Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

МДК 01.01.01 дирижирование

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного

образовательного

стандарта

по

специальности

среднего

профессионального образования _53.02.06 Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Степаненкова О.В. преподаватель ГБПОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой
колледж», высшая квалификационная категория.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 01.01.01 Дирижирование
1. Паспорт программы
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации программы
4.Контроль и оценка результатов освоения программы
Приложение. План анализа хоровой партитуры

1.Паспорт программы
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа МДК 01.01.01 «Дирижирование» является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 530206 «Хоровое дирижирование»в части
освоения

основных

видов

дирижёрско-хоровая

профессиональной

деятельность

деятельности

(репетиционная

и

(ВПД):

концертная

деятельность в качестве руководителя хора, хормейстера, артиста хора,
ансамбля

в

концертно-театральных

организациях);

педагогическая

деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в
детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых
школах,

других

учреждениях

дополнительного

образования,

образовательных учреждениях, учреждениях СПО).
1.2 Цели и задачи рабочей программы МДК 01.01.01 Дирижирование
Целью курса является:
формирование дирижерского комплекса у обучающихся, воспитание
квалифицированных специалистов, способных продемонстрировать знания и
навыки в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в
качестве дирижера хорового коллектива

и

преподавателя

хоровых

дисциплин в детских школах искусств, детских музыкальных школах,
детских

хоровых

школах,

других

учреждениях

дополнительного

образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.
Задачами курса являются:
 усвоение учащимися знаний теоретических основ хорового искусства;
 развитие умений и навыков, необходимых для практической работы с
хором;

 расширение

музыкального

кругозора,

ознакомление

учащихся

с

лучшими образцами русской и зарубежной музыки, произведениями
современных композиторов, народным музыкальным творчеством;
 развитие навыков самостоятельной работы над партитурой;
 ознакомление учащихся с методическими основами работы с хором;
 развитие у учащихся навыков чтения с листа и транспонирования хоровых
партитур различной фактуры.
1.3. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате освоения курса студент должен:
иметь практический опыт:
 работы хормейстера с хоровыми коллективами различных составов;
 чтения с листа хоровых партитур в соответствии с программными
требованиями;
 составления плана разучивания и исполнения хорового произведения;
уметь:
 исполнять на фортепиано хоровые партитуры для различных типов хоров
a,cappella и с сопровождением, транспонировать;
 исполнять любую партию в хоровом сочинении;
 дирижировать хоровые произведения различных типов: a’cappella и с
сопровождением, исполняемых концертмейстером на фортепиано, с
одновременным пением хоровых партий;
 анализировать

эмоционально-образное

содержание

хорового

произведения;
 определять жанр, форму, стиль хорового письма, вокально-хоровые
особенности партитуры, музыкальные художественно выразительные
средства;

 выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые,
дирижерские);
 применять навыки игры на фортепиано в работе над хоровыми
произведениями;
 пользоваться специальной литературой;
 согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные
художественные решения;
знать:
 репертуар

средней сложности хоровых коллективов различного типа,

включающий произведения важнейших жанров (оратории, кантаты, мессы,
концерты, поэмы, сюиты);
 вокально-хоровые особенности хоровых партитур;
 художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;
 основные этапы истории и развития теории хорового исполнительства;
 методику работы с хором;
 профессиональную терминологию.
1.4 Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить

цели,

мотивировать

деятельность

подчиненных,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно

определять

задачи

профессионального

и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно
музыкальные

произведения,

и

грамотно

воспринимать

самостоятельно

осваивать

и

исполнять
хоровой

и

ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять

исполнительскую

деятельность

и

репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и
ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически

работать

над

совершенствованием

исполнительского репертуара.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств
для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем
музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические
средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях
студии.

ПК 1.6. Выполнять

теоретический

и

исполнительский

анализ

музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар
в соответствии с программными требованиями.
ПК 2.1. Осуществлять

педагогическую

и

учебно-методическую

деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах,
детских

хоровых

школах,

других

учреждениях

дополнительного

образования, учреждениях общего образования, учреждениях СПО.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики,
специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской
деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и навыки по организации и
анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в
хоровом классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания
хорового пения и дирижирования.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в
хоровом классе с учетом возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся;
ПК 2.7. Планировать

развитие

профессиональных

навыков

у

обучающихся.
ПК 2.8. Владеть

культурой

профессиональной терминологией.

устной

и

письменной

речи,

2.Структура и содержание МДК 01.01.01 «Дирижирование»
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Дирижиро- 8(II), 9(II),10(II),
вание
11(I)
01.01.01
МДК

7(II)8(I
I),9(I),
10(19),

всего

Самостоятельная

522

Индивид.

Учебные занятия

Максимальная учебная
нагрузка

зачеты

Контрольные
уроки

и семестрам
Экзамен

дисциплины

Распределение по классам
Наименование

Индекс

174 348

348

Распределение по классам и семестрам
7

8

9

1 сем.

2 сем.

1 сем.

2 сем.

16
недель

20

20

недель

16
недель

недель

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

1 сем.

10
2 сем.

16

19

недель

недель

2 ч.

2 ч.

1 сем.

11
2 сем.
20

1 сем.

2 сем.

16

16
недель

недель

недель

2 ч.

2 ч.

2 ч.

15
недель
2 ч.

2.2 Примерный тематический план
Класс, тема

Количество
часов
всего

Самост.у Макс.
чеб.нагру учеб.
зка
нагрузка

7 класс, 1 семестр
Организация и постановка дирижерского аппарата.

8

4

12

Освоение навыков тактирования.

8

4

12

Изучение приемов показа

8

4

12

8

5

13

32

17

49

10

5

15

10

5

15

вступления и снятия.

Дирижирование в размере 3/4

7 класс, 2семестр
Дирижирование произведений в размере 3/4 (в
умеренных темпах, динамике mf, mp, f, p, в
звуковедении legato и non legato)
Дирижирование произведений в размере 4/4 (в
умеренных темпах, динамике mf, mp, f, p, в
звуковедении legato и non legato)

Изучение 2х-голосных партитур на фортепиано, пение

20

7

27

40

17

57

голосов с тактированием.

8 класс, 1 семестр
Дирижирование произведений в размере 4/4(в
умеренных темпах, динамике mf, mp, f, p, в

7

звуковедении legato и non legato)

16

Функции правой и левой руки.

6

5

11

10

5

15

32

17

49

20

7

27

10

5

15

10

5

15

40

17

57

23

Разбор произведений (анализ литературного текста),
музыкальных средств выразительности на уровне
знаний, предполагающихся по программам
музыкально- теоретических дисциплин

8 класс, 2 семестр
Дирижирование в размере 2/4.
Начальное разграничение функций рук – показ
выдержанных долей, вступлений хоровым партиям
Изучение 3х-голосных партитур на фортепиано, пение
голосов
с тактированием.

9 класс, 1 семестр
Освоение основных принципов дирижерской техники.

4

2

6

8

5

13

ясности дирижерских сеток.

5

2

7

Изучение внутридолевых структур

3

1

4

2

1

3

2

1

3

движение и развитие ведущего голоса.

2

1

3

Показ вступлений и снятий с любой доли такта

3

2

5

Неполный ауфтакт

3

2

5

Работа над пластичностью дирижерского аппарата.

Развитие точности, целенаправленности, ритмичности,

Разграничение функций правой и левой рук.
Самостоятельная роль руки в показе выдержанных
звуков,вступлений партий.
Показ контрастной динамики.
Самостоятельная роль руки в распределении
тематического материала; умение показать

32

17

49

9 класс, 2 семестр
Расширение возможности амплитуды дирижерского
жеста.
Дирижирование сложных размеров: 9/8 (по 3х-дольной

4

2

6

схеме)

5

2

Дирижирование сложных размеров: 12/8 (по 4х-

5

1

4

3

7

замедление).

5

3

8

Показ синкопы, акцентов

3

1

4

Показ subito f, subito p.

