Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

МДК 01.01.02 Чтение хоровых партитур

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного

образовательного

стандарта

по

специальности

среднего

профессионального образования _53.02.06 Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Степаненкова О.В. преподаватель ГБОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой
колледж», высшая квалификационная категория.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.КОНТРОЛЬ
ПРОГРАММЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа МДК 01.02 «Чтение хоровых партитур» является
частью

основной

профессиональной

образовательной

соответствии с ФГОС по специальности СПО

программы

в

530206 «Хоровое

дирижирование» в части освоения основных видов профессиональной
деятельности (ВПД): дирижёрско-хоровая деятельность (репетиционная и
концертная деятельность в качестве руководителя хора, хормейстера, артиста
хора, ансамбля в концертно-театральных организациях); педагогическая
деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в
детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых
школах,

других

учреждениях

дополнительного

образования,

образовательных учреждениях, учреждениях СПО).
1.2 Цели и задачи рабочей программы МДК 01.02 Чтение хоровых
партитур
Целью курса является:
формирование дирижерского комплекса у обучающихся, воспитание
квалифицированных специалистов, способных продемонстрировать знания и
навыки в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в
качестве дирижера хорового коллектива

и

преподавателя

хоровых

дисциплин в детских школах искусств, детских музыкальных школах,
детских

хоровых

школах,

других

учреждениях

дополнительного

образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.
Задачами курса являются:


усвоение учащимися знаний теоретических основ хорового искусства;



развитие умений и навыков, необходимых для практической работы
с хором;



расширение музыкального кругозора, ознакомление учащихся с
лучшими образцами русской и зарубежной музыки, произведениями
современных композиторов, народным музыкальным творчеством;



развитие навыков самостоятельной работы над партитурой;

ознакомление учащихся с методическими основами работы с хором;


развитие у учащихся навыков чтения с листа и транспонирования
хоровых партитур различной фактуры.

1.3 Требования к уровню освоения содержания курса.
В результате освоения курса студент должен:
иметь практический опыт:


работы хормейстера с хоровыми коллективами различных составов;



чтения с листа хоровых партитур в соответствии с программными
требованиями;



составления плана разучивания и исполнения хорового произведения;

уметь:


исполнять на фортепиано хоровые партитуры для различных типов хоров
a,cappella и с сопровождением, транспонировать;



исполнять любую партию в хоровом сочинении;



дирижировать хоровые произведения различных типов: a’cappella и с
сопровождением, исполняемых концертмейстером на фортепиано, с
одновременным пением хоровых партий;



анализировать

эмоционально-образное

содержание

хорового

произведения;


определять жанр, форму, стиль хорового письма, вокально-хоровые
особенности партитуры, музыкальные художественно выразительные
средства;



выявлять

трудности

хоровые, дирижерские);

исполнения

хоровых

сочинений

(вокальные,



применять навыки игры на фортепиано в работе над хоровыми
произведениями;



пользоваться специальной литературой;



согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные
художественные решения;

знать:


репертуар

средней сложности хоровых коллективов различного типа,

включающий произведения важнейших жанров (оратории, кантаты,
мессы, концерты, поэмы, сюиты);


вокально-хоровые особенности хоровых партитур;



художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;



основные этапы истории и развития теории хорового исполнительства;



методику работы с хором;



профессиональную терминологию.
1.4 Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы

выполнения

профессиональных

задач,

оценивать

их

эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного

развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять
музыкальные

произведения,

самостоятельно

осваивать

хоровой

и

ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).
ПК

1.2.

Осуществлять

исполнительскую

деятельность

и

репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и
ансамблевых коллективах.
ПК

1.3.

Систематически

работать

над

совершенствованием

исполнительского репертуара.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств
для достижения художественной выразительности в соответствии со
стилем музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические
средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях
студии.
ПК

1.6.

Выполнять

теоретический

и

исполнительский

анализ

музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар
в соответствии с программными требованиями.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую
деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах,

детских

хоровых

школах,

других

учреждениях

дополнительного

образования, учреждениях общего образования, учреждениях СПО.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики,
специальных

и

музыкально-теоретических

дисциплин

в

преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и навыки по организации и
анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в
хоровом классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания
хорового пения и дирижирования.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в
хоровом

классе

с

учетом

возрастных,

психологических

и

физиологических особенностей обучающихся;
ПК

2.7.

Планировать

развитие

профессиональных

навыков

у

обучающихся.
ПК

2.8.

Владеть

культурой

профессиональной терминологией.

устной

и

письменной

речи,

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК
01.02

Чтение
хоровых
партитур

8(II)

6(II),
7(II),

184

61

Индивид.

всего

Учебные занятия

Самостоятельная

зачеты

Контрольные
уроки

Распределение по классам и
семестрам

Экзамен

Наименование
дисциплин

Индекс

Максимальная учебная
нагрузка

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

123

8(I)

Распределение учебных часов по классам и семестрам
Класс,

Максимальная

Самостоятельна

Всего

семестр

учебная нагрузка

6(1)

34 часа

10 часов

24 часа

6(2)

39 часов

10 часов

29 часов

7(1)

18 часов

10 часов

8 часов

7(2)

20 часов

10 часов

10 часов

8 (1)

42 часа

10 часов

32 часа

8 (2)

31 час

11 часов

20 часов

184 часа

61 час

123 часа

яя

123

2.2. Тематический план
Курс «Чтение хоровых партитур» рассчитан на 3 года обучения (6-8 классы).
В течение каждого семестра студент изучает не менее 5-6 партитур.
Тема

всего

Самост. Макс.уч.
нагрузка

1.

Введение в курс.

2.

Развитие

2

навыков

выразительного 8

2
3,5

11,5

исполнения.
3.

Звуковедение и педализация.

8,5

6

14,5

4.

Аппликатура.

5

4

9

5.

Изучение особенностей исполнения

4

2

6

6.Изучение 2,3, и 4-хстрочных партитур.

25,5

9

34,5

7.Знакомство с особенностями исполнения

16

6

22

2

8

чтения 11

6

17

10.Чтение с листа.

12

7

19

11. Транспонирование.

9

6

15

партитур в однострочном исполнении.

партитур

с

инструментальным

сопровождением.
8.Игра

партитур

полифонической

с

развёрнутой 6

фактурой, с большим

количеством голосов (6 - 8).
9.

Освоение

различных

видов

хоровых партитур.

12.Пение партий сольфеджио и со словами 7
с

4

11

9

5,5

14,5

123

61

184

одновременным тактированием одной

рукой или игрой других голосов хоровой
партитуры на фортепиано.
13. Формирование умений анализировать
музыкальный и поэтический текст
Всего:

2.3 Примерный календарно-тематический план
6 класс, 1семестр

Тема

всего

Самостоят. Макс.уч.
нагрузка

1. Введение в курс.
2. Развитие

2

навыков

выразительного 2

2
1

3

исполнения.
3. Звуковедение и педализация

2

1

3

4. Аппликатура

2

1

3

исполнения 2

1

3

2-хстрочном 4

1

5

7. Знакомство с особенностями исполнения 4

1

5

1

3

5. Изучение

особенностей

партитур в однострочном исполнении
6. Изучение

партитур

в

исполнении
партитур

с

инструментальным

сопровождением.
8. Освоение

различных

хоровых партитур.

