Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

УП 05 Учебная практика по пед.раб.

Рабочая программа «Учебной практики» разработана на основе Федерального
государственного
профессионального

образовательного
образования

стандарта
(далее

СПО)

по

специальности

53.02.03

среднего

«Инструментальное

исполнительство».

Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»

Разработчики:
Чернова А.Ю., преподаватель ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория.
Глухих О.Е., преподаватель ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

?

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

?

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

?

ОСВОЕНИЯ

?

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УП 05. Учебная практика по педагогической работе

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
53.02.03 Инструментальное исполнительство.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная практика по педагогической работе (УП.05) входит в раздел
МДК 02.02 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
профессионального модуля ПМ 02. «Педагогическая деятельность»
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
Основной целью учебной практики является формирование у
обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта
педагогической деятельности практической деятельности в качестве
преподавателей ДМШ, ДХШ, ДШИ, студий, музыкальных классов и др.
Задачами курса являются:
- развитие способности к аналитическому мышлению к обогащению
исполнительного опыта (как своего, так и чужого);
- формирование оперативного педагогического мышления (умение выявить
индивидуальность ученика и развивать его на соответствующем репертуаре);
− расширение педагогического кругозора обучающихся;
- овладение навыками практического использования психологопедагогической и методической подготовки;
- умение пользоваться методической литературой, ориентироваться в новых
учебных пособиях;
- анализ основных приемов и формирования техники, организация игровых
движений, принципы работы над видами фортепианной фактуры, вопросы
координации;
− воспитание педагогической самостоятельности и инициативы.

1.4 Результатом освоения учебной практики является овладение
обучающимися
видом
профессиональной
деятельности
(ВДП),
исполнительская деятельность, а также профессиональными (ПК) и общими
(ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать
решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную
работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых
коллективах.
ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский
репертуар.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального
произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска
интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства
звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке
своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого
коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы,
планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики
восприятия слушателей различных возрастных групп.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность
в образовательных организациях дополнительного образования детей
(детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных
организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных
и музыкально - теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Анализировать проведенные занятия для установления соответствия
содержания, методов и средств поставленным целям и задачам,
интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для
коррекции собственной деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания,
анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в
исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
Создавать педагогические условия для формирования и развития у
обучающихся самоконтроля и самооценки процесса и результатов освоения
основных и дополнительных образовательных программ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы:
Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 128 часов, включая:
обязательной учебной нагрузки обучающегося – 102 часа; самостоятельной
работы обучающегося – 26 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

128

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

102

в том числе:
Индивидуальные занятия

100

Контрольные уроки

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

Итоговая аттестация в форме зачета

1

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной практики
Название тем

Содержание учебно-тематического материала,
самостоятельная работа, контрольные
мероприятия

Объём
часов

Уровень
освоения

I курс

Раздел 1. Изучение и анализ методической литературы по вопросам методики и педагогики
Тема 1.1.
Изучение основной
литературы
по
вопросам методики
и педагогики

Тема 1.2.

1. В. Ландовска «О музыке». Проблемы эстетики,
инструментария, вопросы интерпретации и значения
старинной музыки для воспитания исполнителя.
2. И. Браудо «Об изучении клавирных сочинений
Баха в музыкальной школе». В книге освещаются
основные аспекты работы над полифонией в
муз.школах на основе личного опыта работы
педагога – практика Исайя Браудо.
3. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».
Г. Нейгауз – пианист и педагог. Особенности
формы, стиля книги и её главные темы. Краткое
содержание
глав.
4. Е. Либерман «Работа над фортепианной
техникой».
Книга Е.Либермана – энциклопедия методов и
приёмов работы над фортепианной техникой.
Понятие «фундамент техники» и технические
способности. Приёмы игры кантилены, способы
работы над различными видами техники.
5. Ева и Пауль Бадура-Скода «Интерпретация
Моцарта». Об авторах книги. Вопросы применения
основных исполнительских средств для стильного и
убедительного воплощения фортепианных
произведений Моцарта.
6. Н. Голубовская «Искусство педализации». Н.
Голубовская – пианистка и педагог. Основные темы
книги: звук и педализация, различные её виды,
относительность обозначений педали в нотной
записи, педаль - индивидуальный творческий акт,
вопросы стильной педализации.
7. Ф. Брянская «Формирование и развитие навыков
игры на фортепиано».
8. Г. Коган «Работа пианиста». Книга о
психологических предпосылках успешной работы,
основных этапах освоения музыкального
произведения, содержании и методах технической
работы, различных видах техники.
Примерные программные требования для