2

1

3

Освоение программы, включающей более сложные по

5

2

7

5

2

7

38

17

55

2

2

4

2

2

4

(3+2)

4

1

5

Несимметричные размеры 5/8, 5/4 с группировкой

3

1

4

7

2

9

13

дольной схеме)
Разные виды фермат. Их значение и приемы
исполнения.
Агогические изменения темпа (ускорение,

музыкально-художественным образам произведения.
Развитие внутренних слуховых представлений
дирижера.

10 класс, 1 семестр
Развитие выразительной стороны жеста.
Развитие осознанного отношения к оркестровой
партитуре.
Несимметричные размеры 5/8, 5/4 с группировкой

(2+3).
Дирижирование в размерах 5/8 и 5/4 в быстром темпе
по 2х-дольной схеме.

Дирижирование в иемпах Presto и Adagio.

3

2

5

Совершенствование тактирования правой рукой при

3

2

5

Оттачивание и расширение приемов показа штрихов.

4

2

6

Обогащение функций левой руки.

2

2

4

Расширение понятия «ауфтакт» и работа над

2

2

4

32

18

50

6

2

8

6

2

8

4

2

6

дольной схеме с различной группировкой.

8

2

10

Дирижирование в размере 11/4 в быстром темпе по

4

2

6

4

2

6

различном внутридолевом наполнении (восьмыми,
шестнадцатыми, триолями).

освоением навыком владения ауфтактами.

10 класс, 2 семестр
Дирижирование в размерах 3/2 и 3/8 по 3х-дольной
схеме в различных динамических и темповых
градациях.
Дробление основной метрической единицы в размерах
3/4, 4/4, 2/4 (в медленном движении).
Дирижирование в размере 4/4 alla breve.
Дирижирование в несимметричных размерах по 7ми-

5ти-дольной схеме.
Дирижирование 3х-дольных размеров в быстром темпе
«на раз».

Дирижирование произведений с элементами

4

3

7

4

3

7

40

18

58

4

2

6

6

2

8

2

1

3

Дирижирование произведений в сложных размерах:
12/4 и 12/8 – по 12ти-дольной схеме;.

2

0,5

2,5

Дирижирование произведений в сложных размерах:
11/4 – по 5ти-дольной схеме.

2

0,5

2,5

Дирижирование «на раз» в размепах 2/4, 3/4, 3/8 в

4

2

6

6

4

10

2

2

4

2

2

4

полифонии.
Знакомство с более крупными музыкальными
формами (оперные сцены, части кантат, ораторий и
др.)

11 класс, 1 семестр
Дирижирование произведений с чередованием
простых и сложных размеров.
Изучение произведений крупной формы, сложных по
музыкально-художественному языку и образам.
Дирижирование произведений в сложных размерах:
7/4, 7/8 – по 7ми-дольной схеме;

быстром темпе.
Работа над партитурами a capella, развернутыми по
форме.
Изучение произведений с позиций стилевых и
жанровых закономерностей.
Влияние стилевых и жанровых закономерностей на
дирижерскую интерпретацию.

Знакомство с полифонической фактурой.

2

2

4

32

18

50

Совершенствование навыков работы с хором.

10

6

16

Концентрация внимания на развитии

6

4

10

14

8

22

30

18

48

522

174

348

11 класс, 2 семестр

профессионально-психологических качеств (воли,
самообладания, эмоционального начала, артистизма и
т.п.)
Работа над произведениями по программе ИГА

Итого:

Содержание курса
7 класс
Обучающиеся знакомятся с основными понятиями: о дирижерском
искусстве, о роли и значении дирижирования в подготовке дирижерахормейстера; о дирижерском аппарате (положении корпуса, плеча,
предплечья, кистей рук, мимике); о назначении и функции каждой из частей
дирижерского аппарата в мануальной технике дирижера.
В течение первого года обучения определяются основные приемы и
методы

работы

над

хоровой

партитурой,

закладываются

основы

музыкального мышления, развиваются начальные навыки мануальной
техники.
Последовательность

освоения

приемов

дирижирования

на

начальном этапе обучения.
1. Организация и постановка дирижерского аппарата.

 освоение упражнений, способствующих установлению исходных
позиций рук, корпуса, головы;
 выработка ощущения опоры на дирижерской плоскости при
полной свободе руки, правильной формы кисти;
 освоение

упражнений,

способствующих

раскрепощению дирижерского аппарата.
2. Освоение навыков тактирования.

 осмысление понятий «метр», «размер», «дирижерская доля»;
 подготовительные упражнения к тактированию;
 освоение «точки» как момента фиксации основных долей такта;
 структура движения долей в 3-х, 4-х, 2-х дольной схемах;
 усвоение принципа чередования сильного и слабого времени,
тактирование схем с различной ритмической пульсацией (восьмыми,
шестнадцатыми и т.д.).
3. Изучение приемов показа вступления и снятия.

 три момента вступления: внимание, дыхание, вступление;
 изучение приемов снятия при окончании фразы, предложения,
части, всего произведения.
 понятие об ауфтакте; изучение полного ауфтакта вступления и

снятия на разные доли такта.
8 класс
1. Начальное разграничение функций рук — показ выдержанных
долей, вступлений хоровым партиям,
2. Дирижирование произведений в размерах 3/4, 4/4, 2/4, в
умеренных темпах, динамике mf, тр, f, р, в характере звуковедения legato и
non legato.
3. Изучение хоровых партитур.
 игра 2-3-голосных партитур a cappella на фортепиано с учетом

элементарных хормейстерских задач.
 пение голосов с тактированием.
 разбор произведений (анализ литературного текста, музыкальных

средств

выразительности

на

уровне

знаний,

предполагающихся

по

программам музыкально-теоретических дисциплин).
Примерные программы по дирижированию
Брамс И. «Колыбельная»
Русская народная песня «Соловьем залётным» в обр. М. Анцева
Русская народная песня «В сыром бору тропина» в обр. А. Гречанинова
Чайковский П. «Колыбельная песня в бурю»
Дворжак А. «Шиповник»
Глиэр Р. «Здравствуй, гостья - зима»
Польская народная песня «Речка», обр. Вл. Соколова
Ипполитов-Иванов М. «Сосна»
Сметана Б.«Моя звезда»

9 класс
В

9

классе

происходит

углубление

знаний

и

навыков

дирижирования. Содержание обучения направлено на развитие
исполнительских навыков учащегося,

его

эмоциональной

отзывчивости, осмысление им закономерностей интонационного
процесса музыкального произведения.
1. Освоение основных принципов дирижерской техники:



пластичности дирижерского аппарата (раскрепощение мышц

корпуса, плеч, движений рук);
 развитие точности, целенаправленности, ритмичности, ясности
дирижерских сеток, изучение внутридолевых структур;


расширение возможностей амплитуды дирижерского жеста;



дальнейшее разграничение функций правой и левой рук

(самостоятельная роль руки в показе выдержанных звуков, вступлений
партий, контрастной динамики, в распределении тематического материала;
умение показать движение и развитие ведущего голоса).
2. Совершенствование техники дирижирования:



показ вступлений и снятий с любой доли такта (в том числе к

неполной доле — дробленый, неполный ауфтакт);


освоение техникиа показа штрихов различного характера

звуковедения (marcato, staccato,sf акцентов);


дирижирование произведений в размерах 4/4, 3/4, 2/4 в

умеренном и скором темпе;


изучение сложных размеров 6/8, 6/4 с дирижированием по

шестидольной и двухдольной схемам;

 дирижирование сложных размеров 9/8 (по трехдольной схеме),
12/8. по четырехдольной схеме в относительно несложных по хоровой
фактуре и художественным задачам произведениях.
 знакомство с понятием «фермата» Разные виды фермат. Их
значение и приемы исполнения. Закрепление навыка показа снимаемой
ферматы в конце произведения. Неснимаемая фермата и приемы ее
исполнения;
 агогические

изменения

темпа

(ускорение,

замедление,

расширение). Исполнение произведений с подвижной агогичкой;
 синкопы, акценты, показ фразировки;
 дирижирование в разных динамических градациях, исполнение
подвижных нюансов, контрастной динамики;
 освоение

программы,

включающей

более

сложные

по

музыкально-художественным образам произведения;
 развитие внутренних слуховых представлений дирижера;
 организация ритмичности исполнения, передача ясного рисунка
тактовых схем;
 ощущение дирижерской плоскости;
 технические приемы показа полных ауфтактов;
 ощущение точки в дирижерской сетке;
 пластичность кисти. Взаимосвязь кисти со всеми частями
дирижерского аппарата.
3. Изучение приемов показа вступления и снятия.

