Рабочая
программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
по
специальности
(специальностям)
среднего
профессионального
образования (далее СПО) 53.02.06. Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: ГБПОУ СО Свердловский мужской хоровой
колледж
Разработчики:
Корякина Ирина Викторовна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
9
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
ОСВОЕНИЯ
12
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Музыкальная литература
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности (специальностям) СПО Хоровое дирижирование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Основные программы ФГОС основного общего образования. Предметная
область «Искусство»
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору
музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных
знаний.
Задачами курса являются формирование у детей любви и интереса к серьезному музыкальному
искусству, понимание народного, классического и современного музыкального
творчества, развитие музыкальных способностей, подготовка активных
слушателей и пропагандистов музыки.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
работать с литературными источниками и нотным материалом;
в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и
творчестве композиторов или делать общий исторический обзор, разобрать
конкретное музыкальное произведение;
определять на слух фрагменты того или иного изученного произведения;
применять основные музыкальные термины и определения из смежных
музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные этапы развития музыки, формирование национальных
композиторских школ;
условия становления музыкального искусства под влиянием
религиозных, философских идей, а также общественно-политических
событий;
этапы исторического развития отечественного музыкального искусства и
формирование русского музыкального стиля;
основные направления, проблемы и тенденции развития современного
русского музыкального искусства.
4
Владеть следующими общими и профессиональными компетенциями:
ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин
федерального компонента среднего (полного) общего образования в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар
(в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую
деятельность
и
репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и
ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически
работать
над
совершенствованием
исполнительского репертуара.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств
для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем
музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические
средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях
студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар
в соответствии с программными требованиями.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики,
специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской
деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.8. Владеть
культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной терминологией.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 часов;
самостоятельной работы обучающегося 90 часов.
5
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашняя работа
Объем часов
270
180
7
90
90
Итоговая аттестация в форме (указать) зачет
6
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной
дисциплины
10 класс
№ и название темы
Объём
Содержание учебночасов
тематического материала,
самостоятельная работа,
контрольные мероприятия
1.
Русская
музыкальная
литература XVII,
XVIII и I п. XIX вв.
2.
Русские
композиторы
современники
М.Глинки
3.
М.И.Глинка.
Уро
вен
ь
осв
оен
ия
Русская музыкальная литература
XVII, XVIII и I п. XIX вв.
Особенности. Стили и жанры.
Композиторы.
3
1,2
Выдающиеся русские композиторы
современники М. Глинки (А.
Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев,
А. Верстовский).
3
1
10
1
7
1
1
1,2
2
1
6
3
8
1
М.И.Глинка.
Жизненный и творческий путь.
Оперы «Иван
Сусанин», «Руслан и Людмила».
Симфоническое творчество.
Камерновокальное творчество.
4.
А.С.Даргомыжский
А.С.Даргомыжский. Жизненный и творческий путь.
Романсы и
песни. Опера «Русалка».
5.
Русская музыкальная культура 60Русская
70 гг. XIX
музыкальная
в. А.Н.Серов.
культура 60-70 гг.
XIX в.
6.
А.Г.Рубинштейн. Жизненный и
А.Г.Рубинштейн. творческий путь. Опера «Демон».
7.
М. А. Балакирев. Жизненный и
М. А. Балакирев.
творческий
путь. Симфоническое творчество.
(Увертюра на темы 3-х русских
песен»). Фортепианная
фантазия «Исламей». Романсы.
8.
А.П.Бородин. Жизненный и
А.П.Бородин.
творческий путь. Симфония № 2
(«Богатырская»).
7
9.
М.П.Мусоргский.
10.
Н.А.Римский Корсаков.
11.
П.И.Чайковский
12.
Введение.
Основные
тенденции
культуры конца 19
и 20 веков.
Импрессионизм
Опера «Князь Игорь»,
Романсы и песни.
М.П.Мусоргский. Жизненный и
8
творческий путь. Опера «Борис
Годунов». Вокальное творчество.
12
Н.А.Римский - Корсаков.
Жизненный и творческий путь.
Оперное творчество: «Снегурочка»,
«Садко»,
«Царская невеста», «Сказание о
невидимом
граде Китеже и деве Февронии»
(фрагменты).
