Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

УП Ансамблевое исполнительство ИИ

Рабочая

программа

учебной

практики

разработана

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального
образования _53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиано)
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»

Разработчик:
Назипова М.А., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж», высшая
квалификационная категория.
Орлова А.В., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж», высшая
квалификационная категория.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Паспорт рабочей программы практики
1.1. Область применения программы;
1.2. Цели и задачи практики, требования к результатам освоения;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы практики.
Раздел 2. Структура и содержание практики
2.1. Тематический план
2.2. Содержание учебной практики
Раздел 3. Условия реализации практики
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению;
3.2. Информационное обеспечение обучения;
3.3. Общие требования к организации практики;
3.3.1. Взаимодействие с другими дисциплинами профессионального
модуля
3.3.2.
Условия
проведения
учебных
занятий,
внеаудиторной
самостоятельной работы

Раздел 1. Паспорт рабочей программы практики
1.1.

Область применения программы

Дисциплина «Ансамблевое исполнительство» относится к учебной
практике.
1.2. Цели и задачи практики, требования к результатам освоения
Цель дисциплины - воспитание квалифицированных исполнителей,
способных применять навыки игры в ансамбле в репетиционной и концертной
работе, приобретение опыта исполнительской деятельности, участие в творческих
мероприятиях (концертах, конкурсах, фестивалях), необходимых для становления
исполнителя.
Задачами данной практики является:
-подготовка концертных программ, знакомство со спецификой
репетиционно-концертной работы в ансамбле;
-исполнение инструментальных партий в различных камерных составах;
-ознакомление с акустическими особенностями концертных площадок и
особенностями концертной работы для разнообразной слушательской аудитории;
-формирование комплекса навыков игры в ансамбле: ощущение баланса,
единство штрихов, воспитание чувства ансамбля, умение чутко сочетать тембр
фортепиано с другими инструментами;
-воспитание устойчивого внимания и самоконтроля в процессе исполнения
музыки на сцене;
-накопление и совершенствование репертуара.
-углубление и закрепление умений и навыков, полученных в процессе
изучения специальных дисциплин;
-активизация эмоциональной, волевой сфер, развития артистизма, свободы
самовыражения, исполнительской воли.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
иметь практический опыт:
-репетиционно-концертной работы в ансамбле;
-исполнения инструментальных партий в различных камерных составах.

уметь:
-использовать технические навыки и приёмы, средства исполнительской
выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
-психофизиологически
концертной работы;

владеть собой

в процессе репетиционной и

-использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
-применять теоретические знания в исполнительской практике;
-согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные
художественные решения при работе в ансамбле;
-слышать все партии в ансамблях различных составов.
знать:
-ансамблевый репертуар, включающий произведения основных жанров для
различных камерных составов;
-художественно-исполнительские возможности инструмента;
-закономерности развития выразительных и технических возможностей
инструмента;
-профессиональную терминологию;
-особенности работы в качестве артиста ансамбля, специфику
репетиционной работы.
владеть:
-навыками поиска исполнительских решений;
-приемами психической саморегуляции;
-художественно-выразительными
средствами
(штрихами,
туше,
разнообразием звучания инструмента);
-профессиональной терминологией;
-комплексом навыков ансамблевого исполнительства (синхронность и
единство интерпретации, звуковой баланс);
-навыками самостоятельной подготовки к концертному исполнению
музыкальных произведений различных стилей и жанров.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать
компетенциями:
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый
репертуар (в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную
работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых
коллективах.
ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский
репертуар в соответствии с программными требованиями.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального
произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска
интерпретаторских решений.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы практики
Общая трудоемкость дисциплины – 97 часов, в том числе: обязательная
аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 72 часов, самостоятельной работы 25 часа. Время изучения –5,6 классы.

Раздел 2. Структура и содержание практики
2.1. Объем учебной практики и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

97
72
25

2.2 Примерный тематический план и содержание учебной практики.
№ п/п

Наименование темы Содержание
материала

5
1.

2.

3

Репетиции
и
исполнение
камерных
ансамблей эпохи
барокко
Развитие
музыкальноисполнительских
умений и навыков

Подготовка
концертному

учебного Кол-во
часов

Уровень
освоения
материала

класс 1 полугодие

Произведения
Вивальди, Альбинони,
Корелли.
Навыки
поиска
исполнительских
решений,
приемы
психической
саморегуляции,
владение
художественновыразительными
средствами (штрихами,
туше,
разнообразием
звучания инструмента)

к Художественный
замысел произведения в

6

2

5

2

4

2

4.
Итого
5.

