Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования _53.02.06 Хоровое дирижирование
Организация-разработчик: _ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»
Разработчики:
Степаненкова О.В. преподаватель ГБПОУ СПО СО «Свердловский мужской хоровой
колледж», высшая квалификационная категория.
Структура рабочей программы учебной дисциплины
МДК 01.04 Хоровой класс
1. Паспорт программы
2. Структура и содержание программы
3. Условия реализации программы
4.Контроль и оценка результатов освоения программы
1.Паспорт программы
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа МДК 01.04 «Хоровой класс» является частью основной
профессиональной
образовательной
программы
в
соответствии
с
ФГОС
по
специальности СПО 53.02.06 «Хоровое дирижирование» в части освоения основных
видов профессиональной деятельности (ВПД): дирижёрско-хоровая деятельность
(репетиционная и концертная деятельность в качестве руководителя хора, хормейстера,
артиста хора, ансамбля в концертно-театральных организациях); педагогическая
деятельность (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах
искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других учреждениях
дополнительного образования, образовательных учреждениях, учреждениях СПО).
Цели и задачи рабочей программы МДК 01.04 «Хоровой класс»
Цель курса – формирование практических навыков с целью воспитания
квалифицированных специалистов, способных продемонстрировать знания и навыки в
объеме, необходимом для дальнейшей
практической деятельности в качестве
дирижера и артиста хорового коллектива.
Задачи курса:
Знакомство и творческое освоение лучших образцов музыки зарубежных,
русских отечественных композиторов, песенно-хорового творчества народов стран
мира;
формирование
у
студентов
вокально-хорового
исполнительского
мастерства в неразрывной связи художественного и технического аспектов;
расширение и углубление музыкального кругозора учащихся;
развитие навыков самостоятельной работы над партитурой;
освоение знаний теоретических основ хорового искусства;
освоение и закрепление практических навыков управления хоровым
коллективом;
обучение
студентов
построению
хоровой
репетиции
культуре
концертного выступления;
воспитание будущего руководителя хорового коллектива.
В результате освоения курса обучающийся по данной программе должен
должен:
иметь практический опыт:
работы хормейстера с исполнительскими коллективами разных составов;
исполнении партий в составе ансамбля и хорового коллектива.
уметь:
читать с листа свою партию в хоровом произведении;
исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ
хорового исполнительства;
пользоваться специальной литературой;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные
художественные решения;
работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах.
знать:
репертуар средней сложности хоровых коллективов различных составов,
включающий произведения крупных вокально-хоровых жанров оратории, кантаты,
мессы, хоровые концерты, поэмы, сюиты);
вокально-хоровые особенности хоровых партитур;
художественно- исполнительские возможности хорового коллектива;
методику работы с хором;
особенности работы в качестве артиста хорового коллектива;
профессиональную терминологию.
1.2
Перечень формируемых компетенций
ОК.1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии.
ОК.2
Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач.
ОК.3 Решать проблемы, оценивать риски, и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать
руководством.
в
коллективе,
эффективно
общаться
с
коллегами,
ОК 7. Ставить
цели,
мотивировать
деятельность
подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные
произведения, самостоятельно овладевать хоровым и ансамблевым репертуаром.
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную
работу в условиях концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Осваивать
сольный,
ансамблевый,
хоровой
исполнительский
репертуар.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для
достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального
произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства
звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального
произведения,
применять
базовые
теоретические
знания
в
процессе
поиска
интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого
коллектива,
включающие
организацию
репетиционной
и
концертной
работы,
планирование и анализ результатов деятельности.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность
в детских школах искусств и детских музыкальных школах, детских хоровых школах и
других
учреждениях
дополнительного
образования,
общеобразовательных
учреждениях, учреждениях СПО.