Симфоническое творчество.
«Шехерезада».
Романсы.
12
П.И.Чайковский.
Жизненный и творческий путь.
Симфоническое
творчество.
Увертюра-фантазия
«Ромео
и
Джульетта». Симфонии №№ 1, 4, 5,
6. Оперное творчество, «Евгений
Онегин», «Пиковая дама».
Балеты. Камерно-вокальное
творчество.
72
Итого за 10 класс
35
Самостоятельная работа
Контрольные мероприятия
1 семестр Экзамен
Зачет
2 семестр
11 класс
Введение. Основные тенденции
русской и зарубежной культуры
конца 19 и 20 веков.
Основные стилевые течения к. 19 –
20 веков.
Ведущие музыкальные жанры к. 19
– 20 веков.
Импрессионизм как тенденция
культуры.
Импрессионизм в зарубежной
культуре (К. Дебюсси, М. Равель).
Импрессионизм в русской культуре
Творчество А.К. Лядова, А.К.
Глазунова, В.С. Калинникова, А.
15
1
1
1
1
8
13.
Символизм как
тенденция
культуры.
А.Н.Скрябин.
14.
С.В.Рахманинов.
15.
Фовизм.
И.Ф.Стравинский.
16.
Неоклассицизм.
Урбанизм.
С.С.Прокофьев.
17.
Основные
композиторские
техники 20 века.
С. Аренского, С. И. Танеева)
Символизм как тенденция
культуры.
Символизм в русской и зарубежной
музыке.
А.Н.Скрябин. Жизненный и
творческий путь. Фортепианное
творчество. Миниатюры, сонаты.
Симфоническое творчество.
Симфония № 3
(«Божественная поэма»).
С.В.Рахманинов.
Жизненный и творческий путь.
Фортепианное творчество. Концерт
№ 2 до минор. Фортепианные
миниатюры. Этюды - картины.
Камерно-вокальное творчество.
Фовизм как тенденция русской и
зарубежной культуры.
И.Ф.Стравинский.
Жизненный и творческий путь.
Балетное творчество.
Неоклассицизм как тенденция в
русской и зарубежной культуре.
Урбанизм как тенденция в русской
и зарубежной культуре.
Неоклассицизм и урбанизм в
творчестве С. С. Прокофьева.
Жизненный и творческий путь.
Фортепианное
творчество. «Мимолетности»,
Седьмая соната.
Симфоническое творчество:
«Классическая
симфония», Пятая симфония.
Седьмая
симфония. Кантата «Александр
Невский».
Опера «Война и мир». Балет
«Ромео и
Джульетта».
Основные композиторские техники 20
века. Додекафония. Пуантилизм.
Алеаторика. Сонористика.
Д.Д.Шостакович
12
1
10
1
10
1
16
1
16
1
9
Д.Д.Шостакович.
18.
А.И.Хачатурян.
19.
Г.В.Свиридов.
20.
Композиторы
последней трети XX
века
Жизненный и творческий путь.
Симфоническое творчество.
Симфонии
№ № 5, 7, 8, 15. Квартеты. Балеты.
Камерно-вокальное творчество.
А.И.Хачатурян. Творческий
портрет. Концерт
для скрипки с оркестром. Балет
«Спартак».
Г.В.Свиридов. Жизненный и
творческий путь. « Поэма памяти
Сергея Есенина», «Патетическая
оратория»,
«Курские песни», кантата
«Деревянная Русь».
«Пушкинский венок» (фрагменты).
«Метель»
(музыкальные иллюстрации к
повести
А.Пушкина). Камерно-вокальное
творчество. Инструментальное
творчество.
Композиторы последней трети XX
века. В. А.Гаврилин. Р.К.Щедрин.
Э.В.Денисов. А.Г.Шнитке.
С.А.Губайдулина. С.И.Слонимский.
Б. Барток. О. Мессиан. К.
Пендерецкий. В. Лютославский.
Д. Лигети. П. Булез. К.
Штокхаузен.
