Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ритмика» разработана на
основе:
Федерального
государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 073202 Хоровое
дирижирование;
Основной образовательной программы начального общего образования
ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»;
Учебного плана ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»;
Плана внеурочной деятельности ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой
колледж».
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО, обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Раздел I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на
мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
развитие мотивов музыкально-ритмической деятельности и реализация
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных творческих задач;
воспитание духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной
отзывчивости, уважительного отношения к историко-культурным традициям других
народов;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии;
сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения
проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата,
стремления к совершенствованию своих музыкально-ритмических способностей;
сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои
достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период
обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,
понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои
действия;
накопление представлений о ритмической организации музыки;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
учет выделенных учителем ориентиров действия при изучении нового
учебного материала;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
самовыражение ребенка в музыкально-ритмической деятельности;
проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
2
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.
Познавательные УУД:
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт
творческой деятельности при обучении на других учебных занятиях (фортепиано,
сольфеджио, хоровой класс);
участие в создании партитур для детского оркестра музыкальных
инструментов, выступление с танцевальными композициями в концертах колледжа и
класса.
Коммуникативные УУД:
умение координировать свои действия с действиями других, задавать
вопросы, работать в парах, коллективе;
умение формулировать собственные мнение и позицию;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
участие в музыкально-концертной жизни класса, колледжа, города и др.;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих
действий.
Предметные результаты
Обучающиеся должны
знать:
основные теоретические понятия: ритм, ритмическая группа, длительности
(целые, половинные, четвертные, восьмые, шестандцатые), пунктирный ритм, простой и
сложный размеры, сильные и слабые доли; ритмический рисунок;
обозначения темпов: allegro – быстро, moderate – умеренно, andante – не
спеша, шагом; и их изменений: accelerando – ускоряя, ritenuto – замедляя;
обозначения динамических оттенков: piano – тихо, forte – громко, fortissimo
– очень громко, crescendo – усиливая, diminuendo – ослабляя;
названия штрихов: legato – связно, staccato – отрывисто, четвертные,
восьмые, ноты, целые, шестнадцатые, половинные с точкой;
первичные понятия о музыкальном синтаксисе, простые музыкальные
формы;
уметь:
исполнять ритмические рисунки с пунктирной группой четверть с точкой и
восьмая, восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая в пройденных
размерах;
определять при помощи дирижерского жеста длительности в ритмическом
рисунке незнакомого музыкального примера;
исполнять двухголосные ритмические партитуры и несложные ритмические
каноны двумя группами детей;
анализировать примеры, построенные в форме периода, членение его на
фразы и предложения, подчеркивать цезуры соответствующими движениями;
играть на детских музыкальных инструментах в оркестре или ансамбле;
дирижировать в простых размерах и размере 4/4.
выполнять элементарные построения в колонны, шеренги, концентрические
круги;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной и
трехчастной форме;
исполнять звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками,
щелчками) ритмический рисунок мелодии;
3
повторять любой заданный ритм;
самостоятельно задавать ритмический рисунок одноклассникам и проверять
правильность его исполнения;
определять на слух размеры 2/4 и 3/4;
исполнять ритмический рисунок (фразы, предложения) по памяти хлопками
или шагами;
определять на слух затактовые построения;
в движении передавать характер музыки и ее выразительные особенности;
согласовывать движения со строением музыкального произведения (четко начинать и
менять движения по частям, фразам, ощущая их окончание), соотносить темп своего
исполнения с темпом музыкального произведения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами и в концентрических
кругах;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
передавать в игровых и танцевальных движениях различные нюансы
музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
владеть навыками:
сознательного управления своими движениями;
дирижирования в простых размерах 2/4 и 3/4;
передачи в движении равномерной пульсации в размере 2/4 и 3/4;
исполнения танцевальных движений: хороводный шаг, приставной шаг с
полуприседанием, полуприседание с поочередным выставлением ноги на пятку,
топающий шаг на месте, шаг с продвижением вперед и в кружении, притопы, различного
рода подскоки. В хороводах идти по кругу, правильно держа голову и корпус, четко
делать повороты, сужать и расширять круг, выполнять движения, согласуя их с музыкой,
свободно держать друг друга за руки, не напрягая их.
Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Форма организации внеурочной деятельности – групповые занятия.
Виды деятельности:
1) Теоретические сведения. Характер музыки. Метроритм. Музыкальные
размеры, длительности, ритмические рисунки. Темп, динамика, штрихи. Строение
музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, простые формы.
2) Упражнения с музыкально-теоретическими заданиями. Дирижирование в
изученных размерах с продвижением вперед шагами, исполняя ритмический рисунок.
Запись рисунков условными жестами. Воспроизведение ритмических рисунков
одновременно с дирижированием. Ритмическое упражнение «эхо». Удержание заданного
темпа в движении при выключении музыкального сопровождения. Ритмические этюды.
Отражение в движении характера, темпа, динамических оттенков, формы музыкального
произведения. Упражнения на двухголосие: сольфеджирование одного из голосов и
одновременная «запись» ритмического рисунка шагами с дирижированием. Выполнение
упражнений в индивидуальном порядке, парами, группами. Пластический канон (развитие
чувства ансамбля).
3) Освоение танцевальных элементов. Лёгкий шаг, шаг с высоким подниманием
колена, пружинящий шаг, подскоки, хороводный шаг, приставной шаг, шаг с
припаданием, переменный шаг с притопом, дробный шаг, вальсовый шаг. Танцевальное
4
движение «ковырялочка». Знакомство с понятием позиции ног (1, 2, 3, 6). Освоение
элементов танцев полька, галоп, боковой галоп, вальс и др. Танцевальные упражнения с
предметами (мяч, круг, лента, скакалка и др.).
4) Общеразвивающие упражнения. Комплекс гимнастических упражнений на
сохранение правильной осанки в вертикальной плоскости, с удержанием груза на голове.
Ходьба (энергичным и спокойным шагом, с изменением частоты шагов, на носках), бег,
прыжки, подскоки, наклоны. Умение сохранять заданные построения – ряды, колонны,
шеренги, круг. Гимнастические упражнения для развития кистей рук, плеч. Разучивание
гимнастических упражнений, комплексов с предметами (мяч, круг, лента, скакалка и др.).
Работа над ощущением и регулированием мышечной нагрузки в соответствии с
динамическими особенностями музыкального произведения, тренировка движений
различных мышечных групп.
5)
Ритмодекламация.
Ритмодекламация
разучивается
как
вокальное
произведение. В исполнение добавляются пластика, мимика, элементы танцевальных
движений.
6) Игра на музыкальных инструментах. Разучивание музыкального
произведения. Заучивание всех партий детской оркестровой партитуры.
7) Дирижирование оркестром.
Весь материал курса систематизирован в разделы.
На каждом занятии
осуществляется работа по всем разделам программы.
Раздел 1. Теоретические сведения
Изучение основных понятий: такт, метр, размер, длительности, акцент, синкопа.
Знакомство с основам музыкального синтаксиса: фраза, предложение, часть, запев,
припев, музыкальная форма (куплетная, 2,3-частная, вариации, рондо), канон.
Изучение основных темповых обозначений:
Изучение динамических оттенков:
Раздел 2. Изучение ритмических структур на основе взаимодействия слова,
музыки и движения.
Содержание деятельности:
ритмизация слов и стихотворных текстов;
ритмодекламация;
ритмический канон.
Раздел 3. Изучение ритмических рисунков посредством движений.
Содержание деятельности:
ритмическое эхо;
ритмический аккомпанемент;
ритмическое многоголосие;
пластический канон;
хор рук;
пальчиковые игры;
ритмический диктант.
Раздел 4. Музыкально-двигательные упражнения.
Содержание деятельности:
коммуникативные танцы;
музыкально-ритмические игры;
освоение основных танцевальных перестроений;
хор рук;
пальчиковые игры;
ритмический диктант.
Раздел 5. Игра в оркестре на детских музыкальных инструментах.
