Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
профессионального
образовательного
образования
стандарта
_53.02.03
по
специальности
Инструментальное
среднего
исполнительство
(Фортепиано)
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчик:
Чернявская Е.Н., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория.
ЛоскутоваЕ.Н., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
•
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
•
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
•
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
•
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Концертмейстерский класс (МДК 01.03)
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство. Фортепиано.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы.
Междисциплинарный курс Концертмейстерский класс (МДК 01.03)
реализуется в базовой части ФГОС СПО по специальности 53.02.03
Инструментальное исполнительство. Фортепиано
и входит в состав
Профессионального модуля ПМ.01.
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
подготовка специалиста, свободно владеющего фортепиано, обладающего
широким
кругозором,
художественным
вкусом,
сформироваными
профессиональными
качествами
личности,
специфическими
концертмейстерскими навыками для самостоятельной практической
деятельности, способного исполнять музыкальные произведения различных
эпох, стилей и жанров.
Задачами курса являются:
• изучение специфики работы пианиста-концертмейстера с вокалистом,
инструменталистом, вокальным ансамблем, хором;
• развитие и
совершенствование навыков
чтения с листа,
транспонирования;
• последовательное освоение вокального и инструментального
репертуара в соответствии с требованиями;
• формирование навыков аккомпанемента и игры в ансамбле;
• накопление, посредством изучения произведений, музыкальнохудожественных впечатлений, воспитание на этой основе
художественного вкуса и формирование профессиональной культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
иметь практический опыт:
• чтения с листа и транспонирования аккомпанементов музыкальных
произведений разных жанров, форм и стилей;
• репетиционной и концертной работы в качестве концертмейстера;
• сочинения, импровизации, подбора по слуху в соответствии с
творческими задачами;
• исполнения на фортепиано аккомпанементов вокалистам, вокальным
ансамблям и инструменталистам музыкальных произведений разных
форм, жанров и стилей, а также
уметь:
• читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в
соответствии с программными требованиями;
• использовать технические навыки и приемы игры на фортепиано,
средства исполнительской выразительности
для грамотной
интерпретации нотного текста;
• аккомпанировать голосу и инструментальной партии в музыкальных
произведениях средней сложности;
знать:
• художественно-исполнительские возможности фортепиано;
• репертуар вокальной и инструментальной музыки в соответствии с
программой;
• приемы и этапы работы концертмейстера;
• профессиональную терминологию.
В результате освоения дисциплины «Концертмейстерский класс» у
обучающихся должны сформироваться общие и профессиональные
компетенции (ОК – общая компетенция; ПК – профессиональная
компетенция):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать ансамблевый репертуар в
соответствии с требованиями;
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую
деятельность и
репетиционную работу в качестве концертмейстера;
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 665 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 391 часов;
самостоятельной работы 274 час.
Время изучения – c 9 по 14 семестр по 2 часа в неделю, с 15 по 18 семестр по
1 часу в неделю, 19-20-й семестр – 1,5 часа в неделю, 21 семестр - 1час в
неделю, 22-й семестр - 2 часа в неделю. Форма изучения – индивидуальные
занятия.
1.5. Результаты освоения программы.
Результатом освоения дисциплины «Концертмейстерский класс»
является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.4
ОК 1
ОК 3
ОК 6
ОК 8
Наименование результата обучения
Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать сольный и ансамблевый
репертуар.
Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в
условиях концертной организации и ансамблевых коллективах.
Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального
произведения, применять базовые теоретические знания в процессе
поиска интерпретаторских решений.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
аудиторные занятия
зачеты
контрольные уроки
Итоговая аттестация в форме государственного экзамена
Объем часов
665
391
380
4
7
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
закрепление навыков по чтению с листа
274
закрепление навыков по транспонированию
закрепление навыков по соединению вокальной строчки с
аккомпанементом, игры по 3-м строчкам
закрепление навыков подбора по слуху
закрепление навыков по чтению хоровых партитур,
игра по 4-м строчкам
закрепление навыков по чтению клавиров
поиск и отбор информации об исполняемых произведениях и
аудио- и видеозаписей
самостоятельная
работа над концертным репертуаром,
разбор нотного текста
посещение камерных концертов, оперных спектаклей
Проверка самостоятельных работ
40
20
50
15
16
18
20
35
35
25
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной
дисциплины КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС (МДК 01.03.)