ПК 2.2. Использовать
знания
в
области
психологии
и
педагогики,
специальных
и
музыкально-теоретических
дисциплин
в
преподавательской
деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации
и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в хоровом
классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания,
анализировать особенности отечественных и мировых школ хорового пения.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в хоровом
классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК 01.04 ХОРОВОЙ КЛАСС
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
МДК
01.04
11(21) 7,8,9,10.
2551
всего
Групповые
Учебные занятия
Самостоятельная
Контрольные
уроки
зачеты
Экзамен
Хоровой
класс
Максимальная учебная
нагрузка
Распределение по
классам и семестрам
Наименование
дисциплин
Индекс
850 1701
1701
Распределение учебных часов по классам (курсам) и полугодиям (семестрам)
классы
1
2
3
16
18
16
19
16
5,5
5,5
5,5
5,5
5,5
4
19
16
5
19
16
19
5,5 7,5 7,5 7,5 7,5
6
16
7
19
8
16
20
7,5 7,5 7,5
7,5
9
16
20
16
19
1
1
1
1
2.2. Тематический план
1 класс
№
Наименование темы
Всего
1
Дикция ,артикуляция
37
18
55
2
Звукообразование
37
18
55
3
Ансамбль
37
18
55
39
18
57
Звуковедение
37
21
58
Всего часов
187
93
280
Строй
4
5
Самостоятельная
учебная нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка
2,3 классы
№
Наименование темы
Всего
1
Дикция ,артикуляция
37
18
55
2
Звукообразование
37
19
55
3
Ансамбль
37
19
59
39
19
61
Звуковедение
37
21
58
Всего часов
192,5
96
288
Самостоятельная
учебная нагрузка
4
5
Строй
Самостоятельная
учебная нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка
4,5,6,7 классы
№
Наименование темы
Всего
1
Дикция ,артикуляция
47
23
70
2
Звукообразование
47
23
70
3
Ансамбль
77
39
116
45
22
67
Звуковедение
47
24
71
Всего часов
263
131
394
4
5
Строй
Максимальная
учебная нагрузка
8 классы
№
Наименование темы
Всего
1
Дикция ,артикуляция
7
3
10
2
Звукообразование
7
3
10
3
Ансамбль
7
4
11
8
5
13
Звуковедение
7
3
10
Всего часов
36
18
54
№
Наименование темы
Всего
1
Дикция ,артикуляция
7
3
10
2
Звукообразование
7
3
10
3
Ансамбль
7
4
11
7
4
12
Звуковедение
7
3
10
Всего часов
35
17
53
4
Строй
5
Самостоятельная
учебная нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка
9 класс
4
5
Строй
Самостоятельная
учебная нагрузка
Максимальная
учебная нагрузка
2.3. Содержание МДК 01.04 Хоровой класс
Хор младших классов (1-3 классы) Хор мальчиков и юношей (4-11 классы)
Юношеская группа хора (8-11 классы)
1.Певческая установка.
Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении.
Навыки пения сидя и стоя.
2.Дыхание.
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох
и начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от
темпа сочинения: медленно, быстро. Смена дыхания в процессе пения;
различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более
спокойное, но также активное в медленных). Знакомство с навыками
«цепного» дыхания.
3.Звукообразование, звуковедение.
Естественный,
свободный
звук
без
крика
и
напряжения.
Преимущественное применение мягкой атаки.
Владение
грудным
и
фальцетным
звукообразованием.
Сознательный переход с одного регистра в другой. Округление гласных и
способы их формирования в разных регистрах. Пение нон легато и легато.
Нюансы f,p,mf,mp.
4.Дикция.
Развитие
дикционных
навыков.
Гласные
и
согласные.
Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова
согласных к последующему слогу.
5.Ансамбль.
Выработка совместного одновременного вдоха и выдоха. Работа над
ритмическим ансамблем в умеренных темпах при соотношении простейших
длительностей (четверть, восьмая, половинная). Выработка динамического
ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в быстрых и медленных
темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный
ритм) в совместном музицировании.
6. Строй.
