Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Фортепиано

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Фортепиано» разработана на
основе:
 Федерального
государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 53.02.06
Хоровое
дирижирование;
 Основной образовательной программы начального общего образования
ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»;
 Учебного плана ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»;
 Плана внеурочной деятельности ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой
колледж».
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО, обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Раздел I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
 формирование способности к самооценке на основе критериев успешности
творческой деятельности;
 формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
 формирование эмоциональное отношение к искусству;
 формирование духовно-нравственных оснований;
 реализация творческого потенциала в процессе индивидуального
музицирования;
Метапредметные результаты:
 регулятивные УУД:
 планировать свои действия с творческой задачей и условиями её
реализации;
 самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
 выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
 коммуникативные УУД:
 участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы,
города, региона и др.);
 уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
музыке;
 применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач;
 познавательные УУД:
 использовать знаково-символические средства для решения задач;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников.
Предметные результаты:
По окончании 1 года обучения обучающийся будет
знать:
 регистры, названия октав;
 скрипичный и басовый ключи;
 запись нот малой, первой, второй октав;
 деление длительностей и пауз;
 такт, простые размеры;
2

знаки увеличения длительности;
штрихи;
динамические оттенки;
понятия темп, лад.
уметь:
 правильно сидеть за инструментом;
 находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: малая - вторая октавы);
 воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой,
половинной, четвертных и восьмых длительностей);
 читать ноты (в диапазоне: малая - вторая октавы).
У обучающегося будут
воспитаны:
 эмоциональное восприятие музыки;
 интерес к музыкальным занятиям;
 стремление передать характер музыкального произведения в своем
исполнении;
 культура поведения на занятиях.
развиты:
 элементарный звуковысотный слух;
 ладовое чувство (определение на слух - ладовой окраски, законченности или
незаконченности музыкального построения);
 элементарное чувство ритма.
По окончании 2 года обучения обучающийся будет
знать:
 основы сольфеджио;
 особенности игры на инструменте;
 стилистические особенности исполнения полифонии, крупной формы,
произведений эпохи романтизма, реализма и др.;
 технические приемы исполнения гамм, арпеджио, аккордов и этюдов;
 строение музыкальной формы, фразировки;
 основы педализации.
уметь:
 играть аккомпанемент (в качестве ознакомления);
 играть в ансамбле;
 читать с листа;
 транспонировать мелодии;
 исполнять популярную музыку в переложении для фортепиано;
 играть произведения различных стилей и различной сложности.
У обучающегося будут
воспитаны:
 направленное внимание;
 технические приемы на материале этюдов, гамм, арпеджио;
 навыки игры в ансамбле;
 навыки самостоятельного творчества;
 эмоциональное восприятие музык
развиты:
 индивидуальность, характер воспитанника;
 свой исполнительский стиль;
 артистизм и сценическая свобода;
 музыкальный вкус;
 технические навыки игры на фортепиано.





3

По окончании 3,4 года обучения обучающийся будет
знать:
 основы сольфеджио;
 особенности игры на инструменте;
 стилистические особенности исполнения полифонии, крупной формы,
произведений эпохи романтизма и др.
 технические приемы исполнения гамм, арпеджио, аккордов и этюдов;
 строение музыкальной формы, фразировки;
 основы педализации.
уметь:
 играть в ансамбле;
 читать с листа;
 транспонировать мелодии;
 играть произведения различных стилей и различной сложности;
 играть с педалью.
У обучающегося будут
воспитаны:
 направленное внимание;
 технические приемы на материале этюдов, гамм, арпеджио);
 навыки игры в ансамбле;
 навыки самостоятельного творчества и музицирования;
 эмоциональное восприятие музыки;
 навыки практического использования полученных знаний, открывающих
путь дальнейшему самостоятельному развитию;
развиты:
 индивидуальность, характер воспитанника;
 свой исполнительский стиль;
 артистизм и сценическая свобода;
 музыкальный вкус;
 мелодическое, гармоническое, полифоническое мышление;
 технические навыки игры на фортепиано;
 самостоятельность и самоконтроль в работе;
Выпускник научится:
1) грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
2) использовать средства музыкальной выразительности: звукоизвлечение,
штрихи, фразировку, динамику, педализацию;
3) применять исполнительские навыки и умения игры на фортепиано;
4) использовать профессиональную музыкальную терминологию;
5) самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
6) создавать художественный образ при исполнении на фортепиано
музыкального произведения.
Выпускник получит возможность научиться:
1) владеть основными видами фортепианной техники для создания
художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального
произведения;
2) самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
3) сформировать культуру воспроизведения нотного текста при игре на
фортепиано.

