1
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3-4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5-9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
УЧЕБНОЙ
10-11
ОСВОЕНИЯ
12-14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ) в
соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО (углубленной подготовки), входящим в состав укрупненной группы
специальностей 53.02.08 «Музыкальное звукооператорское мастерство», 53.02.04 «Инструментальное исполнительство(фортепиано)», 53.02.06
«Хоровое дирижирование».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального
образования на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию и право на реализацию основной
профессиональной образовательной программы по данной специальности.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Обязательная часть циклов ОПОП.
ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ. 01 Основы философии
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе
формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Формируемые компетенции
Общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
3
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Использовать личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Хоровое
дирижирование
Максимальная учебная нагрузка
Обязательная аудиторная нагрузка
Контрольные работы
Практические работы
Самостоятельная работа обучающегося
Конспектирование текста
Составление таблиц для систематизации материала
Творческие проекты (сообщения, рефераты, эссе)
Просмотре документальных фильмов
78
48
4
4
22
Инструментальное
исполнительство
(фортепиано)
78
49
4
4
21
Музыкальное
звукооператорское
мастерство
78
48
4
4
22
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Определение
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Содержание учебного материала
1. Определение философии. Основные понятия
5
Объем
часов
3
8
Уровень
освоения
4
2-3
философии.
Становление
философии
2. Предпосылки философии в Древней Индии
3. Предпосылки философии в Древнем Китае
4. Миф и осевое время. Сократ и его идеи
5. Милетская философская школа
6. Пифагор. Демокрит. Элейская школа. Гераклит. Первоначала сущего.
7. Философия Аристотеля и Платона
8. Философия Древнего Рима
Раздел 2.
Философия в
Средние века и
Новое время
Контрольная работа по теме «Становление философии»
Самостоятельная работа
Эссе на тему «Влияние на дальнейшее развитие нашей цивилизации материализма и
идеализма античной философии».
Сообщение на тему:
1. Милетская школа в Древнегреческой философии.
2. Древнегреческий философ – Пифагор.
3. Сходство и различие взглядов Платона и Аристотеля.
4. Конфуций - древнекитайский философ.
5. Аристотель о материи, душе и космосе.
Содержание учебного материала
1. Особенности средневековой философии. Августин. Фома Аквинский
2. Реалисты и номиналисты. Скептицизм
3. Р. Декарт. Б. Спиноза. Монадология Г. Лейбница
6
1
3
4
2-3
4. Ф. Бэкон. Д. Локк. Д. Юм. И. Кант
Раздел 3.
Философия XIX
в.
Практическое занятие «Работа с текстами Д. Локка, Ф. Бэкона, И. Канта»
Самостоятельная работа
Сообщение на тему:
1. Учение Фомы Аквинского в эпоху Средневековья.
2. Учение Августина Блаженного в эпоху Средневековья.
3. Человек, природа и свобода в философии Канта.
4. Эмпиризм Ф. Бэкона
5. Биография философа на выбор
Просмотр фильма «Дж. Локк. Великие философы»
Конспект на тему «Философское учение И. Канта», «Средневековая философия»
Содержание учебного материала
1. И. Фихте. Ф. Шеллинг. Кантианство
1
4
7
2. Философская система Г. В. Ф. Гегеля
3. Материализм. К. Маркс, Л. Фейербах
4. Позитивизм. О. Конт.
5. Эволюционизм. Эволюционная концепция Г. Спенсера.
6. «Воля к власти» Ф. Ницше.
1-2-3
7. Философия бессознательного Э. Гартмана
Контрольная работа «Философия Нового времени»
Самостоятельная работа
Презентация на тему: Биография философа на выбор
Конспект на тему «Философия XIX в.»
Просмотр фильма «Гегель». Фильм из цикла «Философы»
7
1
3
Раздел 4.
Философия XX
в.
Содержание учебного материала
1. Экзистенциализм. М. Хайдеггер.
7
2. Философская концепция Ж. П. Сартра
3. Доктрина «массового общества» Х. Ортега-и-Гассет
4. Осевое время К. Ясперса
5. Психоанализ. З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм
6. Неопозитивизм. Л. Витгенштейн, Б. Рассел, К. Поппер
2-3
7. Прагматизм. Скептицизм.
Раздел 5.
Русская
философия
Практическая работа «Обсуждение отрывков из работ Ж. П. Сартра «Экзистенциализм –
это гуманизм», М. Хайдеггер «Время и бытие».
Самостоятельная работа
Чтение работ «Поппер К. Логика научного исследования»., З. Фрейд «Психология
бессознательного»
Эссе по прочитанной книге
Конспект «Философия XX века»
Содержание учебного материала
1. Особенности русской философии
1
3
6
2. Религиозная философия И. В. Киреевского
3. У истоков русского «духовного возрождения». В. С. Соловьев
4. Русский экзистенциализм и персонализм. Н. А. Бердяев
5. Советская философия
6. Современная философия в России
8
2-3
Раздел 6.
