Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 53.02.06 Хоровое дирижирование.
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Подьячев А. Б. преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж», первая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины...........................................................1
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины................................3
3. Условия реализации программы дисциплины......................................................6
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.......................................7
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине «Музыкальная информатика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Музыкальная информатика» (ПО.02.06.04) реализуется в базовой части
ФГОС СПО по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование», и входит в состав
общепрофессиональных дисциплин Профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
формирование у студентов начальных знаний об основных современных
компьютерных технологиях, применяемых в музыкальном творчестве
Задачами курса являются:
овладение знаниями в современных музыкально-компьютерных технологий;
освоение и практическое применение полученных знаний в музыкальном
творчестве и работе по специальности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
производить набор нотного текста в современных музыкальных редакторах;
использовать программы цифровой обработки звука;
ориентироваться в частой смене компьютерных программ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
способы использования компьютерной техники в сфере профессиональной
деятельности;
наиболее употребимые компьютерные программы для записи нотного текста;
основы MIDI-технологий.
1
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть
следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.8.
ПК 1.9.
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.4.
ПК 3.2.
ПК 3.4.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Использовать в практической деятельности основы знаний в области
электротехники, электронной техники, акустики, свойств слуха и звука.
Демонстрировать навыки записи, сведения и монтажа фонограмм.
Применять на практике основы знаний звукотехники и звукорежиссуры.
Владение культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
Анализировать музыкальное произведение в единстве и взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и жанровых
предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
Воспроизводить художественный образ в записи на основе знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические, формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального языка).
Аранжировать музыкальные произведения с помощью компьютера, использовать компьютерную аранжировку при звукозаписи.
Исполнять обязанности руководителя творческого коллектива, включая
организацию его работы, планирование деятельности и анализ ее результатов.
Использовать различные приемы сбора и распространения информации с
целью популяризации и рекламы деятельности учреждений образования
и культуры.
2
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
аудиторные занятия
34
контрольные уроки (зачеты)
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
самостоятельная работа по закреплению материала, пройденного на уроке
Итоговая аттестация в форме зачета
3
18
2.2. Общий тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
I полугодие
24
16 ауд. /8 сам.
Введение
1
Содержание курса
1
1
Тема 1. Базовые понятия о
природе звука
2
Звуковые волны. Физические свойства звука.
1
2
3
Восприятие звука человеком
1
2
4
Распространение звуковых волн
1
2
1
Эволюция звукозаписи. Звуковой тракт.
1
2
2
ИКМ и характеристики цифрового звука.
1
2
3
Форматы цифрового звука
1
2
4
Форматы сжатия звука с потерями и без потерь
1
2
5
Современные компьютерные программы
1
2
6
Основы синтеза звука
1
2
7
MIDI. Электронные музыкальные инструменты
1
2
1
Знакомство с редактором WaveLab
1
2
2
WaveLab: Основы работы
1
2
3
WaveLab: инструменты
1
2
4
WaveLab: офф-лайн процессы
1
2
Контрольный урок
1
Тема 2. Цифровая звукозапись
Тема 3. Звуковой редактор
WaveLab
Контрольные мероприятия
II полугодие
Тема 4. Программы для
создания музыки
Тема 5. Основы нотного набора
в MuseScore
30
20 ауд. /10 сам.
1
Цифровые рабочие станции
1
1
2
Плагины и подключаемые модули
1
2
3
Программы для нотного набора
1
2
1
Виды партитур. Установка параметров партитуры.
1
2
2
Организация пошагового ввода. Настройка MDI-контроллеров и MIDI-клавиатуры
1
2
3
Ключи и тональности. Энгармоническая замена.
1
2
4
Паузы. Настройка нотного стана.
1
2
Контрольные мероприятия
6
Полифония. Голоса.
2
2
7
Слои
2
2
8
Группировка нот. Лиги — фразировочные, штриховые, технические.
1
2
9
Динамические штрихи. Аппликатура.
