Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

УП. 01.02 Ф-ный дуэт

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
профессионального

образовательного
образования

стандарта

_53.02.03

по

специальности

Инструментальное

среднего

исполнительство

Фортепиано

Организация-разработчик: ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»

Разработчик:
Лихачева Т.В. преподаватель ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
первая квалификационная категория, концертмейстер высшая квалификационная
категория.

2

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………….… ..16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ…..21

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Фортепианный дуэт
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа по дисциплине «Фортепианный дуэт» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО (073101 Инструментальное исполнительство, фортепиано) в части освоения
основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве артиста
оркестра, ансамбля, концертмейстера, солиста на различных концертных площадках);
педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в
ДШИ, ДМШ, других учреждениях дополнительного образования, обще-образовательных
учреждениях, учреждениях СПО) и соответствующих профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
а также соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу
в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Осваивать сольные, ансамблевые, оркестрово-исполнительский репертуар в соответствии с програмными требованиями
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
4

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего
инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия различными возрастными группами слушателей.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в
Детских школах искусств и Детских музыкальных школах,
других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях,
учреждениях СПО.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и
музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и
анализу учебного процесса, методики подготовки и проведения урока в исполнительском
классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания,
анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском
классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

1.2. Цель и задачи УД
Цель: воспитание квалифицированных исполнителей, способных:
в ансамблевой игре демонстрировать единство исполнительского замысла, последовательность проведения общего плана и полную согласованность в деталях;
понимать характер каждой партии, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения;
определять музыкально-исполнительские задачи ансамбля, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля произведения.
Основные задачи:
 воспитание навыков совместной игры;
 развитие навыков ансамблевого чтения с листа и быстрой ориентации в музыкальном тексте;
 расширение музыкального кругозора путем исполнительского ознакомления
с ансамблевыми произведениями разных стилей, жанров, форм;
 умение пользоваться логичной аппликатурой;
 воспитание чувства устойчивого ритма, единства темпа, единого характера
звукоизвлечения.
В результате освоения курса ученик должен:
уметь:
 читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;
 психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной
работы;
 использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
 применять теоретические знания в исполнительской практике;
5

знать:




слышать все партии в ансамблях различных составов;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле.




ансамблевый репертуар для различных составов;
художественно-исполнительские возможности инструмента в составе ансамбля;
профессиональную терминологию;
особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.




1.3. Рекомендуемое количество часов
Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины максимальной учебной нагрузки обучающегося – 342 часа, включая: обязательной аудиторной учебной
нагрузки обучающегося – 248 часа; самостоятельной работы обучающегося – 94 часа.
1.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения УД является овладение обучающимися профессиональными
(ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1.1

ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Наименование результата обучения
Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.
Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в
условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых
коллективах.
Осваивать сольные, ансамблевые, оркестрово-исполнительский репертуар
в соответствии с программными требованиями
Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального
произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска
интерпретаторских решений.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УД
6

2.1. Тематический план курса
Коды компетенций

1.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

2.

ПК 1.4

Наименование темы

Введение

Кол
-во
часов

3 класс (1 полугодие)
1

Выбор программы

1

Работа над программой

9

4.

Чтение с листа, муз. терминология

4

5.

Семестровая аттестация

1

3.

6.

ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3

Выбор программы

3 класс (2 полугодие)
1

ПК 1.4
7.

8.
9.

ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Работа над программой

12

Чтение с листа, муз. терминология
Семестровая аттестация

4
1

4 класс (1 полугодие)
1

11.

Выбор программы

12.

Работа над программой

10

13.
14.

Чтение с листа, муз. терминология
Семестровая аттестация

4
1

15.

16

17

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

18

19

20.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2

Выбор программы

4 класс (2 полугодие)
1

Работа над программой

12

Чтение с листа, муз. терминология

4

Семестровая аттестация

1

Выбор программы

5 класс (1 полугодие)
1

Работа над программой

10

Рассматриваемые вопросы, основные понятия и термины

уровень
освоения
учебного
материала

Специфика предмета, знакомство
с произведениями различных
жанров
2 разнохарактерных произведения в 4 руки на одном инструменте
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
чтение с листа несложных ансамблевых пьес
Контрольный урок: 1 произведение

1

Формирование репертуара на
семестр: выбор с учетом предыдущего семестра – 2-3 разнохарактерных произведения в 4 руки
на одном инструменте
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
чтение с листа, устный анализ
Зачет: 2 разнохарактерных произведения

1,2

1,2

1,2
2,3

1

1,2

1,2
2,3

3-4 разнохарактерных произведения в 4 руки на одном инструменте
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
чтение с листа, устный анализ
Контрольный урок: 2 разнохарактерных произведения

1,2

Формирование репертуара на
семестр: выбор с учетом предыдущего семестра – 2-3 разнохарактерных произведения в 4 руки
на одном инструменте
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
чтение с листа легких ансамблевых пьес
Контрольный урок: 2 произведения в разных жанрах (одно из
которых 1 или 2-3 части из классич. сонаты)

1

Формирование репертуара на
семестр: выбор с учетом предыдущего семестра – 2-3 разнохарактерных произведения, одно из
которых полифонического изложения
Изучение репертуара, двигатель-

1,2

1,2
2,3

1,2

1,2
2,3

1

1,2

7

ОК 5
ОК 6
ОК 8
Чтение с листа, муз. терминология
Семестровая аттестация

21.
22.

23.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Выбор программы

4
1

5 класс (2 полугодие)
1

Работа над программой

12

25.

Чтение с листа, муз. терминология

4

26.

Семестровая аттестация

1

24.

27.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Выбор программы

6 класс (1 полугодие)
1

Работа над программой

7

5

30.

Фортепианные ансамбли для двух
фортепиано
Чтение с листа, муз. терминология

31.

Семестровая аттестация

1

28.

29.

32.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Выбор программы

2

6 класс (2 полугодие)
1

Работа над программой

7

34.

Фортепианные ансамбли для двух
фортепиано или в 4 руки

7

35.

Чтение с листа, муз. терминология

2

36.

Семестровая аттестация

1

33.

37.