1,2
1

1

1

1

1

1

1

1

обучающихся в младших, средних и старших
Изучение
классах ДМШ на основе методических пособий.
примерных
Обсуждение основных принципов подбора
программных
программ для каждого класса ДМШ с учетом
требований по
индивидуальных способностей ученика.
специальности для
ДМШ
Раздел 2. Организация учебного процесса
- разработка и оформление календарно –
тематического плана в соответствии с примерной
программой по ф-но для ДМШ
- оформление учебных журналов
- оформление индивидуальных планов
Раздел 3. Планирование работы с учеником

5

Тема 2. Оформление
документации:

Тема 3.1
Cоставление
характеристики
ученика

На основе выявленных музыкальных способностей,
особенностей характера и индивидуальных
физиологических особенностей ученика.

Тема 3.2.
Составление
экзаменационных и
тематических
программ

Подбор, составление и совместное обсуждение
вариантов экзаменационных и тематических
программ с учетом индивидуальных склонностей
ученика и требований программы по уровню класса.

Тема 3.3.
Подбор репертуара с
учетом
индивидуальных
особенностей
ученика
Тема 3.4.
Составление плана
урока.
Анализ хода урока

Подбор репертуара с учетом стилевого и жанрового
разнообразия, развития навыков преодоления
технических трудностей. Составление и совместное
обсуждение нескольких вариантов репертуара для
учащихся младших и средних классов.

Контрольные
мероприятия

Построение индивидуального фортепианного урока.
Три основных компонента: проверка домашнего
задания, работа над музыкальными произведениями,
формулировка домашнего задания. Особенности
каждого компонента урока. Специфика открытого
урока.
Специфика индивидуального фортепианного урока.
Факторы, влияющие на него: возрастные и
психологические. Различные типы уроков. Цели и
задачи фортепианного урока: сверхзадача и задачаминимум. Основные и вспомогательные моменты
урока.
Контрольный урок
Задания для проведения контрольного урока:
1. Задание практическое: подобрать и составить 2
варианта экзаменационных программ с учетом
требований программы для учащихся младших и
средних классов.
2. Задание теоретическое: разбор 1 музыкального
произведения из примерной программы по плану
анализа музыкального произведения (№5)

1,2
4

1,2
2

6

6

4

1

II курс
Раздел 4. Методический и исполнительский анализ нотного материала,
решение практических задач.
Тема 4.1.
Изучение различных
сборников школьного
репертуара

1.Начальное обучение. Первое знакомство с
репертуаром различных сборников, школ, пособий,
предназначенных для начального обучения в ДМШ.
2. Репертуар младших классов ДМШ.
- авторские сборники: осмысление стилевых
закономерностей и авторских указаний.
- виды хрестоматий (педагогический репертуар):
составной сборник произведений разных авторов,
собранный по жанрам и тематике, либо по одной
тематике (например, полифонические произведения)
и по уровням классов.
Изучение строения и содержания различных
хрестоматий:
- хрестоматии для младших и средних классов
- хрестоматии для средних классов
- хрестоматии для средних и старших классов
- хрестоматии по классам ( отдельно 1й, 2й и т.д.)

