Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
профессионального
образовательного
образования
стандарта
_53.02.03
по
специальности
Инструментальное
среднего
исполнительство
(Фортепиано)
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчик:
Глухих О.Е., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория.
2
Содержание
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
10
3
Паспорт программы
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
53.02.03 «Инструментальное исполнительство».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Междисциплинарный курс «История исполнительского искусства» (МДК
04.01) реализуется в базовой части ФГОС СПО по специальности 53.02.03
«Инструментальное исполнительство». входит в состав дисциплин
Профессиональных модулей Профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
расширение
профессионального
кругозора
обучающегося:
формирование способности ориентироваться в различных исполнительских
стилях, формирование концептуальности пианистического мышления,
всесторонне художественное, профессиональное воспитание и развитие
личности музыканта.
Задачами курса являются:
- формирование представления об эволюции исполнительства;
- формирование навыков анализа интерпретаций и критериев их оценки;
- изучение истории возникновения и преобразования клавишных инструментов;
изучение закономерностей развития выразительных и технических
возможностей клавишных инструментов;
- изучение истории возникновения и стилистических особенностей различных
исполнительских школ.
В результате освоения курса обучающийся должен:
иметь практический опыт:
- мелкий ремонт и настройка клавишных инструментов;
уметь:
- ориентироваться в различных исполнительских стилях;
- анализировать стилистические особенности различных исполнительских
школ;
знать:
- художественно-исполнительские возможности инструментов;
- основные этапы истории и развития теории исполнительства на клавишных
инструментах;
4
- закономерности развития выразительных и технических возможностей
клавишных инструментов; профессиональную терминологию.
В результате освоения дисциплины междисциплинарного курса «История
исполнительского искусства» у обучающихся должны сформироваться
общие и профессиональные компетенции (ОК – общая компетенция; ПК –
профессиональная компетенция):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять различные
фортепианные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой
литературы, самостоятельно осваивать сольный и ансамблевый репертуар.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную
работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых
коллективах.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
5
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Обязательная учебная нагрузка обучающегося – 72 часа, самостоятельная
нагрузка -- 14 часа, максимальная нагрузка 86 часов, время изучения – 2
полугодия. Форма изучения – групповые занятия.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Групповые занятия
Контрольный урок
Резервные уроки
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме зачета
86
72
69
1
2
14
1
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
№№
Содержание учебно-тематического материала, самостоятельная
работа, контрольные мероприятия
Объём
часов
Уров
ень
освое
ния
1
1,2
1
1,2
2
2
2
1,2
1,2
1,2
1
2
2
2
1
2
3
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
6 класс
1 полугодие
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1. История клавирно - фортепианной культуры.
Период клавирного искусства 16-18 веков
Введение. Общественные предпосылки формирования клавирной культуры.
Появление первых музыкальных клавишных инструментов (орган, клавесин,
клавикорд)
Специфика инструментов раннего средневековья. Виды органов и клавесинов.
Специфика звукоизвлечения на первых клавишных инструментах.
Испанская, итальянская, чешская и польская органно-клавирная школа. Искусство
первых композиторы раннего средневековья (Перотин Великий, Леонин,
Преториус...)
Творчество Кабесона, Фрескобальди, Дируты, Свелинка (Раннее барокко)
Творческие новации в работах Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, И. Фробергера
Жанры творчества северогерманской органной школы
Особенности южно-германской школы (Специфика исполнительства)
Франция композиторское искусство Версаля. Французская клавирная школ
Де Гриньи, Клерамбо, Л. Маршан, Ж. Титлуз, А. Резон, отец и сын Куперены.
Клавирное творчество И.С. Баха. Инструментарий, Ранние произведения и их
стилистические особенности. Основные элементы артикуляционных построений в
баховских сочинениях.
6
13.
14.
Особенности исполнения инвенций, прелюдий и фуг И.С. Баха
Слушание музыки в различных интерпретациях И.С. Баха
Итого групповых занятий
Самостоятельная работа
2.
15.
