Рабочая
фортепиано»
программа
(ПМ.02)
учебной
разработана
дисциплины
«Методика
на
Федерального
основе
обучения
игре
на
государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
(далее СПО) «Инструментальное исполнительство»
Организация-разработчик: _ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Саратова В.А., преподаватель ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория.
Глухих О.Е. преподаватель ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория
2
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ …………………………………………………..
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………… 7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………… 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ………………………………
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Методика обучения игре на фортепиано
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
53.02.03. Инструментальное исполнительство
1.2. Место дисциплины в
образовательной программы
структуре
основной
профессиональной
Междисциплинарный курс «Методика обучения игре на фортепиано
» (МДК 02.01.) реализуется в базовой части ФГОС СПО по специальности
53.02.03 «Инструментальное исполнительство» и входит в состав дисциплин
Профессиональных модулей профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
овладение теоретическими и практическими основами обучения
игре на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей практической
деятельности в качестве преподавателей ДМШ ДХШ, ДШИ, студий,
музыкальных классов и др.
Задачами курса являются:
- развитие способности к аналитическому мышлению к обогащению
исполнительного опыта (как своего, так и чужого);
- формирование оперативного педагогического мышления (умение выявить
индивидуальность ученика и развивать его на соответствующем репертуаре);
- умение пользоваться методической литературой, ориентироваться в новых
учебных пособиях;
- анализ основных приемов и формирования техники, организация игровых
движений, принципы работы над видами фортепианной фактуры, вопросы
координации;
4
- овладение приемами работы над основными музыкально- выразительными
средствами - авторскими (мелодия, артикуляция динамика, тембр, полифония
и т.д.) и исполнительским* (проблема интонирования, аппликатура, туше,
педаль, фразировка соотношение элементов фактуры и т.д.);
- умение развить творческие способности ребенка (подбор по слуху,
транспорт, элементарное сочинение, аранжировка).
В результате освоения дисциплины междисциплинарного курса «История
исполнительского искусства» у обучающихся должны сформироваться
общие и профессиональные компетенции (ОК – общая компетенция; ПК –
профессиональная компетенция):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать репертуар.
ПК 1.2. Овладение приемами работы над основными музыкально –
выразительными средствами
5
ПК 1.3.
Развитие способности к аналитическому мышлению, к
обогащению исполнительного опыта (как своего, так и чужого);
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
1.4. Рекомендуемое количество часов
Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 69 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 86 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 17 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
86
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
69
в том числе:
Групповые занятия
66
Контрольные мероприятия
1
Резервные уроки
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
Итоговая аттестация в форме зачета
1
Итоговая аттестация в форме экзамена
2
6
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Методика обучения игре на фортепиано»
№
Содержание учебно – тематического материала,
самостоятельная работа, контрольные мероприятия
Объем
часов
Уровен
ь
освоени
я
2
1,2
2
1,2
I курс
1 полугодие
1.
Методика обучения игре на фортепиано» как составная
часть профессиональной подготовки студентов. Принципы
современного обучения. Основные тенденции современной
музыкальной педагогики.
2.
Музыкальные способности, их определение, развитие на
начальном этапе обучения и роль в воспитании музыканта.
3.
Методика организации учебного процесса. Индивидуальное
планирование. Обновление репертуара музыкальных школ.
4.
Методика проведения фортепианного урока и организации
самостоятельной работы ученика
5.
«Донотный» период обучения. Цели и задачи начального
периода обучения.
6.
Приобретение и развитие правильных пианистических
навыков на начальном этапе обучения.
3
8.
Дифференцированный зачет
1
Итого групповых занятий
16
Самостоятельная работа
4
2
1,2
3
1,2
3
1,2
1,2
2 полугодие
Развитие творческих навыков учащихся
3
Принципы освоения нотной записи. Воспитание навыков
чтения с листа.
4
1.
2.
1,2
7
3.
4.
5.
Работа над музыкальным произведением
Воспитание навыков педализации. Стилистические и
жанровые особенности педализации.
Фундамент фортепианной техники. Виды фортепианной
техники и методы работы над ними.
Итого групповых занятий
Экзамен
Самостоятельная работа
1,2
5
1,2
4
1,2
4
20
1
5
II курс
1 полугодие
3. Раздел
1.
Формирование аппликатурных навыков
2
1,2
2
2.
Работа над гаммами, аккордами, арпеджио. Подготовительные
упражнения к исполнению гамм, аккордов и арпеджио
1,2
3.
Вопросы координации на разных этапах обучения.
Двигательные недостатки и методы их устранения
4.
Работа над этюдами
5.
Работа над полифонией
3
1,2
6.
Работа над мелодией
2
1,2
7.
Итого групповых занятий
16
Экзамен
1
3
1,2
3
1,2
8
Самостоятельная работа
4
2 полугодие
4 Раздел
1,2
1.
2.
Проблемы работы над звуком и художественным образом
произведения. Работа над мелодией
3
Особенности работы над мелизмами в различных стилях
2
1,2
Работа над классической сонатной формой
4
1,2
Виды, формы воспитательной работы в классе по
специальности.