4

Занятия по курсу «Фортепиано» призваны способствовать воспитанию у
обучающихся пианистических навыков, необходимых для свободного владения
инструментом как в сольном и ансамблевом музицировании, так и в применении
фортепиано в рамках изучения иных предметов. Занятия по курсу «Фортепиано»
расширяют музыкальный кругозор, развивают музыкально-художественное мышление,
помогают раскрыть творческий потенциал учащихся. Программа курса направлена на
приобретение учащимися опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по
изучению и постижению музыкального искусства.
Раздел II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Форма организации внеурочной деятельности – индивидуальные занятия с
обучающимся.
Виды деятельности:
 художественное творчество
 участие в конкурсах на уровне колледжа, района, города, области
 концерты
 праздники
Для реализации задач курса используются следующие методы:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских
приемов и приемов работы);
 практический (освоение приемов игры на инструменте, упражнения);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления);
 применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Процесс освоения курса строится с учетом принципа «от простого к сложному» и
опирается на индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические,
музыкальные и эмоциональные данные, а также уровень его подготовки.
На занятиях используются следующие виды работы:
 решение технических учебных задач: координация рук, пальцев,
приобретение аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
 работа над приемами звукоизвлечения;
 формирование художественно-исполнительских навыков: работа над
фразировкой, динамикой, нюансировкой;
 приобретение теоретических знаний: знакомство с тональностью,
гармонией, интервалами и др.;
 разъяснение
учащемуся
принципов
оптимально
продуктивной
самостоятельной работы над музыкальным произведением.
Содержание курса
Знакомство с инструментом, основными приемами игры, штрихами. Упражнения
на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, на владение
основными видами штрихов.
Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами.
Технические упражнения, формирующие правильные игровые навыки. Игра гамм
до четырех знаков, аккордов.
5

Работа над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано,
звукоизвлечением. Усложнение музыкального материала и повышение требований к
качеству исполнения.
В репертуар учащегося включаются произведения, доступные по степени
технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Выбор конкретных произведений и
технических упражнений (гаммы, арпеджио и др.) зависит от индивидуальных
особенностей каждого учащегося, его музыкальных данных, трудоспособности и
методической целесообразности.
Примерный репертуар
I год обучения.
1) Гаммы.
1. До одного знака.
2) Этюды.
1. Беркович И. Маленькие этюды №№1-14.
2. Гедике А. Соч. 36. 60 легких фортепианных пьес для начинающих.
3. Гнесина Е. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники
(по выбору).
4. Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору).
5. Шитте А. Соч. 108 «25 маленьких этюдов» №№1-10.
6. Школа игры на фортепиано. Под редакцией Николаевой А. (по выбору).
3) Пьесы.
1. Александров А. 6 маленьких пьес для фортепиано.
2. Барток Б. «Детям». Тетрадь 1 (наиболее легкие пьесы).
3. Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом.
4. Майкапар С. Соч.28. Бирюльки.
5. Мясковский Н. 10 очень легких пьес для фортепиано.
6. Слонов Ю. Пьесы для детей.
7. Библиотека юного пианиста. Вып.1. Сост. В. Натансон.
8. Библиотека юного пианиста. Вып.2. Сост. В. Натансон.
9. Библиотека юного пианиста. Вьп.З. Сост. В. Натансон.
10. Библиотека юного пианиста. Вып.4. Сост. В. Натансон.
11. Библиотека юного пианиста. Вып.5. Сост. В. Натансон.
12. Юный пианист. Вып.1. Под ред. Л. Ройзмана и В. Натансон.
4) Полифонические произведения.
1. Беркович И. 25 легких пьес для фортепиано. Канон.
2. Моцарт. Менуэт. Бурре.
3. Слонов Ю. Пьесы для детей: полифоническая пьеса.
4. Школа для игры на фортепиано. Под ред. А.. Николаева.
5. Бах И. Нотная тетрадь Анна Магдалены Бах: Менуэт ре минор.
5) Произведения крупной формы.
1. Хрестоматия пед. репертуара для фортепиано. Вып.1.1-2 класс ДМШ. Сост. и ред. Н.
Любомудрова, К. Сорокина, А. Туманян.
2. Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаевой.
3. Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона.
Ансамбли.
1. Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона.
2. Школа игры да фортепиано. Под ред. А. Николаевой.
II год обучения.
1) Гаммы.
1. С одним знаком.
2) Этюды.
6

