Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

История мировой культуры

\

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
3-5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6 - 15

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

16 - 17

ОСВОЕНИЯ

18 - 19

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История мировой культуры
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ) в
соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО (углубленной подготовки), входящим в состав укрупненной группы
специальностей 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство, 53.02.04 «Музыкальное звукооператорское мастерство», 53.02.06
«Хоровое дирижирование».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального
образования на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию и право на реализацию основной
профессиональной образовательной программы по данной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав
профильных дисциплин «История мировой культуры»
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения профильной учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего
культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и
современного искусства; самостоятельного художественного творчества;
знать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;



особенности языка различных видов искусства
Формируемые компетенции

Общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка
159
Обязательная аудиторная нагрузка
106
Контрольные работы
9
Практические работы
9
4

Самостоятельная работа обучающегося
Конспектирование текста
Составление таблиц для систематизации материала
Творческие проекты (сообщения, рефераты, эссе)
Просмотре документальных фильмов

53

5

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
Объем
Уровень
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
разделов и тем
часов
освоения
предусмотрены)
1
2
3
4
Введение в предмет. Что такое культура?
1 1-2
Введение в предмет.
Что такое культура?
1. Культура эпохи палеолита, мезолита и неолита
8
Раздел 1.
Культура Древнего мира.
2. Культура Древнего Египта
3. Культура Древней Месопотамии
4. Древняя Греция: греко-микенский период
1-2-3
5. Классический период греческой культуры
6. Культура эллинистического периода в Греции
7. Искусство Римской республики
8. Искусство Римской империи
Практическое занятие по теме «Культура Древнего Востока»
1
Контрольная работа о теме «Культура Древнего мира»
1
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить сообщения: «Открытие живописи первобытной эпохи»,
«Мегалиты острова Пасхи», «Загадки Стоунхенджа».
Составление таблицы для систематизации материала «Основные памятники
культуры Древней Греции и Древнего Рима»
Подготовка реферата по теме:

Римские триумфальные арки I в. до н. э. – IV в. н. э. (история
развития, основные памятники)

Особенности храмового декора в Древней Греции: фронтоны,
фризы (архаика, классика, эллинизм).

Римские и греческие театры: сравнительная характеристика.

Форумы республиканского и императорского Рима

Раздел 2.
Культура Востока и
Запада в Средние века


Дорические храмы Греции: основные этапы развития.
Содержание учебного материала

5

1. Культура Византийской империи в Средние века
2. Дороманский период Средневековой культуры. Каролингское Возрождение
1-2-3

3. Архитектура Романского периода. Строительство средневековых городов.
4. Архитектура готического стиля. Монументальная живопись
5. Средневековая скульптура и музыка . Средневековая литература

Раздел 3.
Эпоха Возрождения

Самостоятельная работа обучающихся
Написание конспекта по теме «Каролингское Возрождение» (учебник
Емохонова Л. Г. «Мировая художественная культура»
Написание эссе на тему «Влияние христианства на средневековую
культуру»
Просмотр документального фильма «Тайны средневековых соборов»
Создание словаря по теме «Средневековое изобразительное искусство»
Содержание учебного материала
1. Культура Проторенесанса: основные понятия
2. Творчество Джотто ди Бондоне
3. Литературное творчество Данте Алигьери, Фр. Петрарки, Дж. Бокаччо.
4. Изобразительное искусство кватроченто
5. Универсальный гений Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли
6. Скульптуры Донателло. Архитектура Высокого Возрождения
7. Творчество Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти
8. ТворчествоТицина. «Любовь земная и любовь небесная»
9. Живопись Северного Возрождения. Питер Брейгель старший, Иероним
Босх, Ян ван Эйк. Альбрехт Дюрер
10. Ренессанс в странах Западной Европы
7

2

10

1-2-3

Раздел 4. Культура
Западной Европы в XVII –
XVIII вв.

