СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛЫ
1.
2.
Содержание
Планируемые результаты освоения
стр.
3-5
6 - 12
3.
Тематическое планирование
13 - 51
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в центре внимания находятся:
1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении
длительного времени — вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т.
д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной
школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и
культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной
культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
2. Интересы ребёнка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений
выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в
программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в
разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор
произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В
программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём
творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику.
3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и
мотивы, отражённые средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в
русской культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» и принципами построения
курса содержание каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия — Родина моя». В каждом
разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и
др., во втором: «Люди земли Русской», «О родной природе». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в
отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы
произведения, темы или проблемы).
Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки
обучающихся, а также вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих программах
предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в
рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим деятельностным наполнением
образовательного процесса.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности,
богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию
воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух
(скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Понимание
особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и
традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для
национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине,
веру, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие,
трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость,
гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание
себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к
нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане,
ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии
авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной
литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов общения, лежащих в основе
национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения,
рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения
о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ,
притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения;
портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование;
создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции
картин русских художников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной
язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования.
2.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных
произведений, отражающих историю и культуру страны;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
3) сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение
ситуаций при работе с художественными произведениями;
4) уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных
произведений и фольклора;
5) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
1) признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
2) проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых
средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
3) неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в
том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
4) сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том
числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
1) уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
2) стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
1) соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том
числе информационной) при поиске дополнительной информации;
2) бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов
речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных
произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений;
экологического воспитания:
1) бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
2) неприятие действий, приносящих ей вред;
3) ценности научного познания:
4) первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда
литературоведческих понятий;
5) познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том
числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе
круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы
следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
1) сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
2) объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
3) определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
4) находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
5) выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
6) устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
1) с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с
речевой ситуацией;
2) сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев);
3) проводить по предложенному плану несложное миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
4) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа
текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
5) прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
1) выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
2) согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в
словарях, справочниках;
3) распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
4) соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
5) анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
6) понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные
действия.
Общение:
1) воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
2) проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
3) признавать возможность существования разных точек зрения;
4) корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
5) строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
7) готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения,
выполненного мини-исследования, проектного задания;
8) подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
1) формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
2) принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
3) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
4) ответственно выполнять свою часть работы;
5) оценивать свой вклад в общий результат;
6) выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
1) планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
2) выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
1) устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
2) корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
3) соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
4) находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
5) сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение четырёх лет обучения должно
обеспечить:
1) понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2) осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской
литературы;
3) осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира,
национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в
систематическом чтении русской литературы;
4) ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами,
обоснование нравственной оценки поступков героев;
5) овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
6) совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);
7) применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение
ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа,
полного или краткого; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи
(для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
8) самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения;
9) использование справочных источников для получения дополнительной информации.
Предметные результаты по годам обучения
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
1) осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры;
2) владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы;
3) применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в
обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
4) использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;
5) читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
1) ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
2) владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в
тексте данные средства художественной выразительности;
3) совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя,
владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;
4) применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в
обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
5) обогащать собственный круг чтения;
6) соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
1) осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской
литературы;
2) осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
3) давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя,
владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
5) применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в
обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
6) пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
1) осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для культурной самоидентификации;
2) определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
3) совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя,
владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
4) применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в
обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для
разных адресатов);
5) самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;
6) пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.
3.
Тема, раздел
курса
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС -17 часов
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА -11 часов
Я и книги
Не красна книга письмом,
Слушание текста: восприятие на слух художественных
красна умом
произведений, в которых рассказывается о том, как дети учатся
Произведения, отражающие
читать.
первые шаги в чтении.
Понимание воспринятого на слух текста: ответы на вопросы по
Например:
содержанию текста, который читает учитель.
С. А. Баруздин. «Самое
Учебный диалог: сопоставление собственного опыта по освоению
простое дело».
способа чтения с описанным в произведении.
Л. В. Куклин. «Как я научился Восприятие на слух историко-культурного комментария: развитие
читать» (фрагмент).
умения соотносить встретившиеся в тексте детали с событиями в
Н. Н. Носов. «Тайна на
истории страны.
дне колодца» (фрагмент
Проблемная ситуация: можно ли по деталям текста определить
главы «Волшебные сказки»)
время, в которое живут герои. Развитие умения высказывать своё
мнение и доказывать его, опираясь на текст произведения и текст
комментария.
Пополнение словарного запаса: развитие умения высказывать
предположение о значении слова на основе контекста, обязательная
проверка высказанного предположения в ходе работы со словарной
статьёй.
Дифференцированная работа: чтение вслух небольших отрывков из
предложенных произведений (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст).
Воспроизведение услышанного текста с опорой на ключевые слова,
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
например, на материале фрагмента главы
«Волшебные сказки» из книги Н. Н. Носова «Тайна на дне
колодца».
Учебный диалог на основе проблемных вопросов к текстам
Я взрослею
Без друга в жизни туго
Беседа перед чтением текстов раздела: обсуждение вопросов
Пословицы о дружбе.
«Какие черты характера вы считаете самыми важными? Кого
Произведения, отражающие
можно назвать настоящим другом? Что такое дружба?».
представление о дружбе как
Учебный диалог: участие в коллективном обсуждении
нравственно-этической
прослушанных текстов, доказательство собственной точки зрения с
ценности, значимой для
опорой на текст.