Содержание деятельности:
5
освоение навыков игры на детских музыкальных инструментах;
различные виды импровизации;
дирижирование детским оркестром;
творческие задания (создание собственных аранжировок для детского
оркестра).
Средством обучения по данной программе становится синкретическое единство
музыки, слова и движения, позволяющее детям почувствовать себя на уроках в разной
роли (исполнитель, композитор, дирижер).
Работая над изучением ритмических структур педагог знакомит детей с
длительностями (четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные, половинная с точкой).
Выполнение ритмического рисунка проводится в виде хлопков под музыку в ладоши, а
также шагами или фиксируется условными движениями. Предлагаемые условные
обозначения длительностей: четверть - шлепок по коленям; восьмые - хлопки в ладоши на
каждую восьмую; половинные – руки кладутся на пояс; целые – руки закладываются за
спину; шестнадцатые – легкие касания указательными пальцами на каждую
шестнадцатую.
При знакомстве с ритмической группой из четырех шестнадцатых вначале дается
определение её на слух. Выясняется, на какой доле такта она находится.
При знакомстве с группой «четверть с точкой и восьмая» рекомендуется
прохлопывание ритмического рисунка с включением этой группы в выполнение её
шагами вначале без дирижирования. Следует сначала использовать примеры, где эта
группа приходится на сильную долю такта. При выполнении данного ритмического
рисунка шагами с дирижированием (вначале в размере на две четверти) внимание детей
обращается на удлинение первой доли за счет точки, таким образом, второй шаг на
восьмую не совпадает с дирижерским жестом. Примеры на выполнение этой
ритмической группы даются в сопоставлении с движением четвертями или восьмыми.
Рекомендуются также простейшие двухголосные ритмические партитуры с
исполнением их двумя группами. Можно предложить одной группе прохлопывать свою
партию, а другой - пройти шагами, проработав их предварительно отдельно или дать
выполнить двухголосие разными инструментами детского оркестра. Можно поставить
детей в два концентрических круга, где каждый круг исполняет свою партию шагами, идя
«противоходом».
Знакомство с размерами 2/4 и 3/4 осуществляется с помощью прохлопывания в
ладоши сильных долей и дирижирования. При определении длительностей по
дирижерскому жесту следует обратить внимание детей на то, сколько звуков приходится
на каждую долю: одна четверть или две восьмых, а какой звук тянется две или три доли.
При знакомстве с затактовым построением дети определяют его на слух и готовят руки
для дирижирования в положение, предшествующее началу мелодии.
При изучении размера 4/4; дети знакомятся с понятием «сложный размер». Они
должны услышать третью, относительно сильную долю такта. Дается прием
дирижирования на четыре четверти. Для его освоения следует подобрать пьесы с ярко
выраженным по характеру четырехдольным размером в медленном темпе.
В работе над развитием ритмической памяти даются упражнения «эхо»:
повторение хлопками, шагами или проигрывание на детских музыкальных инструментах,
исполненной педагогом мелодии. Паузы дети отмечают ударами пальца о палец или
тихим хлопком. При исполнении ритмического рисунка шагами на паузу делается
остановка. Можно отмечать паузу разведением рук чуть-чуть в сторону, ладонями вверх.
Формы работы с ритмическим «эхо»
Эхо с руки – педагог или ребенок прохлопывает ритмический рисунок, остальные
повторяют
Эхо звучащей фразы – педагог или ребенок проигрывает музыкальную фразу на
фортепиано или другом музыкальном инструменте, дети воспроизводят ее ритмический
6
рисунок с помощью звучащих жестов или в игре на элементарных музыкальных
инструментах
Эхо с ритмическими карточками – педагог показывает карточку – дети
воспроизводят посредством звучащих жестов
Эхо с пластическими жестами – педагог показывает пластическое изображение
ритмического рисунка, дети воспроизводят посредством проговаривания ритмослогами
или звучащими жестами
Эхо-эстафета – педагог прохлопывает ритмический рисунок, ребенок повторяет и
сочиняет продолжение, следующий ребенок повторяет предыдущий ритмический
рисунок и продолжает ритмическую фразу и т.д.