Практическое занятие по теме «Живопись эпохи Возрождения»
Контрольная работа по теме «Эпоха Возрождения»
Самостоятельная работа
Составление таблицы для систематизации материала «Периодизация и
основные характеристики искусства эпохи Возрождения»
Подготовка сообщения по теме:
 Архитектура Раннего Возрождения: Филиппо Брунеллески
(сочетание античных и средневековых традиций)
 Живопись Итальянского Возрождения: Сандро Боттиччели
(библейская и античная тематика в живописи)
 Живопись Итальянского Возрождения: Рафаэль Санти– создание
идеального образа человека Возрождения
 Итальянское Возрождение: Леонардо да Винчи – художник и
ученый, воплощение идеала Возрождения – «универсального» человека.
 Итальянское Возрождение: Микеланджело Буонаротти скульптор, живописец, мыслитель.
 Живопись Северного Возрождения: Альбрехт Дюрер
(направления и тематика творчества)
 Живопись Северного Возрождения: Иероним Босх
(альтернативы христианскому мировоззрению)
 Живопись Северного Возрождения: Рембрандт – портреты как
повести о человеческой жизни
Просмотр документального фильма «Флоренция. Звезда Возрождения»
Содержание учебного материала
1. Архитектура и скульптура барокко в Италии. Творчество Лоренцо Бернини
2. Изобразительное искусство Фландрии
3. Театр и декоративно-прикладное искусство барокко. Музыка барокко
4. «Большой стиль» Людовика XIV в архитектуре и изобразительном
искусстве Франции
5. Изобразительное искусство французского классицизма. Николя Пуссен
6. Творчество Микеланджело Караваджо и Рембрандта Харменса ванн Рейна
8

1
1
3

10

1-2-3

7. Творчество Диего Веласкеса
8. Стиль рококо в искусстве Франции
9. Литература и музыка эпохи Просвещения
10. Изобразительное искусство и архитектура эпохи Просвещения
Контрольная работа по теме «Культура XVII – XVIII в.»
Самостоятельная работа
Написание конспекта по теме «Классицизм в архитектуре Западной
Европы. Характерные черты архитектуры классицизма» (учебник Емохонова Л.
Г. «Мировая художественная культура»
Написание эссе на тему «Идея величия и могущества империи,
воплощенная в архитектурных сооружениях классицизма»
Таблица по теме «Основные этапы развития европейской культуры XVII в.
и их основная характеристика»
Написание конспекта по теме «Французский классицизм или «стиль
Людовика XVI». (учебник Емохонова Л. Г. «Мировая художественная культура»
Подготовить сообщения о жизни и творчестве выдающихся мастеров:
1. «Портретное искусство Питера Рубенса»,
2. «Творчество Антониса Ван Эйка»,
3. «Живописные шедевры Якоба Йорданса»,
4. «Натюрморты Франса Снейдерса»,
5. «Место и роль реалистической детали в произведениях Рембрандта»,
«Мифологические и библейские сюжеты как отражение переживаний
человека в произведениях Рембрандта»,
6. «О чем размышляют старики перед лицом вечности на полотнах
Рембрандта», «Автопортреты Рембрандта – история жизни художника»,
7. «Тьма и свет как поэтические метафоры в творчестве Рембрандта»,
8. «Офорты Рембрандта и Дюрера: особенности творческой манеры
мастеров»,
9. «Зеркало Природы (пейзажная живопись голландских художников)»,
10. «Вермер Делфтский – величайший маг и волшебник живописи»,
9

1
5

11. «Версаль и Петергоф – опыт сравнительной характеристики»,
12. «Наполеоновский ампир в архитектуре Франции», «Мастера
«галантного жанра» (живопись рококо)»,
13. «Художник граций» Ф. Буше»,
14. «Декоративно–прикладное искусство рококо»,
15. «А.Ватто – живописец радости и печали», «Мастерство колорита в
произведениях А.Ватто».
Раздел 6. Культура XIX –
XX века. Романтизм и
модернизм

Содержание учебного материала

9

1. Романтизм в европейском искусстве. Эжен Делакруа, У. Тернер. Движение
прерафаэлитов
2. Критический реализм во французском искусстве и литературе XIX в.
Творчество Оноре Домье и Гюстава Курбе
3. Импрессионизм в живописи. Эдуард Мане и Клод Моне
4. Постимпрессионизм. Творчество Поля Сезанна и Винсента ван Гога.
5. Художественный стиль модерн. Модерн в архитектуре
6. Авангардизм в искусстве XX века. Творчество Анри Матисса.
Абстрактный экспрессионизм Василия Кандинского
7. Кубизм Пабло Пикассо. Сюрреализм Рене Магритта
8. Творчество Сальвадора Дали
9. Архитектура постмодернизма. Ле Корбюзье