38.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6

Выбор программы

7 класс (1 полугодие)
1

Работа над программой

7

ное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
чтение с листа ансамблевых пьес
Контрольный урок: 2 разнохарактерных произведения, одно из
которых
современного композитора
Формирование репертуара на
семестр: выбор с учетом предыдущего семестра – 2-3 разнохарактерных произведения, одно из
которых полифонического изложения.
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
чтение с листа пьес для ансамбля
в 4 руки
Академический концерт: 2 разностилевых произведения
Формирование репертуара на
семестр: выбор с учетом предыдущего семестра – 2-3 разнохарактерных произведения, одно из
которых крупной формы (части
сонаты, вариации)
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
Специфика работы над ансамблями для двух фортепиано
ознакомление с различным фактурным изложением
Академический концерт, зачет: 2
разнохарактерных произведения
Формирование репертуара на
семестр: 2-3 разножанровые и
разностилевые произведения для
4 рук или 2-х роялей, одно из
которых крупной формы (части
сонаты, вариации и др.)
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
Работа над репертуаром, над
ансамблевыми навыками, образом, доведение деталей до концертной формы

1,2
2,3

1

1,2

1,2
2,3

1

1,2

1,2
1,2
2,3

1

1,2

2

Простейшие фортепианные ансамбли
Академический концерт: 2 разностилевых произведения одно из
которых для 2 фортепиано

1,2

Формирование репертуара на
семестр: выбор с учетом предыдущего семестра – 2-3 разнохарактерных произведения, одно из
которых крупной формы (части
сонаты, вариации)
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художе-

1

2,3

1,2

8

ОК 8
5

40.

Фортепианные ансамбли для двух
фортепиано
Чтение с листа, муз. терминология

41.

Семестровая аттестация

1

39.

42.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Выбор программы

2

7 класс (2 полугодие)
1

Работа над программой

7

44.

Фортепианные ансамбли для двух
фортепиано или в 4 руки

5

45.

Чтение с листа, муз. терминология

4

46.

Семестровая аттестация

1

43.

1.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Выбор программы

8 класс (1 полугодие)
1

Работа над программой

7

4

4.

Фортепианные ансамбли для двух
фортепиано
Чтение с листа, муз. терминология

5.

Семестровая аттестация

1

2.

3.

6.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Выбор программы

3

8 класс (2 полугодие)
1

Работа над программой

7

8.

Фортепианные ансамбли для двух
фортепиано или в 4 руки

5

9.

Чтение с листа, муз. терминология

4

10.

Семестровая аттестация

1

7.

37.

ПК 1.1

Выбор программы

9 класс (1 полугодие)
1

ственным содержанием
Специфика работы над ансамблями для двух фортепиано
ознакомление с различным фактурным изложением
Контрольный урок: 2 разнохарактерных произведения
Формирование репертуара на
семестр: 2-3 разножанровые и
разностилевые произведения для
4 рук или 2-х роялей, одно из
которых крупной формы (части
сонаты, вариации и др.)
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
Работа над репертуаром, над
ансамблевыми навыками, образом, доведение деталей до концертной формы

1,2
1,2
2,3

1

1,2

2

Простейшие фортепианные ансамбли
Академический концерт: 2 разностилевых произведения одно из
которых для 2 фортепиано, композиторов эпохи классицизма и
современного композитора эпохи
хх века

1,2

Формирование репертуара на
семестр: выбор с учетом предыдущего семестра – 2-3 разнохарактерных произведения, одно из
которых крупной формы (части
сонаты, вариации)
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
Специфика работы над ансамблями для двух фортепиано
ознакомление с различным фактурным изложением
Академический концерт: 2 разнохарактерных произведения

1

Формирование репертуара на
семестр: 2-3 разножанровые и
разностилевые произведения для
4 рук или 2-х роялей, одно из
которых крупной формы (части
сонаты, вариации и др.)
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
Работа над репертуаром, над
ансамблевыми навыками, образом, доведение деталей до концертной формы
Простейшие фортепианные ансамбли
Зачёт: 2 разностилевых произведения одно из которых для 2
фортепиано
Формирование репертуара на

2,3

1,2

1,2
1,2
2,3

1

1,2

2

1,2
2,3

1

9

ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Работа над программой

7

5

40.

Фортепианные ансамбли для двух
фортепиано
Чтение с листа, муз. терминология

41.

Семестровая аттестация

1

38.

39.

42.

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ОК 1
ОК 2
ОК 5
ОК 6
ОК 8

Выбор программы

2

9 класс (2 полугодие)
1

Работа над программой

7

44.

Фортепианные ансамбли для двух
фортепиано или в 4 руки

5

45.

Чтение с листа, муз. терминология

4

46.

Семестровая аттестация

1

43.

семестр: выбор с учетом предыдущего семестра – 2-3 разнохарактерных произведения, одно из
которых крупной формы (части
сонаты, вариации)
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
Специфика работы над ансамблями для двух фортепиано
ознакомление с различным фактурным изложением
Контрольный урок, зачет: 2 разнохарактерных произведения
Формирование репертуара на
семестр: 2-3 разножанровые и
разностилевые произведения для
4 рук или 2-х роялей, одно из
которых крупной формы (части
сонаты, вариации и др.)
Изучение репертуара, двигательное освоение музыкального материала, работа над художественным содержанием
Работа над репертуаром, над
ансамблевыми навыками, образом, доведение деталей до концертной формы
Простейшие фортепианные ансамбли
Зачёт: 2 разностилевых произведения одно из которых для 2
фортепиано, композитора эпохи
романтизма и современного композитора эпохи хх века

1,2

1,2
1,2
2,3

1

1,2

2

1,2
2,3

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

2.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Самостоятельный разбор нотного текста;
2. Систематическая подготовка домашних заданий;
3. Решение технических проблем и поиск интерпретаторских решений;
4. Поиск и отбор информации об исполняемых произведениях и аудиозаписей.

2.3 Содержание дисциплины
3 КЛАСС
10

1. Агафонников Н. Русский танец из цикла "Пестрые картинки"
2. Балакирев М. " На Волге", "Хороводная"
3. Бородин А. Полька в 4 руки
4. Вебер К. Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки
5. Гаврилин В. "Часики" из цикла "Зарисовки"
6. Гайдн Й. "Учитель и ученик"
7. Гречанинов А. "Весенним утром", пьеса соч.99 № 2
8. Диабелли А. Сонатина Фа мажор в 4 руки
9. Зив М. "Предчувствие"
10. Иршаи Е. "Слон - бостон"
11. Куперен Ф. " Кукушка"
12. Мак -Доуэлл Э. " К дикой розе"
13. Моцарт В. "Весенняя песня"
14. Равель М. "Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки
15. Римский-Корсаков Н. Колыбельная из оперы "Сказка о царе Салтане"
16. Свиридов Г. "Романс"
17. Чемберджи Н. "Снегурочка" из балета "Сон Дремович" в 4 руки
18. Хачатурян А. "Танец девушек"
19. Фрид Г. Чешская полька Фа мажор
20. Шитте Л. Чардаш Ля мажор
21. Шуман Р. Ор.85 № 4 "Игра в прятки", №6 "Печаль" в 4 руки из цикла "Для маленьких
и больших детей"
4 КЛАСС
1. Аренский А. «Полонез», Фуга на тему «Журавель»
2. С. Баневич «Северное сияние»
3. Л. Бетховен «Марш» соч. 45
4. Бизе Ж. «Деревянные лошадки» из цикла «Детские игры»
5. Бызов. А. «Прогулка под дождем»
6. Вивальди А. Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало, 2 часть (переложение
Дубровина А.)
7. Гаврилин В. «Перезвоны»
8. Глазунов А. «Романеска»
9. Глиэр Р. «Грустный вальс»
10. Григ Э. Ор.65 №6 «Свадебный день в Трольхаугене» в 4 руки
11. Диабелли А. Соната До мажор, соч. 150
12. Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»
13. Раков Н. «Радостный порыв»
14. Рахманинов С. Ор.11 №3, «Русская песня» в 4 руки, Ор.11 №5,
15. Рахманинов С. «Романс» в 4 руки
16. Хачатурян К. Галоп из балета «Чиполлино»
17. Чайковский П. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»
18. Шостакович Д. «Тарантелла» в 4 руки
19. Шуберт Ф. «Героический марш»
20. Штраус И. Полька «Трик-трак»
21. Щедрин Р. «Царь Горох»

