетного исполнительства», М. 1956 г., 1960
г.
 Чернова Т. «Драматургия в инструментальной музыке», Музыка,
1984 г.
Дополнительные источники:
 Алексеев А. «Русская фортепианная музыка к.XIX-н.ХХв.» М., 1963г.
 Кремштейн Б. «Воспитание самостоятельности учащегося в классе
 специального фортепиано», Классика, 2009 г.
 «Бетховен» документальный фильм
 «Искусство ХХ века» учебный фильм
 «Римский-Корсаков» худ. фильм
 «Амадей» худ. фильм реж. Милош Форман
 «Николо Паганини» худ. Фильм
 Сайты: http://classic-online.ru/
http://notes.tarakanov.net/

3.3. Методические рекомендации преподавателям.
Класс камерного ансамбля комплектуется из пианистов, струнников
(скрипачей, альтистов, виолончелистов) и духовиков.
Основу репертуара камерного ансамбля составляют сонатные дуэты,
трио, фортепианные квартеты, квинтеты и смешанные ансамбли. Самый
распространенный вид ансамбля – сонатные дуэты для скрипки, виолончели,
духовых инструментов и фортепиано. Следует подбирать произведения
различной трудности, соответствующие уровню подготовки учащихся
колледжа. Ансамблей для виолончели и фортепиано или альта и фортепиано,
доступных учащимся, сравнительно немного, поэтому виолончелистов и
альтистов желательно использовать в ансамблях другого состава (трио,
квартетах, квинтетах).
Начинать работу в классе камерного ансамбля целесообразно с
произведений классического репертуара. Следует учитывать, что сонаты и
трио Л.В.Бетховена выдвигают значительные исполнительские трудности.
Поэтому рекомендуется проходить их только с наиболее «продвинутыми»
учащимися.
В целях расширения кругозора и развития навыков чтения нот с листа
желательно ознакомить учащихся с большим числом произведений, не
доводя при этом их исполнение до того уровня, который требуется при
выступлении.
Одно из важнейших требований ансамблевой игры - учет
индивидуальных особенностей каждого учащегося при комплектовании
составов ансамблей.
Совместное исполнение в ансамбле требует одинакового понимания
идейно-художественного замысла и стилистических особенностей
произведения, единого темпа, динамики, принципа выполнения штрихов,
единой интонации у струнников (особенно в трио, квартетах и других
больших составах).
Участники ансамбля должны уметь, основываясь на фактуре
произведения, ясно определять роль и значение исполняемой партии в
каждом конкретном эпизоде. Инерция "сольной" психологии начинающего
ансамблиста замыкает его в пределах собственной партии и затрудняет тем
самым охват произведения в целом. Процесс ансамблевого исполнения
требует постоянной взаимной координации, которая тесно связана с
основами
ансамблевого
исполнительства:
ритмической
согласованностью и устойчивостью, динамическим равновесием,
единством фразировки.
На занятиях по камерному ансамблю еще большее значение, чем в
сольном исполнительстве, имеют такие необходимые качества, как "личная"
ритмическая дисциплина, умение правильно точно читать и воспроизводить
нотный текст.

Следует обращать внимание учащихся на точное выполнение
указаний в тексте в отношениях темпа, нюансировки, штрихов, пауз и
т.д. Это обусловлено тем, что пианист должен постоянно следить за
партиями других участников ансамбля и согласовывать свое исполнение с
исполнением партнеров. Кроме того, игра по нотам страхует исполнителей
от всякого рода случайностей, могущих возникнуть при игре наизусть. Такие
случайности, поправимые при игре solo, в ансамбле приводят к весьма
нежелательным последствиям. Занятия в классе камерного ансамбля с
учащимися, плохо играющими по нотам, осложняются. Поэтому умение
свободно играть по нотам, требующее своих особых навыков, следует
воспитывать на протяжении всего курса.
Большие трудности в ансамблевой работе часто связаны с отсутствием
ритмической дисциплины, выражающиеся прежде всего в колебаниях
темпа. Отклонения от темпа обычно бывают:
при изменении динамики (так f и crescendo вызывают ускорение, р к
diminuendo - замедление);
при смене построений с различным характером музыки (оживленные быстрее; напевные, лирические - медленнее);
при смене ритмического рисунка (напр., переход от восьмых к
шестнадцатым очень часто влечет ускорение);
при неточном выдерживании паузы или нот большей длительности
(целые и половинные);
при исполнении пунктирного ритма;
при недостаточной точности исполнения залигованных нот, из
которых часто вторая передерживается.
Трудными для исполнения являются места с одинаковым ритмическим
рисунком в обеих (или нескольких) партиях. Чтобы сохранить единое
движение здесь требуется особое взаимное внимание.
При различном ритмическом рисунке в целях большей ритмической
устойчивости, следует ориентироваться на партию с более мелкими
длительностями. Это дает возможность сыграть ровно, "не комкая". Кроме
того, такая ориентировка сообщает большую устойчивость и другой партии.
Очень важно умение ансамблистов вместе и точно начать
произведение. Вступление должен показывать один из исполнителей
легким движением головы или туловища (этот жест сродни дирижерскому
ауфтакту). Если произведение начинается с сильной доли, то жестом
показывают затакт, если со слабой, то отмечают сильную долю. Показ
вступления обязательно должен быть в темпе исполняемого произведения.
Умение ясно и четко показать вступление дается не сразу и требует
соответствующей тренировки. На первых порах перед показом
вступления рекомендуется мысленно отсчитывать пустой такт. Показ
вступления необходим не только в начале произведения, то так.хе после пауз
и в особенности после фермат.