 три момента вступления: внимание, дыхание, вступление;

 изучение приемов снятия при окончании фразы, предложения,
части, всего произведения.
 понятие об ауфтакте; изучение полного ауфтакта вступления и
снятия на разные доли такта.
4. Начальное разграничение функций рук — показ выдержанных

долей, вступлений хоровым партиям,
5. Дирижирование произведений в размерах 3/4, 4/4, 2/4, в

умеренных темпах, динамике mf тр, f р, в характере звуковедения legato и
non legato.
6. Изучение хоровых партитур.

 игра 2-3-голосных партитур a cappella на фортепиано с учетом
элементарных хормейстерских задач.
 пение голосов с тактированием.
 разбор произведений (анализ литературного текста, музыкальных
средств

выразительности

на

уровне

знаний,

предполагающихся

по

программам музыкально-теоретических дисциплин).
Примерные программы по дирижированию Коваль М. «Ильменьозеро»
Бородин А. «Серенада 4-х кавалеров»
Глинка М. «Попутная песня»
Верди Д. Хор жриц «Кто там?» из оп.Аида»
Прокофьев С. «Туча чёрная» из оратории «Иван Грозный»
Балакриев М. «Вечерняя песня»
Мендельсон-Бартольди Ф. «Лес»
Чайковский П. «Не гроза небеса кроет тучею» (Плач и причитание матери
из оперы «Мазепа»)

Чесноков П. «Утром зорька»
Прокофьев С. «Как на горочке да дубчики стоят» из оратории «Иван
Грозный»
Коваль М. «Вот дом, который построил Джек»
Бах И. «Сердце, молчи»
Русская народная песня«Уж я золото хороню» в обр. Копосова Мусоргский
М. «Слава лебедю» из оп. «Хованщина»
Рахманинов С. «Огни погашены» из оп. «Алеко»
Прокофьев С. «Нам не нужна война» из оратории «На страже мира» Бизе Ж.
Хор драгун оп. «Кармен»
Чайковский П. «Соловушка»
Шуберт Ф. «Далёкой»
Русская народная песня «Лён зеленой» в обр. М. Анцева Болгарская
народная песня «Путь в горах» в обр. Животова Кюи Ц. «Заря лениво
догорает»
Гречанинов А. «Ай, ду-ду»;
Чайковский П. Хор девушек «Девицы красавицы»из оперы «Евгений
Онегин»
Польская народная песня «Пой, пой, певунья-птичка» в обр. А. Свешникова
Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку» в обр. В. Попова
Русская народная песня «Во лузях» в обр. А. Лядова Шуман Р. «Привет
весне»
Гречанинов А. «Пчёлка»
Г риг Э. «Детская песенка»
Моцарт В. «Летний вечер»
Танеев С. «Венеция ночью»
Русская народная песня «Вейся, вейся, капустка»в обр. Орлова Чешская
народная песня «Камышинка» в обр. Можайского Новиков А. «Дороги»

Чесноков П. «Солнце, солнце встаёт»
Серов А. «Застонало сине море» из оп.«Рогнеда»
Рахманинов С. «Ночка»
Коваль М. «Буря бы грянула, что ли»
Буцко Ю.«Возле терема» («Свадебные песни»)
Мусоргский М. «Не сокол летит по поднебесью» из оп. «Борис Г одунов»
Форе Г. «Agnus Dei» (Реквием)
Русская народная песня «Веретёна» / обр. Орлова
О.

Лассо «Валяльщик»

Пуленк Ф. «Грусть»
Римский-Корсаков Н. Хор «Что так рано» из оп. «Сказка о царе Салтане»
Бородин А. «Мужайся, княгиня» из оп. «Князь Игорь»
Свиридов Г. «Ночь под Ивана Купала» из «Поэмы памяти Сергея Есенина».
10 класс
Содержание курса в 10 классе предполагает дальнейшее освоение и
закрепление знаний и навыков, приобретенных на уроках дирижирования на
первом

и

втором курсах,

совершенствование

навыков

работы

над

музыкальными произведениями.
Освоение техники дирижирования:
 развитие выразительной стороны жеста;
 развитие осознанного отношения к оркестровой партитуре;
 дирижирование

в

размере

5/4

по

пятидольной

схеме

(с

группировкой
3 + 2 и 2 + 3).
 дирижирование в размерах 5/8 и 5/4 в быстром темпе по
двухдольной схеме;

 дирижирование в размерах 3/2 и 3/8 по трехдольной схеме в
различных динамических и темповых градациях;
 дробление основной метрической единицы в размерах 3/4, 4/4, 2/4
(в медленном движении);
 дирижирование в размере 4/4 alia breve;
 дирижирование

в

несимметричных

размерах

7/4,

7/8

по

семидольной схеме с различной группировкой;
 дирижирование в размере 11/4 в быстром темпе по пятидольной
схеме;
 дирижирование трехдольных размеров в быстром темпе «на раз»;
 дирижирование в темпах Presto и Adagio;
 дирижирование произведений с элементами полифонии;
 развитие приемов выразительной техники дирижирования;
 совершенствование тактирования правой рукой при различном
внутридолевом

наполнении

(восьмыми,

шестнадцатыми,

триолями);
 оттачивание и расширение приемов показа штрихов, наполнение
их многообразием выразительных возможностей в зависимости от
стиля и характера музыкального произведения;
 обогащение функций левой руки при


распределении певческого дыхания;



фразировке;



организации

интонационного процесса

произведения;


управлении вокальной стороной исполнения;

Метод работы над хоровым произведением на третьем курсе

музыкального

 освоение партитур хоров a cappella внутренним слухом;
 сольфеджирование и пение с текстом каждой хоровой партии;
 пение аккордов по вертикали;
 сольфеджирование и выразительное пение с текстом любой хоровой
партии с одновременной игрой одной рукой на инструменте и
тактированием другой;
Студенты проходят производственную практику на юношеском хоре
СМХК. Руководитель хора составляет график работы на хоре, подбирает
соответствующий репертуар, распределяет его совместно с преподавателем
по дирижированию. По окончанию практики проводится академический
концерт.
Примерные программы по дирижированию
Чайковский П. Сцена вальса из оперы «Евгений Онегин»
Бородин А. «Песня темного леса»
Римский -Корсаков Н. «С крепкий дуб тебе повырасти» из оперы
«Сказка о царе Салтане»
Чайковский П. «Не кукушечка во сыром бору»
Кодай 3.«Ел цыган солёный сыр»
Гутьеррес «Песня погонщика»
Ипполитов-Иванов М. «Крестьянская пирушка»
Буцко Ю. «Как во деревне»
Бах И. «August, lebe» из кантаты №207
Русская народная песня «Ишла утка» в обр. Ленского
Свиридов Г. «Повстречался сын с отцом»
Шуберт P.«Kyrie» из мессы G - dur
Чайковский П. Хор игроков «Будем пить и веселиться» из оп. «Пиковая
дама»

Верди Дж. Хор придворных «Тише, тише» из оперы «Риголетто»
Проснак Д. «Море»
Брукнер A. «Ave Maria»
11 класс
В течение 11 класса происходит дальнейшее углубление знаний и
совершенствование техники дирижирования.
Совершенствование техники дирижирования:
 дирижирование произведений с чередованием простых и сложных
размеров;
 совершенствование навыков работы с хором;
 изучение произведений крупной формы (кантаты, оратории,
оперные сцены), сложные по музыкально-художественному языку
и

образам. Совершенствование навыков, приобретенных

процессе обучения;
 дирижирование произведений в сложных размерах:
 7/4, 7/8 — по семидольной схеме;
 12/4 и 12/8 — по двенадцатидольной схеме;
 11/4 — по пятидольной схеме;
 дирижирование «на раз» в размерах 2/4, 3/4, 3/8 в быстром темпе;
 работа над партитурами a cappella, развернутыми по фактуре и
форме;

в



изучение произведений с позиций стилевых и жанровых

закономерностей, влияние их на дирижерскую интерпретацию;


работа над произведениями по программе государственного

экзамена;


концентрация

внимания

на

развитии

профессионально

психологических качеств (воли, самообладания, эмоционального начала,
артистизма и т.п.);


показ динамических контрастов;

 показ агогических изменений;
 управлении интенсивностью, экспрессивностью звука и т.д.