национального русского
Пересказ текста с опорой на серию рисунков, например, к сказке С.
сознания. Например:
Л. Прокофьевой «Самый большой друг».
Н. К. Абрамцева. «Цветы и
Дифференцированная работа: чтение небольших фрагментов, в
зеркало».
которых используется не только текст, но и рисунки.
И. А. Мазнин. «Давайте будем Понимание текста: соотнесение услышанного текста и иллюстраций
дружить друг с другом»
к нему, поиск фрагмента текста, к которому нет иллюстрации.
(фрагмент).
Пополнение словарного запаса: сравнение значения синонимов,
С. Л. Прокофьева. «Самый
наблюдение за ситуацией их употребления.
большой друг»
Упражнение: работа над интонацией при произнесении
определённых предложений.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ
учителя
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Не тот прав, кто сильный, а
тот, кто честный.
Пословицы о правде и
честности.
Произведения, отражающие
традиционные представления о
честности как о нравственном
ориентире. Например:
В. А. Осеева. «Почему?».
Л. Н. Толстой. «Лгун»
Работа с текстами разных жанров, объединённых одной темой.
Работа над содержанием пословиц.
Упражнение: соотнесение содержания текста и пословиц, выбор
пословицы, отражающей содержание текста.
Воспроизведение услышанного текста с опорой на иллюстрации к
тексту: подробный пересказ.
Понимание воспринятого на слух текста: участие в коллективном
обсуждении прочитанного текста, например рассказа В. А. Осеевой
«Почему?», доказательство собственной точки зрения с опорой на
текст; эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Работа в группе: определение последовательности рисунков,
передающих основные события рассказа; фиксация
последовательности с помощью условных значков; пересказ текста
с опорой на выстроенную последовательность рисунков.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ
учителя
Тема, раздел
курса
Я фантазирую
и мечтаю
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Необычное в обычном.
Учебный диалог: обсуждение вопросов «Что такое чудо? Какие
Произведения, отражающие
бывают чудеса? Всегда ли чудо связано с волшебством?».
умение удивляться при
Слушание текста: восприятие на слух двух произведений, например
восприятии окружающего мира. стихотворения В. В. Лунина «Я видела чудо» и стихотворения Р. С.
Например:
Сефа «Чудо», сравнение их содержания, ответы на вопрос учителя:
С. А. Иванов. «Снежный
«Почему для героев стихотворений обычные для кого-то явления
заповедник» (фрагмент). В. В.
стали чудесами?»
Лунин. «Я видела чудо».
Проблемный вопрос: «Как что-то обычное может стать чудом?»
М. М. Пришвин. «Осинкам Творческое задание: произнесение одной и той же фразы с разной
холодно».
интонацией.
А. С. Пушкин. «Ещё дуют
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из стихотворений.
холодные ветры»
Игра «Волшебные очки»: развитие творческой фантазии,
придумывание, во что необычное может превратиться обычный
предмет, если на него посмотреть через волшебные очки.
Работа в парах: подготовка к выразительному чтению небольшого
текста, например текстов М. М. Пришвина «Закат солнца» и
«Осинкам холодно», чтение вслух друг другу.
Понимание текста: понимание значения незнакомых слов в тексте с
опорой на контекст.
Учебный диалог: обсуждение вопроса «Какие чудеса могут быть
связаны с восприятием времени?».
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ
учителя
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ -6 часов
Что мы
Родиной зовём
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие
многогранность понятия
«Родина». Например: Ф. П.
Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше
Отечество»
Беседа перед изучением раздела: обсуждение вопросов
«Что мы Родиной зовём? Как человек открывает для себя свою
Родину?».
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений,
постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим
осознать текст).
Упражнение: передача смысловых особенностей текстов с
помощью интонирования.
Пополнение словарного запаса: высказывание предположения о
значении слов, соотнесение своего понимания с содержанием
словарной статьи, сравнение слов приволье, раздолье; часть,
частица, участвовать, причастный.
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Понимание текста: сравнение содержания текстов нескольких
произведений, например фрагмента стихотворения Ф. П. Савинова
«Родное» и стихотворения
П. А. Синявского «Рисунок», обобщение результатов сравнения при
ответе на вопросы.
Учебный диалог при обобщении работы с текстами подраздела:
обсуждение вопросов «С чего начинается Родина?
Почему Россию называют Отечеством? Почему Россию называют
матушкой?».
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ
учителя
Тема, раздел
курса
О родной
природе
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Сколько же в небе всего
Чтение текстов: работа с пословицами, поговорками,
происходит
стихотворениями и рассказами о солнце, луне, звёздах, облаках,
Поэтические представления
тучах.
русского народа о солнце, луне,
Понимание текста: наблюдение за характерными метафорами,
звёздах, облаках; отражение олицетворениями, эпитетами, используемыми при описании солнца,
этих представлений в
луны, звёзд, облаков и туч, при анализе произведений русского
фольклоре и их развитие в
устного народного творчества, произведений классиков русской
русской поэзии и прозе.
литературы XIX—ХХ вв. и современной отечественной
Например:
литературы.
Русские народные загадки о
Учебный диалог: обсуждение вопроса о том, как придумывают
солнце, луне, звёздах, облаках. загадки, можно ли при составлении загадки сравнивать предмет с
И. А. Бунин. «Серп луны под
чем угодно или существуют определённые законы.
тучкой длинной…».
Чтение вслух: передача смысловых особенностей текста с помощью
С. В. Востоков. «Два яблока».
интонирования.