Работа по выстраиванию унисона. Работа над двухголосием.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование
диатонических ступеней лада). Постепенное расширение задач: интонирование
произведений в различных видах мажора и минора. Точное интонирование
одноголосного
пения
при
сложном
аккомпанементе.
Навыки
пения
двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без
сопровождения.
7.Работа над формированием исполнительских навыков.
Анализ поэтического текста и его содержания. Воспитание навыков
понимания
дирижерского
жеста
(«внимание»,
«дыхание»,
«начало»
и
«окончание» пения).
Грамотное чтение нотного текста по партиям. Пение в строго
размеренном темпе. Различные виды динамики.
Понимание дирижерского жеста- динамика и её изменение.
Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение
в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце
произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды
фермат.
Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и
пр.). Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей
исполнения произведений. Пение в строго размеренном темпе; сопоставление
двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения;
замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста - сознательное
отношение ко всем указаниям дирижера. Развитие музыкального мышления.
2.4 Примерный репертуарный план
Младший хор
1. Швейцарская нар. песня «Кукушка»
2. А.Новиков «Учил Суворов»
3. О.Хромушин «Радуга»
4. О.Хромушин «Братья»
5. О.Хромушин «Что такое лужа»
6. О.Хромушин «Колыбельная»
7. О.Хромушин «Ученый кот»
8. Г.Струве «Вот тогда, ты, пожалеешь, Кулакова»
9. Г.Струве «Матерям погибших героев»
10. О.Хромушин «Колыбельная»
11. А.Пахмутова «Орлята учатся летать»
12. П.Чайковский Хор мальчиков из оп. «Пиковая дама»
13. С.Сидельников «Перемена»
14. А. Гречанинов «Призыв весны»
15. М.Славкин «Снег»
16. Д.Мигдал «Елочке не холодно»
17. Д. Мигдал «Новогодняя»
18. С.Плешак «Кот лета»
19. Б.Мокроусов «Песня неуловимых мстителей»
20. Д.Перголези «Stabat mater»
Примерный репертуарный план концертного хора мальчиков и юношей
1. Н.Кедров «Отче наш»
2. П.Чесноков «Тебе поем»
3. А.Нименский «Гадание»
П.Чайковский «Легенда»
4.
5. К.Дженкинс «Месса мира»
6. С.Рахманинов «Шестопсалмие»
7. А.Алябьев «Соловей»
8. «Христос воскресе»
9. П.Чесноков «Да исправится молитва моя»
10. П.Чайковский «Неаполитанская песенка»
11. А. Архангельский «Помилуй нас, Господи»
12. «Zottel marcsh»
13. Г.Свиридов «Поет зима» из «Поэмы памяти С.Есенина».
14. П.Чайковский Соловушко»
15. Л.Бетховен «Фантазия»
3.Условия реализации программы
3.1. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Задача руководителя хорового класса – пробудить у обучающихся
любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать
потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что
хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной
грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым
партитурам помогает обучающимся воспринимать музыкальные произведения
сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам
необходимо
сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху
способствует развитию музыкальной памяти.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и
развитием важнейших вокально-хоровых навыков обучающихся (дыханием,
звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи,
расширяя диапазон певческих возможностей детей. Особое значение имеет работа
над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над
умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего
произведения, так и отдельных его частей.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости
расширения музыкально-художественного кругозора, о том, что хоровое пение –
мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного
воспитания обучающихся. Произведения русской и зарубежной классики должны
сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями
разных жанров.
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением
вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной
формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки.
Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются
руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных
композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют
обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их
художественную культуру.
Для обучающихся по специальности 52.02.06 хоровой класс является
одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков
коллективного музицирования. Всемерно используя возможности групповых
занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о
том, что хор – это коллектив. Лишь, исходя из этого, можно профессионально
строить работу над всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации
учебного
процесса
целесообразно
руководствоваться
интересами
и
возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми,
мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип
будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского
коллектива.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Объем самостоятельной работы обучающихся определяется с учетом
минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением
детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в
учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а
также индивидуальные способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы обучающегося в классе
хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в
систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в
хоровом классе. Обучающиеся регулярно готовятся дома к контрольной сдаче партий
произведений, чтобы в результате домашней подготовки при сдаче партий суметь
выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без
сопровождения.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться
преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями,
клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.
