Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОП 04 Гармония

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
по

специальности

(специальностям)

среднего

профессионального

образования (далее СПО) 53.02.06. Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: ГБПОУ СО Свердловский мужской хоровой
колледж
Разработчики:
Корякина Ирина Викторовна, преподаватель ГБПОУ СО Свердловский
мужской хоровой колледж

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

11

ОСВОЕНИЯ

16

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Гармония
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности (специальностям) СПО Звукооператорское мастерство.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Профессиональный модуль. Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью курса является:
освоение изучаемых аккордов и их применение в музыке в соответ-ствии с
функциональной и колористической характеристиками.
Задачами курса являются приобретение навыков:
• гармонизации мелодии и баса;
• анализа музыкального материала с точки зрения связи содержания
произведения и средств выразительности (гармонии – в том числе);
• игры на фортепиано, которая помогает выработке творческого
музыкантского отношения к гармонии у студентов исполнительских
специальностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять гармонический анализ музыкального произведения, характеризовать гармонические средства в контексте его содержания;
применять навыки владения элементами музыкального языка на
клавиатуре и в письменном виде;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники, хроматики,
отклонения и модуляции, тональной и модальной системы;
функциональную систему мажора-минора и особых диатонических
ладов;
выразительные и формообразующие возможности гармонии;
особенности джазовой ладовости, ритма, гармонии, формообразования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть
следующими общими и профессиональными компетенциями:
4

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Анализировать музыкальное произведение в единстве и
взаимообусловленности формы и содержания, историко-стилистических и
жанровых предпосылок, метроритма, тембра, гармонии.
ПК 2.2. Воспроизводить художественный образ в записи на основе
знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические,
формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального
языка).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 386 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 204 часов;
индивидуальной нагрузки 51 час;
самостоятельной работы обучающегося 131 час.

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Индивидуальная нагрузка
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашняя работа

Объем часов
386
204
13
8
51
131
131

Итоговая аттестация в форме экзамена

6

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
____Гармония____________________________________
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1 (9 класс)
Тема 1.
Трезвучия.
Секстаккорды и
квартсекстаккорды.

Тема 2.
Трезвучия и
секстаккорды
побочных ступеней.
Доминантовый
септаккорд.

наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Содержание учебного материала
1 …

Объем часов
3
87,5
32

Уровень
освоения
4
1

Введение. Склад и фактура. Построение трезвучия.
Соединение главных трезвучий лада кварто-квинтового соотношения.
Соединение трезвучий секундового соотношения. Полный оборот.
Гармонизация мелодии главными трезвучиями. Аккордовые и неаккордовые
звуки. Перемещение аккорда.
Голосоведение. Скачки терцовых тонов.
Гармоническое строение периода. Каденции. Кадансовый квартсекстаккорд.
Секстаккорды главных трезвучий лада. Соединение с трезвучиями при
плавном голосоведении.
Скачки при соединении трезвучий и секстаккордов. Соединение двух
секстаккордов плавно и со скачками.
Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды главных трезвучий лада.

……….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальная нагрузка
Содержание учебного материала
1 …

0
3
2
20
8
38
1

Септаккорды (общая характеристика). Доминантсептаккорд и его обращения.
Скачки при разрешении обращений Д7 внутри построения и основного Д7 в
заключительной каденции.
Полная функциональная система мажора и гармонического минора.
Секстаккорд и трезвучие II ступени.
7

Гармонический мажор.
Трезвучие VI ступени в различных функциональных значениях. Прерванный
оборот. Прерванная каденция и другие способы расширения периода.
Трезвучие и секстаккорд III ступени. Д и Д7 с секстой.
Секстаккорд V II ступени.
Септаккорд II ступени и его обращения.

Раздел 2 (10 класс)
Тема 2.1.
Септаккорды
побочных ступеней.

Тема 2.2.
Альтерация и
модуляция.

……….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальная нагрузка
Содержание учебного материала
1 ……

0
2
1
20
9,5
90
32
1

Септаккорд VII ступени и его обращения.
Нонаккорды.
Натуральный минор и фригийские обороты.
Диатонические секвенции.
Септаккорды побочных ступеней.
Диатоника в русской музыке.

…….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальная нагрузка
Содержание учебного материала
1 …

0
3
1
20
8
40
1

Альтерация аккордов в ладу. Секстаккорд и трезвучие II низкой ступени.
Альтерированные аккорды субдоминантовой группы (ДД) в каденциях.
Альтерированные аккорды субдоминантовой группы вне каденции.
Типы тональных смен. Отклонения.
8

Хроматические секвенции. Доминантовые цепочки. Эллипсис.
Модуляции в тональности I степени родства.

Раздел 3 (11 класс)
Тема 1.
Модуляция в
тональности 1
степени родства..

Тема 2.
Модуляция в
отдаленные
тональности.

…
…….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальная нагрузка

0
2
2
20
10
77,5

Содержание учебного материала
1 …

32

……….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальная нагрузка
Содержание учебного материала
1 …

0
2
0
20
8
30

1

Модуляции в тональности I степени родства(Т ступени, III ступени, IV
ступени, VI ступени, V I I натуральной ступени из минора, 11 ступени из
мажора).
Неаккордовые звуки.
Альтерация аккордов доминантовой группы.
Мажоро–минорные системы.