Усвоению ритмических структур также способствует ритмический аккомпанемент
– исполнение нескольких ритмических формул одновременно в качестве ритмического
сопровождения к музыкальной пьесе, например, в виде остинато. Ритмический
аккомпанемент может быть одноголосным или многоголосным.
Ритмический канон – это организованное по особым правилам исполнение одной
ритмической последовательности. Ритмический канон может исполняться в царе
ребенок-педагог, несколькими детьми в парах, тройках, всем классом по партиям.
Исполняется канон с ритмослогами, с текстом, с использованием звучащих жестов.
Используется в качестве закрепления какой-либо пройденной ритмической формулы,
нового ритмического рисунка.
Структура музыкальных произведений должна рассматриваться не формально, а
в связи с развитием и изменением характера музыки. Знакомясь с музыкальными
фразами, дети узнают, что фразы могут быть одинаковыми по ритму, но разными по
мелодии, а также различными по протяженности. В
работе можно использовать разнообразные приемы: поочередно прохлопывать в ладоши
ритмический рисунок каждой фразы, отмечать легким хлопком начало фразы или ее
конец.
Структура музыкальных произведений должна рассматриваться не формально, а в
связи с развитием и изменением характера музыки. Знакомясь с музыкальными фразами,
дети узнают, что фразы могут быть одинаковыми по ритму, но разными по мелодии, а
также различными по протяженности. В работе можно использовать разнообразные
приемы: поочередно прохлопывать в ладоши ритмический рисунок каждой фразы,
отмечать легким хлопком начало фразы или ее конец; стоя в шеренге поочередно
«проходить» вперед (своей «дорожкой») фразу, анализируя длину каждой из них.
В произведениях, построенных в простой двухчастной форме, обращается
внимание на характер каждой из частей и соответственно выполняются разные движения.
В трехчастной репризной форме следует указать на контрастность и повторность частей.
Кульминация в музыке может отмечаться различными движениями, например, подъемом
рук, хлопком, поднятием на носки. Понятия о куплете, запеве и припеве раскрываются на
примерах народных плясок и хороводов.
В работе над фразировкой предлагается ряд более сложных музыкальноритмических задач, вводится дирижирование по фразам. Трехчастная репризная форма
закрепляется в движениях, построениях и перестроениях. При возвращении музыки
первой части обычно повторяется указанное для первой части движение.
При прослушивании музыкального отрывка в форме периода обращается внимание
детей на незаконченное первое и завершенное второе предложение или двух
предложений в форме вопроса и ответа. Можно выполнять их различными движениями
или разными группами детей, можно дирижировать по очереди каждое предложение. При
знакомстве с частями музыкального произведения обращается внимание на характер
каждой из них, на контрастность и повторность частей (например, А, Б, А), в которых
соответственно повторяются и движения. При знакомстве с фразами следует подбирать
пьесы с простой и ясной фразировкой. Вначале лучше давать фразы, одинаковые по
7
протяженности и ритму (ритмический рисунок общий, а мелодия изменяется). Для начала
также целесообразно использовать фразы, оканчивающиеся на половинные длительности,
так как в этом случае детям легче ощутить конец одной фразы, сделать остановку и
начать новую. На следующем этапе работы предлагаются пьесы, в которых длинные и
короткие фразы чередуются.
Куплетная форма в различных народных и детских песнях закрепляется в
хороводах, народных плясках в виде зафиксированных движений.
Теоретические сведения даются в соответствии с действующей программой по
сольфеджио и должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым и двигательным
опытом учащихся.
Для успешного выполнения программных требований следует уделить особое
внимание развитию двигательных навыков, которые складываются из ряда элементов:
основных движений (ходьба, бег, подскоки), упражнений с предметами, различных
построений и перестроений, игр, плясок, танцев.