В. М. Катанов. «Жар-птица».
Интерпретация литературного произведения в творческой
А. Н. Толстой. «Петушки»
деятельности учащихся: чтение по ролям.
Творческое задание: составление собственных загадок.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике.
Проверочная работа.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ
учителя
Резерв на вариативную часть программы — 1 ч
2 КЛАСС – 17 часов
Тема, раздел
курса
Я и книги
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА – 9 часов
Не торопись отвечать,
Слушание текста: восприятие на слух художественных
торопись слушать
произведений, которые читает учитель или подготовленный ученик,
Произведения, отражающие
понимание содержания произведения, ответы на вопросы.
детское восприятие
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми
услышанных рассказов,
словами (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом
сказок, стихов. Например:
чтения, позволяющим осознать текст); выразительное чтение
Е. Н. Егорова. «Детство
отрывков из стихотворений (работа в группе).
Александра Пушкина»
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
(глава «Нянины сказки»).
ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историкоТ. А. Луговская. «Как
культурной информации, имеющей отношение к прочитанному
знаю, как помню, как
произведению.
умею» (фрагмент)
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
источники информации.
Характеристика текста художественного произведения:
определение ключевых идей произведений, сравнение
сюжетов народной и литературной сказок, описывающих похожие
события; сравнение прочитанных текстов (работа в группе).
Характеристика героев произведения: оценка поступков героя с
доказательством своего мнения с опорой на текст.
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте
отрывков, соответствующих иллюстрациям.
Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Я взрослею
Как аукнется, так и
откликнется
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или подготовленный ученик,
понимание содержания произведения, ответы на вопросы.
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Пословицы об отношении к словами (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом
другим людям.
чтения, позволяющим осознать текст); выразительное чтение
Произведения, отражающие
стихотворения (работа в паре).
традиционные представления
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
об отношении к другим людям. ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историкоНапример: В. В. Бианки.
культурной информации, имеющей отношение к прочитанному
«Сова».
произведению.
Л. И. Кузьмин. «Дом с
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
колокольчиком»
опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
источники информации.
Характеристика текста художественного произведения:
определение ключевых идей произведения; объяснение смысла
заголовка-пословицы; определение последовательности, в которой
появляются персонажи в сказке, например в сказке В. В. Бианки
«Сова».
Характеристика героев произведения: установление связи между
поступками героя и его характером, оценка его поступков с опорой
на текст.
Творческая работа: чтение сказки по ролям (работа в группе).
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте
соответствующих иллюстрациям отрывков.
Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Воля и труд дивные всходы
Слушание текста: восприятие на слух художественных
дают
произведений, которые читает учитель или подготовленный ученик,
Пословицы о труде.
понимание содержания произведения, ответы на вопросы.
Произведения, отражающие Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми
представление о трудолюбии словами (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом
как нравственно-этической
чтения, позволяющим осознать текст); чтение пословиц,
ценности, значимой для
определение их значения (работа в паре). Чтение про себя: чтение
национального русского
небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по
сознания. Например:
содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной
Е. А. Пермяк. «Маркелинформации, имеющей отношение к прочитанному произведению.
самодел и его дети».
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
Б. В. Шергин. «Пословицы в опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
рассказах»
источники информации.
Характеристика текста художественного произведения:
определение ключевых идей произведения; понимание смысла
заголовка рассказа.
Характеристика героев произведения: поиск в тексте деталей,
создающих образ героя; установление связи между поступками
героя и его характером.
Творческая работа: чтение сказки по ролям (работа в группе).
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте
соответствующих отрывков.
Учебный диалог на основе текста.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Кто идёт вперёд, того страх
Слушание текста: восприятие на слух художественных
не берёт
произведений, которые читает учитель или подготовленный ученик,
Пословицы о смелости.
понимание содержания произведения, ответы на вопросы.
Произведения, отражающие Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми
традиционные представления о
словами (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
смелости как нравственном
темпом чтения, позволяющим осознать текст); чтение пословиц,
ориентире. Например:
определение их значений, соотнесение пословиц и заголовка
С. П. Алексеев. «Медаль». В.
подраздела (работа в паре).
В. Голявкин. «Этот мальчик»
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историкокультурной информации, имеющей отношение к прочитанному
произведению.
Характеристика текста художественного произведения:
определение ключевых идей произведения.
Характеристика героев произведения: понимание чувств героя
произведения, поиск выразительных средств языка, помогающих
передать эти чувства; анализ причины поступка героя, например, на
основе рассказа В. В. Голявкина «Этот мальчик».
Пересказ отрывка текста с опорой на рисунки (работа в группе).
Учебный диалог на основе текста.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ
учителя
Тема, раздел
курса
Я и моя семья
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Семья крепка ладом
Слушание текста: восприятие на слух художественных
Произведения, отражающие произведений, которые читает учитель или подготовленный ученик,
традиционные представления о
понимание содержания произведения, ответы на вопросы.
семейных
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми
ценностях. Например: С. Г.
словами (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
Георгиев. «Стрекот
темпом чтения, позволяющим осознать текст); чтение пословиц,
кузнечика».
определение их значений (работа в паре).
В. В. Голявкин. «Мой добрый Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
папа» (фрагмент). М. В.
ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историкоДружинина. «Очень полезный культурной информации, имеющей отношение к прочитанному
подарок».
произведению.
Л. Н. Толстой. «Отец и
Характеристика текста художественного произведения:
сыновья»
определение главной мысли произведения; сравнение двух
произведений, определение идеи, которая их объединяет.