1

Органный пункт.
Модулирующие секвенции.
Аккорды мажоро-минора. Модуляции через трезвучия низких ступеней, через
одноименную тонику.
Родство тональностей. Модуляции на два знака.
Родство тональностей. Постепенная модуляция в отдаленные тональности.
Энгармонические модуляции.
9

Некоторые особенности гармонии в музыке XX века
Решение задач. Гармонический анализ.
……….
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальная нагрузка

0
1
1
31
7,5
Всего:

386

Групповые 9 класс:

№

Наименование темы

Кол- Д.з
во
часов
По учебнику Б.
Уткин.
Начальный курс
гармонии в
задачах

1.

Введение. Определение понятия «гармония».

1ч.

С.8-9

2.

Склад и фактура. Типы фактуры.

1ч.

С.9-10

3.

Положение аккорда.

1ч.

С.10 – 11

4.

Тесное и широкое расположение.

1ч.

С.10 – 12

5.

Трезвучия в четырехголосии.

1ч.

С.10 – 12

6.

Перемещение трезвучий.

1ч.

С.12-13

7.

Голосоведение.

1ч.

С.13
10

8.

Соединение трезвучий кварто – квинтового соотношения.

1ч.

С.12-13

9.

Трезвучия секундового соотношения.

1ч.

С.12-13

10. Контрольная работа №1 «Соединение главных трезвучий в
четырехголосии».
11. Гармонический оборот.

1ч.

С.14

1ч.

С.14-15

12. Полный оборот.

1ч.

С.14-15

13. Соединение трезвучий секундового соотношения в мажоре.

1ч.

Пример 9

14. Соединение трезвучий секундового соотношения в миноре.

1ч.

15. Гармонизация мелодии главными трезвучиями.

1ч.

Пример
10
С.16-19

16. Контрольный урок №2 «Соединение трезвучий секундового
соотношения»»
17. Аккордовые звуки и неаккордовые звуки.

1ч.

З.№7

1ч.

З.№11

18. Особенности гармонизации мелодии в миноре.

1ч.

З.№12

19. Правила голосоведения.

1ч.

С.26-27

20. Скачки терцовых тонов. Определение.

1ч.

З.№25

21. Скачки терцовых тонов в задачах.

1ч.

З.№27

22. Половинная каденция.

1ч.

№.№32
11

23. Заключительная каденция.

1ч.

С.40-41

24. Кадансовыйквартсекстаккорд.

1ч.

С.43-45

25. Секстаккорды главных ступеней.

1ч.

С.44-45

26. Соединения секстаккорда с трезвучием.

1ч.

З.№82

27. Скачки при соединении трезвучия с секстаккордом.

1ч.

С.64-66

28. Соединение двух секстаккордов.

1ч.

С.77

29. Вспомогательный квартсекстаккорд.

1ч.

С.75-76

30. Проходящий квартсекстаккорд.

1ч.

З.№168

31. Обороты со вспомогательнымквартсекстаккордом.

1ч.

З.№170

32. Обороты с проходящимквартсекстаккордом. К .урок

1ч.

С.83-84

33. Септаккорд. Понятие.

1ч.

С.83-86

34. Доминантовый септаккорд.

1ч.

С.87-89

35. Обращения доминантового септаккорда.

1ч.

С.88-89

36. Разрешение обращений доминантового септаккорда.

1ч.

С.92

37. Скачки при разрешении обращений Д7в мажоре.

1ч.

З.№204

38. Скачки при разрешении обращений Д7в миноре.

1ч.

З.№208
12

39. Скачки при разрешении Д7в каденции в мажоре.

1ч.

З.№209

40. Скачки при разрешении Д7 в каденции в миноре.

1ч.

З.№212

41. Контрольная работа №3 по теме: «Доминантовый
септаккорд».
42. Полная функциональная система.

1ч.

З. №213

1ч.

С.100

43. Трезвучие IIступени в мажоре.

1ч.

С.95-97

44. Трезвучие IIступени в миноре.

1ч.

З.№215

45. Секстаккорд IIступени в мажоре.

1ч.

З.№217

46. Секстаккорд IIступени в миноре.

1ч.

З.№219

47. Использование аккордов IIступени в мажоре.

1ч.

З.№221

48. Использование аккордов IIступени в миноре.

1ч.

49. Гармонический мажор. Аккорды.

1ч.

С.101102
З.№235

50. Гармонический мажор. Гармонизация.

1ч.

51. Трезвучие VI ступени. Понятие.

1ч.

С.106107
С108-109

52. Трезвучие VI ступени в прерванном кадансе.

1ч.

З№246

53. Прерванный оборот в мажоре.

1ч.

З№253
13

54. Прерванный оборот в миноре.

1ч.

З.№254

55. Прерванная каденция. Основные аккорды.

1ч.

З.№255

56. Прерванная каденция. Гармонизация.

1ч.

З.№257

57. Способы расширения периода. Дополнение.

1ч.

З.№259

58. Способы расширения периода. Расширение.

1ч.

З.№266

59. Трезвучие III ступени в мажоре.

1ч.

З.№267

60. Трезвучие III ступени в миноре.

1ч.

61. Д3/5 с секстой.

1ч.

С.129130
З.№303

62. Д7 с секстой.

1ч.

63. Секстаккорд V II ступени в мажоре.

1ч.

64. Секстаккорд V II ступени в миноре.

1ч.