видов

чтения 2

9. Чтение с листа

2

1

3

10. Транспонирование

1

1

2

11. Формирование умений анализировать 1

1

2

10

34

музыкальный и поэтический текст
24
6 класс, 2 семестр

Тема

всего

Самостоят.

Макс.уч.
нагрузка

1. Развитие

навыков

выразительного 4

1

5

исполнения.
2. Звуковедение и педализация

2

1

3

3. Аппликатура

2

1

3

4. Изучение особенностей исполнения 2

1

3

2-хстрочном 5

1

6

особенностями 3

1

4

1

4

партитур в однострочном исполнении
5. Изучение

партитур

в

исполнении
6. Знакомство

с

исполнения

партитур

с

инструментальным сопровождением.
7. Освоение различных видов чтения 3
хоровых партитур.
8. Чтение с листа

3

1

4

9. Транспонирование

2

1

3

10. Формирование умений анализировать

3

1

4

29

10

39

музыкальный и поэтический текст

7 класс, 1 семестр
Тема

всего

Самостоят.

Макс.уч.
нагрузка

1. Развитие

навыков 1

1

2

выразительного исполнения.
2. Звуковедение и педализация

1

1

2

3. Аппликатура

0,5

1

1,5

2- 1

1

2

особенностями 1

1

2

1

1,5

4. Изучение

партитур

в

хстрочном исполнении
5. Знакомство

с

исполнения

партитур

с

инструментальным
сопровождением.
6. Освоение

различных

видов 0,5

чтения хоровых партитур.
7. Чтение с листа

1

2

3

8. Транспонирование

1

1

2

умений 1

1

2

10

18

9. Формирование
анализировать

музыкальный и поэтический текст
8

7 класс, 2 семестр
Тема

Кол-во

Самостоятельная Макс.уч.

часов
1. Развитие

навыков

выразительного 1

работа

нагрузка

0,5

1,5

исполнения.
2. Звуковедение и педализация

0,5

1

1,5

3. Аппликатура

0,5

1

1,5

4. Изучение

партитур

в

2-хстрочном 0,5

1

1,5

партитур

в

3-хстрочном 2

1

3

1

2

1

1,5

изложении
5. Изучение
изложении
6. Знакомство с особенностями исполнения
партитур

с

1

инструментальным

сопровождением.
7. Освоение

различных

видов

чтения 0,5

хоровых партитур.
8. Чтение с листа

1

1

2

9. Транспонирование

1

1

2

10. Формирование умений анализировать

1

0,5

1,5

1

2

10

20

музыкальный и поэтический текст
11. Пение партий сольфеджио и со словами с 1
одновременным тактированием одной рукой
или

игрой

других

голосов

хоровой

партитуры
на фортепиано.
10

8 класс, 1 семестр
Тема

всего

Самостоят.

Макс.уч.
нагрузка

1. Звуковедение и педализация

2

1

3

2. Изучение партитур в 2-х и 3-хстрочном 4

1

5

изложении
3. Изучение партитур в 4-хстрочном изложении

6

1

7

4. Знакомство с особенностями исполнения

5

1

6

3

1

4

6. Чтение с листа

3

1

4

7. Транспонирование

3

1

4

8. Формирование умений анализировать

2

1

3

4

2

6

32

10

42

партитур с инструментальным сопровождением.
5. Освоение различных видов чтения хоровых
партитур.

музыкальный и поэтический текст
9. Пение партий сольфеджио и со словами с
одновременным тактированием одной рукой
или игрой других голосов хоровой партитуры
на фортепиано.

8 класс, 2 семестр
Тема

всего

Самостоят.

Макс.уч.
нагрузка

1. Звуковедение и педализация
2. Изучение

1

1

2

партитур

в

3-хстрочном 1

1

2

партитур

в

4-хстрочном 2

1

3

особенностями 2

1

3

1

3

изложении
3. Изучение
изложении
4. Знакомство

с

исполнения

партитур

с

инструментальным сопровождением.
5. Освоение различных видов чтения 2
хоровых партитур.
6. Чтение с листа

2

1

3

7. Транспонирование

1

1

2

8. Формирование умений анализировать

1

1

2

6

2

8

со 2

1

3

11

31

музыкальный и поэтический текст
9. Игра партитур с развёрнутой
полифонической фактурой, с большим
количеством голосов (6 - 8).
10.

Пение

словами с
одной рукой

партий

сольфеджио

и

одновременным тактированием
или

игрой других голосов

хоровой партитуры на фортепиано.
20

2.3. Содержание МДК 01.01.02 Чтение хоровых партитур
1.Введение в курс. Знакомство с хоровой партитурой и ее обозначениями.
Изложение хоровых партитур. Особенности исполнения хоровых произведений
на фортепиано. Студенты знакомятся с теоретическими основами записи и чтения
хоровых партитур. Партитура является обобщением всех партий хорового
произведения в одно целое. Знакомство с записью хоровой партитуры и
основными видами ее изложения. Строение хоровой партитуры, размещение и
обозначение хоровых партий в партитуре. Акколады, ключевые обозначения
хоровых партий в партитуре. Знакомство с

записью литературного текста в

хоровой партитуре, приемами вокальной группировки Изучение партитурных
обозначений и приёмов их исполнения на фортепиано. Звуковедение non legato,
staccato и другие. Партитурная запись хора, солистов и инструментального
сопровождения. Условные знаки, принятые в оперных сценах и произведениях
кантатно-ораториального

жанра.

Партитурная

запись

произведений

для

неполного состава, а также для хоровых произведений с участием солистов.
2. Выразительное исполнение. Особенностью исполнения на фортепиано
является максимальное приближение характера исполняемого произведения к
реальному звучанию хора. Связное исполнение всех номеров партитуры
посредством правильно подобранной аппликатуры, умение упрощать данную
фактуру, умение использовать педаль как вспомогательный технический прием.
Выразительная, эмоциональная игра на фортепиано. Связное выделение
звука одновременно во всех голосах. Удобное и рациональное распределение
пальцев на клавиатуре в каждом конкретном случае. Совмещение в одной руке 2х
и более голосов. Способы распределения голосов партитуры между правой и
левой рукой. Способы упрощения хоровых партитур при игре на фортепиано.
3.Звуковедение и педализация. Основным способом звуковедения в хоре
является легато. Поэтому при игре хоровой партитуры на фортепиано этому
навыку следует уделять особое внимание. Освоение этого труднейшего навыка

может быть достигнуто в результате постепенного усложнения музыкального
материала.

Ее

выразительные

возможности.

Применение правой

педали

расширяет тембровые возможности фортепиано. Левая педаль способствует
достижению эффектов «удаления» звучания, «эха», ее можно применить при
сопоставлении разнотембровых партий,

с помощью левой педали можно

передать контраст в звучании, возникающий при сопоставлении солистов и
ансамбля.
Исходя их специфики хорового звучания педализация при исполнении
хорового

произведения

должны

быть

умеренной.