Тема 4.2.
Самостоятельное
редактирование
нотного материала

Ознакомление (в частности разбор аппликатурных
принципов), артикуляция, синтаксис, технология и
интерпретация

Тема 4.3.
Сравнительный
анализ различных
редакций

Обзорное знакомство с редакциями произведений
крупной формы (на примере сонат Й.Гайдна,
В.Моцарта, Л. Бетховена), полифонии И.С.Баха
(инвенции, ХТК)

Тема 4.4.
Исполнение
произведений
школьного
репертуара

Исполнение произведений из авторских сборников,
хрестоматий из репертуара младших, средних и
старших классов.

Тема 4.5.
Разработка плана и
применение
различных этапов
работы над
музыкальным
произведением

Значение работы над произведением. Основные
этапы работы и их особенности:
1 этап - ознакомление, предварительный план
интерпретации;
2 этап - разбор, разучивание, техническая работа;
3 этап - завершающий, окончательная отделка,
подготовка к эстрадному выступлению. Приёмы
работы на каждом этапе. Проблемы эстрадного
самочувствия

1,2

6

8

10

6

6

7

5

Тема 4.5.
Подбор произведений
для решения
различных
технических и
исполнительских
задач, составление
вариантов программ
Тема 4.6.
Подбор упражнений
для преодоления
различных
технических
трудностей
Контрольные
мероприятия

Тема 5.
Анализ и
характеристика
выступления
ученика на
академическом
концерте

Составление и совместное обсуждение нескольких
вариантов репертуара для учащихся младших и
средних классов.
Изучение учебных программ с целью использования
рекомендованного репертуара. Стилевое и жанровое
разнообразие, гибкость в планировании учебного
репертуара.
Приёмы работы над различными видами техники и
способы
улучшения
интенсивности
и
результативности технической работы.

Контрольный урок
Задания для проведения контрольного урока:
1. Задание практическое: исполнить 3 – 4 этюда из
репертуара младших классов на различные виды
техники. Выявить технические трудности, найти
приемы, упражнения и способы для улучшения
интенсивности и результативности технической
работы.
-изучение критериев оценки выступления ученика
-ознакомление с планом характеристики
выступлений ученика
- составление профессионально сформулированного
отзыва о выступлении ученика

Повторение
пройденного
материала
Контрольные
мероприятия

5

1,2
5

1

1,2

4

1,2
2
Дифференцированный зачет
Задания для проведения дифференцированного
зачета:
1. Задание практическое: исполнить по 2
музыкальных произведения из авторских сборников
(1 сборник по своему выбору), хрестоматий (1 по
своему выбору) из репертуара младших и средних
классов. Теоретический и редакционный анализ
полифонического произведения или произведения
крупной формы.
2. Задание теоретическое: разбор 1 музыкального
произведения из примерной программы по плану.

Итого:
Самостоятельная
работа

1.2

3

1

102
Обработка полученной информации, выполнение
практических заданий, подготовка докладов и
рефератов по темам.

3
26

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)
Приложение к тематическому плану.
1. Примерный план характеристики ученика:
1. Фамилия, имя, возраст, класс.
2. Степень общего музыкального развития по отношению к возрасту.
3. Умственные способности, память, задатки.
4. Музыкальные способности, слуховое восприятие, чувство ритма, эмоциональная
реакция.
5. Особенности характера (темперамент, выдержка, настойчивость, собранность,
внимание, реакция на уроке). Степень музыкальной увлеченности. Психологические и
личностные интересы.
6. Физические возможности, состояние здоровья.
7. Развитие музыкального мышления и музыкально-исполнительных навыков.
8. Особенности публичного выступления.
9. Условия домашней работы. Уровень окружения.
10. Задачи дальнейшей работы с учеником.