65. Септаккорд IIступени в мажоре.

1ч.

66. Септаккорд IIступени в миноре.

1ч.

67.
68.
69.
70.

Обращения септаккорда II ст.
Разрешение II5/6.
Разрешение II3/4 и II2.
Зачет.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

С.124128
С.124128
С.116119
С.116119
З.№275
З.№276
З.№278
З.№279
Групповые 10 класс
14

№

Тема

Часы

Д.з.
Уткин Б.И. Начальный курс
гармонии в задачах: Учеб.-метод.
пособие для муз. училищ. - М.:
Музыка, 2008

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Септаккорд VII ступени
Септаккорд VII ступени. Понятие.
Входящая контрольная работа №1
Септаккорд VII ступени в мажоре.
Септаккорд VII ступени в миноре.
VII7и его разрешение.
VII 5/6 и его разрешение.
VII 3/4 и его разрешение.
VII 2 и его разрешение.
Применение VII7.
Применение обращений VII7.
Гармонизация мелодий с VII7в мажоре.
Гармонизация мелодий с VII7 в миноре.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. с. 124(читать)
Уч. с. 124, пр.51

13.
14.

Нонаккорды
Нонаккорды. Понятие.
Нонаккорды. Правила разрешения.

1 ч.
1 ч.

Уч. с.130(консп.)
Уч. с.130(пр.53.)

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. с.128(консп.)
Уч. с.128(пр.52а)
Уч.с.128(пр.52б)
Уч. с.128(пр.52в)
Уч. З. №302 (1)
Уч. З. №302 (2)

1 ч.

Уч. З. №303

Уч. З.№295(1 пр.)
Уч. З. №295(2 пр.)
Уч. З. №296(1 пр.)
Уч. З. №296(2 пр.)

Уч. З. №297
Уч. З. №298
Уч. З. №299
Уч. З. №230(1 пр.)
Уч. З. №230(2 пр.)

Уч. З. №231

Натуральный минор и фригийские обороты
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Натуральный минор. Характерные обороты.
Натуральный минор. Применение.
Фригийский оборот. Понятие.
Фригийский оборот. Применение.
Гармонизация фригийского оборота с III3/5.
Гармонизация фригийского оборота
секстаккордами.
Гармонизация фригийского оборота с Т7.

15

23.
24.

Гармонизация фригийского оборота с
обращениями Т7.
Анализ фригийских оборотов в задачах.
Контрольная работа №3 «Фригийский оборот»

25.
26.
27.

Диатонические секвенции
Диатонические секвенции. Понятие.
Диатонические секвенции в задачах.
Диатонические секвенции. Применение.

22.

1 ч.

Уч. З. №304

1 ч.
1 ч.

Уч. З. №305
Уч. З. №306

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №307
Уч. З. №308
Уч. З. №309

Септаккорды побочных ступеней
28.
29.

Септаккорды побочных ступеней в мажоре.
Септаккорды побочных ступеней в миноре.

1 ч.
1 ч.

Уч. с116-117
Уч.с.116 (пр.49)

30.
31.
32.

Диатоника в русской музыке
Диатоника в русской музыке.
Диатоника в нотных примерах.
Особенности гармонизации диатоники. Зачет

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №273
Уч. З. №274
Уч. З. №275

33.
34.
35.
36.

Альтерация аккордов
Альтерация аккордов в ладу. Понятие.
Секстаккорд и трезвучие II низкой ступени.
Гармонизация с II3/5 и II6 низкой ступенью.
Анализ II3/5 и II6 низкой ступени.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч.с. 146(читать)
Уч. З. №338
Уч. З. №339
Уч. З. №340

1 ч.
1 ч.

Уч. З. №341
Уч. З. №342

Альтерированные субдоминантовой группы в
каденциях.
37.
38.

Альтерация трезвучий II ступени в мажоре.
Альтерация трезвучий II ступени в миноре.

16

39.
40.
41.
42.
43.
44.

Альтерация трезвучий IV ступени в мажоре.
Альтерация трезвучий IV ступени в миноре.
АльтерацияII7 в мажоре.
АльтерацияII7 в миноре.
Альтерация IV7 в мажоре.
Альтерация IV7 в миноре.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №343
Уч. З. №344
Уч. З. №345
Уч. З. №346
Уч. З. №347
Уч. З. №348

1 ч.
1 ч.

Уч. З. №349
Уч. З. №350

1 ч.

Уч. З. №351

1 ч.

Уч. З. №352

1 ч.

Уч. З. №353

1 ч.

Уч. З. №354

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч.с.160 (конспект)
Уч.с. 161 пр.64
Уч.с. 161 пр.65
Уч.с. 161 пр.66
Уч.с. 161 пр.67
Уч. З. №369

Альтерированные аккорды субдоминантовой
группы вне каденций
45.
46.
47.
48.
49.
50.

51.
52.
53.
54.
55.
56.

Альтерированные аккорды S в экспозиции.
Гармонизация мелодий с альтерированнойS в
экспозиции.
Анализ альтерированных аккордов S группы в
экспозиции.
Альтерированные аккорды Sгруппы в
развивающих оборотах.
Гармонизация мелодий с альтерированной S в
развивающих оборотах.
Анализ альтерированных аккордов S группы в
развивающих оборотах.
Типы тональных смен. Отклонения
Типы тональных смен.
Отклонение. Определение.
Модулирующий аккорд.
Знаки альтерации в модулирующих аккордах.
Анализ отклонений в нотном тексте.
Контрольный урок №4 по теме: «Построение
отклонений».

