Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОРКСЭ

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛЫ

стр.

1.

Содержание

3-4

2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

5 - 18

3.

Тематическое планирование учебного предмета

19 - 28

1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культураи
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие
в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья
и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской
традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции.
Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг
и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности
мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское
летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Праздники
исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура
и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья
в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской
картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни.
Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь.
Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура
и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм
в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат)
в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский
календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их историяи
традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов
России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги
христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях.
Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные
заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники
и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг, свобода,
ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как
одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре
Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина,
основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской
(гражданской)
этики.
Трудовая
мораль.
Нравственные
традиции
предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные
ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика
семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате
изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
– понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
– формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать
свою этническую и национальную принадлежность;
– понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
– понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
– осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой религии;
– строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение независимо от принадлежности собеседников к религии илик
атеизму;
– соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России,
терпимость к представителям разного вероисповедания;
– строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять
в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на помощь;
– понимать необходимость обогащать свои знания о духовно­нравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных
поступков и действий, оскорбляющих других людей;
– понимать необходимость бережного отношения к материальным
и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные

действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:
– овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата,
вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки
и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности
и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и
средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
– совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии
с задачами коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно­следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
– совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия
– ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность,
а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
– использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
– применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;

– признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
– выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Работа с информацией:
– воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать
её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
– использовать разные средства для получения информации в соответствии
с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
– находить дополнительную информацию к основному учебному материалу
в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
– анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
– использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа
и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики,
речевого этикета;
– соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение
к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
– создавать
небольшие
тексты­описания,
тексты­рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно­этических идей, представленных в
религиозных учениях и светской этике.

Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация и самоконтроль:
– проявлять
самостоятельность,
инициативность,
организованность
в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,
предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
– проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского
общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
– анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);

– выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
– проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
– выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать
замечания к своей работе, объективно их оценивать;
– владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
– готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно­нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении
и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом,
спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей
и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала;
объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской
традиции;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;

– раскрывать
своими
словами
первоначальные
представленияо
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге­Троице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
– рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый
Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств,
смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашествеи
монастырях в православной традиции;
– рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно
храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения
с мирянами и священнослужителями;
– рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении
поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных
ценностей;
– распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
– рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
– излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры
и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности,
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;

– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно­нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно­нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской
культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность,
справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение,
выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
– раскрывать
своими
словами
первоначальные
представленияо
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её
основах;
– рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка
Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж,
пост, закят, дуа, зикр);
– рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах
поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
– рассказывать о праздниках в исламе (Ураза­байрам, Курбан­байрам,
Маулид);
– раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношенийс
дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей;
– распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл
и охарактеризовать назначение исламского орнамента;

– рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
– излагать основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама
в становлении
культуры
народов
России,
российской
культурыи
государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в исламской духовно­ нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно­нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;

– рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской
культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие
и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе,
постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности
человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как
совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение»
и «правильное действие»;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
– раскрывать
своими
словами
первоначальные
представленияо
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах),
бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване;
понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой
жизни и бытия;
– рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;
– рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах
поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
– рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
– раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных
ценностей;
– распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл
и значение в буддийской культуре;
– рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
– излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской
религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль
буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности,
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;

понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в буддийской духовно­нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения чело­ веком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно­нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении
и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение),
основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни
человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной
традиции;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
– раскрывать
своими
словами
первоначальные
представленияо
мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных
принципах иудаизма;
– рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде,
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
– рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах
поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;

– рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая
Рош­а­Шана, Йом­Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных
семейных ценностей;
– распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл
(магендовид) и значение в еврейской культуре;
– рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
– излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма
на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности,
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в иудейской духовно­нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы религиозных культур народов России» должны отражать
сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения чело­ веком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;

– выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно­ нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных
религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении
в выстраивании отношений в семье, между людьми;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной
культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять
«золотое правило нравственности» в религиозных традициях;
– соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами,
заповедями в традиционных религиях народов России;
– раскрывать
своими
словами
первоначальные
представленияо
мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма,
иудаизма; об основателях религий;
– рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов
России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях преданияи
служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины),
религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);
– рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах,
общения с верующими;
– рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных
религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее
одного религиозного праздника каждой традиции);
– раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных
ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения
к труду, учению в традиционных религиях народов России;
– распознавать религиозную символику традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному
символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
– рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов
России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись);
главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма,
иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных
текстов, музыки или звуковой среды);

– излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий
в становлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов России
в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые
места), оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно­нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
– рассказывать о российской светской (гражданской) этике какобщепринятых
в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей,
основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных
правах, свободах и обязанностях человека и гражданинав России;

– раскрывать основное содержание нравственных категорий российской
светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность
и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие,
милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьмив
российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
– высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности
в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать
нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской)
этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский
патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков,
исторического и культурного наследия и особенностей народов России,
российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого
человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
– рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные,
семейные праздники); российских государственных праздниках, их историии
традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных
традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
– раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на
основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчиныи
женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рожденияи
воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детейо
нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков);
российских традиционных семейных ценностей;
– распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона,
объяснять
её
значение;
выражать
уважение
российской
государственности, законам в российском обществе;
– рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную
ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся,
результатам труда;
– рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;
– раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики
на примерах образцов нравственности, российской гражданственности
и патриотизма в истории России;

– объяснять своими словами роль светской (гражданской) этикив
становлении российской государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского обществав
своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
№
п/п
1

Наименование
разделов и тем
учебного предмета
Россия – наша
Родина

Количество
часов

Программное
содержание

1

Россия –
многонациональное
государство. Культурные
традиции. Культурное
многообразие России.
Народы и религии
в России

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
Использовать ключевые понятия учебной темы
в устной и письменной речи, применять их
при анализе и оценке явлений и фактов
действительности.
Рассказывать о роли культурных традиций
в жизни народов России, о значении культурных
традиций в жизни человека, семьи, народа,
общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Приводить примеры единения народов России
(например, праздники)

19

2

Этика и её значение
в жизни человека.
Нормы морали.
Нравственные
ценности, идеалы,
принципы

8

Этика в отношениях
людей в обществе.
Добро и зло как
основные категории
этики.
Культура и религия.
Нормы морали.
«Золотое правило
этики». Нравственные
ценности, идеалы,

Использовать основные понятия темы в устной и
письменной речи, рассматривать иллюстративный
материал, соотносить текст с иллюстрациями.
Составлять небольшой текст-рассуждение на темы
добра и зла, моральных ценностей, идеалов.
Высказывать суждения оценочного характера
о значении нравственности в жизни человека,
семьи, народа, общества, государства.
Рассуждать о возможности и необходимости
соблюдения нравственных норм в жизни человека,

20

принципы в культуре
народов России

3

Государство и
мораль гражданина.
Основной Закон
(Конституция)
в государстве как
источник российской
гражданской этики

1

Нравственный долг и
ответственность
человека в обществе.
Мораль в культуре
народов России.
Государство и мораль
гражданина. Основной
Закон (Конституция)
в России как источник
общепринятых норм
гражданкой этики
в российском обществе

общества, раскрывать понимание «золотого
правила этики».
Размышлять и рассуждать на морально-этические
темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Читать и понимать учебный текст, объяснять
значение слов (терминов и понятий) с опорой
на текст учебника.
Выражать понимание нравственного долга
и ответственности человека в российском
обществе, государстве.
Рассказывать о российской гражданской
этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений
и поведения людей, основанных
на конституционных правах, свободах,
обязанностях человека.
Раскрывать основное содержание норм
российской гражданской этики (справедливость,
ответственность, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, уважение
к старшим, к труду, свобода совести, свобода
вероисповедания, забота о природе, историческом
и культурном наследии и др.).
Использовать систему условных обозначений
при выполнении заданий.
21

4

Образцы
нравственности
в культуре
Отечества, народов
России. Природа
и человек

8

5

Праздники как
одна из форм
исторической памяти

2

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Образцы нравственности Рассуждать о необходимости соблюдения
в культуре Отечества,
нравственных норм жизни в обществе.
народов России.
Рассуждать о нравственных нормах на примерах
Справедливость, дружба, образцов поведения людей, исторических
и литературных героев, защитников Отечества
труд, помощь
нуждающимся, служение в истории России и современности.
своему народу, России.
Рассуждать о возможности и необходимости
Народные сказки,
бережного отношения к природе и личной
пословицы, поговорки
ответственности за это каждого человека.
о нравственности.
Осуществлять поиск необходимой информации
Отношение к природе
для выполнения заданий.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему
как нравственная
«Образцы нравственного поведения в культуре
категория
Отечества».
Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру,
для осмысления примеров нравственного
поведения людей в истории и культуре
Отечества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Объяснять значение праздников как одной
Народные,
из форм исторической памяти народа, общества,
государственные
их значение для укрепления единства народа,
праздники в России.
общества.
Нравственное значение
22

