Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

МДК 01.01.03 Хороведение

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования _53.02.06 Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Степаненкова О.В. преподаватель ГБПОУ СО
колледж», высшая квалификационная категория.

«Свердловский

мужской

хоровой

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 01.01.03 Хороведение
1. Паспорт программы
2. Структура и содержание программы
3. Условия реализации программы.
4. Контроль и оценка результатов освоения программы

1.Паспорт программы МДК 01.01.03 «Хороведение»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа МДК 01.01.03 «Хороведение» является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 530206 «Хоровое дирижирование»в части
освоения

основных

видов

дирижёрско-хоровая

профессиональной

деятельность

деятельности

(репетиционная

и

(ВПД):

концертная

деятельность в качестве руководителя хора, хормейстера, артиста хора,
ансамбля

в

концертно-театральных

организациях);

педагогическая

деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в
детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых
школах,

других

учреждениях

дополнительного

образования,

образовательных учреждениях, учреждениях СПО).
Цели и задачи рабочей программы МДК 01.01.03 Хороведение
Целью курса является:
формирование
воспитание

дирижерского

комплекса

квалифицированных

у

обучающихся,

специалистов,

способных

продемонстрировать знания и навыки в объёме, необходимом для
дальнейшей практической деятельности в качестве дирижера хорового
коллектива

и

преподавателя

хоровых дисциплин в детских школах

искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других
учреждениях

дополнительного

образования,

общеобразовательных

учреждениях, учреждениях СПО.
Задачами курса являются:


усвоение учащимися знаний теоретических основ

хорового искусства;


развитие

практической работы с хором;

умений

и

навыков, необходимых

для



расширение

музыкального

кругозора,

ознакомление

учащихся

с

лучшими образцами русской и зарубежной музыки, произведениями
современных композиторов, народным музыкальным творчеством;


развитие навыков самостоятельной работы над партитурой;



ознакомление учащихся с методическими основами работы



развитие

с хором;
у

учащихся

навыков

чтения

с

листа

и

транспонирования хоровых партитур различной фактуры.
2. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате освоения курса студент должен:
иметь практический опыт:


работы хормейстера с хоровыми коллективами различных



чтения с листа хоровых партитур в соответствии с

составов;
программными требованиями;


составления плана разучивания и исполнения хорового

произведения;
уметь:


исполнять

на

фортепиано

хоровые

партитуры

для

различных типов хоров a,cappella и с сопровождением, транспонировать;


исполнять любую партию в хоровом сочинении;



дирижировать хоровые произведения различных типов:

a’cappella и с сопровождением, исполняемых концертмейстером на
фортепиано, с одновременным пением хоровых партий;


анализировать

хорового произведения;

эмоционально-образное

содержание


хоровые

определять жанр, форму, стиль хорового письма, вокальноособенности

партитуры,

музыкальные

художественно

выразительные средства;


выявлять

трудности

исполнения

хоровых

сочинений

(вокальные, хоровые, дирижерские);


применять навыки игры на фортепиано в работе над

хоровыми произведениями;


пользоваться специальной литературой;



согласовывать свои исполнительские намерения и находить

совместные художественные решения;
знать:

различного

репертуар
типа,

средней сложности хоровых коллективов

включающий

произведения

важнейших

жанров

(оратории, кантаты, мессы, концерты, поэмы, сюиты);


вокально-хоровые особенности хоровых партитур;



художественно-исполнительские

возможности

хорового

коллектива;


основные этапы истории и развития теории хорового

исполнительства;


методику работы с хором;



профессиональную терминологию.

1.2 Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой

для

постановки

и

решения

профессиональных

задач,

профессионального и личностного развития.
ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно
музыкальные

произведения,

и

грамотно

воспринимать

самостоятельно

осваивать

и

исполнять
хоровой

и

ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять

исполнительскую

деятельность

и

репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и
ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически
исполнительского репертуара.

работать

над

совершенствованием

ПК 1.4. Использовать

комплекс

музыкально-исполнительских

средств для достижения художественной выразительности в соответствии со
стилем музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические
средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях
студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ
музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в
процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский
репертуар в соответствии с программными требованиями.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую
деятельность в детских школах искусств и детских музыкальных школах,
детских

хоровых

школах,

других

учреждениях

дополнительного

образования, учреждениях общего образования, учреждениях СПО.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики,
специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской
деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и навыки по организации и
анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в
хоровом классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять

классические

и

современные

методы

преподавания хорового пения и дирижирования.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы
в хоровом классе с учетом возрастных, психологических и физиологических

особенностей обучающихся;
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных навыков у
обучающихся.
ПК 2.8. Владеть

культурой

устной

и

письменной

речи,

профессиональной терминологией.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК.01.01.03
2.1. Объем учебных дисциплин и виды учебной работы

9(I)

Распределение по классам и семестрам
1 семестр

8
2 семестр

1 семестр

9
2 семестр

16 недель

20 недель

16 недель

19 недель

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

107

36

71

Групповые

всего

Самост.

8(II) 8(I),

Учебные занятия
Макс. Уч.
нагрузка

9(II)

Хороведение

Контрольные
уроки

зачеты

МДК
01.01.03

Экзамен

Распределение по классам
Наименование
дисциплин

Индекс

71

2.2. Тематический план
Тема

Всего

Самостоя-

Максим.

