СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3-5
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6-13
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
14-15
УЧЕБНОЙ
16-18
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ И ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
2
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ) в
соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО (углубленной подготовки), входящим в состав укрупненной группы
специальностей 53.00.00 Музыкальное искусство: 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального
образования на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию и право на реализацию основной
профессиональной образовательной программы по данной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ПМ.03. Организационноуправленческая деятельность. МДК 03.01 Экономика отрасли и основы менеджмента
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели и задачи курса:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями
обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
− руководства творческим коллективом;
− делового общения в коллективе;
− публичных выступлений, общения со средствами массовой информации;
− творческого руководства и организации процесса записи музыкального произведения;
− управления средствами озвучивания студий звукозаписи, концертных залов, открытых и закрытых помещений;
− руководства рабочим процессом звукозаписи и монтажа фонограмм;
уметь:
− организовывать работу творческого коллектива;
− разрабатывать систему мотивации труда;
− ориентироваться в выборе правильных и эффективных управленческих решений;
− анализировать альтернативы и принимать управленческое решение, управлять рисками;
− контролировать выполнение принятых решений;
− создавать условия для нововведений;
− поддерживать свою деловую репутацию;
− изучать и формировать общественное мнение;
− правильно составлять информационные сообщения, комплектовать информационные пакеты;
− публично выступать в аудитории, по радио, на телевидении;
− размещать газетно-журнальные сообщения;
− формировать свой персональный имидж, имидж всего творческого коллектива;
− соблюдать этические аспекты в общении со средствами массовой информации;
− рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации, экономическую
эффективность внедрения новой техники и технологии;
знать:
3
− цели и задачи управления организациями;
− функции, виды и психологию менеджмента;
− основы организации работы творческого коллектива исполнителей
− основы теории принятия управленческих решений;
− формы контроля принятых решений;
− принципы делового общения в коллективе;
− особенности менеджмента в области культуры и искусства;
− профессиональную этику делового человека
– сущность и особенности общественных связей в сфере искусства и культуры;
− потребности, запросы, интересы и мотивы практического поведения человека;
− методику исследования потребностей, запросов и интересов людей и технологию их формирования средствами массовой информации;
− современные методы информирования, убеждения, внушения;
− основные пути и средства сохранения и повышения репутации;
− технологические основы формирования общественного мнения;
− основные понятия экономики отрасли;
− отраслевую рыночную экономику, экономические показатели развития отрасли;
− основы управления отраслью;
− основные аспекты развития отрасли, организацию производственного и технологического процессов, основы правового регулирования
в сфере профессиональной деятельности.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
4
деятельности.
ОК 10. Использовать умения и знания дисциплин федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной
деятельности.
5.2.3. Организационно-управленческая деятельность.
ПК 3.1. Применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики
творческого коллектива.
ПК 3.2. Исполнять обязанности руководителя творческого коллектива, включая
организацию его работы, планирование деятельности и анализ ее результатов.
ПК 3.3. Использовать базовые нормативно-правовые знания в деятельности специалиста в
учреждениях и организациях образования и культуры.
ПК 3.4. Использовать различные приемы сбора и распространения информации с целью
популяризации и рекламы деятельности учреждений (организация) образования и культуры.
ПК 3.5. Осуществлять управление процессом эксплуатации звукотехнического
оборудования.
ПК 3.6. Разрабатывать комплекс мероприятий по организации и управлению рабочим
процессом звукозаписи в условиях открытых и закрытых помещений.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка
213
Обязательная аудиторная нагрузка
142
Контрольные работы
Практические работы
Самостоятельная работа обучающегося
71
Конспектирование текста
Составление таблиц и схем для систематизации
материала
Выполнение экспериментальных заданий
Творческие проекты (сообщения, рефераты, эссе)
Работа со справочным материалом
Итоговая аттестация в формате экзамена (6 семестр) и
зачета (8 семестр)
2.2. Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины «Экономика отрасли и основы менеджмента»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и
Объем
Уровень
практические работы, самостоятельная работа
часов
освоения
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
1
2
3
4
Раздел 1. Сущность рыночной
экономики
Содержание учебного материала
1. Что такое экономика? Микроэкономика и
макроэкономика
2. Экономические ресурсы. Проблемы
распределения ресурсов.
3. Типы экономических систем.
4. Основные характеристики рынка.
6
5
2-3
5. Классификация рынков
Раздел 2. Предпринимательство
и организация в сфере культуры
Практическое занятие «Основы рыночной экономики»
1
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1.