Характеристика героев произведения: оценка поступков героев с
опорой на текст; определение отношения автора к своему герою,
подтверждение своих выводов примерами из текста.
Творческая работа: чтение диалога по ролям (работа в группе).
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте
соответствующих отрывков.
Учебный диалог на основе текста.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ
учителя
Мечты, зовущие ввысь
Слушание текста: восприятие на слух художественных
Я фантазирую
Произведения, отражающие произведений, которые читает учитель или подготовленный ученик,
и мечтаю
представления об идеалах в
понимание содержания произведения, ответы на вопросы.
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
детских мечтах. Например: Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми
Н. К. Абрамцева. «Заветное
словами (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
желание».
темпом чтения, позволяющим осознать текст).
Е. В. Григорьева. «Мечта». Чтение про себя: чтение текста или его части, ответы на вопросы по
Л. Н. Толстой.
содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной
«Воспоминания» (глава
информации, имеющей отношение к прочитанному произведению.
«Фанфаронова гора»)
Характеристика текста художественного произведения:
определение темы и главной мысли произведения; сопоставление
тематически близких произведений XIX
и XX в.
Характеристика героев произведения: нахождение описания героя,
установление связи между поступками героя и его характером.
Творческая работа: чтение диалога по ролям (работа в группе).
Пересказ отрывка текста по опорным словам.
Учебный диалог на основе текста.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ
учителя
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ -8часов
Тема, раздел
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
курса
деятельности обучающихся
Люди земли Русской
Слушание текста: восприятие на слух художественных
Родная страна
во все времена Художественные биографии произведений, которые читает учитель или подготовленный ученик,
понимание содержания произведения, ответы на вопросы.
сынами сильна выдающихся представителей
русского народа. Например: Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми
В. А. Бахревский. «Виктор
словами.
Васнецов» (глава «Рябово»).
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
М. А. Булатов, В. И.
ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историкоПорудоминский. «Собирал
культурной информации, имеющей отношение к прочитанному
человек слова… Повесть о В. И.
произведению.
Дале» (фрагмент). М. Л.
Характеристика текста художественного произведения:
Яковлев. «Сергий Радонежский
определение темы и главной мысли произведения; поиск
приходит на помощь»
и сравнение описаний одного и того же предмета в разных частях
(фрагмент)
текста; сопоставление рассказа и стихотворения, объединённых
одной темой.
Характеристика героев произведения: поиск описания героя,
установление связи между поступками героя и его характером;
понимание чувств героя, подтверждение своих выводов примерами
из текста.
Пересказ отрывка текста от лица одного из героев произведения.
Творческая работа: чтение диалога по ролям (работа в группе);
составление небольшого рассказа на заданную тему с опорой на
прочитанный текст.
Учебный диалог на основе текста.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Тема, раздел
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
курса
деятельности обучающихся
Хорош праздник после трудов
Слушание текста: восприятие на слух художественных
Народные
праведных
произведений, которые читает учитель или подготовленный ученик,
праздники,
понимание содержания произведения, ответы на вопросы.
связанные с Песни-веснянки. Произведения
временами года о праздниках и традициях, Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми
связанных с народным
словами (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
календарём. Например:
темпом чтения, позволяющим осознать текст); выразительное
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из чтение фольклорных произведений (например, песен-веснянок) с
города» (глава
характерной для них интонацией (работа в группе); выразительное
«Праздник весны»).
чтение стихотворения.
В. А. Жуковский.
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
«Жаворонок».
ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историкоА. С. Пушкин. «Птичка». И. С. культурной информации, имеющей отношение к прочитанному
Шмелёв. «Лето Господне»
произведению.
(фрагмент главы
Характеристика текста художественного произведения:
«Масленица»)
определение темы и главной мысли произведения.
Характеристика героев произведения: понимание чувств героя,
подтверждение своих выводов примерами из текста. Пересказ:
подготовка краткого пересказа текста по плану.
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте
соответствующих отрывков.
Учебный диалог на основе текста.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Тема, раздел
курса
О родной
природе
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
К зелёным далям с детства
Слушание текста: восприятие на слух художественных
взор приучен
произведений, которые читает учитель или подготовленный ученик,
Поэтические представления
понимание содержания произведения, ответы на вопросы.
русского народа о поле, луге, Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми
травах и цветах; отражение этих
словами (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
представлений в фольклоре и их темпом чтения, позволяющим осознать текст); выразительное
развитие в русской поэзии и
чтение стихотворения.
прозе. Например: Русские
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
народные загадки о поле,
ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историкоцветах.
культурной информации, имеющей отношение к прочитанному
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые
произведению.
колокольчики».
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
И. С. Никитин. «В чистом поле опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
тень шагает». М. С.
источники информации. Характеристика текста художественного
Пляцковский. «Колокольчик». произведения: сопоставление тематически близких произведений
В. А. Солоухин. «Трава»
фольклора и русской литературы; поиск в тексте олицетворения;
(фрагмент).
поиск синонимичных выражений в информационном и
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, художественном текстах; сравнение стихотворений, объединённых
поздним летом…»
одной темой.
Творческая работа: выразительное чтение по ролям фольклорных
произведений, например, загадок в виде диалога (работа в паре).
Наблюдение: рассматривание репродукций картин, определение,
подходит ли предложенная репродукция картины в качестве
иллюстрации к стихотворению, обоснование своего мнения; подбор
к рисункам (фотографиям) описаний из текста.
Учебный диалог на основе текста.
Проверочная работа.