тельная

уч.
нагрузка

1. Роль и значение хорового пения
в

развитии

8

4

12

музыкальной

культуры зарубежных стран.

1.1 История возникновения и
развития

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

хоровых жанров

античного искусства
1.2

Средневековая

хоровая

культура
1.3 Расцвет хоровой музыки

1зарубежных стран эпохи
Возрождения
1.4. Хоровое искусство

Западной Европы XVII -XVIII
веков

1.5. Развитие зарубежного

хорового искусства XIX века
1.6 Зарубежное хоровое

искусство XX в.
1.7.Современное хоровое
исполнительство за рубежом

2.

1.8 Контрольная работа по
теме « Роль и значение
хорового пения в развитии
музыкальной культуры
зарубежных стран».

1

0,5

1,5

История

8

4

12

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

хорового

исполнительства в России и его
основные направления.

2.1

Развитие

русского

хорового искусства от истоков
до начала XVII века
Развитие

2.2

профессионального русского
хорового искусства со второй
половины

XVII

до начала

XIX века
2.3

Профессиональное

народно-хоровое
исполнительство конца XVIII
начала XIX века
2.4 Хоровая культура второй
половины XIX - начала XX
века
2.5 Деятельность знаменитых
хоровых коллективов России
XX века
2.6 Обзор творчества лучших
хоровых

коллективов

современности

2.7 Хоровое исполнительство

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

4

2

6

1

0,5

1,5

хорового

1

0,5

1,5

хоровом

1

0,5

1,5

3.4 Контрольная работа по теме

1

0,5

1,5

2

1

3

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

на Урале
2.8. Контрольная работа по
теме

«История

хорового

исполнительства в России и
его основные направления».
3.

Специфика

хорового

исполнительства,

его

цели

и

задачи.

3.1 Определение понятия «Хор»
3.2

Формы

исполнительства.
3.3 Направления

в

исполнительстве

«Специфика
исполнительства,

хорового
его

цели

и

задачи.

4

Голосовой аппарат человека.

4.1 Принципы работы голосового
аппарата
4.2 Контрольная работа по
теме

«Голосовой

аппарат

человека

и

принципы

его

работы»
5. Певческие

голоса

и

их

1

1

2

6. Тип, вид, состав хора

3

2,5

6.1 Тип и вид хора

1

1

2

6.2 Состав хора

1

0,5

1,5

6.3 Практическая работа
«Определение типа и вида
хора»

1

1

2

5

2,5

7,5

7.1 Певческая установка

1

0,5

1,5

7.2 Певческое дыхание

1

0,5

1,5

7.3 Звукообразование

1

0,5

1,5

7.4 Формы звуковедения

1

0,5

1,5

типа

1

0,5

1,5

8. Дикция в хоре. Культура речи в

4

2,5

6,5

характеристики.

7. Вопросы певческой культуры.

7.5

Определение

5,5

певческого голоса

пении

Виды

1

0,5

1,5

Специфика

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

1

1

2

1

0,5

1,5

7

4

11

1

0,5

1,5

9.2 Ритмический ансамбль

1

0,5

1,5

9.3 Динамический ансамбль

1

0,5

1,5

и

1

0,5

1,5

9.5 Полифонический ансамбль

1

0,5

1,5

8.1

Дикция.

произношения.
8.2

Орфоэпия.

певческого произношения
8.3

Типы

стихосложения.

Расстановка
логических
Взаимодействие

в

пении
ударений.
музыки

и

слова
8.4 Контрольная работа по
теме «Дикция»
Дифференцированный зачет

9. Ансамбль

9.1

Понятие

«ансамбль».

Частный и общий ансамбль в
хоре

9.4

Унисонный

гармонический ансамбли

9.6 Ансамбль хора и солистов.

1

0,5

1,5

1

1

2

Ансамбль хора и оркестра
9.7 Контрольная работа по
теме «Ансамбль»
7

10. Строй хора

Определение

понятия

4

11

1

0,5

1,5

и

1

0,5

1,5

10.3 Правила интонирования

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

в

1

0,5

1,5

10.6 Работа над строем в хоре

1

0,5

1,5

10.7 Контрольная работа по

1

1

2

10.1

«строй».
Мелодический

10.2

гармонический строй

ступеней

мажорного

и

минорного ладов
10.4 Правила интонирования
интервалов
10.5

Недостатки

строя

хоровом пении.

теме «Строй»
над

4

11.1 Работа над партитурой

1

11.