Контрольные мероприятия
1 семестр
2 семестр
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка (всего):
Самостоятельная учебная
нагрузка (всего):
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка (всего):
Самостоятельная учебная
нагрузка (всего):
Всего по курсу:
4
1
12
1
13
1,2
К.урок
зачет
108
55
180
90
270
10
10 класс
№
Тема
Д/З
Рапацкая Л.А. История
русской музыки: От
Древней Руси до
«серебряного века».
1.
2.
3.
Русская музыкальная литература XVII века.
Русская музыкальная литература XVIII века.
Русская музыкальная литература I п. XIX
века.
4.
5.
6.
Входная контрольная работа №1
А. Алябьев. ,А. Варламов. Творческий облик. Стр. 115-119
А. Гурилев, А. Верстовский. Творческий
Стр. 119- 121
облик.
7.
М. И. Глинка. Жизненный и творческий
путь.
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Содержание.
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Характеристика главных героев.
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Основные сцены.
М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Содержание.
М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Характеристика главных героев.
М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Основные сцены.
М. И. Глинка. Симфоническое творчество.
М. И. Глинка. Испанские увертюры.
Камерно – вокальное творчество М. И.
Глинки.
Стр. 121-128
А. С. Даргомыжский. Жизненный и
творческий путь.
А. С. Даргомыжский. Романсы и песни. I
период вокального творчества.
А. С. Даргомыжский. Романсы и песни.
Стр. 144-148
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Стр. 40-53
Стр. 54-109
Стр. 110-114
Стр. 129-133
Стр. 129-133
Стр. 129-133
Стр. 134-138
Стр. 134-138
Стр. 134-138
Стр. 138-139
Стр. 140-141
Стр. 141-143
Стр. 149-150
Стр. 151-152
11
20.
21.
22.
23.
Зрелый период вокального творчества.
А. Даргомыжский. Опера «Русалка».
Содержание.
А. Даргомыжский. Опера «Русалка».
Драматургия оперы.
А. Даргомыжский. Опера «Русалка».
Основные сцены.
Контрольный урок №2 по творчеству М.
Глинки и А. Даргомыжского
Стр. 153-156
Стр. 153-156
Стр. 153-156
Стр. 153-156
24.
Русская музыкальная культура 60-70 гг. XIX
века. А.Н. Серов. Творческий портрет.
Стр. 157-167
25.
А.Г. Рубинштейн. Жизненный и творческий
путь.
А.Г. Рубинштейн. Опера «Демон».
Стр. 168-169
М. А. Балакирев. Жизненный и творческий
путь.
М. А. Балакирев – основатель «Могучей
кучки».
М. А. Балакирев. Симфоническое
творчество.
М. А. Балакирев. «Увертюра на темы 3-х
русских народных песен».
М. А. Балакирев. Фортепианное творчество.
«Исламей».
М. А. Балакирев. Романсы.
Стр. 172-173
А. П. Бородин. Жизненный и творческий
путь.
А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».
Содержание.
А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».
Характеристика главных героев.
А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь».
Основные сцены.
А. П. Бородин. Симфония № 2 (1 и 2 части).
А. П. Бородин. Симфония № 2 (3 и 4 части).
Стр. 181-184
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Стр. 170-171
Стр. 172-173
Стр. 174-176
Стр. 174-176
Стр. 177
Стр. 177
Стр. 185-190
Стр. 185-190
Стр. 185-190
Стр. 190-192
Стр. 190-192
12
39.
40.
А. П. Бородин. Романсы.
А. П. Бородин. Песни.
Стр. 192-194
Стр. 192-194
41.
М. Мусоргский. Жизненный и творческий
путь.
М. Мусоргский. «Борис Годунов».
Содержание.
М. Мусоргский. «Борис Годунов». Образ
народа.
М. Мусоргский. «Борис Годунов».
Характеристика героев оперы.
М. Мусоргский. «Борис Годунов». Образ
Бориса.
М. Мусоргский. «Борис Годунов». Основные
сцены.
М. Мусоргский. Вокальное творчество.
Сатирико-юмористическая сфера вокальной
музыки М. Мусоргского.
Стр. 195-201
Н.А. Римский - Корсаков. Жизненный и
творческий путь.
Н.А. Римский - Корсаков. Оперное
творчество.
Н.А. Римский - Корсаков. Опера
«Снегурочка». Содержание.
Н.А. Римский - Корсаков. Опера
«Снегурочка». Основные сцены.