5 КЛАСС
11

1. Брамс И. " Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки Ор.60 № 8
2. Бизе Ж. Детские игры: 12 Бал
3. Брамс И. Шесть вальсов соч. 39
4. Бородин А. Тарантелла
5. Гаврилин В. Пьесы для фортепиано в 4 руки
6. Вебер К. Рондо для фортепиано в 4 руки
7. Гайдн Й. "Учитель и ученик"
8. Глиэр Р. Вариации для ф-но в 4 руки, "Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2- х
ф-но в 4 руки
9. Григ Э. Сюита " Пер Гюнт" в 4 руки (по выбору), Норвежские танцы соч.85
10. Дебюсси К. Маленькая сюита
11. Дунаевский И. Полька из к/ф "Кубанские казаки"
12. Коровицын В. "Куклы сеньора Карабаса"
13. Моцарт В. Соната Ре мажор
14. Мусоргский М. Соната
15. Новиков А. "Дороги"
16. Прокофьев С. Марш из оперы " Любовь к трем апельсинам" в 4 руки
17. Прокофьев С. "Монтекки и Капулетти" из балета " Ромео и Джульетта". Три танца из
балета «Золушка» (перелож. А. Кондратьева)
18. Равель М. «Моя матушка гусыня» (по выбору)
19. Рахманинов С. 6 пьес для фортепиано соч. 11
20. Свиридов Г. «Военный марш» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина
«Метель»
21. Слонимский С. «Деревенский вальс»
22. Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад» в 4 руки
23. Щедрин Р. Семь отрывков из балета «Конек-Горбунок».

6 КЛАСС
1. Л. Бетховен Соната Ре мажор ор.6
2. Вебер К. «Приглашение к танцу»
3. Глинка М. «Вальс-фантазия»
4. Дебюсси К. «Маленькая сюита», «Марш», «Шесть античных эпиграфов»
5. Дворжак А. «Славянские танцы» для ф-но в 4 руки
6. Казелла А. «Маленький марш» из цикла «Марионетки», «Полька-галоп»
7. Коровицын В. «Мелодия дождей»
8. Лист Ф. «Обручение» (обр. для двух ф-но Глазунова А.)
9. Мийо Д. «Скарамуш» (пьесы по выбору)
10. Маевский Ю. «Прекрасная Лапландия»
11. Мошковский М. Испанский танец №2, Ор.12
12. Мусоргский М. «Колокольные звоны» из оперы «Борис Годунов»
13. Парцхаладзе М. «Вальс»
14. Примак В. Скерцо-шутка До мажор
15. Прокофьев С. Танец Феи из балета «Золушка» (обр. Кондратьева)
16. Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка»
17. Рахманинов С. Ор.11 «Слава» из цикла «Шесть пьес для ф-но в 4 руки»
18. Римский-Корсаков Н. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (переложение
Ламма П. для ф-но в 4 руки, ред. Руббаха А.)
19. Хачатурян А. «Танец девушек», «Колыбельная», «Вальс» из балета «Гаяне»
20. Хачатурян К. «Погоня» из балета «Чиполлино»
21. Шостакович Д. Концертино для 2 ф-но в 4 руки
22. Шуман Р. Восточные эскизы соч.66
Для двух фортепиано.
23. Аренский А. Сюита №3: Вальс, Ноктюрн
12

24. Барток Б. Четыре народных румынских танца
25. Бах И. С. Ария си минор. Хорал ми минор (обр. М. Готлиба). Концерт до минор для
двух клавиров
26. Брамс И. Два вальса соч. 39
27. Гендель Г. Аллегро из сюиты «Музыка на воде» (обр. М. Готлиба). Ларго из Сонаты
соль минор (обр. М. Готлиба)
28. Дебюсси К. Танец куклы из балета « Ящик с игрушками» (обр. А. Балтина)
29. Евлахов О. Вальс из балета «Ивушка» (обр. И Стучинкой)
7 класс
1. Балакирев М. Полонез
2. Серов А. Фуга до минор
3. Шнапер Б. Шутливые вариации
4. Эйгес О. Африканские ксилофоны
5. Смелков А. Блестящее рондо
6. Гаврилин Г. Галоп, Ямская, Перезвоны (из муз.сб.«Зарисовки»)
7. Брамс II. Венгерские танцы (по выбору). Соч. 39 Вальсы
8. Дворжак А. Славянские танцы (но выбору)
9. Пуленк Ф. Соната
10. Стравинский И. Русская из балета «Петрушка»
Для двух фортепиано
11. Обработки народных песен и танцев
12. Барток Б. (обр.). Четыре румынских народных танца
13. Аренский А. Соч. 15 Романс из Сюиты для двух фортепиано. Вальс. Соч. 33
Ноктюрн
14. Бородин А. Тарантелла
15. Чайковский П. Соч. 48 Вальс из серенады для струнного оркестра. Трепак из балета
«Щелкунчик»
16. Прокофьев С. «Тройка» из сюиты «Поручик Киже»
17. Хачатурян А. Сцена на улице, «Игра пастушков» из балета «Спартак», Танец девушек
из балета «Гаяне». Танец с саблями из балета «Гаяне»
18. Щедрин Р. Танец шутов и шутих из балета «Конек-Горбунок»
Эшпай А. Танец си минор (4). Большая река: на темы балета «Ангара»
19. Бах И. С. Аллегро из сонаты си минор. Ария
20. Гендель Г. Пассакалья из сюиты соль минор . Соната соль минор.
Кончерто гроссо соль минор, 1, 4 части
21. Стравинский И. Хоровод царевен из балета «Жар-птица»
22. Шуберт Ф. Четыре вальса
Шуман Р. Соч. 36 Этюд в форме канона
8 класс
1. Балакирев М. Песенка без слов. Полонез // Репертуар фортепианного ансамбля. Пьесы
для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 4-7. Сост. А Бакулов, Ю Питерин.
М., 1974
2. Глинка М. Первоначальная полька // Ансамбли. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 1-3. Сост. А Бакулов, Ю. Питерин. М., 1969
3. Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» // Репертуар фортепианного
ансамбля. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 4-7. Сост. А Бакулов, Ю Питерин. М., 1974
4. Рахманинов С. Романс. Соч 11. Русская песня // Педагогический репертуар ДМШ. Фортепианный ансамбль: С. Рахманинов. М., 1960
13