Помимо

умеренного

применения педалей дирижер-хоровик должен овладеть навыками беспедальной
игры, которая дает дополнительный особый тембр, а также способствует
развитию навыков связного, певучего звучания при помощи пальцев.
В

партитурах,

где

хор

поет

стаккато

применение правой

педали

категорически недопустимо, это же касается и тех произведений, в которых в
партии аккомпанемента содержится большее число пауз, коротких длительностей,
нежели в хоровой партии.
При пользовании педализацией следует избегать типичных ошибок –
постоянно нажатая педаль, механическое употребление правой педали, которая
нажимается на каждый аккорд. Большое значение имеет выбор приема
педализации. При исполнении хоровых партитур наиболее приемлемым способом
взятия педали является «запаздывающая» педаль, Но и этот прием следует
избегать в произведениях с оживленной сменой аккордов, а также в
произведениях полифонического характера. Использование левой педали требует
большого внимания и постоянного слухового контроля. Важен навык игры
партитуры без педали. Применять ее следует как вспомогательный технический
приём,

облегчая

исполнение

трудных

мест

произведения,

например,

поддерживать педалью далеко отстоящий от других голосов басовый голос,
большие скачки мелодического голоса, повторяющиеся гармонии и т. д.
4.

Аппликатура. Умение грамотно обозначить аппликатуру является

непременным условием выразительного исполнения партитуры.

5.

Особенности исполнения партитур в однострочном изложении.

Умение определять для какого из однородных хоров написано данное
сочинение исходя из содержания литературного текста. Умение передавать в
игре на инструменте характерное звучание женского, детского или мужского
хоров.
6.

Изучение и исполнение на фортепиано 2-х, 3-х и 4-хстрочных

партитур a capella, умение определять функции обеих рук.
7.

Особенности

исполнения

партитур

с

инструментальным

сопровождением. В особо сложных технически местах следует упрощать
фортепианную фактуру. Необходимым и важным практическим навыком является
умение совмещать хоровую и инструментальную фактуры. Студент, изучающий
курс чтения хоровых партитур должен уметь исполнять инструментальную
партию и петь любой их голосов хоровой партитуры, знать все партии солистов
(если таковые имеются).
Для того чтобы услышать полное звучание произведения, необходимо
исполнить на фортепиано одновременно и хоровые голоса, и аккомпанемент.
Игра полной хоровой партитуры с инструментальным сопровождением является
более сложной задачей и вызывает заметные затруднения.
В практике студентов старших курсов встречаются партитуры, которые
невозможно сыграть полностью. Умение упрощать многоголосные произведения
a cappella, хоровую партитуру в произведениях с аккомпанементом, а также сам
аккомпанемент

важно

для

дальнейшей

практической

работы

будущих

руководителей самодеятельных коллективов.
8.Игра партитуры с развёрнутой полифонической фактурой, с большим
количеством голосов (6 - 8). Совершенствование игры партитуры с большим
количеством голосов и самостоятельного изучения сложных партитур.
9.Освоение различных видов чтения хоровых партитур.
Полноценное прочтение хорового произведения дает исполнителю ясное
представление о вокально-мелодических, темпо-ритмических особенностях
произведения, предстает перед читающим понятным по своей динамике,

штрихам, особенностям строения, понятным по своей идее, то есть является
усвоенным до мельчайших подробностей.
Курс чтения хоровых партитур включает в себя изучение трех видов
подобной работы: обзорное чтение, чтение партитуры за фортепиано, чтение
«про себя».
Обзорное

прочтение

хорового

произведения

происходит

при

прослушивании сочинения в записи и одновременном слежении глазами по
партитуре. Несмотря на вынужденные неудобства данного вида работы
(зависимость читающего от исполнителя – хора, пассивность, отсутствие
возможности внести личный вклад в художественность исполнения), этот вид
чтения партитур позволяет лучше запомнить музыкальное произведение, развить
навык органичного восприятия увиденного в нотном тексте с услышанным в
реальном исполнении. Обзорное чтение хорового произведения возможно также
при участии читающего в пении хора. При таком чтении глубже воспринимаются
различные формы взаимосвязи музыки и текста, смысл оттенков, обозначений,
встречающихся в партитуре.
Чтение партитуры за фортепиано.
Является наиболее важнейшим видом чтения хоровых партитур для
будущего дирижера – хоровика.

При таком чтении большое значение имеет

чтение партитур с листа и детальное изучение партитуры за инструментом.
Чтение партитуры «про себя».
Знакомство с партитурой при помощи «внутреннего слуха» имеет важное
значение. При подобной работе у студента есть возможность не останавливаться
на технически трудных для исполнения местах, а сосредоточиться на тембровой
окраске, на колористическом звучании аккордов. Такая работа имеет неоценимую
помощь в развитии музыкального слуха и памяти, концентрации внимания.
10. Чтение с листа. Для будущего хормейстера чрезвычайно важно развитие
умения чтения партитур с листа – исполнение хоровых произведений без
предварительного изучения музыки этого сочинения. Результат, к которому
должен стремиться студент – исполнение партитуры с листа, которое идет в

соответствующем темпе, с точным соблюдением динамических оттенков,
особенностей голосоведения, фразировки, с соблюдением удобной аппликатуры.
Развитие навыка чтения с листа должно проходить путем постоянных
тренировок. Для этого следует применять различные способы чтения хоровых
произведения:

чтение-разбор,

чтение

-

замедленный

просмотр,

чтение-

проигрывание в темпе.
В

процессе

необходимыми

чтения–разбора
остановками

исполнитель

знакомится

с

в

умеренном

содержанием

темпе,

с

произведения,

определяет для себя удобную аппликатуру, обращает внимание на особенности
ладо – гармонического языка сочинения, Такой разбор дает читающему
первичное представление о сложностях данной партитуры и позволяет в общих
чертах познакомится с музыкой произведения.
Чтение – замедленный просмотр – эта форма предусматривает исполнение
партитуры в медленном темпе, но без остановок и повторений. Использование
медленного темпа способствует более подробному прочтению нотной записи,
дает больше возможностей для охвата деталей партитуры.
Чтение - проигрывание в темпе - при такой форме также предполагается
проигрывание партитуры то начала до конца без остановок. Темп исполнения, по
возможности должен быть приближен к оригинальному. В особо трудных местах
исполнитель может играть партитуру с некоторыми фактурными упрощениями.
Такая форма прочтения партитуры способствует приобретению беглости в чтении
с листа и позволяет получить более точное впечатление, о прочитываемом
произведении.
Каждая из вышеприведенных форм чтения с листа должна активно
применяться в процессе занятий и обращение к той или иной зависит от
сложности исполняемого материала.
Для

успешного

освоения

навыка

листа

необходимы

систематичность тренировок, разнообразие учебного материала,

постепенное

усложнение материала для чтения с листа.

чтения

с

Большое значение для успешности чтения с листа играет предварительный
просмотр партитуры глазами. При таком просмотре исполнитель определяет для
какого типа и вида хора предназначена данная партитура, определяет
тональность, размер произведения, примерный темп, присматривается к
характерным особенностям ритмического рисунка, обращает особое внимание на
сложные места в партитуре. При предварительном просмотре исполнитель также
обращает внимание на особенности гармонического языка, на знаки альтерации,
динамические оттенки, встречающиеся в произведении. Чтение литературного
текста позволяет определить границы фраз, определить места для смены дыхания.
При предварительном просмотре приблизительно намечается аппликатура,
распределение материала между руками.