праздника, значение
праздников
для укрепления единства
народа, сохранения
исторической памяти

6

Семейные ценности.
Этика семейных
отношений

1

Рассказывать о российских праздниках
(государственные, народные, религиозные,
семейные), День народного единства, День
защитников Отечества и др., о праздниках в своём
регионе, местности проживания.
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов, участвовать
в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Семья как ценность.
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
Семейные ценности
с опорой на учебный текст.
Раскрывать основное содержание
в России. Этика
семейных отношений.
понимания семьи, отношений в семье на основе
Традиционные семейные взаимной любви и уважения, любовь и забота
родителей о детях; любовь и забота детей о
ценности народов
России
нуждающихся в помощи родителях; уважение
старших.
Рассказывать о семейных традициях народов
России, приводить примеры.
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения

23

7

Трудовая мораль.
Нравственные
традиции
предпринимательства

3

Труд как ценность.
Уважение труда,
трудящихся людей
в культуре народов
России.
Нравственные традиции
предпринимательства
в России,
благотворительность

8

Что значит быть
нравственным
в наше время.
Методы
нравственного
самосовершенствования

6

Нравственность
общества и
нравственность
личности, человека.
Нравственные
требования в наше
время. Воспитание
нравственной культуры
в обществе и
самовоспитание
человека. Нравственный
выбор. Нравственное
самосовершенствование

Анализировать прочитанное с точки зрения
полученных ранее знаний.
Рассказывать о трудовой морали, нравственных
традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России, приводить
примеры.
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на учебный текст.
Высказывать суждения оценочного характера
о трудолюбии, честном труде, об уважении
к труду, к трудящимся людям, результатам труда
(своего и других людей).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Выражать своими словами понятия урока.
Приводить примеры нравственных поступков,
оценивать поступки свои и других людей.
Соотносить нравственные нормы с анализом
личного опыта поведения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему
«Образцы нравственного поведения людей
в современной жизни».
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения

24

9

Этикет

2

Понятие этикета. Этика
и этикет в отношениях
к старшим, учителям,
в коллективе, дома
и в школе, в разных
жизненных ситуациях.
Речевой этикет

10

Любовь и уважение
к Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и многоконфессионального народа
России

2

Служение человека
обществу, Родине,
Отечеству в культуре
народов России.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России

Размышлять и рассуждать на темы правил
поведения в обществе.
Различать нравственные нормы и правила этикета,
приводить примеры.
Объяснять взаимосвязь этики и этикета,
целесообразность правил этикета.
Рассказывать о правилах этикета в разных
жизненных ситуациях, приводить примеры,
использовать народные пословицы и поговорки.
Обосновывать необходимость соблюдения правил
этикета в разных ситуациях.
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения
речевых высказываний в соответствии
с коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Закреплять и систематизировать представления
о российской светской этике, духовнонравственной культуре многонационального
народа России, их значении в жизни человека,
семьи, российского общества.
Сопоставлять понятия «патриотизм»,
«Отечество», «многонациональный народ
России», «служение», соотносить определения
с понятиями, делать выводы.
25

Использовать основные понятия темы в устной
и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Тематическое планирование
4 класс
№ урока

Наименование разделов и тем программы

6.
7.
8

Россия - наша Родина
Этика – наука о нравственной жизни
человека.
Добрым жить на свете веселей
Правила общения для всех.
От добрых правил – добрые слова и
поступки.
Каждый интересен.
Премудрости этикета.
Красота этикета.

9

Красота этикета.

1.
2.
3.
4.
5.

Колич Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
ество
часов
1
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
1
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
1
1
1

https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316

1
1
1

https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316

1

https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316

26

28
29
30
31
32

10

Простые школьные и домашние правила
этикета.

1

https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316

11.

Чистый ручеёк нашей речи.

1

https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316

12

В развитие добрых чувств – творение души.

1

https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316

13

Природа – волшебные двери к добру и
доверию.

1

https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316

14

Чувство Родины.

1

https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Жизнь протекает среди людей.
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня.
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Жизнь священна.
Человек рождён для добра.
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «СО».
С чего начинается Родина.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
27

33
34

В тебе рождается патриот и гражданин.
Обобщающий урок. Викторина.

1
1

https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316
https://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».