Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального
образования
53.02.03
Инструментальное
исполнительство
(Фортепиано)
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Чернявская Е.Н., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория
Лоскутова Е.Н., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория
Глухих О.Е., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория
2
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ………………………………………………………..4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………………...15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ….21
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«Дополнительный инструмент»
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Дополнительный инструмент»
(ПМ.01) разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования (далее СПО) 53.02.03 «Инструментальное исполнительство»
(фортепиано) углубленной подготовки
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Дисциплина «Дополнительный инструмент» МДК. 01.05.01. входит в состав
Учебной практики УП.01. и дополняет междисциплинарные курсы
профессиональных модулей.
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель курса:
выработка у современного классического пианиста первоначальных навыков
игры на современных электронных инструментах, а также приобщение к
музицированию на электронных цифровых инструментах в самых
разнообразных формах проявления этой творческой
деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху,
импровизации).
Задачами курса являются:
овладение навыками игры на синтезаторе;
стимулирование музыкально – творческой деятельности;
ознакомление обучающихся с устройством синтезатора, его работой,
художественными возможностями и функциями электронных
музыкальных инструментов;
воспитание музыкального мышления, умения анализировать,
сравнивать, выделять главное;
развитие интонационного, тембрового и аналитического слуха, чувство
ритма;
овладение навыками аранжировки, импровизации и элементами
композиции;
освоение и закрепление основных музыкально- теоретических знаний;
4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь
практический опыт:
чтения с листа музыкальных произведений разных жанров, форм и
стилей на синтезаторе в соответствии с программными требованиями;
репетиционно
-концертной
работы
в
качестве
солиста,
концертмейстера, в составе камерного ансамбля;
сочинения и импровизации.
уметь:
мобильно реагировать на комплекс знаков нотного текста в процессе
исполнения;
«смотреть вперед» и осознанно опираться на принципы тональногармонического мышления;
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской
выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
использовать слуховой контроль для управления процессом
исполнения;
применять теоретические знания в исполнительской практике.
использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной
литературой и для теоретического анализа музыкальных произведений
анализировать литературный текст вокального произведения
применять концертмейстерские навыки в репетиционной и концертной
работе;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить
совместные художественные решения при работе в ансамбле
знать:
сольный репертуар, включающий произведения основных жанров
(крупная форма, полифонические произведения), пьесы, этюды,
инструментальные миниатюры;
ансамблевый репертуар для различных камерных составов;
художественно-исполнительские возможности синтезатора
основные этапы истории и развития теории исполнительства на
данном инструменте;
закономерности развития выразительных и технических
возможностей инструмента;
профессиональную терминологию;
особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра,
специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.
5
1.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения учебной программы «Дополнительный
инструмент» является овладение обучающимися профессиональными (ПК)
и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.4
ОК 1
ОК 3
ОК 6
ОК 8
Наименование результата обучения
Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения,
самостоятельно
осваивать
сольный
и
ансамблевый репертуар.
Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную
работу в условиях концертной организации и ансамблевых
коллективах.
Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические
знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
1.5. Рекомендуемое количество часов
Рекомендуемое количество часов на освоение учебной программы – 216
часов. Из них 144 – аудиторные часы и 72 – самостоятельная работа. Время
изучения – с 5 по 7 классы. Форма обучения – учебно-практическая,
аудиторные индивидуальные занятия.
6
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
216
144
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Аудиторные занятия
Контрольный урок
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
1
138
5
72
1
2.2 Тематический план курса
№
п/п
1.
2.
3
Наименование темы
Рассматриваемые вопросы
Функциональная
характеристика
клавишного синтезатора
5 класс
1 полугодие
Название и характерные особенности
банков
паттернов
и
голосов
инструмента: Style, Tone.
Главные
клавиши управления: Family [<] [>],
Select [<] [>], Start/Stop, Sync Start.
Работа над репертуаром
Особенности
гармонизации для
Разбор нотного текста: звуковысотное
строение мелодии, размер, темп,
ритмический рисунок, аппликатура,
штрихи – non legato, legato, staccato,
ладовая окраска, динамический план,
Style, Tone, Intro, Fill, Ending. Анализ
формы произведения, использование
художественных
возможностей
синтезатора. Беседа о жанре, стилевых
особенностях композитора, эпохе.