Н.А. Римский - Корсаков. Опера «Садко».
Содержание.
Н.А. Римский - Корсаков. Опера «Садко».
Основные сцены.
Н.А. Римский - Корсаков. Опера «Царская
невеста». Содержание.
Н.А. Римский - Корсаков. Опера «Царская
невеста». Основные сцены.
Н.А. Римский - Корсаков. Опера «Сказание о
невидимом граде Китеже».
Н.А. Римский - Корсаков. «Шехерезада» (1 и
2 части).
Н.А. Римский - Корсаков. «Шехерезада» (3 и
4 части).
Контрольная работа №3 по творчеству
Стр. 215-222
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Стр. 201-207
Стр. 201-207
Стр. 201-207
Стр. 201-207
Стр. 201-207
Стр. 211-213
Стр. 211-213
Стр. 222-239
Стр. 224-227
Стр. 224-227
Стр. 228-230
Стр. 228-230
Стр. 231-232
Стр. 231-232
Стр. 236-239
Стр. 240-242
Стр. 240-242
Стр. 243-249
13
композиторов «Могучей кучки».
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
П. Чайковский. Жизненный и творческий
путь.
П. Чайковский. Симфоническое творчество.
Симфония № 1.
П. Чайковский. Симфония № 4.
П. Чайковский. Симфонии № 5, 6
П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и
Джульетта».
П. Чайковский. Оперное творчество.
П. Чайковский. «Евгений Онегин».
Характеристика главных героев.
П. Чайковский. «Евгений Онегин».
Основные сцены.
П. Чайковский. «Пиковая дама».
Характеристика главных героев.
П. Чайковский. «Пиковая дама». Основные
сцены.
П. Чайковский. Балеты.
Зачет.
Стр. 250-252
Стр. 253-255
Стр. 256-261
Стр. 261-262
Стр. 263-271
Стр. 263-266
Стр. 263-266
Стр. 267-271
Стр. 267-271
Стр. 271-273
11 класс
№
Тема
Колво
часов
Михайлова
М. К., Фрид
Э.Л. Русская
музыкальная
литература
вып.4.
Русская музыкальная литература 80-90-х гг.
19 века
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Основные тенденции культуры к. 19 и 20
веков.
Тематика музыкальных произведений к. 19 и
20 веков.
Основные стилевые течения к. 19 – 20 веков.
Ведущие музыкальные жанры к. 19 – 20
веков.
Импрессионизм как тенденция культуры.
Входная контрольная работа №1
Импрессионизм в зарубежной культуре. К.
1 ч.
Гл.1
1 ч.
Гл.1
1 ч.
1 ч.
Гл.1
Гл.1
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.1
Гл.1
Гл.1
14
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Дебюсси.
Импрессионизм в зарубежной культуре. М.
Равель.
Импрессионизм в русской культуре.
А. К. Лядов. Симфоническое творчество.
А. К. Лядов. Фортепианное творчество.
А. К. Глазунов.
С. И. Танеев
А. С. Аренский
В. С. Калинников.
1 ч.
Гл.1
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.1
Гл.2
Гл.2
Гл. 3
Гл.4
Гл.5
Гл.6
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.8§1
Гл.8§1
Гл.8§1
Гл.8§1
Гл.8§1
Гл.8§2
Гл.8§2
Гл.8§2
Гл.8§3
Гл.8§3
Гл.8§3
Гл.8§1
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.9§1
Гл.9§1
Гл.9§1
Гл.9§2
Гл.9§2
Гл.9§3
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.9§4
Гл.9§4
Гл.9§4
Гл.9
1 ч.
1 ч.
Гл.10§1
Гл.10§1
А. Н. Скрябин
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Символизм как тенденция культуры.
Символизм в музыке.
Символизм в творчестве А. Н. Скрябина.
А.Н. Скрябин. Обзор творчества.
А.Н. Скрябин. Биография, жизненный путь.
А.Н. Скрябин. Фортепианное творчество.
А.Н. Скрябин. Сонаты.
А.Н. Скрябин. Поэмы для фортепиано.
А.Н. Скрябин. Симфоническое творчество.