Систематический предварительный

просмотр хорового произведения способствует развитию навыка мысленного
представления партитуры и умение удержать это представление в памяти.
Качество исполнения произведения с листа улучшается при наличии умения
опережать зрением исполнение. Для развития этого навыка следует начинать
обучение с произведений, в которых есть длительно выдерживаемые аккорды,
паузы и ферматы.
Помимо обычного прочтения хоровых партитур большое значение имеет
чтение в ансамбле. Такая форма способствует развитию чувства ритма,
слаженности

исполнения,

умения

предугадывать

развитие

музыкального

произведения.
11. Транспонирование.
Еще одним необходимым навыком, которым должен овладеть студент в
процессе

изучения

курса

чтение

хоровых

партитур

является

навык

транспонирования. Освоение этого навыка необходимо студенту для будущей
практической деятельности. Эту работу необходимо начинать с лёгких и
небольших произведений, хорошо изученных в основной тональности. При
исполнении хоровых партитур транспонирование, как правило, применяется в
пределах терции. При транспонировании произведения последовательность
мелодического, ритмического и гармонического строения партитуры, количество

голосов и особенности их расположения, а также все остальные детали
сохраняются.
12.Пение партий сольфеджио и со словами с одновременным тактированием
одной рукой или игрой других голосов хоровой партитуры на фортепиано.
Основная задача студентов при изучении каждой новой хоровой партитуры –
охватить слухом интонационно-высотное звучание произведения или отдельных
его фрагментов до момента исполнения на фортепиано. Реализации данной задачи
способствует пение хоровых партий «про себя». Исполняя партитуру на
фортепиано,

студент

получает

возможность

уточнить

и

развить

своё

представление о звучании. Такая работа над партитурой, при которой игра на
инструменте сочетается с работой внутреннего слуха, является основным
методом обучения чтению хоровых партитур.
Исполняя хоровые голоса в произведении, студент должен:
1.

Петь, чисто интонируя, любой хоровой голос и играть одновременно

всю хоровую партитуру.
2.

Играя хоровую партитуру, опускать хоровой голос, который поёт

студент в данный момент.
3.

Переходить с одной хоровой партии на другую, исполняя по указанию

педагога часть хорового голоса «про себя».
4.

В произведении с сопровождением петь любой из голосов, играя

аккомпанемент. Дальнейшее совершенствование игры на фортепиано хоровой
партитуры, пение аккордов по вертикали в начале и в конце разделов партитуры,
пение темы и подголосков с помощью внутреннего слуха.
5.

Исполнить колористические приёмы (пение с закрытым ртом,

глиссандо и другие), имеющие место в изучаемой партитуре.
13. Формирование умений анализировать музыкальный и поэтический
текст на уровне музыкально-теоретических знаний, имеющихся у студентов в
данный период.

Осваивая с помощью фортепиано хоровые партитуры,

необходимо уделять серьёзное внимание анализу изучаемых произведений,

учитывая при этом, что хоровое произведение есть синтез музыки и слова.
Внимательное изучение литературного текста – непременное условие грамотного
и выразительного исполнения партитуры на фортепиано. Исполнители должны
хорошо

понимать

смысл

авторских

указаний,

касающихся

агогических

изменений, различных штрихов, динамики, характера звуковедения и т.д. Запись
литературного

текста

в

полифонической

музыке.

Новые

партитурные

обозначения звуковедения, темпа, динамики, акцентов, колористических приёмов.
Обозначения, принятые в исполнительской практике (цепное дыхание, divisi).
Условные знаки, принятые при записи русских народных песен.
Необходимо

требовать

от

студента

тщательного

анализа

хорового

произведения по определенному плану:
1.

Сведения об авторах музыки и текста (краткая творческая биография,

характеристика творчества, творческое наследие), содержание произведения.
2.

Музыкально-теоретический анализ произведения (тональный план,

форма, каденции, характер развития музыкальной мысли, размер, особенности
фактуры, темп).
3.

Вокально-хоровой анализ: тип и вид хора, диапазоны голосов,

тесситура, ансамбль, строй, интонационные, вокально-хоровые, ритмические,
дикционные трудности).
4.

Исполнительский анализ произведения; (связь музыки с текстом,

определение цезур, установление темпа, характера произведения, динамики,
штрихов, кульминации.
Примерный репертуарный список.
Произведения для женского хора без сопровождения.
Двухстрочное изложение.
1. Анцев М. «Задремали волны».
2.

Анцев М. «Ландыш».

3.

Бетховен Л. «Соловей».

4.

Бетховен Л. «Гимн ночи» (перел. В. Соколова).

5.

Бодрюнас А. «Над рекой Днепром».

6.

Бойко Р. «Осень».

7.

Ипполитов – Иванов М. «Из страны, страны далекой».

8.

Кальюсте Х. «Все на качели».

9.

Кодаи З. «Возвращение из леса».

10.

Корганов Т. «Весенняя песня».

11.

Кюи Ц. «Задремали волны».

12.

Кюи Ц, «Гроза».

13.

Парцхаладзе М. «Облака».

14.

Ребиков В. «Люблю грозу».

15.

Ребиков В. «Поздняя осень».

16.

Свиридов Г. «Ты запой мне ту песню»,

17.

Танеев В. «Вечерняя песня».

18.

«Как на дубе» . Рус. Нар. Песня в обр. Ю. Славницкого.

19.

«Красота ты моя». Рус. Нар. Песня в обр. Юрлова А.

Произведения для женского хора без сопровождения.
Трехстрочное изложение.
1. Ипполитов-Иванов М. «Острою секирой».
2. Кюи Ц. «Весеннее утро», «Всюду снег».
3. Римский-Корсаков Н.А. «Ночевала тучка золотая».
4. Рус.нар. песня «А и густо на березе листьев» в обр. Н.А. РимскогоКорсакова.
5. Рус.нар.песня «Ах, ты ночь» в обр. М.И.Глинки.
6. Рус.нар.песня «Во лузях» в обр. А. Лядова.
7. Рус.нар.песня «Из-за лесу, лесу темного» в обр. Н.А. Римского-Корсакова.
8. Рус.нар.песня «Как за речкою» в обр. Н.А. Римского-Корсакова.
Произведения для мужского хора без сопровождения.

Двухстрочное изложение.
9. 1.Аноним XVII века. Кант «Буря море раздымала».
10.2.Бойко Р. «От заката до рассвета».
11.3.Вебер К. «В лесу».
12.4.Вебер К. «Песня меча».
13.5. Дарзинь Э.«Пусть буря воет».
14.6. Коваль М. «Эхо».
15.7. Мендельсон Ф. «На юге».
16.8. Рубинштейн А. «Старая песня».
17.9.Серов А. «варяжская баллада».
18.10. Сибелиус Я. «Финляндия».
19.11. Танеев С.И. «Венеция ночью», «Песня короля Регнера», «Вечерняя
песня».
20.12. Шуберт Ф. «Липа», «Тишина», «Ночь».
21.13. Рус.нар.песня «Вейся, вейся, капустка» в обр. В. Орлова.
22.14. Словацкая нар. песня «Гусары» в обр. В. Новака.
23.15. Рус.нар.песня «Подуй, подуй, непогодушка» в обр. Н.А. РимскогоКорсакова.
24.16. Рус.нар.песня «Поле чистое» в обр. А.Лядова.
Произведения для мужского хора без сопровождения.
Трехстрочное изложение.
1.Григ Э. «Конечно, я глупец большой».
2.Даргомыжский А. «Что смолкнул веселия глас», «На севере диком».
3.Данстейбл Д. Sancta Maria.
4.Кодаи З. «Ночью в горах».
25.Лист Ф. «зелень трав».
26.Лотти А. «Vere languores».