5. Сорокин К. Полька. Вальс. «Павлин» из балета «Гадкий утенок» // Хрестоматия для
двух фортепиано. Старшие классы. Вып. 2. М., 1970
6. Чайковский П. Испанский танец. Русский танец. Неаполитанский танец // Ансамбли.
Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 1-3. Сост. А Бакулов, Ю.
Питерин. М., 1969
7. Бизе Ж. Детские игры // Бизе Ж. Детские игры. Для фортепиано в 4 руки. М., 1969
8. Брамс И. Венгерские танцы. Соч. 52. Вальс из цикла «Песня любви». Соч. 39. Вальсы //
Брамс И. Полное собрание сочинений для фортепиано. Т. 4. М., 1964
9. Гайдн И. Венгерское рондо // Репертуар фортепианного ансамбля. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 4-7. Сост. А Бакулов, Ю Питерин. М., 1974
10. Гершвин Дж. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» // Хрестоматия для двух
фортепиано. Старшие классы. Вып. 2. М., 1970
11. Дворжак А. Славянские танцы // Дворжак А. Соч. 46 Для фортепиано в 4 руки. М.,
1969
12. Дебюсси К. Вальс // Ансамбли. Пьесы для двух фортепиано. Старшие классы ДМШ.
Вып. 1. Сост. А. Бакулов. М., 1969
13. Россини Дж. Финал первого акта оперы «Золушка». Фрагмент // Альбом популярных
пьес. Обработка для 2-х фортепиано Г. Пыстина, И. Цыганкова, Ю. Ащепкова. «Регтаймы
с фортепиано в 4 руки». Новосибирск, 2000
14. Гаврилин В. Походная. Тарантелла. Новая французская песенка. Марш // Гаврилин В.
Зарисовки. Для фортепиано в 4 руки. Сост. и Ред. Р. Хараджанян. Спб., 2009
15. Мидзоками Х. Старый добрый лунный свет // Мидзоками Х. Фортепианные ансамбли.
Сост. Е. Юмаева. Спб, 2003
16. Слонимский С. Вальс Золушки и Принца // Альбом для домашнего музицирования.
М., 1995
17. Анисимов И. Фантазия на темы Дунаевского // Концертная фантазия на темы песен И.
Дунаевского [Ноты]: для двух фортепиано / И.Н. Анисимов; Ред.: В.А. Фролкина. - Краснодар: Эоловы струны, 2003
18. Задерацкий В.В. Прелюдия // Музыка родного края. Вып. 5. Ред.: В.В. Магдалиц. Краснодар: Эоловы струны, 2006
19. Масич О. Концертное аллегро // Музыка родного края. Вып. 6. Ред. И.В. Николаева. Краснодар: Эоловы струны, 2006
9 класс
1.Бах Концерт BWV 1052 №1 ре минор для 2 фоно
2.Бах Концерт BWV 1053 №2 Ми мажор для 2 фоно
3.Бах Концерт BWV 1055 №4 Ля мажор для 2 фоно
4.Бах Концерт BWV 1056 №5 фа минор для 2 фоно
5.Бах Концерт BWV 1058 №7 соль минор для 2 фоно
6.А. Вивальди. Концерт A moll
7.Р. Глиэр. Вихрь из балета «Тарас Бульба»
8. Г. Гендель. Кончерто-гроссо No2, ч.II
9. В. Гаврилин. Марш. Галоп.
10. В. Моцарт. Фантазия F moll
11. Рахманинов Итальянская полька в 4 руки
12.Рахманинов С. Вокализ (переложение В. Гончаренко) в 4 руки
13. Рахманинов С. Шесть пьес Ор.11 в 4 руки
14. Подгайц Рондо для 2х фно
15.Печерский Полька-неваляшка
16.Печерский Хлоп-марш
17. Пиаццолла Большое танго
18. Подгайц Е. Рондо для 2х фно
14

19. Подгайц Е.Танцующий эльф. Ф-но 4руки
20. Мийо Скарамуш Сюита для 2 фоно
21. Минков М. Старый рояль для фоно в 4 руки
22. Лист Венгерская рапсодия 2 в 4 руки (Бендлер)
23. Лютославский Вариации на тему Паганини (2 фоно)
24. Лядов Кикимора
25. Р. Шуман. У фонтана
26. Ф. Шуберт. Вальсы, обр. С.Прокофьева
27.Р. Шуман. Анданте с вариациями
28. А. Хачатурян. Египетские танцовщицы из балета «Спартак»
29. А. Хачатурян. Танец Эгины из балета «Спартак»
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие учебных кабинетов:
кабинеты для индивидуальных занятий.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь
площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для
работы над ансамблями для 2-х фортепиано. Метроном, библиотечные фонды и фонды
фонотеки, аудио- и видеозаписи, аудио-воспроизводящее оборудование.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
3.2. Информационное обеспечение обучении
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы по дисциплине «Фортепианный ансамбль»
Основные источники:
1. Альбом фортепианных ансамблей «Брат и сестра» в.3 СПб., «Северный олень»,
1994
2. Альбом фортепианных ансамблей «Брат и сестра» в.4 СПб., «Северный олень»,
1995
3. Альбом фортепианных ансамблей «Брат и сестра» в.5 СПб., «Северный
олень»,1995
4. Альбом фортепианных ансамблей «Брат и сестра» в.1 СПб., «Северный олень»,
1993
5. Альбом фортепианных ансамблей «Брат и сестра» в.2 М., «Советский композитор»,
1962
6. Альбом для фортепиано. Легкие переложения в четыре руки для младших классов
М., «Музыка», 1999
7. Ансамбли. Средние классы в.6 М., «Советский композитор», 1978
8. Ансамбли для фортепиано 1-3 классы Киев, «Музычна Украина», 1990
9. Ансамбли для фортепиано в.1 М., «Советский композитор», 1980
10. Ансамбли для начинающих в. 2 М., «Композитор», 1994
11. Ансамбли младшие классы в.8 М., «Советский композитор», 1985
12. Ансамбли младшие классы в.7 М., «Советский композитор», 1983
13. Ансамбли старшие классы в.9 М., «Советский композитор», 1983
14. Ансамбли для фортепиано. средние старшие классы в.1 М., «Советский композитор», 1979
15