Общие требования к организации образовательного процесса.
Тесная взаимосвязь занятий в хоровом классе с другими специальными
дисциплинами (дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение, методика,
вокальный ансамбль) - обязательное условие для решения задачи воспитания хорового
дирижёра.
В СМХК имеется несколько хоровых коллективов, комплектуемых по
возрастным группам:
• Хор младших классов - 1 -3 классы.
• Концертный смешанный хор - с 4- 11 классы.
• Юношеская группа хора - 8-11 классы
Каждый коллектив имеет свои задачи, направление и концертный репертуар,
который формируется руководителем хора..
Хор младших классов - это начало формирования хорового коллектива.
Репертуар составляют песни с ограниченным диапазоном, умеренной динамикой и
несложные по музыкальному языку. Хор по возможности участвует в концертной
деятельности колледжа. Учащиеся готовятся к переходу в концертный хор.
Концертный смешанный хор - это основной хоровой коллектив колледжа.
Хор имеет большой концертный репертуар, часто выступает за рубежом, участвует в
различных конкурсах и фестивалях хоровой музыки. Коллектив способен исполнять
крупные хоровые сочинения. На этом хоровом коллективе выпускники колледжа
готовят концертную программу Государственного экзамена.
Юношеская группа
- обучающиеся 8- 11 классов, у которых период
мутации находится в завершающей стадии. По мере укрепления голосового аппарата
учащиеся справляются с более сложными исполнительскими задачами, осваивая
репертуар мужского хора. Репертуар хора - народная песня, духовная музыка, хоровые
произведения мировой классики. Хор также участвует в подготовке концертной
программы Государственного экзамена.
За учебный год должно быть пройдено в среднем 15 хоровых
сочинений.
В течение учебного года планируется ряд творческих отчётов:
концерты, конкурсы, участие в хоровых фестивалях.
3.2 Информационное обеспечение
Методическая литература:
1.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000
2.
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре.
3.
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. –
М., 1987
Ярославль, «Академия развития», 1997
4.
Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским
вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
5.
Струве Г. Школьный хор. М.,1981
6.
Теория и методика музыкального образования детей: Научно-
методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. –
М., 1998
7.
Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального
воспитания. – Санкт-Петербург, 2000
8.
Халабузарь
П.,
Попов
В.,
Добровольская
Н.
Методика
музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990
9.
Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
10. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском
хоре. -М.,1988
12. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961
Нотная литература:
1.
Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып.
1,2. М.,1966
2.
«Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001
3.
«Песни для детского хора», Вып. 5. Хоровые произведения
русских и зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963
4.
«Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975
5.
«Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М.,
6.
«Поющее детство». Произведения для детского хора (сост.
1989
Мякишев И.), М., 2002
7.
Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979
8.
Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М.,
9.
Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2-е издание.
1969
«Современная музыка», 2009
10. «Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых
коллективов. Сост. Соколов В. Вып. 1, 2. М., 1965
11. Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений», Тетр.4,
М., 1995
Интернет-ресурсы
http://www.notes.tarakanov.net
http://www.classic-online.ru
http://www.rutracker.org
http://www.ale 07.narod.ru.notes
http://www.ru.scorser.com
http://www.classon.ru
http://www.mirknig.com
http://www.ruknigi.net
http://www.classic-music.ru
http://www.mp3baza.org
http://igraj-poj.narod.ru/
http://www.nlib.org.ua
http://dirigent.ru
http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part14-118.php
3.3Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
1. Кабинет для групповых занятий.
2. Хоровые станки.
3. Стулья.
4. Дирижерский пульт.