Тематический план курса
№
п/п
Наименование темы
Рассматриваемые вопросы
5
1.
2.
4.
Введение
Работа над вокальным
произведением
на
примере
бытового
романса.
Разбор
литературного
вокальной музыке.
7.
текста
Семестровая аттестация
3
1
7
11
1,2
1,2
в
Ознакомление с различными видами
фактур аккомпанементов.
Подготовка программы к Два бытовых романса с различными
контрольному уроку.
видами фактуры.
Самостоятельная работа
Ознакомление со сборником романсов
А.Варламова
Семестровая аттестация
Контрольный урок
Фигурационное
сопровождение
Подготовка программы к
семестровой аттестации
Самостоятельная работа
Уровень
освоения
материала
класс 1 семестр
Значение аккомпанемента в раскрытии
художественного образа произведения.
10
20
3
1
3
Альбертиевы басы, маркизовы басы.
14
1,2
Список из пяти разнохарактерных
романсов.
Ознакомление со сборником романсов
А.Гурилева
Контрольный урок
25
2
21
3
1
3
10
1,2
21
1,2
21
3
1
3
5
6.
Кол-во
часов
класс 2 семестр
6 класс 1семестр
Соотношение мелодической линии,
синхронность рук при исполнении
11. Подготовка программы к Список из пяти разнохарактерных
семестровой аттестации. романсов.
Самостоятельная работа
Ознакомление со сборником романсов
Булахова
Семестровая аттестация
Контрольный урок
8.
Фактура бас-аккорд
6 класс 2 семестр
12. Работа над вокальным Формирование навыка по принципу
произведением
постепенного увеличения кол-ва знаков
альтерации,
усложнения
фактуры,
наличие элементы полифонии.
20
15. Подготовка программы к Список
19
1,2
20
3
1
3
10
1,2
семестровой аттестации
Самостоятельная работа
Семестровая аттестация
из
пяти
разнохарактерных
романсов.
Ознакомление со сборником романсов
А.Даргомыжского
Контрольный урок
1,2
7 класс 1 семестр
17. Инструментальная
музыка
Особенности
инструменталисту.
18. Работа над вокальным Список
произведением
романсов.
из
пяти
аккомпанемента
разнохарактерных
20. Подготовка программы к Романс и инструментальная пьеса
семестровой аттестации
Самостоятельная работа
Самостоятельный разбор нотного
текста; подготовка домашних заданий;
Семестровая
аттестация
Контрольный урок
10
11
1,2
1,2
18
3
1
3
7 класс 2 семестр
Инструментальная
музыка
Работа над вокальным
произведением
Подготовка программы к
семестровой аттестации
Самостоятельная работа
Стилевые
особенности,
штрихи,
звуковой баланс в ансамбле с солистом.
Список из пяти разнохарактерных
романсов.
Романс и инструментальная пьеса
10
Самостоятельный разбор нотного
текста; подготовка домашних заданий;
20
Семестровая
аттестация
Зачет
1
14
15
8 класс 1 семестр
Работа над вокальным Стилевые
особенности
романсов
произведением
зарубежных композиторов
Знакомство с клавирами
Особенности переложения оркестровой
музыки.
4
Подготовка программы к Список из пяти разнохарактерных
семестровой аттестации
романсов.
Самостоятельная работа
Самостоятельный разбор нотного
текста; подготовка домашних заданий;
7
Семестровая
аттестация
Зачет
4
18
1
8 класс 2 семестр
Работа с клавирами
Знакомство с оперными жанрами: ария,
каватина, речитатив и т.д.
6
Работа над вокальным
произведением
Подготовка программы к
семестровой аттестации
Самостоятельная работа
Стилевые
особенности
романсов
русских композиторов
Список из пяти разнохарактерных
романсов.
Самостоятельный разбор нотного
текста; подготовка домашних заданий;
6
Семестровая
аттестация
Экзамен
8
19
9 класс 1 семестр
Работа с клавирами
Формирование звуковых представлений
оркестрового тембров.
Знакомство с оперными жанрами: ария,
каватина, речитатив и т.д.
5
5
Подготовка программы к Ария и романс.