15. Ансамбли старшие классы в.7 М., «Советский композитор», 1981
16. Ансамбли. Старшие классы. в.10 М., «Советский композитор», 1985
17. Ансамбли. Младшие классы в.10 М., «Советский композитор», 1990
18. Ансамбли для начинающих. в.1 М., «Композитор», 1994
19. Ансамбли Младшие классы в.5 М., «Советский композитор», 1981
20. Ансамбли старшие классы в.1 М., «Советский композитор», 1972
21. Ансамбли для фортепиано в.3. средние классы М., «Советский композитор», 1974
22. Ансамбли для фортепиано 6кл. Киев, «Музычна Украина», 1984
23. Ансамбли в четыре руки и для двух фортепиано 6кл. М., «Советский композитор»,
1970
24. Ансамбли 4-5класс т.1 М., «Крипто-логос», 1998
25. Белов Г. Играем в четыре руки М., «Музыка», 1981
26. Бородин А. Полька для фортепиано в 4 руки Л., «Музыка», 1985
27. Гаврилин В. Пьесы для фортепиано в 4 руки Л., «Музыка», 1979
28. Глинка М. Популярные фрагменты в легком переложении СПб., «Композитор»,
2001, 2002
29. Даргомыжский Славянская тарантелла для игры с теми, кто вовсе не умеет играть
для фортепиано в 4 руки М., «Музыка», 1990
30. Двадцать переложение для фортепиано в 4 руки Л., «Гогс. Муз. Изд-во», 1949
31. Дворжак А. Славянские танцы для 2-х фортепиано в 8 рук т.1, т.2 М., «Классика
ХХI», 2001
32. Диабелли А. Мелодические упражнения на 5 нотах для фортепиано в четыре руки
М., «Музыка», 1993
33. Иванов-Радкевич И. Шесть пьес для начинающих для фортепиано в 4 руки Екатеринбург, 2000
34. Играем вместе. Фортепианные ансамбли русских композиторов в четыре руки М.,
«Кифара», 2004
35. Корнаков Ю. Ансамбли для фортепиано в 4 руки СПб., «Композитор», 2003
36. Кюи Ц. Десять пятиклавишных пьес для фортепиано в 4 руки М., «Гос. Муз. Издво», 1932
37. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки 1-2классы М., «Советский композитор»,
1960
38. Матвеев М. Разноцветные камешки. Сборник легких пьес для фортепиано в 4 руки.
в.4 Л., «Советский композитор», 1982
39. Майкапар С. Первые шаги. Детский сборник легких пьес для фортепиано в 4 руки
Л., «Тритон», 1935
40. Мачавариани А. Фрагменты из балета «Отелло». Переложение для двух фортепиано М., «Музыка», 1976
41. Малер Г. Симфония №2. Переложение для фортепиано в 4 руки Б. Вальтера М.,
«Музыка», 1972
42. Онегер А. Симфония №5. Переложение для фортепиано в 4 руки Л., «Музыка»,
1974
43. Пейко Н. Концертные вариации для двух фортепиано М., «Музыка», 1988
44. Парцхаладзе М. Детские пьесы для фортепиано в четыре руки и для двух фортепиано т.1 М., «Советский композитор», 1983
45. Петербургский альбом (для фортепиано в 4 руки) СПб., «Северный олень», 1999
46. Полифонические ансамбли для игры в четыре руки М., «Советский композитор»,
1964
47. По сказкам Шарля Перро. Альбом для фортепиано в 4 руки М., «Советский композитор», 1989
48. Пьесы для фортепиано в 4 руки. 2класс в.3 М., «Советский композитор», 1959
49. Пьесы современных зарубежных композиторов для двух фортепиано М., «Музыка», 1971
16

50. Пьесы современных зарубежных композиторов для двух фортепиано в.6 М., «Музыка», 1984
51. Раков Н. Девять пьес для фортепиано в четыре руки М., «Советский композитор»,
1978
52. Раков Н. Музыка для двух фортепиано М., «Советский композитор», 1982
53. Репертуар фортепианного ансамбля. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие
классы ДМШ. в.4 М., «Музыка», 1971, 1974
54. Русские народные песни. Легкая обработка для фортепиано в четыре руки в.1 М.,
«Советский композитор», 1989
55. Русские народные песни. Легкая обработка для фортепиано в четыре руки в.2 М.,
«Советский композитор», 1990
56. Сен-Санс К. Карнавал Животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение
для двух фортепиано М., «Музыка», 2003
57. Симакин Ю. Джамхух – сын оленя. 17 пьес для фортепиано в 4 руки М., «Советский композитор», 1987
58. Фортепианные ансамбли русских и советских композиторов М., «Музыка», 1986
59. Хренников Альбом пьес для фортепиано в две и четыре руки М., «Советский композитор», 1971
60. Хренников Т. Альбом пьес и ансамблей для фортепиано М., «Советский композитор», 1973
61. Хрестоматия фортепианного ансамбля в.2 М., «Музыка», 1984
62. Хрестоматия фортепианного ансамбля (средние классы) в.1 М., «Музыка» 1982
63. Хрестоматия для двух фортепиано в.1 М., «Советский композитор», 1968
64. Шебалин В. Квартет №3. Переложение для фортепиано в 4 руки М. ЛебедевойКувшинниковой М., «Музыка», 1973
65. Шебалин В. Альбом пьес для фортепиано в 2 и 4 руки М., «Советский композитор», 1968
66. Я уже играю! Популярная музыка 19 века. Ансамбли для фортепиано в 4 руки М.,
«Кифара», 2001
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Ансамблевое музицирование развивает слуховую фантазию, воображение, тонкость эмоционального восприятия, воспитывает ритмическое, дирижерское начало, чувство времени, помогает решать технические задачи.
В основе педагогической работы с ансамблями лежит воспитание чувства фортепианного дуэта, то есть чуткости слышания друг друга, способности улавливать, воспринимать, «предчувствовать» не только музыкальные намерения, но и чисто психологические
импульсы – взгляд, «дыхание» партнера.
В зависимости от количественного состава учащихся на курсе и в классе конкретного преподавателя могут формироваться фортепианные ансамбли разного состава: «учитель – ученик», «учащиеся класса одного преподавателя», «учащиеся классов разных преподавателей», «учащиеся различного возраста».
В процессе работы над ансамблем идет осмысление материала композиции во
всех его мельчайших структурных элементах, анализируются различные детали использования средств выразительности: нюансов, гармонических и педальных эффектов, что
способствует как поиску разнообразных средств исполнительской интерпретации, так и
выработке единого стилистического решения.
Очень важна воспитательная функция ансамбля. Обучающийся учится думать о
партнере, слушать его, решать ВМЕСТЕ различные задачи. Выработка чувства ответственности перед партнером не только пригодится учащемуся при адаптации в социальной среде, что само по себе хорошо, но и поможет понять необходимость точного исполнения текста (счет, паузы, штрихи и т.п.), то есть успешно бороться с одной из основных
трудностей на начальном этапе обучения фортепианной игре.
17