2
2
1,2
1,2
26
4
Развитие сонатно-симфонического мышления и подготовка музыкального
классицизма конца 18 столетия.
2
1.2
16.
17.
Эпоха Г.Ф. Генделя. Основные вехи клавирного творчества (опусы, жанры, форма).
Изобретение фортепиано Б. Кристофори и Г. Зильберманом
Г.Ф.Гендель — органные концерты, сюиты, фуги.
Ранние классики. Сонаты Доменико Чимароза и Доменико Скарлатти
2
2
1,2
1,2
18.
Контрольный урок (викторина)
1
1,2
Итого групповых занятий
Самостоятельная работа
6
2
2 полугодие
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Фортепианная культура Западной Европы в конце 18, первой половине 19 вв.
Понятие виртуозности. Виртуозы конца 18-19вв.
1
Йозеф Гайдн. Сонаты для раннего фортепиано. Концерты для ф-но с оркестром.
1
Проявление черт венского классицизма
В.А. Моцарт. Ранние произведения для ф-но.
1
Сонаты, фантазии, концерты для ф-но с оркестром.
Фортепианное творчество Л. Ван Бетховена.
1
Л. Ван Бетховен — исполнитель и педагог.
Карл Черни и Игнац Мошелес. Принципы формирования фортепианной техники.
1
Значение этюда как средства развития технических возможностей пианиста.
Фортепианное наследие Ф. Шуберта.
1
Р. Шуман. Характерные черты стиля, жанры фортепианного и органного
творчества. Интерпретация сочинений Шумана.
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
1
1,2
1
1,2
Фортепианное искусство Польши начала 19в.
Ф. Шопен.
Ф. Лист. Фортепианная и органная музыка Ф. Листа.
1
1,2
2
1,2
Ученики Ф. Листа, их вклад в формирование фортепианного и органного наследия.
К. Таузиг, Г. Бюллов, Ю. Ройбке.
Итого групповых занятий
Самостоятельная работа
Клавирное искусство второй половины 19в.
Немецкая школа Й. Брамс, его фортепианное
и органное творчество.
Французская фортепианная и органная школа.
К. Сен-Санс, С. Франк
Норвежская школа. Э. Григ.
Западнославянские композиторы и пианисты.
Русская клавирная школа.
Период 60-х годов. Московская и
С.-Петербургская фортепианные пианистические школы.
Фортепианное искусство композиторов «Могучей кучки»
Фортепианное творчество П. Чайковского
Итого групповых занятий
Самостоятельная работа
1
1,2
Органные и фортепианные произведения Ф. Мендельсона
Фортепианное искусство 20 века.
Фортепианное искусство 20 в. Этапы его обновления.
12
2
1
1.2
1
1.2
1
1
1
1
1,2
1,2
1,2
1,2
1
2
1,2
1,2
9
3
1
1,2
Пианисты рубежа столетий. И. Гофман, Ф. Бузони
Новые тенденции в развитии европейского фортепианного искусства в начале 20
века.
Французские пианисты и композиторы конца 19-начала 20 века.
Испанское Ренасимьенто
1
1
1,2
1,2
1
1
1,2
1,2
Русское фортепиано-исполнительское и педагогическое искусство конца 19-начала
20в.
Фортепианное творчество С. Рахманинова
Фортепианное творчество А. Скрябина
2
1,2
1
1
1,2
1,2
7
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Фортепианное искусство между двумя мировыми войнами.
Фортепианное творчество И. Стравинского
Польские пианисты
Советские мастера фортепианного исполнительства
Фортепианное творчество С. Прокофьева, Д. Шостаковича
Современные российские, зарубежные композиторы и исполнители.
А.Шенберг, А. Шнитке, О. Мессиан, П. Хиндемит, С. Губайдуллина.
Итого групповых занятий
Самостоятельная работа
Резервные уроки
Дифференцированный зачет
Итого групповых занятий
Самостоятельная работа
1
1
1
2
1
1
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
17
3
2
1
72
14
2.3. Методические рекомендации по самостоятельной работе
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
заучивание теоретического материала;
изучение музыкально-исторической литературы
анализ имеющихся нотных образцов фортепианной музыки;
прослушивание аудиозаписей исполнения клавирных произведений;
посещение фортепианных концертов.