Предприниматель и предпринимательство
4
15
2.
Сущность предпринимательской
деятельности
3.
Классификация предприятий
4.
Коммерческие и некоммерческие
организации
5.
Организационно-правовые формы
коммерческих организаций
6.
Организационно-правовые формы
некоммерческих организаций
7.
Создание, реорганизация, ликвидация,
банкротство организации.
8.
Роль организации в производстве
9.
Внутренняя и внешняя среда организации
10.
Типы вероятностей. Виды и измерение
рисков.
11.
Методы снижения степени риска.
Моральный риск
12.
Рынки с ассиметричной информацией.
Меры борьбы с последствиями асимметрии информации
7
2-3
13.
Понятие и виды логистики организации
14.
Цели, задачи и принципы формирования
логистической системы
15.
Планирование и прогнозирование
логистики.
Практическое занятие «Стадии создания, реорганизации
1
и ликвидации организации в сфере культуры»
Контрольная работа по теме «Предпринимательство и
1
организация в сфере культуры»
Раздел 3. Материальнотехническая база организации в
сфере культуры
Самостоятельная работа учащихся
5
Содержание учебного материала
1. Понятие
о
производственных
фондах:
сущность, основные типы, классификация, структура
2. Учет,
оценка,
износ
основных
производственных фондов
3. Амортизационные отчисления: понятие и
методы расчета
4. Показатели эффективности использования
основных фондов
5. Оборотные средства, их структура и
показатели
6. Аренда, арендные отношения. Виды аренды.
Лизинг. НМА
7. Экономическое содержание капитальных
вложений, инвестиций
8. Формы
капитала
в
инвестиционной
деятельности
9. Источники финансирования инвестиционный
деятельности
10. Оценка
экономической
эффективности
10
8
1-2-3
Раздел 4. Кадры, организация
труда и заработной платы
Раздел 5. Основные
экономические показатели
деятельности организации в сфере
культуры
инвестиций
Практическое занятие «Источники финансирования в
сфере культуры»
Контрольная работа «Материально-техническая база
организации в сфере культуры»
Самостоятельная работа учащихся
Содержание учебного материала
1. Рынок труда
2. Кадровая политика организации
3. Показатели и факторы производительности
труда
4. Понятие заработной платы, принципы ее
организации
5. Системы оплаты труда. Фонд оплаты труда и
его структура
6. Фонд оплаты труда и его структура
7. Основные виды и формы оплаты труда
8. Трудовой договор и контрактная система
найма
9. Индексация заработной платы. Расчет индекса
цен
Практическое занятие «Основные разделы трудового
договора»
Самостоятельная работа учащихся
Содержание учебного материала
1. Сущность
себестоимости,
ее
виды.
Калькуляция себестоимости
2. Структура и классификация затрат.
3. Пути снижения себестоимости.
4. Доход предприятия и его виды.
5. Понятие прибыли. Источники получения
прибыли
6. Формирование и распределение прибыли на
предприятии
9
1
1
4
9
2-3
1
4
14
2-3
7. Рентабельность работы предприятия
8. Цена в современной экономике
9. Стратегии и этапы ценообразования
10. Виды цен. Методы ценообразования.
11. Методики расчетов формирования цен
12. Сущность и виды планирования
13. Бизнес-план – основа создания предприятия
14. Разделы бизнес-плана
Практическое
занятие
«Создание
бизнес-плана
организации сферы культуры»
Контрольная
работа
«Основные
экономические
показатели деятельности организации в сфере культуры»
Самостоятельная работа учащихся
Раздел 6. Финансовые ресурсы
Содержание учебного материала
и внешнеэкономическая
1. Финансовые ресурсы организации, источники
деятельность организации сферы
их финансирования
культуры
2. Движение денежных средств. Основные
функции финансов предприятия
3. Внешнеэкономическая
деятельность
предприятия
4. Анализ внешнеэкономической деятельности
предприятия
Практическое занятие «Финансовые ресурсы организации
сферы культуры
Самостоятельная работа учащихся
Раздел 7.
Содержание учебного материала
Методологические основы
1. Сущность
и
содержание
понятия
менеджмента
«менеджмент»
2. Историческая периодизация менеджмента
3. Школы менеджмента
4. Научные подходы к менеджменту: системный,
процессный, ситуационный
5. Научные
подходы
к
менеджменту:
10
1
1
3
4
2-3
1
3
10
2-3
Раздел 8.
Организация как объект
менеджмента
Раздел 9.
