Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности)
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по
специальности среднего профессионального образования _53.02.06 Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики: Цивилев С.В. преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой
колледж», высшая квалификационная категория.
Степаненкова О.В., преподаватель ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»,
высшая квалификационная категория.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1.Паспорт программы
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая
программа МДК 01.03.01 «Постановка голоса»
является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 53.02.06 «Хоровое дирижирование» в части освоения основных видов
профессиональной деятельности (ВПД): дирижёрско-хоровая деятельность (репетиционная и
концертная деятельность в качестве руководителя хора, хормейстера, артиста хора, ансамбля
в концертно-театральных организациях); педагогическая деятельность (учебно-методическое
обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах,
детских
хоровых
школах,
других
учреждениях
дополнительного
образования,
образовательных учреждениях, учреждениях СПО).
1.2 Цели и задачи рабочей программы МДК 01.03.01
Целью курса является:
формирование навыков академического пения в объёме, необходимом для
дальнейшей практической деятельности в качестве артиста вокального ансамбля или
хорового коллектива и преподавателя хоровых дисциплин в детских школах искусств,
детских
музыкальных
школах,
детских
хоровых
школах,
других
учреждениях
дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.
Задачами курса являются:
овладение основными приёмами академического пения;
развитие умений и навыков, необходимых для практической работы в хоровом
коллективе или вокальном ансамбле;
формирование у обучащихся широкого музыкального кругозора, хорошего вкуса,
любви к лучшим образцам русской и западноевропейской классики, современной музыки,
народному музыкальному творчеству;
развитие умения классифицировать голоса по тембру и наполнению (сопрано,
альт, тенор, баритон, бас);
развитие навыков самостоятельной работы над партитурой.
1.3. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате освоения курса обучающийся должен:
иметь практический опыт:
исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива; уметь:
читать с листа свою партию в хоровом произведении средней сложности;
исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ хорового
исполнительства;
исполнять любую партию в хоровом сочинении;
пользоваться специальной литературой;
согласовывать свои
исполнительские намерения и находить совместные
художественные решения;
выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые,
дирижерские);
работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах;
знать:
вокально-хоровые особенности хоровых партитур;
творческие и педагогические школы;
профессиональную терминологию;
особенности работы в качестве артиста хорового коллектива.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен приобрести общие и
профессиональные компетенции:
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии
с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в
условиях концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически работать над совершенствованием исполнительского
репертуара.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для
достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального
произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства
звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар в
соответствии с программными требованиями.
.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
2. Структура и содержание программы
2.1. Объем учебных дисциплин и виды учебной работы
263
Индив.
всего
Самостоятельная
Контрольные
уроки
зачеты
Постано
вка
голоса
Учебные занятия
Максимальная учебная
нагрузка
МДК
01.03.01
Распределение по
классам
Экзамен
Наименование
дисциплин
Индекс
88
175
Распределение по классам и семестрам
3 класс
4 класс
5 класс
1
2
1
2
1
2
1
2
16
19
16
19
16
19
16
19
2.2. Тематический план
175
2 класс
Наименов
ание тем
Работа
над
звуком и
техникой
Работа
над
песней
Максимальная
нагрузка
обуч-ся
6 класс
1
16
2
19
Количество аудиторных часов
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
Всего
80
60
3
се
м.
6
55
35
3
4
//6
5
- //
6
6
- // -
7
- // -
8
- // -
6
6
4
3
4
3
Сам.
рабо
та
10
- // -
11
12
6
9
- //
6
6
6
6
20
4
3
4
3
4
20
Работа
над
романсом
Работа
над
песней
школьног
о
репертуар
а
Подготовк
ак
публично
му
выступлен
ию
(акустиче
ские
репетиции
)
Всего
45
30
2
4
2
4
2
4
2
4
2
4
15
45
30
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
15
38
20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
18
263
175
16
19
16
19
16
19
16
19
16
19
88
2.3. Содержание учебной дисциплины
1. Работа над звуком и техникой
Певческая установка. Певческая опора. Дыхание. Атака звука. Звукообразование.
Виды звуковедения. Артикуляция. Дикция. Пение вокальных упражнений. Разучивание
вокализов.