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для
учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные в техническом плане и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.
На первом этапе работа над каждой партией в отдельности мало отличается от работы над сольным произведением. В дальнейшем акцент следует перенести на ансамблевое
звучание:
- мысленно «проигрывать» звучание партии партнера;
- уметь слышать себя как часть дуэта, сопоставлять собственное исполнение с исполнением партнера;
- определять общий верный темпоритм произведения, чувствовать синхронность
его изменения во время исполнения;
- находить специфическое звукоизвлечение, штрихи, регистровые тембровые краски, паузы;
- преодолевать сложности: синхронное начало (прием ауфтакта), передача партнеру
«из рук в руки» пассажей, незаконченных фраз, исполнение унисонных и параллельных
движений.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников
самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи,
фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и
продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" является
формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма
произведения является важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров
исполнения камерной музыки.
Занимаясь ансамблем, педагог имеет возможность внести в урок разнообразие с помощью такой формы развития обучающихся, как сравнение. Например, при изучении четырехручного переложения прослушать с ними запись оркестрового звучания оригинала;
или проиграть двухручный и сравнить его с авторским четырехручным вариантом.
Аналитические и творческие способности обучающихся можно развивать, предложив им самим сделать переложение двухручного произведения для ансамбля в 4 руки на
примере произведений Вебера или пьес Шумана из «Детских сцен». При удачном подборе произведения для такого переложения обучающиеся начинают увлекаться аппликатурным творчеством и проблемами рационального расположения рук на клавиатуре. Это
дает больший результат, чем простая рекомендация педагога на обычных занятиях: определенные закономерности постигаются как бы «изнутри», по необходимости, а не по принуждению.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

18

Отдельным этапом работы является подготовка фортепианного дуэта к концертному выступлению.
Часто причиной ансамблевых и индивидуальных погрешностей в игре оказываются
не исполнительские, а психологические факторы – недостаточно чуткое восприятие художественных намерений партнера, отсутствие необходимой творческой интуиции, остроты
реакции, опыта концертных выступлений. Воспитанию сценической уверенности, исполнительской выдержке фортепианного дуэта в концертных условиях способствует «проработка» ансамблевых произведений на память в медленном темпе с учетом слуховых,
звуковых, образных задач; игра с совместно выбранных «опорных точек», а также достаточно регулярные выступления дуэта на публике.
Особенно следует обратить внимание на темпово-ритмические, временные отклонения, которые должны быть согласованы заранее между участниками ансамбля. Таким
образом, индивидуальный темпоритм должен подчиняться единому ритмическому
стержню, а субъективные эмоционально-слуховые представления – задачам создания целостной формы фортепианного ансамбля.
Педагогу необходимо учитывать, что сцена привносит повышенную эмоциональную реакцию на собственную игру и игру партнера. Участники дуэта воспринимают друг
друга в несколько непривычном творческом ракурсе – исполнение отдельных фраз получает иную эмоциональную окраску, что-то новое появляется в характере звучания (рекомендуется учитывать акустические особенности зала, где состоится выступление).
Разностороннее музыкальное развитие обучающихся может быть достигнуто только в том случае, если важным аспектам учебно-воспитательной работы будет уделено
внимание не только в повседневных занятиях, но и при оценке успеваемости. Основным
критерием оценки на уроке в классе ансамбля являются:
- проявление интереса к музыке (непосредственный эмоциональный отклик на
нее);
- высказывания о прослушанном или исполненном произведении;
- умение пользоваться знаниями в процессе восприятия музыки;
- рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня
подготовки и активности на занятиях.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по
дисциплине: высшее специальное музыкальное образование по специальности «Фортепиано».

19

4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО
ДИСЦИПЛИНАМ
Дисциплина: УП 01.02 «Фортепианный дуэт»
4.1.1 Форма контроля: контрольный урок
Оценочные средства:
Требования:
3 класс 1 семестр Список из 1 либо 2 разнохарактерных произведения.
Примерный репертуар:
1.Агафонников Н. Русский танец из цикла "Пестрые картинки"
2. Балакирев М. " На Волге", "Хороводная"
3. Бородин А. Полька в 4 руки
4. Куперен Ф. " Кукушка"
5. Мак -Доуэлл Э. " К дикой розе"
6. Моцарт В. "Весенняя песня"
7. Равель М. "Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки
8. Римский-Корсаков Н. Колыбельная из оперы "Сказка о царе Салтане"
9. Свиридов Г. "Романс"
10. Чемберджи Н. "Снегурочка" из балета "Сон Дремович" в 4 руки
4 класс 1 семестр Список из 2 разнохарактерных произведения
Примерный репертуар:
1. Аренский А. «Полонез», Фуга на тему «Журавель»
2. С. Баневич «Северное сияние»
3. Л. Бетховен «Марш» соч. 45
4. Бизе Ж. «Деревянные лошадки» из цикла «Детские игры»
5. Бызов. А. «Прогулка под дождем»
6. Вивальди А. Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало, 2 часть (переложение
Дубровина А.)
7. Гаврилин В. «Перезвоны»
8. Глазунов А. «Романеска»
9. Глиэр Р. «Грустный вальс»
10. Григ Э. Ор.65 №6 «Свадебный день в Трольхаугене» в 4 руки
7 класс 1 семестр Исполнение 2 разнохарактерных произведений
Примерный репертуар:
1. Балакирев М. Полонез
2. Серов А. Фуга до минор
3. Шнапер Б. Шутливые вариации
4. Эйгес О. Африканские ксилофоны
5. Смелков А. Блестящее рондо
6. Гаврилин Г. Галоп, Ямская, Перезвоны (из муз.сб.«Зарисовки»)
7. Брамс II. Венгерские танцы (по выбору). Соч. 39 Вальсы
8. Дворжак А. Славянские танцы (но выбору)
9. Пуленк Ф. Соната
10. Стравинский И. Русская из балета «Петрушка»
20

9 класс 1 семестр Исполнение 2-3 разнохарактерных произведения
Примерный репертуар:
1. Рахманинов С. Шесть пьес Ор.11 в 4 руки
2. Подгайц Рондо для 2х фно
3.Печерский Полька-неваляшка
4.Печерский Хлоп-марш
5. Пиаццолла Большое танго
6. Подгайц Е. Рондо для 2х фно
7. Подгайц Е.Танцующий эльф. Ф-но 4руки
8. Мийо Скарамуш Сюита для 2 фоно
9. Минков М. Старый рояль для фоно в 4 руки
10. Лист Венгерская рапсодия 2 в 4 руки (Бендлер)
11. Ф. Шуберт. Вальсы, обр. С.Прокофьева
4.1.2 Форма контроля: академический концерт
Оценочные средства:
Требования:
6 класс I семестр программа из 2 разнохарактерных либо разножанровых произведений
Примерный репертуар:
1. Мусоргский М. «Колокольные звоны» из оперы «Борис Годунов»
2. Парцхаладзе М. «Вальс»
3. Примак В. Скерцо-шутка До мажор
4. Прокофьев С. Танец Феи из балета «Золушка» (обр. Кондратьева)
5. Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка»
6. Рахманинов С. Ор.11 «Слава» из цикла «Шесть пьес для ф-но в 4 руки»
7. Римский-Корсаков Н. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (переложение
Ламма П. для ф-но в 4 руки, ред. Руббаха А.)
8. Хачатурян А. «Танец девушек», «Колыбельная», «Вальс» из балета «Гаяне»
9. Хачатурян К. «Погоня» из балета «Чиполлино»
10. Шостакович Д. Концертино для 2 ф-но в 4 руки
11. Шуман Р. Восточные эскизы соч.66
8 класс I семестр программа из 2 разнохарактерных либо разножанровых произведений,
включая крупную форму
Примерный репертуар:
1.Балакирев М. Песенка без слов.
2. Глинка М. Первоначальная полька
3. Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
4. Рахманинов С. Романс. Соч 11. Русская песня
5. Сорокин К. Полька. Вальс. «Павлин» из балета «Гадкий утенок»
6. Чайковский П. Испанский танец. Русский танец. Неаполитанский танец
7. Бизе Ж. Детские игры
8. Брамс И. Венгерские танцы. Соч. 52. Вальс из цикла «Песня любви
9. Гайдн И. Венгерское рондо
21