27.Лядов А. Обработки русских народных песен «Уж как злое-то коренье»,
«Поле чистое», «Ты о чем тоскуешь», «Нападай – ко ли, нападай».
28.Палестрина Дж. «Все проснулось вокруг».
29.Римский – Корсаков Н.А. «Пленившись розой соловей», обработки
народных песен «Во лузях», «Ты взойди, солнце красное».
30.Свиридов Г. «Солдатская ночь».
31.Чайковский П.И. «Вечер».
Произведения для смешанного хора без сопровождения.
Двухстрочное изложение.
1.

Анцев М. «Ива».

2. Бах И. «Сердце,молчи».
3. Бетховен Л. «Весенний призыв».
4. Бортнянский Д. «Молитва».
5. Вебер К. «Хоровая беседа».
6. Глюк К. «Праздник хора».
7. Даргомыжский А. «Два ворона».
8. Егоров А. «Песня».
9. Лист Ф. «Наступление весны»
10. Лундиг Х. «Как цветущий миндаль».
11.Людиг М, «Лесное озеро».
12.Мендельсон Ф. «Беги со мной».
13. Танеев С.И. «Серенада».
14.Шуман Р. «Летняя песня», «Доброй ночи», «Вечерняя звезда».
15. Рус. Нар. Песня «Горы» в обр. Александрова.
16. Рус.нар. песня «заиграй моя волынка» в обр. В.И. Калинникова.
17.Рус.нар. песня «Как меня маду-младешеньку» в обр. Д. Шостаковича.
18. Хорватская нар. Песня «Сумрак ночи пал на землю» в обр.
А.Архангельского.
19.Рус.нар. песня «Ты, рябинушка» в обр. А. Кастальского.

Произведения для смешанного хора без сопровождения.
Трехстрочное изложение.
1.Бойко Р. «Вечером синим», «Ты запой мне ту песню».
2.Брамс И. «В ночной тиши».
3.Гайдн Й. «К другу».
4. Гречанинов А. «Подснежник».
5. Даргомыжский А. «Из страны, страны далекой», «Где наша роза», «Пью за
здравие Мэри», «По волнам спокойным», «Прекрасный день, счастливый день»,
«Буря мглою небо кроет».
6.Депре Ж. Et incarnatus.
7. Кюи Ц. «В лесу».
8. Лассо О. «Канцонетта», «O la! O che bon!», «Stabat mater».
9.Лятошинский Б. «Осень», «По небу крадется луна».
10. Парцхаладзе М. «Весна».
11. Свиридов Г.И. «Ночные облака» (№1).
12. Чайковский П.И. «Легенда».
13.Шуман Р. «Ночная тиштна».
14. Рус.нар. песня «Белая черемуха» в обр. А. Свешникова.
15. Рус.нар. песня «В сыром бору тропина» в обр. М. Анцева.
16. Рус.нар. песня «Дороженька» в обр. А. Свешникова.
17.»На лодке» неаполитанская баркарола в обр. А. Свешникова.
18.Рус. нар песня «Не бушуйте, ветры буйные» в обр. А. Юрлова.
19. Рус.нар.песня «Светит светел месяц» в обр. А. Свешникова.
20. Укр.нар.песня «Час, до дому час» в обр. Н. Лысенко.
Произведения для смешанного хора без сопровождения.
Четырехтрочное изложение.
1.Брамс И. «Ночь в лесу», «Розмарин», «Прощай».
2. Бородин А.П. «Грезы».

3. Григ Э. «На родине».
4. Гречанинов А. «На заре», «За реченькой яр-хмель», «Над неприступной
крутизной», «Горы».
5. Ипполитов-Иванов М. «Сосна», «Острою секирой».
6. Калинников В. И. «Жаворонок», «Зима», «Кондор», «Элегия».
7. Кюи Ц. «Воды», «Засветилось вдали», «Уснуло все».
8. Лассо О. «Снова весь вечер жду».
9. Людиг М. «Лесное озеро».
10. Мендельсон Ф. «Грезы», «Лес», «Осенняя песня».
11. Монюшко С. «Кум и кума».
12. Никольский А. «Раненный орел».
13. Орф К. «Люблю и ненавижу».
14. Парцхаладзе М. «Озеро», «Джвари».
15. Перселл Г. «Вечерняя песня».
16. Пуленк Ф. «Страшна мне ночь», «Грусть».
17.Салманов В. «Нивы сжаты», «Песня».
18. Сахновский Ю. «Ковыль».
19. Свиридов Г. «Вечером синим», «Мэри», «Метель», «Грусть просторов»,
«Запевки», «Осень», «Зимнее утро».
20. Сибелиус Я. «Финляндия», «Песня матери», «Отчего угас твой голос».
21. Танеев С. И. «Серенада», «Венеция ночью», «Сосна», «Вечер», Хорал из
кантаты «Иоанн Дамаскин».
22. Хиндемит П. «Лебедь», «Лань», «Зима».
23. Чайковский П. И. «Ночевала тучка золотая», «Не кукушечка вло сыром
бору».
24. Чесноков П.Г. «Не цветочек в поле вянет», «Ночь», «Август», «Альпы»,
«Зимой».
25. Шуман Р. «Доброй ночи», «Сон», «В лесу».
26. Шебалин В. «Зимняя дорога», «Эхо», «Казак гнал коня».
27. Шостакович Д.И. «Смелей, друзья», «Казненным».

28. Щедрин Р. «Первый лед», «К вам, павшие».
Произведения для смешанного хора в сопровождении фортепиано.
Двух-, трех-, и четырехстрочное изложение.
1.

1.Бах И.С. «Магнификат». Терцет.

2.

2.Берлиоз Г. «Охотник».

3.

3.Бетховен Л. Хор узников из оперы «Фиделио».

4.

4.Бизе Ж. хор работниц из оперы «Кармен».
5.Бородин А. П. Хоры из оперы «Князь Игорь». «Улетай на крыльях

ветра», хор бояр «Мужайся, княгиня», сцена Ярославны с девушками, «Солнцу
красному слава».
5.

6.Брукнер А. Sanctus из «Реквиема».

6.

7.Вагнер Р. Хор странников из оперы «Тангейзер».

7.

8.Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок».

8.

9.Верди Д. Хор «Кто там с победой к славе…» из оперы «Аида».

9.

10. Верстовский А. Хор девушек из оперы «Аскольдова могила».

10.

11. Гендель Г. «Пусть громкий плач» из оратории «Самсон».

11.

12.Гершвин Д. «Как тут усидеть» из оперы «Порги и Бесс».

13.Глиер «Весна», «Вечер», «Травка зеленеет».
14.Глинка М. Хоры из оперы «Иван Сусанин»: Свадебный хор, «Славься»;
хоры

из

оперы

«Руслан

и

Людмила»: Персидский хор, хор рабов Черномора «Погибнет, погибнет».
12.

15.Гречанинов А. «Звоны», «Козел Васька», «Пчелка», «Урожай»,

«Призыв весны».
13.

16.Григ Э. «Лесная песня», «С добрым утром».