5. Фортепиано (в хоровой класс)
6. Концертный рояль (в конц. зал)
7. Технические средства для воспроизведения видео и аудиоматериала.
8.
Ученическая доска с нанесенным на нее нотоносцем.
9.
Книжные полки.
10. Шкаф.
11. Копировальная техника;
12. Библиотечный
хрестоматийными
изданиями,
фонд,
партитурами,
укомплектованный
клавирами
специальными
оперных,
хоровых
и
оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП;
13. Kонцертный зал.
14. Звукотехническое оборудование.
15. Раздаточный материал (хоровые партитуры, партии).
4.Контроль и оценка результатов освоения
4.1. Фонд оценочных средств.
Фонд оценочных средств качества освоения курса «Хоровой класс»
следующие виды контроля, позволяющие оценить освоенные компетенции:
Текущий – осуществляется в различных формах: индивидуальное
исполнение, исполнение партией либо всем хором. Приём партий хоровых
сочинений проводится 1-2 раза в месяц ансамблями (Д1, Д2, А1, А2; Д, А, Т,
Б) или индивидуально.
Промежуточный – контрольные уроки. При оценке учащегося, помимо
проверки знаний хоровых партий, также учитывается его качественная репетиционная
работа в составе коллектива, участие в выступлениях хорового коллектива в
аттестуемый период.
Итоговый - зачёты и экзамены в соответствии с учебным планом.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе
текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний
хоровых партий.
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях
хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на
ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего,
анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания,
всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на зачете (академическом концерте);
другие выступления ученика в течение учебного года.
4.2. Критерии оценки
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка
8-10 («отлично»)
Критерии оценивания выступления
регулярное
посещение
хора,
отсутствие
пропусков без уважительных причин, знание
своей
партии
разучиваемых
во
в
всех
хоровом
произведениях,
классе,
активная
эмоциональная работа на занятиях, участие во
всех хоровых концертах коллектива
5-7 («хорошо»)
регулярное
посещение
хора,
отсутствие
пропусков без уважительных причин, активная
работа в классе, сдача партии всей хоровой
программы
трудных
при
недостаточной
технических
проработке
фрагментов
(вокально-
интонационная неточность), участие в концертах
хора
нерегулярное посещение хора, пропуски без
3-4
(«удовлетворительно»)
уважительных причин, пассивная работа в классе,
незнание
наизусть
программе
при
некоторых
сдаче
партитур
в
участие
в
партий,
обязательном отчетном концерте хора в случае
пересдачи партий
пропуски хоровых занятий без уважительных
2
(«неудовлетворительно»)
причин, неудовлетворительная сдача партий в
большинстве
партитур
всей
программы,
недопуск к выступлению на отчетный концерт
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности
учащихся
выпускного
класса
к
возможному
продолжению
профессионального образования в области музыкального хорового искусства.
4.3. Оценка освоенных компетенций
Результаты
Формы и
Основные
(освоенные
показатели оценки результата
компетенции)
ОК
1.
Понимать
сущность
и
значимость
своей
методы контроля и
оценки
Грамотность,
социальную своевременность
и
Выставле
полный ние текущих оценок
будущей объем выполнения домашних по всем, задаваемым
профессии, проявлять к ней заданий.
на
устойчивый интерес.
работы.
ОК
Организовывать
деятельность,
2.
Умение
собственную максимально
дом
форм
Выставле
продуктивно ние текущих оценок
определять организовать самостоятельную по всем, задаваемым
методы и способы выполнения работу.
на дом форм работы
профессиональных
задач,
Способность
оценивать их эффективность и адекватно
качество.
уровень
усвоения материала.
ОК 4. Осуществлять
поиск,
оценить
анализ
и
Способность
оценку самостоятельно
Коллокви
находить, умы,
различные
и виды
практик,
информации, необходимой для анализировать
постановки
и
профессиональных
профессионального
решения структурировать
учебный экзамены,
зачёты,
задач, материал, использование его устный опрос.