Функции и структура менеджмента
кибернетический, информационный, стратегический
6. Научные подходы к менеджменту: социальноэкономический, интеграционный
7. Основные черты американской и японской
моделей менеджмента
8. Основные черты американской и японской
моделей менеджмента
9. Европейская модель менеджмента
10. Становление и развитие российской системы
менеджмента
Контрольная работа «Сравнительная характеристика
американской и японской моделей менеджмента»
Самостоятельная работа учащихся
Содержание учебного материала
1. Классификация организаций
2. Факторы прямого и косвенного воздействия
3. Методы анализа внешней среды
4. Внутренняя среда организации
5. Понятие,
характеристика
и
уровни
организационной культуры
6. Функциональное построение организационной
культуры
7. Механизм формирования организационной
культуры
8. Классификация и оценка культуры организаций
9. Влияние организационной культуры на
эффективность деятельности организации
Контрольная работа «Внутренняя и внешняя среда
организации»
Самостоятельная работа учащихся
Содержание учебного материала
1. Функции в системе менеджмента
2. Прогнозирование в современных системах
11
1
5
9
2-3
1
4
21
1-2-3
организации
Раздел 10. Процессы
менеджмента
менеджмента
3. Планирование как функция менеджмента
4. Стратегическое планирование и управление
5. Бизнес-планирование
6. Функции организации
7. Контроль как функция управления
8. Регулирование как функция менеджмента
9. Мотивация и ее роль в менеджменте
10. Теории мотивации
11. Теории мотивации
12. Внутренняя мотивация и особенности ее
измерения
13. Мотивационные инструменты и методы
управления мотивацией
14. Структура управления и принципы ее
построения
15. Методы
построения
организационных
структур
16. Типы организационных структур управления
17. Типы организационных структур управления
18. Современная
концепция
управления
персоналом
19. Базовая модель управления персоналом
20. Инструменты управления персоналом в
современных организациях
21. Инструменты управления персоналом в
современных организациях
Контрольная работа «Функции менеджмента»
Контрольная работа «Организационные структуры»
Самостоятельная работа учащихся
Содержание учебного материала
1. Принятие решений в организации
2. Типы управленческих решений
12
1
1
5
13
3. Процесс принятия управленческих решений
4. Делегирование в менеджменте
5. Роль коммуникации в системе управления
организацией
6. Виды коммуникаций
7. Коммуникационный процесс
8. Коммуникационная сеть
9. Коммуникационные барьеры
10.
Формы и средства коммуникаций в
организациях
11.
Стили и роли участников процесса
коммуникации
12. Типы проблемных сотрудников
13.
Факторы и принципы формирования
эффективных коммуникаций
Практические
занятия:
«Процесс
принятия
управленческих решений», «Коммуникационный процесс»
Контрольная работа «Коммуникационные барьеры»
Самостоятельная работа учащихся
Раздел 11. Лидерство, власть и
9
Содержание учебного материала
управление конфликтами
1 -2. Стили лидерства и управления
3. Виды власти
4. Понятие группы. Типы групп
5. Групповые роли. Собрание в групповом
процессе
6. Деловые совещания в групповом процессе
7- 8. Управление конфликтами в организации
1
9. Понятие стресса. Способы борьбы со стрессом
Практическое занятие «Групповые роли»»
1
Контрольная работа «Управление конфликтами в
организации»
Самостоятельная работа учащихся
Раздел 12.
Содержание учебного материала
13
2
1
7
4
5
2-3
Организационные изменения
и развитие
1. Сущность и типология организационных
изменений
2. Модели процесса организационных изменений
3. Сопротивление изменениям
4. Методы
и
способы
преодоления
сопротивлений
5. Организационное обучение
6. Организационное развитие
Практическое занятие «Сопротивление изменениям»
Самостоятельная работа учащихся
Итоговое повторение по курсу
Зачет
Итоговая аттестация в формате экзамена (6 семестр) и зачета (8 семестр)
Всего
14
2
4
1
1
213
3.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Формы и методы контроля и оценки
результатов
обучения
Презентация индивидуальных
Уметь
− организовывать работу творческого коллектива;
и групповых домашних заданий.
− разрабатывать систему мотивации труда;
- Контрольная работа.
− ориентироваться в выборе правильных и эффективных управленческих
- Оценивание выступлений.
решений;
- Доклад - сообщение по теме.
− анализировать альтернативы и принимать управленческое решение, управлять
-Презентация учебных проектов.