Нахождение сильных долей в размерах
4/4 и 3/4, подбор подходящего стиля к
Кол-во
часов
2
Уровень
освоения
материала
1
1,2
7
1,2
7
4.
5.
6.
7.
8.
9.
синтезатора
данной гармонии и произведению,
использование Fill (сбивки) при смене
гармонии
Игра в режимах Split,
Dual
Split – разделение клавиатуры на два
голоса, тембра (для исполнения правой
и
левой
руками
без
автоаккомпанемента). Dual – наложение
тембров (для добавления к партии
правой руки ещё одного тембра с
воспроизведением автоаккомпанемента).
Автоаккомпанемент
Изучение
синтезатора
Интерактивный
аранжировщик,
структура стиля автоаккомпанемента Intro, Original, Variation, Fill, Ending,
Balance,
ритмический
секвенсер.
Основные действия при игре с
автоаккомпанементом.
панели Знакомство с клавишей Function (меню
синтезатора), с помощью которой можно
получить доступ к таким настройкам:
Metronome, Volume, Octave, KeySplit
(точка разделения клавиатуры).
Освоение
простейших Жанры и стили различной музыки.
приёмов аранжировки
Гармонизация мелодии. Анализ текста
оригинала,
составление
проекта
аранжировки, подбор звуковых средств.
Простейшие
импровизации
4
2
1,2
3
1,2
2
1,2
3
1,2
основы Имитация голосов животных и птиц,
изображение
диалогов
животных,
упражнения
по
определению
и
запоминанию
интервалов
путем
ассоциаций: "сигнал трубы", "клаксон
автомобиля", "гудок тепловоза" и др.
4
Сочинение пьес по типу пройденных с
точностью
звукоподражания,
изобразительных
моментов,
в
определённом
жанре,
с
точной
мелодической линией, в определённой
форме и фактуре.
2
Режим
автоаккомпанемента,
стиль,
тембр,
громкость, темп, деление
клавиатуры
Split,
Dual,
октавы,
параметры Kb Set. Самостоятельная
настройка параметров синтезатора перед
исполнением
музыкального
произведения.
2
Сочинение
10. Настройка синтезатора
1,2
1,2
1,2
8
11.
12. Работа над репертуаром
Контрольный урок:
Исполнение 1-2х пьес
Итого аудиторных занятий
Самостоятельная работа
5 класс
2 полугодие1
Разбор нотного текста. Изучение 2х-3х
разнохарактерных пьес.
Сильная доля метра, правильный подбор
гармонизации
для стиля и темпа. Изменение гармонии
синтезатора
зависит от скорости темпа.
14. Игра в режимах Split, Разделение клавиатуры на тембры,
Dual
удерживая нужную клавишу Split или
Dual, регулировка громкости каждого
голоса – Volume. Выбор
соответствующей октавы для каждого
тембра.
1
1,2
32
14
10
13. Особенности
Интерактивный
аранжировщик,
структура стиля автоаккомпанемента Intro, Original, Variation, Fill, Ending,
Balance,
ритмический
секвенсер.
Основные действия при игре с
автоаккомпанементом.
Освоение
простейших
Анализ текста оригинала, составление
16.
приёмов аранжировки
проекта аранжировки, подбор звуковых
средств.
основы Повторение и закрепление понятий:
17. Простейшие
импровизации
ритм,
интервалика,
регистры,
интонации.
Сочинение
Сочинение пьес по типу пройденных с
18.
точностью
звукоподражания,
изобразительных
моментов,
в
определённом
жанре,
с
точной
мелодической линией, в определённой
форме и фактуре.
1,2
1,2
6
1,2
2
15. Автоаккомпанемент
19. Настройка синтезатора
20.
Настройка
параметров
синтезатора
перед
исполнением
музыкального
произведения.
