Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

ОД. 03.01.04 Обществознание (включая экономику и право) ХД и ИИ

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3-4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

5-18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

19-20

ОСВОЕНИЯ

21-23

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание (включая экономику и право)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности
(специальностям) СПО (углубленной подготовки), входящим в состав укрупненной группы
специальностей 53.00.00 Музыкальное искусство по специальностям: 53.02.06 Хоровое
дирижирование, 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми
образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской
Федерации, имеющими государственную аккредитацию и право на реализацию основной
профессиональной образовательной программы по данной специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: ОД.03. Федеральный компонент среднего (полного) общего
образования; ОД.03.01 Базовые учебные дисциплины; ОД. 03.01.04 Обществознание (включая
экономику и право)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и
право) обучающийся должен:
знать:
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
уметь:
 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека
как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства);
 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений,
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в
различных сферах;
 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных источниках
(материалах средств массовой информации (СМИ), учебных текстах и других адаптированных
источниках), различать в социальной информации факты и мнения;
 самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности);
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах,
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав
человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного

анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия
антиобщественного поведения
Формируемые компетенции
Общие компетенции (ОК)
ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные
обучающимися в ходе освоения учебных предметов, в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
ОК 12. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты
антикоррупционного поведения.
ОК 13. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере.
ПК 2.6. Использовать методы и приемы работы с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. Создавать
педагогические условия для формирования и развития у обучающихся самоконтроля и
самооценки
процесса и результатов освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка
Обязательная аудиторная нагрузка
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося
Конспектирование текста
Составление таблиц и схем для систематизации
материала
Выполнение экспериментальных заданий
Творческие проекты (сообщения, рефераты, эссе)
Работа со справочным материалом

Хоровое
Инструментальное
дирижирование исполнительство
(фортепиано)
104
102

67
6
29

69
6
29

2.2. Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)»
ИИ – 104 ч.
Наименование разделов
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем
Уровень
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
и тем
часов
освоения
предусмотрены)
1
2
3
4
Обществознание в системе гуманитарных наук. Основные концепции
1
1-2
Обществознание в
общественного развития человечества.
системе гуманитарных
наук
1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции
13
1-2
Раздел 1. Человек и
общество
2. Человек, индивид, личность
1-2-3
3. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания

2-3

4. Деятельность человека. Цель и смысл жизни человека

1-2

5. Роль общения в жизни человека. Виды общения

2-3

6. Познание. Виды познания. Полезность и истинность знания.

1-2

7. Духовный мир человека

2-3

8. Понятие общества. Социальные институты

1-2-3

9. Сферы жизни общества

2-3

10. Взаимодействие общества и природы

1-2

11. Концепции развития общества. Понятия общественного прогресса и регресса

1-2

12. Культура и цивилизации. Типы цивилизаций

1-2

13. Типология обществ. Глобализация человеческого общества

1-2

Раздел 2. Духовная
культура человека и
общества

Контрольная работа по теме: «Человек и общество»

1

Самостоятельная работа
Выполнение индивидуальных заданий: эссе по предложенным темам.
Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка
сообщений по темам раздела)
1. «Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить, как человек,
а в том, что человек начнёт мыслить, как компьютер» (С. Д. Харрис)
2. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её»
(Б. Шоу)
3. «Человек имеет свободу выбора, в противном случае советы, увещевания,
назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский)
4. «Человек вне общества — либо Бог, либо зверь»(Аристотель).
5. «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не
поддержал другого» (Сенека)
Составление таблиц по темам: «Типология обществ», «Отличие человека от
животного»
Содержание учебного материала

7

2-3

9

1. Понятие культуры. Виды и формы культуры

1-2

2. Социальные нормы. Мораль

1-2-3

3. Наука. Функции науки

1-2

4. Понятие научного познания. Методы научного познания

1-2-3

5. Роль религии в жизни общества. Ранние формы религии

2-3

6. Основные мировые религии: христианство, буддизм, ислам

2-3

7. Виды искусства. Художественный образ. Взаимосвязь искусства и
морали
8. Понятие образования. Взаимосвязь образования и воспитания

1-2
1-2-3

9. Основные уровни образования в России

Раздел 4. Экономика

2-3

Контрольная работа по теме «Духовная культура человека и общества»

1

Самостоятельная работа
Работа с дополнительной учебной и научной литературой: подготовка
сообщений – презентаций «Формы и разновидности культуры», «Массовая культура»,
«Народная культура», «Элитарная культура»,
Заполнение сравнительной таблицы по теме: Мировые религии.