1
2
10
Создание индивидуальных партий
2
2
12
Гитарные табулатуры
1
2
13
Ввод музыкального текста. Верстка.
2
2
14
Вывод текста на печать и экспорт.
1
2
Контрольный урок
1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для полноценного проведения уроков и обеспечения качественного и продуктивного учебного процесса необходимы следующие средства обучения:
1. Оборудованный класс для аудиторных занятий
2. Компьютер на базе операционной системы Windows 10 с установленной
звуковой картой, поддерживающей ASIO-интерфейс
3. MIDI-клавиатура
4. Акустические системы и необходимая коммутация
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1. Петелин Ю., Петелин Р., Сочинение и аранжировка музыки на компьютере,
БХВ-Петербург, 2013
2. Жан Маес, Марк Веркаммен, Цифровая звукозапись. Руководство по CD,
Mini Disc, SACD DVD(A), MP3, DAT
3. Радзишевский А., Основы аналогового и цифрового звука, Вильямс, 2006
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
При прохождении всех тем курса желательно максимальное количество времени
уделять практическому освоению программных и аппаратных средств работы с
аудио контентом. Практические задания должны быть построены на основе музыкального материала, которые учащиеся осваивают на других курсах. Например, для
нотного набора желательно использовать произведения, которые ученики проходят
на занятиях по хоровому дирижированию, специальному или общему фортепиано, а
при освоении секвенсоров и звуковых редакторов в качестве рабочих файлов желательно использовать записи, сделанные на концертах колледжа.
6
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также на экзаменах и зачетах.
Экзамены и зачеты проводятся в сроки, соответствующие действующему учебному
плану.
По окончании каждого учебного семестра на основании всех оценок текущей успеваемости (независимо от того, выносится предмет на экзамен или нет), выставляется итоговая оценка за семестр. Она должна характеризовать знания и владения профессиональными навыками, быть предельно объективной и учитывать индивидуальность обучающегося.
При выведении годовых итоговых оценок следует учитывать:
результаты работы обучающегося в течение года по всем разделам
программных требований;
работоспособность обучающегося;
личностный рост;
приобретение профессиональных навыков, овладение профессиональной
терминологией
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
Зачеты, контрольные уроки, экзамены.
производить набор нотного текста в современных музыкальных редакторах;
Участие в концертах и мероприятиях
колледжа.
использовать программы цифровой обработки звука;
ориентироваться в частой смене компьютерных программ;
Знания:
Система аудиторных занятий.
способы использования компьютерной
техники в сфере профессиональной деятельности;
Система самостоятельных занятий.
Система семестровых и полусеместровых аттестаций
наиболее употребимые компьютерные
программы для записи нотного текста;
основы MIDI-технологий.
Владение ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
7
Выставление текущих оценок по всем
задаваемым на дом формам работы.
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с принятием
на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Владение ПК:
Аудиторные занятия.
ПК 1.1. Использовать в практической де- Экзамены, зачеты, контрольные уроки.
ятельности основы знаний в области
Итоговый экзамен.
электротехники, электронной техники,
акустики, свойств слуха и звука.
ПК 1.2. Демонстрировать навыки записи,
сведения и монтажа фонограмм.
ПК 1.8. Применять на практике основы
8
знаний звукотехники и звукорежиссуры.
ПК 1.9. Владение культурой устной и
письменной речи, профессиональной
терминологией.
ПК 2.1. Анализировать музыкальное
произведение в единстве и взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и жанровых
предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
ПК 2.2. Воспроизводить художественный образ в записи на основе знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические, формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального языка).
ПК 2.4. Аранжировать музыкальные произведения с помощью компьютера, использовать компьютерную аранжировку
при звукозаписи.
ПК 3.2. Исполнять обязанности руководителя творческого коллектива, включая
организацию его работы, планирование
деятельности и анализ ее результатов.
ПК 3.4. Использовать различные приемы
сбора и распространения информации с
целью популяризации и рекламы деятельности учреждений образования и
культуры.
9