Во всех упражнениях необходимо следить за правильной осанкой, что
предусматривает нормальное положение позвоночника, слегка отведенные назад плечи,
втянутый живот и немного приподнятую голову. При движении необходимо соблюдать
правильную координацию рук и ног, следить за равномерным дыханием. При
выполнении упражнений следует добиваться осознанного отношения к взаимосвязи
движения и музыки, выразительности, пластичности в исполнении. При выполнении
ходьбы под марш движения следует начинать с левой ноги. Ритмические упражнения и
танцы начинаются с правой ноги. В выполнении ритмических рисунков при остановке
нога не приставляется.
Работа над музыкально-двигательными упражнениями позволяет «познакомиться»
со своим телом, помочь детям ощутить ритмическую пульсацию, развить координацию
движений с ритмом и ощущение себя в пространстве.
Музыкально-двигательные
упражнения
используются
в
сочетании
с
элементарными движениями, к которым относятся:
движения рук, головы, корпуса;
повороты, наклоны;
вращения кистями, корпусом;
подскоки, прыжки;
разные виды ходьбы;
Виды ходьбы:
спортивный шаг ( с высоким коленом и широким размахом ру);
военный шаг (вытянутое колено, широкий размах ру)
пружинящий шаг (на носках);
топающий шаг (всей ступней);
шаг с «перекатом» ( с пятки на носок);
приставной шаг;
переменный шаг.
Ходьба, как основной вид движения требует соблюдения правильной осанки, при
которой:
плечи опущены и отведены немного назад;
живо подтянут, грудная клетка выступает вперед;
спина прямая;
голова приподнята.
Ходьба с ориентированием в пространстве предполагает разные направления при
движении:
ходьба с изменением направления на противоположное или на произвольное;
ходьба «зигзагами», «восьмерками, по извилистым линиям.
Определенное место на уроке отводится изучению элементов танцевальных
8
движений и танцев. Элементы танцевальных движений прорабатываются в специальных
упражнениях и в дальнейшем используются в танцах, играх, а также в свободном
творчестве детей. Необходимо также выделить определенное место для национальных
народных плясок и танцев, используя соответствующий музыкальный материал.
Одной из форм работы над освоением танцевальных движений является
разучивание коммуникативных танцев. Подобная форма работы позволяет решить не
только задачи, связанные с освоением детьми ритмической основы музыки, привить
ощущение музыкальной формы, но также позволяет создать атмосферу приятия друг
друга, желания взаимодействовать друг с другом, эмоционально раскрепостить детей.
Танцы, предполагаемые для разучивания по данной программе: «Полька-рак»,
«Ковбойский танец», «Танец с бубнами», Танец со шляпами, австрийская полька с
веревочками, танец - игра «Смотри-гляжу» и т.д.
Одной из форм двигательной активности является ее сочетание с речью.
Так, развивая мелкую и крупную моторику, способствуем устранению речевых
недостатков. Поэтому необходимо сочетать стихотворную речь и движение. Стихи задают
определенный ритм, который постепенно вовлекает в движение, непроизвольно вызывает
сокращение определенных мышц, активно развивает координацию.
Музыкально-двигательные упражнения связаны со звучащими жестами, которые
являются самыми простыми и доступными формами двигательной активности детей. Это
– хлопки, шлепки по коленям, притопы и щелчки. Из комбинаций этих движений
составляются небольшие ритмические формы сопровождения к стихам и песенкам.
Комбинирование звучащих жестов способствует развитию координации движений,
активизации внимания и способности быстро реагировать на смену жестов. Предлагаем
детям постепенно привыкать к простому самоаккомпанементу, вначале используем
комбинацию из двух жестов, позже добавляем остальные. Основной формой является
«Эхо», когда дети за ведущим повторяют предлагаемую серию жестов. При помощи
звучащих жестов можно исполнять «танцы сидя». Это своеобразная «телесная» игра, в
процессе которой приходит осознание того, что музыка может жить в каждом человеке и
человеческое тело – это оркестр, который может издавать различные звуки.
Пальчиковые игры – являются одним из первых опытов исполнительского
артистизма детей. Это маленький театр, где актеры это пальцы ребенка. Пальчиковые
игры развивают мелкую моторику, мышечный аппарат, тактильную чувствительность,
способствуют выработке хорошей реакции (из-за частой смены движений), развивают
чувства ритма, дикционную моторику речи, выразительность интонирования.