14.

17.Даргомыжский А. Хор «Сватушка» из оперы «Русалка».

15.

18. Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины», «Утро».

19.Керубини Л. Lacrymosa из Реквиема c- moll.
20.Кюи Ц.А. «Заря лениво догорает», «Утро».

21.

Моцарт

В.

Хор

из

оперы

«Похищение

из

сераля»

«Мы поем веселья песни», хор из оперы «Свадьба Фигаро» «Мы сегодня рано
встали», хор из оперы «Волшебная флейта» «Откуда приятный и нежный тот
звон».
22.Мусоргский М. П. Хоры из оперы «Борис Годунов»: «Не сокол летит по
поднебесью», «Расходилась, разгулялась», «Гопак» из оперы «Сорочинская
ярмарка».
16.

23.Прокофьев С. Заключительный хор из оперы «Война и мир», хор из

оратории «Иван Грозный» «Пушкари».
17.

24.Пуленк Ф. «Покинутая деревня» из оратории «Засуха».

25.Рахманинов С. «Слава народу», «Неволя», «Сосна», «Ночка».
18.

26.Римский-Корсаков Н.А. Хор дружинников из оперы «Сказание о

невидимом граде Китеже», хор опричников из оперы «Царская невеста».
19.

27.Рубинштейн А. Хор «Ноченька» из оперы «Демон».

20.

28.Сметана Б. Хор воинов из оперы «Далибор».

21.

29.Танеев С. «Горные вершины», «Сосна», хор женщин из оперы

«Орестея».
22.

30.Форе Г. «Requiem aeternam» из Реквиема.

23.

31.Чайковский П.И. Хор «Девицы, красавицы» из оперы «Евгений

Онегин»; хор девушек «Я завью, завью венок» из оперы «Мазепа»; Проводы
масленицы,

хор

народа

из

музыки

к

весенней

сказке

А.Островского

«Снегурочка».
24.

32.Чесноков П.Г. «Солнце, солнце встает», «Утром зорька», «Несжатая

полоса», «Ночь»
25.

33.Шуберт Р. Kyrie из Мессы G-dur.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Вопросы анализа хорового произведения занимают значительное место
в занятиях по курсу чтения хоровых партитур. Общепринятым является
такой примерный план анализа хоровой партитуры:
1. Общий анализ содержания: основная идея, сюжет, литературный
текст, его автор, эпоха создания. Композитор, биография, характеристика
творчества.
2. Музыкально-теоретический анализ: форма произведения, склад
изложения, ладотональный план, метроритм.
3. Вокально-хоровой анализ: тип и вид хора, характеристика хоровых
партий. Особенности строя, ансамбля, хоровой фактуры, звуковедения.
4. Исполнительский анализ: определение всех средств музыкальной
выразительности,
(вокально-хоровых,

определение

основных

интонационных,

трудностей

ритмических,

произведения
гармонических,

исполнительских).
Следует помнить, что произведения для хора а капелла небольшого
объема обычно изложены в форме периода, расширенного периода, в
простой 2х частной форме, нередко с расширенной заключительной частью,
в простой 3хчастной форме, куплетной. Более развернутые сочинения
написаны в сложной 2-х или 3-х частной форме, в обработках народных
песен чаще встречается куплетно-вариационная форма
Осваивая с помощью фортепиано хоровые партитуры, необходимо
уделять серьёзное внимание анализу изучаемых произведений, учитывая при
этом, что хоровое произведение есть синтез музыки и слова. Внимательное
изучение литературного текста – непременное условие грамотного и
выразительного исполнения партитуры на фортепиано. Исполнители должны
хорошо понимать смысл авторских указаний, касающихся агогических

изменений, различных штрихов, динамики, характера звуковедения и т.д.
Основным способом звуковедения в хоре является легато. Поэтому при игре
хоровой партитуры на фортепиано этому навыку следует уделять особое
внимание. Освоение этого труднейшего навыка может быть достигнуто в
результате постепенного усложнения музыкального материала.
Важен навык игры партитуры без педали. Применять ее следует как
вспомогательный технический приём, облегчая исполнение трудных мест
произведения, например, поддерживать педалью далеко отстоящий от других
голосов

басовый

голос,

большие

скачки

мелодического

голоса,

повторяющиеся гармонии и т. д. Педаль применяется в ряде случаев: - когда
на основе одного лишь пальцевого легато не удается достигнуть связного
движения голосов (для устранения перерыва между соседними гармониями
применяется синкопированная педаль), - если есть далеко отстоящий
басовый голос, он исполняется в виде короткого форшлага с педалью, - при
повторении одного и того же аккорда, если необходимо добиться плавного
исполнения мелодии при движении ее скачком. Надо иметь в виду, что
неумелое или неумеренное пользование педалью может привести к
неясности голосоведения и нечистой гармонии. Поэтому, при недостаточных
навыках педализации, исполнять хоровую партитуру следует лишь после
основательной проработки музыкального текста без педали.
Умение грамотно обозначить аппликатуру является непременным
условием

выразительного

исполнения

партитуры.

Выбор

удобной

аппликатуры не только упрощает исполнение партитуры с технической
стороны, но и существенным образом влияет на характер звучания.
Правильная аппликатура необходима для достижения полноценного легато и
создания

законченной,

связной

и

широкой

музыкальной

фразы,

аппликатурные приемы: подкладывание первого пальца, перекладывание и
подмена пальцев.
Основная задача обучающихся при изучении каждой новой хоровой
партитуры

–

охватить

слухом

интонационно-высотное

звучание

произведения или отдельных его фрагментов до момента исполнения на
фортепиано. Реализации данной задачи способствует пение хоровых партий
«про себя». Исполняя партитуру на фортепиано, учащийся получает
возможность уточнить и развить своё представление о звучании. Такая
работа над партитурой, при которой игра на инструменте сочетается с
работой внутреннего слуха, является основным методом обучения чтению
хоровых партитур.
На каждом занятии необходимо отводить время на «чтение с листа»,
постепенно усложняя технические задачи. Для того чтобы услышать полное
звучание произведения, необходимо исполнить на фортепиано одновременно
и хоровые голоса, и аккомпанемент. Игра полной хоровой партитуры с
инструментальным сопровождением является более сложной задачей и
вызывает заметные затруднения. В практике встречаются партитуры,
которые невозможно сыграть полностью. Умение упрощать многоголосные
произведения

a

cappella,

хоровую

фактуру

в

произведениях

с

аккомпанементом, а также сам аккомпанемент важно для дальнейшей
практической работы учащихся.
Успешность занятия по чтению и исполнению фортепианного
изложения хоровой партитуры тесно связана с уровнем предварительной
подготовки учащегося и владения им фортепианной техникой, умением
пользоваться педалью, способностью переключаться на аппликатуру, которая
более удобна при исполнении хоровых партитур, так как расположение
хоровых партий не всегда соответствует роли правой или левой руки.
Хоровые сочинения лирического плана в фортепианном изложении должны
звучать с предельной слитностью и певучестью, чаще всего без применения
педали, с помощью умело подобранной аппликатуры, чтобы не затушевывать
мелодические и гармонические последовательности. Мелодический и
гармонический рисунок всегда должен быть ясным и отчетливым. Подбор и
применение соответствующей аппликатуры, раздельное использование обеих

рук осуществляются вначале по указаниям преподавателя, а затем
самостоятельно.
При чтении с листа сначала следует зрительно ознакомиться с
партитурой, определить состав хора, основную тональность, размер, темп,
характер ритмического рисунка, особенности хоровой фактуры. Прочитав
литературный текст, наметить границы фраз, места наиболее значительных
цезур, кульминацию. Читая с листа, следует как можно меньше смотреть на
клавиатуру,

сосредотачивая

сове

внимание

на

зрительном

чтении

незнакомого текста. Одним из необходимых навыков является умение
смотреть вперед, то есть способность зрительно читать партитуру несколько
вперед ее фактического исполнения. Читая с листа необходимо обращать
особое внимание на ритмическую сторону исполнения. Иногда можно
допустить некоторую неточность в расположении аккорда или пропуск
какого-либо звука, но нельзя мириться с неровной и неритмичной игрой,
разрушающей саму идею произведения. Желательно играть партитуру в
темпе, приближенному к указанному, так как заметное изменение движения
может исказить характер музыки. Значительную пользу приносит повторное
проигрывание

сочинения

целиком.