Работа

дирижера

2,5

6,5

хоровым произведением

(игра на фортепиано и пение

0,5

1,5

голосов)
11.2 Анализ партитуры

1

1

2

Этапы

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

12. Вопросы подбора репертуара

2

1

3

12.1

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

13. Распевание хора

3

1,5

4,5

13.1 Основы распевания хора

1

0,5

1,5

Вокально-хоровые

1

0,5

1,5

13.3 Самостоятельная работа

1

0,5

1,5

11.3

произведения

разучивания
с

хоровым

коллективом
11.4

Контрольная

работа

по теме «Работа над хоровым
произведением»

Репертуар-

основополагающий

фактор

хорового коллектива
12.2 Самостоятельная работа
по теме «Вопросы подбора
репертуара»

13.2.
упражнения

по теме «Распевание хора»

14. Концертная деятельность

1

0,5

1,5

2

0,5

2,5

16. Повторение материала

8

2

10

16.1Повторение

1

хорового коллектива

Некоторые

15.
работы

с

вопросы

самодеятельным

коллективом

по

теме

1

«Хоровое исполнительство за
рубежом»

16.2Повторение

по

теме

1

0,5

1,5

«Хоровое исполнительство в
России»

16.3

Повторение

«Специфика

темы

1

1

1

1

1

1

хорового

исполнительства»

16.4Повторение

по

теме

«Вопросы певческой культуры»

16.5 Повторение по теме «Тип,
вид, состав хора»

16.6

Повторение

по

теме

1

0,5

1,5

«Дикция»

теме

1

0,5

1,5

теме

1

0,5

1,5

Итоговая контрольная работа

1

16.7Повторение

по

«Ансамбль»

Повторение

16.8

по

«Строй»

71

36

107

2.3. Содержание МДК 01.01.03 Хороведение
Тема 1. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной
культуры зарубежных стран. Краткие сведения из истории хорового
исполнительства зарубежных стран от древности до начала XXI века.
Тема 2. История хорового исполнительства в России и его основные
направления: народнопесенное и профессиональное церковно-певческое
искусство. Основные формы церковнопевческого искусства: знаменное,
строчное и партесное пение. Первые государственные профессиональные
русские

хоры:

хор

Государевых

певчих

дьяков,

в

дальнейшем

переименованный в Петербургскую Придворную певческую капеллу; хор
Патриарших певчих дьяков, впоследствии Московский Синодальный хор.
Основные этапы развития этих хоров и соответствующих учебных заведений
вплоть до советского периода. Усадебно-дворянская культура России XVIIIXIX веков. Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая
выдающимися

русскими

хоровыми

дирижерами

С.А.Дегтяревым

и

Г.Я.Ломакиным. Капелла князя Ю.Н.Голицына. Светская хоровая культура в

России второй половины XIX века. Создание общедоступных хоровых
коллективов и хоровых учебных заведений. Хор Бесплатной музыкальной
школы в Петербурге. Создание Бесплатных классов хорового пения при РМО
в Москве и Петербурге, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве.
Организация Русского хорового общества в 1878 году. Известные на рубеже
веков духовные хоры, возглавляемые И.И.Юховым и А.А. Архангельским.
Конец

XIX

века

расцвет

-

хорового

исполнительства

в

России.

Исполнительская деятельность Синодального хора и Придворной певческой
капеллы. Создание Симфонической капеллы в Москве.
Хоровое

исполнительство

Профессиональные
Петербургская)

хоровые

академическая

после

революции

коллективы:
хоровая

1917

года.

Ленинградская
капелла

имени

(ныне
Глинки,

Государственный хор СССР (ныне Государственный академический русский
хор им. А.В.Свешникова), Республиканская русская хоровая капелла (ныне
Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А.Юрлова),
Ансамбль красноармейской песни ЦЦКА имени Фрунзе (ныне Дважды
Краснознамённый имени А.В.Александрова ансамбль песни и пляски
Российской армии), Г осударственный академический русский народный хор
имени М.Е.Пятницкого.
Русские хоровые дирижеры: B.C.Орлов, Н.М.Данилин, П.Г.Чесноков,
М.Г.Климов, А.В.Александров, А.В.Свешников, К.Б. Птица, А.А.Юрлов,
М.Е.Пятницкий.
Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х годов - создание
камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В.Н.
Минина,

Государственного

камерного

хора

под

руководством

В.К.

Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).
Детская

хоровая

самодеятельность.

Детский

хор

НИИ

художественного воспитания детей Академии педагогических наук России.
Деятельность В.Г.Соколова, возглавлявшего этот коллектив. Ансамбль песни
и танца московского городского Дворца пионеров под руководством

В.С.Локтева. Студенческие самодеятельные хоры, получившие известность в
последние десятилетия: Московский хор молодежи и студентов под
руководством Б.Тевлина, хор МВТУ им. Баумана - руководитель В.Живов,
Мужской хор МИФИ - руководители Э.Рывкина и Н.Малявина.
Начало студийного хорового движения в 60-е годы. Современное
хоровое исполнительство.
Тема 3. Специфика хорового исполнительства, его цели и задачи.
Формы хорового исполнительства.
Определение понятия «хор». Хор как единственный в своем роде
«живой» музыкальный инструмент, основу звучания которого составляет
ансамбль вокальных унисонов. Специфические свойства вокальных голосов,
определяющие высокий уровень ансамблевой сложности в хоре. Создание
общехорового ансамбля, необходимого для раскрытия художественного
замысла исполняемой музыки.
Хоры

академические,

народные,

оперные,

учебные,

детские,

церковные, ансамбли песни и пляски. Определение целей, задач и
особенностей репертуара в каждой из форм хорового исполнительства.
Тема 4. Голосовой аппарат человека.
Устройство голосового аппарата и его три основные составляющие:


легкие с дыхательными путями



гортань с голосовыми связками



область природных резонаторов

Регистровое

строение

певческих

выравнивание регистров голоса

-

голосов.