10

1-2-3

Практическое занятие по теме: «Изобразительное искусство и архитектура
XIX в: взаимодействие стилей»
Самостоятельная работа
Подготовить сообщения о жизни и творчестве выдающихся мастеров:
1.
«Поэты-романтики»,
2.
«Природа и Человек в произведениях романтизма»,
3.
«Неоготический стиль архитектуры»,
4.
«Экзотика Востока в произведениях романтизма»,
5.
«Герой романтической эпохи в портретной
6.
живописи»,
7.
«Художественные особенности портретного искусства Гойи»,
8.
«Образы детства в творчестве Гойи»,
9.
«Эстетическая программа и творческий метод
прерафаэлитов»,
10.
«Россетти –бунтарь, влюбленный в Данте»,
11.
«Мистический идеал красоты и его трагическое
несоответствие жизни в творчестве прерафаэлитов»
Создание таблицы по теме «Основные представители импрессионизма в
живописи»
Просмотр документального фильма «Прерафаэлиты»
Составить синхронистическую таблицу для систематизации материала
«Живопись модернизма», тематический тест, терминологический словарь по теме.
Содержание учебного материала
1. Зодчество и мозаика Киевской Руси
2. Владимиро-суздальская строительная школа
Раздел 7. Культура
Руси в X – XVII вв.

3. Новгородско-псковское зодчество и иконопись
4. Раннемосковское зодчество. Московская школа иконописи
5. Литература XV – XVI вв.
6. Русское искусство при первых Романовых
11

1
5

8

1-2-3

7. Литература XVII в.
8. Архитектура нарышкинского барокко
Практическое занятие «Культура Руси в X – XVII вв»

1

Контрольная работа по теме «Культура Руси в X – XVII вв»

1

Самостоятельная работа

Заполнить синхронистические таблицы для систематизации материала
«Древнерусские архитектурные школы», «Древнерусские иконописные школы»;
Подготовить сообщения: «Архитектурный ансамбль в Кижах», «Софийский
собор в Вологде»,
1.
«Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского
монастыря»,
2.
«Великие изографы Руси»;
3.
«Фрески Ферапонтова монастыря»,
4.
«Московская школа живописи»,
5.
«Музыкальное искусство
6.
Древней Руси»;
7.
описание сооружений Московского Кремля, Красной
площади,
8.
«Храмы Вологодчины»;
просмотр к/ф А.Тарковского «Андрей Рублев»
Составление словаря по теме «Изобразительное искусство Древней Руси»

Раздел 8. Культура
Российской империи XVIII в.

Содержание учебного материала
1. Петровское барокко
2. Большой Петергофский дворец, Большой каскад
3. Елизаветинское барокко
4. Екатерининский классицизм. Архитектура.
5. Изобразительное искусство в первой половине XVIII в.»
12

6

7

2-3

6. Изобразительное искусство во второй половине XVIII в.»
7. Скульптура в России в XVIII в
Практическое занятие по теме «Культура России в XVIII в.»

1

Самостоятельная работа

Раздел 9. Культура
России в XIX в.

Составить терминологический диктант по теме, составить таблицу для
систематизации
материала «Архитектура русского барокко и классицизма», «Особенности
изобразительного
искусства».
Подготовить сообщения о жизни и творчестве выдающихся мастеров:
1.
«Творческий облик Ф.Волкова. Явление крепостного театра»,
2.
«История одного шедевра (на примере архитектурных
памятников Москвы, Петербурга и др.)», «Дворцовые ансамбли Ф.Б.
Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях»,
3.
«Ожерелье дворцов и парков» в пригородах Петербурга
(Царское Село, Павловск, Ораниенбаум, Петергоф)»,
4.
«В мире русской усадьбы (Архангельское, Останкино и др.)»,
5.
«Традиции классицизма в архитектурном облике Вологды»,
6.
«Жанр
костюмированного
портрета
в
творчестве
Д.Г.Левицкого»,
7.
«В.Л. Боровиковский и русский сентиментализм»,
8.
«Художественная роль пейзажа в произведениях В.Л.
Боровиковского»,
9.
«Детский портрет в творчестве русских художников XVIII
века».
Работа с репродукционным материалом. Сделать письменный анализ
живописных произведений; составить альбом-каталог любимых произведений
русской живописи.
Содержание учебного материала
1. Искусство в первой половине XIX в.
2. Архитектура России в первой половине XIX в.
13

6

9

2-3

3.
4.
5.
6.