Примерный репертуар
Абт Ф. Вокализы
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения
Зейдлер Г. Вокализы
Ладухин Н. Вокализы
Педагог выбирает вокализ для разучивания исходя из вокально-технических
возможностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
2. Работа над песней
Вокальная
работа
над
произведениями
композиторов.
Примерный репертуар
2 класс
Аренский А. «Там, вдали за рекой»
отечественных
и
зарубежных
Гречанинов Л. «Ладушки», «Барашеньки»
Ипполитов-Иванов А. «Коза и детки»
Калинников В. «Мишка», «Козел»
Лядов А. «Сорока»'
Римский-Корсаков. «Проводы зимы»
Русская народная песня «На горе-то калина»,обр.Л. Новикова
Русская народная песня «Перед весной», обр. П.Чайковского
Русская народная песня «Пойду лук я полоть», обр. М. Иорданского
Русская народная песня «Ходила младёшенька по борочку», обр. П.РимскогоКорсакова.
Австрийская народная песня «Жил человечек».
Английская народная песня «Спи, малыш», обр. В. Локтева
Болгарская народная песня «Свищет вьюга»
Народная болгарская песня «Свищет вьюга»
Украинская народная песня «Журавель»
3 класс
Гречанинов А. «Патока с имбирем», «Пойду луку полоть»
Гайдн Й. «Мы дружим с музыкой»
Ипполитов-Иванов М. «Борзый конь»
В.Калинников «Тень-тень»
Кюи Ц. «Весенняя песенка», «Майский день», «Мыльные пузыри»
Русская народная песня «Со вьюном я хожу», обр. А. Гречанинова
Русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель», обр. Л. Лядова
Мексиканская народная песня «Рыбка»
Польская народная песня «Птица», обр. М. Раухвергера
Чешская народная песня «Вот волынки заиграли», обр. М. Раухвергера
Французская народная песня «Кораблик и юнга»
Швейцарская народная песня «На коньках»
Финская народная песня «Беличье гнездо», обр. М. Раухвергера
4 класс
Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Спи, дитя мое, усни»
Прокофьев С. «Сладкая песенка»
Чайковский П. «Купался бобер»
Шуберт Ф. «Колыбельная песня», «Полевая розочка»
Шуман Р. «Тихий вечер, синий вечер», «Небывалая страна», «Совенок»
Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима», «Я на камушке сижу» обр. Н.
Римского-Корсакова.
Русская народная песня «Во саду ли в огороде» обр. А.Гурилева
Русская народная песня «Как по морю», обр. В.Попова
Итальянская народная песня «Макароны».
Французская народная песня «Ученая коза», обр. И.Ильина
5 класс
Русская народная песня «Высота ли, высота поднебесная», «Как за речкою, да за
Дарьею», обр. Н. Римского-Корсакова
Русская народная песня «Как по морю, морю синему»,
обр. М. Балакирева
6 класс
Русская народная песня «Высота ли, высота поднебесная», «Как за речкою, да за
Дарьею», обр. Н. Римского-Корсакова
Русская народная песня «Как по морю, морю синему»,
обр. М. Балакирева
3. Работа над романсом. Вокальная работа над произведениями отечественных и
зарубежных композиторов.
2 класс
Бах И. «За рекою старый дом»
Бетховен Л. «Счастливый человек»
Брамс И. «Соловей»
3 класс
Аренский А. «Кукушка»
Бах И. «Осень»
Брамс И. «Петрушка», «Божья коровка»
Глинка М. «Ты соловушка, умолкни»
4 класс
Бетховен. Л. «Сурок»
Брамс И. «Дикая роза», «Наседка»
Варламов А. «Белеет парус одинокий», «Красный сарафан»
Григ Э. «Лесная песнь»
Калинников В. «Осень»
Кюи. Ц. «Осень»
Моцарт В. «Тоска и весне»
5 класс
Алябьев А. «Зимняя дорога»
Абагабов А. «Лесной бал»
4. Балакирев «Колыбельная»
5. Бах И.С. «Ты шуми, зеленый бор», «Зима»-ария
Моцарт В. «Детские игры»
Чайковский П. «Осень»
Яковлев А. «Зимний вечер»
6 класс
Брамс И. «Песочный человечек», «Колыбельная»
Григ Э. «Заход солнца»
Глинка М. «Жаворонок», «Ах, ты, ночь»
Кюи Ц. «Под липами»
Мендельсон Ф. «На крыльях чудной песни»
Мусоргский М. «Вечерняя песня», «Стрекотунья-белобока»
6. Работа над песней школьного репертуара
Вокальная работа над произведениями отечественных композиторов.