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Резерв на вариативную часть программы — 1 ч
3 КЛАСС – 17 часов
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА -10 часов
Я и книги
Пишут не пером, а умом
Чтение вслух и про себя отрывков из повестей о первом детском
Произведения, отражающие
опыте написания дневников, стихотворений, рассказов.
первый детский опыт
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
«писательства». Например: опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
В. И. Воробьев. «Я ничего не
источники информации.
придумал» (глава «Мой
Характеристика текста художественного произведения: ответы на
дневник»).
вопросы по содержанию, определение мотивов поступков героев,
В. П. Крапивин. «Сказки
объяснение их эмоционального состояния; сопоставление
Севки Глущенко» (глава
автобиографической повести и повести с вымышленными героями.
«День рождения»)
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте
отрывков, соответствующих предложенным иллюстрациям.
Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту,
обсуждение историко-культурной информации, имеющей
отношение к прочитанным произведениям.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие
представление о доброте как
нравственноэтической
ценности, значимой для
национального русского
сознания. Например:
Ю. А. Буковский. «О Доброте
— злой и доброй». Л. Л.
Яхнин. «Последняя рубашка»
Чтение вслух: выразительное чтение сказки (работа в паре); чтение
сказки по ролям (работа в группе).
Чтение про себя: чтение и поиск информации в тексте для ответа на
вопросы.
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
источники информации; оценка точности авторских слов через
сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и
выражениями.
Характеристика текста художественного произведения: ответы на
вопросы по содержанию; оценка поступков героев; определение
ключевых идей произведения.
Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ
учителя
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Живи по совести
Чтение про себя: чтение произведений разных жанров;
Пословицы о совести.
перечитывание текста с целью поиска информации для ответа на
Произведения, отражающие
вопросы.
представление о совести как
Слушание текста: восприятие на слух фрагментов текста.
нравственно-этической
Чтение вслух: чтение диалогов по ролям.
ценности, значимой для
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
национального русского
опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
сознания. Например:
источники информации; оценка точности авторских слов через
П. В. Засодимский. «Гришина сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и
милостыня».
выражениями.
Н. Г. Волкова. «ДребиДон»
Характеристика текста художественного произведения и
характеристика героев произведения: ответы на вопросы по
содержанию; определение мотивов поступков героев, объяснение их
эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение
ключевых идей произведения; сравнение произведений разных эпох
и жанров, поиск общего и различного.
Объяснение смысла пословиц, соотнесение пословиц и заголовка
раздела (работа в паре).
Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту;
доказательство собственной точки зрения с опорой на текст.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ
учителя
В дружной семье и в холод
Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель,
Я и моя семья
тепло
ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Произведения, отражающие
традиционные представления о
семейных ценностях (лад,
любовь, взаимопонимание,
забота, терпение, уважение
к старшим). Например: О. Ф.
Кургузов. «Душа нараспашку».
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение про себя: чтение текстов рассказов, фрагментов
автобиографической повести, справочной информации.
Чтение вслух: чтение по ролям небольшого рассказа;
самостоятельное определение необходимого количества чтецов
(работа в группе).
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
источники информации; оценка точности авторских слов через
сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и
выражениями.
А. Л. Решетов. «Зёрнышки
Характеристика произведения и его героев: ответы на вопросы по
спелых яблок» (фрагмент). содержанию; определение мотивов поступков героев, объяснение их
В. М. Шукшин. «Как зайка эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение
летал на воздушных шариках»
ключевых идей произведения; сравнение автобиографической
(фрагмент)
повести и произведения с вымышленными героями, поиск общего и
различного, определение отношений между героем и рассказчиком.
Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту;
доказательство собственной точки зрения с опорой на текст.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ
учителя
Тема, раздел
курса
Я фантазирую
и мечтаю
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Детские фантазии
Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель,
Произведения, отражающие
ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по
значение мечты и фантазии для
содержанию воспринятого на слух текста.
взросления, взаимодействие Чтение про себя: чтение фрагментов повести, автобиографических
мира реального и мира
воспоминаний, справочной информации историко-культурного
фантастического. Например:
характера, имеющей отношение к прочитанному произведению.
В. П. Крапивин. «Брат,
Чтение вслух: чтение отдельных фрагментов по ролям.
которому семь» (фрагмент
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
главы «Зелёная грива»). Л. К. опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
Чуковская. «Мой отец —
источники информации; оценка точности авторских слов через
Корней Чуковский» (фрагмент) сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и
выражениями. Характеристика текста художественного
произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию;
характеристика героев; определение мотивов их поступков,
объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев;
определение ключевых идей произведения; работа с
иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства
предложенных утверждений (работа в паре).
Учебный диалог на основе текста.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ – 7 часов
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Люди земли Русской
Родная страна
во все времена Произведения о выдающихся
представителях русского
сынами сильна
народа. Например:
О. М. Гурьян. «Мальчик из
Холмогор» (фрагмент). В. А.
Бахревский. «Семён Дежнёв»
(фрагмент).
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель,
ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по
содержанию воспринятого на слух текста; сопоставление
информации из прослушанного текста и содержания историкокультурного комментария.
Чтение про себя: чтение фрагментов биографических повестей,
справочной информации историко-культурного характера,
имеющей отношение к прочитанным произведениям.
Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений.
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Н. М. Коняев. «Правнуки
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
богатырей» (фрагмент).
опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
А. Н. Майков. «Ломоносов»
источники информации; оценка точности авторских слов через
(фрагмент)
сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и
выражениями.
Характеристика текста художественного произведения и его героев:
ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев;
определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального
состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей
произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в
тексте доказательства предложенным утверждениям; сопоставление
рассказа и стихотворения, объединённых одной темой.