Культура России: основные тенденции развития в первой половине XIX в.
Николаевская готика, русско-византийский стиль, ампир в архитектуре
Изобразительное искусство во второй четверти XIX в.
Творчество русских художников-передвижников

7. Архитектура второй половины XIX в.: основные характеристики
8. Неорусский стиль в архитектуре
9. Русское музыкальное искусство XIX в.
Практическое занятие по теме «Культура России XIX в.»

1

Контрольная работа по теме «Культура России XVIII - XIX в.»

1

Самостоятельная работа

5

Работа с репродукционным материалом. Сделать письменный анализ
живописных
произведений; составить альбом-каталог любимых произведений русской
живописи.
Просмотр фильма «Васнецов. Передвижники»
Подготовить сообщения о жизни и творчестве выдающихся мастеров:
1.
«Мир детства в творчестве О.Кипренского»,
2.
«История создания портрета А.С.Пушкина Работы
О.Кипренского»,
3.
«Мечтательная прелесть» героинь женских портретов
О.Кипренского»,
4.
«Айвазовский – «моря пламенный поэт»»
Таблица на тему «Достижения русской реалистической живописи»
Содержание учебного материала

Раздел 10
Культура России XX –

1. Литература и драматический театр конца XIX – начала XX вв.
2. Изобразительное искусство на рубеже веков: В. М. Васнецов, М. В.
Нестеров, К. А. Коровин
3. «Мир искусства»: А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, И. Э. Грабарь
4. Творчество В. А. Серова, К. А. Сомова, М. А. Врубеля
14

14
2-3

XXI вв.

5. Основные направления в архитектуре модерна
6. Культура эпохи революции 1917 г.
7. Изобразительное искусство 1920-х гг. Ассоциация художников
революционной России.
8. Архитектура 1920-х гг. Конструктивизм: братья Веснины, В.Е. Татлин и
другие.
9. Советское музыкальное искусство 1920-1930-х годов. Российская
ассоциация пролетарских музыкантов
10. Социалистический реализм в живописи и скульптуре
11. Великая Отечественная война в культуре Советского союза
12. Культура СССР в 1945 – 1953 гг. Взаимоотношения власти и творчества
13. «Оттепель» в советской культуре.
14. Советская культура в 1970 – 1980-е гг»
Практическое занятие по теме «Современная культура России»

1

Контрольная работа «Культура России XIX – начала XXI вв.»

1

Самостоятельная работа

Темы сообщений:
1.
«Реализм и романтизм: их связь и отличие»,
2.
«Реализм и натурализм»,
3.
«Реализм и художественная фотография»,
4.
«Художественное мастерство Репина- портретиста»,
5.
«Почему в картине И.Репина «Запорожцы пишут письмо…»
современники увидели групповой портрет смеха»,
6.
«Тема бурлачества в творчестве И.Репина и Н.Некрасова»,
7.
«Заочное путешествие в музей-усадьбу И.Е.Репина в
Пенатах»,
8.
«Художественное мастерство рисунков И.Репина»,
9.
«Непреходящее значение исторических шедевров
И.Е.Репина»,
15

4

10.
«Заочное путешествие в музей- усадьбу В.И.Сурикова в
Красноярске»,
11.
«Русский человек на переломе истории (по произведениям
В.Сурикова)»
Составление конспекта на тему «Художественные объединения начала ХХ
века»
Просмотр фильма «Социалистический реализм»
Содержание учебного материала
1. Архитектура мечетей. Дворцовая архитектура арабо-исламского мира

4

2. Культура Хараппы и Мохенджо-Даро. Буддийское искусство. Искусство
индуизма. Искусство мусульманской Индии