2 класс
Е.Гиммельфарб «Миллион»
Е.Гиммельфарб « Летний дождь»
Е.Гиммельфарб «Песня Карлсона»
И.Арсеев «Если все друзья»
А.Журбин «Дружная песенка»
Я.Дубравин «Кожаный мяч»
О.Галахов «Во дворе»
М.Иорданский «Песенка про чибиса»
Блок В. «Две бабушки»
Бодренков С. «Ты откуда, песня»
Ванян М. «Я не плачу»
Волков В. «Привяжу я козлика»
Дубравин Я. «Веселый колобок»
Ефимов И. «Поросята строят дом»
Иванников В. «Улетели журавли»
Кабалевский Д. «В сказочном лесу», «Доктор», «Учитель», «Лентяй»
Крупа – Шушарина С. «Именины паука», «Зимний вальс»
Левина Ч. «Незабудка»
Левкодимов Г. «Я буду капитаном»
Лобачев Г. «Весна», «Осень»
Матвеев М. «Как лечили бегемота»
Плешак В. «Собачкины огорчения»
Семенов В. «Журавлик»
Струве Г. «Великий музыкант», «Веселая песенка»
Филипенко А. «Соловей»
Чичков Ю. «Праздничная песенка»
Шаинский В. «Пропала собака»
3 класс
Баранова И. «Скрюченная песенка»
Волков В. «Рыбу ловлю», «Сел сверчок на шесток»
Гладков Г. «Родина»
Гиммельфарб Е. «Миллион»
Гиммельфарб Е. « Летний дождь»
Гиммельфарб Е. «Песня Карлсона»
Арсеев И.«Если все друзья»
Журбин А. «Дружная песенка»
Дубравин Я. «Кожаный мяч»
Дубравин Я. «Добрый день», «Ходики»
Жаров А. «Песенка-считалка»
Зарицкая Е. «Журавушка»
Иванников В. «Осенняя сказка»
Кабалевский Д. «Подснежник», «Праздник веселый»
Кикта В. «Возвращайся, песенка»
Красев М. «Летний вальс»
Левина 3. «Веселая песенка»
Левкодимов Г. «Купите собаку»
Минков М. «Окно»
Парцхаладзе М. «Ручей»
Попатепко Т. «Золотая осень»
Соснин С. «Солнечная капель»
Д.Кабалевский «Наш край», «Про Петю»
М.Красев «Осень», «Счастливый день», «Летний вальс»
Л.Книппер «Почему медведь зимой спит?»
З.Левина «Неваляшка», «Тик-так»
Т.Назарова-Метнер «Топ и хлоп»
А.Островский «Пусть всегда будет солнце…»
Т.Попатенко «Скворушка прощается», «Котенок и щенок»
Н.Потоловский «Метель»
В.Павленко «Капельки»
М.Парцхаладзе «Мамина песенка»
М.Раухвергер «Зимний праздник», «В лодке»
В.Соловьев-Седой «Стой, кто идет?»