17

Хроматические секвенции. Доминантовые
цепочки. Эллипсис
57.
58.
59.
60.

Хроматические секвенции.
Доминантовые цепочки.
Эллипсис.
Анализ эллипсиса в нотном тексте.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №391
Уч. З. №392

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №370
Уч. З. №371
Уч. З. №372
Уч. З. №373
Уч. З. №374
Уч. З. №375
Уч. З. №376

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уч. З. №377
Уч. З. №378
Уч. З. №379
Уч. З. №380
Уч. З. №381

Уч. З. №393(1пр)
Уч. З. №393(2пр)

Модуляции в тональность 1 степени родства.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

Модуляция. Понятие. Модулирующий аккорд.
Тональности 1 степени родства в мажоре.
Тональности 1 степени родства в миноре.
Модуляция вД тональность.
Модуляция в S тональность.
Модуляция в S (гармоническую) тональность.
Модуляция в Д (натуральную) тональность в
миноре.
Модуляция в III ступень.
Модуляция во II ступень мажора.
Модуляция в VII ступень минора.
Модуляция в VI ступень в мажоре.
Модуляция в VI ступень в миноре.

Групповые 11 класс:

18

Дубовский, Евсеев, способин,
Соколов. Учебник гармонии.

Модуляция в тональность I степени родства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Модуляция в S.
Входящая контрольная работа №1
Модуляция в Д в мажоре.
Модуляция в Д в миноре.
Модуляция в III ступень в мажоре.
Модуляция в III ступень в миноре.
Модуляция в VI ступень в мажоре.
Модуляция в VI ступень в миноре.
Модуляция в VII ступень в миноре.
Модуляция во II ступень в мажоре.
Модуляция в Sгармоническуюв мажоре.
Модуляция в Д натуральную в миноре.
Анализ модуляций в музыке классицизма.
Анализ модуляций в музыке романтизма.
Анализ модуляций в музыке 20 века.
Контрольная работа по теме: «Модуляция в
тональность I степени родства».

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§35Б
§35Б
§35А
§35А
Задача 525№1
Задача 525№2
Задача 525№3
§ Задача 525№4
Задача 525№5
Задача 525№6
Задача 525№7
Задача 525№8

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§36,37
§38,39
§40
§41-44

Моцарт. Анализ сонаты.
Анализ Прелюдий Ф.
Шопена
Анализ Мимолетностей
Прокофьева

Задача 525№9

Неаккордовые звуки
17.
18.
19.
20.

Неаккордовые звуки. Понятие.
Проходящие неаккордовые звуки.
Вспомогательные неаккордовые звуки.
Предъем. Задержание.Комбиата.
Альтерация аккордов доминантовой группы

19

21.
22.

Альтерация аккордов Д группы.
Основные альтерированные аккорды Д
группы.

1 ч.
1 ч.

§46
§46

23.
24.
25.
26.

Альтерация аккордовД в мажоре.
Альтерация аккордовД в миноре.
Альтерация аккордов VII ступени в мажоре.
Альтерация аккордов VII ступени в миноре.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Задача 686№1
Задача 686№2
Задача 686№3
Задача 686№4

27.

Разрешение альтерированных аккордов Д в
мажоре.
Разрешение альтерированных аккордов Д в
миноре.

1 ч.

Задача 686№5

1 ч.

Задача 686№6

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§49 п.1,2
§49 п.3,4
§49 п.5,6
§49 п.7,8

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§48 п.1,2
§48 п.3,4
§48 п.5,6
§48 п.7

28.

Мажоро – минорные системы
29.
30.
31.
32.

Мажоро – минорные системы.
Побочные доминанты в мажоро – миноре.
Анализ мажоро - минорных систем.
Построение побочных доминант в мажороминоре.
Органный пункт

33.
34.
35.
36.

Органный пункт.
Виды органного пункта.
Анализ органных пунктов в экспозиции.
Анализ органных пунктов в заключениях.

20

Модулирующие секвенции
37.
38.

39.
40.
41.
42.

43.
44.
45.
46.
47.

Модулирующие секвенции. Понятие.
Анализ модулирующих секвенций в нотном
тексте.
Аккорды мажора – минора. Модуляции
через трезвучия низких ступеней, через
одноименную тонику
Аккорды мажора – минора.
Модуляции через трезвучия низких
ступеней.
Модуляция через одноименную тонику в
мажоре.
Модуляция через одноименную тонику в
миноре.
Родство тональностей. Модуляции на два
знака
Родство тональностей.
Модуляции на два знака.
Модуляция во вторую степень родства (1
группа).
Модуляция во вторую степень родства (2
группа).
Модуляция во вторую степень родства (3
группа).

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§55
§55 №806

§49
§50
§54
§54

§51
§51
§52 п.1
§52 п.2
§52 п.3

Родство тональностей. Поступенная
модуляция в отдаленные тональности
21

48.
49.
50.
51.
52.

Модуляция в отдаленные тональности.
Третья степень родства тональностей.
Модуляция в третью степень родства
Анализ модуляций в 3 степень в нотном
тексте.
Гармонизация мелодий с модуляцией в 3
степень родства.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§52 п.4
§52 п.5
§52 п.6
§52 п.7

1 ч.
Задача 782№1

Энгармонические модуляции
53.
54.
55.
56.

