Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Информатика курс 1 курс

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3-4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

5-8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

9 - 11

ОСВОЕНИЯ

12 - 15

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности СПО 53.02.03 «Инструментальное исполнительство (фортепиано)», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02.08
«Музыкальное звукооператорское мастерство».
Программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями для осуществления профессиональной подготовки
специалистов среднего звена гуманитарного профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью учебной дисциплины является ознакомление обучающихся с основными понятиями информатики, а также со спецификой их
использования в профессиональной деятельности.
Задачами дисциплины являются: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
 тематический материал курса;
 основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с
помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
 назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
 назначения и функции операционных систем
уметь:
 называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
 описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
 подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
 оперировать объектами файловой системы;
 применять основные правила создания текстовых документов;
 использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
 использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
3
















работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами;
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные
результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационнокоммуникационных технологий;

Владеть следующими общими компетенциями:
ОК 10. Использовать умения и знания дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 18 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 18 часов.

4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА
2.1. Содержание учебной дисциплины математика
Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода
информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение,
системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными
информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их
семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания
текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с
фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в
текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления,
предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания.
Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц.
Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная
графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.
5

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и
редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе
компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная
паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка
надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к
доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации,
сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь,
информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ
экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного
доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования
компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного
применения ИКТ в современном обществе.
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)

Объем часов
18
18
10
1
-

6

2.3. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические
работы.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

• Информация и ее свойства. Информационные
процессы. Представление информации. Измерение
информации.
• Компьютер как универсальное устройство обработки
информации
• Программное обеспечение компьютера. Операционная
система. Файловая система.

1

1

1

1

1

1

• Обработка текстов. Текстовые документы и их
структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово,
символ). Технологии создания текстовых документов.
• Стилевое форматирование. Включение в текстовый
документ списков, таблиц, диаграмм, формул и
графических объектов..

1

2

1

2

• Графическая информация. Формирование изображения
на экране монитора. Компьютерное представление
цвета.
• Компьютерная графика (растровая, векторная).
Интерфейс
графических
редакторов.
Форматы
графических файлов.
• Понятие технологии мультимедиа и области ее
применения. Звук и видео как составляющие
мультимедиа.

1

2

1

2

1

2

Информация и информационные
процессы
Компьютер и его программное
обеспечение

Обработка текстовой информации

Обработка графической
информации

Мультимедиа

7

Обработка числовой информации

Моделирование и формализация

Коммуникационные технологии

• Компьютерные презентации. Дизайн презентации и
макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

1

2

• Электронные (динамические) таблицы. Основные
приемы работы с эл. таблицей. Ввод и редактирование
данных. Выполнение расчетов
• Относительные и абсолютные ссылки.
• Инструменты анализа данных. Построение графиков и
диаграмм.
• Сортировка и фильтрация данных.

1

2

1

2

1

2

1

2

• Основные понятия, типы данных, системы управления
базами данных и принципы работы с ними.
Формирование сводной таблицы.

1

1

• Надстройка «Поиск решения».

1

3

• Локальные и глобальные компьютерные сети.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе
компьютерных сетей

1

2

• Основы информационной
«Интернет»

1

1

1

1

безопасности

• Информационные технологии будущего
Всего

в

сети

18

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: кабинет
математики – 8 кабинет (площадь кабинета: 20 кв. м.).
Оборудование учебного кабинета:
№

Наименование имущества

Количество

1.

Доска маркерная

1

2.

Стол учительский

1

3.

Стол ученический 2-х местный

5

4.

Стул ученический

10

5.

Стул мягкий

10

6.

Стол компьютерный

8

7.

Тюлевые занавески

3

8.

Шкаф напольный двухстворчатый

1

9.

Тумба

1

11.