О.Фельцман «Ссора»
А.Филипенко «Веселый музыкант»
Л.Хафизова «Кораблик», «Два котенка»
Ю.Чичков «Мой солнечный зайчик»
В.Шаинский «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот», «Когда мои друзья со мной…»
4 класс
Бойко Р. «Дело было в Каролине», «Хозяйка»
Ботяров Е. «Рыжий, рыжий, конопатый»
Важов С. «Что рисую маме»
ДубравинЯ. «Огромный дом», «Кожаный мяч»
Дунаевский И. «Песенка о капитане»
Журбин А. «Планета детства»
Кабалевский Д. «Птичий дом», «Весело у нас»
Красев. М. «Ландыш»
Крылатов Е. «Кабы не было зимы», «Крылатые качели»
Марченко Л. «Старая кукла», «Колыбельная маме»
Островский А. «До, ре, ми, фа, соль»
Струве Г. «Моя Россия»
Ротерштейн М. «Песенка-небылица»
Савельев Б. «Живут волшебники на свете»
Н.Агафонников «Весенняя песенка»
А.Афанасьев «Семнадцатая весна»
Ю.Антонов «Воробьиная дискотека»
Р.Бойко «Весной», «Опанас и тарантас», «Колыбельная», «Волшебная песенка»
Г.Гладков «Песня о зарядке»
Я.Дубравин «Песня о земной красоте», «Сухарики»
П.Ермишев «Юность моя»
Э.Колмановский «Красивая мама»
П. Купрейшвили «Вальс дружбы»
Е.Крылатов
«Прикосновенье», «Крылатые качели» из к/ф «Приключения
Электроника», «Прекрасное далеко» из к/ф «Гостья из будущего»
Львов-Компанеец «Пингвин», «Всем нужны друзья»
Г.Мовсесян «Наши песни»
А.Петров «Счастливою тропою»
А.Пахмутова «Утро, здравствуй»
С.Соснина «В родном краю», «Планета у нас голубая»
О.Тевторадзе «Новая Золушка»
Д.Тухманов «Притяжение земли»
Ю.Чичков «Лесной марш», «Вот такой щенок», «Самая счастливая», «В мире
красок и мелодий», «Родная песенка», «Храбрый Петя», «Из чего же, из чего же…»
5 класс
Бойко Р. «Корабли уходят в плаванье»
Важов С. «Песенка про оркестр»
Дубравин Я. «Я рисую»
Жарковский В. «Веселая дорожка»
Кабалевский Д. «Спокойной ночи»
Крылатов Е. «Дети солнца», «Лесной олень»
Локтева В. «Ты лети, ветерок»
Минков А. «Вечный двигатель»
Островский А. «Нам открыты все пути»
Петров А. «Романс Настеньки»
Савельев Б. «Из чего наш мир состоит»
Струве Г. «С добрым утром»
6 класс
Туликов С. «Вдохновение»
Чичков Ю. «Самый драгоценный клад»
Францескевич И. «На пруду»
5. Подготовка к публичному выступлению (акустические репетиции)
Интонирование и технические приемы как средства отражения эмоционального
состояния. Сценическое воплощение художественного образа.
За время обучения обучающийся должен пройти:
Во 2 классе: 2-3 вокализа, 3 народные песни, 4 песни школьного репертуара (1,2 классов),
несложный романс.
В 3 классе: 1-2 вокализа, 3 народные песни, 4-5 произведений разных стилей, 4 песни
школьного репертуара (2,3 классов), несложный романс.
В 4 классе: 2 романса разных стилей, 2 народные песни, 4 песни школьного репертуара (3,4
классов).
В 5 классе: 2 романса, 3 народные песни, 2 песни школьного репертуара (4,5 классов).
В 6 классе: 2 романса, 2 народные песни, 2 песни современных композиторов, 1 песню из
школьного репертуара.
3. Условия реализации программы
3.1 Методическое обеспечение
Методические рекомендации
Работа по дисциплине «Постановка голоса» включает совместную работу
преподавателя, концертмейстера и обучающегося. На первых уроках важно понять
возможности ученика, оценить его вокальные данные и прежде чем начать занятия четко
представить задачи для формирования собственно голоса, помочь ощутить свои вокальные
способности. Певческий голос – инструмент, формирование и развитие которого находится в
зависимости от индивидуальных способностей человека. Поэтому задачи первого этапа
обучения сводится к адаптации ученика к звукам собственного голоса и умению обращаться
с ним. Задания на этих уроках должны быть несложными, быстро запоминающимися и легко
повторяющимися. Когда задания выполняются точно, в нервной системе создаются
наилучшие условия для образования рефлексов. Нагрузка не должна быть чрезмерной.
Начать работу над голосом необходимо с центрального участка диапазона, отталкиваясь от
наиболее удачно звучащих нот. Существенным моментом является верно, выбранная сила
звука, с которой надо начать работу. Лучше mf или mp в зависимости от голосовых
возможностей ученика.