Контрольный урок:
Исполнение 1-2х пьес
Итого аудиторных занятий
Самостоятельная работа
6 класс
1 полугодие
3
1,2
5
1,2
6
1,2
1,2
5
2
1,2
1,2
1
40
16
9
21. Работа над репертуаром
Анализ
формы
произведения,
использование
художественных
возможностей синтезатора. Беседа о
жанре,
стилевых
особенностях
композитора, эпохе.
Изучение 1 полифонического
произведения
1 пьесы
Сильная доля метра, правильный подбор
гармонизации
для стиля и темпа.
синтезатора
23. Игра в режимах Split, Разделение клавиатуры на тембры,
Dual
удерживая нужную клавишу Split или
Dual, регулировка громкости каждого
голоса Volume. Выбор соответствующей
октавы для каждого тембра.
4
1,2
1
1,2
1
1,2
22. Особенности
24. Освоение
простейших Анализ текста оригинала, составление
приёмов аранжировки
проекта аранжировки, подбор звуковых
средств.
основы Повторение и закрепление понятий:
25. Простейшие
импровизации
ритм,
интервалика,
регистры,
интонации.
Сочинение
Сочинение пьес по типу пройденных с
26.
точностью звукоподражания,
изобразительных моментов, в
определённом жанре, с точной
мелодической линией, в определённой
форме и фактуре.
27. Жанровая импровизация
Жанры: марш, танец, песня. Фактурные
варианты аккомпанементов в этих
жанрах.
Секвенция.
Мелодическая
импровизация и орнаментика.
музыки
на Функциональное членение музыкальной
многодорожечный
фактуры – мелодия, бас, гармонические
секвенсер инструмента
голоса, подголосок, как основа её
разделения
при
записи
на
многодорожечный секвенсер. Режимы
записи – ALL, Count – In, Single, Punch
I/O.
Настройка
параметров
синтезатора
29. Настройка синтезатора
перед
исполнением
музыкального
произведения.
1,2
1
1,2
2
1,2
2
2
1,2
28. Запись
30.
Контрольный урок:
Исполнение 1-2х пьес (в том числе одно
1,2
1
1
1,2
1
1,2
10
полифоническое произведение)
31. Работа над репертуаром
Итого аудиторных занятий
Самостоятельная работа
6 класс
2 полугодие
Анализ
формы
произведения,
использование
художественных
возможностей синтезатора. Беседа о
жанре,
стилевых
особенностях
композитора, эпохе.
Изучение 1 полифонического
произведения
1 пьесы
Сильная доля метра, правильный подбор
гармонизации
для стиля и темпа.
синтезатора
33. Игра в режимах Split, Разделение клавиатуры на тембры,
Dual
удерживая нужную клавишу Split или
Dual, регулировка громкости каждого
голоса Volume. Выбор соответствующей
октавы для каждого тембра
Освоение
простейших
Анализ текста оригинала, составление
34.
приёмов аранжировки
проекта аранжировки, подбор звуковых
средств.
основы Повторение и закрепление понятий:
35. Простейшие
импровизации
ритм,
интервалика,
регистры,
интонации.
Сочинение
Сочинение пьес по типу пройденных с
36.
точностью
звукоподражания,
изобразительных
моментов,
в
определённом
жанре,
с
точной
мелодической линией, в определённой
форме и фактуре.
Жанровая
импровизация
Импровизация в разных жанрах,
37.
народных
стилях,
гармонизация;
использование
при
гармонизации
мелодии главных ступеней лада (I – IV V),
подбор
басового
голоса
с
применением этих ступеней. Игра
простых секвенций на синтезаторе.
Импровизация
орнаментики
в
изучаемых произведениях.
16
8
1,2
5
32. Особенности
музыки
на Запись на 16 – трековый рекодер
многодорожечный
инструментов в режимах ALL, Count –
секвенсер инструмента
In, Single, Punch I/O.
2
1,2
1,2
2
2
1,2
2
1,2
2
1.2
1,2
2
38. Запись
39. Настройка синтезатора
Настройка
параметров
синтезатора
перед
исполнением
музыкального
1.2
1
1
11
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
произведения.