1. Лемуан А. Соч. 37. Этюды №№1, 2, 6, 7, 10, 17, 27.
2. Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера. 4.1.
3. Шитте А. Соч. 108. «25 маленьких этюдов».
4. Юный пианист. Вып. 1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона.
3) Пьесы.
1. Бетховен Л. Экоссезы.
2. Гайдн И. Менуэт соль мажор.
3. Гречанинов А.. Соч. 98. Детский альбом.
4. Майкапар С. Соч. 28. бирюльки.
5. Чайковский П. Детский альбом.
6. Шуман Р. Альбом для юношества.
7. Школа игры на фортепиано. Для второго года обучения.
Сост. Н. Кувшинников и М. Соколов.
4) Полифонические произведения.
1. Бах И. Нотная тетрадь Анна Магдалены Бах.
2. Гендель Г. Две сарабанды: фа мажор, ре минор.
3. Слонов Ю. Пьесы для детей: полифоническая пьеса.
4. Свиридов Г. Альбом пьес для детей.
5. Сборник полифонических пьес. Тетрадь 1. Сост. и ред. С. Ляховицкая.
5) Произведения крупной формы.
1. Клементи М. Соч. 36, №1. Сонатина до мажор.
2. Гедике А. Соч. 36. Сонатина до мажор.
3. Бетховен Л. Сонатина соль мажор, ч.1,2.
4. Гедике А. Соч. 46. Тема с вариациями.
6) Ансамбли.
1. Юный пианист. Вып. 1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона.
2. Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаевой.
III год обучения.
1) Гаммы.
1. С двумя знаками.
2) Этюды.
1. Этюд разных видов технического исполнения.
2. Лемуан А. Соч. 37 «50 характерных прогрессивных этюдов»
3. Беркович И. «Маленькие этюды».
4. Гедике А. Соч. 32, 47 «Этюды»
5. Шитте А. Соч. 68. «25 маленьких этюдов».
3) Полифоническая программа.
1. A.M. Бах. «Нотная тетрадь»
2. Сборник полифонических пьес. Тетрадь 1. Сост. и ред. С. Ляховицкая
3. И.С. Бах. «Маленькие прелюдии и фуги».
4. Ф.Э. Бах. «Фантазия» (до минор)
5. Моцарт. Сборник фортепианных пьес.
6. Избранные произведения композиторов XVII, XVIII вв.
4) Крупная форма.
1. Беркович И. «Сонатина до мажор»
2. Глиэр Р. «Рондо», соч. 43.
3. Диабелли А. Соч. 15 «Сонатина» (ля минор)
4. Клементи М. «Сонатина»
5. Кабалевский Д. «Сонатина» (ля минор)
6. Кулау Ф. Сонатины.
7. Майкапар С. «Вариации на русскую тему»
8. Сборник «Юный пианист», вып. 2, под ред. В. Натансона
7