расширение понятия «ауфтакт» и работа над освоением навыков

владения ауфтактами;
 техническими (начальный, полный, неполный, дробленый);
 ауфтактами, несущими выразительные функции (междольные
ауфтакты), подготавливающие вершины фраз, смену динамики,
штриха, темпа, ритма, кульминации и т.п.;


ауфтактами, организующими хоровое звучание и несущими

функции хороуправления.
Программа по дирижированию должна включать произведения более
сложные по содержанию, форме, фактуре (с элементами полифонии,
небольшие оперные сцены, части из кантат и ораторий). Все формы работы в
классе должны максимально приближаться к практической работе с хором.
Методы работы над хоровым произведением:
 совершенствование метода изучения музыкального произведения
внутренним слухом. Использование приемов, навыков, ранее
усвоенных учащимися, при изучении музыкального произведения;

 составление репетиционного плана;
 освоение приемов репетиционного дирижирования. Системы
репетиционных дирижерских жестов, предполагающих:
 непродолжительный отказ от дирижерских сеток при фиксации
текстовых и вокально-хоровых трудностей при работе над
партитурой (выстраивании аккордов; выравнивании ансамбля и
т.д.);
 преувеличение амплитуды движения (для развития активизации
дыхания, эмоционального начала певцов и т.п.);
 преувеличение активности жеста при работе над штрихом (legato,
staccato, marcato);
В течение 21 семестра студент должен пройти 4-5 произведений, в том
числе оперную сцену.
По

окончании

21

семестра

проводится

экзамен

по

технике

дирижирования.
Примерные программы по дирижированию
Орф K«Odi et ато» из кантаты «Carmina Burana»
Брамс И «Немецкий реквием» , №2 Калинников В. «Осень»
Свиридов Г.«Табун»
Бетховен Л. «Kyrie eleson» мессы С - dur Римский-Корсаков Н. «Гой ты,
Сад-Садко» из оп.«Садко»
Рахманинов С. Финал оперы «Алеко»
Парцхаладзе М. «Февраль или май»
Проснак Д. «Прелюдия»
Мусоргский М. «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оп. «Хованщина»
Бородин А. «Солнцу красному слава» из оп. «Князь Игорь»

Свиридов Г. «Курские песни» №№ 3; 4
Россини Дж. «Клевета» из оп. «Севильский цирюльник»
Снетков Б. «Море»
Леонкавалло Сцена и хор колоколов из оп. «Паяцы»
Римский-Корсаков Н. «Будет красен день» из оп. «Садко»
Чайковский П. Свадебный хор из оп. «Опричник»
Русская народная песня «Повянь, повянь, бурь-погодушка» в обр. Вл.
Соколова
Моцарт В. «Lacrimosa» (Реквием)
Римский-Корсаков Н. Финал I действия оперы «Сказка о царе Салтане»
Свиридов Г. «Курские песни» №№ 1; 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.

3.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Методические рекомендации преподавателям по организации учебного
процесса
В

начале

каждого

семестра

для

обучающегося

составляется

индивидуальный план. Намеченный в индивидуальном плане репертуар
должен охватывать все разделы программы данного курса и находиться в
полном

соответствии

с

указанными

в

характеристике

данными

и

возможностями обучающегося.
В конце каждого семестра педагог отмечает в индивидуальном плане
степень освоения программы. Кроме того, в конце каждого курса педагог
дает подробную характеристику работе обучающегося, отмечает развитие
общемузыкальных и профессиональных данных, указывает на объективные
и субъективные недостатки в занятиях.

При

составлении

индивидуальных программ

учитывается соотношение в них различных стилей и жанров; хоровой
классики и произведений современных авторов; произведений a cappella и с
сопровождением, обязательно наличие духовных сочинений. В репертуар
индивидуальных

программ

необходимо

включать

произведения

классического наследия, которые отобраны в результате многолетнего
педагогического и исполнительского опыта.
В течение одного семестра обучающийся должен изучить 4-5
произведений, из которых 1-2 изучается в ознакомительном порядке в целях
расширения кругозора студента
Педагогический репертуар должен быть подобран в порядке
постепенного усложнения технической и исполнительской стороны учебного
материала,

который

должен

отличаться

высокой

познавательной

и

художественной ценностью.
С целью расширения кругозора обучающихся и осуществления
взаимосвязи с другими дисциплинами необходимо планировать изучение
методической литературы, музыкально-теоретического и музыкальноисторического материала.
Урок

дирижирования

предусматривает

является

многостороннюю

комплексным,

подготовку,

в

процессе

поскольку
которой

обучающийся овладевает следующими навыками:
•

исполнительскими (дирижирование, пение, игра на фортепиано);

•

аналитическими (анализ хоровых партитур, подготовка к

коллоквиуму);
•

практическими (изучение приемов работы над музыкальным

произведением);
•

методическими (осмысление методических установок педагога,

его замечаний, рекомендаций).

Занятия в классе дирижирования включают 4 основных компонента с
постепенным усложнением творческих задач по каждому из разделов:
•

игра партитуры на фортепиано;

•

пение голосов партитуры с тактированием;

•

анализ партитуры. Работа над письменной аннотацией;

•

работа над техникой дирижирования;

•

личный показ педагога.

Решающую роль в освоении обучающимися знаний и навыков, полученных
на занятиях, имеет его самостоятельная домашняя работа, в процессе которой
практически формируется предрепетиционная техника хормейстера, которая
в будущей самостоятельной деятельности

станет

основой

непрерывного профессионального роста.
Домашняя

работа

должна

направляться

педагогом

по

дирижированию, который, особенно на начальном этапе обучения, помогает
обучающемуся в составлении индивидуального плана самостоятельных
домашних заданий.
Ответственным периодом является непосредственная подготовка к
учебно-произодственной практике, подводящая итог всей предшествующей
работе. В индивидуальный план включаются произведения, с которыми
студент выходит на хоровую практику.
Практика работы с хором проходит непосредственно на хоровых
коллективах СМХК (младший хор, смешанный концертный хор, юношеский
хор).
Методические
рекомендации
преподавателям
самостоятельной работы обучающихся

по

организации

Методы самостоятельной работы:
- наблюдение за единичными объектами (другими студентами, педагогом);

- сравнительно-аналитические наблюдения;
- решение учебных и профессиональных задач;
- работа с различными источниками информации;
- исследовательская деятельность.
Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или
менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки
объектов.
Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие
произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.
Конструирование

заставляет

глубже

проникнуть

в

сущность

предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной
логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные
выводы.
Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке
усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления,
которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.
Работа с источниками информации способствует приобретению
важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать
логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно
добывать знания, систематизировать их и обобщать.
Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы
студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень
мотивации обучаемого.
Целевые направления самостоятельной работы обучающихся
1.Для овладения и углубления знаний:

- составление различных видов планов и тезисов по тексту;
- конспектирование текста;
- ознакомление с нормативными документами;
- создание презентации;
- прослушивание аудиозаписей;
- просмотр видео с исполнением ведущих хоровых коллективов, известных
исполнителей.
2. Для закрепления знаний:
- работа с конспектом;
- повторная работа с учебным материалом;
- составление плана ответа на коллоквиуме;
- работа с партитурой.
3. Для систематизации учебного материала:
- подготовка ответов на вопросы;
- аналитическая обработка текста;
- написание аннотации на хоровое произведение;
4 .Для формирования практических и профессиональных умений.
-решение задач и упражнений по образцу;
-решение ситуативных и профессиональных задач;
- проведение исследования.
Виды

практических

обучающихся

заданий

для

самостоятельной

работы

1. Составить опорный конспект.
2. Сформулировать собственное мнение.
3. Продолжить фразу.
4. Дать определения следующим терминам.
5. Написать аннотацию.
6.