Оно

позволяет

полнее

понять

прочитанное и совершеннее воспроизвести партитуру на фортепиано. Работа
над чтением с листа требует систематических занятий в этом направлении с
самого

начала

обучения.

Решающее

значение

приобретает

последовательность в выборе образцов для чтения по возрастанию степени
трудности. Слишком сложный текст - приносит мало пользы, так как процесс
чтения с листа в этом случае превращается в замедленный разбор, а за
прочитанным с большим напряжением ошибками текстом учащийся не видит
самого важного - содержания. Вначале следует проигрывать без подготовки
только легкие одно - двухстрочные партитуры произведений а капелла,
рассчитанные на 2-3-хголосный однородный хор.
Рекомендации по организации самостоятельной работы

Как известно, одно из главных условий эффективного освоения данной
учебной дисциплины – необходимость регулярных самостоятельных занятий.
Для приобретения беглости в чтении хоровых партитур различного вида
учащийся должен самостоятельно заниматься чтением с листа, используя для
этой цели существующие хрестоматии, пособия и различные сборники
хоровых произведений. Преподаватель должен оказывать соответствующую
помощь и давать необходимые консультации для качественного освоения
дисциплины. В результате домашней подготовки учащемуся необходимо:


выразительно исполнять изучаемую партитуру на фортепиано;



петь

партии

изучаемого

произведения

с

одновременным

тактированием или игрой остальных голосов на фортепиано;


делать анализ хоровой партитуры;

 читать с листа;
 транспонировать хоровые партитуры.
3.2 Информационное обеспечение
Методическая литература:
1. Апексимова, M. М. Формирование навыков чтения с листа в процессе
преподавания хоровых дисциплин // Совершенствование хорового образования в
свете реформы высшей школы. Сб. ст. ГМПИ им.Гнесиных-М., 1989.-Вып. 107.2. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства М. :
Композитор, 1998.
3. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. —
Л. : Музыка, 1963
4. Берберов, Р. Специфика структуры хорового произведения Текст. / Р.
Берберов // Сб. стат. ГМПИ им. Гнесиных. М. : ГМПИ им. Гнесиных, - 1981
5.Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения Текст. / В.
Л. Живов. М.: Музыка, 1987.
Нотная литература
1.Андреева Л., Попов В. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. М.,
1972

2. Библиотека хормейстера. Вып.2. — М.: Музыка, 1967.
3.Библиотека хормейстера. Вып.5. — М.: Музыка, 1963.
4.Библиотека хормейстера. Вып.6. — М.: Музыка, 1964.
5.Библиотека хормейстера. Вып.9. — М.: Музыка, 1969.
6. Библиотека хормейстера. Вып.21. — М.: Музыка, 1968.
7. Библиотека хормейстера. Вып.24. — М.: Музыка, 1968.
8. Библиотека хормейстера. Вып.34. — М.: Музыка, 1973.
9. Библиотека хормейстера. Вып.36. — М.: Музыка, 1974.
10.Библиотека хормейстера. Вып.39. — М.: Музыка, 1976.
11.Библиотека хормейстера. Вып.42. — М.: Музыка, 1977.
12.. Библиотека хормейстера. Вып.44. — М.: Музыка, 1979.
13.Библиотека хормейстера. Вып.46. — М.: Музыка, 1981.
14.Библиотека хормейстера. Вып.47. — М.: Музыка, 1982.
15.Библиотека хормейстера. Вып.З. — М.: Музыка, 1967.
16.Библиотека хормейстера. Вып.6. — М.: Музыка, 1969.
17.Библиотека хормейстера. Вып. 10. — М.: Музыка, 1973.
18.Библиотека хормейстера. Вып.11. — М.: Музыка, 1974.
19.Библиотека хормейстера. Вып. 13. — М.: Музыка, 1976.
20.Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Ч.1 М.,
1964
21.Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Ч.2 М.,
1965
22.Шелков Н. Хрестоматия по чтению хоровых партитур (Л., 1963)
23. Хоровая миниатюра. Вып.З. Сост. Левандо П.П. — Л.: Музыка, 1978.
24.Хоровая миниатюра. Вып.5. Сост. Левандо П.П. — Л.: Музыка,1980.
25.Хоровая миниатюра. Вып.7. Сост. Левандо П.П. — Л.: Музыка,1982.
26.Хоровая миниатюра. Вып. 10. Сост. Левандо П.П. — Л.: Музыка,1985.

27.Хрестоматия по чтению хоровых партитур Сост. Д.Семеновский,
М.Королева. М.,2007
Интернет-ресурсы
http://www.notes.tarakanov.net
http://www.classic-online.ru
http://www.rutracker.org
http://www.ale 07.narod.ru.notes
http://www.ru.scorser.com
http://www.classon.ru
http://www.mirknig.com
http://www.ruknigi.net
http://www.classic-music.ru
http://www.mp3baza.org
http://igraj-poj.narod.ru/
http://www.nlib.org.ua
http://dirigent.ru
http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part14-118.php
3.3.

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации данной программы необходимы:
1.Кабинет для индивидуальных занятий
2. Фортепиано
3.Нотная литература
4.Метроном
5.Камертон

4.КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ
4.1. Фонд оценочных средств.
Фонд оценочных средств качества освоения
хоровых партитур»

курса «Чтение

следующие виды контроля, позволяющие оценить

освоенные компетенции:
Текущий

–

непосредственно
сочинения

на

осуществляется
на

уроке:

фортепиано,

в

исполнение
пение

различных

формах

партитуры

хорового

голосов

с

одновременным

тактированием, анализ музыкального текста, транспонирование и
чтение с листа.
Итоговый - зачёты и экзамены в соответствии с учебным планом
3.2 Содержание контрольных мероприятий.
6 КЛАСС, 2 СЕМЕСТР
Требования к дифференцированному зачету.
 Исполнение на фортепиано 2-хстрочной хоровой партитуры a cappella;
 Исполнение партитуры с сопровождением. Игра фортепианного
сопровождения с одновременным исполнением одного из голосов
хоровой партитуры;
 Транспонирование хоровой партитуры

a cappella в пределах малой

секунды вверх и вниз;
 Чтение с листа двухстрочной партитуры.
7 класс, 1 семестр
 Исполнение на фортепиано 2-хстрочной хоровой партитуры a cappella;

 Исполнение партитуры с сопровождением. Игра фортепианного
сопровождения с одновременным исполнением одного из голосов
хоровой партитуры;
 Транспонирование хоровой партитуры

a cappella в пределах малой

секунды вверх и вниз;
 Чтение с листа двухстрочной партитуры.
7 класс,2 семестр
 Исполнение на фортепиано 3-хстрочной хоровой партитуры a cappella;
 Исполнение партитуры с сопровождением. Игра фортепианного
сопровождения с одновременным исполнением одного из голосов
хоровой

партитуры.