А.Н. Скрябин. Симфония № 3
А.Н. Скрябин. Поэма огня «Прометей»
А.Н. Скрябин. Новаторство.
С.В.Рахманинов
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
С.В.Рахманинов. Обзор творчества.
С.В.Рахманинов. Биография, жизненный путь.
С.В.Рахманинов. Новаторство.
С.В.Рахманинов. Прелюдии.
С.В.Рахманинов. Этюды – картины.
С.В.Рахманинов. Концерт для ф-но с
оркестром №2.
С.В.Рахманинов.Симфония № 2.
С.В.Рахманинов. «Остров мертвых»
С.В. Рахманинов. «Колокола»
С. В. Рахманинов. Новаторство.
И. Ф.Стравинский
38.
39.
Фовизм как тенденция культуры.
Фовизм в зарубежной музыке.
15
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Фовизм в творчестве И. Ф. Стравинского.
И. Ф. Стравинский. Творческий путь.
И. Ф. Стравинский. Биография.
И. Ф. Стравинский. Балетное творчество.
И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».
И. Ф. Стравинский. Балет «Пульчинелла»
И. Ф. Стравинский. Балет «Аполлон Мусагет»
И. Ф. Стравинский. Новаторство.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Современная
отечественная
музыкальная
литература:
1917-1985,
Вып.1,2
С. С. Прокофьев
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Контрольный урок №2.
Характерные черты неоклассицизма.
Урбанизм как тенденция культуры.
Урбанизм в русской музыке.
Урбанизм в зарубежной музыке..
Неоклассицизм и урбанизм в творчестве С. С.
Прокофьева.
С. С. Прокофьев. Обзор творчества.
С. С. Прокофьев. Балеты.
С. С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта».
С. С. Прокофьев. Балет «Золушка».
С. С. Прокофьев. Балет «Каменный цветок».
С. С. Прокофьев. Опера «Война и мир».
С. С. Прокофьев. Симфония №1.
С. С. Прокофьев. Симфония №7.
С. С. Прокофьев. Фортепианное творчество.
Контрольный урок №3 по творчеству С.
Прокофьева.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.1§1
Гл.1§1
Гл.1§2
Гл.1§2
Гл.3§1
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.4§1
Гл.4§2
Гл4§2
Гл.4§2
Гл.4§2
Гл.4§6
Гл.4§5
Гл.4§5
Гл.4§4
Гл.4§4
Современная
отечественная
музыкальная
литература:
1917-1985,
Вып.2
Д.Д.Шостакович
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
Основные композиторские техники 20 века.
Додекафония.
Пуантилизм.
Сонористика.
Алеаторика.
Д.Д. Шостакович. Обзор творчества.
Д.Д. Шостакович. Биография.
Новаторство Д.Д. Шостаковича.
Д.Д. Шостакович. Опера «Нос».
Д.Д. Шостакович. Балет «Болт».
Гл.10§1
Гл.10§1
Гл.10§1
Гл.10§2
Гл.10§2
Гл.10§2
Гл.10§2
Гл.10§1
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.1§1
Гл.1§1
Гл.1§1
Гл.1§1
Гл.1§1
Гл.1§1
Гл.1§1
Гл.1§1
Гл.1§1
16
74.
75.
76.
77.
78.
79.
Д.Д. Шостакович. Балет «Золотой век».
Д.Д. Шостакович. Симфоническое
творчество.
Д.Д. Шостакович. Симфония №5.
Д.Д. Шостакович. Симфония №7.
Д.Д. Шостакович. Квартеты.
Контрольный урок №4 по творчеству
Шостаковича.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.1§1
Гл.1§1
Гл.1§2
Гл.1§2
Гл.1§2
Гл.1§3
Гл.3,1
А. И. Хачатурян
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
А.И. Хачатурян. Обзор творчества.
А.И. Хачатурян. Концерт для скрипки с
оркестром.
А.И. Хачатурян. Балет «Спартак».
Содержание.
А.И. Хачатурян. Балет «Спартак». Основные
сцены.
Г.В. Свиридов
1 ч.
1 ч.
Г. В.Свиридов. Творческий путь.
Г. В.Свиридов. Биография.
Г. В.Свиридов. Новаторство.
Г. В.Свиридов. Вокальное творчество.