семестровой аттестации
Самостоятельная работа
Решение технических проблем и поиск
интерпретаторских решений;
Поиск и отбор информации об
исполняемых произведениях и
аудиозаписей
6
20
Семестровая
аттестация
Экзамен
Работа над вокальным
произведением
Работа с клавирами
Подготовка программы к
семестровой аттестации
Самостоятельная работа
Знакомство с вокальными циклами
5
Освоение оперного репертуара
Список из пяти разнохарактерных
романсов.
Решение технических проблем и поиск
интерпретаторских решений;
Поиск и отбор информации об
исполняемых произведениях и
аудиозаписей
5
8
19
Семестровая
аттестация
Контрольный урок
1
Работа с клавирами
Освоение оперного репертуара
9 класс 2 семестр
10 класс 1 семестр
7
Работа над романсами.
Усложненная фактура аккомпанемента
Подготовка программы к Ария и романс
семестровой аттестации
Самостоятельная работа
Решение технических проблем и поиск
интерпретаторских решений;
Поиск и отбор информации об
исполняемых произведениях и
аудиозаписей
19
Семестровая
аттестация
1
Зачет
8
8
10 класс 2 семестр
Работа с клавирами
Формирование звуковых представлений
оркестрового тембров.
Инструментовка
фактуры,
выбор
целесообразного технического приема,
штриха.
Работа над романсами.
Усложненная фактура аккомпанемента
Подготовка программы к Ария и романс.
семестровой аттестации
Самостоятельная работа
Решение технических проблем и поиск
интерпретаторских решений;
Поиск и отбор информации об
исполняемых произведениях и
аудиозаписей
6
6
8
10
20
Семестровая
аттестация
Экзамен
11 класс 1 семестр
Подготовка программы к Два произведения из госпрограммы.
семестровой аттестации
Самостоятельная работа
Решение технических проблем и поиск
интерпретаторских решений;
Поиск и отбор информации об
исполняемых произведениях и
аудиозаписей
15
Семестровая
аттестация
1
Контрольный урок
19
11 класс 2 семестр
Подготовка программы к В соответствие с требованиями ГИА
семестровой аттестации
Самостоятельная работа
Решение технических проблем и поиск
интерпретаторских решений;
Поиск и отбор информации об
исполняемых произведениях и
аудиозаписей
Государственная
аттестация
ИТОГО:
34
21
ГИА
665 часов
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие
учебных кабинетов: кабинеты для индивидуальных занятий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: наличие
инструмента (рояль, пианино), рабочий стол преподавателя, стулья, шкаф для
хранения музыкальной литературы, аудиовоспроизводящее оборудование,
метроном, пюпитр.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Ф.Брянская Формирование и развитие навыков игры с листа в первые годы
обучения пианиста.
Классика XXI Москва 2007г
А.Щапов Фортепианный урок в музыкальной школе и училище
Классика XXI Москва 2009г
А.Вицинский Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным
произведением.
Классика ХХI Москва 2008г.
Э.Финкельштейн. Маленький словарь маленького музыканта.
«Композитор» С-Петербург.
Словарь иностранных музыкальных терминов.
М.Глинка Романсы и песни на стихи А.Пушкина
А.Гурилёв Избранные песни и романсы.
А.Булахов .Романсы.
А.Варламов Сборник романсов.
А.Даргомыжский Романсы.
А.Даргомыжский «Русалка» клавир»
В.Моцарт «Свадьба Фигаро» клавир
В.Моцарт «Волшебная флейта» клавир
Ф.Шуберт Песни.
Великие композиторы В.Моцарт (диск)
Электронные нотные библиотеки.
Адреса:
uralconsv.org
nbrkomi.ru
window.edu.ru
piano.ru
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
Предмет «Концертмейстерский класс» наряду с другими дисциплинами
специального цикла формирует у учащегося:
- художественный вкус
- чувство стиля
- широкий кругозор
- творческую волю и стремление к самосовершенствованию.
- В результате изучения предмета учащийся должен уметь:
- аккомпанировать солистам (певцам и инструменталистам)
- разучивать с певцом его сольный репертуар, а так же партии в хорах и
ансамблях
- аккомпанировать несложные произведения с листа и в транспорте
3.3.1 Работа над вокальным произведением.
Чтение с листа.
Особое внимание следует уделять выработке у студента навыков
аккомпанемента с листа, которые приобретаются в результате
систематической тренировки. На первом этапе обучения следует выбирать
произведения с более простым фортепианным сопровождением, небольшие
по объёму, написанные в медленном темпе, с небольшим количеством знаков
альтерации, единым типом фортепианной фактуры, ясным и устойчивым
ритмом.