Сглаживание,

или

необходимое условие преодоления

определенных вокально - хоровых трудностей.
Тема 5.Певческие голоса и их характеристики Понятие о певческом
голосе и характеризующих его качествах: диапазон, сила, тембр, вибрато. Три
группы певческих голосов: детские, женские и мужские. Характеристика их
исполнительских возможностей. Принципы определения типа и характера

певческого голоса. Профессиональные и непрофессиональные вокальные
голоса. Классификация певческих голосов и ее исторические предпосылки.
Тема 6. Типы, виды, составы хоров
Типы

хоров.

Характеристика

их

вокальнотехнических

и

исполнительских возможностей. Виды хора. Определение понятия «хоровая
партия». Комплектация хоровых партий соответствующими сольными
певческими голосами. Количественный состав и расположение хорового
коллектива.
Тема 7.Вопросы певческой культуры.
Формирование у участников хора навыков и умений, основанных на
традициях академического пения и их отражение в понятиях: певческая
установка, певческое дыхание, звуковедение.
Основные типы певческого дыхания. Виды хорового дыхания.
Понятие резервного дыхания. Соответствие характера дыхания характеру
исполняемой музыки.
Понятие о певческой опоре и высокой вокальной позиции и их
взаимосвязь с певческим дыханием и резонированием.
Три вида атаки звука и их роль в звукообразовании. Различные виды
звуковедения и основные вокальные штрихи.
Тема 8. Дикция в хоре. Культура речи в пении.
Синтез речи и музыки в вокальных жанрах. Значение слова в хоровом
пении. Различие в написании и произношении слов.
Раскрытие

понятий

«орфоэпия»,

«культура

и

логика

речи»

применительно к вокальному исполнению. Взаимосвязь вокальной дикции и
артикуляции. Правила вокального произношения в зависимости от норм
звуковедения. Зависимость дикции от темпа, тесситуры и динамики в
вокально - хоровом исполнении.
Тема 9. Ансамбль хора
Значение ансамбля как одного из главных элементов полноценного

хорового исполнения.
Понятия частного и общехорового ансамбля. Зависимость частного
ансамбля от количества певцов и качества их голосов. Единство ощущений
темпа, ритма, метра, динамических изменений, необходимых для достижения
частного и общехорового ансамбля. Общий ансамбль в хоре - это
органическое

слияние

всестороннего

всех

элементов

раскрытия

хоровой

образносмысловой

звучности
сферы

с

целью

исполняемого

произведения.
Виды хорового ансамбля
Темповый и метроритмический ансамбль. Определение верного
темпа,

отражающего

образно

-

содержательную

суть

исполняемого

произведения. Соответствие темпа определенному стилю или направлению в
музыке. Определение меры медленного и быстрого темпов. Понятие
метричности и агогичности исполнения. Прием rubato. Метр - основа
ритмического ансамбля при исполнении контрастных ритмических структур в
полифонической

музыке.

Способы

преодоления

темповых

и

метроритмических трудностей в работе с хором.
Динамический ансамбль и его соответствие различным складам
изложения.

Естественный

и

искусственный

ансамбль.

Зависимость

динамического ансамбля от тесситуры.
Роль нюансов и фразировки в раскрытии содержания хорового
произведения. Их взаимосвязь со стилем, формой, темпом произведения.
Тембровый

ансамбль

и

его

художественно

-

выразительные

возможности.
Соблюдение

единства

приемов

звукоизвлечения

(атаки)

и

звуковедения - важные элементы частного и общего ансамбля.
Тема 10.Строй хора.
Определение понятия «музыкальный строй». Исторический аспект

возникновения и видоизменения различных музыкальных систем.
Раскрытие понятия «зонный строй». Подтверждение основных
выводов П.Г.Чеснокова в научных исследованиях и трудах академика
Н.А.Гарбузова о зонной природе вокального строя.
Два вида строя хора - мелодический и гармонический. Мелодический
строй как достижение унисона в звучании хоровой партии посредством
осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования ступеней и
интервалов. Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем.
Интонирование аккордов. Взаимосвязь дыхания и строя, вокала и строя.
Развитие слуховых данных у певцов. Активная природа вокального
слуха и его взаимосвязь с мышечными ощущениями при правильном
звукоизвлечении и звуковедении.
Тема 11. Работа дирижера над партитурой.
Тщательный анализ хорового сочинения - необходимое условие для
осуществления верной исполнительской трактовки и выбора необходимых
хормейстерских приемов в работе с хором.
Основные этапы самостоятельной работы дирижера над хоровой
партитурой. План выполнения письменной аннотации на хоровое
сочинение.
Тема 12. Вопросы подбора репертуара. Репертуар, его доступность и
художественная самоценность. Роль репертуара в закреплении вокальных и
слуховых навыков у участников хора. Методы разучивания исполняемого
репертуара.
Тема13.Распевание в хоре.
Роль и значение вокально-хоровых упражнений в работе хорового
коллектива. Основные принципы подбора вокально-хоровых упражнений,
учет

возрастных

особенностей,

постепенность

и

последовательность

усложнения материала.
Тема 14. Концертная деятельность хорового коллектива

Виды

концертов.

Принципы

выстраивания

концертной

программы. Взаимодействие дирижера с хоровым коллективом в процессе
выступления.
Тема 15 Методика работы с самодеятельным хором.
Руководитель коллектива - организатор всей его деятельности.
Личностные, организаторские и профессиональные качества, необходимые
дирижеру для осуществления совместной с хором творческой деятельности.
Основы организации самодеятельного хора. Материальная база.
Методика создания хорового коллектива. Организация самоуправления
внутри

коллектива.