Самостоятельная работа обучающихся планируется и равномерно
распределяется педагогом в течение учебного года.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие учебных
кабинетов: кабинеты для групповых занятий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: наличие
инструмента (рояль, пианино), рабочий стол преподавателя, столы для
обучающихся, стулья, шкаф для хранения музыкальной нотной и учебной
литературы, аудио воспроизводящее оборудование, метроном, пюпитр.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
дополнительной литературы.
Интернет-ресурсов,
Рекомендуемая литература по курсу «История фортепианного исполнительства»
1 . А.Д. Алексеев «История фортепианного искусства», части 1-я и 2-я, Москва
«Музыка», 1988 г.;
2. А.Д. Алексеев «Русская фортепианная музыка конца XIX начала XX века»,
Москва «Наука», 1969 г.;
3. А.Д. Алексеев «Советская фортепианная музыка 1917-1945», Москва
8
«Музыка»1974 г.;
4. А.Д. Алексеев «Французская фортепианная музыка конца XIX начала XX
века», Москва «Академия наук СССР», 1961 г.
5. М.С. Друскин «Иоганн Себастьян Бах»
6. А. Кандинский-Рыбников «Об интерпретации музыки И.С. Баха советскими
органистами и пианистами»
7. Б. Кац «Времена-люди-музыка (документальные повести о музыке и
музыкантах)
8. Р. Шуман «О музыке и музыкантах»
9. С. Хентова «О музыке и музыкантах наших дней»
10. М. Лонг «За роялем с Дебюсси»
11. А. Шнабель «Моя жизнь и музыка»
12. И. Лукаш «Бедная любовь Мусоргского»
13. Л. Гаккель «Фортепианная музыка 20 века»
14. Л. Гаккель «Исполнителю, педагогу, слушателю»
15. А. Климовицкий «О творческом процессе Бетховена»
16. Г. Коган «Вопросы пианизма»
17. Г. Коган «Работа пианиста»
18. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
19. Н. Тереньтьева «Карл Черни и его этюды»
20. Г. Цыпин «Шопен и русская пианистическая традиция»
21.
И. Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной
школе»
22. И. Браудо «Артикуляция»
23. В. Ландовска «О музыке»
24. Х.Лепнурм «История органа и органной музыки»
25. М. Шагинян «О Шостаковиче»
26. О. Левашева «Э. Григ»
27. Г. Чичерин «Моцарт»
28. А. Швейцер «Бах»
29. Р. Роллан «Гендель»
30. И.Селеньи «Жизнь Ф. Листа в иллюстрациях»
31. А. Альшванг «Бетховен»
32. И. Бэлза «Ф. Шопен»
33. Д. Житомирский «Р. Шуман»
34. И.Бэлза «А.Н.Скрябин»
35. А. Должанский «24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича»
36. Ю. Келдыш «Рахманинов и его время»
37. Н.Перельман «В классе рояля»
38. С. Прокофьев «Материалы, документы, воспоминания»
39. Н. Голубовская «Искусство педализации»
40. А. Гольденвейзер «32 сонаты Л. Бетховена»
41. Я. Мильштейн «О воспитании техники пианиста»
42. Ю. Кремлев «Фортепианные сонаты Л. Бетховена»
43. П.Бадура-Скода «Интерпретация Моцарта»
9
44. Е. Шендерович «В концертмейстерском классе»
45. Материалы и издания из интернет-источников:
Архив Библиотеки "Музлитра" muzlitra.ru[Электронный ресурс].-Режим
доступа:http://www.muzlitra.ru/sekretyi-ispolnitelstva/nauka-i-praktika-voblastivokalnogo-iskusstva-3.html
Архив классической музыки "Classic-online.ru" [Электронный ресурс]. Режим доступа http://classic-online.ru
Звуки надежды: сайт для музыкантов [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://zvukinadezdy.ucoz.ru
Интернет-проект поддержки музыкантов [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.musicsystem.ru/
Музыкальный архив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mp3blog.net.