выступлению,
целом;
работа
над особенности акустики и
концертным
баланса в помещении
репертуаром
для
открытого
концерта,
преодоление
концертного волнения,
особенности
сценического
поведения,
разработка программы
выступления
(по
уровню сложности, по
уровню
громкости,
яркости образов)
Контрольно–
Контрольный урок
зачётные
мероприятия

1

3

16
5

2

Произведения Генделя,
Баха.

7

2

Навыки
поиска
исполнительских
решений,
приемы
психической
саморегуляции,
владение
художественновыразительными
средствами (штрихами,
туше,
разнообразием
звучания инструмента)
Подготовка
к Художественный
концертному
замысел произведения в
выступлению,
целом;
работа
над особенности акустики и
концертным
баланса в помещении
репертуаром
для
открытого
концерта,
преодоление

6

2

6

2

Самостоятельная
работа
5 класс 2 полугодие

6.

7.

8.

Репетиции
и
исполнение
камерных
ансамблей эпохи
барокко
Развитие
музыкальноисполнительских
умений и навыков

концертного волнения,
особенности
сценического
поведения,
разработка программы
выступления
(по
уровню сложности, по
уровню
громкости,
яркости образов)
9.
Итого
10.

Контрольно–
зачётные
мероприятия

Контрольный урок

Самостоятельная
работа

1

3

20
7,5

2

6

2

5

2

4

2

6 класс 1 полугодие
11.

12.

13.

Репетиции
и
исполнение
камерных
ансамблей эпохи
барокко
Развитие
музыкальноисполнительских
умений и навыков

Произведения Гайдна,
Моцарта, Шуберта.

Навыки
поиска
исполнительских
решений,
приемы
психической
саморегуляции,
владение
художественновыразительными
средствами (штрихами,
туше,
разнообразием
звучания инструмента)
Подготовка
к Художественный
концертному
замысел произведения в
выступлению,
целом;
работа
над особенности акустики и
концертным
баланса в помещении
репертуаром
для
открытого
концерта,
преодоление
концертного волнения,
особенности

14
Итого
15.

сценического
поведения,
разработка программы
выступления
(по
уровню сложности, по
уровню
громкости,
яркости образов)
Контрольный урок

Контрольно–
зачётные
мероприятия
Самостоятельная
работа

1

3

16
5

2

7

2

6

2

6

2

6 класс 2 полугодие
16.

17.

18.

Репетиции
и
исполнение
камерных
ансамблей эпохи
барокко
Развитие
музыкальноисполнительских
умений и навыков

Произведения
Бетховена,
Мендельсона.

Навыки
поиска
исполнительских
решений,
приемы
психической
саморегуляции,
владение
художественновыразительными
средствами (штрихами,
туше,
разнообразием
звучания инструмента)
Подготовка
к Художественный
концертному
замысел произведения в
выступлению,
целом;
работа
над особенности акустики и
концертным
баланса в помещении
репертуаром
для
открытого
концерта,
преодоление
концертного волнения,
особенности
сценического
поведения,
разработка программы

19.
Итого
20.

выступления
(по
уровню сложности, по
уровню
громкости,
яркости образов)
Контрольный урок

Контрольно–
зачётные
мероприятия
Самостоятельная
работа

1

3

20
7,5

2

Раздел 3. Условия реализации практики
3.1.
Требования
обеспечению

к

минимальному

материально-техническому

Для освоения дисциплины необходимо следующее материально-техническое
обеспечение:
1. Аудитории для занятий
2. Музыкальные инструменты (музыкальные инструменты участников
ансамбля, рояль)
3. Пюпитры
4. Стулья.
5. Нотная литература
6. Помещение для ведения концертной деятельности (концертный зал,
концертная аудитория)
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов.
Нотная литература:
Струнные:
Бах И. С. Сонаты для скрипки и клавира
Бетховен Л. Вариации на тему из оп. «Волшебная флейта» для виолончели и
фортепиано
Бетховен Л. Вариации на тему из оратории Генделя «Иуда Маккавей» для
виолончели и фортепиано
Бетховен Л. Сонаты для виолончели и фортепиано
Бетховен Л. Сонаты для скрипки и фортепиано
Гендель Г.Ф. Сонаты для скрипки и баса континуо