5) Пьесы.
1. Раздел «Пьесы». Сборник «Юный пианист» для 3-4 классов.
2. «Хрестоматия педагогическая», 3, 4 выпуски.
3. Советские композиторы - детям. Тетр. 2, сост. В. Натансон.
4. Глиэр. Р. «Альбом фортепианных пьес».
5. Кабалевский Д. «Избранные пьесы»
6. Раков Н. Сборник «24 пьесы»
7. Николаева Т. «Детский альбом»
6) Ансамбли.
1. Беркович И. Соч. 30. «Фортепианные ансамбли»
2. Сборник фортепианных пьес. Вып. 4. Сост. и ред. С. Ляховицкая
3. «Юный пианист» (вып. 2), сост. В. Натансон.
IV год обучения.
1) Гаммы.
1. С тремя знаками.
2) Этюды.
1. Беренс Г. Соч. 61 и 88, № 4-9,12,16,18-20, 25, 30.
2. Бертини А. Соч. 29 и 42, №1, 6, 7, 10, 13,14,17.
3. Лешгорн А. Соч. 66, №6, 7, 9, 12, 18, 19, 20.
4. Черни К. под редакцией Г. Гермера, № 6, 8,12.
5. Шитте Л. Соч. 68. «25 этюдов», № 18,19.
3) Пьесы.
1. Бах Ф.Э. Сольфеджио.
2. Глинка М. «Прощальный вальс» (соль мажор)
3. Григ Э. Соч. 12. Лирические пьесы: «Ариэтта», «Народный напев», «Листок из
альбома».
4. Калинников В. Соч. 61. «Грустная песенка»
5. Мендельсон Ф. Соч. 72. Шесть детских пьес.
6. Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: «Утреннее размышление», «Нянина сказка»,
«Сладкая греза», «Баба-Яга», «Игра в лошадки».
4) Полифонические произведения.
1. Бах И.С. Двухголосные инвенции: до мажор, си-бемоль мажор, ми минор, ля минор.
2. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1: до мажор, фа мажор.
3. Гендель Г. Двенадцать легких пьес: сарабанда, прелюдия, аллеманда.
4. Мясковский Н. Соч. 43. В старинном стиле (фуга).
5) Произведения крупной формы.
1. Моцарт. Сонатины ля мажор, до мажор.
2. Кулау Ф. Соч. 59. Сонатина ля мажор.
3. Чимароза Д. Сонатины: ля минор, си-бемоль мажор.
4. Гайдн И. Каприччио.
5. Клементи М. Соч. 36. Сонатина ре мажор.
6) Ансамбли.
1. Глинка М. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
2. Григ Э. Соч. 35. Норвежский танец № 2.
3. Мусоргский М. Гопак.
4. Чайковский П. Танец пастушков из балета «Щелкунчик».
Раздел III. Тематическое планирование
Программа рассчитана на 270 часов. В том числе: в 1 классе – 66 часов, во 2 классе
– 68 часов, в 3 классе – 68 часов, в 4 классе – 68 часов.

8

Наименование
тем
Вводное
занятие

Знакомство с
инструментом

Донотный
период

Изучение
нотной
грамоты

Содержание учебно-тематического материала,
открытые мероприятия
1 класс1 полугодие
1.Знакомство. Беседа по технике безопасности и
правилах поведения.
2.Выявление музыкальных способностей и общего
развития обучающегося.

Объём
часов
1

1.Общая характеристика музыкальной культуры:
1,5
а) Знакомство с предшественниками фортепиано:
клавесин, клавикорд, орган.
б) История создания фортепиано.
в) Пианино и рояль - сходство и различия.
2. Знакомство с внутренним устройством фортепиано:
дека, струны, молоточки, демпферы, педали и принципы
их работы.
3. Изучение клавиатуры: клавиши, регистры, тембры,
звуковысотность, понятия: тон, полутон; диез, бемоль,
бекар.
1. Теория:
11
1.Понятие мелодия - основа
музыкальной ткани.
2. Ритм - временное понятие.
3. Занятия по развитию метроритмического ощущения, основываясь
на музыкальных примерах (танец, марш).
4. Графическое изучение длительностей,
пауз. Утверждение в сознании ребенка неразрывности
музыки во времени.
5.Знакомство с понятиями: темп, размер,
такт, затакт в опоре на слово:
подтекстовка музыкальной фразы,
применение попевок.
2. Постановка рук:
Подготовительные упражнения для развития
пианистического аппарата:
1. Ежедневные гимнастические упражнения для
организации и подготовки рук (без инструмента).
2. Работа над посадкой за инструментом.
3. Работа над упражнениями: «Радуга», «Маятник»,
«Прогулка», «Паучок» и т.д., подробная работа с
локтями, запястьем, пальцами
1. Взаимосвязь звуковысотности и графического
9
изображения: Работа над развитием навыка графического
восприятия нотной записи: упражнение «Змейка»
2.Изучение нот на нотоносце и нахождение их на
клавиатуре.
3. Использование игровых моментов в запоминании
расположения нот на нотоносце: например, ноты живут на
этажах и между этажами, «чердаке», «подвале» и т. д.
4. Воспитание прочной связи: вижу - слышу - знаю,
которая является основой успешного развития навыка
«чтения с листа».
9

Развитие
технических
навыков

Открытые
мероприятия
Итого
Изучение пьес

Изучение
этюдов
Изучение гамм
и упражнений

Изучение
полифонии

1.Овладение начальными навыками игры: non legato,
legato, staccato.
2. Создание единства слухового и двигательного
аппаратов на основе точного ощущения кончиков
пальцев, опоры пальцев, слухового внимания.
3. Постановка четких задач в игре упражнений.
4. Работа над аппликатурой как предпосылка для
преодоления технических трудностей.
5.Игра несложных песенок на разные виды штрихов
Открытый концерт (декабрь)
три небольших произведения на разные виды штрихов