7

Содержание учебного материала

2-3

9

1. Понятие экономики

1-2

2. Типы экономических систем

1-2

3. Понятие собственности. Основные формы собственности

1-2

4. Производство. Факторы производства

1-2

5. Признаки рынка. Спрос и предложение. Формы конкуренции

1-2-3

6. Методы государственного регулирования экономики

2-3

7. Экономика потребителя

1-2

8. Занятость и безработица

1-2

9. Мировая экономика

2-3

Контрольная работа по теме: «Экономика»
Самостоятельная работа
Заполнение таблиц «Виды рынков», «Типы экономических систем»
Сообщения по темам:
1.
Экономические системы государств мира (на выбор)
2.
Мировые экономические кризисы

1
6

Раздел 4. Социальные
отношения

3.
Коммерческие и некоммерческие организации
4.
Как стать предпринимателем в РФ
Содержание учебного материала

7

1. Социальная стратификация
2. Социальное положение
мобильность
3. Социальное поведение

1-2
человека

в

обществе.

Социальная

1-2-3
2-3

4. Понятие этноса. Этнические общества

1-2

5. Семья – первичная ячейка общества

2-3

6. Условия заключения брака. Права и обязанности родителей и
детей
7. Молодежь как особенная социально-демографическая группа

1-2-3
2-3

Контрольная работа по теме «Социальные отношения»
Раздел 5. Политика

Содержание учебного материала

1

2-3

10

1- Власть и государство. Основные признаки государства.

1-2

2- Политическая система общества

1-2

3- Механизм государства. Классификация органов государства

1-2-3

4- Функции государства

2-3

5- Форма правления

1-2

6- Форма государственного устройства и форма политического режима

1-2

7- Гражданское общество и правовое государство

2-3

8- Политическая идеология

1-2-3

9- Типы личности в политической жизни

2-3

10- Гражданство. Способы приобретения гражданства

1-2

Контрольная работа по теме «Политика»

Раздел 6. Право

1

Самостоятельная работа
Сообщение по темам:
1. Политическая система Великобритании, Франции, РФ, Германии и т.д. (на
выбор)
2. Европейский союз
3. Особенности форм правления
4. Государственные органы власти в РФ
5. Политические режимы современности
Эссе на тему:
1. «Монархия погибает, когда государь сводит государство к своей столице,
столицу — к своему двору, а двор — к своей особе» (Ш. Монтескьё).
2. «Революции — варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).
3. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не
знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В. Ключевский).
4. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон).
5. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж.
Руссо).
Составление таблиц по темам: «Формы правления», «Формы государственного
устройства», «Формы политических режимов»
Содержание учебного материала
1- Понятие права. Право в системе социальных норм

2-3

7

1
1
1-2

2- Основные виды норм права. Система права

1-2

3- Формы (источники) права

1-2-3

4- Правосознание. Правоотношение

2-3

5- Правонарушение и юридическая ответственность

1-2

6- Права и свободы человека и гражданина

2-3

7- Конституционное право

1-2

8- Административное право

1-2-3

9- Гражданское право

1-2-3

10- Трудовое право

1-2-3

11- Уголовное право

1-2-3

Контрольная работа по теме «Право»
Самостоятельная работа
Составление таблиц «Отрасли права»
Сообщения по темам:
1.
Основы конституционного строя РФ
2.
История Конституции в России
3.
Правовое регулирование отношений супругов
4.
Международное право
5.
Права и обязанности налогоплательщика
6.
Права и свободы человека и гражданина в РФ

1
6,5

Повторение

3
Всего

104

2-3

Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)»
ХД – 102 ч.
Наименование разделов
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем
Уровень
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
и тем
часов
освоения
предусмотрены)
1
2
3
4
Обществознание в системе гуманитарных наук. Основные концепции
1
Обществознание в
1-2
общественного развития человечества.
системе гуманитарных
наук
14. Человек как продукт биологической и социальной эволюции
13
1-2
Раздел 1. Человек и
общество
15. Человек, индивид, личность
1-2-3
16. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания

2-3

17. Деятельность человека. Цель и смысл жизни человека

1-2

18. Роль общения в жизни человека. Виды общения

2-3

19. Познание. Виды познания. Полезность и истинность знания.