Пересказ отрывка из текста от лица одного из персонажей.
Учебный диалог на основе текста.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель,
От праздника к Всякая душа празднику рада
Произведения о праздниках,
ответы на вопросы к нему, формулирование вопросов по
празднику
значимых для русской
содержанию воспринятого на слух текста; сопоставление
культуры: Рождестве, Пасхе.
информации из прослушанного текста и историко-культурной
Например: Е. В. Григорьева.
справки.
«Радость». А. И. Куприн.
Чтение про себя: чтение фрагментов рассказов, справочной
«Пасхальные колокола»
информации историко-культурного характера, имеющей отношение
(фрагмент).
к прочитанным произведениям. Чтение вслух: выразительное
Тема, раздел
курса
О родной
природе
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
С. Чёрный. «Пасхальный
визит» (фрагмент)
чтение стихотворений.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике.
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
источники информации.
Характеристика текста художественного произведения и его героев:
ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев;
определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального
состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей
произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в
тексте доказательства предложенных утверждений; сопоставление
рассказа и стихотворения, объединённых одной темой.
Пересказ отрывка текста по плану.
Учебный диалог на основе текста.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель,
ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию
воспринятого на слух текста.
Чтение про себя: чтение фрагментов рассказов, справочной
информации историко-культурного характера, имеющей отношение
к прочитанным произведениям.
Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по
выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике.
Неразгаданная тайна — в
чащах леса…
Поэтические представления
русского народа о лесе, реке,
тумане; отражение этих
представлений в фольклоре и
их развитие в русской поэзии и
прозе. Например:
Русские народные загадки о
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
лесе, реке, тумане.
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с
В. П. Астафьев. «Зорькина опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные
песня» (фрагмент).
источники информации.
В. Д. Берестов. «У реки». Характеристика текста художественного произведения и его героев:
И. С. Никитин. «Лес».
сопоставление тематически близких произведений фольклора и
К. Г. Паустовский.
русской литературы; поиск в тексте олицетворения; поиск
«Клад».
синонимичных выражений в информационном и художественном
М. М. Пришвин. «Как
текстах; сравнение стихотворений, написанных на одну тему.
распускаются разные деревья».
Работа в паре: выразительное чтение коротких текстов.
И. П. Токмакова. «Туман»
Наблюдение: рассматривание репродукций картин, определение,
подходит ли предложенная репродукция картины в качестве
иллюстрации к стихотворению, обоснование своего мнения; подбор
к рисункам (фотографиям) описаний из текста.
Учебный диалог на основе текста.
Проверочная работа.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Резерв на вариативную часть программы — 1 ч
4 КЛАСС – 17 часов
Тема, раздел
курса
Я и книги
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА – 10 часов
Испокон века книга растит Учебный диалог: обсуждение вопроса «Что могли в детстве читать
человека
знаменитые люди, жившие много лет назад?».
Произведения, отражающие
Слушание текста: восприятие на слух художественных
ценность чтения в жизни
произведений, которые читает учитель, понимание содержания
человека, роль книги в
произведения, ответы на вопросы.
становлении личности.
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми
Например:
словами; поиск ответов на вопросы, например: «Чем отличались
С. Т. Аксаков. «Детские годы книги того времени, которое вспоминает Д. Н. Мамин-Сибиряк, от
Багрова-внука» (фрагмент современных книг? Как ты думаешь, почему читать о путешествиях
главы
нравилось многим мальчикам и девочкам?» Объяснение своей
«Последовательные
позиции с опорой на информацию, представленную в тексте.
воспоминания»).
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
Д. Н. Мамин-Сибиряк.
ответы на вопросы по содержанию; чтение историко-культурного
«Из далёкого прошлого» (глава
комментария к произведениям, отдельных фактов биографии
«Книжка с картинками»).
авторов изучаемых текстов.
С. Т. Григорьев. «Детство Учебный эксперимент «Путешествие во времени»: «Перенесёмся на
Суворова» (фрагмент)
160 лет назад…». Сравнение своей читательской позиции со
взглядами героев произведения.
Работа в группе: самостоятельное чтение фрагментов книги из
детского круга чтения знаменитых людей;
Тема, раздел
курса
Я взрослею
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
сравнение своего восприятия текста с позицией рассказчика.
Объяснение значения слов с привлечением словаря.
Чтение вслух: работа с текстом автобиографической повести С. Т.
Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
Учебный эксперимент «Путешествие во времени»: «Перенесёмся на
220 лет назад…»; чтение отрывков из журнала
«Детское чтение», который читал герой повести.
Понимание значения слов и выражений в тексте: обсуждение
значения слов.
Творческая работа: составление сообщения о самостоятельном
чтении научно-популярных рассказов, написанных в форме диалога.
Пересказ текста; использование в своём пересказе лексики,
встретившейся в тексте.
Наблюдение: рассматривание репродукций картин, соотнесение с
содержанием прочитанного текста.
Работа в группе: поиск информации в тексте, объяснение смысла
высказывания участникам группы.
Творческая работа: создание собственного устного и письменного
текста на основе художественного произведения с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Учебный диалог о круге чтения современного читателя.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Скромность красит человека Учебный диалог перед чтением текстов раздела: о сильных и слабых
сторонах характера растущего человека, о том, какие качества и
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Пословицы о скромности.
черты характера хотелось бы в себе воспитать. Выразительное
Произведения, отражающие чтение части текста с целью выразить авторское отношение к герою.