Ионизатор

1

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
- Персональный компьютер – рабочее место учителя
PC-School-04 ProMegaOffice
- Персональный компьютер – рабочее место ученика
PC-School-04 ProMegaOffice
- Комплект сетевого оборудования
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
9









Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования». Письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства
образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259
«Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
Стандарт основного общего образования по информатике

Дополнительные источники:
- Информатика как наука (схема)
- Кодирование и хранение информации (тест)
- Структура компьютера (схема)
- Устройство персонального компьютера (презентация)
- Программное обеспечение компьютера (презентация)
- Файловая система компьютера (презентация)
- Представление чисел в компьютере (презентация)
- Кодирование текстовой информации (презентация)
- Кодирование графической информации (презентация)
- Компьютерные презентации (презентация)
- Математическое моделирование (презентация)
- Графические модели (презентация)
- Системы счисления (презентация)
- Циклический алгоритм (презентация)
- Условная функция в эл. Таблице. (презентация)
- Новые технологии (презентация
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
- Операционная система
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор,
программу разработки презентаций, электронные таблицы. LibreOfficeWritsr dthcbz
6.0.2.1
- Система программирования Паскаль.
- Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по основным разделам
курса математики, в том числе включающие элементы автоматизированного
обучения, тренинга, контроля.
10

Методические указания для обучающихся
Для освоения дисциплины Информатика обучающемуся необходимо:
1. В ходе теоретических занятий внимательно воспринимать действия
преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания
изучаемого предмета, применения знаний на практике. Аккуратно вести конспект, записи
должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В
случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном
порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в
конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые
использует преподаватель. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе и
Интернет-источники, разрешая в ходе чтения возникшие ранее затруднения, вопросы, а
также дополняя и исправляя свои записи. Неоднократное обращение к пройденному
материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
2. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной
дисциплины, служат для закрепления изученного материала, развивают умения и навыки,
а также помогают преподавателю видеть подготовленность по изучаемой дисциплине. В
процессе таких занятий вырабатываются практические умения. Перед практическим
занятием следует изучить конспект лекций, рекомендованную литературу и Интернетисточники. На практическом занятии главное – уяснить связь решаемых задач с
теоретическими положениями. При выполнении заданий можно пользоваться
лекционным материалом, с разрешения преподавателя осуществлять деловое общение с
товарищами.
3. Лекция с практическим элементом – это проведение «комбинированного»
занятия, когда лекция сочетается с элементами самостоятельной работы, обсуждения,
консультацией, дискуссией, выполнением практических заданий с целью закрепления
изученного материала. Такой вид занятия целесообразен при необходимости быстрого
овладения учебным содержанием до уровня применения знаний на практике при
небольшом времени.
4. Самостоятельная работа выполняется по заданию и при методическом
руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. В такой работе
требуется самостоятельное, более глубокое изучение отдельных вопросов курса с
использованием рекомендуемой дополнительной литературы, других информационных
источников и конспектов лекций. Индивидуальные занятия (домашние занятия) требуют
большего проявления творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и
организованности, рекомендуется: - конспектировать источники; - использовать словари и
справочники -использование аудио- и видеозаписи; - работать с электронными
информационными ресурсами и ресурсами Internet; - составлять планы и тезисы ответа на
лекции; - составлять схемы, таблицы, для систематизации учебного материала; систематизировать в конспектах ответы на контрольные вопросы, что является хорошей
подготовкой к промежуточной аттестации.
5. Контроль по дисциплине предполагает проведение проверочных письменных
контрольных работ в течение семестра. По результатам данных работ, качеству
выполнения заданий обучающийся аттестуется
11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения устных (письменных) опросов, тестирования,
контрольных работ.
Результаты обучения (усвоенные знания,
освоенные умения)

уметь:
оперировать
различными
видами
информационных объектов, в том числе с
помощью
компьютера,
соотносить
полученные
результаты
с
реальными
объектами;
- распознавать и описывать информационные
процессы в социальных, биологических и
технических системах;
- использовать готовые информационные
модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации,
сопоставляя различные источники;
-иллюстрировать
учебные
работы
с
использованием средств информационных
технологий;
создавать
информационные
объекты
сложной
структуры,
в
том
числе
гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать,
сохранять записи в базах данных, получать
необходимую информацию по запросу
пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели
и динамику их изменения с помощью
программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и
гигиенические
рекомендации
при
использовании
средств
информационнокоммуникационных технологий;
знать:
- тематический материал курса;
основные
технологии
создания,
редактирования, оформления, сохранения,
передачи
информационных
процессов
различных типов с помощью современных
программных средств информационных и
коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

Коды
формируемых
компетенций

Оценка
результатов ОК 10
тестирования. Оценка
результатов
тематических
контрольных работ.