9

0,5
32

1 класс 2 полугодие
1. Музыкальный пример, показанный педагогом - важный
этап работы над звуковым решением произведения, с
дальнейшим анализом и мотивировкой
данного звучания.
2.Работа над развитием активного внутреннего слуха,
хорошего слухового самоконтроля.
3.Работа над развитием ассоциативного мышления
ученика, выработки оркестрового, тембрового слуха.
4. Работа над развитием самостоятельности ученика в
поиске звукового решения произведений.
Работа над эмоционально-художественным развитием:
1.Исполнение педагогом, разбор характера, образа,
содержания произведения.
2.Работа над произведениями различного музыкальнохудожественного содержания.
3.Работа над выразительными средствами для
воплощения музыкально-художественного содержания
произведения: динамика, фразировка, штрихи, уяснение
роли мелодии, ритма.
Игра этюдов на разные виды техники
1.Гаммы до мажор-ля минор или соль мажор- ми минор в
две октавы отдельно каждой рукой. Мажорная гамма (с
симметричной аппликатурой) в противоположенном
движении от одного звука, аккорды по три
звука(тоническое трезвучие с переносом в разные октавы)
отдельно каждой рукой.
2.Игра подготовительных упражнений (для подготовки
игры гамм).
1. Знакомство с разными видами полифонии на основе
игры педагога.
2. Обязательное изучение каждого голос
полифонического произведения.
3. Овладение игрой двумя руками с разными штрихами,
динамикой, прикосновением и звукоизвлечением.
4. Работа над развитием горизонтального и вертикального
слышания разных пластов произведения.
5. Формирование слухового «видения» нескольких
голосов одновременно (по возможностям ученика)

10

6
4

6

10

Изучение
крупной
формы
Открытые
мероприятия

Итого
Работа над
полифонией

Работа над
крупной
формой
Работа над
пьесами

Работа над
этюдами

Работа над
гаммами

Знакомство с различными жанрами крупной
формы(сонатина,рондо ,вариации).
Игра гамм и упражнений:
до мажор-ля минор или соль мажор-ми минор(по выбору)
Открытый концерт (апрель,май):
Исполнение трех небольших разнохарактерных
произведений (допускается исполнение полифонии или
крупной формы по возможностям учащегося).

7

0,5
0,5

34
2 класс 1 полугодие
1 полифоническое произведение
1. Закрепление начальных навыков изучения полифонии.
2. Слуховое определение вида
полифонии на основе показа
педагогом.
3. Разучивание отдельных голосов.
Работа над объединением голосов.
1. Воспитание бережного отношения к звуку на основе
слухового самоконтроля.
2. Упражнения для формирования навыков выдерживания
длинных нот, слушания пауз в одном голосе, не заполняя
их звучанием другого голоса.
1 произведение крупной формы
Знакомство с различными жанрами крупной формы
(сонатина, рондо ,вариации).
1-2 пьесы
1.Исполнение педагогом, разбор характера, образа,
содержания произведения.
2.Работа над произведениями различного музыкальнохудожественного содержания.
3.Работа над выразительными средствами для
воплощения музыкально-художественного содержания
произведения: динамика, фразировка, штрихи, уяснение
роли мелодии, ритма.
1-2 этюда
1. Развитие технических навыков на основе гамм,
аккордов, арпеджио:
а) работа над звуковой отчетливостью, плавностью,
ровностью и беглостью пальцев в игре гамм
б) работа над достижением«стройности» в аккордах.
в) работа над достижением незаметного подкладывания
первого пальца в арпеджио.
2. Развитие технических навыков на основе этюдов и
виртуозных пьес:
а) работа над развитием осознанного слухового
отношения по преодолению технических трудностей
б) формирование навыков доведения технической пьесы
до законченности в подвижном темпе.
Мажор и минор (гармонический и мелодический) в
прямом движении в две октавы отдельно каждой рукой

8

8

6

5

3

11

Открытые
мероприятия

Итого
Работа над
полифонией

Работа над
крупной
формой
Работа над
пьесами

Работа над
этюдами

или двумя руками, Хроматическая гамма отдельно каждой
рукой. Мажорная гамма (с симметричной аппликатурой) в
противоположенном движении, аккорды с обращениями
по три звука.
Конкурс по самостоятельной пьесе в сентябре:
1 произведение малой формы.
Открытый концерт в декабре:
1. Полифоническое произведение (или произведение
крупной формы) 2. Пьеса.
3. Этюд.
Игра гамм и упражнений: соль мажор-ми минор;
терминология.
Открытое занятие «Веселые нотки»
1 произведение (возможно исполнение по нотам)