Энгармонические модуляции. Понятие.
Энгармонические модуляции через
уменьшенный септаккорд.
Энгармонические модуляции через Д7.
Эллипсис.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

§57
§58
§59
§56

Некоторые особенности гармонии в музыке
20 века
57.
58.
59.
60.

Расширенная тональность.
Атональность.
Аккорды расширенной тональности.
Анализ атональных произведений.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

61.

Обобщающий урок по гармонизации
мелодии.
Зачет.

1 ч.

62.

§59 п.1,2
Задача 805 №1
Задача 805 №2
Задача 805 №3
Задача 805 №4

1 ч.
§60

22

Индивидуальные часы 9 класс:

№

Наименование темы

Д.З
Дубовский, Евсеев,
Способин, Соколов
«Учебник гармонии»

1.

Тесное и широкое расположение.

Стр. 20 зад. на ф-но

2.

Перемещение трезвучий.

Стр. 24 зад. письм.

3.

Соединение трезвучий.

Стр. 24 зад. устн.

4.

Автентический оборот.

Стр. 29 зад. устн.

5.

Плагальный оборот.

Стр. 30 зад. письм.

6.

Полный оборот.

Стр. 30 зад. на ф-но

7.

Неаккордовые звуки.

Стр. 39 зад. на ф-но

8.

Скачки терцовых тонов.

Стр. 45 зад на ф-но

9.

Половинная каденция.

Стр. 52 зад устн.

10.

Заключительная каденция.

Стр. 53 зад письм б)

11.

Кадансовый квартсекстаккорд.

Стр. 59 зад. на ф-но
а), б)
23

12.

Кадансовый оборот.

Стр. 59 зад. на ф-но
в), г)

13.

Секстаккорды.

Стр. 67 зад. на ф-но
а)

14.

Соединения секстаккорда с трезвучием.

Стр. 67 зад. на ф-но
б)

15.

Соединение двух секстаккордов.

Стр. 77 зад. на ф-но

16.

Вспомогательный оборот.

Стр. 82 зад. письм. б)

17.

Проходящий оборот.

Стр. 83 зад. на ф-но

18.

Доминантовый септаккорд.

Стр. 90 зад. на ф-но

19.

Обращения Д7.

Стр. 94 зад. устн.

20.

Разрешение обращений Д7.

Стр. 96 зад. на ф-но

21.

Скачки при разрешении обращений Д7.

Стр. 100 зад. на ф-но

22.

Трезвучие II ступени.

Стр. 113 зад. устн.

23.

Секстаккорд II ступени.

Стр. 115 зад. на ф-но

24.

Гармонический мажор.

Стр. 117 зад. устн.

25.

Прерванный оборот.

Стр. 124 зад. устн. а),
24

б)
26.

Прерванная каденция.

Стр. 124 зад. устн. в),
г)

27.

Способы расширения периода.

Стр. 124 зад. письм.
а) № 1

28.

Дополнение.

Стр. 124 зад. письм.
а) № 4

29.

Расширение.

Стр. 125 зад. письм.
б)

30.

Трезвучие III ступени.

Стр. 125 зад. на ф-но
№ 1, 2

31.

Д3/5 с секстой.

Стр. 125 зад. на ф-но
№ 3, 4

32.

Д7 с секстой.

Стр. 125 зад. на ф-но
№5

33.

Септаккорд II ступени с обращениями.

Стр. 132 зад. на ф-но
а), б)

34.

Разрешение обращений II7 ступени.

Стр. 132 зад. на ф-но
г) № 1, 2

35.

Повторение.

Стр. 132 зад. на ф-но
г) № 3, 4
25

Индивидуальные часы 10 класс:

Дубовский, Евсеев,
Способин, Соколов
«Учебник гармонии»

1.
2.

Септаккорд VII ступени.
VII 5/6 и его разрешение.

3.

VII 3/4 и его разрешение.

4.

VII 2 и его разрешение.

5.

Нонаккорды.

6.

Фригийский оборот.

7.

Фригийский оборот с трезвучием.

8.

Фригийский оборот с секстаккордами.

9.

Фригийский оборот с Т7.

10.
11.

Фригийский оборот с обращениями Т7.
Диатонические секвенции.

12.

Септаккорды побочных ступеней в мажоре.

13.

Септаккорды побочных ступеней в миноре.

14.
15.

Диатоника в русской музыке.
Особенности гармонизации диатоники.

Стр. 138 зад. уст.
Стр. 139 зад. письм.
б)
Стр. 139 зад. на ф-но
а), б)
Стр. 140 зад. на ф-но
в)
Стр. 147 зад. письм.
в)
Стр. 158 зад. письм.
№ 1, 2
Стр. 158 зад. письм.
№ 3, 4
Стр. 158 зад. письм.
№ 5, 6
Стр. 159 зад. письм.
№ 7, 8
Стр. 159 зад. на ф-но
Стр. 166 зад. на ф-но
№ 1-4
Стр. 166 зад. на ф-но
№ 5-6
Стр. 166 зад. на ф-но
№ 7-10
Стр. 187 зад. уст.
Стр. 188 зад. письм.
а), г)
26

16.
17.
18.