1-2

20. Духовный мир человека

2-3

21. Понятие общества. Социальные институты

1-2-3

22. Сферы жизни общества

2-3

23. Взаимодействие общества и природы

1-2

24. Концепции развития общества. Понятия общественного прогресса и регресса

1-2

25. Культура и цивилизации. Типы цивилизаций

1-2

26. Типология обществ. Глобализация человеческого общества

1-2

Контрольная работа по теме: «Человек и общество»

1

2-3

Раздел 2. Духовная
культура человека и
общества

Самостоятельная работа
Выполнение индивидуальных заданий: эссе по предложенным темам.
Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка
сообщений по темам раздела)
6.
«Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить, как
человек, а в том, что человек начнёт мыслить, как компьютер» (С. Д. Харрис)
7.
«Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её»
(Б. Шоу)
8.
«Человек имеет свободу выбора, в противном случае советы, увещевания,
назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский)
9.
«Человек вне общества — либо Бог, либо зверь»(Аристотель).
10.
«Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не
поддержал другого» (Сенека)
Составление таблиц по темам: «Типология обществ», «Отличие человека от
животного»
Содержание учебного материала

7

9

10. Понятие культуры. Виды и формы культуры

1-2

11. Социальные нормы. Мораль

1-2-3

12. Наука. Функции науки

1-2

13. Понятие научного познания. Методы научного познания

1-2-3

14. Роль религии в жизни общества. Ранние формы религии

2-3

15. Основные мировые религии: христианство, буддизм, ислам

2-3

16. Виды искусства. Художественный образ. Взаимосвязь искусства и
морали
17. Понятие образования. Взаимосвязь образования и воспитания

1-2

18. Основные уровни образования в России

2-3

1-2-3

Раздел 4. Экономика

Контрольная работа по теме «Духовная культура человека и общества»

1

Самостоятельная работа
Работа с дополнительной учебной и научной литературой: подготовка
сообщений – презентаций «Формы и разновидности культуры», «Массовая культура»,
«Народная культура», «Элитарная культура»,
Заполнение сравнительной таблицы по теме: Мировые религии.

7

Содержание учебного материала

2-3

9

10. Понятие экономики

1-2

11. Типы экономических систем

1-2

12. Понятие собственности. Основные формы собственности

1-2

13. Производство. Факторы производства

1-2

14. Признаки рынка. Спрос и предложение. Формы конкуренции

1-2-3

15. Методы государственного регулирования экономики

2-3

16. Экономика потребителя

1-2

17. Занятость и безработица

1-2

18. Мировая экономика

2-3

Контрольная работа по теме: «Экономика»
Самостоятельная работа

1
6

Заполнение таблиц «Виды рынков», «Типы экономических систем»
Сообщения по темам:
5.
Экономические системы государств мира (на выбор)
6.
Мировые экономические кризисы
7.
Коммерческие и некоммерческие организации
8.
Как стать предпринимателем в РФ
Раздел 4. Социальные
отношения

Содержание учебного материала

7

8. Социальная стратификация
9. Социальное положение
мобильность
10. Социальное поведение

1-2
человека

в

обществе.

Социальная

1-2-3
2-3

11. Понятие этноса. Этнические общества

1-2

12. Семья – первичная ячейка общества

2-3

13. Условия заключения брака. Права и обязанности родителей и
детей
14. Молодежь как особенная социально-демографическая группа

1-2-3
2-3

Контрольная работа по теме «Социальные отношения»
Раздел 5. Политика

Содержание учебного материала

1

2-3

10

11- Власть и государство. Основные признаки государства.