Контрольный урок: исполнение 2-х
разно жанровых произведения
Итого аудиторных занятий
Самостоятельная работа
7 класс
1полугодие
Работа над репертуаром
Анализ
формы
произведения,
использование
художественных
возможностей синтезатора. Беседа о
жанре,
стилевых
особенностях
композитора, эпохе.
Изучение 1 полифонического
произведения или произведения
крупной формы,
1 пьеса
Особенности
Сильная доля метра, правильный подбор
гармонизации
для стиля и темпа.
синтезатора.
Игра в режимах Split, Разделение клавиатуры на тембры,
Dual
удерживая нужную клавишу Split или
Dual, регулировка громкости каждого
голоса Volume. Выбор соответствующей
октавы для каждого тембра
Освоение
простейших Анализ текста оригинала, составление
приёмов аранжировки
проекта аранжировки, подбор звуковых
средств.
Простейшие
основы Повторение и закрепление понятий:
импровизации
ритм,
интервалика,
регистры,
интонации.
Сочинение
Сочинение пьес по типу пройденных с
точностью
звукоподражания,
изобразительных
моментов,
в
определённом
жанре,
с
точной
мелодической линией, в определённой
форме и фактуре.
Настройка синтезатора
Настройка
параметров
синтезатора
перед
исполнением
музыкального
произведения.
Жанровая импровизация Импровизация в разных жанрах,
народных
стилях,
гармонизация;
использование
при
гармонизации
мелодии главных ступеней лада (I – IV V),
подбор
басового
голоса
с
применением этих ступеней. Игра
простых секвенций на синтезаторе.
Импровизация
орнаментики
в
изучаемых произведениях.
49. Запись
музыки
многодорожечный
на Запись на 16 – трековый рекодер
инструментов в режимах ALL, Count –
1
1,2
16
12
4
1.2
1
1,2
2
1.2
2
1,2
2
1,2
1,2
1
2
1,2
2
1,2
1,2
1
12
секвенсер инструмента
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
In, Single, Punch I/O.
Контрольный урок: исполнение 2-х
разно жанровых произведения или одно
из них произведение собственного
сочинения.
Итого аудиторных занятий
Самостоятельная работа
7 класс
2 полугодие
Работа над репертуаром
Анализ
формы
произведения,
использование
художественных
возможностей синтезатора. Беседа о
жанре,
стилевых
особенностях
композитора, эпохе.
Изучение 1 полифонического
произведения или произведения
крупной формы,
1 пьеса или джазовая пьеса
Особенности
Сильная доля метра, правильный подбор
гармонизации
для стиля и темпа.
синтезатора.
Освоение
простейших Анализ текста оригинала, составление
приёмов аранжировки
проекта аранжировки, подбор звуковых
средств.
Игра в режимах Split, Разделение клавиатуры на тембры,
Dual
удерживая нужную клавишу Split или
Dual, регулировка громкости каждого
голоса Volume. Выбор соответствующей
октавы для каждого тембра
Простейшие
основы Повторение и закрепление понятий:
импровизации
ритм,
интервалика,
регистры,
интонации.
Сочинение
Сочинение пьес по типу пройденных с
точностью
звукоподражания,
изобразительных
моментов,
в
определённом
жанре,
с
точной
мелодической линией, в определённой
форме и фактуре.
Настройка синтезатора
Настройка
параметров
синтезатора
перед
исполнением
музыкального
произведения.
Жанровая импровизация Импровизация в разных жанрах,
народных
стилях,
гармонизация;
использование
при
гармонизации
мелодии главных ступеней лада (I – IV V),
подбор
басового
голоса
с
применением этих ступеней. Игра
простых секвенций на синтезаторе.
Импровизация
орнаментики
в
изучаемых произведениях.
1
1,2
16
8
5
1,2
2
1,2
2
2
1,2
2
1,2
3
1,2
2
1,2
1
1,2
13
59. Запись
музыки
на Запись на 16 – трековый рекодер
многодорожечный
инструментов в режимах ALL, Count –
секвенсер инструмента
In, Single, Punch I/O.
Дифференцированный
зачет:
60.
исполнение
2-х
разно
жанровых
произведения
или одно из них произведение
собственного сочинения.