Альтерация аккордов в ладу.
Секстаккорд II низкой ступени.
Трезвучие II низкой ступени.

19.

Альтерация II ступени.

20.

Альтерация IV ступени.

21.

Альтерация в экспозиции.

22.

Альтерация в развивающих оборотах.

23.
24.

Типы тональных смен.
Отклонение.

25.

Хроматические секвенции.

26.
27.
28.

Доминантовые цепочки.
Эллипсис.
Модуляция.

29.
30.
31.

Модуляция в Д тональность.
Модуляция в S тональность.
Модуляция в III ступень.

32.

Модуляция во II ступень мажора.

33.

Модуляция в VII ступень минора.

34.
35.

Модуляция в VI ступень.
Повторение.

Стр. 311 зад. уст.
Стр. 322 зад. уст.
Стр. 322 зад. письм.
№1
Стр. 322 зад. письм.
№2
Стр. 322 зад. письм.
№3
Стр. 324 зад. на ф-но
а)
Стр. 324 зад. на ф-но
б)
Стр. 214 зад. уст.
Стр. 221 зад. уст.
Стр. 228 зад. письм.
б)
Стр. 391 зад. уст.
Стр. 393 зад. на ф-но
Стр. 234 зад. уст. а),
б)
Стр. 234 зад. уст. в)
Стр. 241 зад. уст.
Стр. 242 зад. письм.
а) № 1-2
Стр. 242 зад. письм.
а) № 3-4
Стр. 242 зад. письм.
б)
Стр. 243 зад. на ф-но
Стр. 245 зад. уст.
27

36.

Повторение.

Стр. 246 зад. на ф-но

Индивидуальные часы 11 класс:

28

Дубовский, Евсеев,
Способин, Соколов
«Учебник гармонии»

1.
2.

Модуляция в S.
Модуляция в Д.

3.

Модуляция в III ступень.

4.

Модуляция в VI ступень.

5.

Модуляция в VII ступень в миноре.

6.

Модуляция во II ступень в мажоре.

7.

Модуляция в S гармоническую в мажоре.

8.
9.

Модуляция в Д натуральную в миноре.
Неаккордовые звуки.

10.
11.
12.

Проходящие и вспомогательные
неаккордовые звуки.
Предъем. Задержание.
Альтерация аккордов Д группы.

13.

Альтерация аккордов VII ступени.

14.

Мажоро – минорные системы.

15.

Побочные доминанты в мажоро – миноре.

0,5 ч Стр. 357 зад. уст.
0,5 ч Стр. 358 зад. письм.
№1
0,5 ч Стр. 358 зад. письм.
№2
0,5 ч Стр. 358 зад. письм.
№ 3-4
0,5 ч Стр. 358 зад. письм.
№5
0,5 ч Стр. 358 зад. письм.
№6
0,5 ч Стр. 358 зад. письм.
№7
0,5 ч Стр. 365 зад. уст.
0,5 ч Стр. 305 зад. уст. а),
б)
0,5 ч Стр. 306 зад. уст. в),
г)
0,5 ч Стр. 289 зад. уст.
0,5 ч Стр. 209 зад. на фно а), б)
0,5 ч Стр. 209 зад. на фно в)
0,5 ч Стр. 343 зад. уст.
№1
0,5 ч Стр. 343 зад. уст.
№2
29

16.

Анализ мажоро - минорных систем.

17.

Органный пункт.

18.

Анализ органных пунктов в экспозиции.

19.

Анализ органных пунктов в заключениях.

20.

Модулирующие секвенции.

21.

Анализ модулирующих секвенций.

22.

Модуляция через одноименную тонику.

23.
24.

Модуляции на два знака.
Модуляция во вторую степень родства.

25.
26.
27.

Модуляция в отдаленные тональности.
Анализ модуляций в 3 степень.
Энгармонические модуляции через
уменьшенный септаккорд.

28.

Энгармонические модуляции через Д7.

29.

Эллипсис.

30.

Расширенная тональность.

31.

Аккорды расширенной тональности.

0,5 ч Стр. 343 зад. уст.
№3
0,5 ч Стр. 330 зад уст. №
1 а-г)
0,5 ч Стр. 330 зад уст. №
1 д-з)
0,5 ч Стр. 330 зад уст. №
1 и-н)
0,5 ч Стр. 383 зад. на фно № 806 1-6)
0,5 ч Стр. 383 зад. на фно № 806 7-12)
0,5 ч Стр. 376 зад. уст. №
800
0,5 ч Стр. 357 зад. уст.
0,5 ч Стр. 357 зад. письм.
№ 773 1)
0,5 ч Стр. 370 зад. уст.
0,5 ч Стр. 343 зад. уст.
0,5 ч Стр. 402 зад. на фно а)
0,5 ч Стр. 402 зад. на фно б)
0,5 ч Стр. 393 зад. на фно
0,5 ч Стр. 414 зад. на фно
0,5 ч Стр. 427 зад. уст.