10. Гершвин Дж. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»
11. Дворжак А. Славянские танцы
12. Дебюсси К. Вальс
5 класс II семестр программа из 2 разнохарактерных либо разножанровых произведений
Примерный репертуар:
1. Дебюсси К. Маленькая сюита
2. Дунаевский И. Полька из к/ф "Кубанские казаки"
3. Коровицын В. "Куклы сеньора Карабаса"
4. Моцарт В. Соната Ре мажор
5. Мусоргский М. Соната
6. Новиков А. "Дороги"
7. Прокофьев С. Марш из оперы " Любовь к трем апельсинам" в 4 руки
8. Прокофьев С. "Монтекки и Капулетти" из балета " Ромео и Джульетта". Три танца из
балета «Золушка» (перелож. А. Кондратьева)
9. Равель М. «Моя матушка гусыня» (по выбору)
10. Рахманинов С. 6 пьес для фортепиано соч. 11
11. Свиридов Г. «Военный марш» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина
«Метель»
12. Слонимский С. «Деревенский вальс»
13. Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад» в 4 руки
14. Щедрин Р. Семь отрывков из балета «Конек-Горбунок».

4.1.2 Форма контроля: дифференцированный зачет
Оценочные средства:
Требования:
5 класс I семестр исполняется 1 либо 2 разнохарактерных либо разностилевых произведения.
Примерный репертуар:
Брамс И. " Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки Ор.60 № 8
2. Бизе Ж. Детские игры: 12 Бал
3. Брамс И. Шесть вальсов соч. 39
4. Бородин А. Тарантелла
5. Гаврилин В. Пьесы для фортепиано в 4 руки
6. Вебер К. Рондо для фортепиано в 4 руки
7. Гайдн Й. "Учитель и ученик"
8. Глиэр Р. Вариации для ф-но в 4 руки, "Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2- х
ф-но в 4 руки
9. Григ Э. Сюита " Пер Гюнт" в 4 руки (по выбору), Норвежские танцы соч.85
10. Дебюсси К. Маленькая сюита
3 класс II семестр исполняется 1 либо 2 разнохарактерных либо разностилевых произведения.
Примерный репертуар:
1. Бородин А. Полька в 4 руки
2.. Вебер К. Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки
22

3. Гаврилин В. "Часики" из цикла "Зарисовки"
4. Мак -Доуэлл Э. " К дикой розе"
5. Моцарт В. "Весенняя песня"
6. Равель М. "Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки
7. Римский-Корсаков Н. Колыбельная из оперы "Сказка о царе Салтане"
8. Свиридов Г. "Романс"
9. Чемберджи Н. "Снегурочка" из балета "Сон Дремович" в 4 руки
10. Хачатурян А. "Танец девушек"
11. Фрид Г. Чешская полька Фа мажор
12. Шитте Л. Чардаш Ля мажор
14. Шуман Р. Ор.85 № 4 "Игра в прятки", №6 "Печаль" в 4 руки из цикла "Для маленьких
и больших детей"
4 класс II семестр исполняется 1 либо 2 разнохарактерных либо разностилевых произведения.
Примерный репертуар:
1. Гаврилин В. «Перезвоны»
2. Глазунов А. «Романеска»
3. Глиэр Р. «Грустный вальс»
4. Григ Э. Ор.65 №6 «Свадебный день в Трольхаугене» в 4 руки
5. Диабелли А. Соната До мажор, соч. 150
6. Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»
7. Раков Н. «Радостный порыв»
8. Рахманинов С. Ор.11 №3, «Русская песня» в 4 руки, Ор.11 №5,
9. Рахманинов С. «Романс» в 4 руки
10. Хачатурян К. Галоп из балета «Чиполлино»
11. Чайковский П. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»
12. Шостакович Д. «Тарантелла» в 4 руки
13. Шуберт Ф. «Героический марш»
4.1.2 Форма контроля: экзамен
Оценочные средства:
Требования:
6 класс II семестр исполняется 2 разностилевых, разнохарактерных произведения
Примерный репертуар:
1. Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка»
2. Рахманинов С. Ор.11 «Слава» из цикла «Шесть пьес для ф-но в 4 руки»
3. Римский-Корсаков Н. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (переложение
Ламма П. для ф-но в 4 руки, ред. Руббаха А.)
4. Хачатурян А. «Танец девушек», «Колыбельная», «Вальс» из балета «Гаяне»
5. Хачатурян К. «Погоня» из балета «Чиполлино»
6. Шостакович Д. Концертино для 2 ф-но в 4 руки
7. Шуман Р. Восточные эскизы соч.66
Для двух фортепиано.
1. Аренский А. Сюита №3: Вальс, Ноктюрн
2. Барток Б. Четыре народных румынских танца
23