Григ Э. Соната для виолончели и фортепиано ля минор
Григ Э. 3 сонаты для скрипки и фортепиано
Корелли А. Шесть сонат для скрипки и фортепиано (без выходных данных)
Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано. Педагогический
репертуар музыкальных училищ I–II курсы. Вып.3, М., «Советский композитор»
1976
Пьесы и произведения крупной формы для скрипки и фортепиано. Детская
музыкальная школа средние и старшие классы М., «Музыка» 1983
Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано средние и старшие
классы вып.3 М., «Советский композитор» 1983
Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано. Педагогический
репертуар музыкальных училищ III–IV вып.3, М., «Советский композитор» 1975
Хрестоматия для скрипки. Концерты вып.2 М, «Музыка» 1989
Хрестоматия для скрипки 1-2 классы ДМШ Пьесы часть 1 М., «Москва» 2004
Хрестоматия для скрипки 1-2 классы ДМШ. Пьесы, произведения крупной формы.
Часть 2. М., «Музыка» 2004
Хрестоматия для скрипки пьесы и произведения крупной формы ДМШ 1-2 классы
М., «Москва» 1988
Хрестоматия Скрипка. 1-4 классы М. ,«Кифара» 2004
Хрестоматия для скрипки 2-3 классы ДМШ часть 2. Пьесы , произведения крупной
формы. М., «Музыка» 2004
Хрестоматия для скрипки 3-4 классы ДМШ часть 1 Пьесы. М., «Москва» 2002
Хрестоматия для скрипки 3-4 классы ДМШ, Пьесы и произведения крупной формы
Хрестоматия для скрипки 4-5 классы ДМШ часть 1, Пьесы М., «Москва» 2002
Хрестоматия для скрипки 4-5 классы . Пьесы , произведения крупной формы. М.,
«Музыка» 1990
Хрестоматия Скрипка 5-7 классы ДМШ. М., «Кифара» 2005
Хрестоматия для скрипки 5-6 часть 2. Пьесы, произведения крупной формы
Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы 3-4кл. М.,
«Музыка» 1991
Хрестоматия для скрипки Концерты Средние и старшие классы ДМШ вып. 1 М.,
«Москва» 1988
Хрестоматия для скрипки Концерты Выпуск 2,часть 1 М., «Москва» 2005

Хрестоматия для скрипки Концерты Выпуск 2,часть 2 М., «Москва» 2005
Хрестоматия для скрипки Концерты Выпуск 3, часть 2 М., «Москва» 2003
Хрестоматия для скрипки и фортепиано 1-2 классы ДМШ в 2-х тетрадях под общей
редакцией Шальмана СПб., «Композитор» 1997
Хрестоматия для скрипки и фортепиано 3-7 классы ДМШ под общей редакцией
Шальмана СПб., «Композитор» 1999
Хрестоматия для скрипки 6-7 классы ДМШ Музыкальное училище. Пьесы М.,
«Москва»1998
Шальман С. Школа скрипача. 16 бесед с юным музыкантом . для скрипки и
фортепиано книга 2Шнитке А. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано
Духовые:
Альбом Юного гобоиста вып.3 СПб. «Композитор» 1989
Альбом юного гобоиста выпуск 4 , М., «Советский Композитор»
Пьесы для начинающих «Золотой репертуар флейтиста» СПб., 1998
Лёгкие пьесы зарубежных композиторов переложение для флейты и фортепиано
СПб. , 1993
Басси Л. Концертная фантазия на темы из оп. «Риголетто»
Басок М. Сонатина для флейты и фортепиано «Екатеринбург»2008
Бах И.С. Соната ми-бемоль мажор для флейты и чембало (фортепиано) BWV 1031
СПб., «Композитор» 1998
Бах К.Ф.Э. Концерт ре-минор Будапешт «Музыка»
Боллинг К. Сюита для флейты и фортепиано
Борне Ф. Бриллиантовая фантазия на темы Бизе «Кармен», «G.Schirmer» 1980
Брамс Й. Две сонаты для кларнета и фортепиано
Вивальди А. Концерт ре минор для гобоя и фортепиано «Рикорди»1994
Вивальди А. Концерт ре-мажор Будапешт «Музыка»
Гайдн Й. Концерт для гобоя с оркестром клавир «Гулисы» 1998
Гендель Г. Ф. Соната для гобоя и фортепиано «Гулисы» 1998
Гречанинов А. Соната для кларнета и фортепиано
Григ Э. четыре пьесы обработка для флейты и фортепиано М., «Музыка» 2008