традиционные представления о Чтение вслух: чтение произведений малых жанров фольклора;
скромности как черте
обсуждение проблемного вопроса «Кому чаще свойственна
характера. Например:
скромность — тому, кто многое умеет, или тому, кто почти ничего
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
не умеет?».
И. П. Токмакова. «Разговор
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
татарника и спорыша»
ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историкокультурной информации, имеющей отношение к прочитанному
произведению.
Работа в парах: чтение по ролям стихотворения.
Наблюдение за игрой слов, которую использует автор.
Характеристика героев произведения: эмоционально-нравственная
оценка поступков героев.
Работа с малыми фольклорными жанрами: объяснение значения
пословиц.
Учебный диалог при обсуждении итогового вопроса подраздела
«Что такое скромность?»; высказывание собственной позиции по
этому вопросу, её обоснование.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Любовь всё побеждает
Учебный диалог, предваряющий чтение произведений подраздела:
Произведения, отражающие
обсуждение вопроса о том, что такое милосердие, чуткость,
традиционные представления о
сопереживание, сострадание.
милосердии, сострадании,
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
сопереживании, чуткости,
ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историколюбви как нравственнокультурной информации, имеющей отношение к прочитанному
этических ценностях,
произведению.
значимых для национального
Понимание значения слов и выражений в тексте: определение
русского сознания. Например: особенностей слов, встречающихся в речи героев рассказа; поиск
Б. П. Екимов. «Ночь
просторечных и разговорных слов, которые не употребляются в
исцеления».
литературном языке; определение их назначения в тексте.
И. С. Тургенев. «Голуби»
Упражнение: создание родословного дерева семьи героев рассказа;
выстраивание родственных связей.
Поиск в тексте информации, подтверждающей осознание героем
атмосферы страшного военного времени.
Проблемная ситуация: высказывание точек зрения при ответе на
итоговый вопрос о смысле заголовка.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Такое разное детство
Учебный диалог, предваряющий чтение произведений подраздела:
Я и моя семья
Произведения, раскрывающие обсуждение вопроса о том, как семья помогает человеку найти своё
мир русского детства:
место в большом мире.
взросление, особенность
Работа с текстом автобиографической повести
отношений с окружающим
К. В. Лукашевич «Моё милое детство». Поиск доказательств в
миром, взрослыми и
тексте при ответе на вопросы. Чтение про себя: чтение небольших
сверстниками. Например:
отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию;
Е. Н. Верейская. «Три
чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
девочки» (фрагмент).
отношение к прочитанному произведению.
М. В. Водопьянов. «Полярный Творческое задание: конструирование текста на основе фрагментов
лётчик» (главы
повести на одну из тем: «Домик детства»,
«Маленький мир», «Мой
«Бабушкино утро», «Дедушкино утро».
первый „полёт”»).
Понимание значения слов и выражений в тексте: определение и
О. В. Колпакова. «Большое
уточнение значений слов.
сочинение про бабушку»
Работа с тестом М. В. Водопьянова «Полярный лётчик»:
(главы «Про печку», «Про
обсуждение вопроса «Какие качества характера помогли Михаилу
чистоту»).
осуществить свою мечту и стать лётчиком?».
К. В. Лукашевич. «Моё милое
Работа с текстом повести Е. Н. Верейской «Три девочки»:
детство» (фрагмент)
обсуждение проблематики текста: жизнь взрослых и детей,
переживших блокаду Ленинграда.
Рассматривание фотографий; осознание с их помощью
исторических реалий (блокадный хлеб, бомбоубежище).
Объяснение значения слов и выражений (что такое блокада,
блокадный город).
Поиск в тексте ответов на вопрос о характерах главных героев, о
том, что помогло им выстоять, сохранить дружбу и радость жизни.
6 Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются вопросы
«Считали ли герои прочитанных произведений своё детство
счастливым? Как невзгоды, пережитые в детстве, формируют
характер?».
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Тема, раздел
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
курса
деятельности обучающихся
Учебный диалог перед чтением произведений подраздела
Я фантазирую и Придуманные миры и страны
Отражение в произведениях
«Я фантазирую и мечтаю»: обсуждение вопросов «Почему люди
мечтаю
фантастики проблем реального любят мечтать; зачем писатели увлекают нас рассказами о далёких и
мира. Например:
близких фантастических мирах?».
Т. В. Михеева. «Асино лето»
Работа в группе: чтение по ролям диалогов из повести Т. В.
(фрагмент).
Михеевой «Асино лето».
В. П. Крапивин. «Голубятня Обсуждение проблемного вопроса: «Как защитить планету от зла?»
на жёлтой поляне»
Чтение отрывков из текста В. П. Крапивина
(фрагменты)
«Голубятня на жёлтой поляне» по ролям.
Характеристика текста художественного произведения:
формулирование выводов о том, что в произведениях фантастики
отражаются проблемы реального мира; актуализация внимательного
отношения к деталям в художественных произведениях подраздела.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ – 7 часов
Люди земли Русской
Учебный диалог перед чтением: обсуждение того, какая связь может
Родная страна
быть между купцом, «который несколько лет путешествовал по
во все времена Произведения о выдающихся
представителях русского
заморским странам и умер в неизвестности, не дойдя до родной
сынами сильна
народа. Например:
земли», и космонавтом, «который за 108 минут облетел Землю и
Е. В. Мурашова. «Афанасий
которого встречали тысячи людей».
Никитин» (глава
Чтение вслух: работа с текстами об Афанасии Никитине и о Юрии
«Каффа»).
Гагарине.