С первых же уроков по постановке голоса у обучающихся необходимо развивать
чувство
самоконтроля,
умение
слышать
и
анализировать
свои
недостатки
в
звукообразовании с целью преодоления, а также активизировать стремление к чистой
интонации, к точности ритма и осмысленности в пении. Внимание преподавателя должно
быть направлено на правильную корпусную установку обучающегося, свободное положение
гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового
аппарата и особенно на правильное певческое дыхание. Необходимо помнить, что певческое
дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием
развития вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности.
Развитое, укрепленное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной
фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами выразительности в пении.
Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без
подъездов». Не допускается форсированная подача звука. С самого начала обучения следует
вести систематическую работу по формированию правильного певческого звучания средней
части диапазона голоса. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой
артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваясь чистоты интонации в звучании голоса.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных обучающегося зависят непосредственно от того,
насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
На
занятиях
активно
используется
знание
нотной
грамоты
и
навыки
сольфеджирования, т. к. пение по нотам, помогает обучающимся овладевать музыкальным
произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к
уровню исполнения без сопровождения.
Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в
старших классах), т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.
Таким образом, разучиваются достаточно сложные вокальные произведения с развернутым
фортепианным сопровождением.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием
важнейших вокально-технических навыков обучающихся (дыханием, звуковедением,
артикуляцией, дикцией, ровностью тембра и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя
диапазон певческих возможностей ученика.
Отбирая репертуар, нужно помнить о необходимости расширения музыкальнохудожественного кругозора детей, о том, что вокально-хоровое пение – мощное средство
патриотического, идейно-эстетического, нравственного воспитания обучающихся. Поэтому
произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями советских, а
также современных российских композиторов и народными песнями разных жанров.
Огромное влияние на развитие музыкальности обучающихся оказывает тщательная работа
над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейноэмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом,
музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умением почувствовать и
выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.
Особое внимание уделяется куплетной форме, как наиболее часто встречающейся
в репертуаре класса вокала. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора
музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности,
преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования,
основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на
него, можно выявить в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и
эмоционального содержания песни.
Могут быть использованы такие приемы, как сочетание запевов солистов (или
группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов вокальной
(фортепианной) аранжировки и пр. Исполнительские приемы при этом художественно
оправданны и не превращаются в способ демонстрации «эффектов». Постепенно, с
накоплением опыта вокального исполнения овладением вокально-техническими навыками,
репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой обучающиеся знакомятся с
многообразными
жанрами
вокальной
музыки.
Краткие
пояснительные
беседы
к
произведениям используются для знакомства с биографией и творчеством авторов
произведения, выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка
различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора
обучающихся, помогает формировать их художественную культуру.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при
наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и
результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической
целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить
при хорошем физическом состоянии обучающегося, занятия при повышенной температуре и
плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она
заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного
внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по
времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить
наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние занятия обучающегося предполагают продолжение
работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством
педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (чистая
интонация, ритмический рисунок мелодии, динамика, нюансировка, дыхание, артикуляция и
дикция), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и
результативной
самостоятельной
работы
ученику
необходимо
получить
точную
формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в
дневник обучающегося. Можно предложить следующие виды домашней работы: игра
мелодий разучиваемых песен с названием нот и дирижированием, пропевание мелодии на
различные слоги, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, пение под
собственный аккомпанемент и т. п.
При разучивании произведений ученик должен с помощью педагога разобраться в
его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по
нотам,
следить
за
правильным
исполнением
штрихов,
интонации,
нюансировки,
ритмического рисунка.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются
преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы обучающегося
должна проводиться педагогом регулярно.
3.2 Информационно обеспечение учебного процесса
Учебно-методическая литература
Основные источники:
Милькович Е. Систематизированный вокально-педагогический репертуар для высоких и
средних голосов, «Музыка», М.2005
Эрман Ю. Систематизированный вокально-педагогический репертуар для высоких, средних
и низких голосов. Русские народные песни. Сборник 1. МРI ,Челябинск 2006
С. Фуки, К. Фортунатова Хрестоматия вокально-педагогического репертуара в 3-х вып.Музыка. М. 1966,1969,1971
Дополнительные источники:
Н. Соколова Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для начинающих певцов и
дирижеров хора: сопрано Красноярск, 2011
Ваккаи Н. Практическая школа итальянского пения. – Leipzig: «Peters», 1915.