Итого аудиторных занятий
Самостоятельная работа
ИТОГО:
1
1,2
1
1,2
20
12
216
часов
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).
Распределение часов тематического плана является примерным и может
варьироваться в зависимости от индивидуальных способностей и
возможностей учащегося. Объём часов по каждой теме выдаётся
рассредоточено в течение учебного года.
Количество часов, отведенное на самостоятельную работу по закреплению
навыков и приёмов, пройденных на уроке, распределяется преподавателем
согласно индивидуальному плану обучающегося.
2.3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.
2.
3.
4.
Самостоятельный разбор нотного текста;
Систематическая подготовка домашних заданий;
Решение технических проблем и поиск интерпретаторских решений;
Поиск и отбор информации об исполняемых произведениях и
аудиозаписей
14
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие
учебных кабинетов: кабинеты для индивидуальных занятий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
синтезатор с функцией автоаккомпанемента, подставка для синтезатора и
блок питания, рабочий стол преподавателя, стулья, шкаф для хранения
музыкальной литературы, аудио воспроизводящее оборудование.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Музыка в клавирном изложении
Альбенис И. Легенда
Бах И.С. Волынка
Бах И.С. 2-х голосная инвенция
Бах И.С. Прелюдия До мажор
Бах И.С. Прелюдия Ми минор
Бах И.С. Прелюдия из 1 тома «ХТК»
Бетховен Л. Соната № 14 («Лунная») І часть
Бизе Ж.- Щедрин Р. Кармен- сюита (вступление и танец)
Бородин А. Пляски половецких девушек из оперы «
Князь Игорь»
Варламов А. Романс «На заре ты её не буди»
Верди Д. Марш из оперы «Аида»
15
Гендель Г. Ф. Пассакалия
Григ Э. Танец Анитры
Глиэр Р. «Яблочко» из балета «Красный цветок»
Глиэр Р. Прелюдия
Лядов А. Прелюдия До минор
Моцарт В.А. Рондо из «Сонаты» ля мажор
Пешняк В. Сарабанда
Равель М. Болеро
Рамо Ж.Ф. Тамбурин
Рамо Ж.Ф. Два менуэта в форме рондо для
15
клавесина
Римский-Корсаков Н. Полёт шмеля
Свиридов Г. Весна
Хачатурян А. Вальс к драме Лермонтова М.
«Маскарад»
Хачатурян А. Andantino
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
Чайковский П. Старинная французская песенка
Шопен Ф. Вальс до # минор
Шостакович Д. Вальс
Шостакович Д. Романс из к/ф «Овод»
Шуберт Ф. Серенада
Шуман Р. «Весёлый крестьянин»
Шуберт Р. Ave Maria
Штраус И. Вальс из оперетты «Летучая мышь»
Музыка для автоаккомпанемента
Бекман Л. «В лесу родилась ёлочка»
Ивановичи И. «Дунайские волны «
Джойс А. «Осенний сон»
Кюсс М. «Амурские волны»
Кабалевский Д. «Школьные годы»
Дога Е. Сонет
Дунаевский И. «Весенний марш»
Дунаевский И. «Спой нам ветер…» из к/ф «Дети
капитана Гранта»
Молов В. Круговой танец
Брейбурт И. «Дождь»
Саульский Ю. «На отдыхе»
Саульский Ю. «Сумерки»
Таривердиев М. «Маленький принц»
Полонский А. «Цветущий май»
Хорошев И. «Дождь» (блюз)
Островский А. «Пусть всегда будет солнце»
Туликов С. «Не повторяется такое никогда»
Османов Н. Танец»
Шатров И. «На сопках Манчжурии»
Шаинский В. «Песня крокодила Гены»
16
Шаинский В. «Вместе весело шагать»
Фиготин Б. «Карнавал»
Эстрадная и джазовая музыка
Богословский Н. «Тёмная ночь из к/ф «Два бойца»
Богословский Н. «Любимый город из к/ф «Истребители»
Высоцкий В. «Песня о друге»
Дезмонд П. «Take five»
Гойя Ф. «Ностальгия»
Джи К. «Силуэт»
Джи К. «Момент»
Кемпферт Б. «Весёлый трубач»
Ласт Д. «Одинокий пастух»
Легран М. «Крошка»
Легран М. «Шербургские зонтики»
Леннон Д., Маккартни П. «Let it be»
Леннон Д., Маккартни П. «Yesturday»
Мориа П. «История любви»
Мориа П. Музыка из к/ф «Крёстный отец»
Морриконе Э. «Chi mai»
Морриконе Э. «The mission impossible»
Морриконе Э. Тема из к/ф «Профессионал»
Patricios M. «Twin peaks»
Пешняк В. Этюд в стиле Буги-вуги «Сельский
концерт»
Хенеган Б., Лоусан И. Буги- вуги
Эллингтон Д. «Разочарованная леди»
Цфасман А. «Неудачное свидание»
Пьесы в танцевальных ритмах.