Речевые упражнения представляют собой очень эффективную форму работы с
детьми. Речевой слух, являясь одной из основ, позволяет в тесной взаимосвязи
развиваться и музыкальному слуху. Речевые пьесы способствуют уже на раннем этапе
музыкального обучения овладеть почти всем комплексом выразительных средств музыки.
Основным природным навыком интонирования у детей является способность
говорить. В связи с этим, необходимо научить ребенка на занятиях вслушиваться в
собственный голос и управлять его звучанием. Речевое интонирование непосредственно
связано с исполнением стихотворного текста, а поэзия это омузыкаленная речь, которая
имея в своем наличие рифму, ритм стиха становится музыкальной и ритмичной. Речевые
пьесы предлагается ритмично декламировать, в них можно удачно сочетать речь,
звучание музыкальных инструментов, звучащие жесты, движения, сонорные и
колористические средства, звукоподражания.
Основой для речевых пьес является детский фольклор, детские стихи.
Ритмодекламация.
Этот прием начал использоваться в музыкальной методике еще с 18 века, когда
итальянский скрипач Тартини предложил с его помощью преодолевать ритмические
трудности в нотном тексте. Применение ритмодекламации стало, одним из основных
элементов, в системе музыкального образования К.Орфа, который считал, что,
9
основываясь на ритмическом родстве слова и музыки, ритмодекламация способствует
преодолению ритмических трудностей.
В этой форме работы важно не только точно ритмически воспроизвести текст, но и
передать его эмоционально.
Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение. При начальном
знакомстве внимание детей сосредоточено на тексте, сюжете, интонирование
осуществляется преимущественно как подражание речи педагога. Далее обращаем
внимание на ритм, на некоторые интонационные обороты. В дальнейшем появляется
свобода исполнения, в которой проявляется самостоятельная деятельность учащихся,
предлагающих варианты интонирования. Учитывая то, что восприятие у детей
непосредственно связано с движением, в исполнение добавляем пластику, мимику,
элементы танцевальных движений.
Игра на музыкальных инструментах.
Разучивание музыкального произведения обязательно проводится по нотам, при
этом дети учатся ориентироваться в оркестровой партитуре, следить за нотным текстом,
вовремя начинать и заканчивать исполнение. Обязательным является использование
самодельных музыкальных инструментов, которые изготовлены самими детьми.
Подобная работа позволяет исследовать свойства звуков, материалов, из которых
изготовлены инструменты. В этой форме работы необходимым является участие всего
класса в исполнении, дети изучают все партии детской оркестровой партитуры.
Дирижирование оркестром.
Эта форма работы предлагает каждому из детей попробовать себя в роли дирижера
детского оркестра шумовых инструментов. Дирижируя в размерах 2/4,3/4,4/4, дети учатся
показывать вступление, окончание, давать ауфтакт к вступлению разных партий,
«удерживать» единый темп исполнения, стараться показывать динамику и характер
исполняемого произведения.
Одной из обязательных форм работы над развитием чувства ритма является
ритмический диктант, который используется как в письменной, так и в устной форме.
Ритм является одним из важных выразительных средств музыки, поэтому при
выполнении любых музыкально-ритмических заданий, преследующих дидактические
цели, следует так же учить детей выполнять их в характере музыки.
Работая над восприятием характера музыки, педагог должен способствовать
развитию отзывчивости на музыку, помогая детям через движение проникнуть в образное
содержание данного произведения. При знакомстве с новым произведением, уточняется
его название, выясняется каким движением лучше его передать. Например, бег мелкими
шагами, широким шагом, шагом медленным, кружением и т.д. Работа над темпом не
проводится изолированно, она связана с работой над характером и выразительными
особенностями данного произведения.
В работе над динамикой следует учесть, что выполнение динамических оттенков в
движении зависит от мышечного напряжения и расслабленности.
С усилием звучания увеличивается мускульная нагрузка, а также объём движения.