30

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
теоретических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета: доска, парты, стулья, стол преподавателя
Технические средства обучения: фортепиано, компьютер, монитор, колонки.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник
гармонии. - М.: Музыка, 2007. - 480 е., нот.
2. Абызова Е.Н. Гармония: Учебник. - М.: Музыка, 1996. - 383 е., нот.
3. Мясоедов А.Н. Учебник гармонии. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1983. 319 е., нот
4. Степанов А. Гармония. - М.: Музыка, 1971.-240 е., нот
5. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г. Учебник гармонии. - 3-е изд., доп. - М.:
Музыка, 1986.-478 с.
6. Коберниченко Н.М. «Правила по теории музыки и гармонии»,
сертифицированное учебное пособие, Екатеринбург, 2005.
Сборники задач:
7. Алексеев Б.К. Задачи по гармонии. - М.: Музыка, 1968. - 228 с.
8. Аренский А. Сборник задач (1000) для практического изучения
гармонии. - М.: Музыка, 1965
9. Зелинский В. Курс гармонии в задачах. Диатоника. - 2-е изд. - М.:
Музыка, 1982.-292 с.
10. Ю. Кириллова В., Наумов Л., Степанов А., Таранущенко В.
Практические задания к курсу гармонии. - Ч. 1, 2-е изд., доп. - М.: ГМПИ им.
Гнесиных, 1976 – 45 с.
11. Можжевелов Б. Мелодии для гармонизации. - Л.: Музыка, 1982. 135 с.
12. Мутли А. Сборник задач по гармонии. - 6-е изд. - М.: Музыка, 1979.
- 149с.
13. Мясоедов А. Задачи по гармонии. - Зе изд. - М.: Музыка, 1981. - 80
с.
Сборники упражнений по игре на фортепиано в курсе гармонии
14. Максимов С., Упражнения по гармонии на фортепиано. - В 3 ч. М.: Музыка, 1976 – 288 с.
15. Мясоедова Н., Мясоедов А. Пособие по игре на фортепиано в курсе
гармонии. - М.: Музыка 1986.
16. Ю. Соловьева Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии. М.: Сов. Композитор, 1989. - 56 с.
31

Пособия по гармоническому анализу
17. Берков В. Пособие по гармоническому анализу. - 2-е изд. М.:Музгиз, 1960. - 172 с.Привано Н. Хрестоматия по гармонии. - Ч. 1, 2, 3. М.: Музыка, 1967, 1969, 1972
18. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому
анализу. - 5-е изд. - М.: Музыка, 1978. - 287 с.
Дополнительные источники:
19. Мюллер Т. Гармония. - М.: Музыка, 1976. - 286 е., нот.
20. Мясоедов А. О гармонии русской музыки (корни национальной
специфики). - М.: Преет, 1998. - 141 е., нот.
21. Степанов А. Методика преподавания гармонии. - М.: Музыка, 1984.
- 135 е., нот.
22. Холопов
Ю. Гармонический анализ. - В 3-х частях. - Ч. I. - М.:
1996. - 96 е., нот.
23. Холопов
Ю. Гармония. Теоретический курс. - М.: Музыка,
1988. - 511 е.,
нот.
24. Холопов Ю. Задания по гармонии. - М.: Музыка, 1983. - 287 е., нот.
25. Добкина Ю.А. Конспекты по гармонии. Учебно-методическое
пособие с практическим приложением, С. –П., Композитор,1994.
26. Мясоедов А. Задачи по гармонии. М., Музыка, 1974.
27. Тюлин Ю., Привано Н. Задачи по гармонии. М., Музгиз, 1960.
28. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник
гармонии. М., Музгиз, 1956.
29. Берков В., Степанов А. Задачи по гармонии. М., Музыка, 1973.
30. Потапова И. Ю. Гармония. Обучающие и контрольно – проверочные
материалы. Учебно–методическое пособие., Екатеринбург, 2006.
31. Уткин Б. Начальный курс гармонии в задачах: Учебно –
методическое пособие. – М.,Музыка,2008 г.
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
Основными формами работы в курсе гармонии являются изложение
теоретического материала, письменные задания на гармонизацию
мелодических фраз, предложений и периода, упражнения на фортепиано,
гармонический анализ, творческие задания.
Письменные работы - это преимущественно гармонизации мелодий
или басовых голосов, различные творческие задания, например, сочинение
структурно-оформленных построений с теми или иными особенностями их
гармонической структуры, развитие данного начального мотива до
предложения или периода в соответствии с указанной задачей (применить
определенную масштабно-синтаксическую структуру на уровне построения,
тот или иной вид секвентного развития и т.д.).
32