Система

занятий. Планирование

и

учет

работы. Обязанности руководителя и взаимоотношения в самодеятельном
хоровом

коллективе.

Музыкально-учебная

и

вокальная

работа

в

самодеятельном хоре (работа над репертуаром, разучивание хорового
произведения, концертно-исполнительская деятельность коллектива).

3.Условия реализации программы МДК.01.01.03
3.1 Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам.
Формы работы:
1.Теоретические занятия
2.Практические занятия
3.Самостоятельная работа
Комплексное

изучение

студентами

учебной

дисциплины

«Хороведение и методика работы с хором» предполагает: овладение
материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в
программе,

творческую

работу

в

ходе

проведения

семинарских

и

практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для
самостоятельной работы.

В рамках учебной дисциплины«Хороведение и методика работы
с хором»

предполагается

широко

использовать

традиционные

образовательные технологии (лекции, семинары, практические занятия,
консультации, контрольные работы, самостоятельные работы, научноисследовательская работа) и инновационные образовательные технологии
(презентации).
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках
рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и
интересные положения изучаемого материала, которые должны быть
приняты студентами во внимание.
Основной целью семинарских занятий является контроль степени
усвоения

пройденного

материала

и

хода

выполнения

студентами

самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов
в рамках заявленной темы. Занятие предполагает всестороннее обсуждение
темы при максимальном участии студентов учебной группы. Ряд вопросов
дисциплины,
заслушиваются

требующих
на

авторского

семинарских

подхода

занятиях

в

к

их

форме

рассмотрению,
подготовленных

студентами сообщений (10-15 минут) с последующей их оценкой всеми
студентами группы. Тема, форма проведения семинара предполагает
дискуссионность, свободный обмен мнениями.
Основой для подготовки студента к семинарским занятиям
являются

издания,

рекомендуемые

преподавателем.

При

изучении

источников студентам рекомендуется законспектировать основные идеи,
предполагаемые определения, зафиксировать существенные факты, суть
приводимых примеров.
Теоретические основы хорового искусства являются отражением и
обобщением многовековой исполнительской практики, поэтому усвоение
теоретических

положений

курса

хороведения

должно

сочетаться

с

практическими

формами

обучения,

направленными

на

определение

необходимых методов и приемов работы с хором. Основной целью
практических занятий является приобретение и закрепление навыков работы
с хоровым коллективом.
Практическими формами работы могут быть:
 хороведческий анализ партитур по разделам: трудности строя,

ансамбля, вокально-хоровые трудности и пути их преодоления;
 методический

анализ

(репетиционный

план)

разучивания

хорового сочинения;
 подбор

и

исполнение

вокально-хоровых

упражнений

с

объяснением их возможной целесообразности;
 гармонизованное исполнение на фортепиано всех мажорных

гамм и гармонической настройки для хора во всех мажорных и минорных
тональностях;
 выполнение развёрнутой письменной аннотации на хоровое

произведение a cappella и с сопровождением;
 разбор репетиций или концертов хоровых коллективов;

составление примерного репертуарного плана работы хора.

Памятка преподавателям по организации самостоятельной
работы обучающихся
1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во
всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения
нового материала.

2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать
их непосредственными участниками процесса познания.
3.

Организация

самостоятельной

работы

должна

способствовать развитию мотивации учения студентов.
4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный
характер, быть чётко сформулированной.
5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать
полный и глубокий комплекс заданий студентам.
6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить
сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности
студентов.
7.

При

организации

самостоятельной

работы

необходимо

предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать
систему контроля.
Виды и методы самостоятельной работы.
Методы самостоятельной работы:
- наблюдение за единичными объектами (другими студентами,
педагогом);
- сравнительно-аналитические наблюдения;
- решение учебных и профессиональных задач;
- работа с различными источниками информации;
- исследовательская деятельность.
Наблюдение

за

единичными

объектами

подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить
отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические

наблюдения

стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в
учебную деятельность.
Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность
предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной
логической

последовательности,

сделать

после

изучения

темы

достоверные выводы.
Решение задач способствует запоминанию, углублению и
проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого
мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение
изучаемых основ.
Работа с источниками информации способствует приобретению
важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать
логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно
добывать знания, систематизировать их и обобщать.
Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы
студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень
мотивации обучаемого.
Целевые

направления

самостоятельной

работы

обучающихся
1.Для овладения и углубления знаний:
- составление различных видов планов и тезисов по тексту;
- конспектирование текста;
-- создание презентации;
- прослушивание аудиозаписей;

-

просмотр

видео

с

исполнением

ведущих

хоровых

коллективов, известных исполнителей.
2. Для закрепления знаний:
- работа с конспектом;
- повторная работа с учебным материалом;
- составление плана ответа на семинаре;
- работа с хоровой партитурой.
3. Для систематизации учебного материала:
- подготовка ответов на вопросы;
- аналитическая обработка текста;
- написание аннотации на хоровое произведение;
4 .Для формирования практических и профессиональных умений.
-решение задач и упражнений по образцу;
-решение ситуативных и профессиональных задач;
- проведение исследования.