0,5
0,5

0,5
0,5

32
2 класс 2 полугодие
1 полифоническое произведение
1. Закрепление начальных навыков изучения полифонии.
2. Слуховое определение вида полифонии на основ показа
педагогом.
3. Разучивание отдельных голосов.
Работа над объединением голосов.
1. Воспитание бережного отношения к звуку на основе
слухового самоконтроля.
2. Упражнения для формирования навыков выдерживания
длинных нот, слушания пауз в одном голосе, не заполняя
их звучанием другого голоса.
1 произведение крупной формы
Знакомство с различными жанрами крупной формы
(сонатина,рондо, вариации).
1-2 пьесы
Исполнение педагогом, разбор характера, образа,
содержания произведения.
2.Работа над произведениями различного музыкальнохудожественного содержания.
3.Работа над выразительными средствами для
воплощения музыкально-художественного содержания
произведения: динамика, фразировка, штрихи, уяснение
роли мелодии, ритма.
1-2 этюда
1. Развитие технических навыков на основе гамм,
аккордов, арпеджио:
а) работа над звуковой отчетливостью, плавностью,
ровностью и беглостью пальцев в игре гамм
б) работа над достижением «стройности» в аккордах
в) работа над достижением незаметного подкладывания
первого пальца в арпеджио.
2. Развитие технических навыков на основе этюдов и
виртуозных пьес:
а) работа над развитием осознанного слухового
отношения по преодолению технических трудностей
б) формирование навыков доведения технической пьесы

8

8

6

7

12

Работа над
гаммами

Открытые
мероприятия

Итого
Работа над
полифонией

Работа над
крупной
формой
Работа над
пьесами

до законченности в подвижном темпе.
Мажор и минор (гармонический и мелодический) в
прямом движении в две октавы отдельно каждой рукой
или двумя руками, Хроматическая гамма отдельно каждой
рукой. Мажорная гамма (с симметричной аппликатурой) в
противоположенном движении, аккорды с обращениями
по три звука. Короткие арпеджио отдельно каждой рукой в
две октавы и длинные арпеджио без обращений отдельно
каждой рукой в две октавы.
Открытый концерт:
1. Произведение крупной формы(или полифоническое
произведение)
2.Пьеса
3.Этюд
Игра гамм и упражнений: фа-мажор, ре-минор;
терминология
Открытое занятие
«Веселые нотки»
1 произведение (возможно исполнение по нотам),
задаются вопросы о форме произведения, тональности,
о значении встречающихся в нём музыкальных терминов
Конкурс на лучшее исполнение этюда
Открытый фортепианный концерт

4

0,5

0,5
1
0,5
0,5

36
3 класс 1 полугодие
1 полифоническое произведение
1. Продолжение развития навыков игры полифонии на
более сложном материале:
а) слуховое определение вида полифонии
б) более глубокое знакомство с формой исполняемой
пьесы.
1 произведение крупной формы
Знакомство с различными жанрами крупной формы
(сонатина, рондо, вариации).
1-2 пьесы
1. Работа над развитием творческого начала в
изучении произведения, воплощении замысла
произведения:
а) ознакомление с художественным образом
произведения на основе показа педагогом.
б) анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, стиль,
выразительные средства.
в) разбор формы произведения
г) формирование навыков звукового решения
произведения исходя из его характера
д) работа над развитием ассоциативного мышления,
фантазии, умения образно рассказать об услышанной
музыке, вызвать желаемую эмоцию
е) словесное обращение к ассоциациям с природой, с
настроением, пояснение характера музыки эпитетами,
сравнениями.