Изучение различных типов фортепианной фактуры целесообразно
начинать с разложенных аккордов. ( Даргомыжский А. «Я вас любил»,
«Привет», «Мне грустно». «Поцелуй» ).
Далее изучается аккомпанемент аккордового склада, где аккорды
располагаются на сильной доле такта (Даргомыжский А. «Эпитафия», «Мне
всё равно», «Восточный романс»).
Аккомпанемент, дублирующий сольную партию, требует особого
внимания. Студенту-концертмейстеру необходимо учитывать свободу
интерпретации вокальной партии солистом, моменты смены дыхания,
изменения темпо - ритма, вызванные необходимостью смыслового прочтения
литературного текста (Даргомыжский А. «Старина», «Русая головка», «Я
умер от счастья»)
Далее изучается фактура аккордового склада, где аккорды располагаются на
слабой доле такта (Даргомыжский А. «Каюсь, дядя, черт попутал», «Как
мила её головка»).
Добившись освоения со студентами сочинений с однотипной фактурой,
следует обратиться к сочинениям с различными комбинациями типов
фактуры.
При выработке навыков чтения с листа следует обращать внимание
студента на соблюдение указанного темпа с тем, чтобы чтение с листа не
превращалось в разбор произведений.
Транспонирование.
Навыки транспонирования необходимы пианисту-концертмейстеру,
поскольку в вокальных классах часто возникает необходимость подбора
тональности, наиболее удобной для солиста. В качестве материала для
транспонирования рекомендуются несложные аккомпанементы камерновокальных
произведений.
Основным
условием
правильного
транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой
тональности. Освоение навыков транспонирования проводится в следующей
последовательности: на полтона, на тон, на терцию. При этом решающую
роль приобретает внутренний слух и осознание функциональных связей
гармонического сопровождения.
Работа с певцом.
Для подготовки студентов к будущей концертмейстерской деятельности
следует дать им элементарные навыки самостоятельной работы по
разучиванию музыкальных произведений.
Начиная работу с певцом, концертмейстер должен, прежде всего,
предоставить ему возможность услышать произведение в целом. Для этого
концертмейстер либо интонирует голосом вокальную партию, аккомпанируя
себе, либо воспроизводит её на фортепиано вместе с аккомпанементом.
Иными словами, концертмейстер должен суметь создать транскрипцию
произведения, при этом можно поступиться незначительными деталями
фактуры.
В процессе разучивания пианист-концертмейстер должен следить:
- за точностью воспроизведения звуковысотного и ритмического
рисунка мелодии
- за чистотой интонации
- за четкостью дикции
- за осмысленностью фразировки
- за целесообразностью расстановки дыхания.
Чтобы квалифицированно работать с певцом, необходимо знать
диапазоны голосов, особенности певческого дыхания. В процессе работы с
певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной
фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной партии.
Например, грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает форсирование
звука вокалистом, мягкое «пение» фортепиано приучает солиста к
правильному звуковедению.
Изучение камерно-вокального репертуара.
Работа над вокальным произведением имеет свои особенности, т.к. его
содержание раскрывается не только через музыку, но и через поэтическое
слово.
При изучении вокального произведения необходимо осмысленное и
эмоциональное прочтение текста, что помогает уяснить художественную
задачу произведения. Выразительная декламация с выявлением смысловых
кульминаций, особенностей фонетики и ритма стиха поможет студенту более
точно интерпретировать фортепианную партию в сочетании с голосом.
Следует научить студента:
- следить за вокальной партией
- интонировать мелодию голосом
- исполнять сольную партию на фортепиано с одновременным чтением
литературного текста
- определять характер мелодии, её динамический диапазон,
кульминационные точки, цезуры, моменты смены дыхания
В процессе изучения фортепианной партии студент должен определить
ладовые особенности, типы фактуры и т.д. Большое значение при
разучивании аккомпанемента приобретает интерпретация фортепианного
вступления и заключения произведения, а также сольных фортепианных
интерлюдий.
На всех этапах обучения следует ориентировать студентов на раскрытие
образной стороны исполняемых произведений и достижения высокого
художественного уровня.
Ознакомление с оперно-вокальным репертуаром.