Виды

практических заданий для самостоятельной работы

обучающихся
1. Составить опорный конспект.
2. Сформулировать собственное мнение.
3. Дать определения следующим терминам.
4. Написать аннотацию.

5.Составить

таблицу

с

целью

систематизации

материала

(творчество композиторов)
6.Сделать самоанализ практики: эффективность использования
приёмов, методов и средств воспитания детей.
7.Осуществить аналитический разбор публикации по заранее
определённой преподавателем теме.
8.Решить ситуационные задачи.
9.Подготовиться к зачету, семинару.
10.Подготовка рефератов и сообщений на пройденную тему
11.Анализ хоровых произведений в рамках изучаемой темы
12.Изучение дополнительной литературы
13.Написание аннотации на хоровое произведение
14.Прослушивание и

просмотр

записей

различных

хоровых

коллективов.
Приёмы самостоятельной работы обучающихся
1. Работа с литературой.
Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и
с учётом индивидуальных особенностей студенов, можно предложить им
следующие приёмы обработки информации:
- конспектирование;
- составление плана текста;
- тезирование;
- аннотирование;
- выделение проблемы и нахождение путей её решения;

- самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте
путей её решения;
2. Задачное обучение.
- практико-ориентированные задачи:

выступают средством

формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков,
необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут
быть ситуации, требующие применения умений и навыков, специфичных
для профессии педагога (знания содержания предмета), ситуации,
требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры
(организация детского коллектива, принципы организации занятий с
детьми

и

т.п),

личностно-ориентированных

ситуаций

(нахождение

нестандартного способа решения).
- профессиональные задачи: выступают средством формирования
у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные
методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе
ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления практики и
формулируются в виде производственных поручений (заданий).
Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное,
поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых
профессиональных компетенций.

Инструктаж к заданиям.
Инструктаж необходим для того, чтобы помочь студентам
осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.Инструктаж
может

быть

вводным,

текущим,

индивидуальным,

фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.

групповым,

Вводный

фронтальный

инструктаж

проводится

для

разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те
конечные результаты, к которым должны прийти студенты.В тех случаях,
когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает
связать выдвинутую задачу с имеющимися у студентов опорными
знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.
Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения.
На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при
выполнении практических работ включает объяснение задания, порядок
его выполнения, показ и выполнение приёмов.
Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных
работах, которые требуют строгой последовательности выполнения.
Письменная

инструкция

руководствуясь

которым

представляет

собой

обучающийся

решает

учебный
задачу

алгоритм,
по

строго

намеченному пути, не допуская произвольных шагов.
Коррективный контроль – средство побуждения.
Если
обучающихся,

преподаватель
он

может

внимательно

использовать

наблюдает

приёмы,

за

работой

направленные

на

корректирование их деятельности:
- уточняет суть задания, добиваясь понимания его всеми, если
оно является общим;
- предупреждает о сложном моменте в процессе выполнения
задания,

чтобы

предотвратить

ошибку,

допускаемую

обычно

большинством обучающихся;
- предлагает сообщить или показать промежуточные результаты;
- предлагает студентам самим контролировать свои действия.

Педагогическое

сопровождение

самостоятельной

работы

обучающихся
При

анализе общей структуры дисциплины преподаватель

заранее определяет:
темы,

-фрагменты

которые

студенты

могут

усвоить

самостоятельно;
- задания, направленные на формирование общеучебных умений;
репродуктивного

-задания
направленные

на

развитие

и

специальных

творческого
умений,

характера,

индивидуальных

способностей студентов;
формы

-

организации

коллективной

самостоятельной

деятельности (работа в парах, группах)
3.2 Информационное обеспечение
Методическая литература:
1. Анисимов Л. Дирижер-хормейстер. Л., 1976
2. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л., 1980
3. Баранов Б. Курс хороведения. М., 1991
4. Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М.- Л., 1948
5. Горяйнов Ю. Г. Я. Ломакин. М., 1984
6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 1986
7. Егоров А. Теория и практика работы с хором. Л., 1951
8. Ершов А. Старейший русский хор. Л., 1978
9. Живов В. Теория хорового исполнительства. М., 1988
10.

Ильин

В. Очерки истории русской хоровой культуры.

М., 1985
11.

Калинин С.(сост.) Памяти А. В. Свешникова. Статьи.

Воспоминания. М., 1998

Краснощеков В. Вопросы хороведения. М., 1969

12.

13. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М.,
1963
14.

Попов

С. Организационные и методические основы

работы самодеятельного хора. М., 1957
15. Птица

К.