Вокальная музыка композиторов XVI-XVIII веков. Вып. 1. – М: Изд. дом «Золотое руно»,
2003.
Зейдлер Г. Вокализы для высокого и среднего голоса. – М.: Изд. дом «Золотое руно», 2005.
Паулс Р. Песни для голоса и фортепиано. – СПб.: Композитор, 1998.
Песни из кинофильмов. Сб. – М.: изд. Владимира Катанского, 2005.
Песни нашего кино. 70-90-е годы. Сб. – СПб.: Композитор, 2004.
Русские песни. Сб. – М.: Музыка, 2004.
Сольное пение в детской музыкальной школе: Хрестоматия / Сост. Ю.Гольдовская. – СПб.:
«Нота», 2004.
Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: учеб. Пособие / О.А. Апраксина. – М.,
1983.
Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л., 1980.
Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., 1997.
Варламов А. Полная школа пения. М., 1989
Варламов А.Е. Полная школа пения. - СПб. Планета музыки, - 2008.
Вербов А.М. «Техника постановки голоса» Музгиз. 1991.
Гарсия М. Школа пения. М., 1987.
Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и
вокализы-сольфеджио. М.; Л., 1991
Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музгиз, 1964.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – М., 1968.
Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М., Музгиз, 1962.
Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва.Музгиз.1962.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.
Казачков С. От урока к концерту - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1990.
Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб «Музыкальная палитра» 2008.
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса, Екатеринбург 1992.
Кравченко А. Секреты бельканто / АО «СофтЭрго» - М., 1993.
Ландовска В. О музыке - М.: Радуга, 1991.
Леванов В. Вопросы совершенствования обучения и эстетического воспитаний на хоровых
отделениях ДМШ - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1988.
Леванов В. Вопросы совершенствования обучения и эстетического воспитания на хоровых
отделениях детских музыкальных школ. Методические рекомендации. Казань: Изд-во
казанского университета, 1988. - 100 с.
Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977
Малахов. Г. Современные дыхательные методики. Донецк.2003
Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967
Морозов В. «Искусство резонансного пения» ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского М., 2002.
Морозов В. Вокальный слух и голос/ В.П. Морозов. – М.: 1965.
Морозов В. Искусство резонансного пения. М.: ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, 2002.
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.
Киев: Музыка, 1988.
Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом.
Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985.
Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1. – М., 1986.
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: пособие для музыкальных школ и школ искусств. –
М., 1988.
Соколова. В. Работа с детским хором: Сб. статей М., 1981.
Сикур П. Воспою Тебе: Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов,
руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения. М., 2006.
Соколов В. Работа с хором. М: Музыка, 1983.
Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Вып. 2. – М., 1987.
Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1988.
Струве Г. Школьный хор. М: Просвещение, 1981.
Суязова Г. А. Мир Вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий,
методические рекомендации. Волгоград. 2008.
Стулова Г.П. Хоровой класс (теория и практика вокальной работы в детском хоре) Москва
«Просвещение» 1988.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению М., 1992.
Усова И. Старшая группа детского хора: Сборник статей: Работа с детским хором М.:
Музыка, 1981.
Чарели Э.М. Дети, учитесь говорить, Екатеринбург 2005.
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Москва.ФИС,2000
Юссон Р. Певческий голос. М., 1974.
Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы- СПб. 2007.
Нотная литература
Антология советской песни. Вып. 4. Песни для детей среднего школьного возраста в
сопровождении фортепиано /сост. Алиев Ю. М.: Музыка, 1989. – 2008 с.
Буратино: Песенник для детей. Вып. 1. / сост. В. Модель. – Л.: Советский композитор, 1986.
И.Арсеев «Здравствуй новый день».
«Школьные годы» вып.41.
«Мальчишки и девчонки» вып.9.
Е.Гиммельфарб «Забавные, смешные песни для детей» вып.1, Екатеринбург 1998.
Дубравин Я. Ты откуда, музыка: Песни для детей школьного возраста – М.: Музыка, 1988.
Ефимов Т. «Загрустила что-то Баба Яга» Ярославль: Академия развития, 2004.