Дети должны научиться хорошо владеть своим телом, распределяя нагрузку в
соответствии с динамикой. Работа над передачей в движении характера музыки, темпа,
динамики проводится в тесном единстве. На занятиях по ритмике учитываются и другие
компоненты музыкального языка: мелодическая линия, ладовая, регистровая окраска и
т.д. В работе над динамическими контрастами даются более короткие фразы и мотивы,
например, выполняемые энергичными подскоками (на ff), ударами в ладоши (на sf) и
прочее.
Штрихи legato и staccato осуществляются разными приемами: например, плавным
пластичным движением рук, передачей мяча, движением с лентами на legato, а также
различными видами прыжков, резкими, короткими движениями и отрывистым бегом на
носках на staccato.
10
Для развития творческих способностей детей на уроках обязательно отводится
место для импровизационной деятельности, которая дает возможность приобретения
опыта движения и речи, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера, творчества
фантазирования и самовыражения. Целостное, эмоциональное восприятие музыки
различного характера и жанров, а также выразительных элементов и музыкального языка
расширяет кругозор детей, пробуждает интерес к музыке, развивает слуховые навыки. У
детей не только формируется музыкальный вкус, но и развивается умение сознательно
осмысливать полученные впечатления, что находит практическое применение в
исполнении ими музыки на инструменте, пении в составе хора или сольно. В творческих
заданиях необходимо выявить эмоциональный настрой и характер произведения, а также
национальные особенности данной музыки. Дети придумывают различные упражнения и
танцы в разных жанрах соответственно музыке, выполняют свободные двигательные
импровизации, а также перевоплощаются в различные персонажи в сюжетных играх,
придумывают ритмический аккомпанемент на детских музыкальных инструментах.
Раздел III. Тематическое планирование
Тема занятия
Знакомство с предметом «ритмика».
Кол-во
часов
1
Двухдольная ритмическая пульсация.
Понятие сильной доли, такта. Ритмоформулы «ТА-ТА», «ти-ти-ти-ти»,
«ти-ти-ТА», «ТА-ти-ти».Графическое, пластическое выражение этих
длительностей. Исполнение звучащими жестами
Пауза. СЕ-четвертна пауза, «ц» -восьмая пауза.
2
Затакт. Знакомство (с шумовыми инструментами (маракас металлофон,
ксилофон бубен) и изучение приемов игры на этих инструментах.
1
Дирижирование в размере 2/4. Группировка длительностей в размере 2/4
2
Ритмическая фигура ти-ри-ти-ри. Ее графическое и пластическое
выражение
Ритмические фигуры ти-ри-ти (две шестнадцатых, восьмая), Ти-ти-ри(
восьмая, две шестнадцатых
Предложение, фраза, мотив
Ритмическая фигура ТАЙ-ти (четверть с точкой и восьмая)
Размер З/4. Дирижирование. Группировка длительностей.
1
Полька. Жанровые особенности. Ритмические фигуры, характерные для
этого жанра. Танцевальные движения.
1
Размер 4/4. Дирижирование. Группировка длительностей.
1
Ритмическая фигура тий-ри (восьмая с точкой, шестнадцатая)
1
Марш. Знакомство с жанром, с характерным ритмическим рисунком
Маршевый шаг.
Простая 2-хчастная форма
1
Барабан, коробочка. Знакомство с музыкальными инструментами и
1
1
1
1
1
2
2
11
приемами игры на них.
Музыкальные инструменты и танцы народов мира, (бонги, шейкер,
банджо). Танец ковбоев.
1
Простая 3-частная форма.
2
Бесконечный канон.
1
Размер 6/8. Тарантелла. Жанровые особенности.
Синкопа.
Музыкальная мастерская
Ритмическое остинато с использованием более сложных ритм, фигур.
1
1
1
1
Двухголосие. Исполнение двухголосных партитур индивидуально
(координированное движение рук, рук и ног). Сочетание различных
ритмов, рисунков.
1
Дирижирование оркестром в изученных размерах. Передача при
помощи жеста характера и темпа произведения.
Триоль. Графическое изображение.
1
1
Форма рондо.
1
Вариации. Ритмические вариации.
1
Творческая лаборатория
Всего
1
34
12
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)