Мастера

хорового

искусства

в

Московской

консерватории. М. 1970
16. Романовский

Н. Принципы работы над строем в хоре /

Хоровое искусство. Л., 1967
17. Самарин В. Хороведение. М., 2001
18. Соколов В. Работа с хором. М., 1959
19. Тевлин Б., Ермакова Л.(сост.) К. Птица. О музыке и
музыкантах. Статьи разных лет.
20. Ткачев

Д. А. А. Архангельский. Л., 1974

21. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1952
22. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.
М. 1981
23. Юссон Р. Голос певца. М., 1960
Интернет-ресурсы
http://www.notes.tarakanov.net
http://www.classic-online.ru
http://www.rutracker.org
http://www.ale 07.narod.ru.notes
http://www.ru.scorser.com
http://www.classon.ru

http://www.mirknig.com
http://www.ruknigi.net
http://www.classic-music.ru
http://www.mp3baza.org
http://igraj-poj.narod.ru/
http://www.nlib.org.ua
http://dirigent.ru
http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part14-118.php
3.3

Требования

к

минимальному

материально-техническому

обеспечению.
1. Фортепиано.
2.Нотная литература.
3.Учебная литература.
4.Музыкальный центр.
5.Оборудование для демонстрации видео.
6.Смарт - доска или компьютер.
7. Кабинет для групповых занятий.

4. Контроль и оценка результатов освоения программы
4.1 Фонд оценочных средств.
Фонд

оценочных

средств

качества

освоения

курса

«Хороведение» включает следующие виды контроля, позволяющие оценить
освоенные компетенции:
Текущий – осуществляется в различных формах: ответ на

занятии,

проверка

конспектов,

создание

презентаций,

чтение

докладов, участие в семинарах.
Промежуточный – контрольные уроки. При оценке обучающегося,
помимо проверки знаний теоретического материала, также учитывается его
качественная работа в течение аттестуемого периода.
Итоговый - зачёты и экзамены в соответствии с учебным планом.
Учет успеваемости обучающихся проводится преподавателем на
основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой
проверки знаний теоретического материала и практической деятельности.
4.2 Форма аттестации
В конце всего курса обучения (2 курс, 2 семестр) проводится
итоговый экзамен. обучающиеся отвечают на два теоретических вопроса,
указанных в билете и делают анализ хорового произведения.
В середине курса проводится промежуточная аттестация в форме
дифференцированных зачетов.
Экзаменационные требования включают:



знание теоретических основ предмета;

практические виды работы.
Образец экзаменационного билета:
1. Тип, вид, состав хора.
2. Капелла графа Шереметева и ее значение для развития

отечественного хорового исполнительства.
3. Анализ хора «Зимняя дорога» В.Шебалина.
Примерные вопросы для экзаменационных билетов

Вопросы для подготовки к экзамену
1.

Специфика хорового исполнительства.

2.

Формы профессионального хорового искусства в странах

Древнего Мира.
3.

Хоровое искусство Средневековья.

4.

Хоровое искусство эпохи Возрождения.

5.

Хоровое искусство в Западной Европе в XVII–XVIII веках.

6.

Развитие хорового движения в Западной Европе в XIX веке.

7.

Хоровое искусство Западной Европы XX века.

8.

Хоровая культура России до 1917 года.

9.

Хоровая культура России после 1917 года.

10.

Хоровое образование в России.

11.

Определение хора. Типы, виды и состав хоровых коллективов.

12.

Определение хоровой партии. Принципы комплектования.

13.

Женские певческие голоса и их характеристики.

14.

Мужские певческие голоса и их характеристики.

15.

Смешанный хор, его состав и художественно-исполнительские

возможности.
16.

Мужской хор, его состав и художественно-исполнительские

возможности.
17.

Женский хор, его состав и художественно-исполнительские

возможности.
18.

Детский хор, его состав и художественно-исполнительские

возможности. Специфика работы с детским хором.
19.

Пение

как

психофизиологический

процесс.

Механизмы

образования певческого звука.
20.

Основные приемы звуковедения.

21.

Дыхание как важнейший элемент певческого процесса.

22.

Атака звука, ее виды.

23. Хоровой ансамбль. Виды и элементы ансамбля.
24. Строй хора, его виды. Понятие «зонности» строя в хоровом
исполнительстве.
25. Хоровая дикция и орфоэпия.
26. Синтез слова и музыки в хоровом произведении.
27. Предварительная работа дирижера-хормейстера над хоровой
партитурой.
28. Дирижирование

как

процесс

управления

коллективным

исполнением музыкального произведения.
29. Значение планирования в хоровом коллективе. Структура и
содержание плана.
30. Процесс

разучивания

произведения

с

хором.

Сочетание

художественных и технических задач.
31. Этапы создания хорового коллектива.
32. Проблема

репертуара.

Принципы

подбора

Составление концертной программы.
33. Концертная деятельность хорового коллектива.
34. Цели, формы, и методы распевания.

4.3 Критерии оценки

Критерии

баллы

Ответы

обучающегося

демонстрируют глубокие знания в области
основ

хороведения,

результате

полученные

систематического

в

освоения

«Отлично»

репертуара.

материала

и

литературы;

методико-теоретической
изложение

материала

осуществляется в контексте новейших
данных

музыкознания.

обладает

знаниями

Обучающийся
и

умениями

обосновывать теоретические ответы по
хороведению, проводить целостный анализ
музыкально-теоретического

материала,

применять умения и навыки в области
практических заданий.
Ответы

обучающегося

свидетельствуют о владении достаточно «хорошо»
подробными

сведениями

теоретического
однако

в

освоения

проявляются

области

хороведения,

затруднения

целостном

анализе

теоретического

материала.

в

музыкальнообучающийся

владеет определенным комплексом умений и
навыков

в

практическом

освоении

материала, но испытывает затруднения в
области анализа музыкальных произведений.
Ответы обучающегося показывают на
поверхностный

теоретической «удовлетворительно»

уровень

подготовки в области хороведения; знания
разрозненны и не связываются в единый
системный

взгляд

на

причинно-

следственную обусловленность эволюции
теории хороведения.