Дювернуа А. Концертино для флейты и фортепиано
Дютийе А. Сонатина для флейты и фортепиано М., «Музыка» 2005
Кароник В. Размышления Для детей и юношества (Пьесы для инструментальных
ансамблей) СПб «Композитор» 2002
Корнаков Ю. Полонез-фантазия для квартета флейт и фортепиано с ударными СПб
«Композитор» 2002
Кофронь Я. Соната для валторны и фортепиано
Мартину Б. Сонатина для кларнета и фортепиано
Пуленк Ф. Соната для гобоя и фортепиано «Гулисы» 1998
Пуленк Ф. Соната для кларнета и фортепиано
Пуленк Ф. Соната для флейты и фортепиано
Пушечников Школа игры на гобое М., «Музыка» 2001
Раков Н. Две сонаты для кларнета и фортепиано
Резетдинов Л. Французская сюита И. С. Баха для флейты и арфы (фортепиано)
СПб., «Композитор»
Саммартини Концерт №1 для гобоя и ф-но Copyright 1969 by G. Schirmer,
International Copyright Secured
Сен-Санс К. Соната для гобоя и фортепиано «Гулисы» 1998
Сен-Санс соната для кларнета и фортепиано ми-бемоль мажор
Телеман Г.Ф. Соната для гобоя и фортепиано «Гулисы» 1998
Флейта Концертные пьесы для флейты и фортепиано «Классика-XXI»
Форе Г. Фантазия для флейты и фортепиано
Хрестоматия для флейты 1-3 класс часть 1 Пьесы М., «Музыка» 2001
Хрестоматия для гобоя 3 класс ДМШ СПб «Композитор»2002
Хрестоматия для гобоя 4 класс ДМШ СПб «Композитор»2002
Хиндемит П. Соната для флейты и клавира «B. ShottSohne»Mainz1965
Штраус Р. Концерт для гобоя с оркестром клавир «Гулисы» 1998
Эбен П. Соната для гобоя и фортепиано «Гулисы» 1998
Энеску Дж. Кантабиле и престо для флейты и фортепиано «Гулисы» 199

Нотная литература находится в библиотеке Свердловского мужского хорового
колледжа, а также в личном фонде преподавателей колледжа.
Рекомендуется также пользоваться ресурсами Интернета. Бесплатные сайты
нотных и книжных архивов, видео и аудио материалов:
- Imslp.com
- tarakanov.net
- YouTube.com
- notarhiv.ru
- operascores.ucoz.com
Интернет-трансляции концертов:
- meloman.ru/online/ Московская филармония
- mosconsv.tv/on-linе.html Московская государственная консерватория
- sgaf.ru/live Свердловская филармония
3.3. Общие требования к организации практики:
3.3.1. Взаимодействие с другими дисциплинами профессионального
модуля
Дисциплина УП 01.04 «Ансамблевое исполнительство» является этапом
подготовки обучающихся к осуществлению исполнительской и педагогической
деятельности в области ансамблевого искусства. И относится к учебной практике.
Осуществление задач и выполнение цели данной дисциплины возможно в тесном
взаимодействии с другими учебными практиками, а также дисциплинами данного
профессионального модуля:
Специальный инструмент (фортепиано), Ансамблевое исполнительство,
Концертмейстерский класс, История исполнительского искусства.
3.3.2.
Условия
проведения
самостоятельной работы

учебных

занятий,

внеаудиторной

Общие требования к организации практики
Учебная практика является необходимым звеном учебно-воспитательного
процесса в образовании молодых музыкантов, раскрывает перспективы их
дальнейшего профессионального роста. Регулярные выступления обучающихся
перед широкой слушательской аудиторией, закладывают предпосылки хорошего
сценического самочувствия, формируют навык художественной коммуникации
средствами
музыкального
искусства,
способствуют
совершенствованию
исполнительского
мастерства,
развивают
потребность
в
постоянной
исполнительской деятельности.
Учебная практика реализуется в формах:
-открытых уроков, организованных преподавателем;
-выступлений на открытых концертах, исполнительских конкурсах,
фестивалях, предусматривая освоение различных по объему и тематической
направленности концертных программ;

-самостоятельной работы;
-репетиций с участниками ансамбля.
Открытые выступления могут проходить:
-в аудиториях колледжа;
-в концертном зале Свердловского мужского хорового колледжа;
-на концертных площадках города и области.
Выбор произведений обусловливается как различными художественными
пристрастиями исполнителей, так и требованиями объективного характера,
связанными с организацией концертной работы в рамках того или иного
творческого объединения.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть учебной
практики, выполняемую студентом внеаудиторных занятий в соответствии с
заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется
преподавателем.
Самостоятельная работа должна подкрепляться участием в различных
мероприятиях.
Формами практической самостоятельной работы являются: освоение текста
произведения, взаимодействие и работа с участниками ансамбля, прослушивание
записей выдающихся исполнителей, их обсуждение и выработка исполнительской
концепции, а также умение составлять концертный репертуар.
В формировании высококвалифицированных музыкантов большую роль
играет
творческий,
профессиональный
уровень
преподавателя,
его
заинтересованность в успешных результатах своих учеников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».