Г. В.Свиридов. Шесть романсов на слова А. С.
Пушкина.
Г. В.Свиридов. «Поэма памяти С. Есенина»
Г. В.Свиридов. «Курские песни».
Г. В.Свиридов. Кантата «Деревянная Русь».
Г. В.Свиридов. «Пушкинский венок».
Г. В.Свиридов. «Метель»
Г. В.Свиридов. Инструментальные
произведения.
Г. В.Свиридов. Сюита «Время, вперед!»
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.2§1
Гл.2§2
Гл.2§1
Гл.2§1
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.3§1
Гл.3§1
Гл.3§3
Гл.1§3
Гл.1§2
Гл.1§2
Гл.1§2
Гл.1§2
Гл.1§2
Гл.1§1
Гл.1§1
Гл.1§1
Композиторы последней трети 20 века
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
В. А.Гаврилин.
Р.К.Щедрин.
Э.В.Денисов.
А.Г.Шнитке.
С.А.Губайдулина.
С.И.Слонимский.
Б. Барток.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гл.4§1
Гл.4§2
словарь
Гл.4§3
словарь
словарь
17
103.
104.
105.
106.
107.
108.
О. Мессиан.
К. Пендерецкий.
В. Лютославский.
Д. Лигети.
П. Булез.
Зачет.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
словарь
словарь
словарь
словарь
словарь
словарь
18
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
теоретических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: доска, парты, стулья, стол преподавателя
Технические средства обучения: фортепиано, компьютер, монитор, колонки.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1.Царева Н.А., Н. А. Сорокина. Практикум по музыкальной литературе
для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 4 класс. М.,
Престо, 2014.
2.Сорокотягин Д. А. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе.
Полный курс обучения, Ростов – на- Дону, Феникс, 2014.
3.Сорокотягин Д. А. Музыкальная литература в таблицах: полный курс
обучения, Ростов – на- Дону, Феникс, 2013.
4..Грубер Р. И. Всеобщая история музыки, ч. 1, М., Государственное
музыкальное издательство, 1960.
5. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. СПб.-М.:
Музыка. 1998.
6. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. М.: Музыка, 1987.
7. Лихеева Л., Розова Т. В мире оперы. Л.: Советский композитор,
1989.
8.
Конен В. История зарубежной музыки,
вып. 3, М. Музыка,1984
9.
Левик Б. История зарубежной музыки,
вып. 2, М. Музыка,1961
10.Русская музыкальная литература. Вып. 2, учеб пособие для
муз.училищ. Общ. ред. М.Михайлова и Э.Фрид. -Л., Музыка,
11.Русская музыкальная литература. Вып. 3, учеб пособие для
муз.училищ. Общ. ред. М.Михайлова и Э.Фрид. -Л., Музыка
12.Русская музыкальная литература. Вып. 4, учеб.пособие для муз.
училищ. Общ. ред. М.Михайлова и Э.Фрид. -Л., Музыка, 1985.
13.Л. Рапацкая История русской музыки: от Древней Руси до "
Серебрянного века". Учеб.пособие для студентов пед. Высших
учеб. заведений. -М.: Гуманитарный центр Владос, 2001.
14.Отечественная музыкальная литература 1917-1985. Вып. 1-М.:
Музыка, 1996 (РАМ им. Гнесиных /состЕ.Дурандина).
19
15.В. Галацкая. Музыкальная литература зарубежных стран, Часть 1 3,. - М., Музыка 1985, 1983.
16.Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 4, 5,6. Учеб.
Пособие для муз.училищ. Под ред. Е. Царевой. - М., Музыка, 2002.
17.Оперные либретто. Краткое изложение содержания опер, М.
Музыка,1995.
18.Келдыш Ю., Левашева О. История русской музыки, вып. 1., М.,
Музыка, 1990 г.
19.Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка 20 века.
Четвертый год обучения. Ростов на/Д: Феникс, 2004.
20.Шорникова М. Музыкальная литература: Музыка, ее формы и
жанры. Первый год обучения. Ростов на/Д: Феникс, 2014.
21.Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно –
европейской музыки.. Второй год обучения. Ростов на/Д: Феникс,
2004.
22.Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыкальная
классика. Третий год обучения. Ростов на/Д: Феникс, 2004.