Игра

фортепианного

сопровождения

с

максимальным совмещением с хоровой фактурой;
 Транспонирование хоровой партитуры a cappella в пределах большой
секунды вверх и вниз;
 Чтение с листа двухстрочной партитуры.
8 класс, 1 семестр
 Исполнение на фортепиано 4-хстрочной хоровой партитуры a cappella;
 исполнение

партитуры

сопровождением.

Игра

с

достаточно

сложным

фортепианного

фортепианным

сопровождения

с

одновременным исполнением одного из голосов хоровой партитуры.
Игра фортепианного сопровождения с максимальным совмещением с
хоровой фактурой. Показ умения упрощать фортепианную фактуру;
 транспонирование хоровой партитуры
терции вверх и вниз;
 чтение с листа трехстрочной партитуры.
8 КЛАСС, 2 СЕМЕСТР
Требования к экзамену.

a cappella в пределах малой

 Исполнение на фортепиано 4-хстрочной хоровой партитуры a cappella с
элементами полифонии и достаточно большим количеством голосов (68);
 Исполнение партитуры для хора, солистов с достаточно сложным
фортепианным сопровождением. Игра фортепианного сопровождения с
одновременным исполнением одного из голосов хоровой партитуры.
Игра фортепианного сопровождения с максимальным совмещением с
хоровой фактурой. Показ умения упрощать фортепианную фактуру.
 Транспонирование хоровой партитуры

a cappella в пределах малой

терции вверх и вниз;
 Чтение с листа трехстрочной или четырехстрочной партитуры
3.3 Критерии оценки
По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной
системе:
Оценка

Критерии оценивания выступления

(«отлично»)

регулярное

посещение,

пропусков

без

уверенное

знание

отсутствие

уважительных
и

причин,

исполнение

произведений,

пройденных

аттестуемого

периода,

в

всех

течение
активная

эмоциональная работа на занятиях, уверенное
и технически грамотное чтение с листа и
транспонирование
(«хорошо»)

регулярное
пропусков
активная

без
работа

посещение,

отсутствие

уважительных
в

классе,

причин,

сдача

всей

программы при недостаточной проработке

трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная

неточность,

ошибки

исполнении

фортепиано,

неуверенное

на

в

чтение с листа).
нерегулярное
(«удовлетворительно»)

пропуски

без

пассивная

работа

посещение

занятий,

уважительных

причин,

в

классе,

незнание

некоторых партитур программы.
(«неудовлетворительно»)

пропуски занятий без уважительных
причин, неудовлетворительная сдача всей
программы.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального

образования

в

области

музыкального

хорового

искусства.
3.4 Оценка освоенных компетенций
Результаты

Основные
показатели

(освоенные

сущность

1.
и

Понимать

Грамотность,

социальную своевременность

значимость своей будущей полный

оценки
Выставление
и текущих оценок по
объем всем, задаваемым на

профессии, проявлять к ней выполнения домашних дом форм работы.
устойчивый интерес.
ОК

заданий.
2.

Умение

и

оценки методы контроля и

результата

компетенции)
ОК

Формы

Выставление

Организовывать

максимально

текущих оценок по

собственную деятельность, продуктивно

всем, задаваемым на

определять

методы

дом форм работы

способы

выполнения самостоятельную

профессиональных

и организовать

задач, работу.

оценивать

их

эффективность и качество.

Способность
адекватно
уровень

оценить
усвоения

материала.
ОК 4. Осуществлять

Способность

поиск, анализ и оценку самостоятельно

Коллоквиумы,
различные

информации, необходимой находить, анализировать практик,
для постановки и решения и
профессиональных

устный

материал, опрос.

и использование его на

личностного развития.

практике

ОК 5. Использовать

Владение

Составление

информационно-

компьютером,

коммуникационные

Интернетом и нотным из

технологии

экзамены,

структурировать зачёты,

задач, учебный

профессионального

виды

нотной хрестоматии

для редактором;

произведений

(или

отрывков

совершенствования

способность применить произведений)

профессиональной

на

деятельности.

полученные сведения.

ПК 1.1.Целостно

и

грамотно воспринимать и по
исполнять

практике, современных

В основе занятий

композиторов.

Текущий

дирижированию контроль

музыкальные предполагается

зачета.

в

форме

произведения,

детальное

самостоятельно
сольный,

изучение

осваивать хоровых

оркестровый

и произведений.

ансамблевый репертуар.
П.К.1.2. Осуществлять
исполнитель

Владение

Текущий,

скую практическими

деятельность

промежуточный

и основами профессии. итоговый

и

контроль

репетиционную работу в Уверенное

на

условиях

хоровой практики.

концертной использование

организации, в хоровых и теоретического
ансамблевых коллективах.

всех

видах

и

технического
арсенала на практике.

П.К.

1.3.

сольный,
хоровой

Осваивать

Способность

Все

виды

ансамблевый, овладевать, изучать и текущего,
исполнительский усваивать

репертуар.

учебные промежуточного

программы

и

итогового контроля.

соответствующего
уровня сложности.
П.К.

1.4.

Использовать

технику

исполнительских

средств дирижирования,

выразительности
со

приемы,

в

форме

зачета,

достижения технические навыки и

художественной
соответствии

Текущий

комплекс дирижерский аппарат и контроль

музыкальнодля

Использовать

средства

в исполнительской
стилем выразительности

для

музыкального

грамотной

произведения.

интерпретации нотного

Итоговый
контроль
экзамена.

в

форме

текста.

ПК

1.6.

Выполнять

теоретический

и хороведческий

исполнительский

анализ контроль в форме:

экзаменом

произведения,

Текущий

анализ произведения, а перед

музыкального
базовые

Выполнять устный

–

применять письменный.

Планы

теоретические письменных аннотаций

знания в процессе поиска должны
интерпретаторских

динамику

решений.

требований

отражать

-выполнение
развернутой
или

устной

письменной

аннотации

повышения
к

Итоговый

раскрытию

основных контроль в
хороведческих понятий коллоквиума

виде
на

в процессе всего курса экзамене.
обучению
дирижированию.
ПК 1.8. Сохранять и
развивать

Учитывать

Текущий

исторические основные

контроль

традиции русской хоровой стилистические
свойственные традиции
русской

хоровой

музыки,

культуры

хорового пения
П.К. 2.8.
культурой

Владеть
устной

письменной
профессиональной

Умение грамотно и

Итоговый
контроль
одной

и

использование

в
из

виде
форм

работы на зачете.
Письменный

и точно выражать мысли. устный
речи, Уверенное

форме

контрольного урока.

музыки, культуры хорового принципы,
пения.

в

точное хорового

и

анализ

терминологией.

профессиональной
терминологии.

произведения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».