2. Подготовка практиканта к уроку:
1. Педагогический анализ исполняемых на уроке произведений, включающий
исполнительский, музыковедческий и теоретический аспекты.
2.Подбор упражнений для преодоления технических трудностей.
3.Выбор редакций произведений.
4. Осмысление примерной структуры урока, составление эскизного плана проведения
урока.
5. Размышления об особенностях общения с учеником, его проблемах, ведение
педагогического дневника.
3. Примерная схема урока:
1. Проверка домашней работы.
2. Объяснение новой проблемы, её названия, значения приведённого сведения или навыка.
3. Определение основных положений и правил для усвоения навыка.
4. Определение способов работы, направленных на закрепление данного навыка путём
самостоятельной домашней работы ученика.
5. Демонстрация способа работы на одном или нескольких заданиях под контролем
преподавателя. 6.
Устное обобщение прорабатываемых проблем, выполненное учеником.

7. Поручение домашней работы, цель которой – закрепление соответствующего знания
или навыка.
4. План открытого урока:
1. Вступительные слова практиканта, где говорится о теме урока, целях и задачах, и
дается характеристика учащегося.
2. Занятие с учеником по избранной теме с обоснованием методических и педагогических
приемов.
3. Краткие выводы, где оценивается степень достижения поставленной цели.
4. Домашнее задание.
В ходе открытого урока оценивается:
− умение студента анализировать возникающие педагогические ситуации и решать их с
учётом индивидуальных возможностей ученика;
− умение реализовать теоретические знания в практической работе;
− чёткость, точность, логичность построения урока;
− аргументирование предлагаемых ученику советов и требований;
− достижение конкретных результатов в этапе короткого времени (эффективность
работы);
− характер общения с учеником;
− качество показа на инструменте.
5. План анализа музыкального произведения:
1. Исторические сведения о композиторе, его эпохе, времени создания произведения.
Основные черты стиля автора, проявляющиеся в изучаемом произведении;
2. Образно-эмоциональный строй произведения;
3. Форма произведения, её своеобразие в сравнении с классическими образцами;
4. Особенности музыкального языка и фактуры:
− мелодия и аккомпанемент;
− метроритмическая организация материала;
− гармонический язык;
5. Выразительные средства исполнения:
− особенности интонирования и фразировки;
− характер звукоизвлечения;
− динамика и тембровая палитра;
− артикуляция и штрихи;
6. Методико-педагогический анализ:
− примерный уровень трудности произведения, цели и задачи его изучения;
− основные пути выявления образно-художественной и стилевой направленности
сочинения;
− организация игровых движений в соответствии с исполнительскими задачами
(аппликатура, координация);
− прогнозирование возможных инструментально-двигательных затруднений,
определение методов их преодоления в целях создания кинестетического и
эмоционального комфорта

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие учебных
кабинетов: кабинеты для групповых занятий.
Для проведения урока необходимы следующие средства обучения:
- тетрадь, ручка, стол, стул;
- инструмент;
- наглядные пособия (ноты);
- методическая литература;
- доступ в интернет ( смартфон, планшет,ноутбук )
- аудио-видео записи открытых уроков, мастер-классов известных педагогов;
- просмотр специальных учебных фильмов;
- прослушивание аудиозаписей с комментариями педагога.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Список рекомендуемой методической литературы
1. 1.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3-М: Музыка, 1978.
2. 2.Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974.
3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. JL: Сов.
Комп., 1981.
4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов. Комп., 1989.
5. Богино Г.К. Игры - задачи начинающих музыкантов М.: Музыка 1974.
6. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха. М.: Музыка 1993.
7. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.
Изд.З.Л.: Музыка 1979.
8. Браудо И.А. Полифоническая тетрадь. М.: Музыка, 1966.
9. Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII и
первой половине XIX вв. М.: Музыка 1991.
10. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1-6. М.: 1979-1981, 1983-1985.
11. Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М. Соколов. Вып. 1-4.
М., 1965, 1968. 1973, 1976.
12. Вопросы фортепианной педагогики. Под. ред. В. Натансона. Вып. 1-4
М.,1963,1967,1971,1976.
13. Выдающиеся пианисты - педагоги о фортепианном искусстве. Сост. и ред. С.
Хентова. М.-Д., 1966.
14. Гат И. Техника фортепианной игры. М.-Будапешт, 1967.
15. Голубовская Н. И. Искусство педализации (о музыкальном исполнительстве).
Л.: Музыка, 1985.
16. Гофман И. Фортепианная игра. М., 1961.
17. Гринштейн К. X. Книжки-раскраски. Л.: Палестра, 1991.
18. Гутерман В. Возвращение к творческой жизни. Екатеринбург, 1994.
19. Калинина Н. П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. М.: Музыка, 1974.
20. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
21. Коган Г. У врат мастерства. М.,1977.
22. Копчевский Н. А. Иоганн Себастьян Бах. В сб. Вопросы фортепианной