Ю. М. Нагибин. «Маленькие
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
рассказы о большой судьбе» ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко(глава «В школу»)
культурной информации, имеющей отношение к прочитанному
произведению.
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Понимание значения слов и выражений в тексте: поиск значений
незнакомых слов в словаре; работа с географическими названиями.
Работа с иллюстрациями к тексту: соотнесение иллюстраций с
текстовым материалом.
Работа с картой, на которой показано путешествие русского купца
Афанасия Никитина: понимание информации, представленной на
карте.
Работа в группе: обсуждение проблемного вопроса о композиции
текста.
Выразительное чтение вслух отрывков текста.
Учебный диалог: обсуждение вопроса, есть ли что-то общее между
Афанасием Никитиным и Юрием Гагариным.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Широка страна моя родная
Учебный диалог перед чтением произведений подраздела:
Что мы
Родиной зовём Произведения, отражающие обсуждение мощи нашей страны, особенностей характера русских
любовь к Родине, красоту
людей.
различных уголков родной
Чтение вслух: работа с текстом А. Д. Дорофеева «Веретено»,
земли. Например:
обсуждение вопроса, как большое складывается из малого.
А. С. Зеленин. «Мамкин
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
Василёк» (фрагмент).
ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историкоА. Д. Дорофеев. «Веретено».
культурной информации, имеющей отношение к прочитанному
В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ
произведению.
о валдайских колокольчиках Характеристика текста художественного произведения: осознание
главной мысли текста.
Работа с новым фольклорным жанром — сказом: выявление
позиции и роли рассказчика.
Тема, раздел
курса
О родной
природе
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Понимание значения слов и выражений в тексте: расшифровка,
перевод на современный русский язык смысла высказывания князя:
«Вечу колоколу не быти, посаднику не быти, а государство все нам
держати!»
Работа в паре: выбор и анализ одного из текстов; обсуждение
ключевых вопросов «Может ли природа влиять на характер
человека? Какие черты характера могут быть у людей, которые
живут рядом со скалами или в тундре?». Учебный диалог:
формулирование вывода после прочтения произведений подраздела.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Под дыханьем непогоды
Чтение вслух: чтение фольклорных и художественных
Поэтические представления
произведений: загадок, пословиц, сказок, стихов, рассказов
русского народа о ветре,
(скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения,
морозе, грозе; отражение этих
позволяющим осознать текст); выразительное чтение
представлений в фольклоре и
стихотворений.
их развитие в русской поэзии и Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений,
прозе. Например: Русские
ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историконародные загадки о ветре,
культурной информации, имеющей отношение к прочитанному
морозе, грозе. А. Н. Апухтин.
произведению.
«Зимой». В. Д. Берестов.
Лексическая работа: продолжение ряда однокоренных слов.
«Мороз». А. Н. Майков.
Выбор стихотворения и выразительное чтение наизусть.
«Гроза».
Характеристика текста художественного произведения:
Н. М. Рубцов. «Во время
сопоставление тематически близких произведений фольклора и
грозы»
русской литературы; поиск в тексте олицетворения; сравнение
Тема, раздел
курса
Программное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
стихотворений, объединённых одной темой. Наблюдение:
рассматривание репродукций картин, сравнение эмоционального
фона.
Характеристика формы художественного произведения: осознание
особенностей образов; поиск тропов — эпитетов, олицетворений,
метафор.
Проверочная работа.
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения,
опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя
Резерв на вариативную часть программы — 1 ч
1 класс
№
Наименование разделов и тем программы
урока
1.1. Я и книги
Количест Электронные (цифровые)
во часов образовательные ресурсы
3
https://educont.ru/
1.2.
Я взрослею
5
https://educont.ru/
1.3.
Я фантазирую и мечтаю
3
https://educont.ru/
2.1.
Что мы Родиной зовём
3
https://educont.ru/
2.2.
О родной природе
3
https://educont.ru/
2 класс
Наименование разделов и тем программы
№
урока
1.1. Я и книги
Количест Электронные (цифровые)
во часов образовательные ресурсы
https://educont.ru/
2
1.2.
Я взрослею
3
https://educont.ru/
1.3.
2
1.4.
Я и моя семья
Я фантазирую и мечтаю
2
https://educont.ru/
https://educont.ru/
2.1.
Родная страна во все времена сынами сильна
3
https://educont.ru/
2.2.
Народные праздники, связанные с временами
года
О родной природе
3
https://educont.ru/
2
https://educont.ru/
2.3.
3 класс
Наименование разделов и тем программы
№
урока
1.1. Я и книги
Количест Электронные (цифровые)
во часов образовательные ресурсы
https://educont.ru/
3
1.2.
Я взрослею
3
https://educont.ru/
1.3.
Я и моя семья
2
https://educont.ru/
1.4.
Я фантазирую и мечтаю
2
https://educont.ru/
2.1.
Родная страна во все времена сынами сильна
3
https://educont.ru/
2.2.
От праздника к празднику
2
https://educont.ru/
2.3.
О родной природе
2
https://educont.ru/
4 класс
№
Наименование разделов и тем программы
урока
1.1.
Я и книги
Количеств Электронные (цифровые)
о часов
образовательные ресурсы
3
https://educont.ru/
1.2.
Я взрослею
2
https://educont.ru/
1.3.
Я и моя семья
3
https://educont.ru/
1.4.
Я фантазирую и мечтаю
2
https://educont.ru/
2.1.
Родная страна
во все времена сынами сильна
3
https://educont.ru/
2.2.
Что мы Родиной зовём
2
https://educont.ru/