Составить таблицу с целью систематизации материала (творчество
композиторов)

7. Сделать самоанализ практики: эффективность использования приёмов,
методов и средств воспитания детей.
8. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой
преподавателем теме.
9.Решить ситуационные задачи.
10.Подготовиться к техническому зачету,

коллоквиуму, контрольному

уроку.
Приёмы самостоятельной работы обучающихся
1. Работа с литературой.
Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом
индивидуальных особенностей студенов, можно предложить им следующие
приёмы обработки информации:
- конспектирование;
- составление плана текста;
- тезирование;
- аннотирование;

- выделение проблемы и нахождение путей её решения;
- самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её
решения;
2. Задачное обучение.
-

практико-ориентированные

задачи:

выступают

средством

формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков,
необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут
быть ситуации, требующие применения умений и навыков, специфичных
для

профессии

педагога

(знания

содержания

предмета),

ситуации,

требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры
(организация детского коллектива, принципы организации занятий с детьми
и т.п), личностно-ориентированных ситуаций (нахождение нестандартного
способа решения).
- профессиональные задачи: выступают средством формирования у
студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные
методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе
ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления практики и
формулируются в виде производственных поручений (заданий).
Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное
формирование

и

контроль

сформированности

необходимых

профессиональных компетенций.
Инструктаж к заданиям.
Инструктаж необходим для того, чтобы помочь студентам осмыслить
содержание задания, требования учебной задачи.Инструктаж может быть
вводным,

текущим,

индивидуальным,

подробным, свёрнутым и т.д.

групповым,

фронтальным,

Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели
работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к
которым должны прийти студенты. В тех случаях, когда предполагается
новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с
имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или действиями,
усвоенными ранее.
Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На
начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при
выполнении практических работ включает объяснение задания, порядок его
выполнения, показ и выполнение приёмов.
Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных
работах, которые требуют строгой последовательности выполнения.
Письменная

инструкция

руководствуясь

которым

представляет

собой

учебный

обучающийся

решает

задачу

алгоритм,
по

строго

намеченному пути, не допуская произвольных шагов.
Коррективный контроль – средство побуждения.
Если
обучающихся,

преподаватель
он

может

внимательно
использовать

наблюдает
приёмы,

за

работой

направленные

на

корректирование их деятельности:
- уточняет суть задания, добиваясь понимания его всеми, если оно является
общим;
- предупреждает о сложном моменте в процессе выполнения задания, чтобы
предотвратить ошибку, допускаемую обычно большинством обучающихся;
- предлагает сообщить или показать промежуточные результаты;
- предлагает студентам самим контролировать свои действия.
Педагогическое сопровождение самостоятельной работы обучающихся

При

анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее

определяет:
- фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;
- задания, направленные на формирование общеучебных умений;
- задания репродуктивного и творческого характера, направленные на
развитие

специальных

умений,

индивидуальных

способностей

студентов;
- формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в
парах, группах)
Памятка преподавателям по организации самостоятельной работы
обучающихся
1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях
учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.
2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их
непосредственными участниками процесса познания.
3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию
мотивации учения студентов.
4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть
чётко сформулированной.
5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и
глубокий комплекс заданий студентам.
6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание
репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.

7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть
адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему
контроля.
3.2 Информационное обеспечение
Методическая литература:
1. Актуальные

проблемы

музыкальной

педагогики.

Труды

ГМПИ

им.Гнесиных. Вып.62. — М., 1982.
2. Аляркинский Б. О таланте и способностях. — М.: Знание, 1971.
3. Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования./ Учебное

пособие для дирижерско-хоровых факультетов муз. вузов. — М.: Музыка,
1969.
4. Анисимов А. Дирижер-хормейстер. —Л.: Музыка, 1976.
5. Ардентов Д. Роль сравнения при анализе хоровых партитур. — Труды

ЛГИК им.Н.К.Крупской., т. 13, 1963.
6. Арзамонов Ф. О роли курса анализа музыкальных произведений в

воспитании исполнителя. // Вопросы методики преподавания музыкальнотеоретических дисциплин. — М., 1967.
7. Асафьев

Б.

Избранные

статьи

о

музыкальном

просвещении

и

образовании. — Л.: Музыка, 1973.
8. Асафьев Б. Речевая интонация. — М.: Музыка, 1973.
9. Асафьев Б. Хоровая культура // Русская музыка XIX — начала XX века.

—Л.: Музыка, 1968.
Барсова И. Книга об оркестре. — М.: Музыка, 1969.
1. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. — М., 1978.
2. Дмитревская Г. Анализ хора // Работа с хором. — М.: Профиздат,

1972.
3. Дмитревская К, Дмитриевский Г.: Дирижер, учёный, педагог в

воспоминаниях и документах. — СПб, 2000.
4. Живов В. О выразительности дирижерского жеста// Работа в хоре.
 М.: Профиздат, 1977. 37. Живов В. Трактовка хорового произведения. —

М.: Сов. Россия, 1986.
5. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения // Работа с

хором. — М., 1972.
6. Казачков

С.

О

дирижерско-хоровой-педагогике

//

Музыкальное

исполнительство. Вып.6. —М.: Музыка, 1970, с. 120-143.
7. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. — М.: Музыка, 1967.
8. Когадеев А. Техника хорового дирижирования./ Элементарные основы//

Учебное пособие для музыкальных и музыкально-педагогических училищ. —
Мн., 1968.
9. Корыхалова Н. Интерпретация музыки. —Д., 1979.
10. Могучее средство воспитания: Сб. статей. /Сост. П.Левандо/ — Л.

Музыка, 1978.
11. Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа IX- XX

веков. — М.: Языки русской культуры, 1998. 26. Олъхов К О дирижировании
хором. — Л.: Музыка, 1961. 29. Мусин И. Техника дирижирования. — Л.:
Музыка, 1967.
12. Олъхов К. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых

дирижеров. — Л.: Музыка, 1979.
13. Орлова Е. Интонационная теория Асафьева как учение

о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность. —
М.: Музыка, 1984.

14. Очеретовская Н. Содержание и форма в музыке. — Л.: Музыка,

1985.
15. Памяти А.Свешникова. Статьи, воспоминания. — М.: Музыка,

1998.
16. Птица К. О хоровом дирижировании // Работа с хором. — М.,

1960.
17. Птица К. Мастера хорового искусства Московской консерватории. —

М.: Музыка, 1970.
18. Рабинович Д. Исполнитель и стиль. Избранные статьи. Вып.1.— М.,

1979.
19. Романовский И. Хоровой словарь. — М.- Музыка, 2000.
20. Сивизъянов А. Проблема мышечной свободы дирижера хора / Нач.

обучение. — М.: Музыка, 1983.
21. Советские хоровые дирижеры. —М.: Советский композитор, 1986.
22. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога / Учебное

пособие для муз.училищ. Изд. 2-е./ — М.: Музыка, 1975.
23. Цуккерман В. Теория музыки и воспитание исполнителя// Музыкально-

теоретические очерки и этюды. Вып.2. — М., 1970.
24. Шиманович Л. Предрепетиционная работа дирижера-хормейстера.
 Мн: Межсоюзный Дом самодеятельного творчества, 1986.

Нотная литература:
1.

Белеет парус одинокий. Хоры, дуэты на стихи Лермонтова. — М.:

Музыка, 1975.
2.

Библиотека хормейстера. Вып.2. — М.: Музыка, 1967.

3.

Библиотека хормейстера. Вып.5. — М.: Музыка, 1963.

4.

Библиотека хормейстера. Вып.6. — М.: Музыка, 1964.

5.

Библиотека хормейстера. Вып.9. — М.: Музыка, 1969.

6.

Библиотека хормейстера. Вып.21. — М.: Музыка, 1968.

7.

Библиотека хормейстера. Вып.24. — М.: Музыка, 1968.

8.

Библиотека хормейстера. Вып.34. — М.: Музыка, 1973.

9.

Библиотека хормейстера. Вып.36. — М.: Музыка, 1974.