педагогики. Вып. 1. Ред.-сост. В. Натансон. М.: Музыка, 1979.
23. Корто А. О фортепианном искусстве. Сост. и ред. К. Аджемов. М., 1965.
24. Корыхалова Н. Играем гаммы. М.: Музыка, 1995.
25. Кременпггейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе
специального фортепиано. М.. 1966.
26. Кременштейн Б. Педагогика Г. Нейгауза. М.: Музыка, 1984.
27. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.
28. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Музыка, 1971.
29. Либерман Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка,
1988.
30. Лупан С. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993.
31. Любомудрова Н. А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.
32. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963.
33. Ляховицкая С. Задания на развитие самостоятельных навыков при обцчении
игре на фортепиано. Изд. 3. Л.: Музыка, 1975.
34. Майкапар С. Как работать на рояле. Л.: Музгиз, 1963.
35. Малиновская А. Фортепиано - исполнительское интонирование. М.: Музыка, 1990.
36. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника (на основе
звукотворческой воли). М.: Музыка, 1966.
37. Масару Ибука. После 3-х уже поздно. М.: Знание, 1991.
38. Месснер В. Аппликатура в фортепианных сонатах Бетховена. М., 1962.
39. Метнеп Н. Повседневная работа пианиста и композитора. Сост. М. Гурвич, Л.
Лукомский. М., 1979.
40. Милич Б. Е. Воспитание пианиста. Киев, 1964.
41. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 5. М.: Музыка, 1988.
42. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма.
М.: Музыка, 1980
43. Носина В. Символика музыки И. С. Баха. Тамбов, 1993.
44. Понизовкин Ю. Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведений.
М., 1965.
45. Савшинский С. Пианист и его работа. Л., 1961.
46. Савшинский С. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963.
47. Савшинский С. И. Работа над музыкальным произведением. Л.: Сов. комп., 1961.
48. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на
фортепиано. М., 1965.
49. Система детского музыкального воспитания К. Орфа. Под ред. Л. Баренбойма.
Л.: Музыка, 1970.
50. Смирнова Т. И. Фортепиано - интенсивный курс. М.: Музыка, 1992.
51. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общ. ред. А. Каузовой,
А. Николаевой. М.: Владос, 2001.
52. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.
53. Терликова Л Е. Методика обучения беглому чтению с листа. Метод, разр. МК
РСФСР. М.,1989
54. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. М.: Сов. комп.. 1989.
55. Тимакин Е. М. Навыки координации в развитии пианиста. М.: Сов. комн., 1987.
56. Тургенева Е. Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. М.: Музыка,
1989.
57. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах музыкальных школ
(развитие творческих навыков). Ред.-сост. Н Толстых. М., 1976.
58. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1968.
59. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано. М.,
1960.

60. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969.
61. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 1984.
62. Швейцер А. И. С. Бах. М.: Музыка, 1965.
63. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.
64. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 1947.
Электронные ресурсы свободного доступа
1. Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева http://www.taneevlibrary.ru/.
2. Российская государственная библиотека по искусству http://liart.ru/ru/ .
3. Электронная библиотека современных литературных журналов России
http://magazines.russ.ru/.
4. Die Music энциклопедия (в области академического музыкального искусства).
http://www.mgg-online.com.
5. Русская академическая музыка http://rus-aca-music.narod.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».