Айхенберг В. Липси
Бинкин З. Румба
Бредфорд Р. Блюз
Виллольдо А. Аргентинское танго
Гейсбург С. «Восковая кукла»
Герман Ю. «Калипсо»
Гершвин Дж. «Пусть грянет оркестр»
17
Джианграно Ч. «В путь»
Жобим А. «Девушка из Ипамены»
Розамунд- Джонсон Дж. Рэгтайм
Теодоракис М. Сиртаки
Лехтинен В. Летка - енка
Начинский Г. Ча-ча-ча
Хенди У. «Сент- Луис»
Хейда Т. Чарльстон
Фросини П. «Весёлый кабальеро»
Фиготин Б. Серенада
Этлер Р. Кэк- уок
Литература
1.Важов С. «Школа игры на синтезаторе»
2.Красильников И. «Пьесы для синтезатора» (старшие
классы)
3.Пешняк В. «Самоучитель игры на
синтезаторе»
4.Красильников И., Алемская А. «Школа игры на синтезаторе», Л.
Издательство Владос.
5.Шавкунов И. «Мой инструмент- синтезартор»
6.Яворских Е. «Звук на персональном
компьютере. Самоучитель»
7.Горячев А., Шафрин Ю. «Практикум по информационным
технологиям»,- Лаборатория
Базовых знаний, 1999.
8.Максфельдерс Э. «Музыка, речь и компьютер».
Электронные нотные библиотеки
Адреса:
uralconsv.org
nbrkomi.ru
window.edu.ru
piano.ru
18
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
Специфика игры на синтезаторе, отличие этого инструмента от
фортепиано, как в плане звукоизвлечения, так и наличия новых технических
возможностей, сделали необходимым введение курса игры на синтезаторе.
Особенность переложений и обработок заключается не только в том, чтобы
они охватили все (или почти все) технические возможности инструмента.
Артикуляция (легато, стаккато, портаменто, глиссандо, сфорцандо и другие
акценты) часто значительно отличается от фортепианной, а в режиме Full
Range Chord имеет другое предназначение. Артикуляция прямым образом
зависит от выбора тембра и режима аккомпанемента.
Класс инструмента зависит от клавиатуры: самая простая клавиатура
не является динамической и в этом случае громкость звука не может зависеть
от силы нажатия клавиши. Динамическая клавиатура же даёт большие
возможности в разнообразии звучания. Отличие клавиатуры также
заключается в размере клавиш и диапазоне инструмента от одной до семи с
половиной октав в профессиональных «концертных» моделях.
Играют на синтезаторе, как правило, одной правой рукой, оставляя
левую руку свободной для переключений различных режимов и для
автоаккомпанемента. В некоторых случаях и аккомпанемент передают
правой руке, оставив левую исключительно для переключений. Поэтому
нотный текст для синтезатора представляет собой однострочную нотацию с
применением ключей и специальных обозначений, указывающих на регистр
исполнения или звучания записанной мелодии. При игре двумя руками в
широком расположении или в случаях, когда бас оторван от аккорда,
возможна двухстрочная (клавирная) запись.
Выбор тембров и стилей аккомпанемента, цифровая нотация
(буквенное обозначение) гармонии для автоаккомпанемента указываются над
основным мелодическим нотоносцем. При использовании секвенсора ноты
выписываются в партитуре, где каждый нотоносец играется на определённом
трэке секвенсора.