С оперным репертуаром рекомендуется знакомить учащихся в 10 классе
(несложные арии и ариэтты) и в 11 классе (более развернутые фрагменты –
сцены и ансамбли).
При этом следует:
1. обращать внимание на специфику исполнения оркестрового
сопровождения:
- масштаб звучания
- тембральное разнообразие
- сочетание чуткости аккомпаниатора с дирижерской иннициативой.
2. ознакомить певца с содержанием оперы:
- дать характеристику персонажей
- раскрыть образные особенности звучания партии.
В ансамблевых фрагментах концертмейстеру необходимо знать каждый
голос и уметь подавать реплику солисту.
3.3.2 Изучение инструментального репертуара.
При работе над инструментальным аккомпанементом следует
воспитывать у студента:
- умение слышать мельчайшие детали партии солиста
- соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего
инструмента
- соответствовать художественному замыслу солиста.
Так, при аккомпанементе скрипке сила звука фортепиано может быть
больше, чем альту или виолончели. Особую сложность представляет
аккомпанемент контрабасу. Звучание контрабаса в низком регистре
находится на пределе возможности слуховой дифференциации и поэтому
требует от пианиста осторожного исполнения басов.
При аккомпанементе духовым инструментам следует учитывать
возможности аппарата солиста, принимая во внимание моменты взятия
дыхания. Сила, яркость фортепианного звучания при аккомпанементе трубе,
тромбону, флейте, кларнету может быть больше, чем при аккомпанементе
гобою, фаготу, валторне.
При исполнении инструментальных концертов необходимо максимально
приблизить фортепианное звучание к оркестровому, находя тембровую
окраску, соответствующую звучанию различных инструментов.
3.3.3 Изучение специфики хорового сопровождения и
хоровой партитуры.
Работа над хоровым произведением ведётся по двум направлениям:
1. исполнение хоровой партитуры
2. исполнение сопровождения под руководством дирижера.
Воспитание навыка чтения и исполнения хоровых партитур следует
начинать с двухголосного состава хора, постепенно усложняя задачу. При
этом необходимо сочетать темпо - ритм произведения с гибким вокальным
дыханием.
При исполнении аккомпанемента хорового произведения с дирижером
необходимо:
свободное знание партии сопровождения и хоровой партитуры
умение установить зрительный контакт с дирижером
воспитание слухового контроля и внимания
соответствовать художественному замыслу дирижера
3.3.4 Подготовка концертной программы.
Работа над концертной программой суммирует все накопленные к
данному времени художественно-пианистические навыки и формы работы
с солистом-вокалистом, инструменталистом и хоровым коллективом, и даёт
возможность пианисту-концертмейстеру проявить собственную творческую
инициативу.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть
основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую
студентом внеаудиторных занятий в соответствии с заданиями
преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется
преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в
репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных
классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа студентов
должна подкрепляться учебно- методическим и информационным
обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия,
конспекты лекций, аудио и видео материалами.
3.4.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Самостоятельный разбор нотного текста;
2. Систематическая подготовка домашних заданий;
3. Решение технических проблем и поиск интерпретаторских решений;
4. Поиск и отбор информации об исполняемых произведениях и
аудиозаписей;
5. Самостоятельная
организация
репетиционного
процесса
с
иллюстратором.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. фонд оценочных средств
Оценка качества освоения
дисциплины «Концертмейстерский класс»
включает следующие виды контроля:
Текущий контроль успеваемости;
Промежуточную аттестацию;
Итоговая аттестация.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям программы создаются фонды оценочных средств,
позволяющие оценить освоенные компетенции.
Фонд оценочных средств включает:
Текущий – оценка выполненной самостоятельной работы учащегося,
концертное выступление;
Промежуточный – включает полусеместровую аттестацию и
семестровую аттестацию в форме контрольного урока,
прослушивания, зачета или экзамена, концерта;
Итоговый – итоговая государственная аттестация, которая
включает в себя исполнение программы:
- классическая ария (Скарлатти, Перголези, Бах, Гендель, Гайдн,
Моцарт, Бетховен)
- одна оперная ария или сцена, или одно-два камерно-вокальных
произведения
- вокальное произведение композиторов ХХ века
- одна инструментальная пьеса
Примерные программы Государственной аттестации.