23.Никитина Л. Д. Советская музыка: история и современность, м.
Музыка, 1991.
24.Басманова Т, Уфимцева Е. Зарубежная музыка 20 века в контексте
ведущих течений художественной культуры, Екатеринбург,
Акцидент, 1998.
25.Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран. М.
Музыка, 1999.
26.Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. М,
Музыка, 2007.
27.Манылова С. Русская музыкальная литература в планах –
конспектах.Краснотурьинск, 2008.
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
1.
В процессе изучения данного курса учащиеся должны
овладеть следующими основными знаниями, умениями и навыками:
1. Умение активно слушать музыку.
2. Знание основных музыкальных выразительных средств, умение их
анализировать в нотном тексте и на слух.
3. Знать характерные особенности основных музыкальных жанров,
умение анализировать жанровую основу музыки.
4. Умение опознавать бытовые жанры при помощи анализа
характерных для каждого жанра выразительных средств (на слух и в
нотном тексте).
5. Знание музыкальной терминологии.
6. Знание биографических сведений и основных произведений,
изучаемых композиторов.
20
7. Знание особенностей основных стилевых направлений, изучаемых в
рамках курса.
8. Знание и определение на слух музыкальных произведений,
изучаемых в рамках курса.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
В домашних заданиях необходимо строго следовать теоретическим
основам, полученным на лекциях. Для усвоения материала рекомендуется
самостоятельно слушать изученные музыкальные произведения в разных
интерпретациях.
Основные формы самостоятельной работы (всего за курс 90 часов).
1. Прослушивание музыкальных произведений, изучаемых по программе и
написание отзыва:
Отзыв о прослушанных произведениях сдается в конце четверти.
10 класс
1 четверть – 8 часов;
2 четверть – 9 часов;
3 четверть – 9 часов;
4 четверть – 9 часов;
11 класс
1 четверть – 13 часов;
2 четверть – 13 часов;
3 четверть – 16 часов;
4 четверть – 13 часов;
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
работать с литературными
источниками и нотным материалом;
в письменной или устной форме
излагать свои мысли о музыке,
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Тестирование,
анализ
музыкальных
произведений, музыкальная викторина
21
жизни и творчестве композиторов
или делать общий исторический
обзор, разобрать конкретное
музыкальное произведение;
определять на слух фрагменты
того или иного изученного
произведения;
применять основные
музыкальные термины и
определения из смежных
музыкальных дисциплин при
анализе (разборе) музыкальных
произведений;
Тестирование
Знания:
основные этапы развития
музыки, формирование
национальных композиторских
школ;
условия становления
музыкального искусства под
влиянием религиозных,
философских идей, а также
общественно-политических
событий;
этапы исторического развития
отечественного музыкального
искусства и формирование русского
музыкального стиля;
основные направления, проблемы и
тенденции развития современного
русского музыкального искусства.
анализ
музыкальных
ОК 12. Использовать умения и Тестирование,
произведений,
музыкальная
викторина
знания профильных дисциплин
федерального компонента среднего
(полного) общего образования в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно
воспринимать
и
исполнять
музыкальные
произведения,
самостоятельно осваивать хоровой
и ансамблевый репертуар (в
22
соответствии
с
программными
требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять
исполнительскую деятельность и
репетиционную работу в условиях
концертной организации, в хоровых
и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически
работать над совершенствованием
исполнительского репертуара.
ПК 1.4. Использовать
комплекс
музыкальноисполнительских
средств
для
достижения
художественной
выразительности в соответствии со
стилем музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять
в
исполнительской
деятельности
технические средства звукозаписи,
вести репетиционную работу и
запись в условиях студии.
ПК 1.6. Выполнять
теоретический и исполнительский
анализ музыкального произведения,
применять базовые теоретические
знания
в
процессе
поиска
интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и
ансамблевый
исполнительский
репертуар
в
соответствии
с
программными требованиями.
ПК 2.2. Использовать знания
в области психологии и педагогики,
специальных
и
музыкальнотеоретических
дисциплин
в
преподавательской деятельности.
ПК 2.4. Осваивать основной
учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.8. Владеть
культурой
устной
и
письменной
речи,
профессиональной терминологией.
23