рисками;
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
− контролировать выполнение принятых решений;
− создавать условия для нововведений;
− поддерживать свою деловую репутацию;
− изучать и формировать общественное мнение;
− правильно составлять информационные сообщения, комплектовать
информационные пакеты;
− публично выступать в аудитории, по радио, на телевидении;
− размещать газетно-журнальные сообщения;
− формировать свой персональный имидж, имидж всего творческого коллектива;
− соблюдать этические аспекты в общении со средствами массовой информации;
− рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические
показатели деятельности организации, экономическую эффективность внедрения новой
техники и технологии;
Знать
− цели и задачи управления организациями;
− функции, виды и психологию менеджмента;
- Фронтальный опрос.
- Тестирование по теме.
15
− основы организации работы творческого коллектива исполнителей
− основы теории принятия управленческих решений;
− формы контроля принятых решений;
− принципы делового общения в коллективе;
− особенности менеджмента в области культуры и искусства;
− профессиональную этику делового человека
– сущность и особенности общественных связей в сфере искусства и культуры;
− потребности, запросы, интересы и мотивы практического поведения человека;
− методику исследования потребностей, запросов и интересов людей и
технологию их формирования средствами массовой информации;
− современные методы информирования, убеждения, внушения;
− основные пути и средства сохранения и повышения репутации;
− технологические основы формирования общественного мнения;
− основные понятия экономики отрасли;
− отраслевую рыночную экономику, экономические показатели развития отрасли;
− основы управления отраслью;
− основные аспекты развития отрасли, организацию производственного и
технологического процессов, основы
правового регулирования в сфере
профессиональной деятельности.
16
- Итоговое тестирование.
- Индивидуальный опрос.
- Сообщение по теме
- Контрольная работа
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Программа дисциплины реализуется в учебном кабинете «Экономики организации, менеджмента и маркетинга.
Экономической теории и теории бухгалтерского учета» № 411.
Оборудование (оснащение) учебного кабинета:
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (планшеты, стенды);
аудиторная доска с магнитной поверхностью;
рабочие учебные места по количеству посадочных мест
Технические средства обучения:
мультимедийное оборудование
4.2. Информационное обеспечение обучения
Учебные издания:
Основные источники:
1. Егорова, Т. И. Основы менеджмента / Т. И. Егорова ; под редакцией А. Я. Волкова. — Москва, Ижевск : Институт
компьютерных исследований, 2019. — 136 c. — ISBN 978-5-4344-0633-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная
система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/97371.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей
2. Мальшина, Н. А. Менеджмент: учебное пособие для СПО / Н. А. Мальшина. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование,
Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 100 c. — ISBN 978-5-4486-0354-9, 978-5-4488-0199-0. — Текст : электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76994.html. — Режим доступа: для авторизир.
пользователей
3. Панцуркина, Т. К. Основы менеджмента: учебное пособие для СПО / Т. К. Панцуркина. — Саратов, Москва:
Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 133 c. — ISBN 978-5-4488-0808-1, 978-5-4497-0472-6. — Текст : электронный
// Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/96023.html. — Режим доступа:
для авторизир. пользователей
Дополнительные источники:
4. Гапоненко, А. Л. Менеджмент : учебник и практикум для СПО / А. Л. Гапоненко ; отв. ред. А. Л. Гапоненко. — М. :
Издательство Юрайт, 2018. — 396 с.
17
5. Иванова, И. А. Менеджмент : учебник и практикум для СПО / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — М. : Издательство
Юрайт, 2018. — 305 с.
6. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для СПО / Э. М. Коротков. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт,
2018. — 566 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08046-9.
7. Менеджмент: учебник/Г.Б. Казначевская.- Москва: КНОРУС, 2019. – 240с. – (Среднее профессиональное
образование).
8. Менеджмент : учебник для СПО / под общ. ред. Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — М. : Из да тель ст во Юрайт,
2016. — 422 с. — Серия : Профессиональное образование.
9. Менеджмент : учебник для СПО / Л. С. Леонтьева [и др.] ; под ред. Л. С. Леонтьевой. — М. : Издательство Юрайт,
2019. — 287 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-8972-4.
Интернет ресурсы:
Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова. Электронная научная библиотека
[Электронный ресурс]/ http://library.sgau.ru/cgi-bin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe Режим доступа:
http:/ library.sgau.ru
2.
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Приволжский центр повышения квалификации и аттестации в строительстве и ЖКХ» Электронная библиотека
[Электронный ресурс]/ http://cpkia.ru/wp-content/uploads/2012/06/электронбиблиотек.doc. - Режим доступа: http://www.
1.
18