3. Бах И. С. Ария си минор. Хорал ми минор (обр. М. Готлиба). Концерт до минор для
двух клавиров
4. Брамс И. Два вальса соч. 39
5. Гендель Г. Аллегро из сюиты «Музыка на воде» (обр. М. Готлиба). Ларго из Сонаты
соль минор (обр. М. Готлиба)
6. Дебюсси К. Танец куклы из балета « Ящик с игрушками» (обр. А. Балтина)
7. Евлахов О. Вальс из балета «Ивушка» (обр. И Стучинкой)
7 класс II семестр исполняется 2 разностилевых, разнохарактерных произведения, включая произведения крупной формы целиком либо отдельные части.
Примерный репертуар:
1. Балакирев М. Полонез
2. Серов А. Фуга до минор
3. Шнапер Б. Шутливые вариации
4. Эйгес О. Африканские ксилофоны
5. Смелков А. Блестящее рондо
6. Гаврилин Г. Галоп, Ямская, Перезвоны (из муз.сб.«Зарисовки»)
7. Брамс II. Венгерские танцы (по выбору). Соч. 39 Вальсы
8. Дворжак А. Славянские танцы (но выбору)
9. Пуленк Ф. Соната
10. Стравинский И. Русская из балета «Петрушка»
Для двух фортепиано
1. Обработки народных песен и танцев
2. Барток Б. (обр.). Четыре румынских народных танца
3. Аренский А. Соч. 15 Романс из Сюиты для двух фортепиано. Вальс. Соч. 33
Ноктюрн
4. Бородин А. Тарантелла
5. Чайковский П. Соч. 48 Вальс из серенады для струнного оркестра. Трепак из балета
6. Гендель Г. Пассакалья из сюиты соль минор . Соната соль минор.
8 класс II семестр исполняется 2 разностилевых, разнохарактерных произведения, включая произведения крупной формы целиком либо отдельные части.
Примерный репертуар:
1. Рахманинов С. Романс. Соч 11. Русская
2. Сорокин К. Полька. Вальс. «Павлин» из балета «Гадкий утенок» // Хрестоматия для
двух фортепиано. Старшие классы. Вып. 2. М., 1970
3. Чайковский П. Испанский танец. Русский танец. Неаполитанский
4. Бизе Ж. Детские игры
5. Брамс И. Венгерские танцы. Соч. 52. Вальс из цикла «Песня любви». Соч. 39.
6. Гайдн И. Венгерское рондо
7. Гершвин Дж. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»
8. Дворжак А. Славянские танцы
9. Дебюсси К. Вальс
10. Россини Дж. Финал первого акта оперы «Золушка». Фрагмент
11. Гаврилин В. Походная. Тарантелла. Новая французская песенка.
12. Задерацкий В.В. Прелюдия
13. Масич О. Концертное аллегро
9 класс II семестр исполняется 2 разностилевых, разнохарактерных произведения, включая произведения крупной формы целиком либо отдельные части.
24

Примерный репертуар:
1.Бах Концерт BWV 1052 №1 ре минор для 2 фоно
2.Бах Концерт BWV 1053 №2 Ми мажор для 2 фоно
3.Бах Концерт BWV 1055 №4 Ля мажор для 2 фоно
4.Бах Концерт BWV 1056 №5 фа минор для 2 фоно
5.Бах Концерт BWV 1058 №7 соль минор для 2 фоно
6.А. Вивальди. Концерт A moll
7.Р. Глиэр. Вихрь из балета «Тарас Бульба»
8. Г. Гендель. Кончерто-гроссо No2, ч.II
9. В. Гаврилин. Марш. Галоп.
10. В. Моцарт. Фантазия F moll
11. Рахманинов Итальянская полька в 4 руки
12.Рахманинов С. Вокализ (переложение В. Гончаренко) в 4 руки
13. Рахманинов С. Шесть пьес Ор.11 в 4 руки
14. Подгайц Рондо для 2х фно
18. Подгайц Е. Рондо для 2х фно
19. Подгайц Е.Танцующий эльф. Ф-но 4руки
20. Мийо Скарамуш Сюита для 2 фоно
21. Минков М. Старый рояль для фоно в 4 руки
22. Лист Венгерская рапсодия 2 в 4 руки (Бендлер)
23. Лютославский Вариации на тему Паганини (2 фоно)
24. Лядов Кикимора
25. Р. Шуман. У фонтана
26. Ф. Шуберт. Вальсы, обр. С.Прокофьева
27.Р. Шуман. Анданте с вариациями
28. А. Хачатурян. Египетские танцовщицы из балета «Спартак»
29. А. Хачатурян. Танец Эгины из балета «Спартак»

4.2. Критерии оценки освоения уровня учебного материала
При проведении аттестации студентов используются следующие критерии оценок:
Оценка «Отлично» (5) выставляется за исполнение, образное содержание которого
раскрыто с достаточной полнотой и убедительностью, учащийся демонстрирует понимание авторского замысла и стилевых особенностей исполняемых произведений, хорошее
чувство ансамбля и звукового баланса, владеет средствами выразительности, нужными
исполнительскими приемами, имеет хорошую исполнительскую выдержку; исполнение
целостное и законченное, не содержит существенных текстовых и технических потерь.
Оценка «Хорошо» (4) выставляется при наличии в исполнении несущественных
текстовых и технических потерь, а образное содержание произведения недостаточно раскрыто. Учащийся понимает авторский замысел, стилевые и жанровые особенности исполняемого произведения, владеет необходимыми для воплощения образа техническими приемами, средствами выразительности.
25

Оценка «Удовлетворительно» (3) характеризуется следующими параметрами:
эмоционально-образная сторона произведения раскрыта слабо, интерпретация неубедительная; в исполнении есть существенные погрешности (текстовые, темповые, динамические, ритмические); учащийся плохо владеет средствами художественной выразительности, исполнительскими приемами.
Оценка «Неудовлетворительно» (2) в случае, когда эмоционально-образная сторона не раскрыта, интерпретация неубедительная, учащихся технически не справляется с
поставленной задачей, не владеет средствами художественной выразительности.

4.3. оценка освоенных компетенций

Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
ПК 1.1 Целостно и грамотно воспринимать и
исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.
ПК 1.2 Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную
работу в условиях концертной организации, в
оркестровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3 Осваивать сольные, ансамблевые, оркестровый исполнительский репертуар в соответствии с програмными
требованиями
ПК 1.4 Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе
поиска
интерпретаторских решений.
ОК 1. Понимать сущность
и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней

Основные показатели оценки
результата
Грамотное и выразительное исполнение на инструменте, владение методикой самостоятельного
освоения репертуара.

Владение методикой репетиционной работы, основами ансамблевой игры, умение воплощать на
сцене поставленные художественные задачи

Формы и методы контроля и
оценки
Текущий
контроль в форме
зачета, экзамена,
итоговой
контроль в форме
итоговой
государственной аттестации
Концерт

Грамотное и выразительное исполнение на инструменте, владение методикой самостоятельного
освоения репертуара.

Текущий
контроль в форме
зачета, экзамена,
итоговой
контроль в форме
итоговой
государственной аттестации
Владение методологией анализа Устный
опрос
произведений различных жанров. (коллоквиум)
Верное определение жанра, формы, стиля.
Аргументированное обоснование
выбора выразительных средств в
интерпретации произведений.
Наличие мотивации к профессиональному обучению.
Своевременность и полный объем
выполнения домашних заданий.

Выставление текущих оценок по
всем задаваемым
на дом формам
26

устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность, определять методы
и способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.

работы.
Организация продуктивной само- Выставление тестоятельной работы.
кущих оценок по
всем задаваемым
на дом формам
работы.
Владение компьютером, интерне- Текущий
контом.
троль по заданной
теме

Умение эффективно выстраивать
отношения с коллегами и руководством, успешно находить решение в проблемной ситуации.
Мотивация к самосовершенствованию, устойчивый интерес к современным методикам.

Отсутствие нареканий со стороны
администрации и
коллег
Текущий
контроль по заданной
теме

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».