8

8

5

13

Работа над
этюдами

Работа над
гаммами

Открытые
меропрнятия

Итого
Работа над
полифонией

Работа над
крупной
формой
Работа над
пьесами

1-2 этюд
1. Развитие технических навыков на основе гамм,
аккордов, арпеджио:
а) работа над звуковой отчетливостью, плавностью,
ровностью и беглостью пальцев в игре гамм
б) работа над достижением «стройности» в аккордах
в) работа над достижением незаметного подкладывания
первого пальца в арпеджио.
2. Развитие технических навыков на основе этюдов и
виртуозных пьес:
а) работа над развитием осознанного слухового
отношения по преодолению технических трудностей
б) формирование навыков доведения технической пьесы
до законченности в подвижном темпе.
Мажор в прямом и противоположенном движении (с
симметричной аппликатурой), минор в прямом движении
двумя руками в 4 октавы; аккорды по три звука с
обращениями; короткие и длинные арпеджио в 4 октавы
каждой рукой (длинные арпеджио без обращений);
хроматическая гамма каждой рукой отдельно; от ре и
соль# хроматическая расходящаяся гамма двумя руками.
Конкурс по самостоятельной пьесе в сентябре:
1 произведение малой формы Игра гамм и упражнений
в октябре: ре - мажор, си -минор; терминология
Открытый концерт в декабре:
1. Полифоническое произведение (или произведение
крупной формы)
2. Пьеса
3. Этюд
Открытый урок «Веселые нотки»
1 произведение (возможно исполнение по нотам)
задаются вопросы о форме произведения, тональности,
о значении встречающихся в нём музыкальных терминов.

5

4

0,5

0,5
0,5

0,5

32
3 класс 2 полугодие
1 полифоническое произведение
1. Продолжение развития навыков игры полифонии на
более сложном материале.
а) слуховое определение вида полифонии
б) более глубокое знакомство с формой исполняемой
пьесы.
1 произведение крупной формы
Знакомство с различными жанрами крупной формы
(сонатина, рондо, вариации).
1-2 пьесы
1. Работа над развитием творческого начала в изучении
произведения, воплощении замысла произведения.
а) ознакомление с художественным образом
произведения на основе показа педагогом
б) анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, стиль,
выразительные средства
в) разбор формы произведения

8

8

7

14

Работа над
этюдами

Работа над
гаммами

Открытые
мероприятия

Итого
Работа над
полифонией

Работа над

г) формирование навыков звукового решения
произведения исходя из его характера
д) работа над развитием ассоциативного мышления,
фантазии, умения образно рассказать об услышанной
музыке, вызвать желаемую эмоцию
е) словесное обращение к ассоциациям с природой, с
настроением, пояснение характера музыки эпитетами,
сравнениями.
1-2 этюда
Развитие технических навыков на основе гамм, аккордов,
арпеджио:
а) работа над звуковой отчетливостью, плавностью,
ровностью и беглостью пальцев в игре гамм
б) работа над достижением «стройности» в аккорд
в) работа над достижением незаметного подкладывания
первого пальца в арпеджио.
2. Развитие технических навыков на основе этюдов и
виртуозных пьес:
а) работа над развитием осознанного слухового
отношения по преодолению технических трудностей
б) формирование навыков доведения технической пьесы
до законченности в подвижном темпе.
Мажор в прямом и противоположенном движении (с
симметричной аппликатурой), минор в прямом движении
двумя руками в 4 октавы; аккорды по три звука с
обращениями; короткие и длинные арпеджио в 4 октавы
каждой рукой (длинные арпеджио без обращений);
хроматическая гамма каждой рукой отдельно; от ре и
соль# хроматическая расходящаяся гамма двумя руками.
Открытый концерт
1. Произведение крупной формы (или полифоническое
произведение) .
2.Пьеса
3.Этюд
Открытый урок «Веселые нотки»
1 произведение (возможно исполнение по нотам),
задаются вопросы о форме произведения, тональности,
о значении встречающихся в нём музыкальных терминов.
Игра гамм и упражнений:
Си бемоль мажор –соль минор,
терминология.
Конкурс на лучшее исполнение этюда
Открытый фортепианный концерт

7

4

0,5

0,5

0,5
0,5

36
4 класс 1 полугодие
1 полифоническое произведение
1. Продолжение развития навыков игры полифонии на
более сложном материале.
а) слуховое определение вида полифонии
б) более глубокое знакомство с формой исполняемой
пьесы.
1 произведение крупной формы

7

7
15

крупной
формой

Знакомство с различными жанрами крупной формы
(сонатина, рондо, вариации).