Музыкальный архив [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://petamusic.ru
Музыкальный архив 2x2-tm.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://2x2-tm.ru/melody/muzofon.com
В процессе проведения учебных занятий рекомендуется использовать
имеющиеся в распоряжении преподавателя записи CD дисков, а также
фортепианные записи различных исполнителей в виде аудио- и видеофайлов,
находящихся в свободном доступе в интернете.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УД
4.1. фонд оценочных средств
Оценка качества освоения дисциплины «История исполнительского искусства»
включает следующие виды контроля:
Текущий контроль успеваемости;
Промежуточную аттестацию;
Итоговая аттестация.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям программы создаются фонды оценочных средств,
позволяющие оценить освоенные компетенции.
Фонд оценочных средств включает:
Текущий – оценка выполненной самостоятельной работы учащегося, (в том числе на
контрольных уроках);
Промежуточный – включает полугодовую аттестацию (контрольный урок) и
годовую аттестацию в форме дифференцированного зачета.
10
4.2. критерии оценки
Успеваемость учащихся определяется следующими оценками: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В ходе контрольного урока преподаватель задает каждому учащегося 10 вопросов по темам, пройденным в течение курса.
Оценка «5» по предмету является отличной оценкой и выставляется обучающемуся, ответившему на все вопросы без ошибок в ходе контрольного урока
(дифференцированного зачета)
Оценка «4» по предмету является хорошей оценкой и выставляется обучающемуся, ответившему на все вопросы в целом, без ошибок, или ответившим неправильно на 1-2 вопроса.
Оценка «3» при окончательной аттестации по предмету является удовлетворительной оценкой и выставляется обучающемуся, не ответившему на половину
из заданных вопросов в ходе контрольного урока.
Оценка «2» по данному предмету является неудовлетворительной оценкой и
выставляется обучающемуся, не ответившему ни на один из заданных вопросов
в ходе контрольного урока (дифференцированного зачета).
Оценка за контрольный урок и дифференцированный зачет является решающей
при выставлении оценки за год.
Требования к итоговому дифференцированному зачету:
Итоговый контрольный зачет проводится в конце второго полугодия.
Обучающийся на итоговом зачете должен:
1.
Ответить на теоретические вопросы по всему курсу (в устной или
письменной форме);
2.
Продемонстрировать знание стилей, инструментов, особенностей
исполнения воспроизводимых аудиозаписей известных исполнителей;
3.
Суметь дать точную оценку особенностей интерпретации исполняемому
произведению.
4.3. оценка освоенных компетенций
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 1.4 Выполнять
теоретический
и
исполнительский
анализ музыкального
произведения,
применять
базовые
Основные показатели
оценки результата
Владение методологией
анализа произведений
различных жанров. Верное
определение жанра, формы,
стиля.
Аргументированное
Формы и методы
контроля и
оценки
Устный
опрос
(коллоквиум)
11
теоретические знания
в процессе поиска
интерпретаторских
решений.
ОК
1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей профессии,
проявлять
к
ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и
способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность
и
качество.
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
для
совершенствования
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в
коллективе,
эффективно общаться
с
коллегами,
руководством.
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
обоснование выбора
выразительных средств в
интерпретации
произведений.
Наличие мотивации к
профессиональному
обучению.
Своевременность и полный
объем выполнения домашних
заданий.
Выставление
текущих оценок
по
всем
задаваемым
на
дом
формам
работы.
Организация продуктивной
самостоятельной работы.
Выставление
текущих оценок
по
всем
задаваемым
на
дом
формам
работы.
Владение компьютером,
интернетом.
Текущий контроль
по заданной теме
Умение эффективно
выстраивать отношения с
коллегами и руководством,
успешно находить решение в
проблемной ситуации.
Мотивация
к
самосовершенствованию,
устойчивый
интерес
к
современным методикам.
Отсутствие
нареканий
со
стороны
администрации и
коллег
Текущий контроль
по заданной теме
12
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)