2
1,2
2
1,2
3.
4.
5.
6.
Способы повышения педагогического мастерства.
История развития музыкально-педагогической мысли в XVIXX веках.
1,2
2
1,2
7.
8.
Музыкальное образование и фортепианная педагогика в
России.
2
Резервный урок
2
Итого групповых занятий
17
Итоговый междисциплинарный экзамен
Самостоятельная работа
3
Итого групповых занятий
86
Итого самостоятельной работы
17
9
2.3Методические рекомендации по самостоятельной работе
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. конспектирование отдельных глав из специальной литературы, а также
письменный анализ педагогических и исполнительских особенностей
отдельных пьес, этюдов, сборников;
2. подготовка сообщений, рефератов по соответствующим темам;
3. прослушивание аудио и видео материалов с комментариями педагога,
4. просмотр специальных учебных фильмов;
5. составление индивидуальных планов учащихся, характеристик, с
определением перспективных и текущих задач
6. составление и анализ целевых программ и репертуарных «цепочек»;
7. анализ программы ДМШ;
8. создание собственных наглядных пособий типа «10 наглядных уроков
с начинающими»;
9. посещение открытых уроков методиста и других опытных педагогов с
10.подготовка студентов к контрольным урокам, семинарам, экзаменам
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие учебных
кабинетов: кабинеты для групповых занятий.
Для полноценного проведения урока необходимы следующие
средства обучения:
- тетрадь, ручка, стол, стул;
- инструмент;
- наглядные пособия (ноты);
- методическая литература;
- магнитофон;
- аудио-видео записи открытых уроков, мастер-классов известных
педагогов;
- просмотр специальных учебных фильмов;
прослушивание пластинок с комментариями педагога.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Список рекомендуемой методической литературы
10
1.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3-М: Музыка, 1978.
2.
Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974.
3.
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. JL: Сов.
Комп., 1981.
4.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов. Комп., 1989.
5.
Богино Г.К. Игры - задачи начинающих музыкантов М.: Музыка 1974.
6.
Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха. М.: Музыка 1993.
7.
Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.
Изд.З.Л.: Музыка 1979.
8.
Браудо И.А. Полифоническая тетрадь. М.: Музыка, 1966.
9.
Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII и
первой половине XIX вв. М.: Музыка 1991.
10.
Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1-6. М.: 1979-1981, 1983-1985.
11.
Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М. Соколов. Вып. 1-4.
М., 1965, 1968. 1973, 1976.
12.
Вопросы фортепианной педагогики. Под. ред. В. Натансона. Вып. 1-4
М.,1963,1967,1971,1976.
13.
Выдающиеся пианисты - педагоги о фортепианном искусстве. Сост. и ред. С.
Хентова. М.-Д., 1966.
14.
Гат И. Техника фортепианной игры. М.-Будапешт, 1967.
15.
Голубовская Н. И. Искусство педализации (о музыкальном исполнительстве).
Л.: Музыка, 1985.
16.
Гофман И. Фортепианная игра. М., 1961.
17.
Гринштейн К. X. Книжки-раскраски. Л.: Палестра, 1991.
18.
Гутерман В. Возвращение к творческой жизни. Екатеринбург, 1994.
19.
Калинина Н. П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. М.: Музыка,
1974.
20.
Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
21.
Коган Г. У врат мастерства. М.,1977.
22.
Копчевский Н. А. Иоганн Себастьян Бах. В сб. Вопросы фортепианной
педагогики. Вып. 1. Ред.-сост. В. Натансон. М.: Музыка, 1979.
23.
Корто А. О фортепианном искусстве. Сост. и ред. К. Аджемов. М., 1965.
24.
Корыхалова Н. Играем гаммы. М.: Музыка, 1995.
25.
Кременпггейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе
специального фортепиано. М.. 1966.
11
26.
Кременштейн Б. Педагогика Г. Нейгауза. М.: Музыка, 1984.
27.
Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.
28.
Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Музыка, 1971.
29.
Либерман Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка,
1988.
30.
Лупан С. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993.
31.
Любомудрова Н. А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.
32.
Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963.
33.
Ляховицкая С. М. Задания на развитие самостоятельных навыков при
обцчении игре на фортепиано. Изд. 3. Л.: Музыка, 1975.
34.
Майкапар С. Как работать на рояле. Л.: Музгиз, 1963.
35.
Малиновская А. В. Фортепиано - исполнительское интонирование. М.: Музыка,
1990.
36.
Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника (на основе
звукотворческой воли). М.: Музыка, 1966.
37.
Масару Ибука. После 3-х уже поздно. М.: Знание, 1991.
38.
Месснер В. Аппликатура в фортепианных сонатах Бетховена. М., 1962.
39.
Метнеп Н. Повседневная работа пианиста и композитора. Сост. М. Гурвич,
Л. Лукомский. М., 1979.
40.
Милич Б. Е. Воспитание пианиста. Киев, 1964.
41.
Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 5. М.: Музыка, 1988.
42.
Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории
пианизма. М.: Музыка, 1980
43.
Носина В. Символика музыки И. С. Баха. Тамбов, 1993.
44.
Понизовкин Ю. Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных
произведений. М., 1965.
45.
Савшинский С. Пианист и его работа. Л., 1961.
46.
Савшинский С. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963.
47.
Савшинский С. И. Работа над музыкальным произведением. Л.: Сов. комп., 1961.
48.
Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на
фортепиано. М., 1965.
49.
Система детского музыкального воспитания К. Орфа. Под ред. Л.
Баренбойма. Л.: Музыка, 1970.
50.
Смирнова Т. И. Фортепиано - интенсивный курс. М.: Музыка, 1992.
12
Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общ. ред. А. Каузовой,
51.
А. Николаевой. М.: Владос, 2001.
52.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.
Терликова Л Е. Методика обучения беглому чтению с листа. Метод, разр. МК
53.
РСФСР. М.,1989
54.
Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. М.: Сов. комп.. 1989.
55.
Тимакин Е. М. Навыки координации в развитии пианиста. М.: Сов. комн., 1987.
56.
Тургенева Е. Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. М.: Музыка,
1989.
Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах музыкальных школ
57.
(развитие творческих навыков). Ред.-сост. Н Толстых. М., 1976.
58.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1968.
59.
Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано.
М., 1960.
60.
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969.
61.
Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 1984.
62.
Швейцер А. И. С. Бах. М.: Музыка, 1965.
63.
Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.
64.
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 1947.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. фонд оценочных средств
Оценка качества освоения дисциплины «Методика обучения игре на
фортепиано» включает следующие виды контроля:
Текущий контроль успеваемости;
Промежуточную аттестацию;
Итоговая аттестация.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям программы создаются фонды оценочных средств,
позволяющие оценить освоенные компетенции.
Фонд оценочных средств включает:
Текущий – оценка выполненной самостоятельной работы учащегося,
концертное выступление;
13
Промежуточный – включает полусеместровую аттестацию и
семестровую аттестацию в форме контрольного урока, зачета или
экзамена;
Итоговый – итоговый государственный экзамен.
Требования к итоговому междисциплинарному экзамену:
Практическая часть.
Открытый урок с учеником сектора педагогической практики.
Теоретическая часть.
Ответ по билетам с иллюстрацией основных теоретических положений за
инструментом.
Исполнить и сделать исполнительский и педагогический анализ
музыкального произведения из репертуара ДМШ.
4.2. критерии оценки
Успеваемость учащихся определяется следующими оценками: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В ходе контрольного урока преподаватель задает каждому учащегося 10
вопросов по темам, пройденным в течение курса.
Оценка «5» по предмету является отличной оценкой и выставляется
обучающемуся, ответившему на все вопросы без ошибок в ходе
контрольного урока (дифференцированного зачета)
Оценка «4» по предмету является хорошей оценкой и выставляется
обучающемуся, ответившему на все вопросы в целом, без ошибок, или
ответившим неправильно на 1-2 вопроса.
Оценка «3» при окончательной аттестации по предмету является
удовлетворительной оценкой и выставляется обучающемуся, не ответившему
на половину из заданных вопросов в ходе контрольного урока.
Оценка «2» по данному предмету является неудовлетворительной оценкой и
выставляется обучающемуся, не ответившему ни на один из заданных
вопросов в ходе контрольного урока (дифференцированного зачета).
Оценка за контрольный урок и дифференцированный зачет является
решающей при выставлении оценки за год.
4.3. оценка освоенных компетенций
14
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
Основные показатели оценки
результата
ПК
1.4
Выполнять
теоретический
и
исполнительский анализ
музыкального
произведения, применять
базовые
теоретические
знания в процессе поиска
интерпретаторских
решений.
Владение методологией анализа
произведений различных жанров.
Верное определение жанра,
формы, стиля.
Формы и методы
контроля и оценки
Устный
(коллоквиум)
опрос
Аргументированное обоснование
выбора выразительных средств в
интерпретации произведений.
ОК 1. Понимать сущность
Наличие мотивации к
и социальную значимость
профессиональному обучению.
своей
будущей
профессии, проявлять к Своевременность и полный объем
выполнения домашних заданий.
ней устойчивый интерес.
Выставление
текущих оценок по
всем задаваемым на
дом формам работы.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность, определять
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач,
оценивать
их
эффективность
и
качество.
Организация продуктивной
самостоятельной работы.
Выставление
текущих оценок по
всем задаваемым на
дом формам работы.
ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
для
совершенствования
профессиональной
деятельности.
Владение компьютером,
интернетом.
Текущий контроль по
заданной теме
ОК
6.
Работать
в
коллективе, эффективно
общаться с коллегами,
руководством.
Умение эффективно выстраивать
отношения с коллегами и
руководством, успешно находить
решение в проблемной ситуации.
Отсутствие
нареканий
стороны
администрации
со
и
15
коллег
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
Мотивация
самосовершенствованию,
устойчивый
интерес
современным методикам.
к Текущий контроль по
заданной теме
к
16