Работа над
пьесами

1 пьеса
6
1. Работа над развитием творческого начала в изучении
произведения, воплощении замысла произведения.
а) ознакомление с художественным образом произведения
на основе показа педагогом
б) анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, стиль,
выразительные средства
в) разбор формы произведения
г) формирование навыков звукового решения
произведения исходя из его характера
д) работа над развитием ассоциативного мышления,
фантазии, умения образно рассказать об услышанной
музыке, вызвать желаемую эмоцию
е) словесное обращение к ассоциациям с природой, с
настроением, пояснение характера музыки эпитетами,
сравнениями
ж) проведение параллелей с другими видами искусства.
1-2 этюда
6
Развитие технических навыков на основе гамм, аккордов,
арпеджио:
а) работа над звуковой отчетливостью, плавностью,
ровностью и беглостью пальцев в игре гамм.
б) работа над достижением«стройности» в аккордах.
в) работа над достижением незаметного подкладывания
первого пальца в арпеджио.
2. Развитие технических навыков на основе этюдов и
виртуозных пьес:
а) работа над развитием осознанного слухового
отношения по преодолению технических трудностей
б) формирование навыков доведения технической
пьесы до законченности в подвижном темпе.
Мажорные и минорные гаммы в прямом и
4
противоположном движении в четыре октавы. Мажор в
прямом и противоположенном движении (с
симметричной аппликатурой), минор в прямом движении
двумя руками в 4 октавы; аккорды по три звука с
обращениями; короткие и длинные арпеджио в 4 октавы
двумя руками (длинные арпеджио без обращений);
хроматическая гамма в 4 октавы, в прямом движении от
ре и соль# хроматическая расходящаяся гамма двумя
руками.

Работа над
этюдами

Работа над
гаммами

16

Открытые
мероприятия

Итого
Работа над
полифонией

Работа над
крупной
формой
Работа над
пьесами

Работа над
этюдами

Зачёт по самостоятельной пьесе в сентябре:
1 произведение малой формы.
Игра гамм и упражнений:
ля мажор-фа диез минор, терминология.
Открытый концерт:
1.Полифоническое произведение (или произведение
крупной формы)
2.Этюд
3.Пьеса
Открытый урок «Веселые нотки»
1 произведение (возможно исполнение по нотам),
задаются вопросы о форме произведения, тональности,
о значении встречающихся в нём музыкальных терминов.

0,5
0,5
0,5

0,5

32
4 класс 2 полугоди
1 полифоническое произведение
Продолжение развития навыков игры полифонии на
более сложном материале.
а) слуховое определение вида полифонии
б) более глубокое знакомство с формой исполняемой
пьесы
1 произведение крупной формы
Знакомство с различными жанрами крупной формы
(сонатина, рондо, вариации)
1 пьеса
Работа над развитием творческого начала в изучении
произведения, воплощении замысла произведения.
а) ознакомление с художественным образом
произведения на основе показа педагогом
б) анализ произведения: композитор, эпоха, жанр,
стиль, выразительные средства
в) разбор формы произведения
г) формирование навыков звукового решения
произведения исходя из его характера
д) работа над развитием ассоциативного мышления,
фантазии, умения образно рассказать об услышанной
музыке, вызвать желаемую эмоцию
е) словесное обращение к ассоциациям с природой, с
настроением, пояснение характера музыки эпитетами,
сравнениями
ж) Проведение параллелей с другими видами искусства.
1-2 этюда
Развитие технических навыков на основе гамм, аккордов,
арпеджио:
а) работа над звуковой отчетливостью, плавностью,
ровностью и беглостью пальцев в игре гамм
б) работа над достижением «стройности» в аккордах
в) работа над достижением незаметного подкладывания
первого пальца в арпеджио.
2. Развитие технических навыков на основе этюдов и
виртуозных пьес:
а) работа над развитием осознанного слухового

8

8

7

7

17

Работа над
гаммами

Открытые
мероприятия

Итого

отношения
по преодолению технических трудностей
б) формирование навыков доведения технической
пьесы до законченности в подвижном
темпе.
Мажорные и минорные гаммы в прямом и
противоположном движении в четыре октавы. Мажор в
прямом и противоположенном движении (с
симметричной аппликатурой), минор в прямом движении
двумя руками в 4 октавы; аккорды по три звука с
обращениями; короткие и длинные арпеджио в 4 октавы
двумя руками (длинные арпеджио без обращений);
хроматическая гамма в 4 октавы, в прямом движении от
ре и соль# хроматическая расходящаяся гамма двумя
руками.
Открытый концерт
1. Произведение крупной формы (или полифоническое
произведение) .
2.Пьеса
3.Этюд
Открытый урок «Веселые нотки»
1 произведение (возможно исполнение по нотам),
задаются вопросы о форме произведения, тональности,
о значении встречающихся в нём музыкальных
терминов, задаются вопросы о форме произведения,
тональности.
Игра гамм и упражнений:
Ми бемоль мажор –до минор,терминология.
Конкурс на лучшее исполнение этюда (март)
Открытый фортепианный концерт(май)

4

0,5

0,5

0,5
0,5
36

18

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».