и на практике
личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационно-
Владение
компьютером, Интернетом и ние
коммуникационные технологии нотным
для
Составле
совершенствования способность
профессиональной
практике,
деятельности.
сведения.
нотной
редактором; хрестоматии
применить
на произведений
полученные отрывков
произведений)
современных
композиторов.
ОК 6. Работать
в
Конструктивность
коллективе,
эффективно взаимодействия
с
общаться
с
коллегами,
обучающимися,
в
ходе
руководством.
обучения и при решении
профессиональных
четкое
задач;
выполнение
обязанностей при работе в
коллективе; соблюдение норм
профессиональной этики при
работе в команде; построение
профессионального общения с
учетом
социально-
профессионального
ситуации
особенностей
статуса,
общения,
группы
и
из
(или
индивидуальных особенностей
участников коммуникации.
ОК 7. Ставить цели,
мотивировать
деятельность
подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с
принятием
на
себя
ответственности за результат
выполнения заданий.
Рациональность
Текущий
организации деятельности и контроль.
проявление
инициативы
в
условиях командной работы;
рациональность
работы
организации
подчиненных,
своевременность контроля и
коррекции
(при
необходимости)
процесса
и
результатов выполнения ими
заданий.
ОК 8. Самостоятельн
о
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься самообразованием,
осознанно
планировать
повышение квалификации.
Позитивная
динамика
Текущий
достижений
процессе
освоения
в контроль.
ВПД;
результативность
самостоятельной работы.
ОК 9. Ориентировать
Объективность
и
Текущий
ся в условиях частой смены обоснованность
оценки контроль.
технологий в профессиональной
возможностей
новых
деятельности.
технологий.
ПК 1.1.Целостно
грамотно
воспринимать
исполнять
и занятий
самостоятельно предполагается
осваивать
репертуар.
В
основе
сольный, изучение
и
ансамблевый произведений.
результате
самостоятельной
Текущий
по контроль в форме
музыкальные дирижированию
произведения,
оркестровый
и
зачета.
детальное
хоровых
В
подготовки
студенту
необходимо:
П.К.1.2.
Осуществлять
скую
Владение
исполнитель практическими
деятельность
основами промежуточный
и профессии.
работу
условиях
концертной теоретического
в
в использование
хоровых
и
Уверенное итоговый контроль
репетиционную
организации,
Текущий,
на
всех
видах
и хоровой практики.
и технического арсенала на
ансамблевых коллективах.
практике.
П.К. 1.3. Осваивать
Способность
сольный, ансамблевый, хоровой овладевать,
исполнительский репертуар.
изучать
усваивать
Все виды
и текущего,
учебные промежуточного
программы
и
итогового контроля.
соответствующего
уровня
сложности.
П.К.
Использовать
комплекс дирижерский
музыкально-исполнительских
средств
для
Использовать
1.4.
Текущий
аппарат
технику
и контроль в форме
дирижирования, зачета,
достижения технические навыки и приемы,
художественной
средства
исполнительской
выразительности в соответствии выразительности
со
стилем
теоретический
музыкального
применять
теоретические
процессе
экзамена.
нотного текста.
ПК 1.6. Выполнять
исполнительский
интерпретации й контроль в форме
музыкального грамотной
произведения.
Выполнять устный
и хороведческий
анализ произведения,
произведения, экзаменом
–
а
перед
письменный.
в должны отражать динамику
поиска повышения
Текущий
анализ контроль в форме:
базовые Планы письменных аннотаций
знания
Итоговы
для
требований
к
выполнение
развернутой устной
или
письменной
интерпретаторских решений.
раскрытию
основных аннотации
хороведческих
процессе
понятий
всего
в
курса
обучения.
ПК 1.8. Сохранять и
развивать
традиции
музыки,
пения.
Учитывать
исторические основные
русской
культуры
хоровой принципы,
хорового традиции
Текущий
стилистические контроль в форме
свойственные контрольного урока.
русской
хоровой
музыки, культуры хорового
пения