Обучающийся испытывает затруднения с
поиском соответствующей литературы по
изучаемой теме; знания характеризуются
непониманием сущности изучаемой теории
хороведения; присутствуют
развитые

умения

музыкальных

и

недостаточно

навыки

произведений

анализа

(устного

и

письменного).
Обучающийся

обладает

достаточно

скудными сведениями в области теории «неудовлетворительно»
хороведения;
отсутствие
проявления

ответы

демонстрируют

понимания

разноаспектного

музыкально-теоретического

материала. Прикладной аспект подготовки
студента характеризуется слабым освоением
анализа
неумением

музыкальных

произведений,

аранжировать (с последующей

записью) хоровые миниатюры, проводить
музыковедческий

анализ

музыкального

материала (устный и письменный виды),
неспособностью планировать и проводить
самостоятельную внеаудиторную работу по
освоению дисциплины.

4.4 Оценка освоенных компетенций
Формы и

Результаты
Основные
(освоенные

показатели методы

оценки результата

контроля

компетенции)
ОК

оценки

1.

сущность

и

Понимать

и

Грамотность,

социальную своевременность

Выставле
и

полный ние

текущих

значимость своей будущей объем выполнения домашних оценок

по

профессии, проявлять к ней заданий.

всем,

устойчивый интерес.

задаваемым на
дом

форм

работы.
ОК

2.

Организовывать

Умение
продуктивно

максимально

Выставле

организовать ние

текущих

собственную деятельность, самостоятельную работу.

оценок

определять

всем,

методы

способы

и

выполнения

профессиональных
оценивать

задач,
их

Способность
оценить

уровень

материала.

адекватно
усвоения

по

задаваемым на
дом

форм

работы

эффективность и качество.
ОК
поиск,

4.

Осуществлять

анализ

и

Способность

оценку самостоятельно

информации, необходимой анализировать
для постановки и решения структурировать

Коллокви
находить, умы,
и различные
учебный виды практик,

профессиональных

задач, материал, использование его экзамены,

профессионального

и на практике

зачёты,

личностного развития.
ОК

5.

устный опрос.

Использовать

Владение компьютером,

информационно-

Интернетом

коммуникационные

редактором;

технологии

для применить

совершенствования

и

Составле

нотным ние

нотной

способность хрестоматии
на

практике, из

полученные сведения.

произведений

профессиональной

(или отрывков

деятельности.

произведений)
современных
композиторов.

ПК 1.1.Целостно

и Детальное

изучение

Текущий

грамотно воспринимать и хоровых произведений.

контроль

исполнять

форме зачета.

музыкальные

в

произведения,
самостоятельно
сольный,

осваивать

оркестровый

и

ансамблевый репертуар.
П.К.1.2. Осуществлять

Владение

Текущий,

исполнитель

скую практическими

основами промежуточны

деятельность

и профессии.

Уверенное й и итоговый

репетиционную
условиях

работу

в использование

контроль

концертной теоретического

и всех

на
видах

организации, в хоровых и технического арсенала на хоровой
ансамблевых коллективах.
П.К.
сольный,

1.3.

Осваивать

практике.

практики.

Способность

ансамблевый, овладевать,

изучать

Все виды
и текущего,

хоровой

исполнительский усваивать

репертуар.

учебные промежуточно

программы

го и итогового

соответствующего

уровня контроля.

сложности.
П.К. 1.4. Использовать
комплекс

Использовать

музыкально- дирижерский

исполнительских
для

аппарат

средств технику

соответствии

навыки

приемы,

выразительности

в исполнительской

со

стилем выразительности
грамотной

произведения.

нотного текста.

1.6.

Выполнять

теоретический

интерпретации

Выполнять

экзаменом

а

–

знания в процессе поиска динамику

повышения

решений.

основных

форме
экзамена.

Текущий

письменный.

теоретические аннотаций должны отражать
требований

в

к

раскрытию

хороведческих
в процессе всего

курса

в

перед форме:

письменных

интерпретаторских

контроль

анализ контроль

применять Планы

понятий

в

Итоговый

устный

анализ произведения,

музыкального
базовые

для

и хороведческий

исполнительский
произведения,

и

средства

музыкального

ПК

и контроль

дирижирования, форме зачета,

достижения технические

художественной

Текущий

выполнение
развернутой
устной

или

письменной
аннотации

обучению

дирижированию.

Итоговый
контроль
виде

в

коллоквиума
на экзамене.
ПК 1.8.
развивать

Сохранять

и

Учитывать

основные

исторические стилистические

принципы, контроль

традиции русской хоровой свойственные
музыки, культуры хорового русской
пения.

Текущий
в

традиции форме

хоровой

музыки, контрольного

культуры хорового пения

урока.
Итоговый
контроль

в

виде одной из
форм

работы

на зачете.
П.К.

2.8.

культурой

Владеть
устной

письменной

Умение грамотно и точно

Устный

и выражать мысли. Уверенное и опрос,
речи, точное

использование письменная

профессиональной

профессиональной

работа.

терминологией.

терминологии.

Практическая
работа
хоровым
коллективом.

с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».