Особую сложность в нотации и исполнении представляет группа
ударных инструментов. В отличие от классической нотации ударных, когда с
указанием играющего ударного инструмента ритм выписан на одной линии,
на синтезаторе каждый ударный инструмент прикреплён к одной из клавиш
клавиатуры и, соответственно, записывается конкретной нотой на нотоносце.
Одновременно на клавиатуре может находиться 61 ударный инструмент.
19
Возможность превращения синтезатора в любой инструмент с его полным
диапазоном (орган, смешанный хор или струнную группу симфонического
оркестра в широком расположении) требует клавирной нотации и
специальной пианистической подготовки.
Репертуар обучающихся должен быть разнообразным по содержанию,
форме, стилю, фактур. При составлении программы для игры без
автоаккомпанемента можно использовать классические произведения для
фортепиано, но они не должны содержать гармонический фактурный
аккомпанемент – такие фактуры гораздо лучше и точнее исполняются самим
автоаккомпанементом. Это могут быть произведения полифонического
склада или с хоральным гармоническим сопровождением.
В процессе изучения музыкальных произведений педагог должен
использовать любой повод для сообщения разнообразных теоретических и
исторических сведений (о строении пьесы, о принципах мелодического
развития, о кульминациях, о гармонической основе и т. д.). При игре с
автоаккомпанементом нужно добиваться непрерывного исполнения, а также
научить поправлять неверные гармонии и звуки на ходу.
3.4.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть
основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую
обучающимся внеаудиторных занятий в соответствии с заданиями
преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется
преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться обучающимся
в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных
классах, а также в домашних условиях. В процессе самостоятельной работы
обучающийся закрепляет знания и навыки, полученные на индивидуальных
занятиях с преподавателем.
20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. фонд оценочных средств
Оценка качества освоения
дисциплины «Дополнительный инструмент»
включает следующие виды контроля:
Текущий контроль успеваемости;
Промежуточную аттестацию;
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям программы создаются фонды оценочных средств,
позволяющие оценить освоенные компетенции.
Фонд оценочных средств включает:
Текущий – оценка выполненной самостоятельной работы учащегося, в
том числе на контрольных уроках, зачетах;
Промежуточный – включает полугодовую аттестацию в форме
дифференцированного зачета.
4.2. критерии оценки
Успеваемость учащихся определяется по пятибалльной системе
следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
4.3. оценка освоенных компетенций
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 1.1 Целостно и
грамотно
воспринимать и
исполнять
музыкальные
Основные показатели
оценки результата
Грамотное и выразительное
исполнение на инструменте,
владение методикой
самостоятельного освоения
репертуара.
Формы и
методы
контроля и
оценки
Текущий
контроль в
форме зачета,
экзамена,
итоговой
21
произведения,
самостоятельно
осваивать сольный,
оркестровый и
ансамблевый
репертуар.
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую
деятельность
и
репетиционную
работу в качестве
концертмейстера;
ПК 1.4 Выполнять
теоретический и
исполнительский
анализ музыкального
произведения,
применять базовые
теоретические знания
в процессе поиска
интерпретаторских
решений.
ОК 1. Понимать
сущность и
социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность,
определять методы и
способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество.
контроль в
форме
итоговой
государственно
й аттестации
Владение методикой
репетиционной работы,
основами ансамблевой игры,
умение воплощать на сцене
поставленные
художественные задачи
Владение методологией
анализа произведений
различных жанров. Верное
определение жанра, формы,
стиля.
Аргументированное
обоснование выбора
выразительных средств в
интерпретации
произведений.
Наличие мотивации к
профессиональному
обучению.
Своевременность и полный
объем выполнения
домашних заданий.
Концерт
Организация продуктивной
самостоятельной работы.
Выставление
текущих
оценок по всем
задаваемым на
дом формам
работы.
Устный опрос
(коллоквиум)
Выставление
текущих
оценок по всем
задаваемым на
дом формам
работы.
22