10. Библиотека хормейстера. Вып.39. — М.: Музыка, 1976.
11. Библиотека хормейстера. Вып.42. — М.: Музыка, 1977.
12. Библиотека хормейстера. Вып.44. — М.: Музыка, 1979.
13. Библиотека хормейстера. Вып.46. — М.: Музыка, 1981.
14. Библиотека хормейстера. Вып.47. — М.: Музыка, 1982.
15. Библиотека хормейстера. Вып.З. — М.: Музыка, 1967.
16. Библиотека хормейстера. Вып.6. — М.: Музыка, 1969.
17. Библиотека хормейстера. Вып. 10. — М.: Музыка, 1973.
18. Библиотека хормейстера. Вып.11. — М.: Музыка, 1974.
19. Библиотека хормейстера. Вып. 13. — М.: Музыка, 1976.
20. Деревенские сценки. Сост. Ельчева И. — JL: Советский композитор,

1979.
21. Избранные хоры Бойко Р. — М.: Музыка, 1974.
22. Избранные хоры Брамса Й. — Л.: Музыка, 1979.
23. Избранные хоры Дарзиня Э.— Л.: Музыка, 1979.
24. Избранные хоры Макарова А. — М.: Музыка, 1979.
25. Избранные хоры Рубинштейна А.— М.: Музыка, 1979.
26.

Избранные хоры из опер Серова А. — М.: Музгиз, 1959.

27. Избранные хоры из опер Чайковского П. — М.: Музыка, 1967.
28.

Молодые голоса. Хоры без сопровождения, вып. 2. Сост. Левандо П.П.

—Л.: Советский композитор, 1985.
29. Поют студенты МГУ. Сост. Нестеренко А., вып.2. — М.: Музыка,

1963.
30. Репертуар хорового класса, вып.1. Сост. Зверева Е. — М.: Музыка,

1969.
Русская и зарубежная хоровая миниатюра. — Л.: Музыка, 1974.

31.

32. Русские народные песни в обработке для хора в сопровождении

фортепиано Орлова В. — М.: Музыка, 1980.
33. Сокровища русской духовной музыки. Сост. Тевлин Б. — М.: Музыка,

2000.
34. Старинная русская и зарубежная хоровая музыка. — Л.: Музыка,

1977.
35.

Хоры советских композиторов. Вып.2. — М.: Музыка, 1968.

36.

Хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано. — М.:

Музыка, 1988
37.

Хоры из оратории Дегтярёва С. «Минин и Пожарский». — М.: Музыка,

1975.
38.

Хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано Шуберта Ф.

—М.: Музыка, 1988.
39. Хоровая миниатюра. Вып.З. Сост. Левандо П.П. — Л.: Музыка,

1978.
40. Хоровая миниатюра. Вып.5. Сост. Левандо П.П. — Л.: Музыка,
1980.
41. Хоровая миниатюра. Вып.7. Сост. Левандо П.П. — Л.: Музыка,
1982.
42. Хоровая миниатюра. Вып. 10. Сост. Левандо П.П. — Л.: Музыка,
1985.
43. Хоровые произведения советских композиторов. —- М.: Музыка,
1974.

44. Хоровой концерт. Вып.9. Сост. Левандо П.П. — Л.: Музыка, 1979.
45. Хоры без сопровождения Шебалина В. Вып.2. — М.: Музыка,
1967.
46. Хоры из опер в сопровождении фортепиано. Сост. Леонова Э. — М.:
Музыка, 1967.
47. Хоры из опер русских композиторов. М.: Музыка, 1965.
48. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. Вып.З. Сост. Андреева Л.,
Попова Т. — М.: Москва, 1977.
49. Хрестоматия по дирижированию хором. Сост. Заливухина Л. —
М.: Музыка, 1964.
50.

Хрестоматия по дирижированию хором. Вып.1. Сост. Красотина

Е., Рюмина К., Левин Ю. Издание второе. — М.: Музыка, 1979.
3.3 Материально-техническое обеспечение курса
Для успешной реализации данной программы необходимы:
1. Учебный класс.
2. Фортепиано.
3. Дирижерский пульт.
4. Метроном.
5. Аудиоаппаратура.
6. Видеоаппаратура.
7. Аудиозаписи и видеозаписи с исполнениями хоровых произведений.
8. Методическая литература.
9. Нотный материал.
10.Зеркало.

4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ
4.1 Требования к формам и содержанию промежуточного, итогового
контроля и выпускной квалификационной работы
С целью определения полноты и прочности знаний и умений на
практике, а также степени развития навыков самостоятельной работы с
учебной литературой по предмету «Дирижирование» проводятся экзамены,
технические зачеты, коллоквиумы, предусмотренные учебным планом.
7 класс (1 семестр) – контрольный урок в классе
7 класс (2 семестр) - дифференцированный зачет
8 класс (1 семестр) - дифференцированный зачет, коллоквиум.
8 класс (2 семестр) - технический зачет, экзамен, коллоквиум.
9 класс (1 семестр)

- технический зачет, дифференцированный

зачет, коллоквиум.
9 класс (2 семестр) - технический зачет, экзамен, коллоквиум.
10 класс (1 семестр)

- технический зачет, дифференцированный

зачет, коллоквиум.
10 класс (2 семестр) - технический зачет, экзамен, коллоквиум.
11 класс (1 семестр)

- экзамен по технике дирижирования,

коллоквиум.
11 класс (2 семестр) – Итоговая государственная аттестация
Контрольные требования (7 класс, 2 семестр)
На экзамене обучающийся должен исполнить 2 произведения (a cappella
и с сопровождением в размере 3/4, контрастные по характеру).
Контрольные требования (8 класс, 2 семестр)
На экзамене обучающийся должен исполнить 2 произведения (a cappella
и с сопровождением в различных дирижерских схемах 2/4 и 3/4, контрастные
по характеру).

Обучающийся должен продемонстрировать следующие навыки:
 дать голосом тон по камертону
 исполнить наизусть на фортепиано партитуру произведения a cappella.
 спеть, любой голос произведения a cappella с тактированием
(наизусть).
 ответить

на

вопросы

комиссии,

касающиеся

исполняемых

произведений
 предоставить письменный анализ (аннотацию) на произведение а
cappella.
Требования к коллоквиуму:
•

знать биографии и основные этапы творчества композиторов - авторов

исполняемых сочинений;
•

иметь представление о стилистических и жанровых особенностях

исполняемых сочинений;
В оценке знаний учащегося учитывается и уровень выполнения технических
приемов:


Свобода

дирижерского

аппарата.

Естественность,

пластичность

дирижерских движений (в плече, предплечье, кисти).


структура движения долей в 3-х, 4-х, 2-х дольной схемах;



усвоение принципа чередования сильного и слабого времени,

тактирование

схем

шестнадцатыми и т.д.).

с

различной

ритмической

пульсацией

(восьмыми,

Требования к написанию аннотации.
Аннотация на хоровое произведение состоит из четырех разделов,
включающих

историко-стилистический,

музыкально-теоретический,

вокально-хоровой и исполнительский анализы произведения. Аннотация
пишется с учетом знаний, которыми учащиеся овладели на предметах
музыкально-теоретического цикла, специальности, хороведении и хоровой
литературе.
Контрольные требования (9 класс, 2 семестр)
На зачете и экзамене обучающиеся должны продемонстрировать
следующие навыки:
 продирижировать
характеру,

дав

двумя

произведениями,

предварительно

тон

контрастными
перед

по

исполнением

произведения a cappella;
 исполнить наизусть на фортепиано партитуру произведения а
cappella
 петь наизусть со словами любой голос произведения a cappella,
аккорды по вертикали (в наиболее трудных эпизодах партитуры;
аккорды, с которых начинается или заканчивается фраза, период,
часть и т.д.).
 на экзамен представить развернутую письменную аннотацию
 ответить на вопросы комиссии по исполненным произведениям.
(Вопросы формулируются с учётом знаний, полученных в курсе
музыкально-теоретических и хоровых дисциплин).
При оценке освоения техники дирижирования обращается внимание
на:

 контрастность

дирижерского

жеста,

различную

амплитуду

движений при средних динамических нюансах и изменении темпа
(медленный, быстрый);
 четкое разграничение правой и левой руки (правая рука ведет
тактирование, отражая при этом внутридолевую пульсацию и
характер движения, левая — организует ритмические структуры и
дополняет при необходимости работу правой руки, раскрывает
фактуру партитуры);
 технические приемы показа разных способов звуковедения;
 технические приемы исполнения акцентов, синкоп;
 проявление эмоционального начала.
Требования к коллоквиуму:
На коллоквиуме обучающиеся должны ответить на вопросы комиссии,
касающиеся хорового творчества композиторов - исполняемых сочинений.
Продемонстрировать знания по вопросам композиции, драматургии, формы
исполняемых произведений. А также ответить на вопросы, касающиеся
музыкально- теоретического и вокально-хорового анализов сочинения в
объеме знаний, полученных в курсе предметов музыкально-теоретического
цикла и специальных хоровых дисциплин.
Контрольные требования (10 класс, 2 семестр)
На зачете и экзамене обучающиеся должны продемонстрировать
следующие навыки:
 продирижировать
характеру,

дав

двумя

произведениями,

предварительно

тон

контрастными
перед

по

исполнением

произведения a cappella, одно из произведений должно быть
написано в нессиметричных размерах;

 исполнить наизусть на фортепиано партитуру произведения а
cappella с учетом всех требований к исполнению хоровых
партитур;
 продемонстрировать умение дать тон с любого аккорда хоровой
партитуры;
 петь наизусть со словами любой голос произведения a cappella,
аккорды по вертикали (в наиболее трудных эпизодах партитуры;
аккорды, с которых начинается или заканчивается фраза, период,
часть и т.д.);


на экзамене ответить на вопросы комиссии, касающиеся

исполняемых произведений; методической литературы по изученным
учащимися на третьем курсе хоровым дисциплинам, а также на вопросы
общей музыкальной культуры и общеэстетического характера;


на экзамен представить развернутый письменный анализ по

одному из изученных произведений в течение года.
Контрольные требования к итоговому экзамену по технике
дирижирования (11класс,1 семестр)
 продирижировать двумя разными по характеру произведениями (а
cappella и оперно-хоровую сцену или часть произведения
кантатно- ораториального жанра);
 обучающийся должен ответить на вопросы экзаменационной
комиссии, касающиеся историко-стилистических, музыкальнотеоретических,

вокально-хоровых

и

исполнительских

особенностей исполняемых произведений;
 исполнить наизусть на фортепиано партитуру произведения а
cappella, с учетом всех требований к исполнению хоровых

партитур;
 продемонстрировать умение дать тон с любого аккорда хоровой
партитуры;
 петь наизусть со словами любой голос произведения a cappella,
аккорды по вертикали (в наиболее трудных эпизодах партитуры),
аккорды, с которых начинается или заканчивается фраза, период,
часть и т.д.).
Итогом обучения по специальности 530206 «Хоровое дирижирование»
является итоговая государственная аттестация.
Требования к итоговой государственной аттестации
Защита

выпускной

квалификационной

(дипломной)

работы

по

специальности «Дирижирование» состоит из двух частей и проводится в
форме концертного выступления с хором СМХК и показа фрагмента
репетиции (работа с хором).
На концертную часть экзамена выносятся два разнохарактерных
произведения (a cappella и с сопровождением) с учетом всего комплекса
знаний и практических навыков, полученных учащимся в процессе
обучения.
Готовность учащегося к работе с хором проверяется на обязательном
зачете по партитурам государственного экзамена.
Концертная программа для выпускного экзамена должна быть
подобрана с учетом исполнительских возможностей хора и выпускникадирижера и утверждена ПЦК дирижерско-хорового отделения.
Выпускники
расписанию,
специальности

работают

составленному
присутствует

одинаковое

количество

руководителем
на

всех

хора.

часов

согласно

Преподаватель

репетициях

по

по

подготовке

Государственной программы, оказывает методическую и педагогическую
помощь.
Работа с хором предполагает показ фрагмента репетиции (10 минут) с
юношеским хором СМХК над незнакомым коллективу произведением а
cappella.
Предусмотренный

экзаменационными

требованиями

показ

10-

минутной репетиции проводится непосредственно после первой части
экзамена - концертного выступления с хором. Выпускник обязан показать
владение методикой репетиционной работы с хором с исполнительским
коллективом,

способность

творчески

интерпретировать

произведение,

эмоционально убедительно и технически точно управлять хором, добиваясь
художественного исполнения.
Произведения, рекомендуемые предметно - цикловой комиссией для
работы с хором, распределяются по системе экзаменационных билетов
между дипломниками для предварительного самостоятельного изучения и
подготовки нотного материала для хора за 7 дней до экзамена.
В процессе работы с хором выпускник должен проявить способность
всестороннего

«слышания»

хора,

продемонстрировать

накопленный

музыкально-слуховой опыт, опыт анализа звучания хора во всех его
проявлениях.
Оценка за выпускную квалификационную работу выставляется с
учетом всех знаний, умений и навыков, показанных выпускником во время
исполнения концертной программы и показа репетиционной работы с хором.
Примерные программы выпускной квалификационной (дипломной)
работы:
1.Чайковский П. «Легенда»
2.Дж. Перголези «Stabat mater» № 12

1.Чесноков П. «Совет превечный»
2. Верди Дж. Хор придворных «Тише, тише» из оперы «Риголетто»
Написание дипломного реферата.
Выпускники

в

течение

года

пишут

дипломный

реферат

под

руководством своего преподавателя. Тема реферата выбирается совместно
педагогом и утверждается предметно - цикловой комиссией.
В течение года проходит несколько предзащит дипломной работы.
В декабре студенты представляют предметно-цикловой комиссии
название темы дипломного реферата, план работы и список литературы.
В феврале студенты представляют предметно-цикловой комиссии
введение к реферату и часть из основного содержания дипломной работы. ,
В марте студенты представляют всю работу целиком.
За две недели до защиты дипломной работы студенты отдают
дипломный

реферат

для

рецензии.

Рецензию

пишет

преподаватель

дирижерско-хорового отделения колледжа, который оценивает степень
изученности материала, раскрытия темы, полезность работы и дает
предварительную оценку (отлично, хорошо, удовлетворительно).
За неделю до государственного экзамена рецензент возвращает студенту
реферат с написанной рецензией. Студент совместно с педагогом готовит
защиту дипломной работу, которая включает автореферат, ответы на
замечания рецензента.

4.2 Оценка освоенных компетенций
Результаты

Основные показатели

(освоенные компетенции)

Формы и методы

оценки результата

контроля и оценки

Грамотность,

Выставление

ОК 1. Понимать сущность

и социальную значимость своей своевременность и полный текущих оценок по всем,
будущей профессии, проявлять объем
к ней устойчивый интерес.
ОК

2.

домашних заданий.

Организовывать

собственную

выполнения задаваемым на дом форм

Умение

деятельность, продуктивно

работы.

максимально

Выставление

организовать текущих оценок по всем,

определять методы и способы самостоятельную работу.

задаваемым на дом форм

выполнения профессиональных

работы

задач,

оценивать

их

эффективность и качество.
ОК
поиск,

4.

Способность
адекватно оценить уровень
усвоения материала.

Осуществлять

анализ

и

Способность

оценку самостоятельно

находить, различные

информации, необходимой для анализировать
постановки

и

и практик,

решения структурировать

профессиональных

Коллоквиумы,
виды
экзамены,

учебный зачёты, устный опрос.

задач, материал, использование его

профессионального

и на практике

личностного развития.
ОК

5.

Использовать

информационно-

Владение

компьютером, Интернетом и нотной хрестоматии из

коммуникационные технологии нотным
для

Составление
редактором; произведений

(или

совершенствования способность применить на отрывков произведений)

профессиональной

практике,

деятельности.

сведения.

ПК 1.1.Целостно
грамотно
исполнять

воспринимать

и
и по

В

полученные современных
композиторов.

основе

занятий

Текущий контроль

дирижированию в форме зачета.

музыкальные предполагается

произведения,

самостоятельно детальное

осваивать

изучение

сольный, хоровых произведений.

оркестровый

и

ансамблевый

репертуар.
П.К.1.2.

Осуществлять

Владение

Текущий,

исполнитель скую деятельность практическими основами промежуточный
и

репетиционную

условиях

работу

в профессии.