При разновременном вступлении также возможны неточности. Часто
учащийся, не реагируя на уже установившийся темп, вступает в "своем",
несколько ином темпе. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы
учащийся во время пауз не терял единого движения.
Вопрос динамического равновесия является одним из важных вопросов в
работе с ансамблем. С первых же уроков следует обращать внимание на
согласование силы звучания с тем, чтобы достаточно ясно слышны были
все партии.
Необходимо, чтобы каждый из участников ансамбля ясно представлял
себе место и значение исполняемой им партии в каждом конкретном
эпизоде. В зависимости от роли и значения партий возникают и различные
"планы" исполнения. Первый план - основной, ведущий материал, второй
план подчиненный, сопровождающий. Первый план должен быть
ярким, рельефным, а второй - более мягким, сдержанным. Довольно
распространенным недостатком, присущим главным образом пианистам,
является перегрузка звучности второго плана. Этот недостаток проявляется
чаще всего при игре f и ff.
Однако нельзя примириться и с примитивным толкованием различных
планов исполнения, т. к. в пределах каждого плана могут быть самые
разнообразные градации. Следует также помнить о том, что звучание всех
планов ансамбля взаимосвязано и требует равновесия и слитности звучания.
Единство фразировки также является одним из обязательных условий
ансамблевого исполнения. Но это условие не всегда выполняется
начинающими ансамблистами: нередко один и тот же мотив или фраза
исполняется партнерами по-разному (например, штрих "стаккато" может
выполняться одновременно остро и мягко, окончание лиг может быть
различными и т.д.).
Единство фразировки должно сохраняться не только при
параллельном проведении, но также и "на расстоянии", при
поочередном проведении одного и того же материала.
В работе над фортепианным трио, над квартетами и квинтетами
необходимо тщательным образом согласовывать штрихи у струнных
инструментов: движение смычка вверх или вниз, характер звукоизвлечения и
т.д. Не менее важным является согласование штрихов между струнными
инструментами и фортепиано, так как лига у струнных инструментов
означает не только исполнение легато, но также и объединяет ноты,
извлекаемые на один смычок. Следует учитывать, что лиги в партиях
струнных инструментов могут не совпадать с лигами в партии фортепиано.
Требования ритмической согласованности, динамического равновесия,
единства фразировки должны служить надежным первичным критерием при
оценке успехов начинающих ансамблистов, так как без этих основных и
специфических моментов ансамблевого исполнительства немыслим
полноценный ансамбль.

В целях достижения наиболее высоких результатов необходимо
предусматривать время для самостоятельных занятий ансамбля, во время
которых учащиеся без преподавателя работают над произведениями,
самостоятельно решая художественные и технические задачи, добиваясь
ансамблевой слитности, выверяя динамический баланс звучания.
В процессе самостоятельных занятий в ансамбле вырабатывается более
полное взаимопонимание ансамблистов (музыкальное и психологическое),
рождается общая интерпретация исполняемого произведения, что, в свою
очередь, стимулирует развитие интереса у студентов к камерному
музицированию.
Камерные ансамбли следует включать в программы концертов
колледжа. Необходима организация концертов классов камерного ансамбля
(1-2 раза в год). На концертах колледжа, а также на Государственном
экзамене желателен показ ансамблей, состоящих из учащихся, силы
которых наиболее равноценны.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной
образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую
студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями
преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется
преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в
репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных
классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа студентов
должна подкрепляться учебно- методическим и информационным
обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия,
конспекты лекций, аудио и видео материалами.
3.4.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельный разбор нотного текста;
Систематическая подготовка домашних заданий;
Решение технических проблем и поиск интерпретаторских решений;
Поиск и отбор информации об исполняемых произведениях и
аудиозаписей;
5. Самостоятельная
организация
репетиционного
процесса
с
иллюстратором.
1.
2.
3.
4.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. фонд оценочных средств
Оценка качества освоения дисциплины «Камерный ансамбль» включает
следующие виды контроля:

Текущий контроль успеваемости;

Промежуточную аттестацию;

Итоговая аттестация.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям программы создаются фонды оценочных средств,
позволяющие оценить освоенные компетенции.
Фонд оценочных средств включает:



 Текущий – оценка выполненной самостоятельной работы учащегося,
концертное выступление;
 Промежуточный – включает полусеместровую аттестацию и
семестровую аттестацию в форме контрольного урока,
прослушивания, зачета и экзамена, концерта;
Итоговый – итоговая государственная аттестация, которая
включает в себя исполнение программы: часть или несколько частей
сонатной формы любого стилевого направления.
4.2. критерии оценки

Успеваемость учащихся определяется следующими оценками:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «Отлично» выставляется за исполнение, образное содержание
которого раскрыто с достаточной полнотой и убедительностью. Учащийся
демонстрирует понимание авторского замысла и стилевых особенностей
исполняемых произведений, хорошее чувство ансамбля и звукового баланса,
владеет средствами выразительности, нужными исполнительскими
приемами, имеет хорошую исполнительскую выдержку; исполнение
целостное и законченное, не содержит существенных текстовых и
технических потерь.
Оценка «Хорошо» выставляется при наличии в исполнении
несущественных текстовых и технических потерь, а образное содержание
произведения недостаточно раскрыто. Учащийся понимает авторский
замысел, стилевые и жанровые особенности исполняемого произведения,
владеет необходимыми для воплощения образа техническими приемами,
средствами выразительности. В исполнении прослеживается недостаточное
ощущение единого времени с солистом.

Оценка
«Удовлетворительно»
характеризуется
следующими
параметрами: эмоционально-образная сторона произведения раскрыта слабо,
интерпретация неубедительная; в исполнении есть существенные
погрешности (текстовые, темповые, динамические, ритмические); учащийся
плохо
владеет
средствами
художественной
выразительности,
исполнительскими приемами. Между учащимся и солистом нет
темпоритмического единства, плохой звуковой баланс.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в случае, когда
эмоционально-образная сторона не раскрыта, интерпретация неубедительная,
учащихся технически не справляется с поставленной задачей, не владеет
средствами художественной выразительности.
4.3. оценка освоенных компетенций

Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 1.1 Целостно и
грамотно
воспринимать и
исполнять
музыкальные
произведения,
самостоятельно
осваивать сольный,
оркестровый и
ансамблевый
репертуар.
ПК 1.2 Осуществлять
исполнительскую
деятельность и
репетиционную
работу в условиях
концертной
организации, в
оркестровых и
ансамблевых
коллективах.
ПК 1.3 Осваивать
сольные,
ансамблевые,

Основные показатели
оценки результата
Грамотное и выразительное
исполнение на инструменте,
владение методикой
самостоятельного освоения
репертуара.

Формы и
методы
контроля и
оценки
Текущий
контроль в
форме зачета,
экзамена,
итоговой
контроль в
форме
итоговой
государственно
й аттестации

Владение методикой
репетиционной работы,
основами ансамблевой игры,
умение воплощать на сцене
поставленные
художественные задачи

Концерт

Грамотное и выразительное
исполнение на инструменте,
владение методикой

Текущий
контроль в
форме зачета,

оркестровый
исполнительский
репертуар в
соответствии с
програмными
требованиями

самостоятельного освоения
репертуара.

ПК 1.4 Выполнять
теоретический и
исполнительский
анализ музыкального
произведения,
применять базовые
теоретические знания
в процессе поиска
интерпретаторских
решений.
ОК 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и
способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в
коллективе,
эффективно общаться
с коллегами,
руководством.

Владение методологией
анализа произведений
различных жанров. Верное
определение жанра, формы,
стиля.
Аргументированное
обоснование выбора
выразительных средств в
интерпретации
произведений.
Наличие мотивации к
профессиональному
обучению.
Своевременность и полный
объем выполнения
домашних заданий.

экзамена,
итоговой
контроль в
форме
итоговой
государственно
й аттестации
Устный опрос
(коллоквиум)

Выставление
текущих
оценок по всем
задаваемым на
дом формам
работы.

Организация продуктивной
самостоятельной работы.

Выставление
текущих
оценок по всем
задаваемым на
дом формам
работы.

Владение компьютером,
интернетом.

Текущий
контроль по
заданной теме

Умение эффективно
выстраивать отношения с
коллегами и руководством,
успешно находить решение в
проблемной ситуации.

Отсутствие
нареканий со
стороны
администрации
и коллег

ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.

Мотивация к
самосовершенствованию,
устойчивый интерес к
современным методикам.

Текущий
контроль по
заданной теме


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».