Зарицкая Е. Сказочная карусель: Сборник песен для детей младшего возраста - СПб.:
Музыкальная палитра, 2005.
Кудряшов А. Песни для детей. Настольная книга музыкального руководителя - Ростов-наДону: Феникс, 2006.
Луппов. А. Какого цвета солнце: Песни для детского хора и фортепиано – Казань: Татарское
книжное издательство, 2008.
Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано / Сост. Жаров В.
– М.: Музыка, 1985.
Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Обухова Е. Веселое Лето. Песни для детей. Пособие для музыкального руководителя Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Пение в школе Вып. 2./сост. Т. Бейдер, В. Смолер. – М.: Музыка, 1965.
Песни для малышей для голоса в сопровождении фортепиано. Вып. 1. – М.: Советский
композитор, 1977.
Песни и хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано для детей / сост. Т.
Назарова, И. Соколова – М.: Советский композитор, 1976.
Поем мы дружно песню / сост. Э. Соболева, С. Бекина, Ю. Комальков – М.: Советский
композитор ,1987.
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс Пособие для музыкальных школ и школ искусств. –
М.: Советский композитор, 1988
Популярные русские песни: Для вокальных народных ансамблей. /сост. Шелепенев А - М.:
Советский композитор, 1989.
Смирнова Т.И. Allegro. Тетрадь №14: Вокальный репертуар «Для всех и для каждого» - М.:
ЦСДК, 1996.
Учите детей петь: Песни для развития голоса у детей 6-7 лет / сост. Т. Орлова, С. Бекина. ––
М.: Просвещение, 1988.
Шаинский В. Избранные песни: Песни для детей в сопровождении фортепиано - М.:
Советский композитор, 1985.
Шатрова Е. Не улетай детство: Песни для маленьких и больших детей. – Казань.
Школьный звонок. Песни для детей – М., Советский композитор, 1986
Шувалов В. Отчий край. – Белгород, БИЦ БГУНБ, 2002
Я люблю тебя Россия: Россия в песнях 20 в./ составитель В. Ковальчук – изд. Буква, 2005
Интернет – ресурсы:
MIRNOT.NET$;
Njteslibrary.ru;
You Tube;
musicaviva.com/sheet.tpl;
icking-music-archive. ;
notarhiv.ru/vokal.html;
tarakanov.net;
imslp.org
musstudent.ru;
intoclassics.net.
3.3 Материально-техническое обеспечение
Реализация рабочей программы производственной практики (по профилю
специальности) предполагает наличие:
учебных классов индивидуальных занятий;
концертного зала;
студии звукозаписи;
фортепиано;
дидактический материал (партитуры, хоровые партии и т.д.).
4.Контроль и учет успеваемости
4.1 Фонд оценочных средств
Для контроля успеваемости используются следующие виды контроля
Текущий – проводится непосредственно в процессе занятий
Промежуточный контроль осуществляется в форме контрольных уроков.
Программы исполняются обучающимися наизусть.
На контрольном уроке обучающийся должен исполнить наизусть:
2 класс: 2 несложных произведения и 1 песню школьного репертуара в составе вокального
ансамбля;
3 класс: романс, народную песню, песню школьного в составе вокального ансамбля;
4 класс: романс или народную песню, песню школьного репертуара.
5 класс: романс, народную песню (a cappella), песню школьного репертуара.
6 класс: романс, народную песню (a cappella), песню школьного репертуара.