Бах И.С. Ария из «Магнификат» (по выбору)
Римский-Корсаков Н. «Нимфа»
Мясковский Н. «Мадригал»
Хачатурян А. «Ноктюрн» (срипка)
Гайдн Й. Концерт До мажор, ч.1 (гобой)
Рахманинов С. «Я был у ней»
Обрадорс Ф. «Недотёпа» или Малер Г. «Воспоминание»
Пркофьев С. «Чернец»
Моцарт В.А. Ария Констанцы из оперы «Похищение из Сераля»
Равель М. «Испанская песня» или Дебюсси К. «Зелень»
Метнер Н. «Лишь розы увядают»
Мурадели В. «Грузинский танец» (ксиловон)
Вивальди А. Ария Странника из оратории «Триумф Юдифи»
Брамс И. «Звучат нежней свирели» или Шуман Р. «Посвящение»
Рахманинов С. «Вокализ» переложение для трубы
4.2. критерии оценки
Успеваемость учащихся определяется следующими оценками:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «Отлично» выставляется за исполнение, образное содержание
которого раскрыто с достаточной полнотой и убедительностью. Учащийся
демонстрирует понимание авторского замысла и стилевых особенностей
исполняемых произведений, хорошее чувство ансамбля и звукового баланса,
владеет средствами выразительности, нужными исполнительскими
приемами, имеет хорошую исполнительскую выдержку; исполнение
целостное и законченное, не содержит существенных текстовых и
технических потерь.
Оценка «Хорошо» выставляется при наличии в исполнении
несущественных текстовых и технических потерь, а образное содержание
произведения недостаточно раскрыто. Учащийся понимает авторский
замысел, стилевые и жанровые особенности исполняемого произведения,
владеет необходимыми для воплощения образа техническими приемами,
средствами выразительности. В исполнении прослеживается недостаточное
ощущение единого времени с солистом.
Оценка
«Удовлетворительно»
характеризуется
следующими
параметрами: эмоционально-образная сторона произведения раскрыта слабо,
интерпретация неубедительная; в исполнении есть существенные
погрешности (текстовые, темповые, динамические, ритмические); учащийся
плохо
владеет
средствами
художественной
выразительности,
исполнительскими приемами. Между учащимся и солистом нет
темпоритмического единства, плохой звуковой баланс.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в случае, когда
эмоционально-образная сторона не раскрыта, интерпретация неубедительная,
учащихся технически не справляется с поставленной задачей, не владеет
средствами художественной выразительности.
4.3. оценка освоенных компетенций
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 1.1 Целостно и
грамотно
воспринимать и
исполнять
музыкальные
произведения,
самостоятельно
осваивать сольный,
оркестровый и
ансамблевый
репертуар.
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую
деятельность
и
репетиционную
работу в качестве
концертмейстера;
ПК 1.4 Выполнять
теоретический и
исполнительский
анализ музыкального
произведения,
применять базовые
теоретические знания
в процессе поиска
интерпретаторских
решений.
ОК 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и
способы выполнения
Основные показатели
оценки результата
Грамотное и выразительное
исполнение на инструменте,
владение методикой
самостоятельного освоения
репертуара.
Формы и
методы
контроля и
оценки
Текущий
контроль в
форме зачета,
экзамена,
итоговой
контроль в
форме
итоговой
государственно
й аттестации
Владение методикой
репетиционной работы,
основами ансамблевой игры,
умение воплощать на сцене
поставленные
художественные задачи
Владение методологией
анализа произведений
различных жанров. Верное
определение жанра, формы,
стиля.
Аргументированное
обоснование выбора
выразительных средств в
интерпретации
произведений.
Наличие мотивации к
профессиональному
обучению.
Своевременность и полный
объем выполнения
домашних заданий.
Концерт
Организация продуктивной
самостоятельной работы.
Выставление
текущих
оценок по всем
задаваемым на
дом формам
Устный опрос
(коллоквиум)
Выставление
текущих
оценок по всем
задаваемым на
дом формам
работы.
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в
коллективе,
эффективно общаться
с коллегами,
руководством.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
работы.
Владение компьютером,
интернетом.
Текущий
контроль по
заданной теме
Умение эффективно
выстраивать отношения с
коллегами и руководством,
успешно находить решение в
проблемной ситуации.
Мотивация к
самосовершенствованию,
устойчивый интерес к
современным методикам.
Отсутствие
нареканий со
стороны
администрации
и коллег
Текущий
контроль по
заданной теме