Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

География 1 курс

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3-4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

5-9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ
ОСВОЕНИЯ

10 - 11
12 - 15

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ

Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
53.02.06 Хоровое дирижирование
53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство
1.1.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
дисциплина входит в общеобразовательный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и
локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических,
геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими
географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и
ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного
отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности
и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации; нахождение и применение географической информации,
включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы
и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических
вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных
регионов и стран мира, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и
простого общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов
и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации
населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных
изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных
факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и
объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы сети Интернет; правильной оценки
важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической
и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ;
знать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы
географических исследований;
особенности размещения основных видов
месторождения и территориальные сочетания;

природных

ресурсов,

их

главные

численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей;
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню
социально-экономического развития, специализации в системе международного
географического разделения труда;
географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России,
ее роль в международном географическом разделении труда;
Владеть следующими общими компетенциями:
ОК 10. Использовать умения и знания дисциплин федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной
деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 36-часов;
самостоятельной работы обучающихся 18 часов.

2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ

2.1. Содержание учебной дисциплины география
Тема 1. Введение. География в системе научного мира. Традиционные и новые
методы географических исследований. Источники географической информации, ГИС.
Географические прогнозы как результат географических исследований Элементы
географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, язык
географии. Их значимость для представителей музыкального искусства.
Тема 2. Многообразие стран на политической карте мира. Политическая карта мира
и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического
мироустройства, очаги геополитических конфликтов. Политико-географическое
положение.
Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государства
и государственного устройства.
Тема 3. География мировых природных ресурсов. Особенности размещения
природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том
числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов. Обеспеченность
стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими полезными
ископаемыми. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой.
Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. География лесных ресурсов,
лесной фонд мира. Обезлесение — его причины и распространение. Роль природных
ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни
человечества и перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы.
Рекреационные ресурсы.
Тема 4. Население мира. Численность населения мира и динамика её изменения.
Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным уровнем
социально-экономического развития (демографический взрыв, демографический кризис,
старение населения). Демографическая политика и её направления в странах различных
типов воспроизводства населения. Теория демографического перехода
Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в странах
с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический состав населения.
Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный
состав населения. Мировые и национальные религии, главные районы распространения.
Географические особенности размещения населения и факторы, его определяющие.
Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции
населения: причины, основные типы и направления. Расселение населения: типы и формы.
Понятие об урбанизации, её особенности в странах различных социально-экономических
типов. Городские агломерации и мегалополисы мира.
Тема 5. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство: состав. Основные этапы развития
мирового хозяйства. Факторы размещения производства и их влияние на современное
развитие мирового хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура
мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли
международной специализации. Условия формирования международной специализации
стран и роль географических факторов в её формировании. Аграрные, индустриальные
и постиндустриальные страны.
Тема 6. География главных отраслей мирового хозяйства.
География отраслей первичной сферы. Современные тенденции развития отрасли.
Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География производства основных
продовольственных культур. Ведущие экспортёры и импортёры.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства.

Рыболовство и аквакультура: географические особенности.
Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду.
География отраслей вторичной сферы. Географические особенности размещения
основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче
нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энергопереход».
География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страны-производители,
экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация стран-экспортёров
нефти. Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии
и её географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии
с использованием ВИЭ. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой» энергетики.
Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и различных типов
электростанций, включая ВИЭ.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной
металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и алюминия.
Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую среду.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры
продукции автомобилестроения, авиа­строения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие страныпроизводители
и экспортёры
минеральных удобрений и продукции химии органического синтеза. Ведущие страныпроизводители деловой древесины и продукции целлюлозно-бумажной промышленности.
Влияние
химической и лесной промышленности на окружающую среду.
География отраслей третичной сферы. Сфера услуг. Мировой транспорт. Основные
международные магистрали и транспортные узлы. Мировая система НИОКР. Международные
экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. Мировая
торговля и туризм.
Тема 7. Регионы и страны.
Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная
Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая характеристика. Общие
черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран
субрегионов. Геополитические проблемы региона.
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия,
Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико-географическая
характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения
и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения, природноресурсного капитала, населения, хозяйства стран зарубежной Азии, современные
проблемы (на примере Индии, Китая, Японии).
Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая экономикогеографическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения
и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения природноресурсного капитала, населения, хозяйства стран Америки, современные проблемы (на
примере США, Канады, Мексики, Бразилии).
Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная
Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономико-географическая
характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства
субрегионов. Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран
Африки (ЮАР, Египет, Алжир).
Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенности географического
положения. Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития

хозяйства. Экономико-географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли
международной специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном
географическом разделении труда.
Россия в современном мире. Особенности интеграции России в мировое сообщество.
Географические
аспекты
решения внешнеэкономических и внешнеполитических
задач развития России.
Тема 8. Географические аспекты глобальные проблем человечества
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки
человечеством и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических,
политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие России в решении
глобальных проблем.

2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

Объем часов
54
36
9
3
18
-

2.3.
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ
1 час в неделю, всего 36 часов, 1 час — резервное время
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы.

Тема 1. Введение

География в системе научного мира

Тема 2.
Многообразие стран
на политической
карте мира

Политическая карта мира, изменения на ней в новейшее время

Объем Уровень
часов освоения
1

1

5

1-2

2

2-3

Многообразие стран современного мира, их основные группы
Государственный строй, формы правления. Практическая работа №1. Типы стран
современного мира
Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль России в
современном мире
Тематический контроль по теме

Тема 3. География
мировых природных
ресурсов
Тема 4. Население
мира

Природные ресурсы Земли, их виды.
Ресурсообеспеченность. Практическая работа №2. Оценка обеспеченности различных регионов
и стран мира основными видами природных ресурсов
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран
Воспроизводство и миграции населения. Структура населения
Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Качество жизни населения.
Практическая работа №3. Сравнение половозрастных пирамид стран, различающихся типами
воспроизводства населения
Трудовые ресурсы и занятость населения. Урбанизация. Практическая работа №4. Составление
сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира

6

1
2-3

Расовый, этнический и религиозный состав населения
Тематический контроль
Тема 5-6. Мировое
хозяйство

Современные особенности Мирового хозяйства Практическая работа №5.
Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран

География отраслей
первичной сферы
Мирового хозяйства

Мировое сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство. Определение стран-экспортеров
основных видов растениеводства
Горнодобывающая промышленность

1

3

2

2-3

География отраслей
вторичной сферы

Металлургический комплекс
Топливно-энергетический комплекс. Практическая работа №6. Представление в виде диаграмм
данных о динамике изменения объёмов и структуры производства электроэнергии в мире
Машиностроение

5

Химическая, лесная и легкая промышленность
География отраслей
третичной сферы

Транспортный комплекс

Тема 7. Регионы
и страны

Зарубежная Европа. Практическая работа №7. Сравнение по уровню социальноэкономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы с использованием
источников географической информации
Зарубежная Азия. Практическая работа №8. Сравнение международной промышленной
и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа данных об
экспорте основных видов продукции
Африка

2

Америка. Практическая работа №9. Объяснение особенностей территориальной структуры
хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт
Австралия и Океания

2

Россия в современном мире

1

Тематический контроль

1

Тема 8.
Географические
аспекты глобальные
проблем
человечества

Медицинские, образовательные, туристические

2

2

1

2-3

1

Географические аспекты глобальные проблем человечества
1

35

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: кабинет ест.
дисциплин – 6 кабинет (площадь кабинета: 20 кв. м.).
Оборудование учебного кабинета:
 Учительский стол
 Учительский стул
 Парты двухместные
 Стулья ученические
21013600057 - 71
 Шкаф
0630027
 Доска
06300645
 Доска магнитная

1
1
9
18
1
1
1

Технические средства обучения:

компьютер

мультимедийный проектор.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1.
Комплект учебно-наглядных пособий:
• атлас мира
• контурные карты
• карта мира
2. Комплект электронных пособий: Развивающие фильмы: «Глобальное потепление»,
«Транссибирский экспресс», «Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования». Письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства
образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259

«Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».

Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей
социально- экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей
социально- экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей
социально- экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие
студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей
социально- экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М.,
2014. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс.
— М., 2014. Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11
классы. — М., 2014.

Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2018.

Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.

Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Дополнительные источники:
 Ануфриева О.И. Поурочные планы. Экономическая и социальная география мира.
10 класс. К учебнику Максаковского В.П. – Волгоград: Учитель, 2010.
 Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М. Типовые тестовые задания. М: «Экзамен»,
2010г.
 Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа, 2003.
 Поурочные разработки по географии 10 класс. Жижина Е.А., Никитина Н.А. М., ”
Вако”, 2006.
 Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2х т. – М.: Дрофа, 2004.
 Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической
социальной
географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2010 г.


Интернет-ресурсы:
1. https://infourok.ru/
2. http:/www.scienceblog.ru
3. http:/www.livejournal.com
4. http:/www.greenpeace.org
5. http:/www.nationalgeographic.com
6. http:/www.wikipedia.org
7. http://edukids.narod.ru/zemlia/index.htm
8. http:/www.rgo.ru
9. http:/www.geografia.ru
10. http://resh.edu.ru/
11. http://geo.1september.ru/urok/
12. http://learningapps.org

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:

Индивидуальные,

определять и сравнивать по разным источникам
информации географические тенденции развития
природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;

групповые и фронтальные

применять разнообразные источники
географической информации для проведения
наблюдений за природными, социальноэкономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под
влиянием разнообразных факторов;

Графический метод контроля (по
контурной карте; построение диаграмм,
графиков и схем);

формы контроля;

Методы устного контроля (беседа, рассказ
ученика, объяснение, чтение текста,
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность
технологической карты, схемы,
отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и монологический ответ учащегося);
территориальной концентрации населения и
Методы письменного контроля
производства, степень природных, антропогенных и (проверочная работа, тестирование,
техногенных изменений отдельных территорий;
терминологический диктант);

составлять комплексную географическую
характеристику регионов и стран мира; таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной
тематики;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
для выявления и объяснения географических
аспектов различных текущих событий и ситуаций;

Проведение практических работ;
Самоконтроль;
Взаимоконтроль.
Текущий контроль: наблюдение за
обучающимися на аудиторных занятиях.
Наблюдение и экспертная оценка
результатов деятельности обучающихся на
практических занятиях . Взаимопроверка и
взаимооценка обучающихся на
практических занятиях; самопроверка и
самооценка выполненных упражнений.
Экспертная оценка результатов
выполнения заданий для самостоятельной
работы.

нахождения и применения географической
Оценка результатов
информации, включая карты, статистические
тестирования, нормативы по технике
материалы, геоинформационные системы и ресурсы

Интернета; правильной оценки важнейших
безопасности и др.
социально-экономических событий международной
Итоговый контроль в форме контрольной
жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, работы.
тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных
регионов и стран мира в условиях глобализации,
стремительного развития международного туризма
и отдыха, деловых и образовательных программ,
различных видов человеческого общения.
Знать:
основные географические понятия и термины;
традиционные и новые методы географических
исследований;
особенности размещения основных видов
природных ресурсов, их главные месторождения и
территориальные сочетания; численность и
динамику населения мира, отдельных регионов и
стран, их этногеографическую специфику; различия в
уровне и качестве жизни населения, основные
направления миграций; проблемы современной
урбанизации;
географические аспекты отраслевой и
территориальной структуры мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей;
географическую специфику отдельных стран и
регионов, их различия по уровню социальноэкономического развития, специализации в системе
международного географического разделения
труда; географические аспекты глобальных проблем
человечества;
особенности современного геополитического и
геоэкономического положения России, ее роль в
международном географическом разделении труда


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вас приветствует ГБПОУ СО «СМХК»

Мы используем cookie, Подробнее

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».