1-2

12- Политическая система общества

1-2

13- Механизм государства. Классификация органов государства

1-2-3

14- Функции государства

2-3

15- Форма правления

1-2

16- Форма государственного устройства и форма политического режима

1-2

17- Гражданское общество и правовое государство

2-3

18- Политическая идеология

1-2-3

19- Типы личности в политической жизни

2-3

20- Гражданство. Способы приобретения гражданства

1-2

Контрольная работа по теме «Политика»

Раздел 6. Право

Самостоятельная работа
Сообщение по темам:
6.
Политическая система Великобритании, Франции, РФ, Германии и т.д.
(на выбор)
7.
Европейский союз
8.
Особенности форм правления
9.
Государственные органы власти в РФ
10.
Политические режимы современности
Эссе на тему:
6.
«Монархия погибает, когда государь сводит государство к своей столице,
столицу — к своему двору, а двор — к своей особе» (Ш. Монтескьё).
7.
«Революции — варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).
8.
«Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума:
она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В. Ключевский).
9.
«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж.
Актон).
10.
«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам»
(Ж.Ж. Руссо).
Составление таблиц по темам: «Формы правления», «Формы государственного
устройства», «Формы политических режимов»
Содержание учебного материала

1
7

1

2-3

12- Понятие права. Право в системе социальных норм

1

13- Основные виды норм права. Система права

1-2

14- Формы (источники) права

1-2-3

15- Правосознание. Правоотношение

2-3

16- Правонарушение и юридическая ответственность

1-2

17- Права и свободы человека и гражданина

2-3

18- Конституционное право

1-2

19- Административное право

1-2-3

20- Гражданское право

1-2-3

21- Трудовое право

1-2-3

22- Уголовное право

1-2-3

Контрольная работа по теме «Право»
Самостоятельная работа
Составление таблиц «Отрасли права»
Сообщения по темам:
7.
Основы конституционного строя РФ
8.
История Конституции в России
9.
Правовое регулирование отношений супругов
10.
Международное право
11.
Права и обязанности налогоплательщика
12.
Права и свободы человека и гражданина в РФ
Повторение

1-2

1
6,5

1

2-3

Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный
(планирование
и
самостоятельное
выполнение

102

деятельности,

решение

проблемных

задач

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
кабинет общественных дисциплин – 5 кабинет (площадь кабинета: 32, 3 кв. м., площадь
лаборантской: 7 кв.м.)
Оборудование учебного кабинета:
№ п/п
Наименование имущества/ инвентарный
Кол
№
ичество
1.
Учительский стол
01630032
1
2.
Учительский стул 01630042
1
3.
Парты двухместные 41013600198 –
9
41013600206
4.
Стулья ученические 41013600159 –
19
4101360175
5.
Доска школьная
1
6.
Интерактивная доска 41013600004 +
1
проектор
7.
Тумбочка 01630032
2
8.
Системный блок 016300784 + монитор
1
016300784
9.
Колонки для компьютера
1
10.
Фортепиано
1
11.
Доска пробковая
1
12.
Шкаф книжный 01630039/329
1
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Оборудование лаборантской
Наименование /
Кол
инвентарный №
ичество
Зеркало настенное
1
Шкаф двухстворчатый 353
1
Шкаф двухстворчатый
1
016300739
Шкаф двухстворчатый
1
016300735
Шкаф книжный 01630027
1
Стеллаж металлический
1
Тумба 213
2
Парта двухместная
1
Стул ученический
3
Кресло офисное
1
Парта одноместная
1
016300813
3.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения

Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N
1383 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.06
Хоровое дирижирование"
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 53.02.06 Хоровое
дирижирование
4. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. – М.: Академия,
2017.
5. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: Контрольные
задания. – М.: Академия, 2018
Интернет-ресурсы:
Интернет-ресурсы:
http://www.constitution.ru/ Сайт «Конституция Российской Федерации»
http://www.hro.org Международные документы по правам человека
http://www.gdezakon.ru/ Конституция, кодексы и законы Российской Федерации
http://www.garant.ru Правовая база данных «Гарант»
http://www.consultant.ru Правовая база данных «Консультант-Плюс»
www.gov.ru Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президен
та РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших
органов судебной власти
http://www.uznay-prezidenta.ru/ «Президент России – гражданам школьного
возраста». Информация о Президенте, Конституции, государственных символах и др.
Режим flash – с мультфильмом Режим html – обычный
www.mon.gov.ru Сайт министерства образования и науки Российской Федерации
3.3. Методические рекомендации преподавателям.
3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов.