2-3

3. Китай: Дворцовая и храмовая архитектура. Изобразительное искусство
4. Искусство древнейшего периода в Японии. Буддийское искусство Японии
Раздел 11
Художественная культура
Азии

Практическое занятие «Европа и Азия: взаимодействие культур
Самостоятельная работа
составить кроссворд «Искусство Востока»;
подготовить сообщения:
1.
«Искусство индийского танца»,
2.
«Сокровища индийской литературы»,
3.
«Своеобразие индийской музыкальной культуры»;
4.
«Путешествие по Запретному городу»,
5.
«Искусство пекинской музыкальной драмы»,
6.
«Искусство китайского фарфора»,
7.
«Скульптура нэцкэ»,
8.
«Путь цветка.Искусство икебаны»,
9.
«Жемчужины японской лирики»,
16

1
4

10.
«Театральное искусство Японии»,
11.
«Японская гравюра укиё-э», «
12.
Кацусико Хокусай
13.
«36 видов Фудзи»»;
Разработать маршрут заочного путешествия по архитектурным
достопримечательностям Китая;
выучить (на выбор) стихи Ли Бо, Ду Фу;
просмотр к/ф «Расемон», «Семь самураев», «Тень воина», реж.А. Куросава
Содержание учебного материала
1. Культура Мезоамерики: основные характеристики
2.
3.
4.
5.
Раздел 12
Художественная культура
Америки

8

Архитектура и изобразительное искусство индейцев майя
Культура Теотиуакана. Архитектура и скульптура ацтеков
Культура конкисты и нового времени
Культура Южной Америки

6. Культура США XVIII – XIX вв.
7. Культура США XX в.
8. Основные тенденции развития современной культуры в Северной и Южной
Америке
Практическое занятие по теме «Художественная культура Северной и Южной
Америки»
Контрольная работа по теме: «Художественная культура Америки»
Самостоятельная работа
Конспект «Основные черты художественной культуры Америки»
Эссе на тему «Взаимодействие культур Америки»
Просмотр фильма «Культура CША в XX веке»

2-3

2
1
3

2

Итоговая контрольная работа по курсу
17

2

Повторение и проведение дополнительных обобщающих практических занятий
159

Всего

18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
кабинет общественных дисциплин – 5 кабинет (площадь кабинета: 32, 3 кв. м., площадь
лаборантской: 7 кв.м.)
Оборудование учебного кабинета:
№ п/п
Наименование имущества/ инвентарный
Количество
№
1.
Учительский стол
01630032
1
2.
Учительский стул 01630042
1
3.
Парты двухместные 41013600198 –
9
41013600206
4.
Стулья ученические 41013600159 –
19
4101360175
5.
Доска школьная
1
6.
Интерактивная доска 41013600004 +
1
проектор
7.
Тумбочка 01630032
2
8.
Системный блок 016300784 + монитор
1
016300784
9.
Колонки для компьютера
1
10.
Фортепиано
1
11.
Доска пробковая
1
12.
Шкаф книжный 01630039/329
1
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Оборудование лаборантской
Наименование / инвентарный №
Зеркало настенное
Шкаф двухстворчатый 353
Шкаф двухстворчатый 016300739
Шкаф двухстворчатый 016300735
Шкаф книжный 01630027
Стеллаж металлический
Тумба 213
Парта двухместная
Стул ученический
Кресло офисное
Парта одноместная 016300813

Количество
1
1
1
1
1
1
2
1
3
1
1

3.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014
г. N 1383 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.06
Хоровое дирижирование"