Основные
разделы
философии
Практическое занятие «Работа с текстами Н. А. Бердяева»
1
Контрольная работа «Философия XX века. Русская философия»
Самостоятельная работа обучающегося
Эссе на тему «Философия современного общества»
Эссе на тему «Философское мировоззрение Алексея Лосева»
Содержание учебного материала
1. Этапы и закономерности развития философии
1
4
6
2. Методы и внутреннее строение философии
3. Происхождение и устройство мира
4. Человек и смысл его существования
1-2-3
5. Социальная философия
6. Философия и глобальные проблемы современности
Практическое занятие: «Значение философии»
1
Самостоятельная работа
Эссе на тему «Альтернативы будущего развития философии»
Чтение работ П. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество», О. Шпенглер «Закат
Европы»
Краткий конспект любой из перечисленных книг
Итоговая контрольная работа
Повторение
Итого
9
5
1
5
78
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГАММЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3.1. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: кабинет
общественных дисциплин – 5 кабинет (площадь кабинета: 32, 3 кв. м., площадь
лаборантской: 7 кв.м.)
Оборудование учебного кабинета:
Наименование имущества/ инвентарный
Кол
№ п/п
№
ичество
1.
Учительский стол
2.
Учительский стул 01630042
1
3.
Парты двухместные
9
01630032
1
41013600198 –
41013600206
4.
Стулья ученические 41013600159 –
19
4101360175
5.
Доска школьная
1
6.
Интерактивная доска 41013600004 +
1
проектор
7.
Тумбочка 01630032
2
8.
Системный блок 016300784 + монитор
1
016300784
9.
Колонки для компьютера
1
10.
Фортепиано
1
11.
Доска пробковая
1
12.
Шкаф книжный 01630039/329
1
Оборудование лаборантской
№ п/п
Наименование / инвентарный №
Кол
ичество
1.
Шкаф двухстворчатый 353
1
2.
Шкаф двухстворчатый 016300739
1
3.
Шкаф двухстворчатый 016300735
1
4.
Шкаф книжный 01630027
1
5.
Стеллаж металлический
1
6.
Тумба 213
2
10
7.
Парта двухместная
1
8.
Стул ученический
3
9.
Кресло офисное
1
10.
Парта одноместная 016300813
1
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014
г. N 1383 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.06
Хоровое дирижирование"
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое
дирижирование
4.
Горелов А. А. Основы философии: учебник для студентов сред.
Проф. Образования. – М.: Издательство «Академия», 2020.
5.
Гуревич, П. С. Философия : учебник для среднего
профессионального образования / П. С. Гуревич. – Москва : Издательство
Юрайт, 2020 –. 457 с
Интернет-ресурсы:
http://www.filosofa.net/ - Все о философии.
https://iphras.ru/elib.htm - электронная библиотека института философии
Российской академии наук
http://renaissance.rchgi.spb.ru/ - философская библиотека Ренессанса
http://www.ruthenia.ru/logos/index.htm - философско-литературный журнал
«Логос»
http://anthropology.ru/ru - Antropology. Web-кафедра философской антропологии
http://www.philosophy.ru/ - Стэндфордская философская энциклопедия
gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/_index_philos.php Библиотека Гумер.
Философия
http://www.onlinedics.ru/slovar/fil.html - Энциклопедия философских терминов
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов.
11
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований
Результаты обучения (освоенные
Формы и методы контроля и
умения, усвоенные знания)
оценки результатов
обучения
Уметь:
ориентироваться в наиболее общих
Собеседование
философских проблемах бытия,
Устный опрос
познания,
Эссе
ценностей, свободы и смысла жизни
Дифференцированный зачет
как
основе формирования культуры
гражданина
и будущего специалиста;
Знать:
- основные категории и понятия
Устный опрос
философии;
Эссе
- роль философии в жизни человека и
Доклад
общества;
Собеседование
- основы философского учения о бытии; Подготовка электронных
- сущность процесса познания;
презентаций
- основы научной, философской и
Тестирование
религиозной картин мира;
д/Зачет
- об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за
сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и
использованием
достижений
науки,
техники
и
технологий.
владеть общими компетенциями:
- знать сущность и социальную
значимость
своей будущей профессии, проявлять к
ней
устойчивый интерес.
- решать проблемы, оценивать риски и
принимать решения в нестандартных
ситуациях.
- осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для
постановки и
решения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
- использовать информационнокоммуникационные технологии для
12
совершенствования профессиональной
деятельности.
- работать в коллективе, эффективно
общаться с коллегами, руководством.
- ставить цели, мотивировать
деятельность
подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием
на
себя ответственности за результат
выполнения заданий.
- самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного
развития,
заниматься самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
13
14