В письменных упражнениях особое внимание следует сосредоточить
не только на правильности соединений аккордов, но на естественности и
пластичности мелодического рисунка главного голоса, а также на
одновременном звучании крайних голосов (контурном двухголосии).
Гармонизации мелодии рекомендуется начать с использования в них
главных тональных опор (T, S, D), постепенно увеличивая ряд применяемых
трезвучных гармоний.
Практика показывает, что гармонизация данного голоса нередко
понимается студентами как необходимость построить аккорд от каждого
звука мелодии или баса. Поэтому, очевидно, следует с самого начала
изучения предмета сосредоточивать их внимание на том, что четырехголосие
и в учебных работах - не только последовательность аккордов, но результат
объединения в одновременности четырех мелодических линий. (Сочетание
вертикали и линеарности). Многое в этом направлении может быть
достигнуто на уроках, в письменных гармонизациях, выполняемых под
руководством педагога. Выполненную гармонизацию полезно исполнить,
предпочтительнее - в вокальном ансамбле, нежели на фортепиано.
Второй момент, который необходимо подчеркнуть, говоря о
письменных гармонизациях, - это необходимость при выполнении таких
заданий непременно анализировать форму предложенных для гармонизации
примеров, уточняя строение каденций, масштабно-синтаксическую
структуру, ставить выбор гармонических средств в зависимость от роли того
или иного фрагмента в форме. Неаккордовыезвуки постепенно вводятся в
письменные гармонизации и специально обозначаются в учебных заданиях.
Уровень сложности должен варьироваться в зависимости от уровня
подготовки студентов, например: разрешение аккордов выполняется с
ритмическим оформлением или упрощенно, в виде схемы; с неаккордовыми
звуками и без них.
Практическое освоение курса гармонии неотъемлемо от анализа
музыки. Так, изложение педагогом новой темы иллюстрируется показом
связанных с ней музыкальных примеров и предполагает их сжатую
характеристику и оценку.
В качестве заданий, необходимых для закрепления пройденного
материала, педагог может предложить ученикам проанализировать на уроке
краткие фрагменты произведений, дополняя и корректируя высказанные
соображения.
Такой анализ, однако, является элементарным, хотя, безусловно,
важным, в особенности на начальных стадиях изучения отдельных тем.
Далее следует избирать объектом анализа законченную музыкальную форму
(произведение в целом, часть более крупного сочинения).
В этом случае анализ не ограничивается определением конкретных
гармоний, но предполагает постановку таких вопросов, как содержание
произведения, его жанрово-стилевая характерность, форма целого и его
части (в непосредственной связи с гармонией), гармония анализируемого
примера как система и значение в ней отдельных элементов.
33

Особенности представления тематического материала в данном курсе,
детализация изложения отдельных тем, или, напротив, необходимость
«адаптирования» учебного материала, количество часов на освоение той или
иной темы, - эти вопросы находятся в компетенции педагога, а также в
зависимости от конкретной специальности и от уровня подготовленности
группы
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.
В домашних заданиях необходимо так же, как и на уроках, ставить
условием создавать прежде всего контурное двухголосие (например,
сочинять бас к данной мелодии), одновременно обдумывая содержание
кадансов, гармоническое строение примера в целом. В качестве
дополнительных могут быть предложены различные упражнения, например,
дополнить данное контурное двухголосие, досочинив средние голоса
,сочинить различные виды кадансов, предложить варианты расширения
периода и т.п.
Представим некоторые виды упражнений на фортепиано:
1.
Построение от звука аккордов различной структуры (соответственно
пройденной теме), принимая данный звук, который может быть
примой, терцией, квинтой, септимой, ноной, за бас, сопрано, альт или
тенор.
2.
Определение структуры данного аккорда и тональностей, в которых
он может встретиться, с последующими разрешениями в этих тональностях.
3.
Построение в данной тональности отдельных аккордов и их различные
разрешения.
4.
Энгармоническое разрешение аккордов, например, уменьшенного
септаккорда, увеличенного трезвучия, малых септаккордов.
5.
Игра отдельных гармонических оборотов (соответственно пройденной
теме) и более развернутых построений по цифровкам.
6.
Игра различных по функции и форме построений, например, кадансов,
которые сами по себе имеют различное гармоническое строение в
зависимости от места в форме целого, или заключительных построений дополнений. Гармонические средства по мере освоения курса становятся в
таких упражнениях все более разнообразными.
7.
Игра секвенций (диатонических и хроматических).
8.
Сочинение и игра отдельных построений (предложение, период), их
транспонирование.
Самостоятельная работа студента:
1. Гармонический анализ музыкальных произведений, изучаемых по
программе и написание отзыва:
Отзыв о проанализированных произведениях сдается в конце четверти.
9 класс:
1 четверть – 10 часов;
34

2 четверть – 10 часов;
3 четверть – 10 часов;
4 четверть – 10 часов;
10 класс:
1 четверть – 10 часов;
2 четверть – 10 часов;
3 четверть – 10 часов;
4 четверть – 10 часов;
11 класс:
1 четверть – 10 часа;
2 четверть – 10 часа;
3 четверть – 15 часов;
4 четверть – 16 часов;

35

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

выполнять гармонический
анализ музыкального произведения,
характеризовать гармонические
средства в контексте его
содержания;
применять навыки владения
элементами музыкального языка на
клавиатуре и в письменном виде;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Тестирование,
анализ
музыкальных
произведений

Игра гармонических последовательностей,
решение задач

Знать понятия звукоряда и лада, Тестирование
интервалов и аккордов, диатоники,
хроматики, отклонения и
модуляции, тональной и модальной
системы;
функциональную систему
мажора-минора и особых
диатонических ладов;

Тестирование,
произведений

анализ

музыкальных

выразительные и
формообразующие возможности
гармонии;

Тестирование,
произведений

анализ

музыкальных

особенности джазовой
ладовости, ритма, гармонии,
формообразования;

Тестирование, гармонический и целостный
анализ музыкальных произведений

Тестирование,
ПК 2.1. Анализировать
музыкальное
произведение
в произведений.
единстве и взаимообусловленности
формы и содержания, историкостилистических
и
жанровых

анализ

музыкальных

36

предпосылок, метроритма, тембра,
гармонии.
ПК
2.2.
Воспроизводить
художественный образ в записи на
основе
знаний
специфики
музыкального
языка
(ладовые,
метроритмические,
формообразующие, гармонические,
фактурные свойства музыкального
языка).

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».