4.2 Критерии оценки
№
п/п
Параметры
1
1
2
Знание нотного
текста
2
Качество звука
и интонация
Критерии оценки
3
Безупречное знание нотного текста
Небольшая сбивчивость в исполнении
Регулярная сбивчивость и текстовые
ошибки, но спето до конца
4
5
4
3
Неумение исполнить произведение до
конца
Знание нотного и литературного текста
менее 50%
Безупречное голосоведение, достаточно
чистое интонирование
Небольшое отклонение в голосоведении,
хорошая интонация
2
Не совсем правильное голосоведение,
зажатый звук
Грязная интонация, неправильное
голосоведение
Очень грязная интонация, плохой звук
3
4
5
Динамические
оттенки
Дыхание и
фразировка
Штриховая
культура
Оценка
в баллах
Нюансы яркие в стиле произведения
Не очень яркие нюансы и кульминация
Слабая кульминация, но произведение
спето
Очень бледные оттенки, произведение не
допето
Отсутствует кульминация, знание текста
менее 50%
Задание выполнено безукоризненно,
дыхание берётся точно по фразе
Небольшие отклонения, проблемы
правильного дыхания
н/а
5
4
3
2
н/а
5
4
3
2
н/а
5
4
Регулярная сбивчивость, но произведение
допето
Регулярная сбивчивость, произведение не
допето до конца
3
Дыхание берётся в середине слова, знание
текста менее 50%
Штрихи выполнены безупречно
Небольшие отклонения в выполнении
штрихов
Ошибки в штрихах, но произведение
допето до конца
н/а
Ошибки в штрихах, произведение не
допето до конца
Штрихи не соответствуют тексту
произведения
2
5
4
3
2
н/а
6
Создание
музыкального
художественног
о образа
Задание выполнено безукоризненно,
произведение спето артистически
5
Задание выполнено и артистичность
хорошая
Произведение спето неуверенно, не
артистично
Произведение спето не до конца, не
артистично
Знание текста произведения менее 50%
4
3
2
н/а
4.3 Оценка освоенных компетенций
Результаты
(освоенные компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы контроля
и оценки
ОК 1. Понимать сущность и
Грамотность, своевременность и Выставление текущих оценок
социальную значимость своей
полный объем выполнения
будущей профессии, проявлять кзаданий.
по всем, задаваемым на дом
формам работы.
к ней устойчивый интерес.
ОК
2.
Организовывать собственную
деятельность, определять
Умение максимально
Выставление текущих оценок
продуктивно организовать
по всем, задаваемым на дом
самостоятельную работу.
формам работы
методы и способы выполнения Способность адекватно оценить
профессиональных задач,
уровень усвоения материала.
оценивать их эффективность и
качество.
ОК 4. Осуществлять поиск,
Способность самостоятельно
анализ и оценку информации,
находить, анализировать и
Коллоквиумы, устный опрос.
необходимой для постановки и структурировать учебный
решения профессиональных
материал, использование его на
задач, профессионального и
практике
личностного развития.
ОК 5. Использовать
Владение компьютером,
Составление нотной
информационно-
Интернетом и нотным
хрестоматии из произведений
коммуникационные технологии редактором; способность
(или отрывков произведений)
для совершенствования
применить на практике,
современных композиторов.
профессиональной
полученные сведения.
деятельности.
ПК 1.1.Целостно и грамотно
Детальное изучение вокальных
Текущий контроль в форме
воспринимать и исполнять
произведений. Чистота
исполнения на уроке
музыкальные произведения,
интонации, точное
самостоятельно осваивать
воспроизведение ритмического
сольный, репертуар.
рисунка, динамических оттенков.
П.К.1.2. Осуществлять
Владение практическими
Текущий, промежуточный и
исполнительскую деятельность основами профессии. Уверенное контроль.
и репетиционную работу в
использование теоретического и
условиях концертной
технического арсенала на
организации, в хоровых и
практике.
ансамблевых коллективах.
П.К. 1.3. Осваивать сольный,
Способность овладевать,
ансамблевый, хоровой
изучать и усваивать учебные
исполнительский репертуар.
программы соответствующего
Все виды текущего,
промежуточного контроля.
уровня сложности.
П.К. 1.4. Использовать
Использовать вокальные
Текущий контроль в форме
комплекс музыкально-
технические навыки и приемы,
контрольного урока.
исполнительских средств для
средства исполнительской
достижения художественной
выразительности для грамотной
выразительности в соответствии интерпретации нотного текста.
со стилем музыкального
произведения.
ПК 1.8. Сохранять и развивать Учитывать основные
Промежуточный контроль в
исторические традиции русской стилистические принципы,
форме контрольного урока.
хоровой музыки, культуры
свойственные традиции русской
хорового пения.
хоровой музыки, культуры
хорового пения
П.К. 2.8. Владеть культурой
Умение грамотно и точно
Устный опрос. Текущий
устной и письменной речи,
выражать мысли. Уверенное и
профессиональной
точное использование
терминологией.
профессиональной терминологии.
контроль.