20

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований
Результаты
обучения
Формы и методы
(освоенныеумения,
усвоенные контроля
иоценки
знания)
результатовобучения
Уметь
описывать
основные
- Презентация
социальные объекты, выделяя их индивидуальных
существенные признаки; человека как
и групповых домашних
социально-деятельное
существо; заданий.
основные социальные роли;
- Контрольная работа.
сравнивать
социальные
- Оценивание
объекты, суждения об обществе и выступлений.
человеке, выявлять их общие черты и
- Доклад - сообщение
различия;
по теме.
объяснять
взаимосвязи
-Презентация учебных
изученных
социальных
объектов проектов.
(включая взаимодействия общества и
природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и
государства);
приводить примеры социальных
объектов
определенного
типа,
социальных отношений, ситуаций,
регулируемых различными видами
социальных норм, деятельности людей
в различных сферах;
оценивать поведение людей с
точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
решать в рамках изученного
материала
познавательные
и
практические задачи, отражающие
типичные ситуации в
различных сферах деятельности
человека;
осуществлять поиск социальной
информации по заданной теме в
различных источниках (материалах
средств массовой информации (СМИ),
учебных
текстах
и
других
адаптированных
источниках),
различать в социальной информации
факты и мнения; самостоятельно
составлять простейшие виды правовых
документов (заявления, доверенности);
использовать
приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни
21

для ориентирования в актуальных
общественных событиях и процессах,
нравственной и правовой оценки
конкретных
поступков
людей,
реализации и защиты прав человека и
гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей, первичного
анализа и использования социальной
информации, сознательного неприятия
антиобщественного поведения;
- Фронтальный опрос.
Знать
Обучающийся должен знать:
- Тестирование по теме.
· социальные свойства человека,
- Итоговое
еговзаимодействие с другими людьми;
тестирование.
· сущность общества как формы
- Индивидуальный
совместной деятельности людей; опрос.
· характерные черты и признаки
- Сообщение по теме
основных сфер жизни общества;
- Контрольная работа
·
содержание
и
значение
социальныхнорм,
регулирующихобщественные
отношения.
Примерные критерии к оцениванию устных и письменных ответов по
обществознанию:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:

раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном
программой;

изложил материал грамотным языком в определённой логической
последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты,
определения и др.;

показал умения иллюстрировать теоретические положения
конкретными примерами, различными данными (карты, иллюстрации,
диаграммы и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной
ситуации;
продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов,
сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных
вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после
замечания учителя.

Такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно
сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого
ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности,
семинаре и т. д.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном
требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
22


в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие
содержание ответа;

применялись не все требуемые теоретические знания, умения;

допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при
освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания
учителя;

допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при
освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по
замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала,
но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

имелись затруднения или допущены ошибки в определении
понятий,
использовании терминологии, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;

изложение материала было недостаточно самостоятельным
(простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая,
речь бедная;

материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере,
ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой
ситуации.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто главное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или
наиболее важной части учебного материала;

допущены существенные ошибки в изложении фактов,
определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя.
Примерные критерии оценивания письменных работ по обществознанию .

На выполнение тематических тестов отводиться 7 - 15 минут (в
зависимости от количества заданий и уровня сложности). На выполнение
итоговых тестов отводиться 30-40 минут.

В тестах содержаться задания базового уровня с выбором ответа. С
их помощью проверяется знания понятий и терминов, характерных признаков
общественного явления. Более сложные задания с открытым ответом (слово,
дата, сочетание цифр) позволяют проверить умение извлекать информацию из
источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания
повышенного уровня сложности с открытым развернутым ответом
предполагают разные виды деятельности: анализ документа, представления
общей характеристики, сравнения, аргументация собственного мнения.
23


Ответы учащихся на открытые задания свободного изложения
могут дословно не совпадать с эталоном.

Используется
гибкая
система
оценивания
результатов
тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку: 80 – 100% от
максимальной суммы баллов – оценка “5” ; 65 – 79 % – оценка “4”; 50 – 65 % –
оценка “3” Менее половины от максимальной суммы баллов – оценка “2”

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».