3.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое
дирижирование
4.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10
класса / Л. Г. Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия» , 2020.
5.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 11
класса / Л. Г. Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия» , 2020.
6.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для
студентов среднего профессионального образования Часть 1,2 / Л. Г. Емохонова.
– М.: Издательский центр «Академия» , 2017.
7.
Рапацкая Л. Г. Мировая художественная культура. Учебник для 1011 класса. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2020
Интернет-ресурсы:
1. www. fcior. edu. ru (Информационные, тренировочные и контрольные
материалы).
2. www. school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых
образовательных ресурсов)
3. http://www.archaeology.ru/p0/index.html - Археология.ру – информация о
современных археологических открытиях
4. https://w.histrf.ru/ - энциклопедия «Всемирная история»
5. https://histrf.ru/ - история России
6. http://www.hrono.ru/ - всемирная история в Интернете
7. http://pero-maat.ru/ - информация для тех, кто любит Древний Египет
8. http://ancient.gerodot.ru/ - сайт, посвященный истории древних держав
9. http://annales.info/sbo/contens/vi.htm - архив журнала «Вопросы истории»
10. http://www.museum.ru/museum/1812/library/contents.html - интернет-проект
«1812»
11. https://arzamas.academy/ - курсы, лекции и подкаты по различным
проблемам исторического и культурного развития

3.3. Методические рекомендации преподавателям.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
20

знания)
Уметь:
узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с определенной
эпохой, стилем, направлением;

Тестирование разных видов, викторина,
задания- провокации, фронтальный опрос в
форме беседы;

устанавливать стилевые и сюжетные
связи между произведениями разных
видов искусств;

Задания творческого характера,
собеседование; разноаспектный анализ
произведений искусства
устный и письменный опрос;

пользоваться различными
источниками информации о мировой
художественной культуре;

Рецензирование литературы,
создание сообщений,
рефератов, конспектирование

выполнять учебные и творческие
задания (доклады, сообщения);

Защита рефератов,
сообщений, проектов,
презентаций

использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности
и повседневной жизни для: выбора
путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного
досуга; выражения собственного
суждения о произведениях классики и
современного искусства;
самостоятельного художественного
творчества;
Знать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили
мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной
культуры;

особенности языка различных видов
искусства

анализ музыкальных произведений,
посещение концертных мероприятий,
участие в концертной жизни и
внеклассной работе по
предмету, аннотации
музыкальных произведений

тестирование;
контрольная работа;
терминологические диктанты, анализ
произведений искусства,
задания на соотнесение
собеседование;
устный и письменный опрос;
фронтальный опрос в форме беседы;
тестирование; оценка активности
на занятиях;
контрольная работа; взаимопроверка и
взаимооценка; самопроверка и самооценка;
оценка рефератов, презентаций

4.2. Примерные критерии к оцениванию устных и письменных ответов по
истории мировой культуры:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:

раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном
программой;

изложил материал грамотным языком в определённой логической
последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты,
определения и др.;
21


показал умения иллюстрировать теоретические положения
конкретными примерами, различными данными (карты, иллюстрации,
диаграммы и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной
ситуации;
продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов,
сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных
вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после
замечания учителя.

Такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно
сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого
ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности,
семинаре и т. д.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном
требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие
содержание ответа;

применялись не все требуемые теоретические знания, умения;

допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при
освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания
учителя;

допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при
освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по
замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала,
но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

имелись затруднения или допущены ошибки в определении
понятий,
использовании терминологии, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;

изложение материала было недостаточно самостоятельным
(простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь
бедная;

материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере,
ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой
ситуации.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто главное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или
наиболее важной части учебного материала;
22


допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении
понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
Примерные критерии оценивания письменных работ по истории .

На выполнение тематических тестов отводиться 7 - 15 минут (в
зависимости от количества заданий и уровня сложности). На выполнение
итоговых тестов отводиться 30-40 минут.

В тестах содержаться задания базового уровня с выбором ответа. С
их помощью проверяется знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных
признаков исторических явления, причин и следствий событий. Более сложные
задания с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр) позволяют проверить
умение извлекать информацию из источника, классифицировать и
систематизировать факты. Задания повышенного уровня сложности с открытым
развернутым ответом предполагают разные виды деятельности: анализ
исторического документа, анализ исторических версий и оценок, анализ
исторической ситуации, представления общей характиристики, сравнения.

Ответы учащихся на открытые задания свободного изложения
могут дословно не совпадать с эталоном.

Используется
гибкая
система
оценивания
результатов
тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку: 80 – 100% от
максимальной суммы баллов – оценка “5” ; 65 – 79 % – оценка “4”; 50 – 65 % –
оценка “3” Менее половины от максимальной суммы баллов – оценка “2”

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».