Устный опрос,
выполнение
тематических
заданий,
подготовка
сообщений,
внеаудиторная
самостоятельная
работа
12

моделей, описывающих реальные объекты и
процессы;
- назначения и функции операционных систем.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной.
При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться
преподавателем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения,
само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные
вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно за
писано решение.
Оценка ответа учащегося проводится по пятибалльной системе.
Критерии ошибок
Вид
ошибки

Имеющиеся недочеты

Грубая
ошибка

Незнание определений основных понятий, правил, основных положений
теории. Неумение выделять в ответе главное. Неумение подготовить к работе
ПК, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.
Небрежное отношение к ПК. Нарушение требований правил безопасного
труда при работе на ПК

Негрубая
ошибка

Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой
охвата
основных
признаков
определяемого
понятия;
ошибки
синтаксического характера. Нерациональный выбор решения задачи.

Недочет

Нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие
пояснений, обоснований в решениях. Небрежное выполнение записей,
чертежей, схем, графиков.

Оценка практической работы рубежного контроля
Оценка уровня подготовки
Балл
(отметка)
5

Вербальный аналог

Отлично

Имеющийся результат

учащийся самостоятельно выполнил все этапы
решения задач на ПК;
работа выполнена полностью и получен верный
13

ответ или иное требуемое представление результата
работы;

4

Хорошо

Работа выполнена полностью, но обоснования шагов
решения недостаточны; допустима одна-две
негрубые ошибки или два-три недочета

3

Удовлетворительно

Допущены более одной ошибки или более двух-трех
недочетов, но учащийся владеет основными
навыками работы на ПК, требуемыми для решения
поставленной задачи;

2

Неудовлетворительно Допущены существенные ошибки, показавшие, что
учащийся не владеет обязательными умениями по и
навыками работы на ПК или значительная часть
работы выполнена не самостоятельно.

Критерии оценки устного ответа
N
п/п

Оцениваемые
навыки

Методы
оценки

Граничные критерии оценки
отлично

неудовлетворительно

1.

Отношение к
работе

Наблюдение
преподавателя,
просмотр
выполненных
заданий

Все задания
выполнены в
отведенное время, не
содержат более двух
недочетов

В отведенное время задание
не выполнено, показано
безразличие к выполнению
работы и ее результатам.
Выполнено менее половины
предусмотренного задания

2.

Способность
выполнять
вычисления

Просмотр
выполняемого
задания

Без затруднений
выполняются
вычисления,
применяются
необходимые
формулы

При вычислениях
допускаются грубые
ошибки, неспособность
выполнять простейшие
арифметические действия

3.

Умение
использовать
ранее

Наблюдение
преподавателя,
просмотр

Без дополнительных
указаний
используются умения

Неспособность использовать
знания, ранее полученные
при изучении дисциплины
14

полученные
знания и навыки
для решения
задач

представленных
материалов

и навыки, полученные
при изучении
дисциплины
"Информатика"

“Информатика”

4.

Оформление
листа устного
опроса

Просмотр
выполненных
заданий,
необходимых
математических
выкладок

Работа оформлена
аккуратно, хорошая
графика,
математически
грамотно, согласно
требованиям по
дисциплине.

Работа оформлена крайне
небрежно, вследствие этого
нет возможности проверить
необходимые записи

5.

Уровень
усвоения
учебного
материала

Собеседование

Грамотные и четкие
ответы на
поставленные
вопросы,
использование
профессиональной
лексики, способность
обосновать свою
точку зрения

Демонстрируется незнание
дисциплины, при ответах
показан узкий кругозор,
ограниченный словарный
запас, неумение владеть
профессиональной лексикой

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».