Уверенное итоговый контроль на

концертной использование

организации,

в

хоровых

всех

и теоретического

ансамблевых коллективах.

и

технического

видах

хоровой

и практики.
арсенала

на практике.
П.К.

1.3.

Осваивать

Способность

сольный, ансамблевый, хоровой овладевать,
исполнительский репертуар.

Все

изучать

усваивать

виды

и текущего,

учебные промежуточного

программы

и

итогового контроля.

соответствующего
уровня сложности.
П.К. 1.4.

Использовать

комплекс

Использовать

музыкально- дирижерский

исполнительских средств для технику
достижения

аппарат

художественной технические

навыки

и

средства

стилем

музыкального исполнительской

произведения.

выразительности
грамотной

и в форме зачета,

дирижирования,

выразительности в соответствии приемы,
со

Текущий контроль

Итоговый контроль
в форме экзамена.

для

интерпретации

нотного текста.

ПК

1.6.

теоретический
исполнительский
музыкального
применять

Выполнять

Выполнять

устный

и хороведческий
анализ произведения,

анализ в форме:
а

перед

произведения, экзаменом – письменный.
базовые Планы

Текущий контроль

письменных

-выполнение
развернутой устной или

теоретические

знания

процессе

в аннотаций должны отражать письменной аннотации

поиска динамику

интерпретаторских решений.

повышения

требований

к

раскрытию

основных

хороведческих

Итоговый контроль

понятий в процессе всего в виде коллоквиума на
обучению экзамене.

курса
дирижированию.
ПК 1.8.

Сохранять

развивать
традиции
музыки,

и

Учитывать

исторические стилистические
русской
культуры

основные

принципы, в форме контрольного

хоровой свойственные
хорового русской

пения.

Текущий контроль

традиции урока.

хоровой

музыки,

культуры хорового пения

Итоговый контроль
в виде одной из форм
работы на зачете.

П.К.

2.8.

Владеть

Умение

культурой устной и письменной точно
речи,

выражать

профессиональной Уверенное

терминологией.

грамотно
и

и

Письменный

и

мысли. устный анализ хорового
точное произведения

использование
профессиональной
терминологии.

Приложение
ПЛАН АНАЛИЗА ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ (П.П. Левандо)

1.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ И ЕГО АВТОРАХ

Общие

сведения

о

произведении.

Точное

и

подробное

название

произведения. Год создания. Авторы музыки и текста.
Хоровой жанр (хор a cappella, хор с сопровождением, обработка народной
песни, переложение, часть сюиты, кантаты, оратории, сцена из
оперы и др.). Если анализируемое произведение является частью более
крупного сочинения, то следует кратко охарактеризовать и остальные его

части, чтобы иметь общее представление обо всем цикле (состав
исполнителей, количество частей, роль хора и др.).
Сведения о жизни и творчестве композитора. Годы жизни. Общая
характеристика творчества. Основные произведения. Более подробная
характеристика хорового творчества.
Краткие сведения об авторе литературного текста. Г оды жизни. Общая
характеристика творчества.
2.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ

Содержание литературного текста, его тема, идея, образы, форма
изложения, размер (количество строф, куплетов и т.п.).
Сравнение текста, использованного при создании хорового произведения, с
литературным оригиналом, возникшие изменения и их причины. Если
использованный композитором текст является отрывком (фрагментом) из
литературного произведения (стихотворения, поэмы и др.), необходимо дать
полную характеристику всего произведения.
Изложение литературного текста (выписать весь текст, использованный в
данном произведении).
Взаимосвязь литературного текста и музыки. Степень соответствия
содержания

литературного

текста

содержанию

музыки.

Воплощение

средствами музыки литературных тем и образов. Взаимосвязь строения
литературного текста и формы хорового произведения.
3.

МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Жанр произведения (лирика, гимн, марш, танец и др.).
Определение формы: одночастная (период), двухчастная, трехчастная

(простая

и

сложная),

куплетная

(количество

куплетов),

куплетно-

вариационная и др. Особенности использования композитором традиционной
музыкальной формы при воплощении своего замысла в данном произведении
(размер и соотношение частей, размер и число музыкальных предложений и
др.)
Разбор музыкально-тематического материала. Характеристика мелодии
— темы (тем), ее характер, интонации, метро-ритмические и ладовые
особенности.

Темп

(темпы).

Распределение

музыкальнотематического

материала между хоровыми партиями (а также солирующими голосами и
инструментальным сопровождением).
Ладо-тональные особенности произведения. Определение основной
тональности. Характеристика тонального плана (отклонения, модуляции).
Ладовые

особенности

(использование

композитором

народных

диатонических ладов или характерных ладовых оборотов).
Гармонический анализ. Подробный анализ гармонии (аккордики) с
общепринятым обозначением функции и названия каждого аккорда, на
основании чего дается характеристика гармонического языка произведения,
его особенностей и сложности.
Характеристика фактуры (склада письма): гомофонно-гармоническая,
полифоническая (имитационная, подголосочная, контрастная, имитационноподголосочная),

смешанная.

Взаимосвязь

фактуры

с

содержанием

произведения и выразительными средствами хора.
Понятия «фактура», «изложение», «склад» по существу равнозначны.
Нередко употребление при анализе хоровых произведений словосочетания
«фактура изложения» является неверным.

ОСОБЕННОСТИ ХОРОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ (вокально-

4.

хоровой анализ)
Определение типа и вида хора (однородный, смешанный, число
голосов-партий). Разделение в хоровых партиях (divisi), дублирование,
унисон.
Диапазоны хоровых партий и всего хора. Тесситурные условия.
Степень вокальной загруженности хора и отдельных партий.
Тесситурное и динамическое соотношение между партиями (хоровой
ансамбль). Роль различных партий в произведении (исполнение основного
мелодического

материала,

подголосков,

аккомпанемента

и

др.)

Использование специфических тембровых выразительных качеств хора и его
партий (хоровое tutti, сопоставление хоровых групп, чистые тембры и др.).
Особенности интонирования (хоровой строй). Выявление на основе
ладо-гармонического
отношении

анализа

моментов

с

наиболее
учетом

сложных

в

интонационном

закономерностей

мелодического

(горизонтального) и гармонического (вертикального) строя. Способы
преодоления интонационных трудностей.
Установление

наиболее

характерных

вокальных

особенностей

произведения. Вокальность литературного текста и особенности его
произношения (дикция, орфоэпия, особенности подтекстовки). Характер
звука («светлый», «темный», «прикрытый» и др.). Особенности певческого
дыхания (по фразам, цепное). Характеристика приемов звуковедения
{legato,staccato, marcato).
Определение состава хора, необходимого для исполнения данного
произведения

(большой,

малый,

средний)

и

его

(профессиональный, опытный самодеятельный, начинающий).

квалификации

5.

ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ (исполнительский план)

6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выявление некоторых стилевых черт творчества композитора в данном

произведении (при сравнении с другими его сочинениями). Сравнение
анализируемого произведения с другими произведениями, написанными на
тот же текст или посвященными той же теме.
Выявление собственного отношения к изучаемому произведению.
Впечатления от возможного «живого» его прослушивания (в концерте, по
радио, в грамзаписи). Сравнение различных исполнительских интерпретаций.
Определение

значения

произведения

в

наши

дни

с

позиций

современного музыкально-хорового искусства.
В

конце

работы

рекомендуется

дать

список

литературы,

использованной при анализе произведения (библиография).
ПРИМЕЧАНИЯ:
1.

Примерный план анализа партитуры дается только как основа для

написания работы. В нем указывается возможный круг вопросов и их
примерная последовательность. Однако в каждом произведении есть свои
специфические особенности, на которых и следует останавливаться при
анализе. Поэтому, приступая к работе, необходимо иметь свой конкретный
план анализа изучаемого произведения, куда могут и не войти некоторые из
указанных вопросов (например, отсутствие фермат, инструментального
сопровождения, дублирования и др.).
2.

Как показывает практика, студенты при анализе произведения

чрезмерно большое место отводят описанию жизненного пути композитора и
характеристике его творчества. Сведения об авторах произведения должны
быть

очень

краткими.

Основное

внимание

непосредственному анализу самого произведения.

необходимо

уделять


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».